Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I (II) патриарх Антиохийский (ок. 1170 - лето 1183). Патриаршество К. относится к периоду владычества в Сирии крестоносцев, когда Антиохийские патриархи проживали в изгнании в К-поле и избирались визант. императорами. К. был преемником патриарха Афанасия I (1157-1170). Первое упоминание о нем относится к 11 июля 1173 г., когда он вместе с Иерусалимским патриархом Никифором II подписал синодальный акт К-польского патриарха Михаила III Анхиала о перемещении митр. Михаила Анкирского на Керасунтскую кафедру (RegPatr, N 1126). В 70-х гг. XII в. К-польская Церковь при поддержке визант. имп. Мануила I Комнина вела активные переговоры о воссоединении с Армянской Апостольской Церковью , центр к-рой в то время находился в Киликийской Армении . В 1174 г. арм. католикос Григор IV Тха отправил со своим бывш. учителем греч. свящ. Константином послание имп. Мануилу, сообщая о желании восстановить церковное единство и прося поставить Константина епископом Иераполя (в юрисдикции К.; ныне Манбидж, Сирия). 10 янв. 1177 г. К. участвовал в Соборе под председательством патриарха Михаила, на к-ром было составлено послание арм. католикосу с признанием его правоверия (RegPatr, N 1132). В 1178/79 г. на Соборе Армянской Церкви в Ромкле вновь обсуждались вопросы воссоединения Церквей и армяно-визант. сотрудничества в церковно-политических делах на Ближ. Востоке. Однако смерть имп. Мануила в сент. 1180 г., кризис Византийской империи и новое обострение военных действий мусульман против крестоносцев привели к прекращению этих контактов. В нач. 1178 г. папа Римский Александр III в послании антиохийскому клиру выразил опасения по поводу распространившегося слуха о договоренности антиохийского кн. Боэмунда III и визант. имп. Мануила I о подчинении Антиохийской Церкви К-польскому престолу. Др. сведений о подобной договоренности нет. Если такое решение было принято, то оно могло быть связано с женитьбой кн. Боэмунда на племяннице Мануила Феодоре (между 1175 и 1187; Cahen. 1940. P. 419-420). Фактически подобный план Мануила и Боэмунда уже реализовывался в 1165-1170 гг., когда на кафедру Антиохии на нек-рое время вернулся Афанасий I. Хотя возвращение правосл. патриарха в Антиохию не могло означать формального подчинения ее К-польской Церкви, оно должно было способствовать росту и церковного, и политического влияния Византии в Сирии. По всей видимости, попытка Мануила и Боэмунда вновь опереться на правосл. иерархию Антиохийской Церкви в кон. 70-х гг. XII в. не увенчалась успехом.

