М., 1998). 408 Епископ Герман не мог обманываться поверхностным сходством христианства и социализма, о чем свидетельствует его высокая оценка Послания соловецких узников, в котором со всей определенностью было заявлено о несовместимости их целей. С высоты исторического опыта, доступного нашему времени, все же здесь очевидно некоторое заблуждение Владыки. Однако в двадцатые годы, а особенно в сороковые, на волне русского патриотизма, пробужденного Великой Отечественной войной, сходные мысли могли разделять многие церковные люди. Ср. запись 1944 года в дневнике митрополита Вениамина (Федченкова) : «Может быть, религиозное состояние в России возродится и уже возрождается?.. Или же религиозный дух Церкви, независимо от политического строя и воззрения, пойдет вслед или параллельно с социализмом? Это – возможно. Но все же тут неясность!» (Митрополит Вениамин (Федченков). «За православие помилует меня Господь...» Дневниковые записи. СПб., 1998, с. 19). 412 С сентября 1933 года епископ Тульский – Онисим (Пылаев), поставлен епископом в 1926 году из протоиереев; расстрелян в 1937 году. Ныне прославлен как священно- мученик. 420 Очевидно, диакона – по имени святого мученика III века архидиакона Лаврентия (память 10 августа). 421 В сергиевском Ильинском храме, неподалеку от которого жила Вера Степановна у своей невестки Антонины Владимировны Ряшенцевой. В этом храме с молодых лет до глубокой старости, почти до самой кончины пела в хоре племянница Владыки, Екатерина Леонидована Тимонова. О рассказываемом эпизоде, правда, она не помнила. Очевидно, это продолжалось очень недолго. 425 По-видимому, речь идет об омофоре, который Вера Тимофеевна вместе с рясой подарила священнику (отцу Федору), молившемуся о епископе Германе. 427 Схиигумен Лука (Тарара). Свято-Троицкий (Ионин) монастырь, основанный в 1868 году в Киеве, неподалеку от Киево-Печерской Лавры, преподобным Ионой Киевским, был закрыт в 1934 году. 433 Имеется в виду первый муж сестры, епископ Иннокентий (Бусыгин). См. выше, примеч. 246. Имя указано ошибочно. После его смерти 3. С. Бусыгина вышла замуж второй раз за принявшего потом сан диакона Леонида Зоннера. Возможно, подлинник неправильно прочитан и должно быть «григор архиерей». В конце 1925 года архиепископ Григорий (Яцковский) создал раскольническую группировку, членов которой стали называть григорьевцами. Других сведений о переходе епископа Иннокентия от обновленцев к григорьевцам не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, образовали ВВЦС, председателем к-рого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления РПЦ находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора РПЦ. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны правосл. Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском мон-ре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский сщмч. Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский сщисп. Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В кон. 1925 - нач. 1926 г. ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 янв. 1926 г. получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Офиц. регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с гос. властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов и содействием усилиям врагов веры.

http://pravenc.ru/text/166503.html

В мае 1927 г. М. присутствовал на совещании григорианских епископов в Москве («1-й съезд староцерковников, признающих ВВЦС») и подписал их послание к верующим, в котором митр. Сергия обвиняли в «раздоре» и «смуте», уподобляя его обновленцам. На 2-м григорианском съезде в Москве в нояб. того же года М. не присутствовал, но был избран членом Малого собора епископов (новое название ВВЦС) (Второй Моск. съезд староцерковников, признающих Высш. Временный Церк. Совет, бывший в Москве в Донском мон-ре 15-18 нояб. 1927 г. М., 1928. С. 1, 18). В последние годы жизни М. отказался от публичных выступлений. С 1930 г. из-за плохого состояния здоровья М. григорианской епархией временно управлял его викарий еп. Иннокентий (Бусыгин). Также важную роль в управлении григорианскими приходами играл сын М. настоятель Михаило-Архангельской ц. Новочеркасска иером. Иулиан (Симашкевич), хиротонисанный 17 апр. 1932 г. в григорианского епископа Новочеркасского. После смерти М. в июле 1933 г. еп. Иулиан стал управляющим Донской григорианской епархией, но через год перешел в обновленчество. М. был похоронен на городском кладбище Новочеркасска. 28 окт. 2004 г. прах перезахоронен в ограде новочеркасской Михаило-Архангельской ц. Соч.: Римское католичество и его иерархия в Подолии. Каменец-Подольск, 1872; Историко-геогр. и этногр. очерк Подолии. Каменец-Подольск, 1875. Вып. 1; 1876. Вып. 2; Указатель ист.-археол. достопримечательностей Подолии. Каменец-Подольск, 1884; Акафист иже во святых Отцу нашему Симону, еп. Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу. М., 1892. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 370-374; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 25, 56, 57; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 211-240; «Обновленческий» раскол. С. 822-823; Чибисова С. П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Р.-н/Д., 2006. С. 150-154; Щадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2015. Вып. 3(64). С. 44, 50; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 308. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2637314.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) , коллегиальный орган григорианского раскола (конец 1925 - середина 1940-х гг.) Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ . 22 декабря 1925 г. в московском Донском монастыре , состоялось совещание, на котором группа архиереев, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию, образовали Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС), что фактически стало захватом высшей власти в Русской Православной Церкви и положило начало григорианскому расколу . Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли семь архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий (Яцковский) - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин) , Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В конце 1925 - начале 1926 годов к ВВЦС присоединились еще пять архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . Согласно «Наказу», выработанному на совещании, ВВЦС «является временным органом церковного управления Российской Православной Церкви и находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем», «ведает всеми церковными делами православных приходов по всей территории СССР с согласия Правительства оного», «ведает делами вероучения, богослужения, церковного просвещения, управления и дисциплины, согласно Слову Божию и церковным канонам», «ближайшей своей задачей имеет подготовку канонически-православного Собора... в ближайшие месяцы (не позднее лета 1926 года) в составе епископов, клириков и мирян», «имеет попечение о своевременном замещении архиерейских... кафедр и о пребывании архиереев в пределах их епархий», «обращается ко всей Российской Православной Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями и заботится об установлении общения с Православными Восточными Патриархами», возбуждает ходатайства по делам Церкви перед гос. властью. «отчетом о своей деятельности обязан Собору», «занимается текущими делами впредь до избрания Собором нового церковного управления», «может кооптировать в нужных случаях в свой состав представителей духовенства и мирян».

