Но тогда же Христос прибавил и другое, утешительное: но печаль ваша в радость будет (ст. 20). Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (ст. 22). Вскоре вы не увидите Меня; и опять вскоре увидите, ибо Я иду ко Отцу (ст. 16). Здесь Господь предупреждал Своих учеников о Своей смерти и последующем воскресении. И действительно, они, узревая Его по воскресении, радовались так, что от радости еще не верили и дивились ( Лк. 24:41 ). И это – так понятно! И несомненно, ученики радовались всегда, когда видели Воскресшего Господа, являвшегося им в течение сорока дней до вознесения ( Деян. 1:3 ). Но Христос обещал еще другую, и большую, радость: Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа Истины. Не оставлю вас сиротами; приду к вам ( Ин. 14:16–18 ). Если бы вы истинно любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду ко Отцу (ст. 28). Я истинно говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель, Дух Святый, не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ). И если Господь Христос Себя считал Утешителем учеников, – что и было, – то и Духа наименовал таким же именем «Утешителя», Которого обещал послать «от Отца» вместо Себя ( Ин. 15:26 ). Поэтому никак не должно было печалиться ученикам! Если же они бы печалились, то этим высказали бы свое неверие Его словам, и это было бы «человеческим» отношением их ко Христу. А Господь еще Марии Магдалине сказал при явлении ей: не прикасайся ко Мне ( Ин. 20:17 ), то есть по-человечески: вероятно, она хотела броситься к ногам Его. Иное обещание, – не телесное, а Божественное, – обещал Господь: вот Я еще не восшел ко Отцу Моему, а теперь восхожу (ст. 17). И тогда, кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его Сам ( Ин. 14:21 )… и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (ст. 23). Так к необычайной, «совершенной» радости готовил Господь Своих учеников: радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Дух Святой – сама сила свидетельства о Христе перед людьми, перед народами, перед миром, до самой смерти: «Если Меня гнали, будут гнать и вас... Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин.15:20, 26–27 ). Здесь извещение о Духе уточняется по отношению к уже сделанному в предыдущей главе. Христос уже не молит Отца о Духе, как было раньше (см. Ин.14:16 ), но прямо возвещает о ниспослании Утешителя: «Когда придет Утешитель, Которого Я вам пошлю» ( Ин.15:26 ). Дух исходит от Отца и свидетельствует о Христе так же, как Он сопровождал Глас Отчий, обращенный к Сыну Возлюбленному на Иордане или на Фаворе: «Он будет свидетельствовать обо Мне» (Там же). Все обещания Христа ученикам: о жизни вечной, о единстве, о совершенной радости и полноте истины – сосредотачиваются и подтверждаются в Первосвященнической молитве. Христос просит Отца даровать Своим ученикам «славу, которую [Он] имел... прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). Эта первосвященническая «эпиклеза» лежит в самом основании литургического моления Церкви о сошествии Святого Духа «на ны и на дары сия», то есть на Евхаристическое приношение. Сделанное подробное описание путей Троичного Откровения может помочь читателю вникнуть глубже в замысел евангелистов и тем самым выявить основания нашей веры в Живоначальную Троицу. Но Воскресением Своим и Вознесением Господь не заканчивает Евангелие. Ибо в Духе оно получает свое истолкование в Церкви и в этом смысле остаётся открытым на все времена. Заключительные стихи двух Евангелий подчеркивают неминуемость сошествия Святого Духа: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Примите Духа Святого» ( Ин.20:21–22 ). «И Я пошлю Обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк.24:49 ). Господь от века «есть Дух» (Ин.4и 2Кор.3:17–18 ). «Во дни плоти Своей» ( Евр.5:7 ) Он был всецело пронизан Духом до самых глубинных корней Своего Богочеловечества: от непорочного зачатия в Назарете вплоть до крестных Страстей и смерти. В силу этого ныне в Церкви, которая является Его Телом и Храмом Святого Духа, Христос сообщает Духа Святого людям в непрекращающейся Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1Ин. 4, 8 ). Св. Иоанн воспринял это откровение как самое дорогое, что открылось ему в общении с Иисусом, и сохранил его как самую суть в познании Бога. Вот почему святого Иоанна называют еще апостолом Любви. Кто примет такого Иисуса, Сына Божия, открывающего Свою любовь к миру (см. Ин. 3, 16 ), и уверует в Него, тот будет иметь жизнь: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20, 31 ). Искомое знание Бога в том и состоит, чтобы уверовать в Того, Кого Он Послал: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (17, 3 ). В молитве, с которой на Тайной Вечере (см. Ин. 17 ) Христос обратился к Своему Отцу, св. Иоанн услышал отзвук того диалога, той тайны, о которой на языке святоотеческого богословия говорится как о тайне общения лиц Святой Троицы. По образу этой тайны ученики – Церковь – призваны также пребывать в любви: 11 Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... 