http://pravenc.ru/text/1840383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР IV (V) (1095, Тиволи, близ Рима - 20.04.1164, Лукка; мирское имя Оттавиано ди Монтичелли), антипапа. Происходил из знатного рода графов Тускуланских. В нач. 1138 г. был возведен папой Иннокентием II в достоинство кардинала-диакона ц. св. Николая «в узах» (S. Nicolai in Carcere). В 1143-1145 гг. В. вел по поручению пап Целестина II и Луция II переговоры с кор. Сицилии Рожером II . Являлся папским легатом при герм. кор. Конраде III, затем при имп. Фридрихе I Барбароссе . В 1151 г. папой Евгением III был возведен в достоинство кардинала-пресвитера ц. св. Цецилии (S. Caeciliae). С 1158 г.- кардинал-первопресвитер. После смерти папы Адриана IV при выборах нового папы (7 сент. 1159) 25 кардиналов проголосовали за поддержанного кор. Сицилии Вильгельмом I юриста и теолога кард. Роландо Бандинелли, ставшего папой Александром III ; 8 кардиналов поддержали Оттавиано ди Монтичелли, объявившего себя папой Виктором IV (т. к. предыдущий Виктор IV рассматривался как антипапа). Несмотря на меньшинство в коллегии кардиналов, кандидатура В. была поддержана Фридрихом Барбароссой. Епископское рукоположение и интронизация В. состоялись 4 окт. 1159 г. в аббатстве Фарфа, что явилось началом схизмы в Римско-католической Церкви, продлившейся до 1180 г. В февр. 1160 г. В. созвал в Павии Собор, на к-ром присутствовали епископы Германии и Сев. Италии, и объявил об отлучении папы Александра III. В свою очередь в 1161 г. Александр III созвал Соборы в Ананьи и Монпелье, а в 1163 г.- в Туре, на к-рых было провозглашено отлучение В. Постепенно Александру III удалось получить признание со стороны мн. европ. гос-в (Англия, Франция, Сицилия), в то время как В., несмотря на поддержку Фридриха Барбароссы, не признавали даже мн. нем. епископы. Со смертью В. (похоронен в Лукке) схизма не закончилась, т. к. Фридрих Барбаросса не признал папой Александра III. Ист.: Jaffé. RPR. Vol. 2. S. 418-426. Лит.: Kehr P. Zur Geschichte Victors IV. (Octavian von Monticelli)//NA. 1926. Bd. 46. S. 53-85; Brezzi P. Lo «schisma inter regnum et sacerdotium»//Archivio d. Deputazione Romana di Storia Patria. 1940. Vol. 63. P. 1-98; Schuster B. Das Treffen von St. Jean de Losne im Widerstreit der Meinungen: Z. Freiheit der Geschichtschreibung im 12. Jh.//ZfGW. 1955. Bd. 43. S. 211-245; Schwarzmaier H. Zur Familie Viktors IV. in der Sabina//QFIAB. 1968. Bd. 48. S. 64-79; Palumbo P. F. Le doppie elezioni d. 1130 e d. 1159 e il giudizio di Alessandro III e d. sua età sullo scisma precedente//Storia e Civiltà. Viterbo, 1985. Vol. 1. P. 408-429; Georgi W. Friedrich Barbarossa und die auswärtigen Mächte: Stud. z. Aussenpolitik 1159-1180. Fr./M., 1990. S. 42-90; Laudage J. Alexander III. und Friedrich Barbarossa. Köln, 1997. S. 103-152; Engels O. Die Staufer. Stuttg., 19987. S. 74-86; Strothmann J. Kaiser und Senat: der Herrschaftsanspruch der Stadt Rom zur Zeit der Staufer. Köln, 1998. S. 218-227. (AKG; 47).

http://pravenc.ru/text/158562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ I [греч. Εφμιος; лат. Euphymius], свт., патриарх К-польский (490-496). Род. в Апамее, получил образование в Александрии. Патриаршество Е. пришлось на годы догматических споров с монофизитами. В сфере церковной политики патриарх следовал изданному имп. Зиноном и К-польским патриархом Акакием «Энотикону» (482), предусматривавшему общение Церквей на основе замалчивания решений Халкидонского Собора. Е. стремился низложить последовательного противника IV Вселенского Собора Александрийского патриарха Петра III Монга , но ввиду невозможности собрать для этого новый Вселенский Собор ограничился тем, что вычеркнул имя Монга из диптихов и прекратил с ним общение. Патриаршество Е. отмечено напряженными отношениями между Вост. Церквами и престолом св. Петра. Рим занимал строго прохалкидонскую позицию и был против замалчивания решений IV Вселенского Собора в Халкидоне. Несмотря на прекращение общения Е. с Петром Монгом, отношения с Римом не были восстановлены. Папа Феликс III (II) (483-492) принял синодику Е. и признал его православным, однако не вступил с ним в общение из-за того, что тот не удалил из диптихов имена К-польских патриархов Акакия и Фравиты (489-490). Папа Геласий I (492-496) также отказался вступить в общение с К-польской Церковью и даже не поставил Е. в известность о своем восшествии на престол. В 490 г. Е. запретил силенциарию Анастасию проповедовать в ц. Св. Софии, сочтя его приверженцем ереси Евтихия . 9 апр. 491 г. умер имп. Зинон. Овдовевшая имп. Ариадна выбрала себе в супруги Анастасия. Е. возражал против его воцарения, считая Анастасия еретиком. Однако под давлением императрицы и синклита Е. был вынужден согласиться. Патриарх потребовал, чтобы Анастасий произнес правосл. исповедание веры, и взял с него письменную клятву не вносить смуту в Церковь. Вскоре по воцарении Анастасия произошел мятеж Лонгина, исавра, брата умершего имп. Зинона. Е. занимал по отношению к исаврам благожелательную позицию, чем вызвал недовольство Анастасия.

