Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛНИН Волнин Александр Константинович (25.08.1872, г. Ростов Ярославской губ.- после 1940), рус. писатель, историк и библеист, педагог. Род. в семье священника Борисоглебской церкви г. Ростова. Окончил Ростовское ДУ (1887), Ярославскую ДС (1893), МДА (1897) со степенью кандидата богословия и правами магистранта. В 1897-1898 гг. был учителем в Ростово-Димитриевском ДУ, в 1898-1900 гг. преподавал основное, догматическое и нравственное богословие в Псковской ДС, с 1900 г.- в Киевской ДС. В 1910 г. В. стал директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя Миргородского у. Полтавской губ. Магистерская дис. (доработка кандидатского сочинения) «Мессия по изображению пророка Исаии» (К., 1908) была защищена В. 10 янв. 1911 г. В 1914-1917 гг. В.- директор Полтавского учительского ин-та. После 1917 г. работал учителем в московской средней школе; ему было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. В своей 1-й опубликованной работе «Иудейские и христ. идеи в книгах Сивилл» В. приводит сведения о предполагаемом авторстве, времени возникновения и цели написания апокрифа, опираясь на результаты предшествующих исследователей К. Скворцова и Н. И. Глориантова. Согласно В., 2 фрагмента предисловия к этому сборнику пророчеств и 3-я кн. (кроме ст. 1-45) написаны иудеями; ст. 1-45 3-й кн., 6, 8 (ст. 217-336, 430-501) и 10-я книги - христианами; остальные книги написаны иудеохристианами; 1-я и 2-я книги содержат выдержки из др. книг и имеют позднейшее происхождение, поскольку не цитируются в трудах христ. авторов I-IV вв. (ВиР. 2. С. 47). Время написания апокрифа В. относит ко II в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х. (совр. исследователи - ко II в. до Р. Х.- VII в. по Р. Х.). Магистерская диссертация В. представляет собой богословско-экзегетическое исследование мессианских отрывков из Книги пророка Исаии. Работа состоит из 2 частей. В 1-й рассматриваются пророчества, раскрывающие царственно-божественный образ Мессии (Ис 7.

http://pravenc.ru/text/155158.html

свящ. Иоанн Жилов Заключение Употребление учения о вере и благочестии Для нас недостаточно только знать православное учение о вере, надежде и любви, но нам необходимо пользоваться учением в своей жизни, исполняя его на самом деле, прилагая изложенные в катехизисе истины веры и правила благочестия к жизни 246 , под страхом строгого осуждения за неисполнение. Об этом говорит в Евангелии Сам Иисус Христос: Аще сия весте, блажени есте, аще творите я ( Ин.13:17 ). Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много ( Лк.12:47 ). Если это (то есть как должны поступать христиане) знаете, блаженны вы, когда исполняете. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много 247 . Но все мы немощны и часто грешим, нарушая волю Божию. Поэтому, когда заметим в себе какой-либо грех , то мы должны не только немедленно принести покаяние и твердо решиться избегать этого греха впредь, но и стараться по возможности загладить сделанный грехом соблазн или вред противоположными ему добрыми делами. Так поступил и упоминаемый в Евангелии мытарь Закхей, который, раскаявшись в своем грехе лихоимства, сказал Господу: Се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею ( Лк.19:8 ). Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо 248 . Нужна предосторожность с нашей стороны и на тот случай, если бы нам показалось, что мы исполнили какую-либо заповедь. Мы не должны тогда впадать в горделивое самодовольство, думая, что мы сделали что-нибудь особенное, но должны во избежание самообольщения в таких случаях располагать свое сердце по словам Божественного Учителя – Иисуса Христа: Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк.17:10 ). Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие (то есть не стоящие особых наград), потому что сделали, что должны были сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf 7. Первомученик Стефан (3-й день Рождества Христова. Небо открыто). (Деян. 6:8–15; 7:1–5; 47–60) «Я вижу небеса отверсты »( Деян. 7:56 ). Чтобы спасти нас, братия и сестры, Сыну Божьему нужно было сойти с неба и, воплотившись, сделаться Сыном Человеческим, совершить дело нашего спасения и вновь уйти, «вознестись» на небо. С тех пор небо и открыто для нас. Ещё в первые дни своего служения на земле при избрании апостолов Иисус Христос сказал Нафанаилу и другим слушателям: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Ангелы Божии не раз сходили на Сына Человеческого (Мф. 4и др.). При крещении Спасителя небо было открытым, и Дух Святой низошёл на Него, и был с неба голос Отца ( Лк. 3:21–22 ). По отшествии Христа на небо был послан Им с неба Утешитель – Дух Святой. Между небом и землёй в христианскую эпоху установилось самое тесное взаимообщение. На небе – Престол Божий ( Деян. 7:49 ). Там – Церковь торжествующая, Царство Славы с ангелами и праведниками. Это Царство Славы непрерывно пополняется праведными и очищенными душами из Церкви земной, страждущей и взыскующей помощи Божией. И все мы, живущие на земле, лишь странники и пришельцы, взыскующие Бога и отечества Небесного. Живя на земле, мы явно и тайно тяготеем к небу, «тоскуем» по нему. Тяготение это настолько сильно и непреодолимо, что некоторые святые, будучи ещё на земле, восторгались духом своим на небо. Так, апостол Павел восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова ( 2Кор. 12:2–4 ); а также святой Андрей, Христа ради юродивый и другие. Христиане – граждане не только своей страны, но, по запросам и устремлениям своего духа, – граждане и всей вселенной. Они призваны уподобляться Богу и быть духом своим везде с Ним, как Владыкой всего мироздания, всей вселенной. В часы духовных подъёмов, ощущения связи с Богом и умиротворения духа не только у подвижников, а и у обыкновенных людей стираются грани между небом и землёй, и в небесах они видят Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.28:1-31 Ев.- Ин.21:15-25 За упокой: Лит.: Ап.- 1Кор.15:47-57 Ев.- Ин.6:35-39 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. Троицкой родительской субботы Тропарь Троицкой родительской субботы, глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй,/и полезное всем подаваяй,/едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих;/на Тя бо упование возложиша,//Творца и Зиждителя, и Бога нашего. Кондак Троицкой родительской субботы, глас 6 Со святыми упокой,/Христе, души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание,//но жизнь безконечная. святителю Кириллу Александрийскому Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереев Богодухновенное удобрение,/Кирилле премудре,/ученьми твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Кириллу Александрийскому, глас 6 Бездну нам учений богословия источил еси/яве от источник Спасовых,/ереси погружающую, блаженне Кирилле,/и стадо невредимо от треволнений спасающую,/странам бо всем наставник, преподобне,//яко Божественная являя. преподобному Кириллу, игумену Белоезерскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Новости 11 января 2009, 17:47 Еще одно благотворительное святочное мероприятие состоится 18 января - это праздник для воспитанников Молодцовского детского дома в Ленинградской области. После рождественского представления их ждут подарки и вкусный обед. 8 января 2009, 20:30 Вертепные представления - обязательная часть великого христианского торжества. В советский период эта традиция была утрачена. Люди перестали рассказывать друг другу о Рождественском чуде, начали забывать о смысле праздника вообще. 8 января 2009, 20:09 По традиции фестиваль познакомит публику с русским музыкальным наследием. Святочную вечерку XVII века с играми, подблюдными песнями и хороводами представит фольклорный ансамбль консерватории, а первый русский театральный спектакль-вертеп XVII века - рождественскую драму о царе Ироде - разыграет ансамбль " Шох-Ворох " из Великого Новгорода. 8 января 2009, 19:42 По традиции, которой уже более 15 лет, в Исаакиевском соборе 8 января совершена Рождественская вечерня. В храм пришли более тысячи человек - настоятели, клирики и прихожане храмов Санкт-Петербурга и области, представители городской администрации, общественных организаций. 8 января 2009, 18:18 Историко-музыкальный проект воплощен мужским хором " Валаам " под художественным руководством составителя программы заслуженного артиста России Игоря Ушакова.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=96

На сайте «Веры» читатель обратился к нам с просьбой, чтобы у священника Максима Стырова мы взяли комментарий на тему о лести: «Прошу рассказать о лести, как она губительна для слушающих. Лесть и комплимент – это разные вещи. Причина лести – человекоугодничество. Лесть – это синоним лжи. А отец лжи мы знаем кто…» По нашей просьбе отец Максим делится своими размышлениями на эту тему. – Действительно, лесть весьма губительна, причём как для говорящих, так и для слушающих. По словарю Владимира Даля, лесть это «проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстною целью; лукавая угодливость; ласкательство; униженное потворство». То есть это некая ложь, сообщаемая человеку с определённой корыстной или разрушительной целью, вводящая его в искажённое, завышенное представление о себе самом, называемое прелестью. Вред лести очевиден, он огромен. Для слушающего – это потеря правильного самовоззрения, невидение своих слабостей и услаждение раздутыми достоинствами, утрата тяги к духовному совершенствованию. Не зря в народе говорят: «Хвалить – с ног валить». А Господь грозно