Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРДОН [греч. Κρδων; лат. Cerdo], еп. Александрийский (98-108/9), 4-й после ап. Марка . В «Хронике» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, а также в армянской редакции этого произведения Самуила Анийского и в лат. переводе блж. Иеронима Стридонского указывается, что К. занимал кафедру 11 лет. Все источники сходятся в том, что он был поставлен на кафедру в правление имп. Нервы (96 - нач. 98). Однако относительно времени вступления на кафедру его преемника еп. Прима имеется расхождение между армянской и латинской редакциями. Согласно последней, это произошло в 9-й год правления имп. Траяна, согласно армянской редакции - в 11-й год. Блж. Иероним считает годы, когда Траян был у власти, с его самостоятельного правления в 98 г., в то время как армянский переводчик начинает отсчет с 97 г., когда Траян был провозглашен соправителем Нервы. Нечеткость датировок присутствует и у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. III 21; IV 1): он пишет о вступлении К. на кафедру в 1-й год правления Траяна, а время его кончины определяет ок. 12-го года. В «Истории Александрийских патриархов» К. назван 4-м предстоятелем, человеком целомудренным и смиренным; сообщается, что он умер в 9-й год правления Траяна, 21-го числа месяца паоне. Из этой хронологии выбивается византийский хронист VIII в. Георгий Синкелл († между 811 и 813), который сокращает епископство К. до 10 лет. Принципиально иную хронологию в «Анналах» дает Евтихий , патриарх Александрийский (X в.),- с 1-го по 15-й год правления имп. Домициана, т. е. с 81 по 96 г. В апокрифических «Деяниях ап. Марка» (BHG, N 1035; BHL, N 5276) упоминается, что К. был крещен этим апостолом и позже рукоположен в одного из первых александрийских пресвитеров (ActaSS. Apr. T. 3. Col. 348, XLVI). В арабоязычном копт. Александрийском Синаксаре, возникновение к-рого традиционно связывается с именем Михаила, еп. Атриба и Малиджа (XIII в.), память К. отмечена под 21 паоне (15 июня). В заметке о К. также указывается, что он занимал кафедру 11 лет, восхваляются его добродетели, он назван подражателем Христа, и приводятся вышеупомянутые сведения из апокрифических «Деяний ап. Марка». Те же сведения имеются в эфиопской редакции Александрийского Синаксаря, где память К. находится под соответствующим числом (21 санэ). Тем не менее К. не почитается как святой в совр. Коптской Церкви, т. к. его имя отсутствует в коптских литургических синаксарях и минологиях. По неизвестным причинам в более подробном календаре Абу-ль-Бараката память К. помещена под 11 паоне (5 июня).

http://pravenc.ru/text/1684217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ I [Гелазий; лат. Gelasius] († 21.11.496, Рим), папа Римский (март 492 - 21 нояб. 496), св. (пам. зап. 21 нояб.). Согласно Liber Pontificalis , род. в Риме, в семье, происходившей из рим. пров. Африка. До избрания папой Римским был архидиаконом и вел переписку своего предшественника, св. папы Феликса III . Во время понтификата Г. Италия была завоевана остготами под предводительством кор. Теодориха Великого (493), что привело к хозяйственному упадку в стране и голоду. Г. активно заботился о пострадавшем от войны населении. Он предпринял попытку нормализовать отношения с Византией, нарушенные акакианской схизмой , продемонстрировав, однако, твердую позицию как в отношении вероучения, так и в вопросах церковной политики. Папа настаивал на соблюдении канонов Вселенского IV Собора (Халкидон, 451), выступал против монофизитства , тогда как визант. имп. Анастасий I продолжал придерживаться «Энотикона» , эдикта имп. Зинона (482), призванного примирить сторонников ортодоксии и монофизитов, не упоминавшего об оросе