Таким образом, у Иисуса Христа сразу же стало пять учеников. Один из этих учеников, Филипп, встретил Нафанаила и объявил ему, что Иисус из Назарета есть Тот, о Котором писали Моисей и пророки. Нафанаил, очевидно, не слышавший свидетельства Крестителя, ответил Филиппу народной поговоркой: Из Назарета может ли быть что доброе? ( Ин.1:44–46 ). Этой ссылкой на народную поговорку о Назарете, Нафанаил, в сущности, высказал общепринятое тогда мнение, что Мессия не может быть из Назарета. Книжники еврейские учили, что Мессия родится в Вифлееме, городе Давидовом, но затем скроется и вновь явится неизвестно откуда ( Ин.7:27,41–42 ). Зная это, Нафанаил, как настоящий еврей, подлинно израильтянин ( Ин.1:47 ), не поверил Филиппу; и пошел он за Иисусом только тогда, когда был изумлен Его всеведением ( Ин.1:48–51 ). Эти первые шесть учеников Иисуса признали Его Мессией, но не настоящим Мессией, о Котором писали пророки, а таким, какого ждали тогда евреи, то есть могущественным царем-завоевателем, покорителем всего мира народу еврейскому. Иного мнения об Иисусе они, как подлинные израильтяне, и не могли составить тогда. С такими-то взглядами на Иисуса и Его назначение они и пошли за Ним. Но так как месяцев через десять после того четырех из этих учеников: Симона (Петра), Андрея, Иакова и Иоанна, Иисус Христос вторично призвал следовать за Ним ( Лк.5:1–11 ; Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ), то надо полагать, что они не сопровождали своего Учителя во всех Его путешествиях, а оставляя Его, вновь принимались за свой обычный рыбный промысел. По-видимому, из этих первых учеников один только Иоанн почти неотступно следовал за своим Учителем, так как он один описал некоторые события из этого начального периода деятельности Иисуса. Но почему же остальные ученики оставили Иисуса? Не потому ли, что Иисусу по бедности Его негде было и голову преклонить? Не потому ли, что Его смирение, кротость и всепрощающая любовь совсем не согласовались с представлением о непобедимом царе-завоевателе? Не потому ли, что вообще личность Иисуса, как Человека, совсем не совпадала с образом Мессии, созданным мечтательностью евреев?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Антихристианство в самом христианстве не есть исключительная принадлежность ни времени какого-либо, ни места, ни народа: это «тайна беззакония», находящаяся в действии вообще в мире ( 2Сол.2:3–9 ), и созрение ее не будет, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодатное и животворное озарение Духа Божия, хранящего добро в мире и содействующего людям творить его, о чем сказано было нами в своем месте. Как во времена Апостолов были люди, о которых говорили Боговдохновенные проповедники Царства Божия на земле: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ); так и теперь эти люди, «сыны противления» всякого времени ( Еф.2:2 ; Рим.7:15–23 ; Быт.8:21 ), продолжают являться «плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:26 ). Есть «дети Божии», – говорит Апостол Иоанн, – и есть «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), который всегда был и «есть в мире» (ib). Антихристианство есть вообще «диавольство и сатанинство» в роде человеческом: «Если бы Бог был Отец вашим, – говорил Иисус Христос современным Ему иудеям, – то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:42–44 ). Перед Божественным взором Иисуса Христа «Царство Божие» на земле открыто было через всю будущую историю рода человеческого как во всемирном торжестве христианской идеи ( Мф.13:32, 21:42–44 ; Мк.14:9 ; Лк.13:29 ), так в несмолкаемой брани против него всех злых элементов мира ( Ин.17:14, 16:33, 7:7, 15:18–19, 16:20 ). Иисус Христос зрел духом и предвозвестил, что даже из якобы ходящих вслед Его будут люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ): будут среди добрых и злые ( Мф.25:15–30 ), среди пшеницы и плевелы ( Мф.13:26 ), среди хороших рыб и дурные ( Мф.13:47–48 ), среди овец и козлища ( Мф.25:32–45 ); среди пастырей добрых будут и наемники, не радящие об овцах, «татие и разбойницы» ( Ин.10:8 ), «волцы хищницы», приходящие в стадо в одеждах овечьих ( Мф.7:15 ), дабы расхищать и разгонять овец ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна. Христианство само является религией Книги. Семантический ряд рассматриваемой нами иконографии также весьма разнообразен: образ Книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это и Книга Завета и Закона (Втор. 30.10) — Библия и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» — Книги, лежащей на престоле (например, ц. Успения в Никее, VII b.).   Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8), и суд Его праведен (Ин. 5,30), и никто не избежит Суда Христова (Рим. 14,10). Тема Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом искусстве — и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи, увлекая человеческое воображение в необыкновенные сферы, порой весьма далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы стремится исключить нежелательные эмоции и направить мысль созерцающего в направлении прочтения Евангелия. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде: «На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9.39) или «Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, передает это так: «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.16).   Итак, Бог судит мир через слово и свет, — и человек с трепетом ожидает «доброго ответа на страшном судище Христово», как провозглашается в ектинье на каждой литургии. Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах Книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11.28). Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Одним словам: «...призрел Он на смирение рабы Своей» ( Лк.1:48 ), соответствуют другие слова: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ); «...за мною идет Муж, Который стал впереди меня» и «...я не достоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин.1:30,27 ). И еще соответствие: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» ( Лк.1:47 ) – «...а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия-то радость моя исполнилась» ( Ин.3:29 ). Настоящая радость, прозрачная и чистая, есть всегда радость за другого, потому что она является самой блестящей победой над «эго», над «существованием для себя». Только смирение, через полное самопожертвование и безоговорочное снижение самооценки, искореняет до конца черты, свойственные злу: обман, паразитическое и пародийное существование. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), – скажет позднее апостол Павел. Именно в смирении, которое восстанавливает первоначальную структуру, именно в служении рабов, ангелов Воплощения, Пресвятая Дева и Иоанн Предтеча изрекают то необходимое «да будет», которое является ответом человеческой свободы на «да будет» Творца. И тогда они онтологически становятся «своими»; здесь «материнское чрево» и «перст свидетеля», которые обуславливают пришествие Слова: «...надлежит нам исполнять всякую правду» ( Мф.3:15 ), – говорит Господь Иоанну Крестителю. Их восприимчивость и открытость, их «да» входят как конститутивные человеческие элементы в правду Божью. Богородичен канон Иоанну Предтече подчеркивает это их общее «да»: «Якоже сродством естественным и молитвенным согласием едино вы суще, Мати всех Царя и божественный Предтече, мольбу сотворите вкупе» 353 . Иоанн Предтеча приготовляет путь ( Лк.1:76 ); более того. Он и Пресвятая Дева являются этим путем: они – лествица Иаковля ( Быт.28:12 ), которую Слово опускает и на которую Оно ступает, чтобы оставить «горнее молчание» и спуститься на землю. Характерной чертой четвертого Евангелия является отсутствие всякого исторического описания; оно начинается словами: «Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн» ( Ин.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Кроме этих, указываемых ветхозаветным писанием и разумом, оснований, Христом Спасителем предлагаются уже и новые, назначаемые Им для верующих в Него. Первым из таких оснований служит то, что Он, будучи равен Богу Отцу, оживляет, как и Отец, кого хочет ( Ин.5:21 ). Я есмь воскресение и жизнь, говорит Он сестре Лазаря, верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). Для того и воскресил он четверодневно умершего Лазаря, чтобы дать, как гласит церковная песнь, фактическое доказательство истинности общего воскресения. Вторым основанием истинности воскресения служит, по учению Христа Спасителя, принятие Тела и Крови Его. Как приобщающее человека жизни Божественной, оно делает его бессмертным не только по душе, но и по телу. Истинно, истинно говорю вам, говорит Он, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Правда, воскреснут и не верующие в Него, но вот что говорится об их воскресении. Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Жизнь загробная имеет, по учению Христа Спасителя, два состояния: состояние – до всеобщего суда и состояние – после суда. Причина такой двойственности, по смыслу притчей о плевелах ( Мф.13:37–38 ) и неводе ( Мф.13:47–48 ), заключается в том, что окончательный суд может быть только тогда, когда поле, под которым разумеется человеческий мир, будет засеяно и когда невод, под которым разумеется Церковь , будучи наполнен всякого рода рыбами, будет вытащен на берег, т.