I. Ныне прославляемый церковию святой великомученик Георгий победоносец жил в IV веке, в Каппадокии, был знатного рода, отличался воинскими доблестями и достиг высокого звания тысяченачальника. В его время царствовал Диоклитиан, который воздвиг страшнейшее из гонений на христиан. Так однажды, в ночь на праздник Рождества Христова, он сожег храм в Никомидии с 20000 христиан. Св. Георгий исповедывал веру Христову, и вот, один раз, когда Диоклитиан, с своими вельможами и сановниками производил безчеловечный и беззаконный суд над христианами, вошел в собрание Георгий и начал обличать царя в нечестии и жестокости. Все собрание было поражено поступком Георгия. Тогда Диоклитиан, скрыв свой гнев, начал ласково склонять его к отречению от Христа; но видя непреклонность мученика, приказал бросить его в темницу и потом жестоко мучить. «Скорее ты устанешь мучить меня, чем я терпеть мучения», говорил свят. мученик царю. Царь приказал мучить его нагого на особом колесе. Под колесо подложены были доски с гвоздями. К колесу привязали мученика и вращали его над этими досками. Гвозди, вонзаясь в тело страдальца, изрезали все его тело. Но Бог сохранил его жизнь. Ангел снял его с колеса. Увидя свят. мученика живым, император был изумлен, но не вразумился. Между тем, два претора: Анатолий и Протолеон, уверовали во Христа, за что тотчас же император приказал убить их мечом. Сама императрица, жена Диоклитиана, Александра, тоже уверовала во Христа. Свят. Георгия обули в разожженные железные сапоги с острыми внутри гвоздями, и ударами плетей и палок заставили бежать в темницу; но Господь исцелил свят. мученика. Тогда призван был волшебник Афанасий, чтобы он волшебством одолел мученика. Афанасий приготовил самое ядовитое питье, но и оно не подействовало на Георгия, так что Афанасий сам уверовал во Христа, и ему отсечена была голова. Наконец, император позвал Георгия в храм Аполлона, в надежде обратить его к идолопоклонству; но свят. мученик молитвою сокрушил идолов. Тогда приказано было отсечь ему голову. Так воин царя земного, св. Георгий, явил себя победоносным воином Царя небеснаго, отчего и получил название «Победоносца». Мощи его, согласно завещанию его самого, положены в Палестине, в Лидде, родине матери его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу 1 , и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мip при св. Константине Великом . Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, то есть 30 лет спустя после Диоклитианова и Максимианова правления. Замечаем кроме сего, что в западных «мученикословах» св. Николай почти всегда называется исповедником, а в восточных «месяцесловах» ему усвояется название преподобного (так что даже и Евангелие на литургии в день памяти его у нас положено читать преподобническое), исповедником же едва ли он у нас где-нибудь назван, хотя в житиях его иногда и встречается сказание о его страдании за веру при императоре Диоклитиане. Вообще же то, что относится к монашескому жительству святителя, нелегко вяжется с положением христианства в 3-м веке. Историческая эта запутанность в житии св. Николая чувствовалась давно учеными исследователями церковной истории. Соллерий, издавая  в 1745 г. Мученикослов Чэуардов, в примечании к 6-му декабря говорит, что он считает недостаточными сведения о св. Николае, и намекает на то, что время его следовало бы на целый век, или и более, отодвинуть от эпохи  последнего гонения на христианство , хотя и боится при этом, чтобы бежа от Сциллы не впасть в Харибду... В эту Харибду действительно и попал один безыменный  летописец  западный XII-ro или около того века, записавший в одном месте своей хроники (французских государей, от Дагоберта I до Пипина): «при том же Константине (Погонате) процветал блаженный Николай архиепископ, который после в Мирее при Юстиниане младшем императоре, в год воплощения Господня 673-й отошел ко Господу " … Посреди таких разноречий желанным для всех казалось отыскать древнейшее и полнейшее изложение жизни и деяний славного чудотворца. Знаменитые собиратели и издатели Деяний святых в 1716 г.,  на вопрос одного ученого о деяниях св. Николая, отвечали: «Деяний истинных и подлинных ищешь ты св. Николая? Но таковые есть ли где-нибудь, никто не знает. И о если бы когда-нибудь (если не пропали) вышли из каких-нибудь тайников на свет!» Сему самому ученому случай помог отыскать то, чего он хотел. По крайней мере, отыскав, он убедил себя (и не думаю, чтобы еще кого-нибудь), что нашел Acta primigenia великого святителя. Со слов его самого расскажем, как происходило дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Двадцать пятый день. Поучение 1-ое. Св. мученица Феврония. (Имеют ли право родители обрекать малолетних детей на служение Богу?) I. Воспоминаемая ныне церковью святая Феврония «на третьем году жизни была отдана в общину подвижниц», находившуюся в Месопотамии и основанную