Если праведно я пою,   Дай мне, Господи, дай мне знак,   Что я волю понял Твою». 1268 Для «обучения», письменного теоретизирования, «чтения рефератов» и дружеских бесед в процессе реализации «естественных проявлений здорового организма» «зрелых особей» с Г.В. Плехановым, П.П. Масловым, А.Г. Шляпниковым, потом, уже в Питере, с революционным матросом П.Е. Дыбенко и т.д., и это – при живом муже и растущем сыне: феминистическая натура Александры Михайловны всю жизнь склонялась к полиандрии и в теории, и на практике, хотя и Маслову, и Дыбенке, несмотря на всю «свободную любовь» (семья-де, как писала она, перестает уже быть нужной!), она регулярно устраивала бурные сцены ревности, после одной из которых последний даже стрелялся, к счастью – неудачно. И все свои практические успехи и теоретические порывы полета творческого ума скрупулезно описывала – в письмах, дневниках, статьях, брошюрах, книжках... (см. документальный фильм: Тов. Коллонтай и ее любовники. [Авторы сценария: Саркисян Д., Беляков В.]. «Всемирное русское телевидение», 1996). 1271 Мефистофель в: Гёте И.В. Фауст (Первая часть. Рабочая комната Фауста); в переводе Б.Л. Пастернака (М., 1960): «Фауст: ...Ты кто? Мефистофель: Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла»; Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Часть 1. Эпиграф/Булгаков М.А. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Минск, 1988. С. 272. 1277 Эсхатология (от греч. σχατος – последний, конечный и …логия – учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. 1279 Там же. С. 441 (разрядка наша.иг. Ф.). Добавим еще одну цитату из того же источника: «Старый режим треснул, но вместе с ним и интегральная идея освобождения. ...Государственная Дума пародировала парламентаризм и отбивала, морально и эстетически, вкус к политике. И [правящая, – заменим от себя слово, употребленное Г.П. Федотовым . – иг. Ф.] и оппозиционная Россия тонула в грязи коррупции и пошлости. Это была смерть политического идеализма» (Там же. С. 438). Уточним лишь: у Федотова речь идет о России после 17 октября 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

«О, Гермес Трисмегист, троекратно великий учитель   … От тебя получил я ту влагу целебную жизни.   Что меня навсегда приобщает к небесной отчизне» 1216 ; «...Я не Змей, уродливо-больной,   Я Люцифер небесно-изумрудный,   В безбрежности, освобожденной мной» 1217 , и так далее. Окрыленный перспективой этой узурпированной поэтом власти, Городецкий готов подменить собою со товарищи Самого Творца 1218 , к Которому, кстати, относится с большой подозрительностью 1219 . И хотя Городецкий в некотором образе остается в границах христианства, его богословие-философия имеет какой-то причудливый оттенок 1220 . Гумилев (пока «Русь бредит Богом, красным пламенем, Где видно ангелов сквозь дым» 1221 ) вступает в дружбу с сатаною 1222 , молится солнцу 1223 , увлекается таинственным андрогином: ведь он – «Бог-Существо» 1224 , тогда как Христос – просто некий «искатель небес» 1225 , хотя и очень поэтический 1226 ; в лучшем случае – «Вековая, Святая Мечта» 1227 ... Творец же его вовсе не интересует – по причине Его (прости, Господи!) временности 1228 ... Да разве и важно это, если жизнь, в целом, бесцельна? 1229 И вот уже Пастернак, двадцати семи лет от роду, заигрывает со смертью («...мне смерть Как приелось жить» 1230 ) и, в то время как «несметный мир семенит в месмеризме» 1231 (вы поняли, о чем это?), в общем – между делом, пока «галчонком глянет Рождество» 1232 (почему – Рождество? где он видел галчат в Рождество? лишь бы в размер попасть?), познаёт цель жизни: «Я понял жизни цель и чту   Ту цель, как цель, и эта цель –   Признать, что… … …от поста болят виски» 1233 ... Болят, видимо, до того, что сама цель Творения Божьего преобразуется до неузнаваемости: «Мирозданье – лишь страсти разряды,   Человеческим сердцем накопленной» 1234 . А, пока это всё происходит, – «Давай ронять слова,   Как сад – янтарь и цедру (ну, янтарь – куда ни шло, но вы хорошо понимаете, как это – сад роняет цедру? кто там чистит лимоны? – иг. Ф.),   Рассеянно и щедро,   Едва, едва, едва» 1235 . Брюсов, «сознавая вместе с лучшими людьми современности, что вера заключается в глубине сердца, а не во внешних проявлениях» 1236 , с большим увлечением писал, серьезно углубляясь в детали 1237 , «правдивую повесть о дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа... о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей 1238 и некромантией» 1239 и о тех, кто, «может быть... вновь перед троном дьявола отрекся бы от вечного спасения» 1240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Отсутствие последнего в списке половины XV в. указывает на противное. Притом, в древнейшем своем виде житие ни по составу ни по изложению