Халкидонского Собора и запрещавшего богословские споры. Опытный политик и организатор, Г. отстаивал первенство епископа Рима, а также превосходство Александрийской и Антиохийской кафедр перед К-польской. В сочинениях и письмах Г. представлены аргументы в пользу примата Рима. В 494 г. на Соборе 70 епископов в Риме Г. первым среди Римских пап был назван «наместником Христа» (vicarius Christi). Сохранилась лишь небольшая часть сочинений Г., хотя он был одним из самых плодовитых авторов из всех Римских пап первых 5 веков христианства. В сочинениях он затрагивал как общественно-политические проблемы того времени, так и теоретические богословские и догматические вопросы веры. Г. выступил против празднования луперкалий , одного из рим. языческих праздников, введя празднование Сретения Господня . В послании имп. Анастасию I (491) сформулировал учение «о двух властях» - священной власти духовенства и мирской власти государей, из к-рых первая представлялась ему более тяжким бременем, т. к. священники на Суде Господнем будут давать отчет и за царей. Но власть земная и власть духовная, по мнению Г., были разделены: каждая из них получает свой авторитет от Бога и в своей сфере зависит только от Него. Так, государь подчиняется епископу в делах духовного порядка, а епископ - государю в делах мирских. Учение Г. и его высказывания о том, что папа Римский как глава Церкви может по своему усмотрению назначать и смещать епископов, отменять их решения, впосл. были активно использованы сторонниками папства во времена борьбы за инвеституру .

http://pravenc.ru/text/161948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМЕТ [лат. Hermes, Herma] (III в.?), мч. Римский (пам. зап. 28 авг.). Неопубликованное Мученичество (Passio) Е. (Venet. Marc. Lat. IX 27) является извлечением из «Мученичества святых Александра, Евентия и Феодула» VII - нач. IX в., к-рое хотя и подтверждается документально подлинными актами допросов мучеников, однако в повествовательной части недостоверно (так, рим. пресв. мч. Александр (III в.) спутан с еп. Римским Александром I (ок. 105/08 - ок. 115/18), к-рый мучеником не был). Согласно источнику, Е., префект Рима при имп. Траяне (98-117), был обращен в христ. веру рим. пресв. Александром. Вместе с Е. христианство приняли его дети, сестра Феодора и более тысячи рабов Е. Имп. Траян, узнав об обращении Е., послал магистра «обеих армий» (magister utriusque militum) Аврелиана с приказом арестовать Е. Аврелиан передал Е. в руки трибуна Квирина, к-рый, не сумев отвратить мученика от Христа, приказал его обезглавить. Тело Е. было захоронено его сестрой Феодорой на старой Соляной дороге (Via Salaria vetus). Кроме «Мученичества» сохранилась эпитафия Е., сделанная Римским еп. Дамасом I (366-384). Хотя текст эпитафии был известен по т. н. Лоршской антологии эпохи Каролингов, фрагменты каменной плиты с высеченным на ней текстом обнаружили лишь в ходе археологических раскопок в 1932 и 1940 гг. Из эпитафии Дамаса известно, что Е. происходил с Востока (из Греции); о к.-л. посте, к-рый якобы занимал Е. в рим. администрации, здесь не сказано. Самое древнее свидетельство о почитании Е. относится к пребыванию на Римской кафедре предшественника Дамаса I Либерия (352-366). В составленном тогда рим. календаре «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» под 28 авг. указана память Е. в катакомбах Василлы на старой Соляной дороге (PL. 13. Col. 464), что противоречит датам, приведенным в «Мученичестве святых Александра, Евентия и Феодула», поскольку катакомбы Василлы датируются не ранее нач. III в. Память Е. с указанием места его погребения в катакомбах Василлы упоминается также в сакраментариях пап Геласия I (492-496) и Григория I Великого (590-604).

