Кто составляет сборище сатанинское? Из истории известно, с какою злобою восставали иудеи на христиан, обвиняя их во всех возможных преступлениях. Не имея в своих руках гражданской власти, они обращались к языческим правителям с разными доносами, клеветали на них, именуя их злодеями, бунтовщиками, врагами правительства. Такими коварными делами они служили диаволу, который искони есть клеветник, а потому справедливо могут назваться сборищем сатанинским. Господь объявляет Смирнской церкви, что скорбь и страдания ее будут продолжаться дней десять . В Священном Писании часто время, в которое дело начато и кончено, называется днем. Поэтому толкователи принимают десять дней за десять различных времен гонения на христиан. Действительно, главных гонений было десять: 1) при Нероне; 2) при Домициане; 3) при Траяне; 4) при Адриане; 5) при Марке Аврелии; 6) при Севере; 7) при Максимине; 8) при Деции; 9) при Валериане; 10) при Диоклитиане. Последствия смерти первой, происшедшей от падения Адама, разрушены Воскресением Христовым. Что такое вторая смерть? Ее приобретает тот, кто отвергает благодать Божию, открывшуюся всем людям во Христе, невзирая на испытанные всей тварью ужасные последствия вкушения запрещенных плодов. Ст. 12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Ст. 13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Время Пергамской Церкви – это время признания ее миром, в котором сатана утверждает свой престол, время перехода от открытых гонений к попытке использовать Церковь в государственных интересах империи, время Вселенских Соборов. Те догматические истины, которые выковывались и оттачивались в эту эпоху, образно именуются здесь мечом обоюдоострым. Кто есть верный свидетель Антипа? Известный апологет того времени Тертуллиан повествует, что в гонение, бывшее при императоре Домициане, один благочестивый христианин Антипа был брошен в раскаленного медного быка и сожжен за исповедание Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Объяснения православного: Напрасный и притворно-кощунственный страх! Сопоставляя 17-ю гл. Откровения с 12-й, мы узнаем, что св. Иоанн видел две жены. «Одна «жена“ (12 гл.) облечена была в солнце, под ногами ея была луна, а на голове венец из двенадцати звезд. Она родила младенца, которого хотел пожрать дракон с семью головами и десятью рогами, и убежала от дракона в пустыню, где приготовлено было для нея место от Бога“ ( Откр. 12: 1–6 ); после чего из-за этой жены произошла на небе великая война между архангелом Михаилом и ангелами его с драконом, то есть сатаною и его ангелами, которые были побеждены и извержены на землю (ст. 7–9). А другую жену видел св. Иоанн, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами, то есть, сидящую на том же самом звере, или диаволе, который преследовал первую жену, защищаемую архангелом Михаилом. Эта вторая жена «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея» (гл. 17: 3–4); она -то и была «мать блудницам и мерзостям земным“ (ст. 5); она то и была «упоена кровию святых и Кровию свидетелей Иисусовых“, т. е. кровию христиан. По объяснению святых отцов Церкви, под первою женою должно разуметь Церковь Христову, а под второю – столицу языческого государства – Рим, построенный на семи холмах (семь голов), владычествовавший десятью царствами (десять рогов), предавшийся роскоши (багряница и драгоценные камни) и распутству (мать блудницам) и упивавшийся кровию христиан в течении почти трехсот лет, начиная от императора Домициана и кончая Диоклитианом, пока не явился защитник Церкви – император Константин Великий , ведший упорную войну с языческими императорами, победивший их и объявивший в 315 году веру христианскую господствующею. Что под женою блудницею разумеется не Церковь Православная, а под чашей, наполненной мерзостями, не св. Причастие ее, как, не боясь Бога, дерзко и кощунственно говорят сектанты, это видно из последнего стиха 17-й главы Откровения, где ясно объяснено, кто – эта вторая жена с чашею, наполненною мерзостями: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями“ (17 гл. ст. 18). Таким великим городом и был древний Рим, владычествовавший почти над целым миром, о чем кощунствующие сектанты могли бы узнать из истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Среди этих преследований, ученики Его должны утешаться и ободряться тем, что они будут иметь всемогущую помощь в Святом Духе, которого Господь пошлет им: когда же придет Утешитель, которого Я пошлю: вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать, о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною ( Ин.15:17–26 ). Таково содержание ныне читанного евангелия. 