112 . Письма к князю М.Н. Голицыну (28 августа 1849 г.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, с. 90–92). 113 . Письмо к московскому военному генерал-губернатору графу А.А. Закревскому (20 февраля 1850 г. и 13 марта 1857 г.) (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 244–245, 357). 114 . Письмо к архиеп. Иннокентию (13 февраля 1860 г.). См. Письма Иннокентию, митр. Московскому и Коломенскому, кн. II. СПб, 1898, с. 264. 115 . Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому (1834–1857 гг.) (Христ. чтен., 1884, ч. I, с. 194). 116 . Письма к Иннокентию, епископу Дмитровскому (Приб. к твор. св. отцов, 1871, 1872, 1886). 117 . Письма к Иннокентию, епископу Камчатскому от 25 ноября 1857 г. и от 7 декабря того же года (Рус. архив, 1881, кн. II, с. 25–28). 118 . Письмо митр. Филарета к костромчанам в ответ на поздравление их с пятидесятилетием архиерейского служения ( 6 сентября 1867 г., 472). См. Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 455. 119 . Письмо к генерал-губернатору Донского войска наказному атаману Д.Е. Кутейникову (Душеп. чтен., 1879, ч. I, с. 134). 120 . Письмо Московского митр. Филарета к главному директору императорской Павловской больницы, тайному советнику С.С. Кушникову (9 января 1824 г.). См. Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 307–310. 121 . Письма к епископу Дмитровскому Лаврентию (от 3 апреля и 9 мая 1819 г.). См. Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1869, кн. VI, с. 51–53. 122 . Письма к Леониду, еп. Дмитровскому, впоследствии архиепископу Ярославскому. М., 1883 и Душеп. чтен., 1883, ч. II, с. 103–119. 123 . Письмо преосвящ. Леониду, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокалетием служения Его Высокопреосвященства на Московской пастве (6 июля 1861 г.) и 7 июля 1866 г. (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 70–72, 73). 124 . Письмо митр. Филарета Московской Церкви в ответ на ее приветствие с совершившимся пятидесятилетием от начала епископского служения Его Высокопреосвященства (16 сентября 1867 г.). См. Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 74–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

К собранию писем примыкает биографическое соч. «Gesta Innocentii» (Деяния папы Иннокентия III), куда вошло помимо повествовательных разделов большое количество писем и др. документов. Это сочинение было составлено в папской канцелярии, вероятно в 2 этапа (подробно описывается жизнь папы до 1202, далее более краткое, конспективное изложение событий до июля 1208). Автор-составитель стремился осветить деятельность папы в равной мере в политической и духовной сферах. Сохранилось 10 рукописей этого сочинения (древнейшие из них - Paris. lat. 5150 (сер. XIV в., неполная); Vat. lat. 12111 (нач. XIV в.)). Впервые издано в 1635 г. в Тулузе, критическое издание существует в виде диссертации ( Gress-Wright. 1981). Соч.: Opera omnia//PL. 214-217; Acta Innocentii papae III/Ed. Th. Haluscynskyj. R., 1944; De miseria humane conditionis/Ed. M. Maccarrone. Lucani, 1955; De miseria condicionis humane/Ed. R. E. Lewis. Athens, 1978; Wright D. F. A Medieval Commentary on the Mass: «Particulae» 2-3 and 5-6 of the «De missarum mysteriis» (ca. 1195) of Cardinal Lothar of Segni (Pope Innocent III): Diss. Ann Arbor, 1977. Ист.: Gesta Innocentii papae//PL. 214. Col. 17-228 (крит. изд.: Gress-Wright D. R. The Gesta Innocentii III: Diss. Bryn Mawr (Penn.), 1981); Regestum Innocentii III papae//PL. 214. Col. 1-1186; 215. Col. 9-1412; 216. Col. 9-992 (нов. изд.: Die Register Innocenz III./Hrsg. O. Hageneder. Graz; R.; W., 1964-2007. 