«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Ветхий Завет (греч. Παλια διαθκη, лат. Vetus Testamentum) - один из ключевых терминов христианского богословия, употребляющийся в двух основных значениях. Юрий Рубан кандидат исторических наук, кандидат богословия 1 «Завет» как особая религиозная реальность. В своей основе данное понятие восходит к области социально-юридического опыта. (В этом значении славянский термин «завет» не вполне точно передает смысл евр. бери " т - «союз», «договор», «контракт»). Древневосточный обряд заключения договора между двумя сторонами включал в себя принесение жертвы и произнесение проклятия на его нарушителей. При этом договаривающиеся проходят между двумя половинами рассеченной жертвы, навеки скрепляя договор пролитой кровью (см. описания заключения завета Бога с людьми в Библии, - Быт. 15, 9-10, 17-18; Иер. 34, 18). В память о заключенном союзе ставят камень или сажают дерево, призывая их перед небом быть его свидетелями. В отличие от вассальных пактов, подразумевающих вынужденное принятие покровительства, подлинный союз - это союз между равными. Он предполагает взаимоуважение и добровольное согласие вступающих в него сторон, что обуславливает нравственную свободу и возможность его расторжения без боязни ответных карательных санкций. Данными условиями определяется и особый характер взаимоотношений Бога и человека в Библии, не имеющий прямых аналогий в других древневосточных религиях, где боги изначально определяют человеку роль раба (слуги), навсегда удерживая за собой важнейшие привилегии, главная из которых - бессмертие. В силу этого союза-завета, являющегося исходной точкой и движущим нервом библейской (и христианской) религии, человек принимает заповеди Бога и творит на земле Его волю, а Бог покровительствует человеку и его «спасает». Начало такому (не высказанному прямо) завету было положено еще в раю (Сирах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/24...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Литургия, как всякое действие во времени, имеет свойство заканчиваться. И если она есть то общее дело, которое объединяет верующих в их согласном благодарении Бога, - собирает вместе, воедино, чтобы предвкусить радость грядущего Царствия Божия, - то плоды, последствия этого совершенного вместе общего дела не должны заставить себя ждать. Или скажем иначе: если расставание после Литургии является внешне абсолютно симметричным действием по отношению к собиранию вместе (т. е. Церкви как «собранию»), то по своему внутреннему смыслу собирание вместе и расставание после Литургии суть вещи как будто совершенно асимметричные. Новое бытие, новая жизнь, которые даны во Христе и принимаются нами в Причастии Его Тела и Крови, - вот то новое качество, которое отличает нас, собирающихся в Церковь (См.: 1 Кор. 11, 18), от нас же, переживших явление Христа в Церкви в Евхаристии. Участие в Литургии имеет смысл не только и даже не столько в том, чтобы насладиться короткими мгновениями совместного предстояния пред алтарем Божиим, но в том, чтобы свет Богообщения устремился во все сферы нашей жизни, нашего общения и во все уголки окружающего мира, куда мы пойдем. Тако повествования о Преображении Господа пред учениками. В словах Петра «Хорошо нам здесь быть!.. сделаем здесь три кущи…» (Мф. 17, 4) ясно слышится подтекст: «Давайте останемся здесь навсегда и никуда не пойдем; пусть мир с его проблемами и болями останется там, внизу…» Однако пришлось спуститься с горы и тут же убедиться не только в том, что боль и страдания мира никуда не исчезли, но в собственном бессилии им противостоять: после рассказа о Преображении сразу же идет повествование о бесноватом отроке, которого не способны исцелить ученики. Главный труд начинается после Литургии, и этот труд - труд противостояния злу, труд преодоления вражды и злобы - при всей его неподъемности, тем не менее, имеет смысл, потому что он - после Литургии, после встречи со Христом. Только поэтому этот труд и имеет шансы на успех.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/39...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Освящен восстановленный храм при фабрике «Гознак» 13 июня состоялось освящение восстановленного домового храма преподобномученика Андрея Критского при фабрике «Гознак» на Рижском проспекте, д. 9, являющегося подворьем учрежденного год назад Константино-Еленинского женского монастыря. Освящение и первую Литургию в обновленном храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении протоиереев Ипполита Ковальского, Александра Кудряшова, Геннадия Бартова, архимандрита Сергия (Стурова) и других клириков епархии. Пел мужской хор Сретенского монастыря из Москвы. Освящение храма промыслительно совпало с днем памяти священномученика протоиерея Философа Орнатского, служившего первым настоятелем храма с 1892 по 1913 годы и ставшего после Октябрьского переворота одним из первых пострадавших за Христа петроградских новомучеников († 1918). Храм был сооружен в 1891- 1892 годах как домовый храм Экспедиции заготовления государственных бумаг (впоследствии фабрика «Гознак») в память о чудесном спасении Царской Семьи при крушении поезда у станции Борки 17 октября 1888 года. Согласно церковному календарю, 17/30 октября чтится память целого ряда святых, среди которых преподобномученик Андрей Критский, которому и был посвящен новый храм. Таким образом, он стал одним из многих храмов, построенных в течение 1888-1896 годов в честь чудесного спасения Августейшего Семейства (всего было сооружено 126 храмов, 32 придела и 320 часовен). Первое освящение храма состоялось 18 октября 1892 года. Его возглавил викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Выборгский Антоний (Вадковский; впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), а участие в нем приняли св. праведный Иоанн Кронштадтский и сщмч. Философ Орнатский. Присутствовали также оберпрокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, министр народного просвещения статс-секретарь граф И. Д. Делянов и другие высокие должностные лица.