Преодолев человеческую смерть , Логос своей Вечностью, полученной от Отца, напитал Свою человеческую природу, полученную от Жены. Но это Он сделал не для Себя, а для нас. Свою человеческую природу, преображенную Вечной Жизнью, Он передает далее нам: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57). Это не предание учения, но предание Жизни. Это не Интернет, не информационная цепочка. Это передача самого бытия, истечение Вечности, а не передача «гностической» информации. «Все предано Мне Отцом Моим, …и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27), — говорит Христос. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» — это последние слова Христа перед Вознесением (Мф. 28,18). Христианский Бог — это Троица . Мы не можем говорить о Сыне, не вспомнив об Отце. Прежде чем говорить о том, что Им передано, надо поставить вопрос о том — что Им получено. Получена Им полнота Божественной Жизни. И именно она передается Христом людям. Даже власть Суда, от Отца данная Сыну, передается Им апостолам (1 Кор. 6, 2-3). Даже знание Непостижимого Отца передается от Сына тем, «кому Сын хочет открыть». Свои отношения с Отцом Христос хочет ввести в мир людей: «Как и Мы» («Отче Святый! соблюди их, …чтобы они были едино, как и Мы… Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» — Ин. 17, 11, 21). Люди должны не просто узнать то, что известно Христу. Люди должны стать тем, чем был и есть Христос: «Они — как и Я» («Они не от мира, как и Я не от мира» — Ин. 17, 16). «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17, 22). Слава (теофания) на библейском языке — это не «известность» и не «популярность». Это проявление Божия Присутствия. Как очевидно присутствие Бога в Сыне Божием, так же ощутимо это Присутствие должно просиять и в Его учениках. Наконец, величайшая из Божиих энергий, имя которой в сознании христиан даже стало синонимом слова Бог — любовь,- включается в акт передачи от Отца через Сына к апостолам: «Любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 26).

http://pravmir.ru/chto-takoe-voznesenie-...

И вот, в свете всего сказанного выше об евхаристическом опыте и «знании» Тайной Вечери, на эти вопросы мы не только можем, но и должны ответить отрицательно. Подход этот неправилен, и неправилен опятьтаки в ту меру, в какую определен он все тем же выделением евхаристического воспоминания, отрывом его от целостности священнодействия, о котором мы знаем уже, что оно все к воспоминанию направлено, все к нему, как к своему завершению, приводит. Ведь в том как раз и весь смысл, вся бесконечная радость этого воспоминания, что вспоминает оно Тайную Вечерь не как «средство», а как явление, и больше чем явление, — присутствие и дар самой цели: того Царства, для которого создан был Богом мip, к которому призвал и предопределил человека и которое «в последние дни» явил в Сыне Своем Единородном, — Царства любви Отца к Сыну, любви Сына к Отцу и дара Духом Святым этой любви верующим: « Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны воедино… да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них » (Ин. 17:23, 26). Потому мы и назвали Тайную Вечерь событием завершительным, что, будучи явлением цели, она есть явление конца. Конец же этот — Царство Божие «не от мipa сего», а потому heomмipho, хотя и совершившееся в «мipe сем», явление его. « Я уже не в мipe », — говорит Христос за Тайной Вечерью (Ин. 17:10). И потому что Он уже не в мipe, и «не от мipa» та Слава, которую в эту ночь, за этой трапезой, являет и дает Он ученикам (« и слава, которую Ты дал Мне, я дал им » (Ин. 17:22). Тайной Вечерью завершается земное служение Христа, и об этом свидетельствует Сам Христос в Своей прощальной беседе и первосвященнической молитве: « Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем » (Ин. 13:31). « Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить » (Ин. 17:4). Но тогда все то, что совершает Христос после Тайной Вечери и что после нее вспоминает евхаристическая молитва, раскрывается и в молитве этой, и в вере и опыте Церкви как следствие этого явления Царства, как первая, решающая и спасительная победа его в мipe и над мipoм. VIII