7 Bde); Regestum Innocentii III papae super negotio Romani imperii//PL. 216. Col. 993-1174 (нов. изд.: Idem./Ed. Fr. Kempf., R., 1947. (Miscellanea Historiae Pontificiae; 12)); The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) concerning England and Wales/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967; Bullário Português: Innocêncio III (1198-1216)/Ed. A. J. Da Costa et al. Coimbra, 1989; Constitutiones Concilii quarti Lateranensis una cum Commentariis glossatorum/Ed. A. García y García. Vat., 1981; Potthast. RPR. T. 1. N 1-5316. Лит.: Schwemer R. Innocenz III. und die deutsche Kirche während des Thronstreites von 1198-1208.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Папы были сильно стеснены даже в самом Риме, где распоряжался императорский префект. Но Генрих вскоре умер (1197 г.), и дела приняли для папства благоприятный оборот. Генрих VI оставил после себя малолетнего сына Фрид­риха. Правительницей королевства обеих Сицилий сделалась мать его, Констанция, а в Германии князья решились избрать нового императора. На папский престол между тем вступил Иннокентий III (1198–1216 гг.), один из умнейших политиков своего времени. Он поставил задачей своей деятельности осуществление во всей полноте теократических планов Гильдебрандта и успел действительно поставить папство на такую высоту, на какой оно ни прежде, ни после не стояло. Немедленно же по вступлении на престол он заставил присягнуть себе в верности префекта Рима, назначенного императором, и этим уничтожил императорскую власть над Римом. Сделав то же в других го­родах церковной области, Иннокентий образовал самостоятельное папское государство. Затем, восстановив против императорской власти остальные итальянские города и обеспечив себе их поддержку, папа взялся за королевства обеих Сицилий. Здесь обстоятельства так хорошо сложились, что Констанция сама просила Иннокентия утвердить за ней и ее сыном владение ее королевством, как леном папского престола; перед смертью же своей (1198 г.) она завещала папе опеку над сыном. Иннокентий, приняв предоставленную ему власть, распорядился воспитанием молодого Фридриха, а в Сицилию послал своего легата, который и управлял ею по его указаниям. Покончив дела в Италии, Иннокентий обратил свое внимание на другие государства и особенно на Германию. В последней шла борьба за императорское достоинство между Филиппом Швабским и Оттоном Саксонским. И тот и другой обратились за помощью к папе. Иннокентий после формального разбирательства дела, наконец, в 1201 году признал императором Оттона, а в 1209 году возложил на него в Риме императорскую корону. Оттон при своем избрании и коронации обещал папе охранять все права и преимущества апостольского престола, присоединить к церковной области новые владения в Италии и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, еп. Кирилл вновь стал читать лекции на латинском языке, что также было возвратом к традициям старой академии. Принципиальные перемены в преподавании богословских дисциплин произошли после назначения на должность ректора КДА (в 1830) свт. Иннокентия (Борисова). Еще до назначения в КДА, когда свт. Иннокентий был профессором СПбДА, его уничижительно называли «неологом», т. е. богословским новатором. Это обвинение выдвигали и в годы его преподавательской деятельности в КДА. Свт. Иннокентий полностью перешел на рус. язык в преподавании богословия, что привлекло к его лекциям особое внимание студентов. Как вспоминал один из его учеников, «когда стал читать лекции… Иннокентий, то он до того увлек нас, что мы находили его несравненным» ( Соколов Н. И., прот. Восп. и автобиография//Киев. старина. 1906. Т. 94. 