не носит на себе признаков тех искусственных приемов, какие развивались в житиях с половины XV в. Рассказ его свободен от назидательных и ритирических распространений, коротенькое предисловие совершенно одного характера с предисловием к житию еп. Игнатия. Напротив похвальное слово написано вполне в духе позднейшего житейного красноречия. Наконец, в развитии искусственного состава житий замечаем общее явление, что похвальное слово, написанное одновременно с житием, чуждо повествовательного содержания; напротив слово, написанное и прибавленное к старинному житию позднее, обыкновенно повторит главные биографические черты последнего. К этому второму разряду принадлежит и похвала в разбираемом житии: сокращая его рассказ, она делает из него иногда дословные выдержки, перемешанные с поучениями в духе церковной проповеди. Позднейшие списки замечают эти повторения и сокращают похвалу, опуская в ней именно повествовательные заимствования из жития 51 . Еще темнее время происхождения собственно жития; оно само не даст никаких указаний на это. Арх. Филарет в одном сочинении замечает, что житие по языку XIII века, а в другом относит его к XV, основывая этот вывод на известии об обретении мощей Никиты митр. Фотием 52 . Первое мнение не имеет достаточного основания, ибо древнейший известный список жития – половины XV в. и в языке его трудно отыскать признаки XIII в.; основание второго мнения не точно. Автор, описавший чудеса Никиты в XVI в., рассказывает, что слышал об искании мощей святого от Даниила, основателя Троицкого переяславского монастыря, а последнему рассказывал об этом со слов старожилов монастыря родственник его, никитский иг. Иона, у которого он жил в детстве. По его рассказу, митр. Фотий, удивляясь, что никто дотоле не позаботился открыть мощи прославленного подвижника, пытался откопать их: уже отрыли бересту, которой вместо гроба обернуто было тело столпника; но он не захотел лежать поверх земли, поднялась сильная буря и разрытая могила сама собою засыпалась, – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   Посмотри, душа моя, на недалекого и нерадивого о душе своей богача. «Он одним богатством уже обладал, а другого надеялся. Между тем человеколюбивый Бог не осудил его в начале, за неблагодарность нрава, но к прежнему его богатству непрестанно прилагал новое богатство, в ожидании, что, насытив его когда-нибудь, обратит душу его к общительности и кротости. ...Что же присовокупил человек от себя? Злой нрав, человеконенавидение, скупость. Сим воздал он Благодетелю. Не помнил он общей природы, не думал, что избытки должно разделять неимущим... слушаясь безумного советника — себя самого»; и о любостяжательности/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. С. 84—85, 87 (разрядка наша.иг. Ф.)..    Что есть наибольшее богатство твое, душа моя, как не праведность, которую ты можешь стяжать трудами жизни твоей? Ведь «ежели в душе есть добродетель, ежели исполнена она благих дел, ежели близка к Богу: то имеет многа блага, и пусть веселится прекрасным душевным веселием»!    Но что более неосмотрительного можешь ты совершить, как не положиться на себя в деле стяжания этого богатства, в деле его сохранения и приумножения? Какая бессмысленная самонадеянность! Какое безумное желание!    Посмотри, душа моя, на учителя своего, преподобного Андрея, посмотри, как он отвергает руководство ума своего даже в таком деле, в котором ум, казалось бы, должен быть первым исполнителем!    Воистину: как можно положиться на ум свой в том, что касается жизни вечной, если даже в сей привременной жизни ум наш так часто обманывает нас? Как часто принимает он за друга — льстивого врага, за добро — лицемерно скрывающееся под маской доброты зло, за красоту — подкрашенное, подгримированное под нее безобразие, за искусство — не то, что советует ему его свободная воля, а то, что назойливо навязывают реклама, так называемое общественное мнение или высказывания «авторитетных ценителей», — «как сумасшедшие, в припадке бешенства, не действительные видят вещи, но представляют то, что производит в них болезнь»! Как часто он, «стараясь о настоящем, презирает чаемое»!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Они – против того знания, которое «отступило от назначения человеческой мудрости, забрело в совершенно противоположную сторону, приняв ложь как истину, пытаясь оболгать истину как ложь и восстанавливая тварь на Творца» 1033 ; против «мудрости, губительной для богоугодной жизни» 1034 . Они – против мудрости гордых, которая «хочет исследовать и глубину· судеб Господних» 1035 . И потому говорят о необходимости «распознания учений, чтобы избрать полезное и отбросить бессмысленное и вредное» 1036 . Ты не стремишься к тому знанию, о котором святые отцы говорят, что оно одно лишь достойно именоваться этим именем. Ты не хочешь вспомнить, душа моя, о том, что " мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога , дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор.2:12 ; разрядка наша.