19. Чудесные явления креста на небе I. Явление знамения креста Христова Неанию, впоследствии св. великомуч. Прокопию. Неаний состоял на службе у Римского императора Диоклитиана, известнаго жестокого гонителя христиан. Диоклитиан, сделав его воеводою, послал с отрядом войска в Александрию, приказав ему преследовать, мучить и убивать там христиан, а имения их отбирать в царскую казну. На пути близ Агамии Сирской, в третьем часу ночи сделалось вдруг землетрясение, блистание молний и страшный гром, так что от страха сделались все, как бы мертвыми. А сам воевода услышал голос, говорящий ему: «Неаний, куда ты идешь и на кого восстаешь?» Он же в страхе отвечал, говоря: «Послан я царем в Александрию убивать всех верующих в Распятого». И снова сказал ему голос: «О Неаний, и ты ли идешь на Меня?» Неаний сказал: «Кто Ты, Господи, ибо я не могу узнать Тебя?» Когда он произнес это, явился на воздухе пресветлый крест, как бы кристальный, и от этого креста был слышан голос, говорящий: «Я – Иисус, распятый, Сын Божий». Неаний в трепете сказал: «Если Ты воистину Сын Божий, то как могли жиды наругаться над Тобою, распять и умертвить тебя?» И сказал ему голос от креста: «Ради рода человеческого я подъял сие добровольно, дабы избавить грешников от власти диавола, взыскать погибших и оживотворить мертвых, и если бы Я не был Сын Божий, то как бы мог быть живым по смерти и говорить с тобою?» С сими словами крест взошел на небо, и тотчас был голос с высоты: «Сим знамением, которое видели, побеждай врагов, и мир Мой будет с тобою». Таким образом Неаний, как некогда Савл, на пути из гонителя христиан соделан был орудием прославления имени Христова («Чет.-Мин.» 8 июля). II. Явление на небе креста в Иерусалиме. При архиепископе иерусалимском Кирилле, в 351 году, 7 мая, пред праздником пятидесятницы, в обличение заблуждающихся и неверных и ради утверждения верующих произошло явление в Иерусалиме на небе честного креста Господня. Вот как говорит об этом, как очевидец, святой Кирилл в письме к императору Констанцию (337–361): «7 мая, около третьего часа дня (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Слово сие, по мнению Тиллемонта, не принадлежит к числу тех поучений Астерия, которыя он произносил в церкви пред народом, потому что признаков сего не видно в нем. Оно, вероятно, есть только опыт упражнений его в словесности, и написано им прежде, нежели он поставлен был на степень епископа, потому что не вероятно, говорит Тиллемонт, чтобы при трудных обязанностях епископскаго звания, он занимался еще чтением Демосфеновой речи против Есхина, и притом так долго, что от сего чтения ослабело его внимание, как сам он говорит о семь в начале настоящаго слова (Tillem. Memoires eccles. Tom. 10. Par. 2. S. Astere). Хотя замечание Тиллемонта и заслуживает вероятие тем более, что Астерий из повествования своего о иконе Евфимии не извлекает никаких нравственных наставлений для слушателей своих и кроме Демосфена и Есхина упоминает еще о древнем греческом живописце Евфраноре и о баснословной Медее, о которых говорить епископу в церкви пред народом было бы не совершенно прилично: впрочем не смотря на сие слово его достойно особеннаго внимания потому, что оно было в великом уважении в древней Церкви , и два раза читано было на седьмом вселенском Соборе в подтверждение иконопочитания. Сверх сего оно есть достоверный акт о мученичестве св. Евфимии. Из древних Церковных писателей с похвалою упоминают о нем Фотий (Biblioth. cod. 271) и Никифор (Combefis. notae in Aster. p. 277). Св. Евфимия претерпела мученичество в отечественном городе своем Халкидоне в Вифинии в 307 году по Р. Хр. во время гонения, воздвигнутаго против христиан Императором Диоклитианом (Niceph. Hist. Eccl. L. 15. c. 3. et 5). По свидетельству Астерия, она осуждена была на сожжение, но по свидетельству Никифора — на съедение зверям. Метафраст говорит, что она вышла из огня невредимою, и скончалась от угрызения медведицы. Память св. Евфимии совершается в Церкви 16 сентября. В Халкидоне во имя ея построен был великолепный храм, при котором в особенном мраморном приделе находились и мощи ея в серебряной раке (Niceph. ibid.), и икона, о которой говорит Астерий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2753...