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Жизнь души, познавшей блаженство любви Христовой, в прежнем окружении неизбежно становится полной скорбей: «В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь» (Ин.16:33). «Рассказывать», свидетельствовать о Свете любви Божией — странным образом вызывает неприязнь в сердцах весьма многих людей. Нам нужно переживать и эту Иисусову скорбь: она поможет нам глубже проникнуть в Его земную жизнь: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф.17:17).    Возрадовался Бог о явлении человека в мир (Ин. 16:21). Возрадовался падший мир о явлении Бога на Земле: «И сказал Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам... Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк.2:10—11). Сей Спаситель даровал нам познание об утерянном нами в падении Отце Небесном; Он открыл нам «тайну, сокрытую от веков и родов» (Кол.1:26); Он передал нам слово, которое исходит от Отца (Ин.17:14); Он дает нам и предвечную славу, которую Сам имеет от Отца (Ин.17:22); Он в грядущем веке желает видеть нас там, где Он Сам, т.е. одесную Бога.    В начале видения Света нет ощущения «тайны», нет «вопроса» все внутри и вне освящено; ничто иное, кроме Света, не зрится.    Ум и сердце «молчат», полные блаженного удивления Богу; «Я увижу вас... и возрадуется сердце ваше... и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин.16:22—23).    Боговоплощение дало человеку возможность вступить на верный путь ко Отцу чрез пребывание в духе заповедей Христа во всех обстоятельствах земной жизни. Возрастающая от этого любовь ко Христу сделает молитву напряженною, пламенною; доведет ее до великой жажды Господа, когда дух человека переходит границы сего мира и весь погружается в Единого Бога. Эта молитва роднит душу с Духом Истины, и зная Его, она затем «по вкусу», как говорил Старец Силуан, будет узнавать Его и отдаваться Ему; и обратное: непосредственно, интуитивно отталкиваться от многих призраков истины, способных привлечь к себе неопытный ум и непросвещенное сердце. Свет Божий выявляет подлинные лики духов, и тем освобождает человека от одурманивающего шарма-прелести сопротивного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И вот, в свете всего сказанного выше об евхаристическом опыте и «знании» Тайной Вечери, на эти вопросы мы не только можем, но и должны ответить отрицательно. Подход этот неправилен, и неправилен опять-таки в ту меру, в какую определен он все тем же выделением евхаристического воспоминания, отрывом его от целостности священнодействия, о котором мы знаем уже, что оно все к воспоминанию направлено, все к нему, как к своему завершению, приводит. Ведь в том как раз и весь смысл, вся бесконечная радость этого воспоминания, что вспоминает оно Тайную Вечерь не как «средство», а как явление, и больше чем явление, — присутствие и дар самой цели: того Царства, для которого создан был Богом мip, к которому призвал и предопределил человека и которое «в последние дни» явил в Сыне Своем Единородном, — Царства любви Отца к Сыну, любви Сына к Отцу и дара Духом Святым этой любви верующим: «Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны воедино... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 23, 26). Потому мы и назвали Тайную Вечерь событием завершительным, что, будучи явлением цели, она есть явление конца. Конец же этот — Царство Божие «не от мipa сего», а потому heomмipho, хотя и совершившееся в «мipe сем», явление его. «Я уже не в мipe», — говорит Христос за Тайной Вечерью (Ин. 17, 10). И потому что Он уже не в мipe, и «не от мipa» та Слава, которую в эту ночь, за этой трапезой, являет и дает Он ученикам («и слава, которую Ты дал Мне, я дал им» (Ин. 17, 22). Тайной Вечерью завершается земное служение Христа, и об этом свидетельствует Сам Христос в Своей прощальной беседе и первосвященнической молитве: «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31). «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17, 4). Но тогда все то, что совершает Христос после Тайной Вечери и что после нее вспоминает евхаристическая молитва, раскрывается и в молитве этой, и в вере и опыте Церкви как следствие этого явления Царства, как первая, решающая и спасительная победа его в мipe и над мipoм.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Жизнь души, познавшей блаженство любви Христовой, в прежнем окружении неизбежно становится полной скорбей: “В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь...” (Ин. 16, 33). “Рассказывать”, свидетельствовать о Свете любви Божией — странным образом вызывает неприязнь в сердцах весьма многих людей. Нам нужно переживать и эту Иисусову скорбь: она поможет нам глубже проникнуть в Его земную жизнь: “о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?” (Мф. 17, 17). Возрадовался Бог о явлении человека в мир (ср. Ин. 16, 21). Возрадовался падший мир о явлении Бога на Земле: “И сказал Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам... Спаситель, который есть Христос Господь” (Лк. 2: 10-11). Сей Спаситель даровал нам познание об утерянном нами в падении Отце Небесном; Он открыл нам “тайну, сокрытую от веков и родов” (Кол. 1, 26); Он передал нам слово, которое исходит от Отца (Ин. 17, 14); Он дает нам и предвечную славу, которую Сам имеет от Отца (Ин. 17, 22); Он в грядущем веке желает видеть нас там, где Он Сам, т.