Толкование на молитву Господню Пролог Я принял самого Богохранимого Владыку, явившегося ко мне в своих почтенных письмах; духом он всегда [при мне] и никогда не может отсутствовать, но при этом, вследствие богатства добродетели своей по причинам, вложенным Богом в саму природу [его], он не уклоняется от того, чтобы богоподражательно общаться со своими рабами. Поэтому, удивляясь величию снисходительности его, я смешал страх свой пред ним с влечением к нему, и из этих двух чувств, из страха и влечения, а также из почтения и благоволения, у меня образовалась единая любовь. Таким образом, страх мой перед ним, соединяясь с влечением к нему, не перейдет в ненависть, а к тому же влечение это, соединяясь с благоразумным страхом, не превратится в пренебрежение; но любовь, будучи законом, усвояет себе из страха и расположения только то, что по природе сродно ей, и вместе с тем, расположением она убивает ненависть, а почтительным страхом далеко изгоняет пренебрежение. Блаженный Давид, понимая, что страх, преимущественно перед другими чувствами, входит в состав любви к Богу, говорит: «Страх Господень чист, пребываяй в век века» (Пс. 18:10); очевидно, что он отличает этот страх от другого, то есть от страха наказания за грехи, так как этот последний с появлением любви изгоняется из сердца и совершенно исчезает, как свидетельствует об этом в одном месте своих посланий великий Евангелист Иоанн, говоря: «Любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). А этот страх, наоборот, сам естественным образом начертывает в сердце закон настоящей любви, навечно сохраняя нетленной у святых людей, посредством благоговейного стыда, их любовь к Богу и друг к другу, которая блюдется ими как священное установление и как образ жизни. Таким образом, и я, как было сказано выше, смешав свой страх с влечением к моему Владыке, до сего дня управляюсь этим законом любви: почтительный страх пред ним запрещает мне писать, чтобы не дать место пренебрежению, а расположение к нему, напротив, побуждает писать для того, чтобы решительный отказ написать не объяснили бы ненавистью. А пишу я, руководствуясь не своим собственным разумением, ибо, как гласит Писание: «Помышления бо смертных боязлива» (Прем. 9:14), но лишь постольку, поскольку Бог по благодати Своей дарует [мне разумение] для пользы [читающих]. «Совет же Господень» , — говорит Давид, — «во век пребывает, помышления сердца Его в род и род» (Пс. 32:11). Здесь, кажется, под советом Бога Отца подразумевается неизреченное истощание, которым определяется конец всех веков, Единородного Сына для обожения нашего естества. Под «помышлениями же сердца Его» подразумеваются логосы Промысла и Суда, согласно которым Господь премудро управляет и настоящей, и будущей нашей жизнью, словно различными племенами, различно применяя к каждому соответствующий ему образ действия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3637...

