Вся жизнь этого общества, если к ней присмотреться повнимательнее, являет собой неизбывный страх.    Но ведь апостол сказал: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18; разрядка наша.иг. Ф.). Сказал также: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).    И как бы эта боящаяся цивилизация не прокламировала какие-то ценности, с виду представляющиеся христианскими, от Христа она ушла очень далеко — не потому, что недостает в ней церквей и молитвенных домов, воскресных школ, личного благочестия, но потому, что она — растет из страха, живет в страхе и впереди видит только страх, потому, что она — без любви, которая изгоняет страх. А потому — и без Бога.     А наше истинное место — там, где Бог, как и Христос сказал: «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5; разрядка наша.иг. Ф.).    Но, чтобы приблизиться к этому высочайшему месту, нам необходимо «со всем старанием показать в вере добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если, — говорит апостол, — это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2 Пет. 1:5—9).     Помилуй, мя, Боже, помилуй мя.    Судие мой и Ведче мой, хотяй паки приити со Анеглы судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе, паче всякаго естества человеча согрешивша.     «Судия мой! Ты, кому весь я известен! Когда восхочешь вновь прийти с ангелами, чтобы судить весь мир, — тогда, увидев меня милостивым Твоим оком, пощади и исполни щедротами Твоими, Иисусе, меня, согрешившего более всякого человеческого естества», — так обращается преподобный Андрей к сердцеведцу Богу, в таком безмерном смирении желает он предстать перед Ним в день Судный. Этими словами завершает святитель свой Великий канон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1409 Феофан Затворник на 1Кор.5:10. 1410 Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин.9:5). 1411 Феофан Затворник на 2Кор.5(вкл. цитату из Златоуста). 1412 Апок.21:5 (разрядка наша.иг. Ф.). 1413 Апостол Павел пишет в Колоссы о Христе, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит»: 1414 В Молитвах о оглашенных. 1415 В последовании среды первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами. 1416 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 13, 1. Т. 1. С. 443. 1417 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 463—464. 1418 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 464. 1419 Феофилакт Болгарский на Лк.12:4—7. 1420 Сараффия (церк.-слав. Сарафϑия) — Сарептская вдовица, жительница Сарепты Сидонской, города, который по-еврейски назывался Царфата, в переводе семидесяти толковников — Σαρεπτα, в Вульгате — Sarephta, у Иосифа Флавия — Σαρεφϑα (по современным правилам транслитерации греческая буква φ [фи] передается в латинице как ph , в кириллице как п ; буква ϑ [фита] — соответственно, как th и ф ; в славянской транслитерации греческого текста для φ употреблялся ф [ферт], а ϑ оставалась фитой — ϑ , которая в произношении давала звук [ ф ]; новейшие издания церковнославянского текста следуют за переводом LXX и используют транслитерацию «Сарепта»; преподобный же Андрей, а за ним — и славянский переводчик Великого канона идут вослед Флавия, как и древнейшие отечественные печатные издания: в Острожской Библии Ивана Федорова, отпечатанной в 1581 г. на основе рукописи Геннадиевной Библии, а также в Библии издания Московского печатного двора 1663 г. написано «Сареϑта»), Как сообщают комментаторы «Новой толковой Библии» (на 3Цар.17:8—9), этот старый финикийский город находился между Тиром и Сидоном, примерно в 15 километрах от последнего; «теперь — деревня Сарафанд» (из этого топонима, кстати, становится понятным появление второй буквы «а» в слове «Сар a фϑия»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Скупому же киево-печерскому черноризцу Арефе удаюсь отогнать от себя бесов, уже радовавшихся было и говоривших: «Он наш и нам принадлежит!» — сердечным покаянием (см.: Киево-Печерский патерик/Древнерусские патерики. М., 1999. С. 137, 140—142, 182—183; Афонский патерик. С. 215).    См., например: Исх.10:13. Флавий объединяет жезл Моисеев и жезл Ааронов в один: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 13, 3. Т. 1. С. 101; ср.: Исх.7:8—12; Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 344.    Исх.4:30—31; Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 13, 1—2. Т. 1. С. 100.    Ирмос на 1-й песни, глас 8.    См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 15, 2. Т. 1. С. 106.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 16, 3. Т. 1. С. 109 (разрядка наша.иг. Ф.).    На Воздвижение ирмос на 3-й песни, глас 8.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 1. Т. 1. С. 258.    См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 1. Т. 1. С. 258.    