…Будь сказано не в обиду почитателям покойного митрополита Филарета Дроздова, ученость Борисова была многостороннее, объемистее и современнее учености Московского святителя. Последний мог удивлять всякого чрезвычайно обширным знанием богословия и сочинений отцов Церкви. Но на первого с удивлением смотрели профессоры Киевского и Харьковского университетов, приглашавшиеся к нему на вечера для ученых бесед большею частию о предметах всех почти, а не одних богословских наук… На профессорской должности Борисов был не сухим теоретиком, тяжелым немецким , но оратором, который воодушевлен и увлечен своим предметом и умеет также воодушевлять и увлекать им своих слушателей… Лекции его… были глубоко обдуманы и излагались в строгой систематической связи». Сначала Иннокентий Борисов читал апологетику и экклезиологию, позднее, в свой последний петербургский год, — догматику. При этом он «смело касался рационалистических идей, конечно, оценивал и критиковал их, как прилично наставнику духовной академии, но и не ратовал против них, как фанатик. Студенты были увлечены этими лекциями, заслушивались их и выходили из класса в полном очаровании от них». Будучи затем ректором Киевской Академии, которую он привел к новому расцвету, он и здесь пленял слушателей своими лекциями  . После продолжавшегося всего один год ректорства архимандрита Иеремии Соловьева во главе Киевской Академии стал архимандрит Димитрий Муретов (1811–1883), который был ректором в продолжение 10 лет (1840–1850)  . Он был сыном церковнослужителя, учился в Киевской Академии и окончил ее в 1835 г. со свидетельством лучшего и по способностям, и по знаниям. Его учитель, ректор академии Иннокентий Борисов, доверил ему как бакалавру преподавание Священного Писания и герменевтики. В 1837 г. Борисов передал Муретову, уже в 1835 г. принявшему монашество, и свои лекции по догматике, в которых последний вскоре превзошел своего учителя, отказавшись от ошеломлявшей смелости его выводов и дефиниций, равно как и их схоластического формализма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Почтеннейшей сестрице, Елене Феодоровне, и возлюбленному сыну её, Ивану Никитичу, посоветуйте моим именем, чтобы они оставили дрязги и ссоры с его женою и примирились. Если она в чем провинилась, пусть простят её, и им Господь Бог простит прегрешения их. И что будет по сему, прошу уведомить меня поскорее. Павел Прохорович приехал с товарищем-иеромонахом. Ваш покорный слуга, брат Ваш Дионисий. Посылаю новый портрет, гораздо более похожий. Обнимаю и целую всех в уста и в очи, паче же любезнейшую сестрицу, Александру Стефановну. Божие благословение да будет со всеми Вами. Аминь. Р. S. За лучшее считаю посоветовать будущим г.г. с просьбою обратиться к преосвященному Вениамину, величая его Камчатским и Амурским. Я ему сейчас закончил письмо, в котором объяснял, что ему будет подано прошение одно или два из Рязани с таким титулом. Это, между прочим, послужит указанием, что в этих прошениях те самые люди, о которых я ему писал. В таком случае к преосвященному Митрополиту можно уже и не обращаться. Еще. Любезнейший братец! Позвольте еще сказать слова два. Вам уже известно, что хиротония архиерейская совершена над моим недостоинством 9 февраля, на память святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутского. В Иркутске, при нетленных мощах сего Святителя, я удостоился совершить Божественную литургию преждеосвященных даров в 28 февраля, где настоятель и братия дали мне в благословение икону сего угодника, которую я сегодня отправил в Москву для сделания серебряной ризы и велел оную икону отправить к Вам. Прошу принять оную от меня в благословение, в лице Святителя Иннокентия. По получении, прошу уведомить. Искренно Вас любящий Дионисий. 18 мая 1868 г. Если Бог благополучно устроит судьбу детей Ваших, то хорошо бы было выехать им из дома в декабре или в январе в 1-х числах. Тогда они свободно добрались бы до Якутска зимним путем. В Москве могут они найти моего знакомого купца московского, Гаврилу Матвеевича Корнилова, который торгует в серебряном ряду и может указать им иркутского купца Константина Васильевича Ончукова, который живет в Москве и в январе 69 года отправится из Москвы в Якутск. Они могут воспользоваться его советами, а может быть, он и сам с ними поедет. Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Степановичу и графу или нет. Во всяком случае, покорнейше прошу возвратить мне сию записку. Имею честь поздравить Ваше Высокопреосвященство с наступающим днем рождения Вашего. День достопамятный и для меня открытием Епархии Камчатской и утверждением меня быть епископом. Молю Господа, да продлит Он дни Ваши и подаст Вам силы направить и совершить великое дело переложения св. книг. Надеюсь, или, по крайней мере, обнаруживают, что вначале января оставлю Петербург. Поручая себя и все мое дело молитвам Вашего Высокопреосвященства, имею честь быть с глубочайшим почтением и сыновнею преданностью, и любовью, Вашего Высокопреосвященства, нижайший послушник, Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Ноября 19 дня1857.С.-Петербург. На это письмо преосвященного Иннокентия последовал следующий ответ Филарета, Митрополита Московского от 25 ноября 1857 года: «Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат! Простите, что я с доверием принял неверный слух о Вашем мнении относительно перевода св. Писания на русское наречие. Он пришел ко мне таким путем, что я имел причину доверять ему. Изволите говорить, что меня спросят, как приняться за сие дело? Но, кажется, на что бы останавливать и длить дело сим вопросом? На сей вопрос Владыки Киевского я отвечал в моем мнении, что главные правила и предосторожности в определении Св. Оно да изложены. Когда сие утвердится, тогда будет время подумать о подробностях. И что спрашивать меня, когда я один, а Вас много? Спасение во многих советах. По истине, мне часто трудно бывает по недостатку совета. Но положим, что я представлю Вам проект и назову лица, через которые можно приняться за дело. Пока Вы о сем рассуждаете и представляете на Высочайшее усмотрение, кто-нибудь, назначенный мною, может умереть, между тем, как его назначение Высочайше утверждено. Вам надобно опять рассуждать и представлять Ваше рассуждение на Высочайшее утверждение. Сие возвращает меня к моему мнению, чтобы представить на Высочайшее усмотрение составленное определение, а подробности исполнения остались быв распоряжении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

—91— тическое исследование»; две премии Митрополита Московского Макария за лучшие семестровые сочинения, по 96 р. 50 к. каждая, – кандидатам иеромонаху Пантелеимону (Успенскому) и Алексею Сперанскому , и премию протоиерея И.С. Орлова в 32 рубля за лучшие успехи в сочинении проповедей – кандидату Ивану Смирнову, – о чём и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. V. – О выдаче наставникам Академии наград из процентов за 1910-й и 1911-й г.г. с капитала, пожертвованного на сей предмет покойным Высокопреосвященным Митрополитом Московским Филаретом по случаю исполнившегося в 1864 году пятидесятилетия со времени учреждения Московской Духовной Академии. Справка: 1) В настоящее время в распоряжении Совета Академии имеются на сей предмет следующие суммы: а) 523 р. 50 к., ассигнованные по расходной академической смете 1910 года (за уменьшением первоначально назначенной суммы – 553 рублей – на 29 р. 50 к., вследствие сокращения ассигновки на возмещение 5% купонного налога), присуждение коих по определению Совета Академии от 17 декабря 1910 года отложено было до следующего года; б) 521 рубль процентов с капитала Митрополита Московского Филарета за 1911 год и в) 29 рублей, ассигнованные по смете 1911 года на возмещение 5% государственного налога на означенные проценты и имеющие поступить из Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде, а всего – 1073 р. 50 к. – 2) Правил для присуждения награды из процентов с капитала Митрополита Московского Филарета, выработанных Конференцией Академии и утвержденных резолюцией покойного Высокопреосвященного Митрополита Московского Иннокентия, от 20 декабря 1868 года, а) п. 1: «Присуждение награды наставнику совершается в собрании членов Конференции Академии»; б) п. 2: «Преимущественное право на награду дает старшинство по полезной и усердной службе»; в) п. 3: «Наставники, не прослужившие 6 лет при Академии, не имеют права на получение награды»; г) п. 4: «Наставник, получивший однажды награду, может быть удостоен оной в другой раз не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1925 Не „один Озеров“. В Бозе почивший архиепископ Тверский Савва в своих „Воспоминаниях о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском“ (Харьков, 1877), на страницах 6-й и 7-й, говорит о преосвященном Леониде, в мире Льве Васильевиче Краснопевкове: „в пылкой душе молодого Краснопевкова не угасла мысль о миссионерском служении. Когда знаменитый миссионер наш преосвященный Иннокентий, по особенным судьбам Божиим, возведённый в декабре 1840 года из протоиереев в сан епископа Алеутского, мимоездом из Петербурга был в Москве и посетил Троицкую Лавру, студент