http://pravenc.ru/text/190145.html

А. был родом из Келесирии (по Филосторгию) или из Антиохии (по Сократу Схоластику). Он добывал себе средства на жизнь в качестве золотых дел мастера, затем врача. В зрелом возрасте приступил к изучению риторики, философии и богословия. В целях самообразования А. объехал мн. города Сирии, посетил Египет. В Антиохии был посвящен в диакона арианином Леонтием, еп. Антиохийским ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 35; Philost. Hist. eccl. III 17). В дальнейшем под давлением Флавиана Антиохийского и Диодора , еп. Тарсского, Леонтий запретил А. священнодействовать. А. был близок с цезарем Галлом, что, по-видимому, послужило причиной его изгнания из Антиохии после казни Галла в 354 г. В 356 г. в Александрии А. начинает проповедовать аномейство; его учеником становится Евномий. В Антиохию А. вернулся, когда после смерти Леонтия Антиохийскую кафедру занял арианин Евдоксий , к-рый сделал попытку восстановить А. в диаконском сане ( Болотов. С. 71, 74). А. не изменял строгому арианству, поэтому отказался принять рукоположение во епископа от арианина еп. Секунда Птолемаидского вследствие общения того с никейцами ( Philost. Hist. eccl. III 19). После Анкирского Собора 358 г., анафематствовавшего аномеев, А. был отправлен в ссылку в Пепузу (Ibid. IV 8), но вскоре ему и др. аномеям позволено было возвратиться. Вторично был осужден после Аримино-Селевкийского Собора , когда к имп. Констанцию II для выработки единой вероисповедной формулы прибыли делегаты 2 противоборствующих партий вост. епископов, присутствовавших на Селевкийском Соборе: омиусиан (сторонников подобосущия Сына Отцу) и омиев (сторонников подобия, но не по существу). Омиусиане, чтобы привлечь на свою сторону императора, отрицательно относящегося к аномеям, представили ему исповедание веры Евдоксия, в к-ром ясно говорилось о неподобии Сына Отцу. Евдоксий сослался на то, что автором текста является А., и был вынужден произнести анафему на аномейскую доктрину. А. был вызван Констанцием и признался в авторстве. После подтверждения осуждения на К-польском Соборе 360 г. был отправлен императором в ссылку во Фригию, откуда возвращен имп. Юлианом Отступником ( Sozom. Hist. eccl. V 5). В 362 г. состоялся Антиохийский Собор , на к-ром сторонники арианского еп. Евзоия Антиохийского сняли обвинения с А.

http://pravenc.ru/text/77266.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-АФОНСКИЙ ЗЕЛЕНЧУКСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ расположен на правом берегу р. Б. Зеленчук, в среднем ее течении, близ пос. Н. Архыз, в 22 км к югу от станицы Зеленчукской (Карачаево-Черкесия). В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии , в 1590 г. вошла в состав Астраханской, затем Донской, Кавказской епархий РПЦ, с 1885 г.- Ставропольской епархии РПЦ. А.-А. З. м. основан на месте бывш. столицы Зап. Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (см. Нижнеархызское городище ) по инициативе иером. Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского мон-ря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 г. с целью восстановления христианства среди мусульман. Мон-рь учрежден по уставу мон-рей св. горы Афон указом Святейшего Синода от 18 окт. 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие мон-ря состоялось 12 нояб. 1889 г. освящением еп. Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра II Николаевича и царствовавшего в те годы имп. Александра III Александровича . Игум. Серафим стал первым настоятелем и строителем мон-ря (1887-1903). В 1888 г. А.-А. З. м. был выделен участок земли 180 дес. под названием «Церковь». Штат обители в 1889 г. состоял из 4 иеромонахов, 1 иеродиакона, 6 монахов и 25 послушников, а также мастеров и чернорабочих (от 30 до 150 чел.). После перевода игум. Серафима в Борисоглебский на Устье мужской монастырь в А.-А. З. м. начались нестроения, закончившиеся назначением в него указом Святейшего Синода от 26 авг. 1903 г. архим. Ефрема (1903-1905). В 1905-1913 гг. мон-рем управлял иером. Зосима (Колтуков). Последним настоятелем был иером. Феофил (Чередниченко). Из построек древнего христ. города сохранились 3 храма средневизант. архитектуры X-XII вв: «северный», «средний» и «южный» зеленчукские храмы.

