Глава 21 1–14. Явление воскресшего Христа на море Тивериадском. – 15–23. Чудесный лов рыбы и обед при море. Предсказание судьбы Петра и Иоанна. – 24–25. Второе заключение к Евангелию. Ин.21:1 .  После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: «После того», т.е. после событий, описанных в 20-й главе. «Опять явился Иисус...». Как видно из 14-го стиха, это явление было уже третьим в ряду явлений, бывших ученикам. Первое имело место в первый день по воскресении, второе – в восьмой ( Ин.20:19, 26 ). «При море Тивериадском» – см. комментарии к Ин.6:1 . Ин.21:2 .  были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Всего при море было в это время семь учеников Христовых: пять апостолов, которые названы по именам (впрочем, себя и брата своего Иакова Иоанн, по обычаю своему, называет только по отчеству), и двое других, может быть, даже не из числа апостолов. Ин.21:3 .  Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. Апостолы, очевидно, принялись за свои прежние занятия, так как еще не получили окончательного уполномочия на проповедь Евангелия. Петр – очевидно, вечером – отправляется на море ловить рыбу, и к нему присоединяются шестеро других учеников. Как видно из дальнейшего рассказа, все они поместились в одной лодке, имея одну сеть. Ин.21:4 .  А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Проведя целую ночь на море и ничего не поймав, ученики ранним утром увидели, что кто-то стоит на берегу. Это был Иисус, Которого за дальностью расстояния ученики не узнали. Ин.21:5 .  Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Господь обратился к ученикам, когда те стали подплывать к берегу, с вопросом, не имеют ли они чего-нибудь съестного, конечно, имея в виду, что они поймали сколько-нибудь рыбы. Ученики, занятые, вероятно, собиранием сети, не глядели на спрашивавшего и коротко ответили отрицательно на его вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После всего сказанного ясно, что несправедливы те, которые считают недействительными таинства, совершенные священнослужителями, не выдающимися по вере и благочестию среди других христиан. Конечно, совершители таинств должны особенно заботиться о вере и благочестии, опасаясь праведного гнева Божия за беспечность и небрежность в исполнении своих священных обязанностей, но от их личного недостоинства или достоинства нисколько не зависит сила действия благодати в таинствах. Если бы действие благодати в таинствах было связано с достоинством или недостоинством совершителей таинств, тогда мы должны были бы сказать, что Иисус Христос действие таинств, от которых зависит вечное спасение верующих, поставил в зависимость от личного достоинства совершителей таинств. В таком случае никто не мог бы знать, совершено ли над ним таинство подобающим образом или нет, ибо никто не знает личных достоинств совершителя таинств. Поэтому мы должны признать, если и недостойный, по своим личным качествам, священнослужитель, но имеющий на это право и полномочие, совершает правильно таинства, то последние не теряют своей силы и значения. Совершенно иное должно сказать о принимающем таинства. От принимающего таинства требуется соответствующее приготовление и от такого или иного приготовления зависит сила благодатного действия таинств. В православной христианской Церкви семь таинств. В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится в следующих местах: О Крещении: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). О миропомазании: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:17 ). О причащении: «И возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор.11:24–25 ). Кроме того ясно говорится у Евангелистов: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:17–20 о покаянии: «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ); о Священстве: «дунул, и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ); «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). О браке: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотию, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5 –бет.); «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). О елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ; Мк.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

