Близится час, когда по воле Твоей жизнь земная моя прекратится. Но меня, как и всех верующих, живущих в Церкви Православной, ободряют слова Господни: «Истинно, истинно говорю вам, верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:47 ). И поистине, верующий во Христа, живущий свято, по-Божьи, имеет жизнь вечную. Ибо Сам Господь есть Вечносущая Жизнь, посему и жизнь Его – святая жизнь, вечная жизнь! Господь еще сказал: «Я есмь хлеб жизни... ядущий его не умрет... Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в Нем» ( Ин.6:48,50,56 ). О большем блаженстве человек и мечтать не может! Отсюда и моя молитва: Господи Иисусе Христе! Прости грехи мои прошлые и будь со мною. Аминь. 1995 г. (Москва) Господи, помилуй и прости нас, грешных! Оглядываясь на прошедшее, мы ясно ныне представляем, в каком нечестии доселе жили, сколь безрассудно в прошлом мы грешили и как дошли до нынешнего окаянства своего. История проста. В узах Твоей, Господи, Божественной любви (ср. Ос.11:4 ) нам показалось тяжело жить, тяжело по-Божьи жить. Нам захотелось на свободу вырваться... В высоком самомнении о себе решили впредь мы жить по-своему: отвергли волю святую Твою, Господи, и ринулись в страну далече от Тебя, чтоб там уж всё по-своему: чтоб ни от кого и никаких запретов, чтоб, совесть подавив, брать от жизни все утехи и наслаждения плотские, и чтоб делать всё, как хочется, во вседозволенности жить. И поначалу получалось все и весело, и усладительно, и гладко. Мы самостью довольны были и каждый собою кичился пред такими же, другими. Потом в нас зависть поселилась, а с нею – и злоба друг на друга. Затем пришла нужда: в питании, в одежде и в жилье. Веселье пропало, не до пирушек беззаботных стало. Никто никому не нужен стал. Каждый по истине, по-своему стал жить: кто впроголодь, кто голодает, кто замерзает, кто изнемогает, кто хворает... Тут уж не до веселья, не до утех плотских; все стали «стонать, каждый за свое беззаконие» ( Иез.7:16 ). Ибо «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). Ведь «никто своим беззаконием не укрепит своей жизни» ( Иез.7:13 ). И вот уже «все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби;» ( Ис.59:11 ). «Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем» ( Ис.59:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Перед вознесением Иисус, собрав учеников, дает им повеление: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Не понимая смысл того, что говорит Иисус, ученики задают Ему наивный вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». Они все еще думают, что Иисус пришел, чтобы восстановить утраченное могущество Израильского царства и свергнуть власть римлян. Но Иисус отвечает им, имея в виду не восстановление политического могущества Израиля (что не входило в Его планы), а конец истории мира, о котором Он много говорил им ранее: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:4–8 ). Здесь обещанное сошествие Святого Духа сравнивается с крещением Иоанновым. В Своей речи воскресший Иисус использует образы из проповеди Иоанна Крестителя: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ; ср.: Лк. 3:16 ). Далее следует описание вознесения Иисуса на небо – события, которым заканчивается Евангелие от Луки. Однако если в Евангелии оно описано кратко ( Лк. 24:50–53 ), то в Деяниях Лука сообщает дополнительные подробности. Именно из Деяний мы узнаем, что вознесение произошло на сороковой день после воскресения: об этом свидетельствуют слова «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1:3 ) из пролога. Именно в Деяниях Лука уточняет, что вознесение произошло в Вифании – селении близ Иерусалима, куда Иисус неоднократно приходил при жизни ( Мф. 21:17; 26:6 ; Мк. 11:1, 11–12; 14:3 ; Лк. 19:29 ; Ин. 12:1 ) и где Он воскресил Лазаря ( Ин. 11:1–44 ). Наконец, только в Деяниях рассказывается о явлении апостолам двух мужей в белой одежде (ангелов), которые, обращаясь к ученикам Иисуса, обещают им Его второе пришествие ( Деян. 1:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сборщик подати, почитавшийся врагом своего народа, на кроткий призыв Господа: «Следуй за Мною» ( Мф. 9:9 ) – оставляет все накопленное и становится