http://pravenc.ru/text/187721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III МАММА МАММА (ок. 1400, К-поль? - 1459, Рим), патриарх К-польский (1443-1450). Потомок знатных визант. фамилий Мелиссинов и Стратигопулов. Ок. 1420 г. принял монашеский постриг; в 1437 г. стал духовником визант. имп. Иоанна VIII; с янв. 1439 г. вел. протосинкелл, принимал деятельное участие в Ферраро-Флорентийском Соборе в качестве представителя патриарха Филофея Александрийского, поддерживал политику Иоанна VIII по заключению унии с Римско-католической Церковью с целью получения Византией помощи от Запада в борьбе с турками. Вместе с митр. Виссарионом Никейским выступал против Марка Эфесского. Написал «Апологию против исповедания Марка Эфесского» и Ответ на окружное послание того же Марка, в к-рых доказывал, что определения Ферраро-Флорентийского Собора согласуются с учением отцов Церкви; использовал аргументацию, сходную с аргументацией в сочинениях к-польского патриарха Иоанна XI Векка (1275-1282). Г. М. считается автором постановления Ферраро-Флорентийского Собора и имп. послания в Александрию, к-рые он отвез по завершении Собора. В 1443 г., после смерти патриарха Митрофана, Г. М. был избран патриархом К-поля при поддержке императора. В то же время в «Истории» Георгия Сфрандзи указано, что Г. М. стал патриархом летом 1445 г. О времени Патриаршества Г. М. почти ничего не известно. До смерти имп. Иоанна VIII в 1448 г. он пользовался его покровительством, однако затем его политическое влияние в визант. обществе пошатнулось. Его пролат. позиция вызывала резкое неприятие большинства клира К-польского Патриархата и визант. общества. Подвергнувшись нападкам, Г. М. покинул К-поль и 12 окт. 1450 г. прибыл в Морею (порт Корон). Здесь он также не нашел поддержки и в кон. авг. 1451 г. переехал в Рим, где был принят папой Николаем V. Не согласившись отречься от престола, Г. М. в Риме продолжал носить патриарший титул, став титулярным лат. патриархом К-поля. До 1453 г. папа вел переписку с визант. имп. Константином XI о признании Византией прав Г. М. и выдвигал его возвращение на престол К-поля как одно из условий военной помощи Запада Византии. В 1451-1459 гг. окормлял греч. паству во владениях Венеции.

http://pravenc.ru/text/166695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ (1-я пол. V в.), еп. Маркианополя (ныне г. Девня, Болгария) в пров. Мёзия Вторая, убежденный сторонник К-польского патриарха Нестория и его богословия. В частности, Д. выступал против приложения к Деве Марии наименования «Богородица» (Θεοτκος) и, проповедуя в К-поле, даже провозгласил анафему «всякому, кто утверждает, что Мария была Богоматерью». Д. присутствовал на «соборике восточных», проходившем параллельно Вселенскому III Собору (431), где подписал обращение к визант. имп. Феодосию II, направленное против свт. Кирилла Александрийского и его сторонников, а также участвовал в составлении документов, предупреждавших клириков и народ К-поля и Иераполя против «заблуждений Кирилла» и возвещавших о его низложении. В свою очередь свт. Кирилл низложил Д., что было подтверждено имп. Феодосием. После этого Собор К-польской Церкви, проведенный ок. сер. 432 г. патриархом Максимианом , основным посредником в деле достижения мира между свт. Кириллом Александрийским и Иоанном I , еп. Антиохийским, определил изгнать Д. с его кафедры с запрещением пребывания в столице. Вместе с ним были осуждены еще неск. епископов, бывших сторонниками Нестория. Однако Д. был настолько популярен в своем городе, что население отказалось принять его преемника Секундина, вслед. чего император постановил выслать Д. в Кесарию Каппадокийскую. Согласно ряду источников, во время кончины Нестория (451) Д. находился при нем в Большом оазисе, в Египте ( Карташев. Соборы. С. 258-259). На лат. языке сохранился ряд посланий Д. (2 - к Иоанну Антиохийскому, 1 - к Александру , еп. Иерапольскому, и блж. Феодориту Кирскому, 1 - к жителям К-поля), а на сир. языке - 2 фрагмента: изъяснения веры (в составе соч. «Против нечестивого грамматика» Севира Антиохийского) и послания к имп. Маркиану (450-457). Соч.: CPG, N 5781-5786; Ep. ad populum constantinopolitanum//PG. 84. Col. 651-653; Ep. ad Alexandrum episcopum Hierapolis et Theodoretum episcopum Cyri//PG. 84. Col. 753; Ep. ad Iohannem Antiochenum//PG. 84. Col. 687-688; Ep. ad eundem//PG. 84. Col. 726; Textes Monophysites//Documents pour servir à l " histoire de l " Église nestorienne/Éd., trad. F. Nau. P., 1919. P. 181-182. (PO; T. 13. Fasc. 2. N 63) [послание к имп. Маркиану]; Sever. Antioch. Contr. gramm. P. 68-69. (CSCO; 102. Syr.; 51).