26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин. 17, 11. 26 ). Одно из самых пронзительных мест во всем Новом Завете – диалог Иисуса с Петром после Воскресения ( Ин. 21, 15–17 ). Отрекшийся Петр получает прощение. Насколько усталым от безнадежности и одновременно исполненным надежды звучит ответ-укор Петра на в третий раз повторенный вопрос Иисуса «любишь ли Меня?»: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю 888 Тебя ( Ин. 21, 17 )! Вновь здесь говорится о знании, но на этот раз Иисусовом знании человека – его хрупкой, неверной природы, через которую что было сил пробивается желание верно любить Бога, преодолевая собственную ненадежность (неверность). Петр уповает лишь на то, что Иисус знает о такой, ненадежной ответной любви Его учеников, – знает и «войдет в положение», снизойдет и согласится вновь полюбить, как полюбил с самого начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Существует и другая попытка объяснения явлений Воскресшего, в основу которой кладется такое явление, как массовые галлюцинации, иногда действительно имеющие место. Но и эти объяснения не дают ответа на вопрос, откуда произошла вера учеников в Воскресение — вера, вдохновившая и на апостольскую проповедь, и на мученичество. Без признания факта Воскресения невозможно дать логическое объяснение всем последующим событиям церковной истории. 3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо а) Значение этого события в деле Искупления. В Свщ. Писании о Вознесении говорится у ев. Марка: «Господь, после беседования с ними вознесся на небо» (Мк. 16, 19). Подробнее других о событии Вознесения говорит ев. Лука: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 51); «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9). Своим Вознесением Господь открыл путь на небеса в блаженное жилище всем уверовавшим в Него. Сам Господь учил о значении Вознесения именно таким образом: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3); «…и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Ап. Павел называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр. 6, 20). Само слово «предтеча» означает: тот, кто идет впереди и прокладывает дорогу идущим сзади. Таким образом, Своим Вознесением Господь дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам. Второе значение Вознесения — это прославление человеческого естества. Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе, величию и власти Сына Божия. В самом Евангелии говорится о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), или как о возвращении к Отцу (Ин. 14, 28; 24, 5-16; 20, 17). Но это возвращение туда, где был прежде, возвращение к Отцу, совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Свое Искупление человеческого рода Господь совершил в состоянии уничижения, в образе раба. Вся Его земная жизнь была прославлением Отца, но через самое уничижение Господь по Своему человечеству восходит к высшей славе, о которой Он и молился в Первосвященнической молитве (Ин. 17, I): «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой, прославит Тебя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Ин.12:17–50 Мф.26:6–16 В среду Господь сказал ученикам: «Вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» ( Мф.26, 2 ). Этими словами были развязаны силы зла. Тут же «собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» ( Мф.26, 3–4 ). Тут же и предатель, Иуда Искариот, наконец, решился: «пошел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его». О поступке Иуды есть разные суждения. Некоторые даже считают, что он был самым верным учеником. Чтобы совершилось дело нашего спасения, кто-то должен был предать. Иуда, мол, сознательно взял на себя эту черную, но необходимую работу. Но все гораздо проще. Священное писание прямо говорит о Иуде, что он был обыкновенный «вор». Богослужебное предание тоже воспринимает Иуду как одержимого страстью сребролюбия: «Егда славные ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго судию, предает». Эта страсть Иуды испытала особенное потрясение, когда на вечери в доме Симона прокаженного к Иисусу подошла Мария с «сосудом мира драгоценного, и возливала Ему, возлежащему, на голову». Иуда от всего сердца возмутился: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим»?! А Иоанн Богослов тут-то и объясняет нам истинные причины этого «благородного возмущения»: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик», и ему, очевидно, не давало покоя то, «что туда опускали» ( Ин.12, 