апостолом, написавшим затем Евангелие. Блудница, с плачем кающаяся о прошлых падениях, слышит отрадные слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» ( Лк. 7:50 ). Уверовавший разбойник, уже преданный смертной казни, сподобился принять Божественное определение, которого удостоится далеко не каждый: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Души людей воскресали от прикосновения благодати, исходившей от Христа. Древние демоны, чувствуя, что «Свет пришел в мир» ( Ин. 3:19 ), стали покидать насиженное место в сердцах человеческих. Их тирания оказалась настолько ничтожной перед Христом, что «духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты – Сын Божий» ( Мк. 3:11 ). И даже, чтобы, оставив человека по велению Христа, войти в свиней, бесы вынуждены рабски просить позволения ( Мк. 5:2–13 ). «Приносили к Нему всех больных и бесноватых... И он исцелил многих страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» ( Мк. 1:32, 34 ). Лесть падших ангелов, как неспособная быть проповедницей истины, пресекалась мгновенно. Дела Спасителя произвели изменения в общем миропорядке. Он показал, что стихии могут вновь повиноваться людям. Так, Христос повелевает ветрам и морю ( Мф. 8:26 ), Сам ходит по водам ( Мк. 6:48 ), претворяет воду в вино ( Ин. 2:7–11 ), а пять хлебов и две рыбы умножает до возможности насытить пять тысяч человек ( Мк. 6:41–44 ). Заметим, что все это совершал Он не ради актерства, рекламы или честолюбия, а по реальной необходимости для конкретных людей, часто запрещая провозглашать о чуде. Светильник, переносимый ночью из комнаты в комнату, везде разгоняет мрак. Так и Христос, пришедший в наш сумрачный мир, повсюду творил чудеса: исцелял, укреплял, возрождал. Он показал свою победу над тем, что более всего пугает человека, – над смертью! Она теперь уронила свой скипетр и действует только до времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Показывает нам Господь в Евангелии, каким образом воскреснем, ибо не одного Лазаря воскресил, а веру всех. Когда ты, читая, веришь, то и мысль твоя, которая была мертва, оживает. Господь, придя ко гробу, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон ( Ин.11:43 ); это сделал Он для того, чтобы показать образ и пример будущего воскресения. Для чего воскликнул голосом, когда мог действовать духом, когда мог повелеть молча? Конечно, для того чтобы показать написанное: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). Ибо труба издает свой звук от повышения голоса. И воззвал: Лазарь! Иди вон. Для чего добавляется также имя? Конечно, для того чтобы один восставший не был принят за другого, или чтобы воскресение не показалось случайным, а не происшедшим по повелению. Итак, услышал умерший и вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком ( Ин.11:44 ). Можешь ли понять, каким образом Лазарь с завязанными глазами и ногами вышел из гроба? Были на нем узы, но не удержали, покрыты были глаза, но видели. Ибо силой Божия приказания природа остановила свое действие, оставила свой порядок, повинуясь гласу Творца; расторглись узы смертные прежде, чем узы гроба: сила Божия действовала прежде, нежели Лазарь начал ходить. Если это тебе удивительно, то вспомни, Кто это повелел, – и перестанешь удивляться: Иисус Христос , Божия сила, жизнь, свет, воскресение мертвых. Сила поставила на ноги лежащего, жизнь дала хождение, свет прогнал тьму, возвратил зрение, воскресение же даровало жизнь. И удивительно ли, что на призыв Божий возвращается душа, возвращается костям кожа, когда от единого прикосновения тела пророка Илии воскрес мертвый: помолился пророк и воскресил умершего отрока. Апостол Петр именем Христовым повелел Тавифе встать и ходить, и тогда многие бедняки, радуясь, думали, что жизнь возвращена ей для творения милостыни; а мы и для спасения еще не веруем. Они воскресение ближнего испросили своими слезами, а мы не верим в существование воскресения и зная о страданиях Христовых. Когда Иисус испускал дух, чтобы показать, что умер для воскресения нашего, тогда явил и сам порядок воскресения: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим ( Мф.27:50–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