диакониссой Платонидой. Месопотамия в то время была одной из областей обширной римской империи. Когда Феврония достигла возраста, допускавшего воздержание, она стала по совету тетки, благочестивой Вриенны, которая тогда была настоятельницей обители, принимать пищу через день. Так как здоровье Февронии нисколько не пострадало от поста, то она вскоре усилила воздержание и употребляла самое малое количество хлеба и воды. К этому она присоединяла самую строгую жизнь, спала на узкой и короткой доске, ночью нередко вставала и читала священное Писание или молилась. Между тем в римской империи возникло гонение на христиан и для преследования их император Диоклитиан послал в Месопотамию своих сановников Лизимаха и Селения. Селений был человек жестокий и в ненависти к христианам не уступал самому императору; Лизимах, имевший в то время всего двадцать лет, был добр и кроток и еще в детстве слышал много хорошего о христианах от своей матери, которая, будучи сама христианкой, перед смертью завещала сыну покровительствовать христианам. Послав Лизимаха в Месопотамию, Диоклитиан не особенно доверял ему, подозревая его склонность к христианству, а потому дал ему в руководители Селения. Жители вскоре с ужасом услышали о жестоких действиях Селения в Месопотамии и Сирии, как он истреблял христиан мечом и отдавал их на растерзание диким зверям. Многие из христиан, между ними пресвитеры, отшельники и сам епископ, спаслись бегством при приближении Селения. Инокини монастыря Вриенны хотели последовать их примеру, но Вриенна убеждала их не терять мужества и принять смерть за Христа, Который также пострадал и умер за нас. Увещания настоятельницы подействовали только на двух инокинь, Февронию и престарелую Фомаиду, которые и остались в обители с настоятельницею, остальные инокини ушли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатый день. Свв. мученики Аникита и Фотий. (О спасительности мысли о Божием всемогуществе). I. Свв. ныне прославляемые в церковных песнопениях и чтениях мученики Аникита и Фотий вместе с многими другими христианами пострадали при императоре Диоклитиане, в IV веке, в Никомидии. Диоклитиан приказал поставить на городской площади орудия казней, чтобы устрашить христиан. Но вот в это время пришел к царю Аникита, муж знатный, и смело исповедал себя христианином, называя языческих идолов тварию, укоряя идолопоклонников и говоря при сем: «царь, не страшны нам приготовленные тобою для христиан казни и мучения. Мы ни во что вменяем их». Разгневанный царь приказал мучить Аникиту и затем бросить на съедение зверям. Но выпущенный на него страшный лев сделался так кроток, что ласкался к нему. Св. Аникита благодарил Бога и просил силы превозмочь мучителя. Молитва его была услышана. В это время вдруг сделалось сильное землетрясение, так что упало капище идола Геркулеса и часть городской стены, и от этого погибло много язычников. Тогда царь приказал отсечь мечом голову святому; но лишь палач занес меч, как сам упал без чувств. Св. Аникиту стали колесовать и в то же время жечь тело огнем, но колесо остановилось, и огонь погас. Бросили мученика в котел с кипящим оловом, но олово остыло, и мученик остался невредим. Тогда один из родственников Аникиты, Фотий, видя, как Господь хранит Своего раба, подошел к Аниките и приветствовал его; затем, обратившись к царю, сказал: «идолопоклонник, твои боги – ничто!» Царь приказал отсечь голову Фотию, но когда палач поднял меч, чтобы поразить его, меч поразил до смерти самого палача. Наконец, Диоклитиан велел сделать большую печь, чтобы сжечь в ней всех христиан с женами и детьми. Христиане, не дожидаясь, когда бросят их в печь мучители, сами шли в нее, со словами: «мы христиане!» Первыми вошли свв. Аникита и Фотий, а за ними вошло множество христиан, и все они скончались с молитвою на устах. Тела свв. Аникиты и Фотия оказались совершенно неповрежденными.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Крест – Царей держава». «Крест – царей держава», крест – «благочестия непобедимая победа», крест – «оружие непобедимое», – в таких словах и выражениях св. Церковь прославляет Крест, «на немже распяся Христос, Царь и Господь», в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения. А что это – не одни слова, а действительно так, ярко свидетельствует великое событие, происшедшее в 312 году по Р. Хр. – дивное знамение на небеси, которое окончательно сделало Императора древней языческой Римской Империи Константина Великого глубоко-верующим христианином, и не только положило конец страшным трехвековым неистовым гонениям на христиан, но и положило начало постепенной христианизации всей Империи. О том, как все это произошло, обстоятельно повествует нам славный церковный историк Евсевий Памфил в своей «книге первой о жизни блаженнаго Царя Константина». Он прежде всего разсказывает нам об отце Императора Константина Констанции