Ты по одному опыту прозрения веришь в Мессию, это хорошо: но ожидаю от тебя большего, ты увидишь более того, что видел. Потом сказал Господь Нафанаилу, обращая речь и к прочим: отселе узрите небо отверсто и ангелы Божия восходящия и нисходящия над Сына человеческого. В словах этих главный предмет – Сын человеческий – Христос Иисус: это ясно видно по словам и по их связи. По выражениям: восходят и нисходят ангелы, видно, что Иисус Христос изображает себя в виде царя, со множеством слуг; иные убо слуги отходят для исполнения повелений, другие приходят для выслушания приказаний. Следует при этом припомнить совершенно подобное изображение, представленное Спасителем при другом случае. " Отныне, говорит Спаситель на суде Каиафы, узрите Сына человеческого, седящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ). Присоединим к тому, что как на суде синедриона Иисус говорит приведенные слова в ответ на вопрос Каиафы: «Ты ли Христос Сын Божий?» так и в разговоре с Нафанаилом рассматриваемые теперь слова следовали за исповеданием Нафанаила: «Рабби, ты Сын Божий». После сего понятно, что указание на царское величие Сына человеческого, окруженного ангелами, служит подкреплением и возвышением веры Нафанаиловой в божественное достоинство Мессии Иисуса. Если бы спросили мы себя: к какому времени относится такое величие Сына человеческого? то по выражению: отныне, мы не имели бы права лишать сей славы и земную жизнь Спасителя, но должны остаться и с тем убеждением, что откровение полной славы Сына человеческого последует со всемирного суда распятого Сына Божия. Так изображается Сын человеческий и в других местах писания ( Мф.25:31, 13:49, 16:27 ; 2Фес.1:7 ; 1Фес.4:16 ). Брак в Кане, Ин.2:1–11 . Ст. 1–2. В третий день брак бысть в Кане Галилейстей, и бе Мати Иисусова ту, зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак. Третий день, в который был брак, должно считать со дня призвания Нафанаила: ибо так, с последнего происшествия, считает евангелист дни ( Ин.1:29, 35, 43 ). Кана, где был брак, называется Галилейскою, в отличие от Заиорданской, находившейся вблизи Вифсаиды Заиорданской, тогда как Галилейская была не вдали от Капернаума ( Ин.4:48 ; Нав.19:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

48. Propter quae autem opera sit creatus ex uirgine, ipse dominus, cum ilium саесит curaret, ostendit dicens: In illo me oportet operari opera eius, qui me misit. Et addidit, ut de incarnatione dictum crederemus: Cum in hoc mundo sum, lux sum huius mundi. Etenim quasi homo in hoc mundo pro tempore est; nam quasi deus semper est. Denique et alibi ait: Ecce ego uobiscum sum usque ad consummationem mundi. Ради чего Он был сотворён от Девы, Сам Господь открыл при исцелении слепого: В нём Мне должно делать дела Пославшего Меня ( Ин.9:3–4 ). И добавил, чтобы мы поверили, что это сказано о воплощении: Доколе Я в мире, Я свет миру ( Ин.9:5 ). Как человек Он в этом мире временно, но как Бог Он пребывает всегда. И в другом месте Он говорит: Се, Я с вами до скончания века ( Мф.28:20 ). 49. Nec de «principio» residet aliquid quaestionis, cum interrogatus in came tu qui es?, respondent: Principium quod et loquor uobis. Quod non solum ad diuinitatis aeternitatem refertur, sed etiam ad documenta uirtutum. Ex hoc enim et deum se probauit aeternum, quia omnium ipse principium est, et uniuscuiusque uirtutis auctorem, quia «ecclesiae caput» est, sicut scriptum est, quia ipse est caput corporis ecclesiae, qui est principium, primogenitus ex mortuis. Нет сомнений в значении слова «начало», потому что будучи во плоти спрошен: «Кто Ты?», Он ответил: Начало, что и говорю вам ( Ин.8:25 ). Это указывает не только на Его вечную божественную природу, но и свидетельствует о Его силах. Он доказал, что Он вечный Бог, Он начало всему и Творец всякой силы, Он – глава Церкви, как написано: Он есть глава тела Церкви; Он – начало, перворожденный из мёртвых ( Кол.1:18 ). 