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 18 января в г. Берн (Швейцария) прошел XX День Восточной Европы. Встречи с таким названием ежегодно проводятся Организацией помощи Евангелических Церквей Швейцарии (HEKS). Традиционно на них собираются представители благотворительных организаций из стран Восточной Европы и протестантских Церквей Швейцарии, поддерживающих социальные проекты в этих странах. По приглашению организации " Вера во втором мире " (G2W) на конференции выступил иерей Владимир Хулап, референт Санкт-Петербургского епархиального управления, клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины в г. Павловске. Отец Владимир прочел доклад на тему " Россия - 20 лет после перестройки: время подвести итоги " , в котором подробно рассказал о возрождении Церкви в современной России. «С одной стороны, двадцать лет – это уже весьма значительный срок, позволяющий нам говорить о некоторых итогах, - полагает отец Владимир, - но с другой – это все-таки еще очень мало. Моисею потребовалось сорок лет, чтобы изменить сознание народа, - это значит, что мы еще «на полпути». Статистика возведения церковных зданий, рукоположения новых священников в нашей Церкви – впечатляющая, однако в таких сферах, как социальная работа, образование и СМИ у Церкви впереди еще очень много работы». Докладчик подчеркнул, что многие стороны российской церковной жизни на сегодняшний день искажаются западными СМИ.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-01-28/4...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Папа всегда говорил: «К Богу стремитесь». Его слова, столь красноречивые, навсегда останутся в памяти. Для нас, как и для его духовных чад, он был опорой, надеждой, твердыней веры. Такой человек не может умереть. Его слова в нашей памяти, его мысли в нашем сердце, его плач и боль - наш плач и наша боль о душе, о наших бессмертных душах. В последнее время папа много писал. Теперь, взяв книгу его стихов, я поняла, почему он так много писал перед своей кончиной. Он писал для нас, его родных и его духовных детей. Папа очень сильно любил всех нас. Порой, глядя на нас, он был непреклонен в своих словах. Мы не всегда могли понять глубину его любви. Он не умел и не мог показать нам всего, что он чувствовал. Но его стихи пронизаны этой любовью. В них все мысли его натруженной души. В них боль за нас и утешение, в них его надежда на помощь Господа. Он всегда хотел, чтобы все его сыновья последовали его примеру любви к Господу. Он мечтал, что его дети выберут для себя путь служения Богу, как и он сам. Слава тебе, Господи, что ты так любишь нас и послал нам такую любовь и такого сильного молитвенника в лице папы!» Из поминального слова старшей дочери протоиерея Виктора Грозовского Любови 30 декабря 2007 года скончался известный петербургский священник, клирик Князь-Владимирского собора протоиерей Виктор Грозовский. Виктор Иосифович Грозовский родился 27 февраля 1934 года в Ленинграде. Обучался в индустриальном техникуме, затем в цирковой студии, писал стихи, работал актером в Александринском театре и театре Комиссаржевской, режиссером на Ленинградском телевидении. Свой церковный путь отец Виктор начал в качестве церковного сторожа при Ленинградских Духовных школах, где затем и получил духовное образование. Решением ректора Духовных школ архиепископа Выборгского Кирилла (Гундяева) был зачислен сразу в третий класс семинарии. 18 мая 1980 года был рукоположен во диакона и служил в храмах преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Спасо-Парголовском и Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/39...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Последний Петербургский архипастырь XIX столетия митрополит Палладий (Раев) родился 180 лет назад - 20 июня/12 июля 1827 г. Его отец, священник Иоанн Писарев, служил в селе Ивановское Арзамасского уезда Нижегородской епархии, был небогатым и, как водится, многодетным. Дети духовенства в то время обычно шли по стопам отцов, не имея возможности (а часто и желания) покидать церковный мир, хорошо знакомый им с детства. Юный Павел Писарев тоже к 1848 г. окончил Нижегородское Духовное училище и семинарию. В училище преподавателем был его старший брат - иеромонах Поликарп, записанный при поступлении под фамилией Раев. Эту же фамилию присвоили и Павлу. Перемена фамилии в те времена не была редкостью. Кто знает, что повлияло на выбор брата будущего митрополита, но в начале 1840-х годов для сыновей священника Иоанна Писарева фамилия Раев стала родовой. В 1852 г. Павел закончил Казанскую Духовную академию и начал служить преподавателем логики и психологии Нижегородской Духовной семинарии. Спустя четыре года женился на дочери нижегородского кафедрального