6) Ин.20:31 . « Сие же написано дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его ». Из этих слов Евангелия сектанты заключают, будто для веры во Христа излишне Предание и достаточно «написанного» т. е. одного св. Писания. По согласись с сектантским толкованием данного свидетельства, мы, как и в предыдущем случае, должны отвергнуть не только св. Предание, но и все св. Писания, за исключением Евангелия Иоанна. Ведь апостол Иоанн выражением «сие написано» не мог разуметь ничего иного, кроме написанного им Евангелия. И раз по толкованию сектантов, кроме «сего написанного» все остальное излишне, значит излишне и все Писания за исключением Евангелия Иоанна. К такому можно придти абсурду, если согласимся с сектантским толкованием вышеозначенного свидетельства. На самом же деле слова апостола Иоанна, на которые ссылаются сектанты, указывают лишь на цель, ради которой было написано Евангелие Иоанна, именно доказать Божество Христа Спасителя. Считать же св. Писание исключительным источником христианского вероучения Евангелист Иоанн не мог уже потому, что по его собственным словам в его Евангелии, да и вообще в Писании не записано многого из того, что сотворил Иисус. ( Ин.20:30, 21:25 ). Деян.1:1–2 « Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала, до того дня, в который Он вознесся ». Из этих слов сектанты заключают, что в Евангелии от Луки записаны все дела и учение Спасителя, и что Предание поэтому будто бы излишне. Но даже поверхностное знакомство с повествованиями Евангелистов открывает нам, что в Евангелии от Луки записаны далеко не все дела и учение Спасителя; у него, например, нет упоминания о величайшем чуде воскрешения Лазаря. Как же тогда понимать слова апостола Луки? Очевидно только в том смысле, что, задавшись целью описать все, что Иисус делал и чему учил, Евангелист Лука изложил все это не полно и обстоятельно, а лишь вкратце. Да иначе было и невозможно, ибо « если бы писать о том подробно, то и самому миру , полагает Евангелист Иоанн, не вместить бы написанных книг ». ( Ин.20:25 ). А если так, то св. Предание не только не излишне, но как дополнение к Писанию, положительно необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о войне Мф.5:21 . «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду» ( Исх.20:13 ). Объясн. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Чис.25:16–18:31:1–2 , полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13 . Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14 , а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.14:31 , веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10 ; Деян.10:1–4 ; и на небе без войны не обошлось: Откр.19:11–19 . Мф.5:38–39 . «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» ( Исх.21:24 ). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Объясн. Защита веры и отечества не есть «око за око, или зуб за зуб», а любовь до самопожертвования за друзей своих: Ин.15:13 ; эта защита не осуждена словом Божиим: Лк.3:14 ; Чис.25:16–18 . Лк.9:54–56 . Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение». Объясн. Самаряне не с оружием напали на Иисуса Христа и апостолов, а только не приняли их, стало быть, огонь сводить на них было бы делом неразумной ревности. Отсюда ясно, что к войнам, которым надлежит быть, помимо всякого желания: Мф.24:6 , это место не относится. В Священном Писании военная служба не запрещается: Лк.3:14:14:31–32 , и воинское звание не препятствовало получить от Господа помощь и похвалу: Мф.8:9–10 . Мф.26:52 . «Тогда говорит ему (апостолу Петру) Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Объясн. Здесь осуждается самоуправное и незаконное употребление оружия, как, например, отсечение уха Малху: Мф.26:51 . Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не обеспечен: 2Пет.2:1 , и потому-то самой высшей любовью считается положение души своей за друзей своих: Ин.15:13 ; о возможности войн говорил и Сам Иисус Христос: Лк.14:31–32 ; Мф.24:6 , а в Ветхом завете Бог даже повелевал воевать: Чис.25:16–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Еще на земле человек начинает жить вечной жизнью. От него самого зависит жизнь, как плод его веры. Верующий, познавший – не умирает вечно, ибо пребывает в Боге и Бог в нем пребывает. В св. Писании блаженство праведников прямо называется вечным, а именно: а) вечной жизнью: «и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). «Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовеки» ( Ин.11:25,26 ). «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» ( 1Ин.2:25 ). «И пойдут... праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); б) вечным царством Иисуса Христа: «так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ); в) вечным спасением ( Евр.5:8,9 ); г) вечным наслаждением (9:15); д) вечною славою ( 1Пет.5:10 ; 2Кор.4:17 ). Вечность блаженства представляется под образом: а) сокровища неоскудеваемого на небсах ( Лк.2:33 , Мф.6:20 ); б) постоянного имения на небесах ( Евр.10:34 ); в) наследия нетленного, неувядаемого ( 1Пет.1:4 ); г) неувядаемого венца славы (5:4); д) всегдашнего пребывания со Христом ( 1Сол.4:17 ; Ин.12:26 ; Рим.8:19–29 ). О вечности блаженства праведников учили и писали все св. Отцы и учители Церкви: Феофил Антиохийский , Ефрем Сирин , Иларий, Иоанн Златоустый , Клемент Александрийский, Киприан, Амвросий, Григорий Богослов , Василий Великий и др. Из понятия о Боге и о душе вытекает понятие о вечности блаженства или мучения. Один только Бог вечен, всесовершен и неизменен; человек же, Им созданный для вечности – вечный по душе и по телу, изменяется, достигая постоянно совершенства, в чем и заключается его жизнь. Изменение – дальнейшее развитие – есть жизнь; следовательно, жизнь есть не прерывающийся переход из одного душевного состояния в другое. Где нет развития, там нет и жизни. Так как жизнь за гробом, блаженство или мучение, есть плод земной жизни, то по закону жизни, и блаженство и мучение не могут остановиться в своем развитии ни на один момент. Желания души никогда не могут удовлетворяться. Они сменяются новыми желаниями, и эта смена желаний, по вечности бытия души, составит безконечную, вечную смену желаний и удовлетворений их за гробом в раю: для праведников – вечное блаженство, все далее и далее развивающееся в целую вечность. Поэтому нет и быть не может меры, границы блаженству, а равно и мучению грешников. Это заключение здравого ума о вечности блаженства и мучения подкрепляется и словом Божьим, и свидетельством св. Отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Глава 7 1–13. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Кущей. – 14–53. Выступление Христа в храме и Его речи. Ин.7:1 .  После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. На празднике Пасхи, о приближении которого Иоанн упоминал в предыдущей главе ( Ин.6:4 ), Христос, очевидно, не был. Он путешествовал в это время и в летние месяцы, следовавшие за означенной Пасхой, по Галилее, так как в Иудею идти в это время было для Него опасно ввиду враждебных замыслов со стороны иудеев. На время этого галилейского путешествия приходятся события, о которых рассказывается в Евангелии Матфея ( Мф.15 ) и Марка ( Мк.7:1–8:10 ): спор с фарисеями о преданиях старцев ( Мф.15:1–20 ), путешествие Христа по верхней Галилее до границ Финикии, где Он исцелил дочь хананеянки, возвращение оттуда в северо-восточную область Галилейского моря и второе насыщение народа, после чего Христос со Своими учениками переправился через море в страну Далмануфскую, находившуюся в области Геннисаретской ( Мф.15:21–39 ; Мк.7:24–8:10 ), где фарисеи и саддукеи потом требовали от Него знамения с неба. В это именно время, между возвращением в страну или область Геннисаретскую и тем требованием знамения, с каким фарисеи и саддукеи обратились ко Христу, и совершилось, по всей вероятности, отшествие Христа в Иерусалим на праздник Кущей. Ин.7:2 .  Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. О празднике Кущей см. комментарии к Лев.23:33 и сл. Ин.7:3 .  Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин.7:4 .  Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Из слов братьев Христа (о братьях Христовых см. комментарии к Мф.1:25, 13:55 ) видно, что они знали, с одной стороны, об уменьшении последователей у Христа в Галилее ( Ин.6:66 ), с другой, о том, что в бытность Свою в Иерусалиме Господь собирал вокруг Себя большое число слушателей ( Ин.3:26, 29, 4:1 ; ср. Ин.2:23 ). «Там, в Иерусалиме, – говорят Христу братья, – Тебе только и можно теперь найти Себе учеников, если Ты вообще имеешь каких-либо учеников!» Перед теми именно учениками Христос и должен совершать Свои дела, потому что тамошние жители надежнее, чем легкомысленные галилеяне. Нужно Христу идти в Иудею и потому, что Он высказывает притязание на титул Мессии, ибо только в Иерусалиме люди в состоянии оценить как должно деятельность Христа. Там, в Иерусалиме, Мессия должен объявить об открытии Своего Царства и оттуда владычествовать над всей израильской землей и над целым миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда Я воскресну, говорит, тогда вы узнаете, что Я не отделен от Отца, но имею ту же силу, и что Я всегда пребываю с вами. Так как в то время самые события будут возвещать о подаваемой вам от Меня помощи, враги будут укрощены, вы получите дерзновение, опасности исчезнут, проповедь с каждым днем будет расцветать и все уступят и покорятся слову благочестия. «Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Видишь ли, что и здесь одно и то же выражение имеет не одну и ту же силу? Если мы примем его в одном значении, апостолы ничем не будут отличаться от Христа. Почему же Он сказал: тогда «узнаете»? Потому, что тогда они увидели Его воскресшим и пребывающим с ними, и тогда же познали истинную веру, так как велика была сила Духа, Который научил их всему. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). Значит, не довольно только иметь, но нам нужно еще тщательно соблюдать. Но для чего Он много раз говорит им одно и то же, именно: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин.14:15 ), и: «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их» ( Ин.14:21 ), и еще: если кто услышит слово Мое и «соблюдет» его, тот «любит Меня»; а кто «не соблюдает слов Моих», тот не любит Меня ( Ин.14:23–24 )? Я думаю, Он этим намекает на их скорбь. Так как Он уже много любомудрствовал с ними о смерти, например: «ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12:25 ), и: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ), а притом намеревался сказать им еще и больше этого, то теперь, укоряя их, говорит: вы думаете, что ваша скорбь происходит из любви? Но любви свойственно было бы не скорбеть. Это именно Он хотел доказать всем тем, что говорил, и потому-то далее этим и заключил Свою речь. «Если бы вы любили Меня», – сказал Он, – «то возрадовались бы, что иду к Отцу» ( Ин.14:28 ). Значит, вы теперь скорбите от страха; а страшиться смерти несвойственно тем, которые помнят Мои заповеди. Вам следовало бы распять себя, если бы вы истинно любили Меня, потому что Мое слово внушало вам не приходить в страх от убивающих тело. Таких-то и Отец любит, и Я. «И явлюсь им Сам». Тогда Иуда сказал: «что это, что Ты хочешь явить Себя нам» ( Ин.14:22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ин.10:9–10 . «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Объясн. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божиими: Ин.11:52 . Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9 , люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17 , Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23–26 , и предсказание апостолов: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1–2 . Ин.10:29 . «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Объясн. Здесь говорится опять о тех верующих во Христа, данных Ему Богом Отцом, которые, как ветви, пребывают на лозе: Ин.15:5 ; их никто не может похитить из рук Божиих; но заблудшие хотя и мнят о себе, что они служат Богу, на самом же деле, вследствие непризнания за истину всей совокупности учения евангельского, должны считаться неверующими и духовно ослеплёнными: 1Кор.2:14 ; 2Кор.4:3–4:3:14 ; Еф.4:18 . Ин.12:36 . «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них». Объясн. Эта образная речь будет понятна, если прочтём Ин.11:9–10 . Ходить во свете – значит достигать спасения верой во Христа и всю совокупность Его учения: Ин.20:31 ; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:21 ; 1Ин.2:11 . 1Пет.5:6–7 . «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Объясн. Попечение Господа Бога о нас не освобождает нас от обязанности принадлежать к истинной Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , напротив, внушается бодрствование и твёрдость в вере, дабы дьявол – этот отец всякой лжи – не мог поглотить нас в пасть заблуждений, о которых предсказал апостол Павел: 1Тим.4:1 ; 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:24–25 . «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