50. Liquet igitur et de incarnatione dictum esse principium uiarum suarum, quod ad sacramentum suscepti corporis uidetur esse referendum. Ideo enim carnem suscepit, ut ad caelum nobis stemeret iter. Denique ait: Ascendo adpatrem meum et adpatrem uestrum, ad deum meum et ad deum uestrum. Denique ut scias quod «uias suas» omnipotens pater secundum incarnationem praescripserit filio, habes in Zacharia ad «Iesum indutum uestimenta sordida» ab angelo dictum: Haec dicit dominus omnipotens: Si in uiis meis ambulaueris etpraecepta mea custodieris. Quid est uestimentum illud sordidum nisi camis adsumptio?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Исх. 21,7 ; Цар. 4,1; Неем. 5,5 ). 50:2 В этом стихе речь идет о времени, когда Господь через пророков взывал к Своему народу, но народ, впавший в идолопоклонство и нечестие, не отвечал на зов Господа. Разве рука Моя коротка..? Израильский народ оказался в бедственном положении не потому, что Господь не в состоянии был спасти его от поработителей. Народ не искал защиты у Господа. 50:3 Стих описывает всемогущество Творца. 50:4 Этот стих возвращает повествование к Отроку Господнему, Его служению и Божественной сути. Господь Бог дал Мне язык мудрых. Ср. 49,2. пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал. Ср. Ин. 5,30; 8,26.40; 14,24; 15,19 . 50 ланиты Мои поражающим. Мессия будет подвергаться унижениям, но это не остановит Его в земном служении. 50 как кремень. Ср. Иер. 1,18 ; Иез. 3,8.9 ; Лк. 9,51 . не останусь в стыде. Т.е. Мессия выполнит порученное Ему служение. 50 возжигаете огонь... зажигательными стрелами. Эти слова обращены к самодовольным людям, живущим вне света Божией истины. Глава 51 5152,12 В данных главах пророк обращается к благочестивым иудеям, предсказывая спасение народу Сиона. 51 стремящиеся к правде. Исаия противопоставляет таких людей тем маловерам, к которым обращена гл. 48. на скалу... в глубину рва. Данные сравнения относятся соответственно к Аврааму и Сарре (ст. 2). 51 утешит. См. ком. к 12,1; 40,1. Сион. См. ком. к 1,8. степь. См. ком. к 40,3. сад Господа. О саде Господа, или Едеме, см. Быт. 2,8 ; Иез. 28,13; 31,8.9 . В рассматриваемом стихе Исаия показывает, как на смену гневу Божиему приходит Его милость. 51:4–6 См. статью «Бог есть свет: святость и справедливость Бога». 51 народ Мой. См. ком. к 40,1. племя Мое. В книгах ВЗ это обращение встречается только у Исаии. закон... свет. Суд Божий исполнится властью Его Слуги в последние времена (2,2–4; 42,1–4.6; 49,6; см. ком. к 2,3; 42,1). 51 близка. Смысл этих слов в том, что День Господень близок и неотвратим (2,11;46,13; Соф.1,14 ; Иак.5,8 ). 51 Поднимите глаза. См. 40,26. небеса... земля. Все мироздание служит Богу во исполнение Его спасительного промысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

       никакое собрание «похваляющихся», даже из авторитетных и лояльных – «своих», не имеет предстояния пред Богом. Самопрославление – корень фарисейства. Что мы видим из Евангелия: Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Потому что саддукеи, фарисеи, книжники, первосвященники, все сведущие в Писаниях, были «хвалящие себя», не имели предстояния пред Яхве. О таких сказал Христос, что они все делают «пред людьми, с тем, чтобы видели их, да прославятся от человеков» ( Мф.6:1,2 ) 47 . Если «похваляющиеся» могут быть из «своих», кто на словах чтит Бога, то «делающие беззаконие» (авен) – это уклонившиеся в идолослужение 48 . Первые не имеют предстояния пред Богом, вторых он ненавидит. Но есть и худшая доля: Пс.5:7             Ты погубишь говорящих ложь… «Говорящих ложь» – не на бытовом уровне. Погибель от Бога – для тех, кто, прикасаясь