е. когда Церковь совершит свое назначение. Только после всего этого настанет жатва и пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф.13:41–42 ). Впрочем, и до всеобщего суда и воскресения тел, душа не находится в состоянии безразличном. Нет, из притчи о богатом и Лазаре видно, что душа первого тотчас по смерти испытывала мучения ада, а душа второго, также тотчас по смерти, отнесена была Ангелами на лоно Авраама ( Лк.16:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Тема суда, подразумеваемая юридическим оттенком слова ‘ходатай, адвокат’, приобретает завершенность при сопоставлении с Ин 16:8–11: и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Дух выступает как судебный защитник верующих и судебный обвинитель неверующего мира. Это единственное место в Новом Завете, где говорится о действии Духа Святого в отношении неверующего мира 47 . Само слово kTsmoj обычно используется апостолом Иоанном в негативном смысле, иногда в нейтральном, но никогда в позитивном 48 . Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:13–15). “Исключительно важно увидеть здесь, как Сам Господь, специально разъясняя смысл слов от Моего возьмет, еще раз подчеркивает то, что есть единый Источник как Сына, так и Духа, тем самым предостерегая нас от иных истолкований” 49 . Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин 20:22). Очевидно, что это не то пришествие Утешителя, о котором говорил Спаситель и которое произойдет лишь после Его отшествия. Карсон понимает это как символ, который предвещает ниспосылание Духа в Пятидесятнице. Бэдж не рассматривает это символически, но скорее как буквальное дуновение Духа 50 . Ван Россум видит две стадии подачи Святого Духа как знак “постепенного процесса”, — процесса, который продолжается до настоящего времени; в Ин 20:22 просто обозначено начало этого процесса 51 . Последнее близко к пониманию Златоуста, который говорит, что ученики здесь получили лишь один из даров Духа Святого, тогда как грядущее исполнение Духом произошло только в момент Пятидесятницы 52 . Святитель Григорий Двоеслов предлагает несколько иное толкование: “Тот же Дух двукратно дарован ученикам: прежде от Господа, пребывающего на земле, а после от Господа, пребывающего на небе” 53 . Зигабен: “Он дунул, сообщая им благодать к восприятию Святого Духа, делая их способными к приятию Его” 54 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Ин.1:46 .  Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Назарет (см. Мф.2:23 ) пользовался, очевидно, у галилеян недоброй славой, если Нафанаил так нехорошо отзывается о нем. Поэтому-то Нафанаилу и представляется невероятным, чтобы из такого города, пользующегося незавидной репутацией, пришел Мессия. Ин.1:47 .  Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Когда по приглашению Филиппа Нафанаил пошел ко Христу, Христос сказал о нем ученикам Своим, что Нафанаил – настоящий израильтянин, без всякой фальши. Есть израильтяне, которые не по заслугам носят на себе священное имя Израиля, которые в душе полны всякими пороками (ср. Мф.23:25 ), но Нафанаил не таков. Ин.1:48 .  Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил, услышав добрый отзыв, сделанный о нем Христом, удивленно спрашивает Христа, почему Он знает его, знает его характер? В ответ на это Христос указывает на Свое сверхъестественное ведение, напоминая Нафанаилу о каком-то случае из его жизни, о котором знал только один Нафанаил. Но этот случай, по-видимому, был такого рода, что в нем высказалось истинно израильское достоинство Нафанаила. Ин.1:49 .  Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Все сомнения Нафанаила после этого исчезли, и он выразил свою твердую веру во Христа как в Сына Божия и Царя Израилева. Впрочем, некоторые экзегеты толкуют название «Сын Божий», употребленное Нафанаилом, в смысле обозначения Мессианского достоинства Христа – не более, считая его синонимом следующего названия «Царь Израилев». Возможно в пользу такого толкования говорит то обстоятельство, что Нафанаил еще не знал о происхождении Христа от Бога и впоследствии (см. например, прощальную беседу Христа с учениками) не обнаруживал достаточной уверенности в Божестве Христа. Но не может быть никакого сомнения, что здесь Нафанаил употребил название «Сын Божий» в собственном смысле этого слова. Если бы он под Сыном Божиим разумел Мессию, то должен был наперед поставить более обычное имя Мессии – «Царь Израилев». Притом он называет Христа Сыном Божиим в особом, исключительном смысле, как свидетельствует об этом поставленный перед словом υς артикль . Для него теперь стало вполне понятно, что раньше говорил о Христе Иоанн Креститель (стих 34). Наконец, в том, что Христос есть Существо высшей, божественной природы, Нафанаил мог убедиться, припомнив слова 2-го псалма, где Бог изображается «днесь», т.е. вечно рождающим Сына, чем Сын отличается от всех людей ( Пс.