е. одесную Бога. В начале видения Света нет ощущения тайны, нет вопроса: все внутри и вне освящено; ничто иное, кроме Света, не зрится. Ум и сердце “молчат”, полные блаженного удивления Богу; “Я увижу вас... и возрадуется сердце ваше... и в тот день вы не спросите Меня ни о чем” (Ин. 16: 22-23). Боговоплощение дало человеку возможность вступить на верный путь ко Отцу чрез пребывание в духе заповедей Христа во всех обстоятельствах земной жизни. Возрастающая от этого любовь ко Христу сделает молитву напряженною, пламенною; доведет ее до великой жажды Господа, когда дух человека переходит границы сего мира и весь погружается в Единого Бога. Эта молитва роднит душу с Духом Истины, и зная Его, она затем “по вкусу”, как говорил Старец Силуан, будет узнавать Его и отдаваться Ему; и обратное: непосредственно, интуитивно отталкиваться от многих призраков истины, способных привлечь к себе неопытный ум и непросвещенное сердце. Свет Божий выявляет подлинные лики духов, и тем освобождает человека от одурманивающего шарма-прелести сопротивного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Наконец, по мнению г. Балихина, Иуда не мог потому „причаститься Святых Таин, что в нём был сатана, и Христос знал, что в человеке“. Это рассуждение можно сравнить с такими словами: „этого больного нельзя лечить и давать ему лекарства, потому что он сильно болен!“... Г. Балихину конечно известны слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям, когда эти лицемеры упрекнули Спасителя за то, что Он находится в обществе мытарей и грешников. Не здоровые, – сказал Христос, – имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мк.2:17 ). После грехопадения наших прародителей мир подпал под власть сатаны ( 1Ин.5:19 ); Христос-Спаситель для того и воплотился в мире, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ; Евр.2:14–15 ). С этою целью Он основал Церковь свою ( Мф.16:18 ) и установил в ней благодатные таинства, в которых мы почерпаем силы для борьбы с сатаной ( Еф.6:10–17 ); и говорить, что таинство не может быть преподано грешнику потому, что он – грешник, – значит не понимать значения и цели искупительной жертвы Христовой. Но понятное дело, что человек должен приступать к таинствам Церкви со строгим внутренним самоиспытанием ( 1Кор.11:28 ; Деян.2:38 ), – должен заглянуть в свою душу и подумать о том, насколько он подготовлен к принятию Небесного Света. Господь же желает всем людям спастись ( 1Тим.2:4 ) и употребляет все средства обратить грешного человека от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ); всякого, приходящего к Нему, Христос не изгоняет вон ( Ин.6:37 ). Вот почему Спаситель допустил до причащения и Предателя вместе с другими апостолами, хотя Он, как Серцеведец, знал, что Иуда предаст Его, апостол Пётр трижды отречётся от Него, а остальные ученики малодушно разбегутся каждый в свою сторону и оставят Его одного ( Мф.26:31–35 ; Ин.16:32 ). Благость Божию относительно грешников нельзя оценивать соображениями холодного человеческого ума ( Рим.2:4 ); даже в самый конечный момент в саду Гефсиманском Христос обращается к Иуде с кроткими словами: друг! для чего ты пришёл? ( Мф.26:50 ) и побуждает этим сердце предателя к последней возможности одуматься и прозреть в свой страшный поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гл. 11. Ст. 11. Никто не осуждай другого, противополагая ему познание истины ( Рим.2:17–18 ); ослепление одного, по Божию промыслу о всех, отверзает очи другому ( Ин.9:39 ). Будет время, что заблудившийся возвратится на прежний путь добродетели, а вместе с сим обратит многих к Богу ( Деян.9:15 ). 23. Если оставивший Бога не останется в неверии, то Бог силен опять принять его ( Мф.19:26 ). 28. Бог любит детей ради отцов, и отцов ради детей, если они пребудут в вере и любви ( 1Тим.2:15 ). 26, 29. Кого Бог предопределил спасти, того хотя на время отвергает, но после спасает ( Рим.9:26 ). Гл. 12. Ст. 1. Кто распинает плоть со страстями и похотями, тот приносит тело свое Богу в жертву живую, святую и угодную Ему ( Гал.5:24 ). Служение Богу духом в умерщвлении страстей есть разумное служение ( Ин.4:24 ). 