http://pravenc.ru/text/180273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСИЯ [греч. Αμσεια] (совр. Амасья, Турция), город в Каппадокии (М. Азия), древняя митрополия в составе К-польского Патриархата. Об истории возникновения А. достоверных сведений нет; легенды приписывают ее основание богу Гермесу или Амасию, дяде Александра Македонского. С VI в. до Р. Х. город входил в состав державы Ахеменидов, в 306 или 302-183 гг. до Р. Х. был столицей Понтийского царства. С 70 г. до Р. Х. А. переходит во владение римлян и становится важным адм. ц. пров. Понт . Описание А. рим. эпохи оставил Страбон (ум. ок. 26 по Р. Х.), родившийся в этом городе (Геогр. XII 3. 39). При имп. Диоклетиане (284-305) Понт был разделен на 3 более мелкие провинции, и А. стала митрополией одной из них, Диоспонта, переименованного Константином Великим в честь его матери в Еленопонт . В 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I присоединил к Еленопонту часть соседней пров. Понт Полемониакский. В VI-VII вв. эти области подвергались опустошительным нашествиям персов, в 712 г. овладеть А. удалось на короткое время арабам. Отвоеванный византийцами, город стал одной из важнейших крепостей фемы Армениак . В 1064 г. А. была передана в вотчину бывш. царю Карса Гагику Багратуни; в 1074/75 г. захвачена турками-сельджуками; в 1246 г.- монголами. С 1386 г. А.- один из городов Турции, в наст. время центр одноименного вилайета. Христ. община существовала в А., по-видимому, с апостольских времен, и первым проповедником христианства, по преданию, был «апостол Понта» св. Андрей Первозванный . В Похвальном слове свт. Василию Амасийскому говорится, что ап. Петр , «пробыв много дней в Амасии, первым научил и освятил ее»; это отчасти подтверждает и 1-е соборное Послание ап. Петра, направленное «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Первым епископом предание называет Никития, поставленного самим ап. Петром (Vita sancti Basilei//ActaSS. Apr. T. 3. P. XLVII). В источниках упоминания о епископах А. встречаются с III в. В IV в. в городе уже насчитывалось множество храмов (Евсевий. Церк. ист. X 8. 15; Жизнь Константина. II 2. 1). О суровых гонениях при имп. Диоклетиане напоминает надпись на стене амасийского храма вмч. Георгия: «Христов подвижник и небесный гражданин Феодор, града сего хранитель, Анастасия убеждает благочестивого победителя создати престол таинств священноименитый. Его же улучив Мамант, чистейший таинник, боготочныя песни источает...» Эта надпись повествует о пострадавшем в 306 г. в А. вмч. Феодоре Тироне (пам. 17 февр.), в честь к-рого имп. Анастасий I в кон. V в. построил храм. При Лицинии мученический венец принял епископ этого города св. Василий (пам. 26 апр.).