протоиерея, 15 августа 1856 г. принял сан. У него родилось двое детей. Казалось, жизнь наладилась и вошла в нормальное русло. Все изменилось в 1860 г., после смерти жены. 33-летний вдовец оказался перед выбором: продолжать ли жизнь белого священника или согласиться на предложение духовного начальства принять постриг? Он выбрал последнее и 15 января 1861 г. стал иеромонахом Палладием. Уже в марте о. Палладий - инспектор семинарии, а 18 февраля 1862 г. - архимандрит. Его замечают, оценивают и переводят в столицу. В Петербурге о. Палладий становится ректором семинарии, его назначают помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях, членом конференции Духовной академии. В императорской России XIX века подобные быстрые перемещения были ясным свидетельством скорой епископской хиротонии, которая и была проведена в 1866 г.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАННУАРИЙ (Ивлиев Дмитрий Яковлевич; род. 9.12.1943, Вологда), архим., проф. СПбДА. В 1966 г. окончил физический фак-т ЛГУ. До 1975 г. работал в ЛГУ, занимаясь исследованиями околоземного космического пространства. В 1975-1979 гг. учился в ЛДА, защитил канд. дис. на тему «Святоотеческие толкования так называемых субординационистских мест Священного Писания». 8 марта 1979 г. пострижен в монашество архиеп. Выборгским Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Он же 18 марта 1979 г., на 2-й неделе Великого поста, рукоположил И. во диакона, а 22 апр. того же года, в праздник Пасхи,- во иерея. В 1986 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) возведен в сан архимандрита. С 1979 по 2008 г. преподавал в ЛДА (СПбДА) логику, основное и догматическое богословие, НЗ и библейское богословие. С 1985 г. доцент, с 2005 г. профессор СПбДА. Является членом Синодальных комиссий РПЦ: Богословской, Библейской и Комиссии по канонизации. Член РБО и Международного научного об-ва Colloquium Paulinum. Участник многочисленных международных конференций и семинаров. Является также преподавателем СПбГУ, МДА, Библейско-богословского ин-та св. ап. Андрея в Москве, Российской христианской гуманитарной академии в С.-Петербурге и др. И.- постоянный участник бесед на радио. В наст. время основная область его исследований - экзегетика НЗ и библейское богословие. И.- автор многочисленных научных и популярных статей, а также ряда статей по новозаветной библеистике в Православной энциклопедии. Соч.: Значение традиции и выражение веры в мире сегодня//ЖМП. 1981. 10. С. 54-56; 11. С. 49-52; Die Rolle der Tradition und die Artikulation des Glaubens in der Welt von heute//StdO. 1982. N 4. S. 45-48; N 5. S. 37-46; Вклад СПбДА в рус. библеистику//БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 192-198; La signification spirituelle du bap tê me de la Russie//RThL. 1988. Vol. 19. N 3. P. 269-275; Опыт характеристики рус.

http://pravenc.ru/text/200389.html

По словам Предстоятеля Русской Церкви , неприемлемо, когда священнослужители и приходские сотрудники относятся к впервые приходящим в храм равнодушно и недоброжелательно. 18 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архиереям, приходским настоятелям и клирикам, церковным старостам, членам приходских собраний и советов, штатным и добровольным сотрудникам приходов с посланием, посвященным вопросам развития приходской жизни. «Каждый клирик или мирянин, в той или иной мере несущий ответственность за различные стороны приходской жизни, призван осмыслить это важнейшее синодальное определение, подумать о том, как оно может быть реализовано в его служении Богу и людям», — отмечается в послании Патриарха Кирилла. По словам Предстоятеля Русской Церкви , неприемлемо, когда священнослужители и приходские сотрудники относятся к впервые приходящим в храм равнодушно и недоброжелательно, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси «Внимание по отношению к приходящим в храм, любовь о Христе к ищущим Его — наша обязанность, проистекающая из слов Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37)», — напомнил Первосвятитель . «Радуюсь, что в очень многих приходах прилагаются усилия к тому, чтобы с любовью и радушием встретить тех, кто еще со стеснительностью озирается в пока еще незнакомом месте — храме Божием, — говорится в послании . — В городских приходах, где возможностей для этого больше и где есть такая необходимость, организовываются дежурства священников и миссионеров-мирян. Этому способствуют, в том числе, постановления Архиерейских Соборов и Священного Синода, предполагающие введение в благочиниях и на приходах должностей катехизаторов и миссионеров и разъясняющие обязанности таких сотрудников». «Важно, чтобы за этими решениями последовали не только назначения соответствующих должностных лиц, но и реальная, живая работа путеводительства ко Христу», — заявил Патриарх Кирилл. Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что  Высший Церковный Совет, заседая 17 июня с.г., определил тему жизни приходских общин в качестве одной из важнейших для очередного Архиерейского Собора. «В связи с этим прошу Преосвященных архипастырей озаботиться ознакомлением приходских священников и сотрудников с настоящим обращением, а также организовать как обсуждение содержащихся в нем предложений, так и их реализацию. По итогам обсуждения… прошу направить мне предложения и соображения епархий по поднятым вопросам», — заключил Предстоятель Русской Церкви . 