к святому, «любит пустое и ищет ложь» ( Пс. 4:3 ). Искать ложь в том, что истинно, – большая работа. Те, кто ищет ложь и говорит ложь о святом, усыновились диаволу, который есть «отец лжи» ( Ин.8:44 ). Тех, кто суть «чада диавола» ( 1Ин.3:10 ), мы часто видим вполне благополучными, но это, объясняет Давид, только в этой жизни: Ты, Господи, погубишь их. «Погубишь» – от глагола авад ; того же корня «Аваддон», нижняя часть Шеола (ада), откуда спасение невозможно ( Пс.88 /87:12) 49 . Аваддон – это и бездна погибели, и «имя ангела бездны», диавола ( Откр.9:11 ). Тот, кто лжет на святое, – «сын погибели» ( Ин.17:12 ). Пс.5:7             Ты погубишь говорящих ложь,                         мужа кровей и коварства гнушается Господь. «Гнушается» – испытывает «омерзение». У человека – это непосредственное чувство отвращения ( Исх.7:18 ). Когда человек «делает мерзости» ( 4Цар.21:11 ), Господь испытывает «омерзение», традиционный перевод «гнушается». «Коварство " - также: измена и обман. Господь гнушается коварства и мужа кровей. Устанавливается связь явлений греха: Ложь не пассивна, не созерцательна, не довольствуется собой: коварство есть продуктивный замысел, основанный на лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

1515. Эти слова, в действительности принадлежащие Рувиму, свт. Амвросий относит к Иуде. 1516. См.: Ин. 19. 23–24. 1517. См. также: exp. Lue. 10. 127; expl. ps. 40, 22; incarn. 5. 36: Iacob I. 6. 25. 1518. См.: Ин. 4. 10. 14. 1519. См. выше 3. 14; ср.: 2Кор. 2. 15–16. 1520. Пусть вознесется молитва моя как фимиам пред Тобою (Пс. 140.2). 1521. Собирательный образ иудеев. Ср.: Iacob 2. 3. 10. 1522. Этих слов (и убери постель… и убрал) нет в Синодальном переводе, хотя они зафиксированы в так называемой Западной версии текста Деяний. — Примеч. ред. 1523. См.: Мф.3.9;Лк.3.8. 1524. См.: Быт. 37. 31. 1525. Ср.: Uh. I. 29; Исх. 12. 4–5. 1526. См.: Лев. 16. 21–22. 1527. См.: Быт. 37. 34–35. 1528. См.: Быт. 37. 34; Мф. 26. 65; Мк. 14. 63. 1529. Ср.: Ин. 11.49–51. 1530. См.: Мф. 12. 25. 1531. Вероятно, речь идет об иудеях, которые не признавали Иисуса Хрис­та Сыном Божиим. Также не исключена аллюзия на антиарианскую полемику. 1532. Искупление мыслится свт. Амвросием как принесение Христом выку­па. Свт. Амвросий пользуется терминами pretium redemptionis (expl. ps. 68, 14), pretium sanguinis Christi, которой куплены (empti) люди (epist. 37, 45), pretium nostrae liberationis (epist. 72, 8). 1533. Поразительно меткая формулировка, предвосхишающая эпоху христологических споров! 1534. Упразднение долговой расписки в произведениях свт. Амвросия рас­сматривается в контексте упомянутого выше учения об Искуплении и на этом акцентируется внимание автора, см.: expl. ps. 40, 1; 48, 22; exp. ps. 118, 8. 23; Iacob 1. 5. 19. 1535. Подробнее о тезисе «познай себя самого» в патриотической мысли см.: Courcelle Р. Connais–toi toi–meme, de Socrate a Saint Bernard. Р., 1974– 1975. — Примеч. ред. 1536. Ср.: patr. 10. 44. 1537. См.: Быт. 41. 41–46. 1538. См.: Быт. 24 1539. См.: Быт. 39. 11. 1540. Infula — шерстяная головная повязка у древних римлян, символ свя­щенства, ее также повязывали участники религиозной церемонии. 1541. См.: Быт. 3. 21. 1542. См.: Дан. 13. 1543. В некоторых рукописях встречается «пение: mulier spadonis («жена евну­ха»), что более соответствует рассказу книги Бытия, в которой Потифар называется «евнухом фараоновым» (σπδοντι Φαρα и ενουχος Φαρα, LXX Быт. 37. 36; 39. 1, в Синодальном переводе «царедворец»). Евнухи использовались для охраны царских гаремов, нередко добиваясь значи­тельного влияния при царских дворах (ср. с евнухом Каллигоном, имев­шим влияние при дворе Валентиннана II). Этим объяснялось расшире­ние сферы их деятельности, а также обобщение самого понятия, которое могло обозначать и других высокопоставленных чиновников. Таким об­разом, Потифар имеет титул евнуха и должностное звание начальника телохранителей. Наличие у него жены можно объяснить или тем, что его титул является только почетным званием, или тем, что он отдавал дань придворному этикету, требовавшему наличие жены или жен.