Бог призрел “на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел” ( Быт.4:3-5 ), и причина последнего указана в злом настроении и делах Каина ( Быт.4:3 ; ср. 1 Ин.3:3 ). Очевидно, что все желание Бога обращено к духовной жертве, приносимой человеком от чистого сердца. Пророки глубже и определеннее раскрыли эту мысль: “К чему Мне множество жертв ваших? …Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды… Тогда придите — и рассудим, говорит Господь” ( Ис.1:3,16-18 ); “Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже” ( Пс.50:3 ); “Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит” Бога, “и кто наблюдает за путем своим, тому” явит Господь Свое спасение ( Пс.49:3 ). Такой взгляд на жертву поистине высок! Просвещаемые от Духа Божия и возвышающиеся в своем понимании Бога над основной массой современников, пророки не могли не чувствовать и не понимать, что Бог того только хочет, чтобы человеку “было хорошо” ( Иер.7:3-23 ). А человек может достичь этого только через духовное уподобление Богу ( Лев.11:3 ), слушая волю Божию и исполняя ее ( Лев.18:3 ). Поэтому послушание Богу приятнее и лучше всякой вещественной жертвы ( 1 Цар.15:3 ), боговедение и милосердие — выше всесожжении ( Ос.6:3 ). Свое полное оформление и раскрытие духовные жертвы получают в Новом Завете, где каждый последователь Христов призван быть всецелой жертвой Богу, духовным всесожжением по образу жертвы Христа, взявшего “на Себя грех мира” ( Ин.1:3 ). Но об этом мы будем говорить ниже. Примером жертв с религиозным и нравственным извращением являются жертвоприношения языческих народов. Идейная почва их жертв — суеверия, вымыслы и плотские похоти, странно сочетающиеся с врожденной человеку и порой даже очень сильно проявляющейся потребностью чтить Бога и искать высшего блага. “Не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? Не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?” — говорил пророку Божию Даниилу персидский царь Кир о вавилонском идоле ( Дан.14:3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

История Страстей дает нам дополнительные примеры. В Евангелии от Луки приводится такой диалог Иисуса с учениками, происшедший незадолго до Его ареста: И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно ( Лк. 22:35–38 ). Из этого эпизода следует, что, предвидя арест Иисуса, некоторые Его ученики рассматривали вооруженное сопротивление в качестве одной из возможных реакций на грядущие события. Традиционное церковное толкование воспринимает слова «и купи меч» как образный призыв к бдительности. Ответ учеников, как и во многих других случаях, свидетельствует о том, что они не поняли смысла слов Учителя. Тем не менее мы видим, что в общине учеников появляется два реальных меча и Иисус не запрещает ученикам их носить. Один из этих мечей потом фигурирует в эпизоде с отсечением уха у раба первосвященника ( Мф. 26:51–54 ; Мк. 14:47 ; Лк. 22:49–50 ; Ин. 18:10–11 ). В Евангелии от Иоанна рассказывается, как, когда слуга первосвященника на суде ударил Иисуса по щеке, Он сказал: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ( Ин. 18:23 ). В ответ на пощечину Иисус не только не подставил другую щеку, но еще и оспорил право слуги первосвященника наносить Ему удар 260 . Поведение Иисуса во всех указанных случаях трудно отождествить с таким безоговорочным пацифизмом, который предполагает полную пассивность перед лицом зла. Христианское понимание непротивления злу Важным комментарием к словам Иисуса из Нагорной проповеди является Послание к Римлянам апостола Павла. Обращаясь к молодой христианской общине, созданной в сердце империи, в непосредственной близости от императора и органов власти, Павел пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» ( Ин.18:4–8 ). Ободрились вооруженные слуги. Ничего грозного не произошло. За жизнь и здоровье им нечего опасаться. Вот Иисус, Которого они пришли взять, стоит пред ними. «Тогда они подошли и возложили руки на Иисуса» ( Мф.26:50 ). Ученики Его стоят в недоумении. Что же это будет с их возлюбленным Учителем? Видя, к чему идет дело, они сказали Ему: «Господи! не ударить ли нам мечем?» ( Лк.22:49 ). Пылкий Петр, не дожидаясь ответа, извлек меч и ударил им первосвященнического раба, по имени Малх. Раб получил удар в правое ухо, которое оказалось отсеченным. Иисус же рече: оставите до сего: и коснуся уха его, исцели его ( Лк.22:51 ). Вот образ беспримерного милосердия. Спаситель запрещает против насилия употреблять насилие. Он говорит Петру: «вложи меч в ножны» ( Ин.18:11 ), «ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» ( Мф.26:52 ). Но этого еще мало. Он благотворит врагу, ибо раба, получившего рану, исцеляет прикосновением руки Своей. Видишь, Спаситель делом доказывает то, что исполнять заповедал всем Своим последователям. «Любите врагов ваших, говорит Он, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Пригвождаемый к кресту, Спаситель молился за своих распинателей, говоря: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк.23:34 ). Так и словом и примером Господь наш Иисус Христос научает нас любить врагов наших и благотворить им. Не говори, что это невозможно. Господь не дал нам таковых заповедей, которых исполнить мы не можем. Да и сам рассуди хорошо и поймешь, что любить и благотворить врагам и от сердца прощать обиды не только должно и можно, но душеспасительно и нетрудно. Имей только в себе дух Христов. Конечно, человек мира сего, который только носит имя христианина, а живет по влечениям плоти, не способен к прощению обид, к любви и благотворению врагам. Месть, око за око и зуб за зуб, свойственна природе падшей, необлагодатствованной. Но кто Христов, тот и представить себе не может, как это чувство мести уживается в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Лицемеру, очевидно, хотелось, – отделившись от толпы, одному подойти к Учителю, как бы возвращаясь из города; и, по обыкновенно, поцеловав Его, замешаться в толпу учеников, а страже предоставить спустя немного, как бы самой себе напасть на Учителя, то есть, несчастный все еще хотел дать своему злодеянию вид неумышленного поступка. 15 Когда предатель подходил, к саду, Иисус приходит к ученикам и говорит им: «вы все еще спите и почиваете; вот приблизился час, и Сын человеческий предастся в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» ( Мф.26:45,46 ). Вслед за сим Он вышел на встречу толпы, и когда Иуда поспешил подойти к Нему, кротко спросил: «друг мой, зачем ты здесь?» «Равви, Равви, здравствуй!» сказал тот, и тотчас облобызал Его ( Мф.26:48–50 ). При таком знаке искреннего братства, употребленном теперь на измену самую низкую, сердце Иисуса невольно возмутилось негодованием и Он сказал: «Иуда! лобзанием ли предаешь Сына человеческого?..» Потом обратясь к толпе, громко спросил: «кого ищете?..» «Иисуса Назарянина», сказали те ( Лк.22:48 ). Это Я, отвечал Господь. При этом слове в толпе произошло смущение: некоторые невольно быстро подались назад, а другие пали на землю ( Ин.18:5,6 ). Между тем ученики, один по одному выходя из вертограда, присоединились к Нему. Когда слуги встали и успокоились от первого страха, Иисус вновь спросил: «кого ищете?» Те вновь отвечают: «Иисуса Назарянина!» и некоторые из них, более дерзкие, начинают брать меры даже к тому, чтобы захватить и всех учеников. «Не сказал ли Я вам», отвечал Господь, «что это Я? Итак, если Меня ищете, то оставьте их: пусть идут». Стража повиновалась и оставила учеников. Робость стражи, необыкновенное присутствие духа в Учителе, Его особенная заботливость об учениках, пробуждали в последних мысль о защищении Учителя ( Лк.22:49 ). «Не ударить ли нам мечем?» спрашивали некоторые; Петр же мгновенно извлекши нож, поразил одного из слуг – первого, который осмелился поднять руку на Иисуса в правое ухо. «Остановитесь», сказал Господь ученикам, готовым следовать примеру Петра, «вложи меч твой в ножны», продолжал Господь, обратясь к Петру, «все, поднявшие меч (против законной власти, какова бы она, впрочем, ни была) мечем погибнут», или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что как должно быть? неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ( Мф.26:53,54 ; Ин.18:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Лк.22:49 . Видевше же, иже беху с ним, бывáемое, реша емý: Гóсподи, áще удáрим ножéм? Лк.22:50 . И удáри един некий от них архиерéова рабá, и уреза емý ýхо деснóе. Лк.22:51 . Отвещáв же Иисýс речé: остáвите до сегó. И коснýвся ýха егó, исцели егó. (Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.) Ученики Господа пред Гефсиманскою молитвою, слыша слова Его о мече, поняли их в смысле самозащиты (чит. ст. 36), и один из них, увидя опасность со стороны врагов своему Учителю, забыв страх и опасность, вздумал было защищаться. Сказав: Господи, аще ударим ножем (не ударить ли нам мечем)? и, не дожидаясь ответа, ударил и пр. По сказанию еванг. Иоанна ( Ин.18:10 ), это был ап. Петр. Прочие евангелисты не называют его по имени вероятно потому, что в то время, когда они писали свои Евангелия, он еще был жив, и