6 ). Наверное, воображение Иуды настолько было захвачено этими, столь близкими и ускользнувшими деньгами, что он теперь любой ценой хотел вернуть их. А тут еще и Сам Иисус говорит, что Ему надлежит быть предану и убиту, и даже – что Он уже приготовлен к погребению! Вот возможность сделать сразу два полезных дела: и – ускорить исторический процесс, и – заработать на этом. Некоторые философы так и учат: «падающего – подтолкни»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Все» люди отныне уже не «чада гнева Божия» ( Еф.2:3 ), чем они были дотоле, а «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ). Следовательно, отныне люди являются братьями между собою не только в том смысле, что все произошли «от одной крови» ( Деян.17:26 ), что было известно ветхозаветному еврею, – но и в новом, в духовном – как «чада Божии» ( Флп.2:15 ), дети любви Божией, о чем до Христа нельзя было и говорить. Отсюда связь людей, как одинаково искупленных Господом от греха и его следствий проклятия и смерти, становится еще теснее. И если единство крови, между прочим, служило для них в ветхозаветные времена основанием, побуждавшим их к братскому именно взаимоотношению, то их «сыновство Божие по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ) служит таким основанием в бесконечно большей еще степени. Все эти «сыны Божии – члены друг другу» ( Еф.4:25 ), члены одного и того же тела, они, как искупленные Господом, составляют единый духовно-телесный организм. Как члены обыкновенного телесного организма человека относятся друг к другу с любовью (хотя иногда и ложно понимаемою), помогают и содействуют друг другу, входят в положение один другого, точно так же должны относиться друг к другу и мы все, как «члены друг другу». Известно, далее, что мы должны взирать на Спасителя нашего, как на высочайший и идеальнейший для нас Образец (ср. Флп.2:5 и др.). Поэтому, если Он обнаружил к нам Свою бесконечную любовь, то и мы, говорит Господь, в свою очередь, должны проявлять любовь же друг к другу ( Ин.13:34 ). И подобно тому, как Он из любви к нам принес Себя в умилостивительную жертву, и мы должны жить между собою в любви и жертвовать своими интересами в пользу ближних ( Еф.5:2 ). И только тот, кто поступает так, есть истинный Христов ученик ( Ин.13:35 ). Далее, из любви к нам Бог не пощадил Своего Единородного Сына, послав Его на страдания и смерть. Здесь опять – новое основание требовать от нас любви к ближним «если так возлюбил нас Бог», говорит св. апостол Иоанн, «то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин.4:11 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Ответом на сбивчивое повествование учеников является упрек Иисуса: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки». Он напоминает аналогичные упреки ученикам из других евангельских эпизодов: «Неужели и вы еще не разумеете?» (Мф. 15:16); «Что помышляете в себе, маловерные... еще ли не понимаете и не помните?..» (Мф. 16:8-9); «Неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете?..» (Мр. 7:18); «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?» (Мр. 8:17-18). За всеми этими упреками просматривается тема непонимания учениками слов и действий Учителя, неверия в Его божественную силу. Неверие и сомнение сквозит и в словах двух путников, направляющихся в Эммаус. Ученики убеждают Путника войти с ними в дом и разделить трапезу. И тут происходит неожиданное: вместо того, чтобы вести Себя как гость, Он принимает на Себя роль хозяина. Не они преломляют хлеб и угощают Его, а Он благословляет хлеб и подает ученикам. Слова «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» не могут не напомнить о Тайной вечере, на которой Иисус, согласно Марку, «взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все» (Мр. 14:22-23; Мф. 26:26-27; Лк. 22:19-20). На вечере в Эммаусе чаша отсутствует, но о преломлении хлеба говорится в тех же выражениях, которые мы встречаем во всех синоптических свидетельствах о Тайной вечере. Похожие выражения были использованы Евангелистами также при изложении двух случаев чудесного умножения хлебов (Мф. 15:36; Мр. 6:41; 8:6; Лк. 9:16; Ин. 6:11). Рассказанный Лукой эпизод — единственный во всем корпусе Четвероевангелия случай, когда Иисус внезапно делается невидимым. Иоанн повествует о неожиданном появлении Иисуса при закрытых дверях (Ин. 20:26), но о Его столь же неожиданном исчезновении мы читаем только у Луки. Церковная традиция объясняет способность воскресшего Иисуса внезапно появляться и исчезать особыми свойствами, которые Его тело приобрело после воскресения. Иоанн Златоуст называет тело Христа после воскресения «столь тонким и легким, что вошло сквозь затворенные двери»; это тело было «лишено материальной

http://patriarchia.ru/db/text/5927765.ht...

