Мф.4:4 . «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» ( Втор.8:3 ). Объяснение. Если и Сам Иисус Христос взалкал ( Мф.4:2–3 ), то нельзя отвергать веществен. хлеб, как равно нельзя полагаться в деле спасения и на одно только чтение Писания, нужны и дела, с ним согласные: Рим.2:13 ; Иак.1:22 . Кроме хлеба естественного и кроме Священного Писания есть ещё хлеб жизни: Ин.6:48–55 . Ин.1:12–13 . «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Объяснение. Здесь разумеются уверовавшие во Христа и крестившиеся во Имя Его: Гал.3:26 , и соблюдающие заповеди Его: Ин.15:10 , а кто хотя и уверовал, и читает Слово Божие, но не творит того, что повелевает Господь, услышит: Лк.6:46 . Ин.12:48 . «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Объяснение. Благодать Божия даётся не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20 . Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6 ; Иак.2:22–26 ; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17 ; Сир.3:21–24:38:24–25 . Иак.1:5 . «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». Объяснение. Здесь говорится не о той мудрости, которая есть разумение Священного Писания: 1Кор.14:38 ; Сир.3:21–24 ; а о мудрости нравственной, т.е. истинно-христианской жизни, основанной на правильном познании высоты и назначения христианского звания: Иак.3:13–15 . Вот истинная мудрость, в которой нуждаемся и которую нужно просить у Бога: Иак.3:17 ; Еф.5:15–16 ; Кол.4:5 , но есть и ложная мудрость, ничтожная перед Богом: 1Кор.1:25 . 2Кор.3:14–16 . «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах. Во время прощальной беседы с учениками Господь Иисус Христос называет Духа Святого другим Утешителем , Который пребудет с апостолами вовек и научит… всему (Ин 14:16, 25). Этим же словом παρκλητος (в данном случае переведенном как «Утешитель») Христос несколько ранее назвал Самого Себя. В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4). Для апостола Павла выражения «храм Божий» и «храм Духа Божия» — синонимы: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа. Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)… Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету. Вспомним хотя бы притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, именующий Себя Сыном Человеческим, восседает на престоле славы, оказывается Судией всех народов и Повелителем ангелов (Мф 25:31–46). Вспомним фрагмент Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивляясь, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк 17:17–18). Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он благовествует, не есть человеческое , ибо он принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11–12), колоссянам — что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9–10), и римлянам — что Христос есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).

http://foma.ru/troitsa-tak-bog-odin-ili-...

Господь даровал им «некоторую власть и духовную благодать» (Феофил. и Злат.) и это действие имеет целью удостоверить апостолов, что они лично от Него поставлены и посвящены на служение Ему и делу Его в мире. – Конечно, в сем действии Господа невозможно без предвзятой мысли видеть, как видят римские католики, доказательства, что Дух Святой от вечности исходит и от Сына. – Кому простите грехи и пр.: после Петрова исповедания Господа Мессией Господь обетовал дать ему ключи Царствия Божия и власть вязать и решить грехи ( Мф. 16:19 ), ему, как представителю всего апостольского лика, от которого и выражено было Петром сие исповедание. Теперь, по совершении Своего дела Мессии, Господь исполняет Своё обетование и действительно дарует сию власть всем апостолам (не исключая, конечно, и отсутствовавшего Фомы, как принадлежавшего к лику апостолов), утверждая её дарованием им благодати Святого Духа. Господь именно сию власть дарует апостолам, так как в ней содержится сущность всего апостольского служения, как служения, содействующего усвоению дела Христова в мире, где могут быть и верующие, достойные отпущения грехов по вере, и – неверующие, которым не могут быть отпущены грехи по неверию их (см. прим. к Мф. 16:19 ; ср. Мф. 18:18 ). 24. Ин. 20:24 . Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Ин. 11:16, 14:5, 21:2 ; Мф. 10:3 . 25. Ин. 20:25 . Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. Ин. 20:20 ; Пс. 21:17 . Фома – Близнец: см. прим. к 11:16. – Не был тут с ними: случайно или намеренно, прямо не говорится. Сколько можно судить по некоторым обнаружениям характера Фомы (11:16; 14:5), смерть Учителя произвела на него особенно сильное впечатление; в нём последовал более сильный, чем у других, упадок духа и тяжёлое уныние (ср. Лк. 24:21 ), и это отчуждение, в котором он держался от прочих учеников в день воскресения, вероятно, стояло в связи с этим впечатлением и настроением его духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Стремления, замыслы, планы, амбиции также не могут быть реализованы всецело и не зависят от воли и усилий человека: « Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? » (Лк. 12: 25-26). В евангельской притче Бог сказал самоуверенному богачу, распланировавшему для себя дальнейшую счастливую жизнь «на многие годы» вперёд: « безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12: 19-20). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Самых родных, близких и любящих - и тех разлучает, разъединяет смерть. Не смогли противостоять ей отец и сын - оба лекари - в тургеневском романе. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). Нетленные ценности существуют. Главная непреходящая ценность - любовь Христова. Тургенев, цитируя апостола Павла, горячо в это верует: «одно это слово имеет ещё значение перед лицом смерти. " Всё минется, - сказал апостол, - одна любовь останется " » (5, 348). В своём утверждении: «любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (10, 142) - писатель сердечным знанием постиг заветные христианские истины: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4: 16). Средоточие любви совершенной, которая «изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18), - Отец, Сын и Дух Святой. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим. 8: 16). В Пресвятой Троице, Единосущной и Нераздельной, обретает человек - венец Божьего творения - истинное единство и желанную цельность, незыблемую опору и жизнь вечную: «если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Ин. 2: 24-25) . «Отцам» и «детям» адресовал святой апостол Иоанн своё послание об Отце Небесном: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1 Ин. 2: 12-13) .

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

Обыденное сознание не вмещало сокровенную суть дарованного хлеба, и чтобы манна осталась в памяти потомков как свидетельство покровительства Господня, Моисей повелел наполнить ею золотой сосуд и поставить его пред ковчегом (см. Исх.16:32–34 ). Так и хранилась манна, в Святая святых, в золотом ковчеге, рядом со скрижалями Завета (см. Евр.9:3–4 ). Значение манны как «пищи духовной» ( 1Кор.10:3 ) не однажды подчеркивается в тексте Б.: «Он… питал тебя манною, которой не знал ты, не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа живет человек…» ( Втор.8:3; 8–16 , ср. Мф.4:1–4 ); «…народ Твой Ты питал пищею ангельскою и посылал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого. Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого она изменялась во все, повиновалась Твоей благодати, питающей всех, по желанию нуждающихся, дабы сыны Твои, которых Ты, Господи, возлюбил, познали, что не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» ( Прем.16:20–21, 25–26 , см. также Неем.9:15 ; Пс.77:23–25, 104:40 ). Текст Н.З. раскрывает значение манны как прообраза духовной пищи, дающей «жизнь миру». Народ просит Христа о знамении и напоминает Ему об отцах, которые «ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» ( Ин.6:31 ). Иисус отвечает им: «…не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб, сшедший с небес» ( Ин.6:32–35 ). Иудеи раздражены ответом Иисуса и не понимают Его слов: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» ( Ин.6:41 ). Иисус повторяет: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:48–51 , ср.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Присутствие Христа на Евхаристии двоякое. Христос присутствует в Евхаристии, т. к. евхаристический хлеб есть Его тело. В Евхаристии Он пребывает с нами так, как Он пребывал с апостолами на Тайной вечери, но только Его присутствие с ними заменяется Его пребыванием в евхаристических дарах. Но земное тело после воскресения неотделимо от Его прославленного тела 16 . «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в царствии Божьем» ( Мк. 14:25 ). Мессия уже пришел. «Пришел к своим, и свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» ( Ин. 1:11–12 ). Мессия не может быть без царства и без народа. Через страдание, смерть и воскресение царство уже приобретено. Голгофа была началом воцарения на царство. «Так должно быть вознесену (ψωθναι) Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него (не погиб, но) имел живот вечный» ( Ин. 3:14–15 ). «И когда Я буду вознесен от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ). Глагол «ψωθναι» означает быть вознесенным и быть прославленным 17 . Вознесение на крест было началом прославления, и прославление совершается через Голгофу. «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор. 15:25 ). Христос есть Господь (Кριος). «Царя ли вашего распну?» ( Ин. 19:15 ). Пилат ошибся только в одном: не «вашего», но единственного Царя всех и единственного Господа. Христос уже царствует через Церковь и в Церкви. Его царствование есть предвосхищение царства Божьего. «Когда же все покорит Ему, тогда и сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:28 ). «День Господень» имеет в новозаветных писаниях эсхатологический смысл. Это день второго пришествия Господа со славою для всех. В этот день все «увидят Сына человеческого грядущего на облаках с силою и славою» ( Мк. 13:26 ). Мы живем в этом эсхатологическом ожидании, но в Церкви эсхатология не есть только предельное будущее. В Церкви настоящее включает в себе и будущее, и прошлое. «День Господень» приидет, но он постоянно приходит в Церкви, т. к. Господь приходит к «своим». Евхаристия есть трапеза Господа, приходящего в Церковь в Духе. «Да едите и пиете за трапезой Моей в царствии Моем» ( Лк. 22:30 ). Евхаристия есть пир Агнца, на котором мы, предвосхищая второе Его славное пришествие, пьем и едим с Ним, и Он вкушает с нами новое вино в царствии Своем. Мы каждый раз в Евхаристии ждем Его пришествия к нам. «Ей, гряди, Господи, Иисусе» ( Апок. 22:20 ) – такова наша евхаристическая молитва . Маранафа – наш Господь приходит. Евхаристия есть совершающаяся в «дне Господнем» «трапеза Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Антихристианство в самом христианстве не есть исключительная принадлежность ни времени какого-либо, ни места, ни народа: это «тайна беззакония», находящаяся в действии вообще в мире ( 2Сол.2:3–9 ), и созрение ее не будет, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодатное и животворное озарение Духа Божия, хранящего добро в мире и содействующего людям творить его, о чем сказано было нами в своем месте. Как во времена Апостолов были люди, о которых говорили Боговдохновенные проповедники Царства Божия на земле: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ); так и теперь эти люди, «сыны противления» всякого времени ( Еф.2:2 ; Рим.7:15–23 ; Быт.8:21 ), продолжают являться «плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:26 ). Есть «дети Божии», – говорит Апостол Иоанн, – и есть «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), который всегда был и «есть в мире» (ib). Антихристианство есть вообще «диавольство и сатанинство» в роде человеческом: «Если бы Бог был Отец вашим, – говорил Иисус Христос современным Ему иудеям, – то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:42–44 ). Перед Божественным взором Иисуса Христа «Царство Божие» на земле открыто было через всю будущую историю рода человеческого как во всемирном торжестве христианской идеи ( Мф.13:32, 21:42–44 ; Мк.14:9 ; Лк.13:29 ), так в несмолкаемой брани против него всех злых элементов мира ( Ин.17:14, 16:33, 7:7, 15:18–19, 16:20 ). Иисус Христос зрел духом и предвозвестил, что даже из якобы ходящих вслед Его будут люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ): будут среди добрых и злые ( Мф.25:15–30 ), среди пшеницы и плевелы ( Мф.13:26 ), среди хороших рыб и дурные ( Мф.13:47–48 ), среди овец и козлища ( Мф.25:32–45 ); среди пастырей добрых будут и наемники, не радящие об овцах, «татие и разбойницы» ( Ин.10:8 ), «волцы хищницы», приходящие в стадо в одеждах овечьих ( Мф.7:15 ), дабы расхищать и разгонять овец ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Для того именно и основал Он на земле Церковь , чтобы люди, делаясь ее членами, усвояли себе совершенное Им дело искупления ( Ин.3:5 ). Этой основанной им церкви Он обещал общение и с Богом Отцом ( Ин.17:23 ) и с Богом Духом и с Ним Самим. Я с вами, говорит Он, во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Ее не в состоянии, поэтому, одолеть будут, по Его учению, никакие силы ада. Создам Церковь Мою, говорил Он, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Но вот, когда вечеря и невод, под которыми понимал Он в притчах Царство Свое, наполнятся ( Мф.13:47, 22:1–14 ), когда все призваны будут в Его Царство, Он явится во славе, чтобы воздать каждому по его заслугам ( Мф.25:31–32 ). Ввиду таких ясных и определенных свидетельств Христа Спасителя о Себе Самом, свидетельств, заимствованных от всех четырех Евангелистов, нам кажется, что всякое препирательство с отрицательной критикой по поводу отрицания в учении Христа Спасителя указаний на Божество Его – излишне. Так могут говорить только люди, явно упорные и ослепленные. Пусть будет не ясно одно место, не ясно – другое, но взятые все вместе неопровержимо говорят, что Христос Иисус постоянно говорил о Себе, как об истинном Боге и истинном человеке. §19. Учение Христа Спасителя о Боге вообще и в частности о Боге Отце Учение Христа Спасителя о Боге вообще не было ни пантеистическим, ни деистическим. Оно не было пантеистическим: ибо о Боге говорится в нем, как о существе, имеющем жизнь в Самом Себе. Как Отец, говорит Христос Спаситель, имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). Оно не было и деистическим: ибо материя признается в нем творением Божиим ( Мф.11:25 ) и допускается самое широкое участие Божества в мире. Бог есть, по нему, Существо духовное, личное, единое по естеству и троичное в лицах. Бог есть дух, говорит Он Самарянке, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Идите, говорит Он апостолам по воскресении, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Утверждает нас в том вера наша, обещаниями Божиими, как якорем, укрепляемая. «Верующий в Меня..., – говорит Христос, – если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). " Ныне Христос..., – говорит апостол, – воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:20–21 ). «Воскреснут мертвые и восстанут, те, которые в гробах " , – уверяет нас Сам Бог устами пророка ( Ис.26:19 ). «Вот, – говорит Адонаи Господь костям человеческим: вот Я введу в вас дух жизни, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я есмь Господь» ( Иез.37:5–6 ). И далее там же: " вот Я отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам дух Мой в вас, и живы будете, и узнаете, что Я Господь: Я сказал и сотворю " , – говорит Адонаи Господь» ( Иез.37:12–14 ). И в книге пророка Даниила говорит: " Многие (все) из спящих в земной персти восстанут, – сии в жизнь вечную, а те в осуждение и стыд вечный» ( Дан.12:2 ). «Наступает время..., – говорил Спаситель, – в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Утверждает нас всемогущество Божие. Ибо если из ничего все сотворил, тем более «тленное.. облечет в нетление и смертное... облечет в бессмертие» ( 1Кор.15:54 ). Утверждает восстание мертвых, восставших в жизни сей из мертвых, как-то: дочери Иаира ( Мф.9:25 ; Мк.5:42 ), сына вдовы в городе Наине ( Лк.7:14–15 ), Лазаря ( Ин.11:43–44 ), Тавифы ( Деян.9:40–42 ). Услышали они глас Сына Божия – и ожили. Услышат мертвые и в последний день Того же Сына Божия глас – и, услышав, оживут. Показывает то и самое естество. Зерно, посеянное в землю и умершее, всходит и много плода приносит ( Ин. 12:24 ; 1Кор.15:36 ). Показывает произрастание весной всех трав, которые из земли, как умершие из гробов, встают и в новый прекрасный вид одеваются, и различный дают плод. 3) При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом ( Лк.16:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010