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Из представленных доказательств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» по злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света со тьмой»? ( 2Кор.6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определённое время» Он послал в мир Сына своего ( Рим.5:6 ; Гал.4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, своими страданиями и смертью на кресте, своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принёс за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим.8:2–3,3:25 ; 2Кор.5:21 ; Евр.9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф.2:5,16 ; Кол.2:13–15 ; 2Кор.5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр.1:10,11 ; Евр.4:16,9:12,14,24,12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим.8:1,5:1 ; Лк.2:14 ; Еф.2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровью Своею? Господь Иисус Христос, пострадал за всех людей ( 1Ин 2:2 ). Он принёс с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо прийти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придёт ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах.1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и ноготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собой... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ср. Ис.55:1,12:3 ; Иоил.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие её из источников спасения ( Ис.55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василия Великого ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars 1.] P. 34; [Pars 2.] P. 30). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98, 100, 212, 214), память И. З. отмечается 13 нояб. и 27 янв. 13 нояб. назначается праздничное последование, включающее тропарь Η το στματς σου καθπερ χρυσς (Уст твоих якоже злато...), прокимен из Пс 48, Апостол Евр 7. 26 - 8. 2, аллилуиарий со стихом из Пс 36, Евангелие Ин 10. 9-16, причастен Пс 111. 6b; 27 янв.- то же последование. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 295, 325), отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память И. З. отмечается в те же дни, что и в Типиконе Великой ц., праздничное последование 13 нояб. соединяется с последованием Октоиха и включает тропарь (тот же, что и в Типиконе Великой ц.), 5 самогласных стихир и 3 стихиры-подобны, исполняемые на вечерне и на утрене, канон, по 9-й песни канона - светилен «Небо звездами...», характерный для средних праздников. 27 янв. последование практически то же: совпадают тропарь, канон, стихиры на вечерне, на утрене указаны на выбор 2 кондака 1-го гласа, на хвалитех добавляются стихиры-подобны. Служба на литургии 13 нояб. и 27 янв. совпадает с описанной в Типиконе Великой ц. В слав. Минеях и Стихирарях студийской традиции 13 нояб. и 27 янв. помещается праздничное последование И. З., в целом совпадающее с указаниями Студийско-Алексиевского Типикона, хотя встречаются и песнопения, не упомянутые в Типиконе (напр., см.: БАН. 34.7.6 - Sticherarium palaeoslavicum petropolitanum/Ed. N. Schidlovsky. Hauniae, 2000. (MMB; 12); РГБ. Ф. 304/I. 22. Л. 43 об.- 44 об.; Ягич. Служебные Минеи. С. 362-370; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 48-49). Неиспользуемые песнопения входят в последование И. З. в более поздних редакциях Студийского и Иерусалимского уставов. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 312-313, 400-401) под 13 нояб. помещено в целом то же последование И.