10. С. 180). На студентов производила особое впечатление сама манера его преподавания: «Слушатели Иннокентия видели у него богословскую истину, строгую и важную, в таком блестящем облачении, какого они никогда себе и не представляли, привыкши к прежней схоластической манере изложения» (Сб. из лекций бывш. профессоров КДА. 1869. С. III). В 1830/31 уч. г. свт. Иннокентий прочел студентам 5-го академического курса лишь 2-ю часть программы лекций по богословию (1-ю часть успел прочесть прежний ректор - архиеп. Смарагд (Крыжановский)). Студентам 6-го академического курса (1831-1833) он преподавал введение в круг богословских наук и полный курс догматики. 7-му академическому курсу в 1-й пол. 1833/34 уч. г. он также прочел введение в богословие, во 2-й половине года и в следующем 1834/35 уч. г.- богословие нравственное (т. н. деятельное). Догматику этому курсу читал бакалавр иером. Мелитон (Переверзев). Но 8-му академическому курсу (1835-1837) свт. Иннокентий, по-видимому, уже не преподавал. Став епископом, он лишь изредка читал лекции на отдельные темы. В нач. 1836 г. его сменил на богословской кафедре архим. Димитрий (Муретов). Т. о., в полном объеме курс догматического богословия был прочитан свт.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

В средине, следующей 605 стр. две буквальных выписки. Одна из §307 «Обличительного Богословия» архим.Иннокентия (m.III, стр. 562). другая-из книги Оболенского со стр. 299. Последние строки на эту страницу попали тоже с 300 стр. книги Оболенского. Вторая половина 606 стр. опять списана с самыми небольшими отступлениями от текста у Оболенского, стр. 800–301. На протяжении следующей 607 стр. заметно влияние архим.Иннокентия (m.III, стр. 575). По поводу разобранного параграфа следует сделать еще одно замечание. На 605 стр. автор рассуждает о том, как святые, не обладая всеведением, могут знать наши молитвы. Но ведь об этом уже была более подробно речь на стр. 595–597 в том же самом параграфе. Оба раза говорится не только об одном и том же, но даже одно и тоже, хотя буквальных повторений и нет. Зачем дважды говорить одно и то же в параграфе, придавая тем самым этому параграфу хаотический вид? § 130. Почитание святых (стр. 610–625). Здесь стр. 611–612 составлены по Сильвестру (§ 170. m.V, стр. 144–145. 146. 147. 148–149). Буквальных выписок, правда, всего лишь несколько строк, но совпадение некоторых характерных выражений, совпадение цитат из Свящ.Писания, при том стоящих под ряд, все это достаточно убедительно свидетельствует, что при написании стр. 611–612 глаза о. Малиновского все время были устремлены в догматику епископа Сильвестра. Внизу 611 стр. имеется примечание о различии греческих слов λατρεα и δουλα . Примечание это сборное: часть его взята из книги Оболенского, стр. 185, прим I, а часть из § 294 «Обличительного Богословия» архим. Иннокентия (m.III, стр. 477–448 прим. и 475 сл.). Интересна одна подробность. Списывая слово ειδολολτροι в таком именно виде, о. Малиновский в одном слове повторяет две опечатки архим. Иннокентия: после δ пишет о, а не ω , и над ει не ставит никакого придыхания. На стр. 614 распорядок и содержание святоотеческих свидетельств совпадают с догматикой Сильвестра (§171, m.V, стр. 150–151), но цитата из Евсевия во 2-м примечании испорчена: вместо – IV, 5 напечатано – V, 5, что неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Когда знаменитый миссионер наш преосвященный Иннокентий, по особенным судьбам Божиим, возведённый в декабре 1840 года из протоиереев в сан епископа Алеутского, мимоездом из Петербурга был в Москве и посетил Троицкую Лавру, студент академии лейтенант Краснопевков явился к нему и просил его преосвященство принять его в число сотрудников своих на миссионерском поприще. Опытный миссионер и проницательный архипастырь, преосвященный Иннокентий, без сомнения, сообразил, что молодой светский юноша, едва лишь начавший знакомиться с богословскими науками, не может много принести пользы в деле евангельской проповеди и что легко и скоро может остыть, и потому отклонил усиленную просьбу Краснопевкова. Время оправдало мудрую осторожность Алеутского владыки». Но за то впоследствии преосвященному Леониду (Краснопевкову) судил Господь много лет послужить доброю службою преосвященному Иннокентию в качестве сотрудника-викария на Московской митрополии) в 1868–1876 годах). 23 Приб. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII, 552. Срав. Приб. к Твор. св. Отц. за 1843 г., ч. I и С.К. Смирнова, «История Моск. дух. ак.», стр. 520. М. 1879. 25 Подробности об о. Мисаиле см. у С.К. Смирнова, в «Истории Моск. дух. ак.», стран. 519–520. М. 1879. 26 Не все, конечно, и письма печатал митрополит Филарет, опуская имевшие личный или конфиденциальный характер. 27 Ректором Московской духовной академии преосвященный Евсевий был с 25 ноября 1841 и по 17 января 1847 года, когда он перемещён был на должность ректора Спб. духовной академии с возведением в сан епископа. 28 Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1882, ч. III, стр. 274 «Материалов для истории русской церкви». 29 Из Новоархангельска, на острове Ситхе. Что это было уже не самое первое письмо преосвященного Иннокентия к митрополиту Филарету, видно из следующих слов письма преосвященного Иннокентия к А.Н. Муравьеву с пути от 30 июля 1841 года: «27 июля я получил письмо от нашего владыки (– так называет преосвящ. Иннокентий митроп. Филарета обыкновенно в письмах к А.Н. Муравьеву).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

214. Увещательное к св. крещению. 1832. XLVI. 7. 215. О самопроизволении. 1841. III. 3. 216. Об устроении человека. 1841. IV. 3. 217. На гневливых. 1839. III. 3. II. Беседы: 218. На слова: внемли себе. 1823. IX. 76. 219. На слова: не дажд сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома. 1835. III. 117. 220. Говоренная во время голода и засухи. 1823. IX. 182. 221. О посте. 1823. IX. 268. 222. О том, что Бог не есть виновник зла. 1824. XIII. 243. 223. О зависти. 1824. XIII. 272. 224. На сорок мучеников. 1826. XXI. 257. 225. Против пьянствующих. 1827. XXX. 129. 226. О том, что не должно прилепляться к житейским вещам. 1832. XLV. 1. 227. О вере. 1832. XLV. 257. 228. На первый псалом. 1832. XLVII. 291. 229. О смирении. 1842. I. 1. 280. О благодарении. 1836. I. 3. 231. На слова: сребра твоего не даде в лихву ( Пс. 14:5 ). 1844. III. 144. 232. На Псалом 45-й. 1845. III. 3. 233. На Псалом 115-й. 1844. II. 293. III. Письма: 234. Григорию Богослову , о пустыннической жизни. 1827. XXVII. 174. 235. Григорию Богослову , о том же. 1838. II. 101. 236. Брату своему Григорию, о различии сущности и ипостаси. 1830. XXXVII. 137. 237. Против Евстафия Севастийского. 1830. XXXIX. 3. 238. Нектарию утешительное. 1832. XLVI. 38. 239. Супруге Нектария утешительное. 1832. XLVI. 44. 240. Супруге военноначальника Аринфея, утешительное. 1833. IV. 3. 241. Неокесарийской Церкви, утешительное. 1836. III. 267. 242. Церковнослужителим Неокесарийской Церкви. 1835. IV. 166. 243. Приморским Еипскопам. 1835. II. 155. 244. Два письма Амфилохию. 1833. IV. 279. 245. Амвросию, Епископу Медиоланскому. 1835. II. 277. 246. Максиму Схоластику. 1837. III. 20. 247. Падшему иноку. 1837. III. 131. 248. Петру, Епископу Александрийскому. 1837. I. 60. 249. Фесту и Магну. 1837. IV. 126. 250. Макарию и Иоанну. 1840. I. 91. 251. Юлиану. 1840. I. 95. 252. Аркадию Епископу. 1838. II. 258. 253. Иннокентию Епископу. 1838. II. 259. 254. Кесарию. 1828. II. 359. 255. Илиасу, правителю Кесарии. 1838. IV. 84. 256. Письма. 1844. II. 212.