Феофилакт Болгарский на Ин.14:6. Прочитаем далее мысль блаженного Феофилакта: «Итак, когда ты идешь деятельностью, тогда Христос бывает для тебя путем, а когда упражняешься в созерцании. Он бывает для тебя истиной. Но как многие, шествуя деятельностью и занимаясь созерцанием, все-таки не получили жизни, или потому, что, совершая добродетель из тщеславия, здесь получили награду, или потому, что в догматических мнениях уклонились от правого пути; то к пути и истине, то есть к деятельности и созерцанию, присоединена жизнь. Посему нам должно шествовать и богословствовать, стремясь к живущей вовек, а не к гибнущей славе — от людей».    Символ веры, член 8.    Флавий, кстати, также не упоминает никаких имен: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 13, 3. Т. 1. С. 101.    Блаженный Феофилакт считает, что имена волхвов Павел узнал либо из неписанного предания, либо, что вероятно, от Духа Святого (Феофилакт Болгарский на 2Тим.3:8).    Феофан Затворник на 2Тим.3:8.    Феофилакт Болгарский на 2Тим.3:9.    Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 344.    Лавсаик. С. 68—69.    Там же. С. 70.    Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 282.    Там же. С. 283.    Там же.    Андрей Кесарийский на Апок.20:5—6 (цит. по; Андрей, архиепископ Кесарийский, святитель. Толкование на Апокалипсис. М., 2000).    Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С 289—290.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И поэтому стало ясно всем, что прельщен Никита диаволом. В конце концов, преподобные отцы Печерские соборно «пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали от него беса, и впредь не видел его Никита. И, выведя его из пещеры, они спрашивали затворника о Ветхом Завете, чтобы услышать от него что-либо. Но Никита клялся, что никогда не читал книг; тот, кто прежде знал наизусть иудейские книги, ныне в них ни единого слова не понимал, попросту сказать, и азбуки не знал; и те все блаженные отцы едва научили его грамоте. И с тех пор Никита предался воздержанию, жил в чистоте, смирении и послушании, так что всех превзошел в добродетели; позднее за многие добрые дела поставили его епископом Новгорода». За отказ поклониться явившемуся в виде исполинского эфиопа бесу пострадал телесно некий монах из Веррии, погрешивший любопытством к гадательной книге и «тайнам сатанинского гадания»; он долго мучился, чуть было не потерял глаз, но был исцелен предстательством Божией Матери и молитвою преподобного Дионисия Олимпийского. Скупому же киево-печерскому черноризцу Арефе удаюсь отогнать от себя бесов, уже радовавшихся было и говоривших: «Он наш и нам принадлежит!» — сердечным покаянием (см.: Киево-Печерский патерик/Древнерусские патерики. М., 1999. С. 137, 140—142, 182—183; Афонский патерик. С. 215). 1059 См., например: Исх.10:13. Флавий объединяет жезл Моисеев и жезл Ааронов в один: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 13, 3. Т. 1. С. 101; ср.: Исх.7:8—12; Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 344. 1060 Исх.4:30—31; Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 13, 1—2. Т. 1. С. 100. 1061 Ирмос на 1-й песни, глас 8. 1062 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 15, 2. Т. 1. С. 106. 1063 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 16, 3. Т. 1. С. 109 (разрядка наша.иг. Ф.). 1064 На Воздвижение ирмос на 3-й песни, глас 8. 1065 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 1. Т. 1. С. 258. 1066 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 1. Т. 1. С. 258. 1067 Феофилакт Болгарский на Ин.14:6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   См.: Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.    Не мip видимый, который окружает нас, а мир — как состояние покоя, состояние упразднения от внешних волнений и воздействий, «дух мирен».    Великое славословие.    Пс.59:13: Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.    На третием часе И ныне; он же — на утрени в Великий пяток Слава: антифона 8-го, глас 2.     «Спаси от бед» (по 3-й и 6-й песнях Канона молебного ко Пресвятей Богородице, поемого во всякой скорби душевней и обстоянии. Творение Феостирикта монаха).    На Велицей вечерни Покрова Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (октовриа 1-го) стихира 1-я, глас 1; в иных стихирах, глас 4, — 1-я.    В молитвах на сон грядущим в тропарях И ныне.    Тропарь Казанской иконе Божией Матери, глас 4.    Феофилакт Болгарский на Мф.7:14.    Феофилакт Болгарский на Лк.13:23—30 (разрядка наша.иг. Ф.).    Феофилакт Болгарский на Мф.7:13.    Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 207 (на Пс.59:13—14, с отсылкой на Василия Великого).    Сугубая ектения.    Феофилакт Болгарский на Ин.14:27.    Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI. С. 114—117 (разрядка наша.иг. Ф ).    Феофилакт Болгарский на Лк.18:1—8.    Жития святых. Кн. 11. Июль. М., 1910. С. 71 (под 4 июля).    На Великом входе литургии святителя Василия Великого в Великую субботу.    Василий Великий, святитель. Беседа 15. О вере/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 259—263.    То есть — не сложная.    Пред Святым Причащением молитва «Да не в суд или во осуждение».    Пред Святым Причащением молитва «Верую, Господи, и исповедую».    