2. Житие св. великомученика Георгия Победоносца Святой Георгий жил в начале IV-ro столетия, при римском императоре Диоклитиане. Он родился в Каппадокии и был еще отроком, когда отец его пострадал и умер за имя Христово. Мать его, по смерти мужа, поселилась в Палестине, где у нее было большое имение, а молодой Георгий поступил на службу в царское войско. Начальники скоро заметили его и полюбили за красоту и мужество, так что 20-ти лет Георгий имел уже чин военного трибуна. Около этого времени умерла мать его. Занимая важную должность в царском войске, Георгий сделался одним из приближенных к царю людей. Диоклитиан не знал, какую веру исповедует Георгий. В это время изданы были самые строгие указы против христиан: велено сжигать их книги, разрушать их церкви и самих их отдавать на мучение. Узнав о всем этом, Георгий стал готовиться к смерти. Он роздал друзьям деньги и дорогие вещи, какие у него были, отпустил на волю рабов своих и завещал бедным поместья и все остальное имущество свое. Устроив таким образом все житейские дела свои, мужественный юноша отложил всякий человеческий страх и явился в совет царский, собранный в городе Никомидии, где тогда решалась участь христиан. Прибыв туда, он громко сказал: «долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела под предлогом закона? Долго ли будете преследовать людей невинных и добродетельных, которые никого не обижают, а напротив, подают пример благочестивой жизни? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Иисус Христос есть истинный Бог. Познайте истину, или, по крайней мере, перестаньте смущать своим безумием тех, которые уразумели ее!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

мучеников. По прошествии пятнадцати дней, Диоклитиан, узнав о переходе Клавдия с семейством и его брата Максима комита в христианство, сильно опечалился; потом сказал своей жене-царице Сирене, как он хотел женить своего сына на Сосанне. Царица Сирена была тайною христианкою; поэтому, услышав о поступке Сосанны и Гавиния, в душе благодарила Бога, царю же отвечала: «делай, как велит тебе Бог». Царь не обратил внимания на ее слова и, призвав к себе военачальника Юлия, закоренелого язычника и жестокого по характеру, рассказал ему об обращении своих родственников в христианство. Юлий отвечал так как внушила ему жестокая его душа и долг солдата: «все, презирающие царские повеления, хотя бы он были и несправедливы, подвергаются смертной казни; это же твое повеление было правильно, а так как они нарушили его, то достойны смерти». Согласный с его мнением, император велел дослать воинов и взять всех, кроме епископа Гаия. Св. пресвитер Гавиний и дочь его Сосанна были взяты под стражу, а св. Максим и Клавдий с семейством были сосланы в изгнание, а потом сожжены в городе Остии, и тела их брошены в море. Через пятьдесят пять дней Диоклитиан приказал своей жене-царице, взять Сосанну во дворец и уговорить ее вступить в брак. Сосанна, находясь в темнице, когда увидела, что за нею идут, вздохнула и сказала: «Господи, не оставь рабы Твоей!» Когда ее привели во дворец, то царица Сирена, увидев Сосанну, поклонилась ей, так как почитала в ней благодать Христову и ее целомудренное девство. В свою очередь и св. Сосанна упала пред царицею на землю; но царица, поднимая ее, сказала: «радуется о тебе Христос Спаситель наш!» Услышав из уст царицы имя Христово, Сосанна с радостью благодарила Господа. С этой минуты царица и Сосанна находились постоянно вместе и усердно молились Господу. Между тем Диоклитиан со дня на день ждал согласия девицы на брак; наконец, наскучив ожиданием, послал к царице спросить: успела-ли она убедить Сосанну ко вступлению в брак с Максимианом? Но царица отвечала: «напрасен труд там, где дело невозможно; я не вижу в ней никакого намерения вступить в брак с твоим сыном, и не думаю, чтобы кто-либо каким-нибудь способом мог принудить ее к этому!» Диоклитиан сильно разгневался и дал позволение своему сыну Максимиану обесчестить Сосанну, но только не во дворце царском, а в доме отца ее, Гавиния.