предупреждает: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). У самого льстеца формируется привычка ко лжи, краснобайству, лицемерию, приспособленчеству, корыстолюбию. Гюстав Доре. Нагорная проповедь      Как и любой грех, лесть прикрывается благовидными намерениями, поэтому, по словам святителя Василия Великого, является скрытым злодеянием против ближнего, совершаемым под личиной добра. Грех – это паразит. Он паразитирует на добродетели, и поэтому нужно отыскать эту исходную добродетель и прочувствовать тонкие грани или критерии, отличающие одно от другого. По-видимому, исходным «материалом» для лести является здоровая похвала, то есть справедливая позитивная оценка человека. Подобные похвалы можно встретить в Евангелии из уст Спасителя по отношению к апостолу Нафанаилу (Ин. 1, 47), к апостолу Петру (Мф. 16, 17-18), а также в некоторых апостольских посланиях (3 Ин. 1, 2-5; 1 Кор. 1, 5-7; Кол. 1, 4-8). Кроме того, известен эффективный педагогический приём, когда человека (особенно ребёнка) хвалят как бы несколько выше его действительных заслуг, чтобы воодушевить, дать ему стимул для совершенствования, выразить ожидания окружающих по отношению к нему. Подобным образом, например, поступил апостол Павел, называя афинян «как бы особенно набожными» (Деян. 17, 22).

http://pravoslavie.ru/91469.html

Состоялся круглый стол Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига» 9 декабря 2021 г. 13:47 8 декабря 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига», в котором приняли участие представители Владимирской , Ивановской , Костромской и Ярославской митрополий. В связи с санитарно-эпидемиологическими ограничениями мероприятие проводилось в онлайн-формате. Собрание открыл митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф . С приветствиями к участникам круглого стола обратились также митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин . Затем представители митрополий представили подготовленные доклады. От Владимирской митрополии были представлены доклады насельника Богородице-Рождественского мужского монастыря г. Владимира кандидата исторических наук, доктора теологии иеромонаха Варфоломея (Минина) — «Исторические аспекты вопроса монашеских добродетелей в житии преподобной Иулиании Лазаревской. Любовь к Богу и человеку как высшая нравственная категория» и настоятельницы Покровского женского монастыря г. Суздаля игумении Екатерины (Кожевниковой) — «Евангельское служение ближним как монашеская добродетель». В своих выступлениях докладчики отметили, что умение отличать добро от зла является тем нравственным чувством, которым по великой милости Божией наделен только человек. Человеческая способность направлять свою волю к добру или злу именуется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Церковь Христова всегда подчеркивала, что только следование путем нравственной жизни помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32). Церковная история убедительно показывает, что монастыри и монашество — это не продукт времени, но духовное учреждение Церкви Христовой, способствующее раскрытию духа подлинного христианства и утверждению живого опыта благодатной жизни святых отцов и подвижников.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 18 мая 2010, 15:59 В национальном пантеоне — Благовещенском храме-усыпальнице Александро-Невской лавры — у могилы полководца состоялось торжественное возложение цветов. У мраморной плиты с лаконичной надписью «Здесь лежит Суворов» был выставлен почетный караул. 24 апреля 2010, 14:51 Чтения открылись панихидой на могиле автора реформы церковно-приходского образования обер-прокурора Священного Синода Константина Победоносцева. Богослужение совершил духовник Свято-Владимирской школы иерей Антоний Прилипко. 8 апреля 2010, 21:01 Концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии собрал любителей духовной музыки, уникальных древних распевов как самой лавры, так и других известных монастырей Украины и России. 5 апреля 2010, 14:47 Чтобы полнее выразить радость праздника, в прежние времена было дозволено звонить вне церковных служб и допускать к звону верующих прихожан. По традиции в Светлую неделю в храмах, где совершаются регулярные службы, каждый может возвестить ударом в колокол о Светлом Воскресении Христовом. 27 марта 2010, 23:45 Даже в советское время, подбирая репертуар, оперный артист не стеснялся исполнять духовные произведения. К примеру, он впервые исполнил со сцены в  80-х годах гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!». 1 марта 2010, 21:17 Многое сказанное автором романов «Братья и сестры», «Дом» и других легендарных произведений, обретает в наше время новые глубины и смыслы. Абрамов говорил о том, что «нельзя заново возделывать русское поле, не возделывая души человеческие».