О первом члене Символа Веры 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее. Исповедывать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ), говорит апостол Павел. Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека. Слова символа веры : «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него ( Исх.44:6 ; Исх.20:2–3 ; Втор.6:4 ; Ин.17:3 ; 1Кор.8:4–6 ). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух ( Ин.4:24 ), живой ( Иер.10:10 ; Фессал. 1, 9); самобытный , т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий ( Исх.3:14 ; и Ин.2:13 ), вечный ( Пс. 89, 3 ; Исх.40:28 ; Рим.14:25 ), неизменяемый ( Иак.1:17 ; Мал.3:6 ; Пс.101:28 ), вездесущий ( Пс.138:7–12 ; Деян.17:27 ), всеведущий ( 1Ин.3:29 ; Евр.4:13 ), всемогущий ( Быт.17:1 ; Лк.1:37 ; Пс.32:9 ), всеблагий ( Мф.19:17 ; Пс.24:8 ), премудрый ( Пс.103:24 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ), всеправедный ( Пс.7:12 ; Пс.10:7; 2 Рим.6:11 ), вседовольный ( Деян.17:25 ), всеблаженный ( 1Тим.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Чистая Любовь Хиландар 41 Любовь любит тех, кто любит Ее: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал » (Ин. 15: 16). 42 Любовь следует только Любви и не подчиняется никому. 43 Одна капля вечной Любви дороже всей вселенной. 44 Для Любви нет никого и ничего потерянного, она объемлет все и все влечет к себе Любовью. 45 Любовь не терпит никакого принуждения; через насилие и принуждение – не достигнешь Любви. 46 Любовью невозможно править и невозможно Ее подчинить себе. 47 Кто избегает непокоя сердца – богат Любовью. 48 Кто живет в Любви – живет в Вечности: «всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 26). Избери в жизни самое существенное – Любовь , а все остальное подобно праху. 50 Обрети в сердце Любовь – и обретешь все. Не найдешь Любовь – значит, не найдешь ничего. 51 Когда в человеке есть Любовь, он всюду распространяет мир, как душистый цветок – свой аромат, ибо это «запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2: 16). 52 Какова Чистая Любовь? Для Чистой Любви нет преград ни на земле, ни на небе, ибо с Нею «вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2: 14). 53 Не отдавай сердце мыслям, – отдай его Божественной Любви. 54 Любовь не терпит распущенности, которая чужда Любви. 55 Истинная, Чистая Любовь не нуждается в объяснениях и оправданиях. 56 Истинную Любовь ничто не может застать врасплох. 57 Совершенная Любовь ни от чего не зависит. 58 Стоит только появиться привязанности, хотя бы на волосок, – и Любовь теряется. Как только появляются мысли о Любви, они разрушают Любовь. 59 Любовь всегда едина, потому что не знает разделенности. 60 Только чувствительное и страдающее сердце может вместить Любовь. Только чувствительное сердце добровольно обрекает себя на предельные страдания ради Любви. Комментарии Всего комментариев: 10 2012/06/08, 17:32:53 Любовь делает человека сильнее, то, что делает его слабым не является любовью. Человек не должен бороться с любовью, это слабость души. ДОВЕРЬТЕСЬ ЕЙ И ОНА ВАС СДЕЛАЕТ БОГОМ!!!!!!!!

http://isihazm.ru/1/?id=214

составитель К.В. Гриценко Добро, доброта, доброделание, добротолюбие О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Мих. 6,8 Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3Ин.11 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы скрыться не могут. 1Тим.5,25 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Екк.3,12 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3 Ин,11 ..слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Рим.2,10 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Притч.12,2 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Ам.5,14 Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Мф. 7,17–20 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Мф.12,35 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твёрдость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Пс.111,5 ..ибо доброхотно дающего любит Бог. 2Кор.9,7 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Лк.6,30 ..давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк.6,38 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. Лк.6,32 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. Лк.6,33

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Разделы портала «Азбука веры» Говорил ли Христос: Я Бог, поклоняйтесь Мне? Похожие вопросы 6 Ответов Конечно! Он так и сказал о Себе евреям — Я и Отец одно Ин. 10:30 И заметим, что никакой иносказательности, вроде сыновства от Иосифа. Евреи после этих слов Христа тут же взялись побить Его камнями за то, что Он делает Себя именно Богом Ин. 10:31–33 Причём, Христос призывал почитать Себя как Бога, а значит и слушать Его спасительное учение, как имеющее Божественное происхождение, и за нарушение которого будет суд Ин. 5:21–24 Иисус Христос — Бог воплотившийся, вочеловечившийся, ставший человеком, не переставая быть Богом. Иисус Христос как Бог и как Бог воплотившийся (цитаты из Библии) Апологетический аргумент состоящий в том, чтобы найти в Священном Писании фразу, абсолютно идентичную коранической, является достаточно наивной манипуляцией. Буквально такой фразы, что написана в Коране через пол тысячи лет, Он не говорил. Однако Он постоянно произносил слова или совершал различные действия, которые может и имеет право делать только Бог. Современники так и трактовали их ( Ин.10:32–33 ). В последней книги Библии мы можем видеть, как Иисус (Агнец Божий) принимает небесное прославление и поклонение, равное Богу: И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков ( Откр.5:8,13–14 ). Христос говорил нечто большее: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди . ( Ин.14:15 ) В этом утверждается истина, что Бог дал человеку свободную волю. Волю выбирать себе Господина. Но лишь добровольным служением Истинному Богу, исполнением воли Отца Небесного человек приближается к Нему, получая от Него в награду радость и мир в душе — и в этой жизни, и в будущей.

http://azbyka.ru/vopros/govoril-li-hrist...