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и Я воскрешу его в последний день. Смотри, какая власть Сына. «Я, – говорит, – воскрешу». Не сказал «Отец Мой воскресит», но – «Я». Ибо не всегда говорит о Себе уничиженно, а иногда открывает и высоту Своего Божества. Ин.6:45 . У пророков написано: и будут все научены Богом. Выше сказал, что кого Отец привлечет, тот приходит ко Мне. Желая подтвердить это, ссылается на пророков. «У пророков, – говорит, – написано: и будут все научены Богом» ( Ис. 54, 13 ); все, разумеется, желающие. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Отец есть общий Учитель, чрез откровение достойным дающий знать о Своем Сыне. Ибо, касаясь сердец простых и незлобивых, открывает им Сына, подобно как и Петру открыл Его ( Мф. 16, 17 ). Итак, слышащий от Отца, то есть принимающий откровение Отца и делающийся истинным Его учеником, приходит ко Мне. Смотри, с какою точностью говорит Он о всем. Не сказал, что приходит ко Мне тот, кто слышит от Отца, но прибавил еще «и кто научился». Ибо недостаточно слышать, надобно еще оставаться и учиться. Что же? Ужели прежде сего они не были учены Богом в Ветхом Завете? Были, но не так. Ибо здесь, то есть в Новом Завете, есть особенность. Тогда учились познанию о Боге чрез людей, а ныне, когда воплотился Единородный, познание бывает от Самого Отца во Святом Духе, так что исполняется пророческое слово: « во свете Тебя, Отца, то есть в Духе, узрим Свет, который есть Сын» ( Пс. 35, 10 ). Ин.6:46 . Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. Ин.6:47 . Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Подлинно, все мы, которые приняли веру во Христа, научены ныне Богом. Так как сказал, что ко Мне приходит тот, кто слышал от Отца, то дабы кто не подумал, что Он говорит об Отце чувственном, прибавляет: «Я не то говорю, будто Отца видит кто-нибудь, кроме Сына, истинно Сущего от Него и рожденного из Его Существа. Ибо все мы от Бога, но собственно Сын – один Тот, Кто и знает Отца». Ин.6:48 . Я есмь хлеб жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. ( Лк.22:3-6 ). Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? ( Лк.22:47-48 ). Евангелие по Иоанну Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. ( Ин.6:64 ). Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати. ( Ин.6:70-71 ). Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. ( Ин.12:1-6 ). И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. ( Ин.13:2-4 ). Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.

http://azbyka.ru/iuda-iskariot

«Служители, – сказано, – возвратились к фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?» Что они пришли, это гораздо более значило, чем если бы они остались: в последнем случае они освободились бы от гнева их. А теперь они делаются провозвестниками Христовой мудрости и выразительнее обнаруживают свое дерзновение. И не говорят они: не могли мы по причине народа, потому что народ внимал Ему, как пророку; а что? «Никогда человек не говорил так». Они могли выставить и то оправдание, однако же открывают свое истинное мнение. А своим мнением они показали, что не только удивляются Ему, но и осуждают фарисеев за то, что они послали их связать того, кого надлежало слушать. Между тем, они и слышали не продолжительную беседу, а краткую. Да, когда ум беспристрастен, тогда и нет нужды в пространных речах: такова истина! Что же фарисеи? Тогда как надобно было придти в умиление, они напротив того, со своей стороны, обвиняют слуг, говоря: «неужели и вы прельстились?» ( Ин.7:47 ). Еще льстят и не употребляют резких слов, из опасения, чтобы они совершенно не отделились. Однако же обнаруживают гнев, хотя и говорят снисходительно. Им следовало спросить, что Он говорил, и подивиться Его словам; но они этого не делают, зная, что будут уловлены, а напротив хотят убедить их доказательством весьма несмысленным. Почему, говорят, не «уверовал в Него никто из начальников» ( Ин.7:48 )? Так ужели в этом, скажи мне, ты обвиняешь Христа, а не тех, которые не веровали? «Но народ, – говорят, – невежда в законе, проклят он» ( Ин.7:49 ). Оттого-то вы еще более достойны обвинения, что народ уверовал, а вы не уверовали. Народ поступал именно так, как следовало поступать знающим закон: каким же образом «проклят он»? Вы прокляты, не соблюдающие закона, а не они, повинующиеся закону. Притом же не следовало из-за неверующих обвинять того, кому не веруют. Такой способ не правилен. Вот и вы не веровали Богу, как говорит Павел: «что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак» ( Рим.3:3–4 ). Да и пророки всегда обвиняли их, говоря: «слушайте..., князья Содомские» ( Ис.1:10 ), и: «князья твои – законопреступники» ( Ис.1:23 ), и также: «не вам ли должно знать правду?» ( Мих.3:1 ). И везде очень сильно порицают их. Что же? Ужели поэтому станет кто-нибудь обвинять и Бога? Да не будет: это их вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010