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—282— областей Египта. То же сравнительное процветание его, какое наблюдается в письме Псеносириса, должно падать не ранее, как на первые годы IV-ro века. С этим выводом совпадают и палеографические наблюдения; все учёные, имевшие случай так или иначе коснуться документа, датировали его приблизительно эпохой Диоклитиана. Так Гренфель и Хунт ещё в первом издании отнесли его к последним годам 3-го столетия т. е. ко времени царствования Диоклитиана, и это суждение тем важнее, что они и не подозревали о христианском происхождение его. Также высказались о нём Вилькен и Кейон 1871 . Исторические сведения, дошедшие до нашего времени о гонении на христиан при Диоклитиане и его соправителях, показывают, что на ряду с представителями мужского пола преследованиям за веру подвергались женщины и даже дети. Случай, передаваемый Евсевием 1872 об изгнании одной христианской дамы Максимином, по конфискации её имущества, конечно, не был единственным в этом роде. Фрагмент мартириума мученицы Феоное рассказывает, что при Диоклитиане наместник Александрии Кулькиан издал императорский эдикт, повелевавший мужей, отказавшихся воздать честь богам, карать смертью, а жён и детей, по конфискации оставшегося после мужа имущества, отправлять в отдалённые области 1873 . Из Евсевиева повествования о Палестинских мучениках видно, что ссылка в рудокопни и каменоломни была одним из самых обычных наказаний для непокорных христиан в это гонение. Судя по обычным порядкам римского уголовного права, таким наказаниям должны были подвергаться лица по преимуществу низшего сословия, соответствующим же штрафом в применении к лицам высшего ранга служила ссылка в отдалённые местности. На основании изложенных сейчас разъяснений дело нужно представлять себе следующим образом. В гонение Диоклитиана или его преемника Максимина высшим —283— правительственным лицом Египта была привлечена к допросу женщина Политика, принадлежавшая к свободному классу и обладавшая более или менее достаточным состоянием. На основании императорского эдикта она должна была отречься от Христа или воскурить фимиам перед статуей императора и принести жертву богам. Политика оказалась твёрдой в вере и, как государственная преступница, наказана была лишением имущества и ссылкой в Оазис. Её дальнейшая судьба, насколько она известна из письма Псеносириса, изложено уже выше.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Во имя Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе: выйди из сей девицы. Бес же отвечал ее устами: — Если ты желаешь, чтобы я вышел из нее, то укажи мне другое обиталище, в которое я мог бы войти. — Вот тебе мое тело, — отвечал святой Кириак; — если можешь, войди в него! — В твое тело я не могу войти, — продолжал бес, — ибо оно отовсюду затворено и запечатано. Тогда святой Кириак сказал ему: — Во имя Господа нашего Иисуса Христа распятого выйди из сей девицы, дабы она была чистым сосудом для служения Святому Духу. Дух нечистый закричал тогда, говоря: — О, Кириак! Если ты отсюда изгонишь меня, то я устрою так, что ты будешь послан в Персию [ 15 ]. С сими словами нечистый дух вышел. Девица же Артемия, освободившись от бесовского мучительства, сказала святому: — Заклинаю тебя Богом, Которого ты исповедуешь: крести меня, ибо я вижу вдалеке Господа, Которого ты проповедуешь. Здесь стояла и мать Артемии императрица Сирена, которая радовалась сугубою радостью: и по случаю исцеления своей дочери, и по причине явления силы Христовой (ибо она была тайной христианкой). Приготовив воду, на другой день крестили девицу Артемию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, тайно от царя Диоклитиана. С того времени святой Кириак приобрел благоволение императора Диоклитиана, который даровал ему и его друзьям, Смарагду и Ларгию, свободу и подарил ему близ своих терм дом в Риме, обещав ему спокойную жизнь. Между тем императрица Сирена поучала дочь свою всем сердцем любить Христа и неизменно исполнять закон Его. Спустя немного времени к Диоклитиану пришло послание от персидского царя; в этом послании персидский царь просил Диоклитиана отправить к нему диакона Кириака, ибо дочь его бесновалась, причем бес взывал ее устами, говоря: — Никто не может изгнать меня кроме римского диакона Кириака. Тогда император сказал своей супруге, императрице Сирене, чтобы она позвала к себе Кириака и упросила его отправиться в Персию к бесновавшейся царевне. Когда святой Кириак был призван к императрице и узнал о послании из Персии, то сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Дайте же им избегнуть этих мук, и пусть пример их научит и вас; пусть приготовят они и вам обители в райских селениях, где сияет вечный день, где свет незаходимый и радость бесконечная, где нет ни слез, ни вздохов, ни печали, где ангелы вечно славословят Царя небесного». Потом, обращаясь к Марку и Маркеллину, он говорить: „помните слово Спасителя: враги человеку домашние его. Те не друзья ваши, которые желают отлучить вас от Христа. Не выпускайте из рук награды вашей, ибо вы стоите уже у дверей небесного чертога, уже сплетается для вас венец, уже ожидает вас Христос. Вспомните слова Христовы: иже любит отца или матерь, сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Матф. X:36 – 37). Не будьте так малодушны, чтобы, начавши духом, кончить плотию. О, да сподобит и меня Господь положить жизнь свою за имя Его“.    