Разделы портала «Азбука веры» Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня». Тогда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? Когда мы видели Тебя странником и приютили Тебя, или видели нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и навестили Тебя?» Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне». Можно ли это трактовать так что даже не знающий Иисуса, но делающий добро людям после смерти имеет благую участь? Похожие вопросы 7 Ответов Действительно, на первый взгляд кажется, что в Рай более предназначен для работников социальных служб, чем для монахов, а, если развивать эту мысль и далее, то верность Христу не имеет никакого значения для спасения, главное — помощь людям в их бедах и нуждах. Однако там может показаться лишь на первый взгляд. Каждое из четырёх Евангелий написано для определённой аудитории. Вспомним, что эта притча (именуемая притчей «о Страшном суде») имеется лишь в одном из четырёх Евангелий —  (Мф.25:31–46) . Совсем не случайно, что это Евангелие по Матфею, составленное иудеем для своих соплеменников (недаром там встречается большое количество еврейских оборотов, автор предполагает знакомство читателей с местностью и еврейскими обычаями). Иудеям не нужно было рассказывать о необходимости религиозной веры и выражения её в определённой практике, они это и так прекрасно знали; им нужно было дать верное направление, цель этой практики. Кроме того, Священное Писание — богодухновенная книга, некорректно вычленять из неё один фрагмент, игнорируя другие. Например, слова Христа в  (Ин.14:21)(Ин.6:53–55) ,  (Мф.10:32) ,  (Мф.10:37)  и др. Прп. Анастасий Синаит говорит: Поскольку Господь говорит Никодиму: « Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное » ( Ин. 3:5 ), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: « Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей » ( Лк. 16:25 ), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много ( Ин. 14:2 ) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний.

http://azbyka.ru/vopros/ne-znajushhij-ii...

1 Patrologia Orientalis. T. XIX. P. 511 — 512. 2 Ovres completes de Gennade Scholaris. T. I. Paris, 1928. 3 Лк. 11:28. 4 Лк. 11:27—28. 5 Лк. 10:41. 6 Первая Красота — Бог. 7 Т. е. без ущерба для Себя. 8 Кор. 7:32. 9 Рождения Господа нашего Иисуса Христа. 10 Ср: Лк. 1:43 и Мф. 3:14. 11 Вероятно, следует понимать душу и тело и соответствующие им добродетели, которые все в лице Пресвятой Девы нашли совершенство. 12 Лк. 11:27—28. 13 Ин. 1:1. 14 Т.е. мip. 15 С этого места св. Георгий Схоларий говорит о Флорентийской унии, представляя слушателям всю пагубность ее как для православного сознания, так и для Византии. 16 2 Тим. 4:3. 17 Гал. 5:44. 18 Т.е. апостольское служение. 19 Гал. 1:10. 20 Ин. 5:44. 21 Здесь говорится о принятии греками на Флорентийском соборе римско-католического учения о превечном исхождении Духа Святого не только от Отеческой, но и от Сыновней Ипостаси, что выражается в словах «Filioque», внесенных латинянами в Никейский Символ веры. Св. Георгий Схоларий подчеркивает, что это учение противоречит непосредственным словам Господа нашего Иисуса Христа, говорящего, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26) и др., а также противоречит православному учению, находящемуся у Св. Отцев, которое ставит Отца единственным Началом бытия Св. Духа. 22 Мне представляется, что здесь намек на св. Марка Ефесского. 23 Флп. 4:9. 24 2 Тим. 2:23—24. 25 Это место не совсем ясно; возможно, что оно, как заключающее непосредственный политический совет, небезопасный для дипломатических отношений Византии с Западом, сознательно сказано прикровенно. Св. Георгий советует обратиться «к народам» ( τα θνη ): этим термином прежде всего обозначаются варварские народы. Быть может, св. Георгий советует императору и Сенату резко изменить политику, порвать с Западом и заключить союз с турками. Лучше быть под турками, чем потерять Православие. Такой смысл намечается и в некоторых иных местах Слова св. Георгия Схолария. 26 Быть может, абсолютную нейтральность. 27 Быть может, среди турок. 28 Это было время постоянных и ни к чему не приводящих диспутов, обычно имевших место во дворце императора, между ревнителями Православия и сторонниками Унии или непосредственными латинянами, о несерьезности которых св. Георгий Схоларий упоминает и в своем письме к св. Марку Ефесскому, см.: Patr. Oriental. T. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3025...