академии лейтенант Краснопевков явился к нему и просил его преосвященство принять его в число сотрудников своих на миссионерском поприще. Опытный миссионер и проницательный архипастырь, преосвященный Иннокентий, без сомнения, сообразил, что молодой светский юноша, едва лишь начавший знакомиться с богословскими науками, не может много принести пользы в деле евангельской проповеди и что мгновенный порыв пылкой души под суровым небом отдалённой Сибири легко и скоро может остыть, и потому отклонил усиленную просьбу Краснопевкова. Время оправдало мудрую осторожность Алеутского владыки“. Но зато впоследствии преосвященному Леониду (Краснопевкову) судил Господь много лет послужить доброй службой преосвященному Иннокентию в качестве сотрудника – викария на Московской митрополии (в 1868–1876 годах). 1929 Приб. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII, 552. Срав. Приб. к Твор. св. Отц. за 1843 г., ч. I и С. К. Смирнова, „История Моск. дух. ак.“, стр. 520. М. 1879. 1931 Подробности об о. Мисаиле см. у С. К. Смирнова, в „Истории Моск, дух. ак.“, стран. 519–520. М. 1879. 1932 Не все, конечно, и письма печатал митрополит Филарет, опуская имевшие личный или конфиденциальный характер. 1933 Ректором Московской духовной академии преосвященный Евсевий был с 25 ноября 1841 и по 17 января 1847 года, когда он перемещён был на должность ректора СПб. духовной академии с возведением в сан епископа. 1934 Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1882, ч. III, стр. 274 „Материалов для истории русской церкви“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иннокентий (Смирнов , 1784–1819) — воспитанник, а потом префект главной Троице-Сергиевой семинарии, затем бакалавр и инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессор духовной академии, доктор богословия, член главного правления училищ и ученого комитета министерства народного просвещения, благочинный над законоучителями столицы; известен как друг митрополита Филарета Московского в пору его служения в Санкт-Петербурге и главный борец против мистицизма, господствовавшего в России при Александре I. По должности духовного цензора Иннокентий одобрил к печати книгу Станевича “Плач на гробе младенца”, содержавшую в себе резкие порицания по адресу тогдашнего министра народного просвещения и исповедания, князя А.Н. Голицына, и других властей, покровительствовавших мистицизму. Чтобы удалить опасного противника из Санкт-Петербурга, князь Голицын настоял на назначении его епископом сначала в Уфу, потом в Пензу, где он успел проявить необычайную энергию в упорядочении епархии (см. Библейские Его “Начертание церковной истории” — не перевод и не переделка, а труд вполне оригинальный, составленный непосредственно по анналам Барония и Магдебургским центуриям, при некотором лишь (по мнению профессора Терновского) руководстве сочинений Вейсмана “Memoriabilla ecclesiastica historiae sacrae”. Это “Начертание” служило до 60х годов пособием по церковной истории в духовно-учебных заведениях и единственным сочинением по этому предмету в русской литературе. Иннокентию принадлежат еще: “Деятельное Богословие”, ч. 1я: “Объяснение Символа веры”; несколько проповедей, отчасти изданных при его жизни, отчасти напечатанных в “Страннике”, в 1863–1871 годах. Много осталось от него писем, важных для истории его эпохи; часть их (письма к княжне С.С. Мещерской) напечатана в “Чтениях Московского общества Истории и Древностей” 1874 г., часть — в “Полном собрании его сочинений” (изданных дважды — в 1821 и 1845–1847 годах); часть хранится в рукописях, в Императорской публичной библиотеке. Ср. статью А.Н. Пыпина “Российское Библейское Общество” (“Вестник Европы”, 1868); “Житие Иннокентия”, составленное архимандритом Фотием в 1821 г. (рукопись); В.И. Жмакин “Биография Иннокентия” (в “Христианском Чтении”, 1884–1885 г.), но без библиографии и оценки его сочинений.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Нам остается прибавить еще очень немногое при рассмотрении вопроса об отношении митрополита Филарета к Иннокентию в простом, но запутанном человеческой суетой, случае. В числе самых видных писателей 19 века мы встречаем ревностных защитников чести Филарета от обвинений в предательстве им своего академического коллеги. Известный церковный историк, Филарет, архиеписк. Черниговский, ознакомившись с рукописным оригиналом жития Фотия Юрьевского, в котором заключалась вышеприведенная его клевета на святителя Московского, писал, что «подозрение, падающее на этого последнего, несправедливо». «По отзыву Филарета Московского , заявляет историк, высказанному мне случайно, он, напротив, предостерегал и уговаривал блаженного Иннокентия не одобрять книги (Станевича), которая, действительно, при своем добром намерении написана была плохо, не отчетливо, бездоказательно, бессвязно». 