2. Кто оставляет греховную жизнь, у того новый ум, новые мысли, новые желания ( Еф.5:8 ). Когда человек грешит, то состаревается; а когда начинает жить в Боге, то обновляется ( Еф.4:22–24 ). 3. Всякий должен думать о себе скромно, и не присваивать себе того, что все имеем от Бога ( 1Кор.4:7 ). Кто присваивает себе то, что получил от Бога: тот думает о себе более, нежели должно думать ( 1Тим.6:17 сл.). 6–8. Каждому из нас дана благодать (дар), по мере дара (веры) Христова ( Еф.4:7 ). Вера есть благодать или Божий дар ( 1Кор.12:9 ). Каждый исполняй свою обязанность сообразно званию или тому состоянию, к которому призван ( 1Кор.7:20 сл. Лк.3:10–14 сл.). 10. Любите друг друга с нежностью, как братья; со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием снисходите друг другу, и (по смиренномудрию – Флп.2:3 ) отдавайте один другому предпочтение, почитая один другого лучшим себя. 15. Радуйся о благополучии другого, и разделяй с ближним его прискорбие. Помните узников, как бы и вы с ними были во узах; и страждущих, так как и вы сами находитесь в теле ( Евр.13:3 ). 16. Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, пребывая в единодушии и единомыслии ( Флп.2:2 ). Не возноси себе советом души твоея, да не расхищена (заклана) будет аки юнец душа твоя: листвие твое пояси, и плоды твоя погубиши, и оставиши себе яко древо сухо. Сир.6:2–3 ; Мф.3:10 – 21:19 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«Иерусалим! – воскликнул Христос, обращаясь к книжникам и фарисеям, – Сколько раз Я хотел собрать дети твоих, как птица собирает птенцов своих, и вы не захотели. И вот оставляется дом ваш пуст». С этими словами Господь вышел из храма, и больше уже не возвращался в него. В эти дни Христос уходил на ночь в Вифанию. Как ни желали враги Господа схватить Его скорее, все же они было решили сделать это после Пасхи, когда народ, любивший Его, разойдется из Иерусалима. Но вдруг к ним пришел в среду один из учеников Христовых, жадный до денег и вор Иуда Искариотский, и спросил первосвященников, что они дадут ему, если он предаст Иисуса. Те предложили ему тридцать сребреников (на наши деньги около тридцати рублей, то есть цену, за которую продавали плохих рабов). Иуда согласился и ждал только удобного случая, чтобы исполнить свой страшный умысел. 38. Тайная вечеря (Мф. 26:17–30; Лк. 22:7–38; Ин. 13:1–38) В четверг пошел Иисус Христос опять в Иерусалим с двенадцатью учениками Своими и вошел в дом, где ему заранее была приготовлена комната. Это была Его последняя вечеря с апостолами. Пришедшие с дороги имели обыкновение омывать свои запыленные ноги. Это омовение делал раб, или слуга. Христос же, войдя в горницу, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался, влил воды в умывальницу и Сам омыл ноги Своим ученикам, отер полотенцем и потом сказал им: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно называете. Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вы должны омывать ноги (то есть служить) друг другу. Я подал вам пример». И потом, во время самой вечери Христос взял хлеб, благословил его, разломил и, раздавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем взяв чашу с вином и благословив, Он подал и ее ученикам, говоря: «Пийте от нея вси; сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Потом Господь добавил: «Сие творите в Мое воспоминание». Таким образом Господь установил здесь таинство причащения. Причащение называется таинством, потому что, каким образом хлеб и вино становятся в нем истинными Телом и Кровью Христовыми, это для нас тайна: это известно только Господу Богу. Вечеря Христова, на которой это таинство было установлено, называется Тайной вечерей. О важности для христианина приобщения св. Таин Христовых было сказано в 1-ом Отделе. На Тайной вечере Господь сказал апостолам, что один из них предаст Его. Апостолы в страхе и смущении спрашивали Его, каждый о себе: «Не я ли, Господи?» Когда спросил Иуда, Господь ответил: «Ты сказал», а затем, обратившись к нему, молвил: «Что делаешь – делай скорее». Иуда понял, что ужасный замысел его открыт, вышел из дома и пошел к врагам своего Учителя. 39. Прощальная беседа Христа с учениками. Молитва Его в Гефсиманском саду (Ин. 13:33–38, 14, 15, 16, 17, 18:1–12; Мф. 26:30–56; Мк. 14:26–42; Лк. 22:39–54)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Но «живот вечный, который дал Отец в Сыне Своем», не есть дар внешний и не юридическая передача или ввод во владение на основании юридической правды, а дар внутренний, нравственно-индивидуальное всыновление через Иисуса Христа, есть «имение» в себе каждым верующим Сына Божия: «..живот вечный, – говорит евангелист Иоанн, – дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот» ( 1Ин.5:11–12 ). «Я есмь лоза, – говорит Иисус Христос, – а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет...» ( Ин.15:5–6 ); «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» ( Ин. 14:23 ); «...Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). Таким образом, из свидетельства Св. Писания мы видим, что не дело только Иисуса Христа вменяется, но Сам Он усвояется человеку, через что верующий со Христом в Нем получает «сокровенный живот свой в Боге» ( Кол.3:3 ). Поэтому Апостол Петр свидетельствует, что в Иисусе Христе человек становится причастником Божественного естества: «...от Божественной силы Его, – говорит Апостол, – даровано нам все, потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам величия и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божественного естества...» ( 2Пет.1:3–4 ). Это «причастие Божественного естества» и усвоение человеку Христа есть уже действие благодати Духа Божия, благодати не Бога Творца, но Бога Творца и Спасителя человека: «...Аз умолю Отца, – говорит Иисус Христос ученикам, оставляя мир, – и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век Дух истины...» ( Ин.14:16 ). «Вы же знаете Его, яко в вас пребывает, и в вас будет»; «Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» ( Ин.14:17–26 ); «егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину.... Он Мя прославит, яко от Моего приимет» ( Ин.16:13–15 ). Поэтому рождение во Христе есть «рождение свыше – от Духа Божия»: «Аще кто не родится свыше, – говорит Иисус Христос, – не может видети Царствия Божия», поясняя, что «родиться свыше» значит родиться «водою и Духом» ( Ин.3:3–5 ). «...Все водимые Духом Божиим, – говорит Апостол, – суть сыны Божии. Потому что... приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу.., чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:14–17 ); «чрез освящение Духа и веру истине избрал вас ко спасению» ( 2Фес.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Тем не менее, в Евангелиях всё же есть некоторые цитаты, которые так или иначе раскрывают Божественность Христа. Подобные цитаты либо указывают на равенство Бога Отца и Иисуса Христа, либо же раскрывают некоторые свойства Сына Божьего, указывающие на Его предмирное существование. «Прежде, нежели был Авраам, Я есть» ( Ин. 8:58 ). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мк. 2:10 ). «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10:15 ). «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ). «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). По словам святого апостола Павла, «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). Таким образом, действия, которые свойственны только Богу Отцу, но при этом совершаются Сыном, свидетельствуют о том, что Сын имеет ту же власть и силу, что и Бог Отец. Следует уточнить, что наряду с цитатами в пользу Божественного равенства Отца и Сына в Евангелии имеются также и «уничижительные места», которые якобы умаляют достоинство Сына по сравнению с достоинством Отца. Например: «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Данные слова понимались святыми отцами в том смысле, что любая причина выше того, причиной чего является. Свое Божество Сын получает в акте предвечного рождения от Отца, таким образом, Бог Сын и может назвать Отца большим Себя. Это евангельское выражение было подробно рассмотрено на одном из Константинопольских Соборов XII в. 215 . «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). В этих словах Господь Иисус Христос называет Бога Отца Своим Богом, что якобы говорит о неравном достоинстве Отца и Сына. Преподобный Иоанн Дамаскин , объясняя вышеприведенную цитату, пишет: «Христос Отцом называет Бога потому, что... нам Бог – по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком» 216 . Учение о Святой Троице, как уже говорилось об этом выше, в большей степени было сформулировано и защищено от всевозможных нападок только в IV в. Святые отцы немало потрудились для того, чтобы отстоять православную доктрину и опровергнуть еретические мнения. Большая часть дискуссий была сосредоточена на теме Божественности Господа Иисуса Христа. По словам прот. Иоанна Мейендорфа , большая часть богословских дебатов эпохи Вселенских Соборов имела христологическое измерение 217 . И это неслучайно, ведь именно от ответа на вопрос: «Кто такой Христос?» – зависит спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010