     Как не потерять настоящую цель поста? Как прожить пост так, чтобы он не прошел бесследно для нас? Редакция портала «Русский Афон»подобрала десятьнаставлений старца Софрония (Сахарова, 1896-1993) о смысле и значении Великого Поста. 1. Как и что мы можем сделать, чтобы превратить этот Великий Пост из пугающего во вдохновляющий? Когда с вдохновением встречает монах Великий Пост, то пост проходит действительно как период вдохновения, как приготовление к тому, чтобы воспринять свет Воскресения. А если человек боится, то он может повредить свое здоровье, и пост для него будет мучением. Пусть каждый из вас остановит свой дух, свой ум на каком-нибудь образе святом, для того чтобы вдохновиться. 2. Надо понять, что пятьдесят дней Поста предложены нам для приготовления к восприятию воскресения из мертвых. И мы построим так видение свое: теперь начинается подвиг. Наше вдохновение умножается при мысли о том, что сотни миллионов людей-христиан будут хранить сей Пост. Путь к воскресению для самого Бога воплощенного лежал через страдание. Тайну страданий мы поймем лишь после. Вначале мы принимаем это как условие нашего роста в Боге, как условие нашего развития для восприятия Слова Божия и усвоения путей Его в деятельной жизни. 3. Итак, мы составим себе такую картину на Великий Пост и будем видеть, как один Человек на Земле решил, в Самом Себе, пойти на Голгофу и разорвать железный обруч проклятия за Адамов грех, претерпеть положительно все, на всей Земле никем не понятый, никем по-настоящему не воспринятый. И когда Он завершил это «дело»(см. Ин.4:34, 17:4), то сказал: «дерзайте, Я победил мир» (Ин.16:33). «“Одним человеком грех вошел в мир“ (Рим.5:12) – говорит апостол Павел, – и единым Человеком приходит спасение». Если перед нами будет стоять такая цель, то мы воспримем Великий Пост как святой период в жизни целого года. И когда мы с радостью несем телесный подвиг воздержания от пищи, то это не разрушает нас, а помогает во всех планах: и в духовном, и в физическом. 4. Чтобы лучше отпечаталось в вашем сознании то, что я считаю принципиально необходимым: иметь конечную цель и к ней стремиться. Тогда мелкие стороны нашей повседневной жизни будут проходить без особого потрясения для нашего организма и для нашей психики. И это не только на Пост, но и после него и всегда, на всякий день: нам нужно помнить о цели и смысле нашего пребывания здесь. Мы собрались вместе, чтобы в едином духе любви ко Христу следовать вслед стопам Его, поддерживая друг друга. Помните, как в Евангелии написано: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, на достаточной дистанции, а они (ученики) ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк.10:32)? – Так и мы будем со страхом следовать за Христом весь этот Великий Пост, чтобы потом пение «Христос Воскресе» вырвалось как «избыток жизни» (см. Ин.10:10) в нас.