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=6&ta...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 18 октября 2010, 14:45 Впервые в России публикуются в оригинале и с художественным переводом на русский язык греческие кáланды (предпразничные песни сродни русским колядкам), а также сербские, румынские, молдавские и грузинские традиционные песни. 14 октября 2010, 21:02 Молодые люди собрались для манифестации «против развращающей политики СМИ», а также постарались донести до жителей и гостей города, что пропаганда псевдокультуры сексуальных меньшинств приводит к падению нравственности. 8 октября 2010, 21:24 Люди подходили к священникам с вопросом, что можно сделать для возвращения святыни, в алтарной части которой находится караоке-кафе с туалетами, а над гробницами русских воинов — героев I Mupoboй войны — пункт автосервиса. 4 октября 2010, 00:05 В центре Санкт-Петербурга православных храмов немало. Даже учитывая, что раньше их было гораздо больше. И пока решаются вопросы о восстановлении разрушенных и возвращении поруганных храмов, открываются новые. Один из них — на подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужскогого монастыря на Дегтярной улице. 1 октября 2010, 22:58 Временный алтарь разместился на сцене, где обычно проходят концерты, на экран проецировалось черно-белое изображение величественных царских врат, украшавших храм b XIX веке. 30 сентября 2010, 20:47 Дети с большим энтузиазмом помогали им в этом. Проект «Художники — детям-сиротам», который возглавляет Анастасия Миронова, был запущен больше года назад. За это время уже были расписаны стены в нескольких детских домах и больницах Санкт-Петербурга и пригородов.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=9&ta...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.17:1-15 Ев.- Ин.11:47-57 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. преподобному Никите исповеднику, епископу Халкидонскому Тропарь преподобному Никите исповеднику, епископу Халкидонскому, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему,/Яже вещей истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче Никито,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак преподобному Никите исповеднику, епископу Халкидонскому, глас 8 Светлостию дел твоих просиял еси, преподобне,/апостольскаго престола наследник был еси, Никито,/и, яко солнце, облистал еси твоей пастве, отче,/вся Божественных учений исполнь./Темже зовем ти://радуйся, Халкидону удобрение. святителю Игнатию, епископу Ростовскому Тропарь святителю Игнатию, епископу Ростовскому, глас 4 Благоверия просвещся учении,/святительства прием паству/и апостолов наследник быв,/тем приял еси от Бога дар чудес, святителю отче Игнатие,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Кондак святителю Игнатию, епископу Ростовскому Явися днесь пресветлая память твоя,/святителю преблаженне Игнатие,//в мире светло сияющи и являющи всем Божественное сияние. преподобной Елене Дивеевской Тропарь преподобной Елене Дивеевской, глас 5 Дивно бысть ко Господу призвание твое, славно бысть и равноангельное житие, кротко бысть твое крестоношение, чудно бысть смиренномудрие твое. Послушлива была еси даже до чаши смертныя и из Дивеевской обители в Небесную взошла еси. Радуйся, Елено преподобная, и не остави ны предстательством твоим. Кондак преподобной Елене Дивеевской, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010