60 Заслуживает полного внимания суждение, в данном случае, профессора О. М. Бодянского. Что, будто, Филарет был соперником Иннокентию, это «не видно из писем последнего нигде, даже и по случаю известной истории о пропуске к изданию сочинения г-на Станевича». Затем, о том же, и тот же профессор говорит следующими латинскими изречениями (сейчас виден классик по образованию, который, в трудных случаях, всегда ищет выход в классической мудрости). Nihil est toto quod perstet in orbe, cuncta fluunt: gaudia post luctus, post gaudia luctus; semper in ambiguo speve motuque sumus (очевидно, слова эти относятся к судьбе Иннокентия). И, потому: Vir sapiens, qui se ad casus accommodat omnes. (Бесспорно – это краткая характеристика нашего Филарета). Но и то сказать: Sat habet fautorum semper, qui recte facit. Значение этого изречения объясняет сам покойный ученый говоря: «это, в одинаковой степени, можно отнести и к Иннокентию, и Филарету» 61 . Другими словами, с точки зрения историка, нравственно безупречными остаются и мудрый Филарет, и прямолинейный Иннокентий. В наших глазах имеет немаловажное значение отрицательное суждение прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Молим Господа Бога, чтобы ваше настоящее путешествие могло послужить на пользу святому делу христианского единения». «Господь да благословит вхождение твоё и исхождение твоё отныне и до века»! Затем обратился к архиепископу студент четвёртого курса Н. Преображенский и высказал на английском языке следующее: «Мне поручено моими товарищами – студентами Московской Духовной Академии, почтительнейше приветствовать Вашу Светлость и выразить наше глубокое уважение к вам, как высокому представителю нации, давшей столько славных мужей науки, трудами которых мы с признательностью пользуемся в своих богословских занятиях, --- особенно в области истолкования Священного Писания и церковной истории». После приветствий поднесена была высокому гостю «История Московской Духовной Академии до её преобразования», соч. бывшего ректора Академии, протоирея С.К. Смирнова. На первом листе этой, изящно, с позолотою, переплетённой книги сделана на английском языке следующая надпись: «Его Светлости, Высокопреподобнейшему о Бозе Отцу Вилльяму, Лорду Архиепископу Йоркскому, Примасу Англии и Митрополиту, от профессоров и студентов Московской Духовной Академии на память о посещении. Апреля 15 (27) 1897». На обращённые к нему приветствия архиепископ отвечал на латинском и английском языке краткими речами, в которых выражал свою благодарность академии за её привет и свои пожелания ей, её деятелям и питомцам, полного процветания и успеха в трудах на пользу церкви и богословской науки. В актовом зале ему сообщены были краткие исторические сведения о Московской Академии и о древнем здании её, именуемой чертогами, а также объяснено было значение тех лепных изображений, которые украшают его своды. Его Светлость остановил также своё внимание на портретах Московских Архипастырей Филарета, Иннокентия и Макария, с уважением выслушав указание на их высокие научные, церковно-правительственные и миссионерские труды. Имена святителей Филарета и Макария известны архиепископу и он выразил своё глубокое к ним почтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИННОКЕНТИЙ Арсеньевич Кикин (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 окт., в Соборе Сибирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881-1928), архим., прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников) ИННОКЕНТИЙ (Мазурин Игнатий Потапович; 1874 - 1937) иеродиак., прмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИННОКЕНТИЙ V (1225 - 1276; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_120.htm...

Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского 12 октября 2012 г. 13:14 11 октября 2012 года,  в день памяти прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного Никольского собора Покровского ставропигиального женского монастыря в Хотькове (Московская область) и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского и Верхнеуральского ( Челябинская митрополия ). Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Хиротония архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского»

http://patriarchia.ru/db/text/2522803.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010