http://pravenc.ru/text/114300.html

Фрагмент арки имп. Галерия, воздвигнутой после победы над персами. Кон. III в. Фессалоника Гай Валерий Максимиан (Gaius Valerius Maximianus Galerius) (ок. 250, близ Сердики, совр. София - 311, Никомидия), рим. имп. с 293 г., до 305 г. соправитель Диоклетиана на Востоке. С периодом правления Г. в 303-311 гг. связаны жесточайшие гонения на христиан в Римской империи (см. Гонения на Церковь ). Сын иллирийского крестьянина родом с левобережья Дуная. Мать Г. Ромула была убежденной язычницей. В юности Г. был пастухом, поступил на службу в армию имп. Аврелиана , при Диоклетиане дослужился до офицерских чинов ( Lact. De mort. persecut. 18. 6). В 293 г. Диоклетиан сделал его цезарем Востока, после чего, несмотря на рождение дочери, Г. развелся с женой и женился на дочери Диоклетиана, христианке Валерии ( Lact. 9. 1; Aur. Vict. De Caes. 40. 11). В 294-295 гг. Г. отбивал натиск сарматов, карпов, бастарнов и готов ( Eutrop. Breviar. 9. 25; Iord. Get. 91), с 296 г. воевал против персов в Сирии, в 297 г. был разбит ими близ Карр за Евфратом ( Aur. Vict. 39. 34; Eutrop. 9. 24). За это, согласно преданию, Диоклетиан подверг его унизительному наказанию, заставив облаченного в пурпур бежать неск. миль за его повозкой ( Eutrop. 9. 24; Oros. Hist. adv. pag. 7. 25. 9). В 298 г., стянув войска из Иллирика и Мёзии, Г. вторгся в Армению, одержал победу над персид. царем Нарсесом ( Iord. Get. 110), обратил его в бегство, захватил огромные богатства, взял в плен его семью ( Eutrop. 9. 25. 1; Oros. 7. 25. 10-11). Вскоре вместе с Диоклетианом заключил мир с Персией. В 305 г., после отречения августов Диоклетиана и Максимиана от власти, Г. и др. цезарь, Констанций I Хлор , стали августами ( Eutrop. 10. 11). Вопреки ожиданиям, цезарем Запада он назначил не сына Констанция Хлора, Константина, а своего друга Флавия Валерия Севера, в то время как на Востоке цезарем стал его племянник, сын сестры Максимин Дайя (Даза; Daia). Это обеспечивало ему поддержку в обеих частях империи ( Lact. 18. 12). Положение Г. осложнилось со смертью Констанция Хлора в 306 г. На место августа Г. возвел Севера, а цезарем Запада сделал Константина, к-рого брит. войска провозгласили августом ( Lact. 25. 5; Eutrop. 10. 2. 2). Против этого выступил сын Максимиана Максенций , объявивший себя в Риме августом и собравший большое войско. В трудной борьбе с ним и с др. узурпаторами, Александром и Валентом ( Eutrop. 10. 2. 3), Г. едва не лишился власти. Но в 308 г. ему удалось на имп. совещании в Карнунте возвести в ранг августа своего друга Лициния ( Lact. 29. 2; Eutrop. 10. 4. 1). Г. занимался широкой строительной деятельностью, выстроил в Фессалонике триумфальную арку, дворец и мавзолей, готовился отпраздновать 20-летие своего правления и передать власть незаконнорожденному сыну Кандидиану, но в 311 г. был сражен страшной болезнью ( Euseb. Hist. eccl. VIII 16. 3).

http://pravenc.ru/text/161521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПРЕОЛ [лат. Capreolus] (V в.), еп. Карфагенский (427/30-437). Сохранились 3 послания К. (одно - фрагментарно), посвященные Эфесскому Вселенскому III Собору (431). Первое послание адресовано участникам III Вселенского Собора, оно зачитывалось на его заседаниях и было включено в соборные акты (PL. 53. Col. 847-849). Язык оригинала, вероятно, латинский, однако имеющийся в 2 вариантах лат. текст в составе соборных Деяний (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 64-65; T. 1. Vol. 3. P. 81-82; T. 1. Vol. 1. (2). P. 52-54 (ДВС. Т. 1. С. 258-259)) является переводом с греческого. Карфагенский богослов Ферранд Фульгенций (VI в.) сохранил фрагмент послания К. имп. Феодосию II (PL. 78. Col. 925). Судя по этому фрагменту, приглашение императора прибыть на Собор, направленное африкан. епископам, адресовалось и блж. Августину Аврелию, еп. Гиппонскому, к-рый скончался незадолго до проведения Собора; о кончине блж. Августина в 430 г. К. и извещает имп. Феодосия. Третье послание К. адресовано испанским епископам Виталию и Тонантию (Констанцию), в нем содержатся объяснения решений III Вселенского Собора (De una Christi veri Dei et homini persona, contra recens damnatam haeresim Nestorii//PL. 53. Col. 849-858; ACO. T. 1. Vol. 3. (3). P. VI-X). Епископское правление К. пришлось на период захвата Сев. Африки вандалами (429-439), однако в его время Карфаген еще оставался под контролем рим. администрации. Тем не менее из-за внешних осложнений К. не смог лично прибыть на Вселенский Собор или отправить представительную делегацию. Судя по фрагменту послания К. имп. Феодосию, на Соборе Африканскую Церковь представлял карфагенский диак. Весула, к-рый и передал послание К., именующемуся в Деяниях Собора «достопочтеннейшим митрополитом и епископом Карфагена». Послание содержит обращение к участникам Собора с просьбой вынести решение относительно учения Нестория и его соответствия истине кафолической веры. Послание снискало одобрение свт. Кирилла , еп. Александрийского, и др. иерархов и было зачитано на Соборе ( Vincentius Lerinensis. Commonitorium secundum. 31//PL. 50. Col. 682). В послании К. просил также не пересматривать вопрос об осуждении пелагианства , однако эта второстепенная для Собора тема все же была затронута, в результате чего осуждение было подтверждено, что соответствовало позиции африкан. епископов.

http://pravenc.ru/text/1470357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 24 дек. 361). Родом из Каппадокии. Служил чиновником в К-поле, затем принял монашество. При покровительстве имп. Констанция II ок. 345 г. Г. К. был рукоположен епископами-арианами вместо Григория Каппадокийца (338-345). На Соборе в Антиохии (до 350) возвращение свт. Афанасия в Александрию в 346 г. было объявлено незаконным, а единственным каноничным предстоятелем Александрии признавался Г. К. ( Sozom. Hist. eccl. III 7; IV 8; Socr. Schol. Hist. eccl. II 14, 28). В февр. 356 г. под угрозой насилия со стороны военных свт. Афанасий был вынужден скрыться в безопасное место. 24 февр. 357 г. Г. К. прибыл в Александрию в сопровождении военного отряда под командованием комита Себастиана. Он сразу же столкнулся с оппозицией в лице паствы свт. Афанасия, остававшейся верной своему архипастырю. Г. К. начал репрессии против своих противников, пытался завоевать авторитет, демонстрируя ревность в борьбе с язычеством. Пользуясь особым положением, он не гнушался финансовыми злоупотреблениями, спекулируя на торговле егип. товарами, введя монополию на похоронные процессии и занимаясь проч. махинациями ( Epiph. Adv. haer. 67. 1). Среди действий Г. К., вызывавших недовольство александрийцев, было изгнание из города популярного врача Ксенона Кипрского. Своим ближайшим советником Г. К. сделал арианина Аэтия , ставшего активным соучастником его афер ( Theodoret. Hist. eccl. II 23). 29 авг. 358 г. возмущение александрийцев деятельностью епископа вылилось в мятеж. Толпа ворвалась в ц. св. Дионисия, где служил Г. К., но ему удалось спастись от расправы. 2 окт. Г. К. покинул Александрию и в течение 3 лет жил в Антиохии. В нояб. 361 г. скончался имп. Констанций II, покровитель Г. К., а пришедший к власти Юлиан Отступник амнистировал всех епископов, в т. ч. свт. Афанасия Великого. Боясь потерять кафедру, Г. К. решил вернуться в Александрию (24 нояб. 361). В стремлении заслужить славу борца с язычеством он распорядился переоборудовать в христ. церковь здание храма Митры, подаренное Констанцием Александрийской Церкви. 24 дек. 361 г. в городе была устроена торжественная процессия с демонстрацией раскопанных при строительстве черепов и осмеянием языческих обрядов. Многочисленные приверженцы бога Митры подняли мятеж, и большое число христиан было убито, а Г. К. вытащили из церкви и после пыток сожгли, привязав к верблюду. Гибель епископа вызвала гнев имп. Юлиана, он обвинил александрийцев в грубом попрании законов, хотя и признавал, что Г. К. заслужил наказание ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 2-3; Sozom. Hist. eccl. V 7). Ариане считали, что в беспорядках виновны сторонники свт. Афанасия, и избрали на место Г. К. некоего Лукия. Свт. Афанасий Великий торжественно возвратился в Александрию (21 февр. 362).

http://pravenc.ru/text/164367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Романова (1824-1880), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МАРФА (в миру Романова Ксения Иоанновна; † 26.01.1631), царица-инокиня, мать царя Михаила Феодоровича - см. в ст.Михаил Феодорович МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич (род. 14.09.1965), российский гос. деятель, Президент Российской Федерации в 2008-2012 гг. МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МИНИН Кузьма (Козьма Минич; † 1616), инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611-1612 гг., соратник кн. Д. М. Пожарского МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176)

http://pravenc.ru/rubrics/123030_9.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010