иг. Ф.) 1037 . Ты не хочешь знать, что «все разумные действия утверждает смирение» 1038 . Ты не хочешь знать, что «не размышлениями, а присутствием Его Духа в нас мы познаем “дарованное нам от Бога», чего «не видел глаз, не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку, а нам Бог открыл через Дух Свой, потому что Дух проницает и глубины Божии» ( 1Кор.2:9–10 )» 1039 . Ты не ищешь Божией мудрости, «внедренной в творение» 1040 . Ты не хочешь понять, что цель истинной мудрости – «претворить человека в образ Благого» 1041 , образ умственный, подобный Самому Первообразу: ведь «Ум бесстрастен есть Бог, паче всякаго ума и всякаго бесстрастия свет, и источник света блага: премудрость, слово и разум, и премудрости слова и разума податель» 1042 . «Стоящая перед нами последняя цель, – пишет святой Палама, – это обещанные Богом будущие блага, богосыновство, обожение, откровение небесных сокровищ, их приобретение и наслаждение ими; а знания внешней науки, как мы знаем, привязаны к веку сему» 1043 . И поэтому, даже если ты ищешь такой именно мудрости, ты пропускаешь мимо себя простую истину: «Добро не в самой по себе природе этого знания, а в человеческих намерениях, вместе с которыми и знание склоняется в любую сторону... и легко изменяется, сообразуясь с целями людей» 1044 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Наконец, в списках XVII века эта группа статей усложняется прибавкой к прежним чудесам описания чудес позднейших, совершившихся в XVI веке 49 . Это постепенное осложнение состава жития в списках разных веков наглядно представляет разновременность его образования. Архиеп. Филарет замечает, что житие и похвальное слово написаны в одно время 50 . Отсутствие последнего в списке половины XV века указывает на противное. Притом в древнейшем своем виде житие ни по составу, ни по изложению не носит на себе признаков тех искусственных приемов, какие развивались в житиях с половины XV века. Рассказ его свободен от назидательных и риторических распространений; коротенькое предисловие совершенно одного характера с предисловием к житию еп. Игнатия. Напротив, похвальное слово написано вполне в духе позднейшего житейного красноречия. Наконец, в развитии искусственного состава житий замечаем общее явление, что похвальное слово, написанное одновременно с житием, чуждо повествовательного содержания; напротив, слово, написанное и прибавленное к старинному житию позднее, обыкновенно повторяет главные биографические черты последнего. К этому второму разряду принадлежит и похвала в разбираемом житии: сокращая его рассказ, она делает из него иногда дословные выдержки, перемешанные с поучениями в духе церковной проповеди. Позднейшие списки замечают эти повторения и сокращают похвалу, опуская в ней именно повествовательные заимствования из жития 51 . Еще темнее время происхождения собственно жития; оно само не дает никаких указаний на это. Арх. Филарет в одном сочинении замечает, что житие по языку XIII века, а в другом относит его к XV, основывая этот вывод на известии об обретении мощей Никиты митр. Фотием 52 . Первое мнение не имеет достаточного основания, ибо древ-неиший известный список жития – половины XV века и в языке его трудно отыскать признаки XIII века; основание второго мнения неточно. Автор, описавший чудеса Никиты в XVI веке, рассказывает, что слышал об искании мощей святого от Даниила, основателя Троицкого Переяславского монастыря, а последнему рассказывал об этом со слов старожилов монастыря родственник его, никитский иг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Поздравляем с Богоявлением! Дорогого отца Германа сердечно поздравляем с Богоявлением, с Собором Иоанна Предтечи! Молим и просим святого Пророка и Крестителя Господня даровать глубокое покаяние Родине. Благодарно прочли твой рождественский подарок. Великой Милости Божией всем твоим путям и трудам. Отче, брат наш, пусть Бог тебя бережет. Всех Небес к нам взывает и греет Святая Любовь. За мольбы не отнимет Царица над Русью Священный Покров! Пусть Воскресший Христос в твоем сердце для ближних и дальних живет. Будь же светел всегда и здоров. Иг. Ефрем, иг. Иннокентий, иг. Авель, иером. Арефа, иером. Софроний, прот. Борис и прот. Георгий с паствой, прот. Андрей, иером. Александр, иерей Алексий, иерей Александр, иерей Алексий и все твои многочисленные Московские друзья. 1. Восхищает Рождественская пастораль просто восхищает. Хоть чистого вохдуха глоток, хоть немного разрядить эту выгребную атмосферу... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/12/...

798 «Радость, глаголет, велию благовествую вам, яже будет всем людям (см.: Лк. 2.1 10), нечасти людей» ( Иоанн Карпафийский . Главы, 14/ Добротолюбие славянское . Т. 2.1 С. 263), а «милость Христова никогдаже разорится» ( Иоанн Карпафийский . Главы, 33/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 269). 799 Макарий Египетский , 6, 4, 3; 6, 5, 1. 800 Макарий Египетский , 54, 4, 2. 801 Макарий Египетский , 2, 2, 8; также: 2, 3, 9; 4, 19. 802 Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 91 (разрядка наша.иг. Ф. ). Отметим специально выделенное нами беглое замечание преподобного — оно, возможно, говорит о том, что педагогика искушения, не подвергая сомнению свободу человеческой воли, в некоторой степени с ней согласуется, так что процесс сближения человека с Богом не перестает быть взаимным. 803 Макарий Египетский , 7, 16, 3; 2, 3, 19; 4, 6, 1; 2, 3, 19; 2, 3, 26. 804 Петр Дамаскин , II, 2/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 177. 805 Макарий Египетский , 7, 16, 4. 806 Макарий Египетский , 6, 5, 2. 807 «Бог, будучи благим и желая полностью вырвать из нас семя зла, то есть наслаждение, отнимающее ум от Божественной любви, попускает диаволу наводить на нас муки и кары, тем самым через муки души вытравляя яд наслаждения, уже ранее завладевшего ею, а также [внушая] нам совершенное отвращение и ненависть к [вещам] преходящим иласкающим только чувство, так что [в душе не остается] больше ничего [заслуживающего] наказания за стяжаемое ради корыстолюбия при их использовании. [Бог еще] желает создать и соделать карающую и человеконенавистническую силу диавола принудительной причиной обращения к добродетели для тех, кто добровольно отпал от нее» ( Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию XXVI). 808 Марк Подвижник . О мнящихся, 202, 204/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 79; Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 39. 809 На мысль о том, что искушение не имеет сущностного характера, то есть не затрагивает самого существа человека, наводит мимолетная фраза преподобного Исаака Сирина, походя отмеченная переводчиком: дав базовый перевод касательно «искушений, которые прошла» душа, Преосвященный Иларион (в прим. 74 на с. 27 своего издания) помечает: букв . «которые прошли над ней» ( Исаак Сирин . Беседа 1, 16; выделено нами. — иг. Ф .). Но в этом предлоге можно усмотреть принципиальный момент: то, что проходит над , не соприкасается с тем, что находится под : движение идет в разных плоскостях , искушения даже не охватывают, не окружают душу (как должно было бы произойти, если бы душа проходила через них, вступая в их среду , соприкасаясь с ними), они осуществляют свое педагогическое воздействие на нее строго извне , и в свободной воле человека находится — допустить или нет момент сосложения своего собственного внутреннего существа с естеством искушения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

И лишь в скорбные дни поста и удручения плоти ты вспоминаешь вдруг – да не вдруг, Церковь напоминает тебе, сама бы ты и в эти дни не спохватилась! – что Господь имеет «власть оставляти грехи», что чаша деяний твоих беззаконных вот-вот переполнится и безмерному терпению Господню может прийти конец. И тогда ты хватаешься за покаянные слова, переданные тебе святыми мужами, тогда ты вопиешь: Дел Твоих да не презриши, Спасе, создания Твоего да не оставиши! Но добро было бы, если бы ты, душа моя, с этими самыми чувствами возносила покаянные прошения! Добро было бы, если бы покаяние затронуло всё существо твое, все таинственные глубины его, чтобы не осталось ни одной части его, не охваченной чувством совершенной