Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о спасении Мф.19:26 . «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу». Объяснение. «Всё возможно Богу» сделать не для тех, которые говорят Ему: «отойди от нас – не хотим знать путей твоих»: Иов.21:13–14 , а для тех, которые хотя сколько-нибудь могут веровать: Мк.16:16 , и которые послушны Церкви: Мф.18:17 . Лк.13:24 . «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Объяснение. Тесные врата, ведущие в жизнь: Мф.7:14 , открыты пред нами, пока не настал последний час втор. пришествия Господня: Лк.13:25–28 ; а в частности, для каждого из нас – пока не постигла смерть: Евр.9:27 ; поэтому не напрасно Писание заставляет нас помнить о конце, чтобы не грешить: Сир.7:39:28:5–6 . Ин.14:6 . «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Объясн. Христос есть Искупитель, и только чрез веру в искупительные заслуги Его возможно спасение: Ин.6:51:53 ; чтобы веровать в искупительную жертву Христову, надо об этой жертве слышать: Рим.10:17 ; для передачи Своего учения Господь поставил апостолов и их преемников: Еф.4:11 ; Деян.14:23 ; кто не будет их слушать, то не слушает Самого Господа: Лк.10:16 , а стало быть, не приходит, но удаляется от Него: Пс.72:27 . Ин.17:2–3 . «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Объяснение. Люди своими грехами отпали от Бога и стали плотью: Быт.6:3 , но Бог не хотел погибели рода человеческого, а хотел его вразумления и спасения. Посему Отец и предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил их спасение и дал им живот вечный. Основанием и началом жизни вечной служит познание Бога Отца и посланного Им в мир Иисуса Христа; кто уверовал во Христа и крестился, тот спасён: Мк.16:16 , а неуверовавший осуждён: Ин.12:48 ; но и уверовавший должен до конца сохранить свою веру: Мф.10:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.17:9 .  Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. Христос есть Ходатай всего мира ( 1Тим.2:5–6 ) и хочет спасти всех людей ( Ин.10:16 ). Но в настоящий момент Его мысли заняты судьбой только тех, которые поручены Ему и которые должны продолжать на земле Его дело. Мир же пока держит себя враждебно по отношению к Христу, и Христос пока не имеет повода говорить Отцу о том, как бы Он желал устроить дела этого столь чуждого Ему мира. Его забота пока всецело обращена на апостолов как таких, о которых Он должен дать отчет Отцу. Ин.17:10 .  И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Заметив, что не только апостолы, но и всё у Него общее с Отцом, Христос как побуждение к особой молитве за них выставляет на вид то обстоятельство, что Он уже прославился в них. Конечно, Он говорит о будущей деятельности апостолов, но по уверенности в них Он изображает их деятельность как уже прошедшую, как составляющую достояние истории ( «Я прославился в них»). Ин.17:11 .  Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Здесь выступает на вид новый мотив для молитвы за апостолов. Они остаются одни в этом враждебном им мире: Христос уходит от них. «Отче Святый». Святость Божия состоит в том, что Бог бесконечно возвышен над миром, отрешен от него, как совокупности всякого несовершенства и греховности, но в то же время может всегда сойти в мир для спасения или же для суда. «Соблюди их». Как совершенно непричастный греху и в тоже время карающий грешников и спасающий праведников, Отец может сберечь апостолов от влияний мирских пороков и от гонений мира. «Во имя Твое»: правильнее читать «в имени Твоем» (в греческом тексте читается ν τ νματ σου). Божие имя является как бы центральным пунктом, где находят себе прибежище от влияний мира апостолы. Здесь найдя приют, они узнают друг друга как духовные братья, как люди, отличающиеся от тех, которые живут в мире. В имени Божием или, иначе, в Самом Боге апостолы найдут опору для сохранения такого единения между собой, какое существует между Отцом и Сыном. А это единение им крайне нужно, для того чтобы вся их деятельность была успешна. Только едиными усилиями они смогут одержать победу над миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При Господнем содействии ( Мк.16:20 ) апостолы, оставившие сети рыбарей, уловили в сети учения Евангельского весь мир, и в этом дано для верующих всех времен непреложное свидетельство действенности великого обетования Господа о пребывании Его в Церкви вечно. Только в этом случае становится объяснимо, что «неученые и простые рыбари заградили уста философам и как бы обтекли всю вселенную, посевая в ней слово благочестия, исторгая терпения, истребляя древние обычаи и повсюду насаждая законы Христовы. Ни малочисленность и простота их, ни строгость повелений, ни привязанность всего рода человеческого к древним обычаям – не могли служить для них препятствием, но все это устранила предшествовавшая им благодать Божия, так что они все делали легко, самыми препятствиями возбуждаясь к большей ревности» (св. Иоанн Златоуст ). Святой апостол Павел, как бы пополняя евангельскую историю о явлениях Господа Иисуса, упоминает еще о явлении Воскресшего