497//создать в утробе его сердце чистое и говорит: омой меня, и буду белее снега (Пс 50, 9); как это говорится: образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? (Пс 93, 8), и: Господь отверзает очи слепым (Пс 145, 8). Не трудно будет решить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободная воля наша, и что человек, хотя может иногда сам желать добродетели, но чтобы исполнить желания свои, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, необходимо, чтобы податель жизни — Бог дал силы для здоровья. Но чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности, данной милосердым Творцом, иногда возникающие добрые расположения можно исполнить только при помощи Божией, для этого довольно вспомнить слова апостола: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим 7, 18). глава 10 О слабости свободной воли Что мы имеем свободу воли, в этом уверяет нас слово Божие, когда говорит: больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4, 23); а слабость его доказывает апостол, когда говорит: мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп 4, 7). Св. Давид показывает силу и власть свободной воли, говоря: приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих (Пс 118, 112), или: удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов (Пс 33, 14); а когда говорит: приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти (Пс 118, 36), или: положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих (Пс 140, 3), то показывает бессилие его. Также на произвол наш указывается следующими словами: сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона (Ис 52, 2), а бессилие его 498//доказывают слова пророка: Господь разрешает узников (Пс 145, 8), и: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 4—8). Что мы имеем произвол и что он сам по себе бессилен, это доказывают также следующие слова Господа: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф 11, 28), и: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин 6, 44). Апостол говорит: так бегите, чтобы получить (1 Кор 9, 24), а Иоанн Креститель: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин 3, 27); далее нам повелевается сохранять души наши (Иер 17, 21) и со страхом и трепетом совершать спасение наше (Флп 2, 12), и вместе с тем говорится: если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126, 1), и: Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2, 13). глава 11 Благодать Божия следует ли за нашей доброй волей или предваряет ее?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ), – и потому заповедал всякому просить и искать, как говорит: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете ( Мф.7:7 ). И при сем еще обнадеживает так: всяк бо просяй, приемлет, и ищай, обретает. Просите, и приимете, да радость ваша будет исполнена ( Ин.16:24 ). Проси и ты, чтобы Господь духом владычествующим укрепил тебя в благих помышлениях, и тогда воссияет тебе свет духовный, и душу твою обнимет радость спасения. Желая вразумить нас, сколь полезна молитва, Господь еще говорит: какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею? Если же вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:11–1 3). Но Дух Святой, который называется еще Утешителем и Духом истины, ниспосылается только тем, кто имеет сердце сокрушенное и смиренное (Ср. Пс.50:19 ), кто избрал в удел себе не плотские блага, но духовные, – взыскал Царствия Божия и правды Его, то есть постарался уразуметь истину и покориться воле Господней. Господь только одним смиренным дает благодать, а смиряться и святые могли не без труда и скорби, как и Давид пророк, который говорил о себе, что он подвергал себя изнурениям всякий день, и душевным томлениям всякое утро (Ср. Пс.72:14 ). Сладостное упокоение сердца не есть достояние грешного человека, но следствие постоянной и усердной молитвы, или, так сказать, награда за труды. «Молясь с принуждением, с терпеливостью, – как говорит Макарий Великий , – мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться в радости, в покое». Подобно, как от сильного движения и в холодном теле происходит теплота, появляется во время усиленной молитвы