указание его имени могло навлечь на него неприятности (Мих.). Удари архиереова раба и уреза (отсек) ему ухо десное (правое). Этот раб, по сказанию еванг. Иоанна ( Ин.18:10 ,) назывался Малхом. Быть может, он первый поднял руку на Господа. По еванг. Матфею, тут Господь еще сказал Петру: возврати меч твой в его место: ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? Защищение мечем со стороны ап. Петра хотя и происходило от любви к Господу, но оно, с одной стороны, было бесполезно и опасно, а с другой – показывало в нем недостаток веры в божественную помощь и покорности воле Божией: потому что, если бы нужно было освободиться, то Господь помолился бы, и Бог Отец послал бы Ему для защиты более двенадцати легионов Ангелов. Легион – римский полк, значит вообще множество. Сказано двенадцать, может быть, в соответствие двенадцати, на которых сделано нападение – Иисуса Христа и 11-ти апостолов, кроме Иуды. Св. Златоуст говорит, что Иисус Христос сказал двенадцать легионов, чтобы больше успокоить Своих учеников. Как же сбудутся Писания, что так быть должно, т. е. Писания пророков о том, что Иисус Христос, как Спаситель мира, должен пострадать и умереть? Поэтому совершенно напрасна и защита со стороны Петра. Обличив Петра, Господь коснулся уха Малхова и исцелил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам ( Ин.14:2 ). «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам». И какая награда? Великая награда на небесах, – значит, есть и малая, есть меньше награда, а им обещается и возвещается великая. И апостолы удостоверяют, что поистине велика и несоизмерима с подвигами гонимых за Христа эта награда. Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам ( 2Кор.4:17 ). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ) «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Так что можно сказать, что - недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим.8:18 ) «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Поэтому, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – «когда мы станем стремиться к этим величайшим венцам, то не будем считать для себя обременительным и неприятным ни опасности за Христа, ни бедность, ни болезнь, ни поругание, ни клевету, ни самую смерть, всякий раз как терпим это за Него» (Святой Иоанн Златоуст, т. IX, стр. 603). Наконец, утешением для страдальцев за Христа и утверждением того, что велика и верна уготованная им награда, должно служить и то обстоятельство, что некогда так поступали люди и с пророками: Тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас. ( Мф.5:12 «Так гнали и пророков, бывших прежде вас». Этими словами апостолы ставятся наряду с пророками не только по преследованиям, каким подвергались пророки, но и по призванию и по деятельности: апостолы такие же новозаветные пророки, как те были пророками ветхозаветными. По-гречески член повторен перед прежде вас (τος προφτας τος προ μων [тус профитас тус про имон]), – чем еще определеннее оттенена мысль именно о пророческом достоинстве апостолов. Это же подтверждается и другими изречениями Спасителя. Обличая фарисеев и книжников в вине убийства ветхозаветных пророков, Он говорит: «Вот, Я (по евангелию от Луки: «Премудрость Божия» – Лк.11:49 ) «посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» ( Мф.23:29-34 ; сравните: Лк.11:50: «всех пророков» – ветхозаветных и новозаветных; 1Сол.2:15: «Его пророков» – апостолов).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

И в этом контексте внутренний поединок Моцарта и Сальери приобретает иной смысл: это оппозиция Христос – Каиафа, Спаситель – фарисеи. По особому воспринимаются слова Сальери: Нет! не могу противиться я доле Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить – не то мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки, Не я один с моей глухою славой… Как тут не вспомнить слова Каиафы: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 49–50)!? Образ Сальери связан с масонской «математической традицией» Распятие Христа Каиафа оправдывает спасением иудейского народа (но прежде – сословия священников и фарисеев). Убийство Моцарта Сальери оправдывает спасением избранного – жреческого – сословия композиторов. Если мы вспомним, что Сальери, прежде всего, – математик, проверяющий алгеброй гармонию, и впишем в контекст Французской революции, то всё встает на свои места. Образ Сальери связан с масонской «математической традицией», в том числе и с образом циркуля; Бог для масонов – Архитектон вселенной, но на последних ступенях