http://pravenc.ru/text/541598.html

—408— Недоумение нередко служит корнем разумения 4, 9–10. Неизменяемость Богу присуща по самой природе, в нас же её не может быть, но только нас может делать сообразными Богу посредством бдительности и старания некое постоянство в добре 6, 27. 467. «Ненависть совершенная» ( Пс.138:22 ) – та, что бывает в нас к чему-либо справедливо и правильно 15, 11. Бог ненавидит необрезанного, не плоть конечно презирая, которую Он Сам создал, но как преданного еще крепко порокам 7, 24. б. 165, как нечистого, так как человечество по своей природе оказывается нечистым по сравнению с присущею Богу чистотою 20, 17. Необходимости или горам (временам) человек не подчиняется, но по своей воле избирает добро или зло, и всем правит божественная воля и Промысл 7, 30. См. горы. Непротивление нашим зложелателям и благоразумное укрощение их гнева своевременным удалением от них, хотя бы и не предстояло непосредственной опасности в настоящее время, как дело любви, чего образец дал в Своём Лице Спаситель Сам 6, 1. 415–416. Ср. любовь, мщение. Неразумным людям и имеющим нездоровый ум ненавистны возвышенные и трудные мысли, хотя бы они и были им полезны, – напротив, им приятны мысли ничтожные и бесполезные, как для больных глазами бывает противень солнечный свет и приятна тьма 6, 66. Несторианское учение – намекается на него безымянно 6, 69. Никодим, под влиянием ложного стыда и по заботе о людской славе, не обладает смелостью и разделяется на двое в своём настроении, почему и приходит ко Христу ночью 3, 1–2, –5, 34, –7, 48–49, – как оскорбленный фарисеями названием «проклят» ( Ин.7:49 ) вместе с народом, к коему принадлежал, сам в свою очередь обвиняет их в беззаконии и объявляет проклятыми, – его вера страдает отсутствием смелости и лицемерием, ибо он еще стыдится и боится своей веры 7, 50–51. Нищелюбие достопочтенно, но должно стоять позади благоговения к Богу и дароношение Богу предпочтительнее нищих, – время, говорит Спаситель, назначенное для почтения Меня или для пребывания Моего на земле, не позволяет почитать нищих выше Меня, – сказал же это промыслительно, – впрочем совсем не отклоняет сострадательного от любви к нищим. Итак, когда

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По книге Еноха, Избранный прославляется одним из ближайших к Богу ангелов (Ен. 40:5); он восседает на престоле славы и совершает суд не только над грешниками и язычниками, но и над падшими ангелами (Ен. 45:3; 49: 4; 51:3–5; 52:6–9; 53:6; 61:8; 62:1); слава Избранного пребывает от века и до века, п могущество его от рода до рода; в нем обитает мудрость и дух почивших праведников (Ен. 49:2–3; 51:3); горы из металлов будут под его ногами, как сотовый мед перед огнем и как вода, стекающая с гор (Ен. 52:6; 53:7). Таким образом автор книги Еноха употребляет в приложении к Мессии наименование «Избранный» в тех же случаях, когда он называет его и Сыном человеческим. По внутреннему своему значению наименование «Избранный» является совершенно тождественным с наименованием «Мессия – Христос» или «Помазанник»; 582 грядущий избавитель Израиля есть избранное орудие Божие и на нем почивает особенная любовь и благоволение Иеговы 583 . По мнению Лянгена рассматриваемое наименование заключает в себе тот же самый смысл, какой дается выражением γιος το Θεο, встречающимся в евангелиях ( Мк. 1:24 ; Лк. 4:34 ), ибо слово γιος