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На всякий случай ни дож, ни Бонифаций, ни папский легат не вышли на палубу корабля, когда крестоносцы начали атаку венгерского города, который пал 24 ноября. Разгром был страшный: рыцари убивали венгров и продавали в рабство, как скот, церкви были разрушены и полностью ограблены. Папский легат поспешил покинуть крестовое воинство, и среди латинских клириков стали слышны нотки заговорившей совести – ведь все-таки венгры были христианами и даже принимали участие в предыдущих Крестовых походах. Папа Иннокентий III направил пилигримам предупреждение, что при последующих грабежах христианского населения он просто отлучит от Церкви весь Крестовый поход до последнего человека. Конечно, он был разгневан, поскольку, пойдя на приступ Зары, крестоносцы пренебрегли опасностью навлечь на себя гнев Апостольской кафедры. Но Иннокентий III затем успокоился и принял раскаяние французов. Характерно, что венецианцы и не подумали поступать таким же образом, и понтифик их отлучил от Церкви, что, впрочем, не привело ни к каким последствиям 986 . Понимая, что сам становится игрушкой в чужих руках, Иннокентий III писал рыцарям, желая привести их в чувство: «И вот золото ваше превратилось в металл, когда, отвратившись от чистоты планов и свернув со своей дороги на неправедный путь, вы, можно сказать, сняли руку с плуга. И когда вам нужно было поспешать к истекающей млеком и медом земле, вы отправились прочь, уйдя в пустыню. Вы можете принести дьяволу первые плоды своего паломничества и пролитой ради демонов крови вашей и ваших братьев. Вы напали на город и горожан, нанеся оскорбление Распятому, и своим чудовищным изобретательством заставили их сдаться» 987 . Но, дабы смягчить тон, папа тут же отметил в своем послании: «Я дал приказ находящимся в лагере епископам освободить вас от анафемы, если вы искренне покаетесь» 988 . Для понтифика все было предельно ясно – «лес рубят – щепки летят». Оставаясь на ригоричных позициях, он рисковал совсем утратить нить управления 4-м Крестовым походом, который и так выходил из-под его контроля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Вступление I. Состояние нравственного богословия в России в первые годы XIX-ro столетия до появления сочинения еп. Пензенского Иннокентия, с одной сторорны, и, с другой, характеристика богаства, унаследованного данной наукой и от прежнего времени, от более ранних веков II. Состояние данной науки с появления опыта еп. Пензенского Иннокентия до обнародования системы о. Кочетова III. Состояние её с этого момента до архиеп. Иннокентия Херсонского IV. Состояние её со времени архиеп. Иннокентия до архим. Платона V. Положение данной науки со времени архим. Платона до о. П. Солярского VI. Состояние её от времени выхода в свет труда последнего до введения в духовно-учебные заведения устава 1867 г. VII. Явления в области нравственного богословия, вызванные устаном духовно-учебных заведений 1867 и 1884 г. г. VIII. Система науки, принадлежащая о. И.Л. Янышеву IX. Сочинения периода, указанного в § VII, не имеющие школьного назначения, но обозревающие всю систему христианского нравоучения X. Диссертация и вообще монографии по предметам, входящим в объём нравственного богословия XI. Переводные произведения по такого же рода предметам, журнальные статьи, книги учебного харатерка (для гимназий и проч.), относящиесяк тому же, указанному в § VII, периоду Заключение     Вступление ТОЛЬКО что окончился XIX-й век и наступил ХХ-й. Истекший век знаменит был различными открытиями и изобретениями в самых разнообразных областях. В настоящее время всюду подводятся итоги сделанного в прошедшем столетии и в непосредственной связи с этим обстоятельством намечаются ближайшие задачи для будущих деятелей в той или иной сфере. Все это естественно и само собой понятно: можно с успехом двигаться вперед, лишь оглядываясь назад; иначе придется повторять прежние ошибки, делать вновь то, что уже сделано раньше и проч. Имеем самое законное основание оглянуться назад, в частности, и мы, прикосновенные к науке, известной у нас под