11. Благо, истекающее от созерцания Бога Блаженный Давид обещает некую божественную жизнь, как видно, полностью в душе таинственно зарождающуюся, а поскольку сам пророк первым испытал этот опыт, то говорит он созерцающим Бога: «Ищите Господа, и оживет душа ваша» ( Пс. 68:33 ), что совершенно сходно со сказанным Господом: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ), – и продолжает об этом, говоря подлинно внемлющим: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ), затем: «Пребудьте во Мне, а Я в вас» ( Ин. 15:4 ), и, указывая на, так сказать, плодотворность духовной жизни, что она есть божественное ведение, говорит так: «Ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день, – ясно, что [речь идет о] духовной жизни, – узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» ( Ин. 14:19–20 ). Далее же, приоткрывая, сколь велико [дарование] созерцать и познавать Бога, насколько возможно, говорит: «Духа святого, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 14:17 ). И еще: «Отче праведный! И мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою» ( Ин. 17:25–26 ). Для чего? «Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них » ( Ин. 17:26 ). И взывает за нас самих к Отцу, говоря: «Отче! Которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которою Ты дал Мне» ( Ин. 17:24 ). И ничуть не напрасно так просит Он об этом Отца, поскольку Он есть Бог и Слово Божье, истинное само по себе и познающее и указующее то, что действительно является истиной, а именно, что из Духа исходит божественная премирная жизнь, из нее – ведение Бога и осияние, а из них – обитание [в нас] Бога. Посему за исполнение заповедей Его обещает Он явить Себя 338 повинующемуся, за это же [обещает] вселиться в него и ходить в нем 339 , ибо тем, кому Он являет Свою божественность, в тех, как говорится, Он и поселяется.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

Е. Грачева: Владыка, первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой. Многие недоумевают, что это значит? И в чем значение Недели о Фоме? Митрополит Иларион: В русском языке приставка «анти-» означает «против», но в греческом языке ντι- переводится как «вместо». И слово «Антипасха» в переводе с греческого означает «вместо Пасхи». Оно указывает на то, что для людей, которые по каким-то причинам не смогли попасть на пасхальное богослужение и приезжали уже неделю спустя, первое воскресенье после Пасхи становилось как бы второй Пасхой. Но у этого праздника есть и еще один важный аспект. Он связан с евангельским чтением, которое читается в этот день за богослужением. Это чтение посвящено Фоме — одному из 12 апостолов, который, как повествует евангелист Иоанн, не был с учениками, когда воскресший Иисус явился им в день Своего Воскресения. И когда ученики ему рассказали, что видели живого Учителя, Фома ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). После того, как Христос воскрес, у многих были сомнения в том, что это действительно Он. И неделю спустя, в первый день недели, который потом получил название «воскресенье», Христос вновь явился ученикам, и Фома уже был вместе с ними. И первое, что Спаситель сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). И поклонился Ему. И, по сути, эти слова — сердцевина всего Евангелия от Иоанна, то, к чему это Евангелие ведет. Евангелие рассказывает об Иисусе Христе, о Его страданиях, смерти и воскресении и завершается этим торжественным первым Символом веры: «Господь мой и Бог мой!», исповеданием Иисуса Христа как Бога, как Господа и Спасителя. Слова Христа, обращенные к Фоме: «Не будь неверующим, но верующим», и слова, которые Господь затем произносит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), относятся ко всем нам, ибо мы не были свидетелями событий Воскресения Христа, но мы верим в это, потому что об этом нам рассказали евангелисты и об этом нам говорит Церковь. И всякий раз, когда приходит праздник Воскресения Христова, мы всем своим сердцем ощущаем, что Христос воскрес. Если бы это было не так, то на слова священника: «Христос воскресе!», которые раздаются в пасхальную ночь, тысячи людей не отвечали бы с такой радостью и со слезами на глазах: «Воистину воскресе!»

http://pravoslavie.ru/103057.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010