употреблено, как показывает Ин. 10:36 , вместо γιασμνος, а «избирать» и «освящать» – понятия тождественные 584 . Но если бы это было и так, евангельское выражение – γιος το Θεο, употребленное в приложении ко Христу злыми духами, не может быть рассматриваемо, как выражение народного верования. Во всяком случае наименование «Избранный» вовсе не характеризует Мессию, как премирное существо, а относится только к его человеческой природе, так как оно в той же книге Еноха постоянно прилагается ко всем участникам будущего блаженного царства (Ен. 38:2–4; 39:6–7; 40:5; 41:1; 45:5; 48:1 и т. д), а это указывает, что Мессия по своей природе есть такой же избранник Божий, как и все остальные еврейские праведники. Заслуживают внимания еще два наименования, прилагаемые к Мессии в книге Еноха, это – Сын мужа и Сын жены. В глазах псевдо-Еноха эти наименования по-видимому совершенно равнозначущи с названием «Сын человеческий», так как и они употребляются при изображении особенных полномочий Мессии: «отныне на земле не будет ничего тленного, ибо он, Сын мужа, явился и сел на престоле своей славы; и всякое зло исчезнет и прейдет пред его лицом; слово же того Сына мужа будет иметь силу пред Господом духов (Ен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

33)  1Кор.15:51; ср. Рим.14:25 (в Синодальном переводе: Рим.14:24–25); Рим.11:25; Еф.3:2–12; Кол.1:26–27. 34)  Примечательно, что термин “идолопоклонство” (εδωλολατρ[ε]α) не встречается у доновозаветных языческих авторов и в Септуагинте. Этот термин скорее всего является христианским неологизмом. См. 1Кор.5:10, 11, 6:9, 10:7, 14; Гал.5:20; Кол.3:5; Еф.5:5; 1Пет.4:3; Откр.21:8, 22:15. 35)  Августин. О Троице. 13.24. 36)  Евр.5:14; ср. Втор.1:39; Ис.7:16. Обратим внимание на необходимость воспитания чувств и совести. 37)  1Пет.2:2; 1Кор.3:1; ср. Еф.4:14; Евр.5:13. 38)  См. Е. Best. 1 Peter. С. 584. 39)  В Новом Завете имеются аллюзии на 35 из 39 впоследствии канонизированных книг Ветхого Завета, а также на 15 из 17 неканонических и псевдоэпиграфических книг. Эти цифры, разумеется, не дают возможности судить об относительной авторитетности каждого из источников. Выражение “Тора и Пророки” наиболее часто употребляется как синоним слову “Писание”. См. Мф.5:17, 7:12, 11:13, 22:40; Лк.24:44; Ин.1:45; Деян.24:14; Ср. также “Тора и Пророки” как то, что читается в синагоге: Деян.13:15. 40)  Как это делает, например. P. Carrington. 41)  C.H. Dodd. Apostolic Preaching. 42)  A. Seeberg. Der Katechismus der Urchristenheit. 43)  См. подробнее главу II, с. 77–80. 44)  P. Carrington показал, что четыре эти темы проходят через моральные увещания посланий к колоссянам, ефесянам, 1Пет. и Иакова. См. его Primitive Christian Catechism. С. 31–65. 45)  Лев.19:2; ср. Мф.5:48; 1Сол.4:7; 1Пет.1:16; 1Ин.3:3. 46)  F. X. Murphy также делает различие между двумя катехизисами, обращенными к языческой и иудейской аудиториям. См. его статью “Catechesis”, 3:208. 47)  Например, Пс.67:77, 104, 105, 106; Втор.32; Неем.9:6–38. 48)  Не случайно рабби Акива основывал свои предсказания мессианства Бар-Кохбы на тексте из Второзакония, а не Пророков. 49)  Мк.14:24; Мф.26:28; Лк.22:19–20; Рим.5:6, 8; 1Кор.15:3; 2Кор.5:14–15; Гал.1:4, 2:20; Тит.2:14; Евр.7:27; Ин.11:50–52, 18:14; 1Ин.2:2; 1Пет.2:21, 3:18. 50)  Лк.21:27, 22:69; Деян.7:56; Флп.2:9; Евр.1:3; 1Тим.3:16.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010