На Западе в эти времена учебников по экономике не было, Сильвестра здесь можно считать пионером: «Домострой» в точном переводе с греческого (дом — οικος; строй, порядок, закон — νομος) и означает «экономика», то есть учение о тех порядках, законах, в соответствии с которыми следует «вести дом», то есть — развивать хозяйство.    Домострой. СПб., 1994. С. 8, 137 («Предисловие сея книги»). Как подчеркивают современные исследователи, средневековое христианское мышление вполне воспринимает идеологию Ветхого Завета, рассматривавшего дом как образ обжитого и упорядоченного мира, как малую вселенную: «порядок дома есть духовный и душевный лад, выражающий себя в упорядоченности вещей». В этой связи отмечается, что «бытие и быт не только не разделены, но прямо приравнены друг другу в религиозно-обрядовой модели сущего: строй бытия — от Бога, но уклад быта — тоже от Бога» (см.: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004. С. 158—159).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1467 См.: Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973. 1468 Не мip видимый, который окружает нас, а мир — как состояние покоя, состояние упразднения от внешних волнений и воздействий, «дух мирен». 1469 Великое славословие. 1470 Пс.59:13: Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна . 1471 На третием часе И ныне ; он же — на утрени в Великий пяток Слава : антифона 8-го, глас 2. 1472 «Спаси от бед» (по 3-й и 6-й песнях Канона молебного ко Пресвятей Богородице, поемого во всякой скорби душевней и обстоянии. Творение Феостирикта монаха). 1473 На Велицей вечерни Покрова Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (октовриа 1-го) стихира 1-я, глас 1; в иных стихирах, глас 4, — 1-я. 1474 В молитвах на сон грядущим в тропарях И ныне . 1475 Тропарь Казанской иконе Божией Матери, глас 4. 1476 Феофилакт Болгарский на Мф.7:14. 1477 Феофилакт Болгарский на Лк.13:23—30 (разрядка наша.иг. Ф.). 1478 Феофилакт Болгарский на Мф.7:13. 1479 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 207 (на Пс.59:13—14, с отсылкой на Василия Великого). 1480 Сугубая ектения. 1481 Феофилакт Болгарский на Ин.14:27. 1482 Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI. С. 114—117 (разрядка наша.иг. Ф ). 1483 Феофилакт Болгарский на Лк.18:1—8. 1484 Жития святых. Кн. 11. Июль. М., 1910. С. 71 (под 4 июля). 1485 На Великом входе литургии святителя Василия Великого в Великую субботу. 1486 Василий Великий, святитель. Беседа 15. О вере/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 259—263. 1487 То есть — не сложная. 1488 Пред Святым Причащением молитва «Да не в суд или во осуждение» . 1489 Пред Святым Причащением молитва «Верую, Господи, и исповедую» . 1490 На Западе в эти времена учебников по экономике не было, Сильвестра здесь можно считать пионером: «Домострой» в точном переводе с греческого (дом — οικος; строй, порядок, закон — νομος) и означает «экономика», то есть учение о тех порядках, законах, в соответствии с которыми следует «вести дом», то есть — развивать хозяйство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

    Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 2003. С. 111—113.     Феофилакт Болгарский на Ин. 15:4—6.     Феофилакт Болгарский на Ин. 12:25—26.     Василий Великий, святитель. Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки (Лк.12:18) «разорю житницы моя, и болшия созижду " _    Там же. С. 94.    Там же. С. 91.    Там же. С. 89.    См.: Симонов В.В. Церковь — общество — хозяйство. М., 2005. С. 346—402.     Пушкин А.С. Признание/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 2. М. 1967. С. 363.     Феофилакт Болгарский на Мк. 9:43—50.     Василий Великий, святитель. Беседа 6. С. 93, 95.    Там же. С. 93.    Блаженный Феофилакт, толкуя эти стихи, говорит о необходимости «совершенного отречения от самого себя, так чтобы, например, не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя», «сделаться чуждым» самому себе. «Отвергается же самого себя тот, кто вчера был невоздержан, а ныне стал воздержан» и т. д. Особо же подчеркивает блаженный толкователь смысл слов иже хощет (аще кто хощет): «Я, говорит, никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро; а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего», потому что «добродетель есть дело свободы, а не принуждения» (Феофилакт Болгарский на Мф. 16:24; на Мк. 8:34—37; на Лк. 9:23—27; разрядка наша.иг. Ф.).     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 2. Т. 1. С. 464.    Как пишет толкователь нового времени, «образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы: вихря, огня, колесницы и коней — обычные символы ветхозаветных богоявлений (см.: Ис. 66:15; Авв. 3:8; Пс. 49:3, 103:3). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии (см.: Сир. 48:1—12); колесница же и кони, как главная сила, опора и слава народа (см.: Исх. 14:9, 17; Втор. 20:1; 3 Цар. 10:29; Ис. 31, 1 сл.), обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 2, 11: ς ες τν ορανν, яко на небо)» (Новая толковая Библия на 4 Цар. 2:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