http://pravoslavie.ru/111156.html

§ 32. Божество Св. Духа и Его личное свойство Верование в равенство и единосущие Духа Св. с Отцом и Сыном всегда существовало в церкви. Для доказательства достаточно указать на крещальную формулу – во имя Отца, Сына и Св. Духа. Но предметом подробного раскрытая вопрос о равенстве и единосущии Духа Св. с Отцом и Сыном сделался после того, как появилась духоборческая ересь Македония, еп. константинопольского. Македоний учил, что Дух Св. несравненно ниже Отца и Сына, что Он по отношению к Ним – служебная тварь, именно есть творение Сына и никак не может быть именуем Богом. Против духоборцев в защиту православного учения о равенстве Св. Духа Отцу и Сыну прежде других выступили Афанасий Алекс, и Василий Великий . Они выходили из понятия Троицы. «Ежели есть Троица и вера в Троицу, то пусть скажут: всегда ли Она – Троица, или было, когда не была Троицей? И если Троица есть вечная, то вечно присущий Слову и в Нем пребывающий Дух – не тварь. Если же Дух есть тварь, то явно, что было, когда была не Троичность, а Двойственность». Духоборцы требовали доказательств Божества Св. Духа из св. пис. Григорий Богослов находит в нём «рой таких свидетельств». Так, говорит Богослов, «Христос рождается, – Дух предшествует Ему ( Лк. 1:35 ), Христос крещается, – Дух свидетельствует ( Ин. 1:33:34 ), Христос искушается, – Дух возводить Его ( Мф.4:1 ), Христос совершает чудеса, – Дух сопутствует Ему, Христос возносится, – Дух заменяет Его». В кн. Деяний апост. Дух Св. прямо называется Богом. Ап. Петр говорить солгавшему Анании: «почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? Не человеком солгал еси, не Богу» (5: 3). Дух Св. обладает всеведением, ибо «Дух вся испытует и глубины Божия“ ( 1Кор.2:10 ), всемогуществом до совершения чудес, ибо Христос, по Его словам, Духом Божиим изгонял бесов ( Мф.12:28 ), везде присутствующем, ибо Он живёт во всех христианах: «не вести ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:16 ). Значить, Ему принадлежат Божеские свойства. Но Ему, сверх того, усвояются и Божеские действия. Так, Ему усвояется возрождение в царстве благодати, ибо, говорили Христос Никодиму: «аще кто не родится водою и Духом, не можетъ внити в царствие Божие» ( Ин. 3: 5 ), – затем отпущение грехов, ибо в Своем явлении ученикам по воскресении Христос говорил: «приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» ( Ин.20:23 ). Св. Духу усвояется столь высокая честь, что, по словам Христа, „всякий, грех и хула отпустятся человеком, а яже на Духа хула не отпустится человеком» – ни в сей Век, ни в будущий ( Мф.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Скачать epub pdf 30. Преображение Господне. О славе Божией (Мф. 17:1–9; Лк. 9:28–35; Мк. 9:2–10) «Преобразился еси на горе Христа Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да воссияет и наш грешным свет Твой присносущный.» Преображение Господне, братия и сестры, имеет особое значение, как в жизни самого Спасителя, так и в домостроительстве нашего спасения. Христос ещё задолго до Своих крестных страданий и смерти подготовлял к ним учеников Своих ( Лк. 9:22 ), чтобы, когда они наступят, апостолы могли правильно воспринять и понять их. Апостолам надлежало усвоить, что их Учитель не простой человек, не обычный еврейский пророк, а Сын Божий, принявший человеческий образ для спасения рода человеческого. Правда, апостолы уже на раз исповедовали его Сыном Божиим ( Ин. 1:49 ; Мф. 16:16 ), но, однако, в них глубоко затаилась обще-еврейская надежда, что ожидаемый Мессия будет земным царём Израилевым. Видя Его чудеса и огромное влияние на народ, они со дня на день ожидали, особенно после насыщения пяти тысяч человек, что Христос откроет Своё Царство, провозгласит Себя царём Израиля ( Деян. 1:6 ). Меньше всего они думали о Его страданиях, об избавлении от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. И вот требовалось, говорит преподобный Ефрем Сирин , чтобы «Господь явил им царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира». Всё это раскрылось при Преображении Господнем. Напомним, как происходило Преображение Господне. С тремя ближайшими учениками («столпами») – Петром, Иаковом и Иоанном – Христос восходит на самую высокую ( Мк. 9:2 ) и прекрасную гору, чтобы помолиться ( Лк. 9:28 ). Это была гора Фавор. Христос стал молиться на самой вершине горы, чуть пониже – апостолы. Молясь, апостолы отягчились сном ( Лк. 9:32 ) и не видели начала Преображения Господня. Их пробудило сияние славы ( Лк. 9:32 ), необычайный свет, исходящий от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010