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vniman...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 1. В чем обязанность мудреца «Истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих» (Прит. 8:7). Обычное словоупотребление, которому, по мнению Философа, нужно следовать, выбирая имена для вещей. 23 называет мудрецами тех, кто располагает вещи в правильном порядке и хорошо ими управляет. Вот почему среди прочих свойств, которые люди обычно полагают присущими мудрецу, Философ указывает и такое: «Мудрецу свойственно упорядочивать». 24 Но правила упорядочения и управления целесообразно упорядоченными вещами могут быть выведены лишь из их цели: ибо всякая вещь может быть расположена наилучшим образом только тогда, когда она упорядочена сообразно своей цели; ведь цель – благо всякой вещи. Так вот, одни искусства играют роль управляющих и как бы первичных, а другие – вторичных, если предмет первых оказывается целью вторых; медицинское искусство, к примеру, предшествует искусству приготовления мазей и упорядочивает его, поскольку здоровье, предмет медицины, есть цель всех мазей, которые изготовляет фармакопея. Точно так же соотносится искусство кораблевождения с кораблестроением, и военное дело с искусством верховой езды и прочими вспомогательными военными дисциплинами. Те, что первичнее других, называются архитектоническими, то есть главенствующими или первенствующими искусствами, а сведущие в них зовутся архитекторами и мудрецами. Так вот, эти сведущие в искусствах люди, имея дело с целями отдельных вещей, не достигают универсальной всеобщей цели и потому зовутся мудрыми в том или ином деле; именно в этом смысле говорится о мудрости в Первом послании к Коринфянам: «Я... как мудрый строитель, положил основание» (3:10). Но просто мудрым может называться лишь тот, кто рассматривает цель вселенной, она же и начало вселенной; вот почему, по словам Философа, дело мудреца – рассматривать «наивысшие причины». 25 Конечная цель всякой вещи – та, которую имел в виду ее первый создатель и двигатель. Но первый устроитель и двигатель вселенной – ум, как будет показано ниже. Следовательно, конечной целью вселенной должно быть благо ума. Но благо ума – это истина. Следовательно, истина должна быть конечной целью всей вселенной; и мудрость должна быть устремлена в первую очередь к ее рассмотрению. Именно поэтому божественная Мудрость, облекшаяся плотью, свидетельствует, что она пришла в мир, дабы явить истину, как сказано у Иоанна: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин., 18:37).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 20 ноября 2007, 18:15 Выставка «Петербург религиозный: связь времен», открытая до 1 июня 2008 года, знакомит с историей Петербурга, который с первых лет своего существования стал многоконфессиональным городом. Экспозиция готовилась в тесном сотрудничестве с представителями религиозных общин, и по окончании выставки некоторые ценные предметы будут переданы в дар музею. 20 ноября 2007, 00:00 Такое сравнение прозвучало в стенах ГМИР 19 ноября. В этот день ГМИР, продолжающий празновать свой 75-летний юбилей, любезно принимал «друзей музея». 19 ноября 2007, 18:59 На бал в ВКА имени Можайского, организованный творческим объединением " Апрель " 18 ноября, съехалось около ста участников. В основном это была молодежь православных клубов " Чайка " , " Свежий ветер " , " Встреча " , а также гости из московской " Молодой Руси " и клуба " Вознесение " из Екатеринбурга. 19 ноября 2007, 18:51 15 ноября у памятного креста на могиле юнкера Владимира Александровича, что на Смоленском кладбище, была отслужена панихида. Поминальную службу совершил председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма святой Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Степанов. 19 ноября 2007, 18:20 В пятницу, 16 ноября, в 18 часов епархиальная радиостанция «Град Петров» остановила вещание на частоте 69,05 FM на неопределенное время. Причина – изменение ситуации на областном радио " Гардарика " , которая ранее любезно предоставляла " Граду Петрову " свою частоту.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=153&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010