25-е Св. священномученика Климента, папы (епископа) Римского Климент, язычник по происхождению, был обращен к вере во Христа св. Апостолом Петром, после чего был ревностным сотрудником Апостолов в распространении Евангелия, потому и называется мужем Апостольским и причислен к собору 70-ти Апостолов. По свидетельству предания, епископом Римским был он назначен самим Апостолом Петром и управляли, Римскою Церковию от 92 по 101 г., деятельно заботясь вместе с тем и о состоянии других церквей. Это видно и из сочинений Климента, которые доставили ему славу церковного писателя, глубоко-почитаемого Вселенскою Церковию. – Ревность святителя к обращению народа вообще и в особенности успешное обращение им ко Христу знатнейших граждан города Рима возбудили против него негодование императора Траяна, который сослал его в Херсон Таврический, на работы на каменоломнях нынешнего Инкермана. Прибыв сюда, Климент нашел здесь уже много христиан, сосланных за веру в тяжкие работы; он утешал их и утверждал в вере словом своим, и чудесами обратил многих язычников ко Христу. За это принял мученическую кончину, быв утоплен в море. Мощи св. Климента были впоследствии чудесным образом обретены святыми братьями Кириллом и Мефодием, когда они проходили через Херсон, во время их путешествия на проповедь слова Божиего Хазарам, и перенесены в Рим, в дар папе Адриану. Часть же мощей св. еп. Климента, вместе с мощами ученика его Фивы, перенесена была в Киев св. Владимиром после его крещения в Херсонесе я сохранялась там в Десятинной церкви до нашествия Татар; где же пребывает в настоящее время, о том не известно. Память св. Климента свято почиталась в России и в честь его основано было несколько храмов. Св. священномуч. Петра, архиеп. Александрийского Петр, бывший начальником Александрийской школы, вступил в управление Александрийскою Церковию по кончине учителя своего, архиепископа Феоны – в 300 г. В разгаре гонения на христиан от Диоклитиана, разразившегося с особенною силою в Египте, Петр удалился на время из Александрии и ревностно утверждал и укреплял на подвиг не только свою паству, но и всех верных во всем Египте. Множество из них, по его увещанию, не отступили перед мученическим подвигом, но были и такие, которые, убоясь мучений, отрекались от веры во Христа... Таковых с любовию побуждал к раскаянию святитель и принимал раскаявшихся в общение с Церковию, между тем как Ликопольский епископ Мелетий с жестокосердием отвергал всех падших. По этому поводу последовало разногласие между Петром и Мелетием, и Петр, не успев его убедить, произнес на него осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7-е Св. муч. Иерона и дружины его – св. тридцати двух мучеников: Исихия, Никандра, Афанасия, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Феодула, Евгения, Епифания, Феодота, Аникиты, Илариона, и проч. Иерон, сын христианки, уроженец г. Тианы в Каппадокии, достигнув совершеннолетия, был потребован на службу; ему предстояло поступить в числе способнейших юношей в дополнительный отряд того войска, которое предназначалось между прочим для действий против христиан, значительно распространенных в Армении и Каппадокии в царствование Диоклитиана, и которые упорно противились повелению императора – чтить богов и соблюдать языческие постановления. Не пожелал христианин служит с язычниками, не мог он также решиться оставить свою слепую и престарелую мать, и потому, воспротивясь посланным за ним воинам, которые хотели взять его насильно, Иерон с дружиною своею скрылся в пещере, где и продолжал успешно сопротивляться, когда воины снова приступали к пещере, с тем чтобы его захватить. Он однакоже уступил настояниям друга своего Кириака, посланного к нему местным правителем с поручением убедить его пойти в войско. Дойдя с воинами до г. Мелитины, Иерон был заключен в темницу вместе с другими тридцатью двумя христианами. Спокойно приняв свою участь, он и в других возбуждал и поддерживал бодрость для предстоящего подвига. – Поэтому, когда Иерон и дружина его были призваны к допросу, то с непоколебимою твердостию исповедали имя Христово и никакими угрозами, никакими лестными обещаниями нельзя было их заставить отречься от Христа. Тогда все они были приговорены к смертной казни. Прежде совершения ее над ними все они были подвергнуты истязаниям; у Иерона, как более всех виновного в сопротивлении воинам, была отсечена правая рука. После истязаний протомились мученики еще несколько дней в темнице; затем, снова вызванные на суд и снова отказавшиеся отречься от Христа – все они были обезглавлены в 298 г. Тела их тайно были взяты и погребены христианами. Они были обретены нетленными (как свидетельствует Прокопий), когда строился храм св. Ирины, по приказанию Иустиниана 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I. Воспоминаемая в нынеший день св. мученица Пелагия жила в III в. по Р. X. Жила она в городе Тарсе, в малоазийской области, в богатой и знатной семье. Будучи язычницею, она однако же имела доброе и отзывчивое сердце. В то время продолжалось страшное Диоклитианово гонение на христиан. Пелагия слышала о том, как мучили христиан, распрашивала, за какую вину их мучили, слыхала о заключенных в темницу христианах, слыхала и о почетном представителе тарсийских христиан, об их епископе Клиноне, и ее сердце почему-то располагалось к христианам и в особенности располагалось к их представителю – епископу; она всею душою хотела видеть его. И как она была рада, когда однажды увидела во сне благолепного старца, который, по ее описанию, и был никто другой, как епископ Клинон, скрывавшийся в то время от преследования гонителей. Еще более она обрадовалась, когда однажды случайно в пути встретилась с самим старцем, на которого указали ей ее спутники. «Приветствую тебя, служитель Христов», сказала Пелагия Клинону, низко поклонившись ему. «Буди мир Христа моего с тобою, юная дева», отвечал Клинон. «Прости нескромному моему вопросу: ты ли Клинон, епископ христианский?» – «Я Клинон, пастырь словесных овец Христовых», отвечал тот. «Да, это ты, ты», продолжала юная дева, как бы припоминая что то бывшее с нею. «Благословен Бог, показавший мне тебя в сонном видении и пославший для спасении души моей. Скажи мне, чему ты учишь тех, которые хотят получить жизнь вечную?» Добрый пастырь рассказал ей, как христиане спасаются. «Крестись, дочь моя, и ты будешь спасена», заключил святитель слова своего наставления. Слова христианского пастыря так подействовали на добрую душу девы, что она сейчас же попросила крещения. С того времени она всею душею предалась христианству, отказалась и от богатого наследства, которое имело остаться ей после ее матери вдовы, и от блестящего замужества с знатным юношею, усыновленным императором Диоклитианом, все, все презрела юная девственница и умерла мученицею за имя Христово, будучи укреплена на подвиг мученический тем же старцем Клиноном, которому предана была всею душею с самой первой встречи с ним до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В нищенской одежде святая тайно посещала узников. 4 января. ПРАВМИР. Церковь празднует память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Святая великомученица Анастасия Узорешительница пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури. Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах. Стало известно, что Анастасия — христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Во время гонений святой Ириней продолжал проповедо­вать веру Христову и утверждать в ней многих новообращенных  8 апреля. ПРАВМИР. Священномученик Ириней Сремский (или Сирмийский) был епископом в Паннонии (провинция Римской империи) в городе Среме (ныне город Сремска-Митровица, Югославия). Он пользовался глубо­ким уважением паствы за свое благо­честие и весьма строгий образ жизни. Во время гонений на христиан, воздвигнутых при императорах Диоклитиане и Максимиане (284—305), святой Ириней продолжал проповедо­вать веру Христову и утверждать в ней многих новообращенных. За это он был схвачен и приведен к правите­лю Срема Пробу. Святой Ириней от­казался отречься от христианства и принести жертву языческим идолам. Тогда святого предали на мучения. Несмотря на уговоры родных и дру­зей, бывших очевидцами его пыток, святой Ириней отказался поступить­ся верой и был непреклонен в испове­дании Христа Спасителя. Правитель Проб пытался сломить волю мучени­ка, бросив его в темницу и уговаривая пощадить свою жизнь ради сыно­вей. На это святой Ириней отвечал: «Сыновья мои веруют в Бога, Который позаботится о них, меня же ничто не   заставит отречься от Христа». По приказу Проба святого приве­ли на мост Артемиды через реку Саву, чтобы утопить. Святой муче­ник спокойно снял с себя одежду, стал на колени и, воздев руки к небу, обратился к Господу с молитвой о своей пастве, чтобы Христос сохранил ее от опасностей и зла, от видимых и невидимых противников и утвердил в святой вере. По оконча­нии молитвы священномученик Ири­ней был обезглавлен и брошен в реку Саву. Это произошло 26 марта 304 года. Память святому Иринею в раз­личных месяцесловах указывается по-разному: 26 или 27 марта. В настоящем издании мы даем ее под 27 марта, так как под этим числом помещена Служба святому Иринею, изданная в Белграде в 1972 году (составлена протоиереем Мирко Р. Павловичем). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Великомученицы Анастасии Узорешительницы Житие Великомученицы Анастасии Узорешительницы Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Анастасии Узорешительницы День памяти 22 дек./4 янв. Текст читает: Заслуженная Арт. Л.В. Титова Житие Великомученицы Анастасии Узорешительницы Святая великомученица Анастасия Узорешительница († ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284–305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста – тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону († ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению Закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, – умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. 24 февраля. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Власия, епископа Севастийского Священномученик Власий, епископ Севастийский, известен своей праведной, благочестивой жизнью. Он был единодушно избран жителями и рукоположен во епископа города Севастии. Было это в царствование римских императоров Диоклитиана (284–305) и Ликиния (307–324) – жестоких гонителей христиан. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников. Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан. Слуги донесли господину, что на горе скрываются христиане, и он повелел схватить их. Однако посланные нашли лишь севастийского епископа. Прославляя Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами. По пути святой исцелял больных и совершал чудеса. Так, бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние – поросенка. Епископ улыбнулся и сказал ей: «Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен…» И, действительно, ко всеобщему изумлению, волк прибежал обратно и принес добычу невредимой. Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу. На другой день святого опять подвергли мучениям. Когда же его вели обратно в темницу, семь женщин шли сзади и собирали капли крови. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение – в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Пятнадцатый день. Поуч. 2-е. Св. мучен. Агапий и другие (8) Кесарийские. (Не фанатизм, но ревность по вере заставляла св. мучеников идти на страдания за Христа). I. В Риме и других больших городах римской империи, часто давались кровавыя зрелища, на которых происходил бой людей со зверями, и народ очень любил такие зрелища. Жертвою их нередко делались и христиане, выводимые на растерзание диким животным. Святые мученики, память которых празднует в нынешний день святая церковь , пострадали во время одного из таких кровавых боев, при следующих обстоятельствах. В царствование римского императора Диоклитиана, в III веке, в Кесарии палестинской происходило однажды празднество в честь языческих богов, при большом стечении народа из окрестностей. В числе жертв на звериной травле должно было явиться много христиан, и все они были растерзаны. Находившиеся в числе зрителей христиане: Пуплий, Тимолай, Ромил, Дионисий и два Александра, не могли равнодушно смотреть, как лилась кровь невинных страдальцев. Они сами связали себе руки в знак того, что желают пострадать за Христа, предстали пред правителем города и безбоязненно исповедали себя христианами. Правитель, видя молодость их и жалея ее, сначала кротко уговаривал святых исповедников отречься от этого признания и поклониться идолам. Когда же все увещания оказались напрасными, он приказал заключить христиан в темницу, где они томились долго и наконец после многих истязаний были лишены жизни чрез обезглавление. С ними разделил подвиг мученичества Агапий, приведенный из Газы, и его слуга египтянин Дионисий. II. Слушатели! Преклонимся с благоговением пред сими страдальцами-мучениками, пред их твердостию и непреклонностию в исповедании имени Христова, пред их смертию, послужившею переходом к блаженной жизни с Господом, и будем просить их об утверждении нас в вере и терпении христианском. Но откуда св. мученики почерпали силу твердости и терпения? В чем заключалась причина их непреодолимого мужества в перенесении страданий? В ясном, сознательном и всецелом убеждении, что они страдают и умирают за истину, за Христа Спасителя, чтобы чрез смерть соединиться с Ним, быть с Ним по слову Его: где Я, там и слуга Мой будет ( Иоан. 14, 2 ). Эта твердая уверенность в непреложности обетования Господа, соединенная с пламенною любовию к Нему, и служила причиною непоколебимости мучеников в самых страшных мучениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010