И прибавляет: Измыйтеся, и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити (Ис. 1:16-17). И Приточник говорит: Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет злое (Притч. 3:30). И еще: Страх Гсподень ненавидит неправды (Притч. 8:13), бесстыдный жес досаждением творит злая (Притч. 13:10). Любитель браниться радуется сварам (Притч. 17:19). И еще: Муж удобопреложный языком впадет в злая (Притч. 17:20). Давид же, молясь, говорит Богу: Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящи мя туне… но Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою (Пс. 34:19, 4) и Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею, то есть во Христе (ср. Ин. 14:6), потреби их (Пс. 53:7). И еще: Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:8);О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша (Пс. 107:14). Так он молился по поводу духовных врагов, а не людей. И об этом [говорит священная] история. Когда Саул искал души его и преследовал его с тремястами мужами и [потом] был предан в руки его, и бывшие с ним [с Давидом] и раз, и два говорили ему: заключи Господь днесь врага твоего в руце твои (1 Цар. 26:8), он отвечал, говоря: Жив Господь! Да не будет ми нанести руку мою на христа Господня (1 Цар. 26:10). И не только это, но и оплакивал смерть его и умертвил возвестившего об убийстве его (2 Цар. 1:15-17). Также плакал и о гибели Авессалома, желавшего его самого убить (2 Цар. 18:33). Все вышеизложенное несомненно доказывает, что не против людей была у него вражда, но против бесов. Посему и мы к Богу всяческих да простираемся [в молитве], чтобы Он спас нас от врагов наших — духовных и чувственных, особенно если мы слышим Иакова, говорящего: Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9), и Самого Господа, говорящего: А Я говорю вам, слышащим: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Ему же слава во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

В таком случае, и апостол Иоанн Богослов у Вас клевещет на Бога. " Всецелое единение с Богом " совершается в Евангелии от Иоанна без чаши, без хлеба и вина, преложенных в Плоть и Кровь Христа. Перечитайте внимательно Евангелие от Иоанна. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 02:26 А почему вы решили, что Евангелие от Иоанна вами трактовано верно и в цельности с учением Церкви?.. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. Так и вы не слышите того, что я говорю от статьи к статье ;) Но я-то пишу дольше, чем вы здесь, и аргументирую... Вы пока такого не показали Сергей Сергеевич 17 ноября 2017г. 19:54 Я ничего не трактую. Я внимательно читаю то, что написано в Евангелии от Иоанна, и возражаю Вам, ссылаясь на текст Евангелия. иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 02:26 А почему вы решили, что Евангелие от Иоанна вами трактовано верно и в цельности с учением Церкви?.. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. Так и вы не слышите того, что я говорю от статьи к статье ;) Но я-то пишу дольше, чем вы здесь, и аргументирую... Вы пока такого не показали иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 12:31 Евангелие от Иоанна хотя и не показует установление Тайной вечери (в предшествующих 3ёх это описано), но тем не менее имеет слова о Плоти и Крови Христовых (Ин.6:32-58): Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. то есть св.ап.Иоанн знал в отличие от Терстегена необходимость приобщения свв.Тайн в жизни сей, считал это исполнением призвания Бога, не уклонялся от исполнения его. Полноты картины ради стоит сказать, что у Феофилакта Болгарского есть слова о ином способе приобщения Христу:

http://bogoslov.ru/article/5576946

Господь Иисус Христос сходил с горы Фаворской, полный глубоких и великих дум о только что совершённом Им преславном Преображении. Он показал миру через избранных учеников Своих Свой небесный свет. О, как хотел бы Он, чтобы этот свет воссиял в мире, чтобы восприняли его люди в сердца свои, чтобы все народы шли по пути, озарённому Его небесным светом! Сошёл Он с горы в толпу народа, шумевшую и спорившую; и суетный, низменный дух толпы сразу больно поразил Его сердце, столь высоко настроенное. Подошёл отец бесноватого мальчика-эпилептика. Он просил только об исцелении, – не преклонение перед Сыном Божиим, не любовь к Спасителю мира влекли его, а только желание получить телесную помощь от Врача-Чудотворца. Господь вспомнил о народе, чудесно насыщенном Им хлебом и рыбою в пустыне, о народе грубом и плотском, которому сказал Он: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели и насытились» ( Ин.6:26 ). И вырвались из сердца Его горькие слова: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас!» ( Мф.17:17 ) Господь был чужд по духу большинству народа. Его не понимали, оскорбляли, называли обманщиком и льстецом, слугой Веельзевула. Он должен был терпеть общение с врагами, ненавидящими Его, злобно покушавшимися на жизнь Его. Трудно было Ему, тоска и скорбь переполнили сердце Его. «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас!» ( Мф.17:17 ) Не только Господь Иисус Христос страдал от этой тоски. О праведном Лоте, племяннике праотца нашего Авраама, читаем мы в послании ап. Петра, что он, живя в Содоме, был утомлён «обращением между людьми неистово развратными... ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ( 2Пет.2:7–8 ). А в нынешнем апостольском чтении слышали вы слова св. Павла: «Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» ( 1Кор.4:9 ). Это он говорит об общей судьбе апостолов и всех провозвестников Евангелия Христова. Позорищем служат они для мира, не знающего Христа, издеваются над ними, гонят их. А Ангелы с великой радостью и благоговением взирают на их святой подвиг. «Мы безумны Христа ради» ( 1Кор.4:10 ). Безумием сочли речь св. Павла афиняне в Ареопаге. Правитель Фест сказал ему: «Безумствуешь ты, Павел! большая учёность доводит тебя до сумасшествия» ( Деян.26:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010