некий духовный жар, или горячее чувство к Богу. Многие из святых по целым ночам стояли на молитве, не замечая и продолжения молитвенного подвига; ибо молитва для них была уже не труд, а служила райским наслаждением и небесным упокоением души. Слышим мы, что и Сын Божий, находясь в борении, прилежнее молился, – и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Лк.22:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Насколько небезопасно тщеславиться полученными от Бога дарами благодати, видно из истории, описанной в «Древнем Патерике» об иноке высокой жизни, который прилюдно сотворил некое чудо: Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: «Мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань». Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: «О чем плачешь, авва?» Старец отвечал им: «Сейчас пал великий столп Церкви!» Это он говорил о молодом монахе. «Но пойдите сами к нему, — продолжал он, — и посмотрите, что случилось!» Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: «Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, — и я надеюсь очистить грех свой и покаяться». Но по прошествии пяти дней он Каиафа, « будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ » (Ин. 11: 51). Уважение к священному сану Каиафа, за деньги получивший должность первосвященника и осудивший Господа на смерть, произнёс пророчество, знаменующее саму суть искупительного подвига Иисуса Христа: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 50). Почему же Дух говорил устами нечестивца? — Потому, отвечает Златоуст, что Каиафа, несмотря на все свои преступления и злой нрав, был  законным архиереем : «Удостоившись вполне архиерейства, хотя был недостоин, он пророчествовал, сам не разумея того, что говорил. Благодать воспользовалась только его устами, но не коснулась нечистого сердца… Однако же и при этом Дух еще присущ был им. Только тогда, когда они воздвигли руки на Христа, Он оставил их и перешел на

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Дух Святый укрепляет нас в любви к Богу ( Рим.8:35 ). Рожденное от плоти слабо, а рожденное от Св. Духа крепко ( Ин.3:6 ). Голос Апостольский раздался по всей земле, и слова их достигли до пределов вселенной ( Рим.10:18 ). 9, 11. Второе пришествие И. Христа на землю будет видимое, на облаках небесных ( Мф.21:30 ). 9, 12. И. Христос вознесся на небо с горы Елеонской, близ Вифании ( Лк.24:50 ). 14. И мужчины, и женщины – сонаследники благодатной жизни ( 1Пет.3:7 – 2Пет.1:3 ): посему они и дома (ст. 13) и в церкви должны молиться вместе о ниспослании духовных благ ( Мф.7:11 ), или Духа Святаго. 18. Злой человек замышляет беззаконное, но Бог, наказывая его ( Мф.27:5 ), располагает мыслями вопреки Богопротивным намерениям его. Так отпадший от служения Апостольского Иуда, предав кровь неповинную ( Мф.27:4 ), думал неправедной мздой ( Мф.26:15 ) обогатиться, но Бог и по смерти его не приняв от него цены крови, обратил оную на покупку глинистой земли, для погребения странников ( Мф.27:5–7 ); и предатель Невинного беззаконным судиям, приобрел землю крови ( Мф.27:8 ). Кто не имеет никакого милосердия к невинному, того не только Бог наказывает древом проклятия ( Мф.27:5 ; Втор.21:23 ), но и самое сие древо проклятия низвергает его с себя, чтобы разселось у него чрево, и выпали все внутренности его. 20. В домах нечестивых пребывает искореняющая потомство клятва, а домы праведников благославляются ( Сир.3:1 ). 24–20. Верующий в крайней, нужде ( Деян.1:20–22 ) и при особенном внутреннем побуждении безгрешно может просить у Бога знамения святой Его воли не Богопротивными способами ( Лк.4:17 сл.). Гл. 2. Ст. 2. Сила ветра такова, что он наполняет собою все комнаты, если только в доме есть скважины удобные для прохода дыхания: так и Дух Святый, низходя свыше, наполняет все изгибы нашего сердца чистыми, то тонкими, то бурными движениями, если только находит себе в нас какой-нибудь доступ. 2, 4. Дух (ветр) по свойству своему дышит, где хочет, и глас (дыхание) его слышишь, а силы не знаешь, как она происходит, и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа Святаго ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010