Так одушевленно говорил Севастиан, Когда он говорил, то лице его, озарилось небесным сиянием и некоторые видели ангелов, облекавших Севастиана в блестящее одеяние, и слышен был голос с неба, говоривший: ты всегда со Мною будешь. Жена Никострата Зоя была шесть лет без языка. Севастиан помолился, перекрестил ей уста, и она стала говорить. Марк и Маркеллин утвердились в вере. Подобное было и со всеми присутствовавшими тут. Все они, пораженные этим чудом и убежденные словом Севастиана, уверовали во Христа и крестились. Скоро все они и пострадали за имя Христово.    Дошла очередь и до Севастиана. Диоклитиан, узнавши, что и он христианин, велел вывести его за город, привязать его к дереву, и стрелять в него из лука до тех пор, пока не умрет. Ночью одна христианка, по имени Ирина, пришла за телом мученика, но к удивлению своему она увидела, что Севастиан еще жив, отвязала его и привела к себе в дом, где чрез несколько дней он исцелился от ран своих. Приходившие к нему христиане уговаривали его скрыться. Но он, однажды помолившись, вышел и встал на открытом месте, где мог бы увидать его император. Диоклитиан взглянул на него, тотчас узнал и изумился, потому что почитал его умершим. „Господь избавил меня от смерти, говорил Севастиан, для того, чтобы я свидетельствовал пред вами, что вы несправедливо гоните христиан». Диоклитиан велел воинам взять Севастиана и его убили палицами, и тело бросили в яму. Но одной христианке Лукине явился мученик по сне и сказал, где тело его. Лукина взяла и похоронила его в одной из римских катакомб, т. е. в подземелье, где скрывались гонимые христиане, и где были погребаемы многие из них (Чет.-Мин. декабря 18 дня).    Св. мученик Севастиан своим учением и жизиию учит нас иметь крепкую веру в загробную жизнь – вечно блаженную для праведников и вечно мучительную для грешных и нераскаянных. Такую же веру имели все святые мученики за Христа.    Эта вера главным образом побуждала их к совершению спасительных подвигов самоотвержения и самоумерщвления, укрепляла и воодушевляла их при перенесении тяжких страданий за имя Христово, так что они с веселием и радостию полагали за Христа живот свой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

прологу он представлен игемону Агриану, а не Агриппину. Имя Агриана находится и в некоторых списках самых актов вместо Лукия. Посему Болландисты и за ними другие ученые признают, что это один и тот же святой, который воспоминается и 14 июня и 9 июля, но только сказания об нем разногласят, так что нельзя с точностию определить пострадал ли святой при Декии или при Максимиане. Узуард и другие писатели древних мартирологов относят страдание его к временам Декия. В слав. прологе св. Кирилл воспоминается еще 6 сентября; здесь сказание об нем пространнее, чем 14 июня, но в сущности сходно. Греческие минеи знают одного Кирилла 9 июля пострадавшего при Диоклитиане, Никодим знает одного Кирилла 14 июня пострадавшего при Диоклитиане. В примечании, на основании Дорофея иерусалимского, он говорить о другом Кирилле, пострадавшем от агарян в конце 8 века. Он был убит ими за то, что не отрекся от Христа и от него источалось целебное миро или кровь никогда неизменявшаяся. Ле-Кьен (Ог. chrism. II. 253) признает одного Кирилла и также не решает при Декии или при Диоклитиане он пострадал. Второй Кирилл и у него пострадал от сарацын.     Преподобномученики Патермуфий и Коприй. В Деяниях св. (Iul. II. 698) после исторического исследования помещены вполне мученические акты согласно с великою четьею минеею, которые в печатной слав. минее в сокращении. Издатели несправедливо отвергают достоверность сказаний о сих мучениках на том основании, что Юлиан не был жестоким гонителем и что он не был в Египте. Конечно нельзя сии сказания считать самыми актами судебными, но от этого далеко еще до отвержения достоверности самого события. Хотя Юлиан не был таким жестоким гонителем, как предшественники его языческие императоры, но что при нем были мученики по местам, это несомненно и в одних славянских прологах и минеях есть 26 случаев мучений в его правление (См. Вершинского стр. 318. 