http://drevo-info.ru/articles/27035.html

При этом мы твёрдо решили не входить ни в какие отношения и общение с обновленцами и обновленчеством во всех его видах: каковы так называемая синодальная Церковь , антониновщина, самосвятчина и т. п. и крепко стоять на основе Слова Божия и священных канонов Святой Православной Церкви. Вместе с тем мы считаем своим долгом засвидетельствовать нашу совершенную законопослушность предержащей власти Правительства СССР и веру в его добрую волю, в чистоту его намерений в служении благу народа. Взаимно мы просим верить нашей лояльности и готовности служить на благо того же народа в меру наших сил, разумения и возможности. Сообщая о сем всем верным чадам Святой Православной Церкви Российской, мы просим их молитвенной помощи нам в подлежащем нам подвиге благоустроения дел церковных по заповеди апостола: «Молитеся о нас, уповаем бо, яко добру совесть имамы во всем добре хотяще жити... Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великого кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, творя в вас благоугодное пред Ним Иисусом Христом, Ему же слава во веки. Аминь» ( Евр.13:18, 20–21 ). Архиепископ Григорий [Яцковский] Екатеринбургский и Ирбитский. Смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский викарий Московский. Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский. Тихон [Русинов], епископ Усть-Медведицкий, управляющий Царицынской епархией. Архиепископ Константин [Булычев]. Владимир [Соколовский-Автономов], архиепископ Екатеринославский и Новомосковский. Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Ириней [Шульмин], епископ Елабужский. Митрофан [Русинов], епископ Уразовский. Смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской. Мелхиседек [Паевский], епископ Минский, митрополит Белорусский. Православный Церковный Календарь на 1927 г. Изд. E. Н. Львова Послание митрополита Варшавского «и всея Польши» Дионисия [Валединского] на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] с извещением о состоявшемся провозглашении «автокефалии» Православной Церкви в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Предоставляя противникам нашим клеветать на нас и поносить нас, мы стремимся в чистоте совести, по мере сил наших, служить к устроению Церкви Божией. С этой целью назначаем на 2(15) ноября сего 1927 г. общее собрание Архипастырей, пастырей и пасомых староцерковников, проживающих на территории СССР, дабы общими силами и общим советом найти лучшие пути и средства к общему спасению и благоустроению нашей Православной Патриаршей Церкви. На съезд приглашаются прежде всего все православные епископы, кроме того, от епархии и полусамостоятельных викариатств приглашаются по два депутата от клира и по два от мирян, избранных на епархиальных и викариальных собраниях. От отдельных групп приходов, равно от отдельных общин, избираются по одному депутату от клира и по одному от мирян. Доводя о сем до общего сведения верующих о сем, просим вас вместе со св. апостолом Павлом: вместите нас, мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти ( 2Кор.7:2 ). Тем же, которые сомневаются в нас, скажем с тем же св. апостолом: испытывайте самих себя, в вере ли вы... о нас же, надеюсь, вы знаете, что мы то, чем быть должны ( 2Кор.13:5–6 ). 29 апреля (12 мая) 1927 г. Донской монастырь. Смиренный Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский, ныне Свердловский и Ирбитский. Смиренный Константин [Булычев], архиепископ бывший Могилевский. Смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской и Новочеркасский. Смиренный Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский и Корсунский. Смиренный Тихон [Русинов], епископ Сталинградский. Смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский. Смиренный Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Смиренный Митрофан [Русинов], епископ Валуйский, управляющий Воронежской епархией. Смиренный Августин, епископ Луганский и Сумский. Смиренный Смарагд [Яблоков], епископ Скопинский. Смиренный Анатолий, епископ Ибрессинский. Смиренный Иоанникий [Соколовский], архиепископ Днепропетровский. Смиренный епископ Николай [Судзиловский], бывший Белыничский. Смиренный Феофан [Прокопович], епископ Майкопский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Схимонах Кириак, Кирилл Васильев Пакунов, крестьянин Черниговской губернии, Новозыбковского уезда. Монах Азат, Алексей Дмитриев Книжницкий, енотаевский мещанин, Астраханской губернии. Монах Иннокентий, Иосиф Яковлев Голубь, азовский мещанин. Схимонах Парфений, Платон Евфимов Бусыгин, Бирский мещанин, Уфимской губернии. Монах Иеремия, Иван Моисеев Воронин, крестьянин Симбирской губернии, Корсунского уезда. Монах Протомон, Артемий Андреев Нещтиян, крестьянин Херсонской губернии, Елизаветградского уезда. Схимонах Феомепт, Феодор Стефанов Стороженко, Полтавской губернии, Зиньковского уезда. Монах Полидор, Прокопий Гордеев Цапенко, крестьянин Полтавской губернии, Прилуцкого уезда. Схимонах Смарагд, Сампсон Евгениев Белый, крестьянин Харьковской губернии, Старобельского уезда. Схимонах Филадельфий, Филипп Наумов Орлов, крестьянин Вологодской губернии, Вельского уезда, Хмельницкой волости, деревни Плешевской. Монах Гурий, Георгий Дмитриев Димитрия, Кутаисской губернии. Схимонах Антоний, Сергей Иванов Приданов, крестьянин Саратовской губернии, Сердобского уезда. Монах Метровий, Марк Иванов Ляшенко, крестьянин Донской области, Ростовского уезда, Кагальницкой волости, села Пешкова. Схимонах Иппий, Иуда Максимов Власов, крестьянин Орловского губернии и уезда, села Цведанка. Монах Спиридон, Тимофей Никитич Калсушка, крестьянин Киевской губернии, Звенигородского уезда. Схимонах Клавдий, Карп Назаров Василенко, крестьянин Таврической губернии. Схимонах Стахий, Спиридон Николаев Кондрашев, крестьянин Самарской губернии и уезда, Липской волости, деревни Садков. Монах Мирон, Михаил Михайлов Николаев, Херсонской губернии, Тираспольского уезда. Монах Зинон, Захарий Михайлов Хирьянов, крестьянин Воронежской губернии, Бирючинского уезда, Иловской волости и села. Монах Никомид, Николай Саввич Маяцкий, крестьянин Саратовской губернии, Балашевского уезда, Шамедловской волости. Схимонах Ромилий, Роман Иосифов Пурицкий, Донской области, Нижнечирской станицы, слободы Карповки. Схимонах Фалалей, Филипп Афанасьев Вечер, крестьянин Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, Атюшской волости.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Зарождение григорианского раскола. Образование ВВЦС 22 декабря с согласия ОГПУ в московском Донском монастыре , где до того находилась резиденция Патриархии, состоялось совещание десяти архиереев. Остальные епископы Русской Церкви либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать. Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию, образовали Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) , председателем которого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления Русской Церкви находится в каноническом и молитвенном общении с патриаршим местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора Русской Церкви. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны православной Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении патриаршего местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском монастыре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В конце 1925 - начале 1926 года ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 января 1926 году получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Официальная регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с государственными властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

10 декабря 1925 года митрополит Петр был арестован. Однако предчувствуя свой скорый арест, владыка издал 6 декабря акт о временной передаче своих обязанностей: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому. Если сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то будет… экзарх Украины высокопреосвященнейший митрополит Михаил, а если он будет лишен возможности… то высокопреосвященнейший Иосиф, архиепископ Ростовский. Возношение моего имени, как Патриаршего местоблюстителя, остается обязательным» . Именно этот акт архиепископ Григорий трактовал как нарушение соборности и попрание церковной воли. Он полагал, что управление в Церкви должно быть коллегиальным, и, следовательно, никаких единоличных решений митрополит Петр принимать не может. В поисках будущей коллегии архиепископ Григорий обрел для себя группу единомышленников среди находившихся тогда в Москве епископов, которые в свою очередь занимались подобной деятельностью. В эту группу входили епископы Можайский Борис (Рукин), Переяславский Дамиан (Воскресенский), Ульяновский Виссарион (Зорин), Каменский Иннокентий (Бусыгин) и другие . 9/22 декабря 1925 года десять епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским) прибыли в Донской монастырь, где отслужили панихиду на могиле Патриарха Тихона. После этого ими было созвано совещание, результатом которого стало создание Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), Малого Собора епископов, в который вошли шесть архиереев, а также выработан так называемый «наказ», согласно которому ВВЦС наделялся правом заведовать всеми церковными делами на всей территории страны . Власти поспешили зарегистрировать ВВЦС. Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), узнав о сборище в Донском монастыре из газеты «Известия ЦИК», запросил Екатеринбургского архиепископа о случившемся. Архиепископ Григорий в письме пояснил, что эта группа архиереев более не признает митрополита Сергия заместителем местоблюстителя, но все же они приглашают его в ВВЦС для управления Церковью коллегиально. Между тем они утверждали, что якобы митрополит Сергий утаил факт передачи ему полномочий митрополитом Петром. В целях уточнения данного факта с вышеупомянутым письмом в Нижний был отправлен епископ Дамиан. Обратно епископ Дамиан вернулся с запрещением и лишением сана для всего «освященного сборища» во главе с архиепископом Григорием .

http://pravoslavie.ru/31301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола (по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) ). Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ. После ареста 10 дек. 1925 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) временное исполнение обязанностей Местоблюстителя (согласно завещанию митр. Петра) возложил на себя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). К этому моменту ОГПУ подготовило самочинную группу епископов во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием и Можайским еп., вик. Московской епархии Борисом (Рукиным) , ведшим переговоры с ОГПУ еще до ареста митр. Петра. Они взяли на себя инициативу по созыву собрания епископов и, обратившись с этой просьбой к власти, получили на это разрешение. По приглашениям в Москву прибыло только 10 архиереев; остальные либо отказались, либо не были поставлены в известность. 22 дек. 1925 г. в Москве, в Донском мон-ре, состоялось совещание, на к-ром группа архиереев, основываясь на неправильно понятом принципе соборности, решила узурпировать высшую церковную власть, сосредоточив ее в руках группы епископов. Создание ВВЦС было прямым нарушением церковных канонов, а при наличии законных преемников Патриарха Тихона - захватом высшей власти в РПЦ. Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли 7 архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин), Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - сщмч. Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В кон. 1925 - нач. 1926 г. к ВВЦС присоединились еще 5 архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) .

http://pravenc.ru/text/155434.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010