Хлоре, который был расположен к христианству и не хотел преследовать христиан, как было при его предшественниках Диоклитиане, Максимиане и Максентии. По смерти отца войска провозгласили Константина Августом. «Утвердившись на царстве, Константин тотчас же начал пещись об отеческом наследии, обозревал все прежде бывшия под властию отца его области и с великим человеколюбием управлял ими. Сверх того подчинил себе варварския племена по Рейну и западному берегу океана, которыя осмелились было возмущаться, и из диких сделал кроткими, а другия, походившия на лютых зверей, усмирил, и видя, что они не способны к принятию правил мирной жизни, прогнал их из пределов своей империи. Потом он представил себе весь состав вселенной, как одно великое тело и, видя, что глава этого тела – царственный город Римской Империи терпит рабское притеснение от тирана, защиту его сперва предоставил властителям над прочими частями государства, как лицам по возрасту старшим (Галерею Максемиану и Максимину, между которыми разделена была тогда на 4 части Римская Империя). Но когда никто из них не был в состоянии оказать помощь свою Риму так что желавшие попытаться постыдно оканчивали вое предприятие, Константин сказал, что жизнь ему не в жизнь, пока царственный город будет оставаться под бременем бедствий – и начал приготовляться к уничтожению тиранства» (Главы 22, 25 и 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Святой принял мученическую кончину во времена императора Диоклетиана. Священномученик Артемон родился в первой половине III-ro века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к Божественным службам, Сисиний, епископ Кизический возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284 — 305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов. Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей. Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. «Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня», — сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: «Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа». Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиння, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

Седьмой день. Св. священномучен. Маркелл, папа Римский. (О долготерпении Божием). I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову. – Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников. За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.). Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению. II. При рассказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?» Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

16-е Св. мучеников Савина и Папы Савин был один из начальных граждан Ермополя, что в Египте. Во время гонения Диоклитианова, скрываясь от сыщиков, удалился из Ермополя в некую пустынную деревню. Нищий же некто, питаемый им, услышав, что Савина ищут, пришёл к идолослужителям и за две золотые монеты уговорился довести их до убежища Савинова. Так был схвачен блаженный и, после пыток сперва в Ермополе, потом в Антинополе, утоплен в реке Ниле с другими шестью христианами. – Папа же святой пострадал около 305 г. в Селевкии Исаврийской. Св. Апостола Аристовула, епископа Вританийского, одного из 70-ти Апостолов Христовых Жил в I веке. Апостол Аристовул, родом из Кипра, брат св. Апостола Варнавы , был поставлен в епископы св. Апостолом Павлом. Он проповедовал в Британии, нынешней Англии, почему и называется Вританийским или Британским. Много потрудился он, проповедуя язычникам, много и пострадал от них, и мирно скончался в Британии. – О нём упоминает св. Апостол Павел в послании к Римлянам: «приветствуйте верных из дома Аристовула» ( Рим.16:10 ). Память его ещё – 31-го октября с другими пятью из 70-ти Апостолов: Стахием, Амплием, Урбаном, Наркиссом Апеллием, и – 4-го января, в соборе 70-ти Апостолов. Преп. Христодула Патмосского Уроженец Никеи, сперва был монахом на горе Латре в Вифинии, потом игуменом обители на острове Косе. 1089 году он упросил императора Алексея Комнина отдать его обители пустынный тогда (от Сарацынских набегов) остров Патмос в замен имений на острове Косе и на берегу Карий, и устроил тут монастырь на горе близ пещеры, в которой, по преданию, св. Апостол Иоанн Богослов написал «Апокалипсис». В 1110 г. бежал с учениками своими на остров Евбею, по причине набегов морских разбойников, и скончался там в следующем году. Ученики перенесли обратно мощи преподобного, которые и доныне покоятся в его обители. † Преставление св. Серапиона, архиепископа Новгородского Блаженный Серапион родился в селе Пехорке (Пехре) невдали от Москвы 171 . Обученный грамоте на 7 году, он рано хотел расстаться с миром; но родители заставили его вступить в брак, и он принял сан священства; но через год после брака супруга его скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27-е Св. мученика Нестора Вот – христианский юноша, о коем см. в житии Димитрия Солунского. Когда перед единоборством царь, жалея юность его, сказал: «как осмеливаешься идти против славного во всём мире борца?? – он отвечал: «велика и непобедима сила Христа моего!» Услышав имя Христово, царь разгневался и велел ему идти на единоборство. Оградив себя крестным знамением, юноша вступил в борьбу и победил противника, но, по повелению разгневанного императора, был тотчас обезглавлен (в 306 году). Память святых мучениц Капитолины и Еротииды Память святых мучениц Капитолины и Еротииды, которые пострадали в Каппадокии, в гонение Диоклитианово. Еротиида была рабой Капитолины и схвачена после того, как бросила камнем в правителя, осудившего Капитолину на смерть. Обе скончались после пыток от меча. † Преподобного Нестора летописца Тот, кто описал прекрасным пером и деяния первых князей Русских, и подвиги первых подвижников Русской Церкви, и страдания первых мучеников её, остался едва не забытым потомками, если бы благость небесная не оставила нам нетленных мощей его. Говорим о преп. Несторе летописце, о котором так мало заботились знать последующие времена 317 . Родиной преп. Нестора был Киев: здесь видим его по летописи в 1064 году, когда он ещё жил в миру 318 . По собственным словам его, он поступил в Печерскую обитель 17 лет, ещё при жизни преп. Феодосия; но при нём жил недолго, – проходил только путь послушнической жизни 319 . В монашество пострижен уже преемником Феодосия, преп. Стефаном. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, «не удостаиваясь монашеского образа», а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет 320 . И преп. Феодосий установил: поступающего в монастырь не спешить постригать, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином, после одевать его в чёрную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаж. Нестора трёхгодичный искус окончился уже при преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7-е Святого мученика Феодота Анкирского Св. Феодот скончался мученически в сей день. О нём см. 18 мая. Св. священномуч. Маркеллина, папы Римского, и с ним – Клавдия, Кирина (Кирика) и Антонина, мучеников В самый разгар гонения на христиан от Диоклитиана, когда в продолжение одного месяца было замучено в Риме 17,000 исповедников веры Христовой, был взят и папа Маркеллин, занимавший тогда епископский престол после св. Гаия (пострадавшего в 296 г., память его – 11-го августа). И тогда совершилось неожиданное явление... тот, кто утвердил в вере Христовой многих других, тот, кто во многих поддержал силу совершить мученический подвиг, сам поколебался в виду мученических истязаний и воскурил фимиам перед идольским алтарём в капище Весты и Изиды... Возвеличенный за эту уступку язычниками, Маркеллин, вместо радостного удовлетворения почестью от людей, чуждого его христианской душе, предался глубочайшей скорби, плакал и рыдал, и раскаивался подобно Апостолу Петру, отрёкшемуся в несчастнейший, вечно-памятный час от Господа своего Иисуса Христа... В изнеможении душевном от сознания своего постыдного и преступного отпадения, надев на себя власяницу, явился Маркеллин на бывший тогда в Кампании местный собор, где присутствовали до 180-ти епископов и пресвитеров. С сокрушённым сердцем исповедовал он перед ними свой великий грех и просил осуждения себе... – Сам ты суди себя! – отвечали ему отцы, – из твоих уст изошёл грех: да изойдёт и осуждение из собственных уст твоих! Вспомним при этом св. Апостола Петра, который хотя ради страха отвергся Христа, но, плакав горько, получил помилование от Господа... Тогда Маркеллин сказал: – Я лишаю себя священного сана, которого уже я недостоин... И по смерти моей пусть тело моё лишится обычного погребения... пусть будет выброшено на съедение псам... и да будет проклят тот, кто осмелится похоронить его!.. Возвратясь в Рим, Маркеллин предстал перед императором, бросил на землю драгоценную, подаренную им одежду, изобличил ложь язычества, исповедал великим грехом своё мгновенное отступление от веры Христовой и дал волю обильным слезам... За это предан был истязаниям и осуждён на смерть. Когда, для исполнения казни над ним и ещё над тремя христианами: Клавдием, Кирином и Антонином, их повели за город, то за ними пошёл и пресвитер Маркелл, которому предстояло занять папский престол после Маркеллина. Маркеллин увещевал его быть твёрдым в вере и завещал бросить тело своё без погребения; затем, дойдя до места казни, усердно помолился и с готовностью преклонил под меч свою голову, радостно приняв смерть за Христа. В это же время (304 г.) были казнены и прочие христиане; тела их были брошены на дороге, лишённые погребения; через несколько дней, однако же, христианам удалось предать погребению останки Клавдия, Кирина, Антонина; но никто не осмелился взять и похоронить тело бывшего папы, и оно лежало на дороге тридцать шесть дней. Тогда св. