Заключающееся в немногих словах, предложение это имеет большую неясность и требует особенно точного исследования, ибо глубиной отличается речь об этом и, полагаю, не удобопонятна для многих. Что касается до простейшего и удобопонятного всем (буквального) смысла, то не другого кого определяет Иудеям отца кроме ниспавшего с неба сатаны. Но находящиеся вслед за тем слова как бы об этом определённом для них отце: потому что лжец есть как и (αϑς α) отец его“ 261 , несколько смущают нас и даже не мало заставляют недоумевать. О ком в самом деле, здраво рассуждая, мы можем предположить, что он был отцом диаволу? Неужели кто другой прежде него ниспал, которому этот второй уподоблялся бы по виду и нравственности? Ведь из священных и божественных писаний невозможно представить места для доказательства этого. А чего не говорится богодухновенными писаниями, то отнюдь не приемлемо для веры 262 . Напротив всякий дух между демонами называется (и является как) детище диавола сатаны, по сказанному Спасителем нашим Христом: „если же са- —352— тана сатану изгоняет, на себя самого разделился“ ( Мф.12:26 ). Но одного из прочих, преимуществующего и верховного, мы знаем, – это тот, к Кому сказано через пророка Иезекииля: „ты – отпечаток подобия и венец красоты, в сладости рая Божия рождённый, всяким камнем дорогим ты облёкся“ ( Иез.28:12–13 ). Кого же поэтому другого, без опасения ошибки, должны мы предполагать, сообразно коему этот отпечатлён, разумею сходство в порочности? Некоторые из древних толкователей, в объяснение этого места, прекрасно утверждали, что тот исконный сатана, который считается предстоятелем и всех других демонов, связан, как сказано, силой Божей ( Мф.12:29 ; 2Петр.2:4 ; Иуд.1:6 ) и ввержен в самый тартар для наказания за свою дерзость против Бога, а после него явился некоторый другой, однообразный с своим отцом по мерзостям, нынешний князь века сего ( Ин.12:31,14:30,16:11 ; Мф.9:34,12:24 ; Еф.6:12 др.), – и что именно о нём Спаситель говорит, что и „человекоубийца был от начала“ и: „потому что лжец есть как (σπε) отец его“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такой именно смысл заставляет нас приписывать рассматриваемому выражению («и приложился») и то соображение, что это «приложение», или снисхождение в scheol, рассматривается как явление утешительное. Так, Иаков видит для себя утешение в том, что он сойдет в преисподнюю и соединится с душою сына, тело которого, как предполагал он, было уже растерзано зверями ( Быт.27:35 ) 42 . Если в ветхозаветных книгах раннейшего происхождения scheol изображается как место, лишенное радостей, – место безмолвия ( Пс.103:17 ; Иов.3:17–19 ; ср. Пс.30:18 ), место, где смолкнет хвала Богу ( Ис.38:18–19 ; Пс.113:25 ; Пс.87:11–13 ), то отчасти уже в этих же книгах, и особенно в позднейших, можно указать такие места, в которых довольно ясно полагается различие между состоянием праведников и грешников. Одним из несомненных и очень древних доказательств того, что Ветхому Завету не была чужда надежда на лучшее состояние за гробом 43 , может служить библейский факт взятия Илии и Еноха 44 на небо ( Быт.5:24 ; 4Цар.2:11 ; ср. Сир.44:15 ; Евр.11:5 ). Ту же надежду выражает Давид ( Пс.15:8–10 ; ср. Пс.16:15 ). Указание на нее можно видеть и в других священных книгах Ветхого Завета (например, Прем.3:1–3, 5:15; 6:18–20 ; Иов.19:25–27 , и др.) 45 . Но то, что для ветхозаветного праведника было только предметом чаяния, с наступлением новозаветного царства исполнилось ( 1Пет.3:18–19 ), и то, что там высказывалось не всегда ясно и определенно, в Новом Завете раскрывается с наглядною очевидностию. Здесь, в новозаветном учении, загробное состояние душ по разлучении их с телом представляется не как состояние путников в одной и той же общей гостинице, где путешественники находят один и тот же прием и где они предаются общему сну. Нет, участь верующих совершенно отлична от участи тех, кои забыли Бога. Общее у них лишь только то, что души их не умирают и сознание им не изменяет ( Мф.10:28 ; Лк.20:36, 16:19–31 ). Праведник не подчиняется смерти, как своему господину: если он и умирает, то переходит только в уготованное ему жилище ( Ин.14:1–2, 17:24 ) – чрез смерть к жизни 46 , которая начинается для него уже тотчас по смерти ( Ин.5:24; 11:25–26 ); он мертв, но лишь постольку, поскольку не восстановлена целостность его существа ( Рим.8:11 ), душою же своею он живет и пребывает в стране живых ( Откр.7:9 ; Евр.12:22 ) – на своей родине у Господа ( 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ), к Которому он стремился еще здесь, на земле ( Откр.14:13 ), и Которому он служит по отшествии из этой жизни день и ночь ( Откр.7:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

4 сыны Рувима... Гада... Манассиина. См. 1,12–15. 4 Около сорока тысяч. Некоторые исследователи полагают, что слово, переведенное как «тысяч», может означать военный отряд неопределенной численности. 4 прославил Господь Иисуса... и стали бояться его. Это прославление Иисуса Навина свершилось во исполнение сказанного в 3,7 (см. Исх. 14,31 ). Нерушимая верность Бога Своим обетованиям сообщает особую силу тому, чья власть основана на этих обетованиях. 4 ковчег откровения. Десять Заповедей, хранившихся внутри ковчега, были известны как «откровение» ( Исх. 25,16.21.22; 31,18; 32,15; 40,20 ) и представляли собой основу завета, заключенного между Господом и Израилем. 4 в десятый день первого месяца. В этот день должны были выбирать пасхального агнца ( Исх. 12,3 ); таким образом, здесь подчеркивается связь между переходом через Иордан и исходом из Египта (см. ст. 23 и 5,10). 4 скажите. Евр.: «сообщать знание» (см. ком. к 3,7.10). 4 все народы земли. Чудеса, описываемые в гл. 3; 4, по своему значению выходят далеко за рамки одного поколения и даже всего народа израильского (2,10; 5,1; ср. Быт. 12,3 ). Чудесные дела Божий, по Библии, должны оказать на услышавших о них столь же сильное воздействие, как и на непосредственных очевидцев ( Исх. 10,2 ; Ин. 20,30.31 ). См. ком. к 2,9,10. познали. Познание людьми Бога и промысла Его было той целью, ради которой Господь совершил описанные чудеса (3,7,10 и ком.; 4,22 и ком.). Однако знание Бога само по себе не ведет к спасению ( Исх. 14,18 ). боялись. Обычное в Ветхом Завете выражение, означающее истинную веру (см., напр., Пс. 127,1 ). См. ком. к 24,14. Глава 5 5:1–12 Этот в высшей степени важный для израильтян момент (ст. 9), когда позади остались долгие годы скитаний по пустыне, а впереди новая жизнь в земле обетованной (ст. 11,12), отмечен двумя символическими актами обрезанием (ст. 2–8) и Пасхой (ст. 10; Исх. 12,48 ). Обрезание было неотъемлемой особенностью народа, получившего обетование, а Пасха знаменовала избавление этого народа о египетского рабства. Как обетование, данное Аврааму, так и исход из Египта отмечены ожиданием этого дня ( Быт. 17,8 ; Исх. 3,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Потому как Он человек, то и постится Он сорок дней в пустыне, чувствует голод; при этом дьявол Его искушает, сомневаясь, что Он Сын Божий, но не имея ни малейших сомнений в том, что Он истинный человек (Мф.4:1—11; Мк.1:12—13; Лк.4:1—13; ср.: Мф.21:18). Своей неодолимо привлекательной человеческой личностью Он собирает Своих первых учеников, и они идут за Ним как за настоящим человеческим существом, а не как за каким-то фантомом. Во всей Своей человеческой реальности Он обходит города и села, исцеляет от болезней, изгоняет бесов, воскрешает мертвых, проповедует Евангелие Царствия, и никто не сомневается в том, что Он человек, никто не говорит, что Он привидение или похож на нечто такое (Мф.4:23—24; Мк.6:55; Мф.9:35; Мк.6:6; Лк.13:22; Мф.15:30—31). Через прикосновение Своих реально человеческих рук Он исцеляет (Мф.8:3, 15, 9:29, 20:34). Разве не человек, не подлинный человек — Он, не имеющий где главу приклонить (Мф.8:20)?    Как обыкновенный человек Иисус и ест, и пьет, и Его клеветники говорят о Нем: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:19; Лк.7:34). Если бы Господь Иисус Христос не был истинным человеком, то разве фарисеи совещались бы столько раз, «как бы погубить Его» (Мф.12:14, 26:4)? Сам тот факт, что Он имел сродников по плоти свидетельствует о Нем как о несомненном человеческом существе, которому свойственно иметь сродников по плоти (Мф.12:46; Мк.3:31; Лк.8:19—20; Мф.13:55). При всей Своей чудотворной Божественности Он с такой вещественной непосредственностью по-человечески реален, что люди называют Его сыном плотника (Мф.13:55), сыном Иосифовым (Ин.6:42). Он идет по морю не как призрак, а как человек (Мф.14:26—29; Мк.6:48—51; Ин.6:19—20). Если бы Господь Иисус Христос был только Богом, но одновременно не был истинным человеком, разве мог Он истинно страдать: ведь Божество страданиям не подвержено; и разве апостола Петра наименовал бы Он сатаной за то, что тот отговаривал Его от спасительного страдания за род человеческий (Мф.16:21—23; ср.: Мф.17:12, 22, 20:18—19)?    Преображение Спасителя на Фаворе показывает, что Его тело преобразилось и просияло Божеством, ибо по Божеству Он всегда равен Себе, Один и Тот же, неизменен в славе, в свете, в сиянии (Мф.17:1—8; Мк.9:2—10; Лк.9:28—36).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

—346— День Господень, т. е. воскресный см. Воскресенье. Десница Бога Отца: Сын воссел одесную Отца, а не Отец одесную Сына, хотя и обладают равным достоинством божеским, потому, что воплотился не Отец, а Сын 14, 28. б. 295. Десятословие: смысл первых четырех заповедей, – заповедь о субботнем покое указует на вечный покой святых 7, 24.143–147. Десять – совершенное число 6, 51. б. 43–44. Десятый час – великая тайна Спасителя открыта не в начале, а в конце века, в последние дни ( Ис.44:13 ) 1, 39. в. Дидрахма: закон о полдидрахмовой подати Богу ( Исх.30:13 ) указует на рабство людей Единому Владыке Богу, Коему подобает приносить не дидрахму из тленного вещества, но духовное плодоношение, т. е. служение в духе и истине. Ответ Господа на вопрос собирателей дидрахмы Петру ( Мф.17:24–26 ) показует божескую природу Спасителя 4, 22. 291–292; 10, 11–13; 14, 11. 216–217. Дидрахма равняется статиру или двум драхмам, а подать в половину дидрахмы равна одной драхме: этим прикровенно указан Сам Христос, за всех как бы и ото всех в выкуп принесший Себя Богу и Отцу и представляемый как бы в одной драхме, однако-же нераздельно от другой, т. е. ипостасен и в то же время единосущен Отцу и совершенно равен Ему, но различен от Него лично 6, 27. 469–470. Диавол ср. демоны. По Иез.28:12 отпал от подобия с Богом 6, 27. б. 465. Его падение состояло в том, что он вообразил, будто тварь может возвыситься до природы Создателя и соделаться сопрестольною Вседержителю Богу 8, 23. б. 272. Диавола лжелюбца дух усвоили себе начальники иудейские 7, 28. б, – люди злые имеют отцом своим диавола 8, 41. 338–339. Он называется «князем мира сего» как завладевший тем, что ему не принадлежит, и посредством соблазна людей ко греху, – виновник греха и всех злодейств против Христа 14, 30–31. Расставив Христу сеть – смерть, этою же собственною сетью сам был унижен, ибо смертью Христа разрушена смерть 6, 38–39. 16. Диаволом называется Иуда предатель ( Ин.6:70 ) как слуга диавольских желаний 7, 70–71. Добрая жизнь: посредством неё и правой веры мы взыскуем Бога 1, 38 см. добродетель и добро.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—446— лам награды 6, 15, –6, 21, – богословский смысл последовательности событий 6, 16–17, –6, 21, –6, 26, – не грубому прообразу истории должны мы внимать, но духовно устремляться к откровениям Духа 7, 24. б. 167, –7, 34. а, –7, 24. б. 205–206, – в 10, 9 от обычно случающегося Христос преобразует речь как бы из истории в духовное созерцание и то, что почти простирается пред глазами и не представляет никакой трудности для понимания, делает образом предметов менее ясных 10, 9. Собакам охотничьим подобны разумные слушатели и любознательные исследователи, ибо они стараются совершать нечто подобное тому, что, говорят, делают проворные и охотничьи собаки, кои, имея от природы большую остроту чутья в ноздрях, постоянно бегают вокруг убежища искомых зверей 6, 52–53, – 1, 1. а. 18. «Совершилось» Ин.19:30 – толкование 14, 28. 297. Совесть вызывает страх и ужас, когда человек совершает злодеяние 18, 3. Соединение свойств божеских и человеческих во Христе объясняет то, что в словах Христовых эти свойства соединяются в одном среднем изречении 5, 19. 332. 340, –5, 26–27, –5, 30. 367. Созерцание и вера ведут к познанию Бога Отца 14, 5–6. Сокровищница – газофилакие – по св. Кириллу находилась в средине самого храма (ες ατο το ναο μεσατατον) 8, 20. Соломон премудрый – писатель книги Притчей 3, 11. а, –5, 31–32, –10, 34–37. 19,– 13, 2–5, –17, 12–13, –17, 18–19. 95, – место из книги Премудрости Соломоновой цитуется как «изречение некоего» (анонимно) т. 1, стр. 381, – писатель книги Премудрости Соломоновой 8, 44–45. 355. Соль, посыпавшаяся на хлебы предложения, указует на то, что апостолы суть соль земли ( Мф.5:13 ), а двенадцать хлебов означали двенадцать апостолов 6, 51. б. 44. Сосуд медный для сокрытия огня 15, 7. Сорок лет странствования евреев есть, по божественному закону, совершенное число 5, 5–6, Сотелесными Христу ( Еф.3:6 ) мы делаемся в таинственной Евлогии и Евхаристии 15, 1. 324, –17, 3, –17, 11, –18, 20–21. Сочинение: литературный труд человека есть приношение и жертва Богу т. 1, стр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(ср. Мф 15:29–31) 32. μογιλλον ‘косноязычного’. Очень редкое слово, встречается еще только у Семидесяти в Ис 35:6 (“язык немого будет петь”) и у некоторых поздних греческих писателей. Поэтому почти наверняка апостол Марк держал в уме отрывок из пророка Исайи. 34. φφαθ ‘ еффафа’ : арам. ’e tpatta или с ассимиляцией ’eppatta ‘откройся’ или ‘освободись’. Открывается или освобождается не какая-то часть тела, но весь человек, “запертый” или “связанный” сатаной. 43. Требование знамения с неба (8:11–13) (Мф 16:1–4; Лк 11:29) 11. σημεον ‘знамение’ у синоптиков означает неотразимо убедительное внешнее доказательство власти, данной Богом; доказательство, которое требуют неверующие, но которое Христос отказывается им дать. Чудеса, совершаемые Им, не являются “знамениями” в этом смысле, и синоптики называют их не σημεα, а δυνμεις. В четвертом Евангелии σημεον иногда употребляется в том же значении (Ин 2:18; 4:48; 6:30), но чаще означает чудеса, рассматриваемые как знамения, указывающие на тайну личности Иисуса Христа, проявления Его славы, ясные для верующих. Требование фарисеев обнаруживает их духовную слепоту: неспособные распознать знамения, которые Бог дарует им, они хотят получить знамение по собственному произволу. 12. γενε ατη ‘род сей’. У Семидесяти γενε переводит несколько еврейских слов: чаще всего dôr, но также zera‘, môle de t, mišph и ‘am. Скорее всего выражение означает ‘этот народ’, то есть еврейский народ (ср. Иер 8:3, где у Семидесяти γενε соответствует mišph). 44. Беседа в лодке (8:14–21) (Мф 16:5–12; ср. Лк 12:1) 15. τς ζμης τν Φαρισαων κα τς ζμης ρδου ‘закваски фарисейской и закваски Иродовой’. В Новом Завете (1 Кор 5:6–8; Гал 5:9), а также в раввинистическом иудаизме закваска — обычная метафора для некоторого порока, который, хотя вначале кажется незначительным, постепенно портит всего человека или группу людей. Единственное место, где закваска означает доброе — Мф 13:33=Лк 13:21. Апостол Матфей (16:12) поясняет, что под закваской имеется в виду учение фарисеев и саддукеев, у Луки (12:1) говорится о лицемерии. Христос призывает учеников беречься лицемерия фарисеев, которое распространяется посредством их учения. Упоминание фарисеев ясно ввиду предыдущего отрывка; упоминание Ирода может быть связано с близостью Тивериады, но и без этого достаточно уместно. По толкованию Беды Досточтимого, “закваска Иродова — прелюбодеяние, убийство, торопливость в клятве, притворная набожность и ненависть ко Христу и Его Предтече”. Это предостережение от безбожия людей мира сего, а упоминание о фарисеях — предостережение от ложного благочестия.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

   И вот, как отец изнеженного дитяти, я получаю всечасно плоды дурного воспитания его — болезни, скорби, печали... А «когда тело заболит, больной ни о чем уже другом не заботится, ни о богатстве, ни о славе, ни об утехах, а всё об одном уврачевании тела и восстановлении здоровья...    Что есть — по образу и по подобию?    «По образу Слова нам дано слово (то есть разум), ибо словесные — от Слова, безначального, несозданного, неуловимого и Бога моего. Поистине по образу (Его) душа всякого человека — словесный образ Слова.... Бог-Слово от Бога и совечен Отцу и Духу. Таким же образом и душа моя является по образу Его. Ибо, обладая умом и словом, она имеет их по существу нераздельными и неслиянными, равно и единосущными. Эти три (то есть душа, ум и слово) суть одно в соединении, но вместе и в разделении, будучи всегда и соединены, и разделены. Если ты удалишь одно из трех, то вместе удалишь, конечно, и всех. Ибо душа неразумная и бессловесная равна будет (душе) бессловесных; но и без души не может существовать ни ум, ни слово. ...Этот верный образ... ты никогда не увидишь и не уразумеешь, если прежде не очистишь свой образ и не омоешь от скверны, если не извлечешь его, засыпанного страстями, и не отрешь совершенно, и не разоблачишь также, и не убелишь, как снег».    Но я осквернил и разодрал даже и те «ризы кожаны», которые Господь дал человеку для существования на земле, — так, что они не в силах уже удержать и защитить образ и подобие Божии (а понимать их нужно, как учит Василий Великий, «боголепно» — это «не телесное очертание», но «божественное свойство»!) от того замутнения, которое стремится наложить на них во мне вселукавый отец лжи — «князь мира сего» (Ин.12:31, 14:30, 16:11).    Только в Тебе, Господи мой, не имеет он «ничесоже»! (Ин.14:30).    Только Ты Един Безгрешен.     «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (Мк.9:24).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Чти вторнику первыя седмицы.     Впадох в страстную пагубу и в вещественную тлю, и оттоле до ныне враг мне досаждает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О пастырстве О символе веры О Предании и приемстве пастырства 2Тим.2:2 . Пред священным рукоположением Тимофей должен был усвоить от ап. Павла точное изложение истин веры, как образец здравого учения. Сохраняя пред лицом многих свидетелей этот апостольский завет: 2Тим.1:14 , Тимофей должен был потом передать его тем же путем «верным людям», на которых можно было положиться, что они в свою очередь научат и других: 1Тим.5:22 . Вот какой премудрый способ сохранения Предания предначертан был св. ап. Павлом. Вместе с тем устанавливается здесь и учение о преемстве учительства и пастырства от Апостолов. О верности Богу О собеседовании 2Тим.2:2:14 . Этими словами Апостол запрещает вступать в словопрения, т. е. в пустые разговоры о словах, начинаемые и продолжаемые без всякой религиозной цели. Но с религиозной целью в Дамаске Ап. Павел беседовал с иудеями, отвергавшими его проповедь о Христе; так было в Фессалонике и в Риме ( Деян.9:22; 17:2–3; 28:17–31 ). О всеобщем воскресении О гонениях О Свящ. Предании 2Тим.3:15–17 . Апостол Тимовей родился в 30-й год по рожд. Христове. С 58 года он стал спутником ап. Павла. Писания последнего появились в период 53–67 года. Отсюда видно, что с детства ап. Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф.5:43–44 . Если принять во внимание ст.14 этой же главы, то увидим, что по словам ап. Павла источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления Апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Следовательно, ссылка на 2Тим.3:15–17 не только не оправдывает отвержение церковного Предания, но прямо обличать тех, кто не признает его: Ин.12:48 . Ясно и решительно заповедует нам ап. Павел хранить и держать Предания: 2Фес.2:15; 3:6 . О ветхозаветном Свящ. Писании 2Тим.3:16–17 . По отношению к Ветхому Завету необходимо, чтобы чтение его соединялось с познанием о Христе; по отношению к Новому не менее необходимо, чтобы чтение его соединялось с правильным разумением читаемого: 2Петр.3:16 . Кто же может руководить человека к правильному разумению Писания и предостеречь его от толкований ложных? читай: Деян.8:31–35 . Благовествовать могут только посланные на это: Рим.10:15 . Таким образом, совершенствование христианина поставляется в зависимость не от одного Писания, но еще и от руководительства данных Христом учителей: Еф.4:11 , которые, подобно Филиппу, благовествуют, «начиная от Писания«.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

III. Логос в кругу Своих учеников. Четвертая и последняя пасхальная неделя. Иерусалим, Ин. 13:1 — 17:26. Иисус моет ученикам ноги перед пасхальной трапезой, Ин. 13:1–20. 2. Иисус указывает на предателя, Ин. 13:21–27. Уход Иуды, Ин. 13:27–30. Новая заповедь любви, Ин. 13:31–35. (Это самый подходящий момент для установления вечери Господней, о котором умалчивает Иоанн, но рассказывают все синоптики и Павел.) 4. Пророчество об отречении Петра, Ин. 13:36–38. Прощальные слова ученикам; обещание пришествия Утешителя и возвращения Христа, Ин. 14:116:33. Священническая молитва, Ин. 17:1–26. IV. Прославление Христа через распятие и воскресение, Ин. 18:1 — 20:31. 1. Переход через Кедрон и предательство, Ин. 18:1–11. 2. Иисус перед первосвященниками Анной и Каиафой, Ин. 18:12–14,19–24. 3. Отречение Петра, Ин. 18:15–18,25–27. 4. Иисус перед римским прокуратором Понтием Пилатом, Ин. 18:28 — 19:16. Отчасти оригинальный материал (Ин. 19:4–16). 5. Распятие, Ин. 19:17–37. 6. Погребение Иисуса, Ин. 19:38–42. 7. Воскресение. Мария Магдалина, Петр и Иоанн приходят к пустой могиле, Ин. 20:1–10. 8. Христос является Марии Магдалине, Ин. 20:11–18. Христос является апостолам, за исключением Фомы, вечером в день воскресения, Ин. 20:19–23. Христос является апостолам, в том числе Фоме, в следующий день Господень, Ин. 20:26–29. Цель евангелия, Ин. 20:30–31. Приложение и эпилог, Ин. 21:1–25. 1. Христос является семерым ученикам на берегу Галилейского моря. Третье явление ученикам, Ин. 21:1–14. 2. Диалог с Симоном Петром: «Любишь ли ты Меня?». «Паси овец Моих». «Иди за Мною». Ин. 21:15–19. 3. Загадочные слова о любимом ученике, Ин. 21:21–23. 4. Свидетельство учеников Иоанна об авторстве евангелия, Ин. 21:24–25. Особенности четвертого евангелия Евангелие от Иоанна — это самое оригинальное, самое важное, самое влиятельное произведение в литературе. Великий Ориген называл его венцом евангелий, подобно тому как евангелия являются венцом всех Писаний. Прежде всего, это духовное и идеальное, но в то же время и самое реальное евангелие, самое точное отражение оригинала. Оно снимает завесу со Святого–святых и являет нам славу Единородного от Отца, полного благодати и истины. В нем гармонично сочетаются величайшее знание и чистейшая любовь Христа. Мы как будто слышим биение Его сердца; мы вкладываем руки в Его раны и вместе с сомневающимся Фомой восклицаем: «Господь мой и Бог мой!». Ни одна другая книга не отличается такой ясностью и такой глубиной, такой естественностью и такой таинственностью. В Евангелии от Иоанна есть детская простота и мудрость серафима, кротость ягненка и смелость орла, глубина моря и высота небес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010