1446 Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. С. 117 (разрядка наша.иг. Ф.). 1447 Иер.23:23. На церковнославянском точно так же — «Бог приближаяйся Аз есмь глаголет Господь, а не Бог издалеча " _ 1448 Зигабен на Пс.33:19. 1449 Псалтирь в святоотеческом изъяснении, на Пс.33(со ссылкой на Василия Великого и Феодорита). 1450 Пс.72(в славянском переводе — так же «погибнут " _ 1451 Зигабен на Пс.33:19. 1452 Зигабен на Пс.33:19. 1453 Зигабен на Пс.33(с цитатой из Феодорита). 1454 Зигабен на Пс.146(цитируется блаженный Феодорит). 1455 Афонский патерик. С. 201—202 (в житии преподобного Дионисия Олимпийского). 1456 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1457 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1458 Афонский патерик. С. 195 (поучение преподобного Сергия царю Иоанну Васильевичу по поводу поездки на богомолье в Кириллов монастырь, в житии преподобного Максима Грека). 1459 На возношении Святого Агнца. 1460 Феофилакт Болгарский на Ин.13:33—35. 1461 Феофилакт Болгарский на Ин.13:17—19. 1462 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 2. 1. Т. 2. С. 7. 1463 Пушкин А.С. К Чаадаеву (1818)/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 1. М.. 1967. С. 332. 1464 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»: 1465 Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 30. С. 157 (разрядка везде наша.иг. Ф.). 1466 В Последовании ко Святому Причащению молитва 7, святого Симеона Нового Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. С. 117 (разрядка наша.иг. Ф.).    Иер.23:23. На церковнославянском точно так же — «Бог приближаяйся Аз есмь глаголет Господь, а не Бог издалеча " _    Зигабен на Пс.33:19.    Псалтирь в святоотеческом изъяснении, на Пс.33(со ссылкой на Василия Великого и Феодорита).    Пс.72(в славянском переводе — так же «погибнут " _    Зигабен на Пс.33:19.    Зигабен на Пс.33:19.    Зигабен на Пс.33(с цитатой из Феодорита).    Зигабен на Пс.146(цитируется блаженный Феодорит).    Афонский патерик. С. 201—202 (в житии преподобного Дионисия Олимпийского).    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7.    Афонский патерик. С. 195 (поучение преподобного Сергия царю Иоанну Васильевичу по поводу поездки на богомолье в Кириллов монастырь, в житии преподобного Максима Грека).    На возношении Святого Агнца.    Феофилакт Болгарский на Ин.13:33—35.    Феофилакт Болгарский на Ин.13:17—19.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 2. 1. Т. 2. С. 7.    Пушкин А.С. К Чаадаеву (1818)/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 1. М.. 1967. С. 332.     «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»:    Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 30. С. 157 (разрядка везде наша.иг. Ф.).    В Последовании ко Святому Причащению молитва 7, святого Симеона Нового Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Без этого начала не достигнем мы благого конца — христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове.    Смотри, душа моя: вот лекарство твое, которое Христос приложит к саднящим ранам твоим, — покаяние твое!    Только бы нашлось оно!    Только бы не заленилась ты на поприще постном!     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Тело Твое и кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю    Сказано: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши» (1 Пет. 3:18), «и не для того , чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:25—28; разрядка везде наша.иг. Ф.).    Но каждый день в воспоминание этого спасительного страдания в церквах всего мира возносится Бескровная Жертва, и самая «страшная трапеза посреди святилища являет гроб Христов и таинство страдания, в котором совершена всемирная и живая жертва: здесь Спаситель и почивает, как Бог, и закалается, как человек».    На всяк день, яко овча на заколение ведеся и яко Агнец непорочный, прямо стригущаго его безгласен: тако не отверзает уст своих, — жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение.    Ежедневно в нашем сердце сокрушается Тело Пречистое римским копьем, когда мы вспоминаем, как «един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода» (Ин. 19:34).    Ежедневно видим мы это глазами того, кто, «видевый, свидетельствова, и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19:35).    И когда в Божественной литургии зазвучат Христовы слова: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (См.: Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19; 1 Кор. 11:24), а потом: Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов (См.: Мф. 26:27—28; Мк. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25), — вспомни, душа моя, о том, что Тело Свое принес Христос, чтобы «обновить» тебя, снять с тебя «ветхого человека с делами его, облечь же в нового, обновленного духом, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Кол. 3:9; Еф. 4:22—24); Кровь же Свою — чтобы «омыть» тебя от тяготы греховной, растлевающей тебя «в обольстительных похотях» (Еф. 4:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010