http://pravenc.ru/text/64470.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНСОФИЙ Прмч. Пансофий Александрийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 325) Прмч. Пансофий Александрийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 325) [Греч. Πανσφιος] (III в.), прмч. Александрийский (пам. 15 янв.), пострадал при имп. Деции (249-251). На греч. языке сохранилось лишь краткое синаксарное сказание о П., составленное на основании пространного Мученичества (SynCP. Col. 394-395). Согласно этому тексту, П. род. и жил в Александрии, был сыном проконсула (анфипата) по имени Нил. Юноша получил блестящее образование, но предпочел светской карьере служение Господу. Он был христианином и после смерти отца, раздав все имущество бедным, решил начать жизнь отшельника. 27 лет он провел в пустыне в посте и молитвах. Когда Деций начал гонения на христиан, кто-то донес на П., и он был приведен на суд правителя Александрии Августалия. Представ перед язычниками, П. стал проповедовать христ. учение и обличать языческие заблуждения, благодаря чему нек-рые идолопоклонники обратились ко Христу. Августалий приказал подвергнуть П. бичеванию, во время к-рого мученик предал свою душу Господу. «Августалий» - видимо, не имя собственное, а название должности: префектов Египта называли августалами. В арм. синаксаре Тер-Исраэля память П. (имя передано как Пансофос или Памфос) помещена под 15 аратца (22 янв.), имя отца не упомянуто, но есть имя имп. чиновника Луция (Лукия), к-рый допрашивал П. (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 6: Mois d " Aratz. P. 71. (PO; T. 19. Fasc. 1). Соответственно заметка в арм. Синаксаре основана не на визант. синаксарном сказании, а на др. источнике, возможно, на не сохранившемся на греч. языке Мученичестве. В XI в. на груз. язык прп. Георгием Святогорцем было переведено синаксарное сказание о П., под 16 янв. включенное в сб. Великий Синаксарь (известно 6 рукописей XI в.: НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/2578833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Русский археологический ин-т в К-поле - РАИК], первое рус. научное об-во по исследованию истории, археологии, искусства христ. Востока за границей. Создание РАИК явилось результатом развития византиноведения в России с сер. XIX в. и его расцвета в конце столетия. Идея создания РАИК принадлежала Ф. И. Успенскому , ставшему бессменным директором ин-та, осуществление ее стало возможным при покровительстве А. И. Нелидова, рус. посла в К-поле и впосл. первого почетного председателя об-ва. Устав и штат были утверждены имп. Александром III Александрович в 1894 г., торжественное открытие состоялось 26 февр. 1895 г. Устав определил основные направления работы ин-та: изучение древней географии и топографии, исследование истории и археологии всех территорий Византийского мира, описание рукописей, эпиграфика и нумизматика, исследование архитектуры и монументальных памятников искусства. Нелидов добился от правительства Порты разрешения производить раскопки на всей территории Османской империи и сохранения за РАИК половины всех находок. Сотрудники РАИК предприняли комплекс научных экспедиций в М. Азию, Болгарию, Сербию, Македонию, Грецию, Афон, Сирию, Палестину. Среди самых значительных работ: изучение архитектуры, мозаик и фресок мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; мозаик ц. Неа-Мони на Хиосе, 1042-1056 гг.; мозаик ц. Успения в Никее, кон. VII в., 1065-1067 гг.; открытие мозаик и фресок V-IX вв. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике; раскопки в районе акрополя г. Византия; изучение остатков Большого имп. дворца в К-поле; археологические исследования древних столиц Болгарии Плиски (Абобы) и Преславы . Исследования сотрудников РАИК публиковались в ж. «Известия РАИК» (всего вышло 16 т.), среди них монографии Ф. И. Успенского «Археологические памятники Сирии» (1902. Т. 7. Вып. 2-3) и «Константинопольский серальский кодекс Восьмикнижия» (1907. Т. 12), Ф. И. Шмита «Кахрие-Джами: История монастыря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков» (1906. Т. 11).