Спасителя апостолу Иакову, по мнению святого Иоанна Златоуста , брату Господню, которого, по древнему преданию Церкви, Он Сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалиме. Так Господь наш Иисус Христос: явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им (апостолам) и говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ) 94 . Вознесение Господне В прощальной беседе с учениками, ввиду приближающихся крестных страданий и искупительной смерти, Господь говорил Своим, повергнутым в печаль, собеседникам: Я исшел от Отца и пришел в мир, и опять оставляю мир и иду ко Отцу ( Ин.16:28 ). И потом, уже по воскресении Своем, расторгнув узы ада и смерти, Он снова повторил Марии Магдалине: Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин.20:17 ). Таким образом, по Своем воскресении, Господь принадлежал уже не столько земле, сколько небу. И это вполне понятно. Подвиг земного служения Сына Божия окончился: Он уже совершил дело, которое небесный Отец Его поручил Ему исполнить (см.: Ин.17:4 ), и теперь Ему надлежало войти в славу Свою, которую Он имел прежде бытия мира (см.: Ин.17:5 ). Этого требовало достоинство самой природы Богочеловека, так как прославленному воскресением и обожествленному телу Его было уже несвойственно оставаться на земле, в естественных условиях человеческого бытия. Этого требовало также и благо искупленного человечества. Ибо как ветхозаветный первосвященник однажды в год входил во святая святых с очистительною кровью за грехи народа, так и Христос, будучи архиереем будущих благ ( Евр.9:11 ), должен был, по принесении искупительной жертвы, тоже войти со Своею кровью, но не в рукотворенное святилище, а в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие ( Евр. 9:24 ). Потому-то Господь уже в первое явление по воскресении Своем возвестил Марии Магдалине, а чрез нее и всем последователям, о Своем близком отшествии на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мф.9:16 .  Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани… Желая показать, что Он не налагает на учеников, как еще слабых, бремени поста, показывает это притчей, говоря: никто, желая починить старую разорванную одежду, не пришивает на старой части куска небеленой, т.е. новой материи. Далее присоединяет и причину. Мф.9:16 .  Возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет. ...ибо вновь пришитое отдерет от старого и дыра будет еще хуже. Кончина ( πληρωμα ), т.е. целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды, сколько захватит; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на нее суровости и тяжести поста, чтобы она еще более не ослабела, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим. Мф.9:17 .  Ниже вливают вина нова в мехи ветхи... Не вливают также вина молодого в мехи ветхие... Берет и другое сравнение, называя новым вином строгость и силу заповедей, вином, как веселящую души совершенных, – новым, как непривычную для неприготовленных, – а ветхими мехами называя учеников, – мехами, как вмещающих учение, – ветхими, как слабых. Мф.9:17 .  Аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут... ...а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают… Просадятся мехи, т.е. прорываются, не выдерживая крепости нового вина, проливается не удержанное вино, и мехи пропадают, став негодными на дальнейшее время. Мф.9:17 .  Но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется. ...но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. Хороший хозяин должен обращать внимание и на свойство вина, и на крепость мехов, и на время. Теперь ученики ветхи, как еще не возобновленные. И в другом месте сказал к ним: «еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне» ( Ин.16:12 ). Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.. И то, и другое, говорит, сберегается, т.е. вино и мех, носимое и носящий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Бедный, но счастливый нищий! Кто тебя защитит и поддержит в судилище, где заседают первые знатоки закона и хранители книг разумения? Устоишь ли, не придёшь ли в замешательство и робость пред судом, пред важною и пышною учёностию вождей народа? Не опасайтесь! Св. истина и правда будет говорить сама за себя, и отразит все злохищрения фарисеев; неверие посрамится, и вера восторжествует. «Скажи нам, как это случилось? Как ты прозрел?» – спрашивают судии бедного нищего. «Брение положил Онмне на глаза, и я умылся и вижу». «Ныне – в субботу?» – «Да». Такого простого и искреннего, но твёрдого и решительного ответа не ожидали судии. Им хотелось слышать от прозревшего что-нибудь в свою пользу; а он сказал, что только служит к славе его Исцелителя. Таким ответом так смутились они, что не знали, с какой стороны взяться за дело. Оспаривать ли действительность чуда? Или унижать достоинство Чудотворца? – Одни толковали: этот человек не от Бога, потому что не хранит субботы; другие рассуждали: как может человек грешный творить такие чудеса? И распря бе в них ( Ин.9:16 ). Подумав, потолковав, придумали наконец спросить самого прозревшего слепца, как он думает о Нём, то есть о своём Исцелителе? Если скажет, что он грешник, то дело кончено в нашу пользу. Ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк ( Ин.9:17 ). Опять ответ не по мысли их! Опять не удалось уловить его в слове! Обращаются к рассмотрению дела с другой стороны: правду ли он говорит, что был слеп? Если неправду: то тут нет чуда, а обман, и Чудотворец – обманщик. Призывают родителей прозревшего и спрашивают: Это ли сын ваш, о котором говорите, что родился слепым; как же он теперь видит? Мы знаем, – отвечают родители, – что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, того не знаем: сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет ( Ин.9:21 ). Чего более для засвидетельствования истины? Отец и мать признают, что стоящий пред ними точно сын их, и что этот сын точно был прежде слеп от самого рождения. Что оставалось делать судиям? Спросить о том соседей? Подтвердят. Спросить насчёт чуда? Но действительность его очевидна. Насчёт Чудотворца? Опасно, чтоб не назвали Чудотворцем от Бога. Придумывают употребить хитрость. Мы скажем, что Он грешник, а он пусть утвердит нашу мысль своим сознанием. Призвав прозревшего сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп и теперь вижу ( Ин.9:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Объяснение. Не сказано, что Христос есть глава церквей, а Церкви одной, как и в другом месте говорит апостол: Один Господь, одна вера, одно крещение: Еф.4:5 . Отсюда такой вывод, что истинная Церковь Христова есть единая святая соборная и апостольская, которая, по апостолу: столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 . г) О святости Церкви Христовой Кол.1:12–13 . «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего». Объяснение. «Призвавшего нас к участию в наследии святых во свете», – это одно и тоже, что к участию в Церкви Христовой, в качестве члена её. В понятии о Церкви Христовой необходимый признак её составляет святость. Церковь свята потому, что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства: Ин.17:17–20 ; Еф.5:25–27; 2:19–20 . д) Взаимная связь Церкви земной с Церковью небесной Еккл.9:5 . «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению». Объяснение. Здесь приводится мнение людей, не верующих в загробную жизнь и мздовоздаяние. Сам же Соломон другую веру имел: Еккл.11:9 . Один только Бог Сам Собою, Своим всеведением знает всё. Святые же Ангелы и угодники Божии знают тайны человеческого сердца не сами по себе, а вследствие откровения им от Бога, или по благодати Божией, обитающей в них: Дан.2 ; Деян.5:3–9; 27:22 . После смерти ведение святых людей получает большее совершенство, ибо они водворились в жилище Господа: 2Кор.5:2:8 ; Лк.23:43 ; а отсюда полное доказательство для взаимной связи Церкви земной с Церковью небесной. е) Вечность Церкви Христовой Мф.28:20 . «Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Объяснение. Слова Иисуса Христа о вечности Пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20–22 , удостоверяют нас в том, что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18 ; Деян.16:4–5:20:17–28 ; Еф.1:22–23:2:20–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Что писал Иисус на земле об этом рассуждать излишне за отсутствием какой-либо фактической опоры для таких рассуждений. «Кто из вас без греха?» ( ναμρτητος), т.е. не чувствует за собою грехов вообще. Христос смотрит на приведших женщину не как на судей, официально разбиравших ее проступок. От официальных судей, конечно, не требуется, чтобы они сами были совершенно чисты от грехов, что на самом деле и невозможно. Нет, приведшие женщину добровольно взяли на себя роль обвинителей, это противоречило заповеди Христа, согласно которой люди сами не должны осуждать ближних своих ( Мф.7:1 ). Словами же: «первый брось на нее камень» (это требовалось от свидетеля преступления, см. Втор.17:7 ), Господь признает, однако, силу за вышеуказанным предписанием закона Моисеева. Ин.8:9 .  Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Ин.8:10 .  Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Ин.8:11 .  Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Совесть стала обличать приведших женщину в несправедливости их отношения к ней, этой преступнице, и они разошлись – старшие, как более сообразительные, раньше, а младшие – позже. Они поняли, что их попытка поставить Христа в затруднительное положение окончилась неудачей, и им стало стыдно перед народом. Господь же отпустил грешницу, но не простил ее, не объявил, что она не виновата, но сделал ей предостережение, чтобы впредь она не согрешала. Бенгель замечает: «не сказал: “иди с миром”, или: “прощаются тебе грехи твои”, но сказал: “не греши”». «И Я не осуждаю». Здесь Христос обнаруживает Свое милосердие как пришедший не судить, а спасать ( Ин.3:17 ). Ин.8:12 .  Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. С 12-го до 59-го стиха излагается беседа Господа с иудеями, в которой Он раскрывал значение Своей деятельности. Беседа эта разделяется на три части.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010