именем Нравственного Богословия. Что из себя представляет, в настоящее время эта наука? Какую судьбу пришлось претерпеть ей в течение истекшего столетия? Рассмотрение этой судьбы весьма важно: оно покажет нам, что уже сделано представителями данной науки и как сделано, – что еще не доделано и не закончено, но довершение чего, однако, было бы весьма желательно, – что пока совсем не выяснилось и не раскрывалось, но к чему, между тем, ныне требовалось бы совершенно иное отношение, – что выполнено не достаточно надлежащим образом и т. д. Другими словами: наше исследование состояния рассматриваемой нами богословской отрасли в продолжение истекшего века не только сделает нам известным её прошлое, для каждого, как либо к ней прикосновенного, интересное, но и ясно укажет нам те запросы, какие непосредственнейшим образом предъявляются к богословам – моралистам в самом начале нового века, – отчетливо наметить тот путь, по какому они в настоящее время должны следовать...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Но в 1080 г. Григорий VII вновь отлучил императора. В 1083 г. Генрих IV занял Рим и противопоставил Григорию VII антипапу Климента III. Григорий VII призвал на помощь герцога Роберта Гюискара, который, освободив Рим, подверг его разграблению. Григорий VII был вынужден покинуть город и вскоре умер в Салерно. Канонизирован в 1606 г. Иннокентий III (1160–1216) – папа римский с 1198 г. В миру Лотарио, граф де Сеньи. Родился в Ананьи. Кардинал с 1190 г. Около 1195 г. написал сочинение «О презрении к миру». Отстаивал идею папского миродержавия, считая королей своими вассалами (по его словам, папа – солнце, император – луна). Он первым объявил пап «викариями Иисуса Христа». Вследствие усиления ересей при Иннокентии III получила новое развитие инквизиция и зародились ордена доминиканцев и францисканцев. Иннокентий III организовал 4-й крестовый поход, завершившийся захватом Константинополя в 1204 г. и временной победой католицизма на Востоке. В Германии, поддерживая Оттона IV, а затем Фридриха II, Иннокентий III усилил влияние папства. В 1213 г. английский король Иоанн Безземельный признал вассальную зависимость от Иннокентия III. Правление Иннокентия III – вершина могущества пап. 148 Говорю спорных – для того времени, ибо ныне они признаны бесспорно-подложными. Впрочем, еще в XVI веке даже такие ученые и добросовестные богословы, как известный противник Лютера Иоанн Экк, могли быть убеждены в подлинности Исидоровых декреталий. 149 Гогенштауфены – немецкий владетельный род из Швабии, с 1138 по 1254 г. (в лице Конрада III, Фридриха I, Генриха VI, Фридриха II и Конрада IV) занимавший императорский престол в Германии и угасший в мужском поколении в 1268 г. со смертью сына Конрада IV – Конрадина. Манфред – сын императора Фридриха II, король Сицилии (1231–1266). В 1266 г. был разбит Карлом Анжуйским при Беневенте и убит. 150 Бонифаций VIII (ок. 1234–1303) – папа римский с 1294 г. В миру Бенедетто Каэтани. С 1276 г. на юридической службе в курии. Кардинал с 1291 г. Сторонник теократической идеи, Бонифаций VIII проводил политику в интересах верховенства власти духовной над светской. В ответ на поборы с церковных имуществ во Франции Бонифаций VIII издал в 1296 г. буллу, запрещавшую духовенству платить налоги государям. Король Филипп IV запретил вывоз денег из Франции. Для улучшения финансового положения Бонифаций VIII объявил 1300 г. юбилейным годом. В 1302 г. Генеральные штаты признали папскую власть во Франции ограниченной. В ответ Бонифаций VIII издал буллу «Unam Sanctam» (1303), в которой снова провозгласил верховенство папы. Филипп IV послал в Италию своего представителя Г. Ногаре, арестовавшего Бонифация VIII. Не вынеся оскорблений, он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010