греховности и желанием не просто отбросить зло греха, но и не возвращаться к нему никогда более! Вспомни, душа моя: как часто эти покаянные слова не проникают в тебя, не становятся твоим собственным искренним прошением, как часто они лишь пролетают над тобой в тишине церкви... А ты – ты даже и не слушаешь их толком: либо мысли твои лениво ворочаются вокруг обыденных событий, либо ты с любопытством (как стало сейчас очень «модно») листаешь странички издания русского перевода Великого канона, потому что тебе лень слушать и вникать, тебе нужно протокольно прочитать и отправить свое любопытство дальше, потому что ты не хочешь понять: если бы Церковь считала полезным читать, а не слушать богослужение, она бы таки постановила, она бы так его и организовала. Но она, по мудрости своей, которой снабдил ее Премирный ее Глава – Христос, осмелилась полагать нечто противное твоим желаниям. Она хочет, чтобы мы закрыли наши глаза физические, чтобы открылось у нас зрение духовное, чтобы взгляд не отвлекал нас (потому и в церкви во время чтения Великого канона так темно, нет ни света паникадил, ни свечей, только лампады мерцают), чтобы мы слушали , учение полезно слушать и " сохранять все слова его в сердце своем» ( Лк. 2, 19, 51 (разрядка наша.иг. Ф.)). Ведь Сам Христос много раз говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф. 11:15, 13:9, 43, 25:10 ; Мк. 4:9, 23, 7:16 ; Лк. 8:8, 15, 14:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   И лишь в скорбные дни поста и удручения плоти ты вспоминаешь вдруг — да не вдруг, Церковь напоминает тебе, сама бы ты и в эти дни не спохватилась! — что Господь имеет «власть оставляти грехи», что чаша деяний твоих беззаконных вот-вот переполнится и безмерному терпению Господню может прийти конец. И тогда ты хватаешься за покаянные слова, переданные тебе святыми мужами, тогда ты вопиешь: Дел Твоих да не презриши, Спасе, создания Твоего да не оставиши!    Но добро было бы, если бы ты, душа моя, с этими самыми чувствами возносила покаянные прошения! Добро было бы, если бы покаяние затронуло всё существо твое, все таинственные глубины его, чтобы не осталось ни одной части его, не охваченной чувством совершенной греховности и желанием не просто отбросить зло греха, но и не возвращаться к нему никогда более!    Вспомни, душа моя: как часто эти покаянные слова не проникают в тебя, не становятся твоим собственным искренним прошением, как часто они лишь пролетают над тобой в тишине церкви... А ты — ты даже и не слушаешь их толком: либо мысли твои лениво ворочаются вокруг обыденных событий, либо ты с любопытством (как стало сейчас очень «модно») листаешь странички издания русского перевода Великого канона, потому что тебе лень слушать и вникать, тебе нужно протокольно прочитать и отправить свое любопытство дальше, потому что ты не хочешь понять: если бы Церковь считала полезным читать, а не слушать богослужение, она бы таки постановила, она бы так его и организовала. Но она, по мудрости своей, которой снабдил ее Премирный ее Глава — Христос, осмелилась полагать нечто противное твоим желаниям.    Она хочет, чтобы мы закрыли наши глаза физические, чтобы открылось у нас зрение духовное, чтобы взгляд не отвлекал нас (потому и в церкви во время чтения Великого канона так темно, нет ни света паникадил, ни свечей, только лампады мерцают), чтобы мы слушали, учение полезно слушать и «сохранять все слова его в сердце своем» (Лк. 2:19, 51 (разрядка наша.иг. Ф.)). Ведь Сам Христос много раз говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 11:15, 13:9, 43, 25:10; Мк. 4:9, 23, 7:16; Лк. 8:8, 15, 14:35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010