http://pravenc.ru/text/АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТОХИЙ [греч. Εστχιος], патриарх Иерусалимский (552/3-563). В позднейших источниках часто его имя ошибочно передается как Евтихий (см., напр.: Ioan. Mosch. Prat. spirit.//PG. 87. Col. 8; Eutych. Annales. P. 204. 21-22). До восшествия на патриарший Иерусалимский престол Е. был монахом и экономом Александрийской Церкви. Некий авва Агафон, брат св. Аполлинария, патриарха Александрийского, прибыл в Александрию для сбора налогов и проверки счетов Церкви. По неизвестной причине он приказал посадить Е. под стражу. Е. удалось бежать в К-поль. Годы, последовавшие за смертью прп. Саввы Освященного (532), были отмечены в истории Иерусалимской Церкви обострением борьбы с ересью оригенистов, распространившейся в среде монашества Новой лавры. Когда в 552 г. умер патриарх Петр Иерусалимский, крайней оригенистской группе, т. н. исохристам из Новой лавры, при помощи своего сторонника при дворе еп. Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды удалось поставить на Патриаршую кафедру сочувствовавшего им патриарха Макария II Иерусалимского, что привело к крупным беспорядкам в Иерусалиме. Противник исохристов, глава др. оригенистской группировки - протоктистов Исидор, возвратившийся в Православие, а также настоятель Великой Лавры Конон подали представление имп. Юстиниану I , который приказал низложить Макария и поставить Е., пребывавшего в то время в К-поле (дек. 552). Конон побудил Е. исходатайствовать у императора повторное издание эдикта против оригенистов, с к-рым бы он отправился в Иерусалим. Е. составил сочинение, в к-ром излагал все «безбожные мнения» оригенистов. В помощь Е. из Иерусалима прибыла группа правосл. монахов во главе с 3 епископами и вручила императору соответствующее прошение, которое легло в основу письма императора Вселенскому V Собору , и в окончательный вариант формулировки постановления, осуждающего оригенизм. Е. отбыл в Палестину до 6 янв. 553 г., поскольку его подпись отсутствовала под исповеданием веры, составленным свт. Евтихием , патриархом К-польским, для папы Вигилия , которое подписали присутствовавшие в К-поле свт. Аполлинарий Александрийский и Домн III Антиохийский. Будучи занят борьбой с оригенистами в своей провинции, Е. не смог присутствовать на V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. и отправил 3 епископов своего Патриархата: Стефана Рафийского, Георгия Тивериадского, Дамиана Созусского, а также игум. Евлогия из лавры прп. Феодосия Великого, игум. Кириака из лавры Источника (Πηϒ) и столпника Панкратия. 2 последних вместе с игум. Великой Лавры Кононом во время проведения V Вселенского Собора передали имп. Юстиниану челобитную против оригенистов.

http://pravenc.ru/text/187501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II (I) ИМУЛА Иоанн Имула (Мела; Монах) [греч. Ιωννης Ημολα; лат. Ioannes Hemula, Mela] ( 29.04. 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора. Правосл. Александрийский патриарх Иоанн I Талайя (482) никогда не признавался законным монофизитами. Вместо него в традиции Коптской Церкви как «Иоанн I» числится И. И. благодаря «Истории Александрийских патриархов» коптского иерарха и писателя Севира ибн аль-Мукаффы (X в.). Кроме того, И. И. встречается и в правосл. традиции: в перечне патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.) он значится как 35-й предстоятель Александрийского престола. До Патриаршества И. И. имел сан пресвитера, подвизался в егип. мон-ре св. Макария Великого (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун). Его возведение на престол положило начало новой традиции избрания патриархов не из числа клира Александрии, а из монахов пустыни. Прозвище Имула появляется по-гречески у визант. хрониста Феофана Исповедника (нач. IX в.; Theoph. Chron. P. 140), в лат. форме - в хронике Виктора Туннунского (VI в.), в искаженном виде Мела - у Либерата Карфагенского (VI в.). По-видимому, время Патриаршества И. И. наиболее верно определил Феофан и позднее повторил Евтихий Александрийский (X в.). Согласно им, И. И. занимал кафедру 9 неполных лет - с 6-го по 15-й год правления имп. Анастасия. Виктор Туннунский приписывает И. И. всего неск. дней епископата в 495 г. и называет его преемником Иоанна III Никиота, кончину к-рого относит к 517 г. Согласно Севиру, И. И. занимал престол 8 лет; его правление не ознаменовалось крупными событиями. Севир отнес Патриаршество И. И. к 494-502 гг. и ошибочно связал его с правлением имп. Зинона (474-491). По его версии, И. И. обратился с ходатайством к Зинону о поддержке егип. мон-ря св. Макария. Вероятно, стремление Севира отнести Патриаршество И. И. к эпохе Зинона связано с копт. легендой о св. Иларии , дочери Зинона, якобы подвизавшейся в этом мон-ре (см.: Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке/Введ., пер. и коммент.: А. И. Еланская. СПб., 20012. С. 305-313). Из повествования Севира достоверным можно считать рассказ о привилегиях, к-рых И. И. добился для мон-ря св. Макария.

http://pravenc.ru/text/469608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIII ГЛИКА Иоанн XIII Глика [греч. Ιωννης Γλυκς, Γλυκς] (ок. 1260, К-поль? - после 11.05.1319, там же), патриарх К-польский (12 мая 1315 - 11 мая 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель. Происходил из родовитой визант. к-польской фамилии, представители к-рой неск. столетий занимали чиновничьи посты в имперской администрации. Получил образование в столице, учился вместе с будущим К-польским патриархом Григорием II . Вероятно, в 1277 г. был патриаршим нотарием в К-поле (PLP, N 4268). Занимал различные посты на гос. службе, входил в состав визант. синклита; ок. 1282-1295/96 гг. имел должность «эпи тон деесеон» (π τν δεσεων), чиновника, рассматривавшего прошения. В 1294 г. сопровождал Феодора Метохита в посольстве на Кипр и в Армению в поисках невесты для визант. имп. Михаила IX; составил описание поездки в несохранившемся соч. «Πρεσβευτικς». В 1295/96-1315 гг. был логофетом дрома, одним из ближайших придворных советников имп. Андроника II Палеолога . К моменту избрания на Патриаршество был женат и имел неск. детей; жена И. Г. после принятия им сана удалилась в мон-рь. И. Г. стал последним К-польским патриархом - выходцем из визант. придворной элиты; после И. Г. Патриарший престол занимали только представители греч. монашества. О жизни К-польской Церкви в Патриаршество И. Г. позволяет судить сохранившийся сборник синодальных постановлений Церкви в рукописи Vindobon. gr. 47. Акты периода Патриаршества И. Г. содержат постановления по текущим делам: обмену синодиками с вновь вступающими на престол патриархами Александрии ( Григорием II ), Антиохии и Иерусалима ( Афанасием III ), возведению епархии Янины в ранг митрополии (кон. 1318 - нач. 1319), назначению новых глав епархий, дарованию привилегий мон-рям и их подтверждению, распределению финансовых и др. средств в помощь епархиям, судебному рассмотрению споров между церковными ведомствами, контролю над бракоразводными процессами и правами наследования, определению мер наказания в отношении клириков - нарушителей канонов, ознакомлению с мировоззрением лиц, обвиненных в ереси. Несмотря на отсутствие крупных проблем в этот период, работа Свящ. Синода велась активно, не только решались вновь возникающие вопросы, но и был урегулирован ряд судебных тяжб, начавшихся в период Патриаршества Нифонта I (1310-1314). В ведении церковных дел И. Г. отличался бескорыстием и не скопил к.-л. значительных личных средств.

http://pravenc.ru/text/469602.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010