посвящения Богом может стать человек. Соответственно, Сальери может символизировать Каиафу новейших времен – масона-революционера, истребляющего аристократию духа, и одновременно – новейшего Каина-братоубийцу, носителя революционного террора. Но и к Каину-Сальери приходит возмездие. Характерна концовка: Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Чем кончает Каин? Он убивает своего брата, который мешал ему и его превосходил, но и сам становится практически нулем: он теряет свою силу и оказывается жалким паркинсоником: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь стенать и трястись на земле» (Быт. 4: 11–12. Текст дается по Септуагинте). Сальери убил гения и тут же осознал, что он не гений, а всего лишь заурядный убийца и завистник, «змея, людьми растоптанная вживе». Убитый Моцарт одержал над Сальери духовную победу своими простыми мудрыми христианскими словами:

http://pravoslavie.ru/71311.html

«как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). 2. ОБРАЗ И СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕГО СУДА ХРИСТОВА Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо «Отец … весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22), «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10, 42). В осуществлении суда будут участвовать также а) Ангелы, которые «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13, 41) и «отделят злых от среды праведных» (Мф. 13, 49); б) апостолы, которым Господь сказал: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 30); в) вообще святые — «разве вы не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6,2). В качестве подсудимых будут выступать: а) все люди, ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5, 10); б) падшие ангелы, которых Господь «соблюдает в вечных узах на суд великого дня» (Иуд. 6). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (1 Kop. 6, 3) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут а) добрые и злые дела, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10); б) слова, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36-37); сердечные» (Евр. 4, 12), которые Господь обнаружит, осветив «скрытое во мраке» (1 Кор. 4, 5). Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (Лк. 12, 48) и с учетом внешних условий жизни (Мф. 11, 21-23), ибо «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 11). Приговор (Мф. 25, 32-4б) будет приведен в исполнение Ангелами (Мф. 13, 42, 50). Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей: а) исследование правоты или виновности подсудимого; б) произнесение над ним приговора. Бог как всеведущий Судия не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Я сам был в этой пещере – удивительная там пещера, там пролезть и в удобной одежде сложно. А он вышел, будучи связанным, с руками и ногами связанный пеленами, с завязанным лицом, он прошел, он смог подняться, действительно, по этим ступеням высоким. Чудо в чуде, как сказано в песнопениях Церкви. И фарисеи, которые услышали об этом, вместе с руководителями народа, священниками, – были в ярости, они говорили, что сейчас Он поднимет мятеж, а мы лишимся власти, и римляне нападут и нас победят всех; лучше нам убить Его. А Каиафа, который был тогда первосвященником, прямо говорил: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » ( Ин.11:49-50 ). Он невольно, таким образом, пророчествовал, он предсказал, что Христос умрет не за Себя, а за других людей, чтобы людей привести к Богу. И через несколько дней после того, как Лазарь был воскрешен из мертвых, в тот день, когда выбирали пасхального ягненка для совершения пасхальной жертвы, Иисус идет в Иерусалим. Он садится на осленка и торжественно въезжает в город. Перед Ним расстилают одежды, Его встречают пальмовыми ветвями и кричат: «… Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида! Осанна в вышних! » ( Мк.11:9-10 ). Весь народ Иерусалимский, толпы народа с ликованием встречают Христа, они все выходят навстречу Господу с радостью. Они надеются, что Он таким образом провозглашает Себя Мессией, Который обещан был пророками. Но они ждут в Нем не того Мессию, Который обещан пророками, не страдающего Мессию, они ждут политического руководителя, главу, который свергнет иго оккупантов, и воздвигнет царство Израилю, и покорит им все земли. А Христос, спускаясь с горы, не радуется, а начинает плакать об Иерусалиме. Он говорит: « О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего » ( Лк.19:42-44 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010