819), из коих многие признаются достоверными самыми издателями Деяний. Юлиан не был в Египте? Но с такою ли подробностию описана его жизнь, чтобы утверждать сие? Если согласиться, что Иулиан не был в Египте и что писатель ошибочно полагает мучение их в Египте; то следует ли отвергать их мучение? Взятые в Египте они могли быть представлены Иулиану в другой стране, точно также как у Евсевия между палестинскими мучениками есть многие египтяне и один с именем Патермуфия (кн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Диоклитиан был выдающийся император. Он многое сделал для внутренняго и внешняго благосостояния римской империи. Он, между прочим, пришел к мысли, что управлять таким обширным государством, как римское, особенно – когда ему со всех сторон угрожают враги, одному человеку нельзя, и что благо государственное может быть наилучше осуществлено через разделение высшей власти между несколькими лицами. И вот, он приглашает к себе в со-правители Максимиана Геркула для управления западной половиной империи с титулом августа, а затем Констанция Хлора в помощники Геркулу и Галерия в помощники себе – обоих с титулом цезарей. Так появилось в империи четверовластие. Будучи религиозным человеком и всемерно заботясь о поднятии веры в богов среди своих подданных, Диоклитиан рано или поздно должен был столкнуться с христианством, подрывавшем языческую религию в корне. Но замечательно, что это случилось уже почти на двадцатом году его царствования. В течение девятнадцати лет (284–303) он не только не преследовал христиан, но относился к ним даже благосклонно. При его дворе было много христиан, и некоторые из них занимали такия ответственныя должности, как должность казначея, кармергера и др. Очевидно, император хотел сначала благоустроить государство во всех других отношениях, а затем уже приняться за разрешение векового религиозного спора между язычеством и христианством. Это случилось в 303 году. Не без внушения своего соправителя, яраго язычника Галерия, имевшаго сильное влияние при дворе, Диоклитиан в течение одного года издал один за другим целых четыре указа (эдикта) против христиан. Последний указ предписывал, чтобы все во всех странах и в каждом городе совершали всенародно жертвы и возлияния идолам. В силу этого распоряжения началось всеобщее гонение, по своей жестокости не имеющее себе равнаго в прошлом. Вот, как разсказывает очевидец гонения, историк Евсевий, о страшных мучениях христиан в это гонение. «То секирою умерщвляли их, как было с аравийцами; то сокрушали им голени, как случилось с каппадокийскими; то вешали их за ноги, вниз головою, и разводя под ними медленный огонь, удушали их дымом от горевших дров, что постигло месопотамских; то отрубали им носы, уши и руки, а остальныя части тела уродовали, как это было в Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Vel...

Тогда диавол немедленно вышел из отроковицы и, убегая, оглашал воздух воплями, говоря: — О как страшно для меня имя Того, Кто изгоняет меня! С того времени отроковица стала здоровой. Ей было имя Иовия. Она уверовала во Христа и приняла святое крещение. Уверовали во Христа и крестились многие из царского дома, всего около четырех сот человек. Царь персидский предложил многие дары святому Кириаку. Но он ничего не взял, довольствуясь лишь одним хлебом и водой. Пробывши в Персии сорок пять дней, он удалился оттуда, возвращаясь от персидского царя к римскому императору с благодарственным письмом, которое Диоклитиан почтительно принял. Императрица Сирена и дочь ее Артемия весьма радовались возвращению Кириака. Спустя немного времени после сего Диоклитиан отправился из Рима на Восток, а Максимиан Геркул в Медиолан где тот и другой оставили и свое императорское достоинство. Тогда (другой Максимиан), по прозванию Галерий, коего Диоклитиан усыновил себе, а потом выдал за него и дочь свою, — старшую сестру Артемии, Валерию, — пришел в Рим и стал преследовать и убивать христиан. Взяв вместе с прочими святого диакона Кириака, — ибо он гневался на него за Артемию, которую Кириак обратил в христианскую веру, — он посадил его вместе с его друзьями, Смарагдом и Ларгием, в темницу; при этом мучитель приказал водить за собою Кириака обнаженного и закованного в железные вериги по всем тем местам, куда он ни отправлялся. Это он делал для устрашения прочих христиан. Однажды, когда мучитель шел в какой-то город, его встретил святой папа Маркелл, который громко сказал ему: — Для чего ты убиваешь служителей Божиих, молящихся за твое царство! Тогда мучитель, разгневавшись, приказал бить святого палками без милосердия и определил его на должность надсмотрщика над животными. Итак святой папа Маркелл приставлен был к кормлению животных и сторожа наблюдали за тем, чтобы он неленостно исполнял свои обязанности. Святого же Кириака с его друзьями император передал своему наместнику Карпасию со словами:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010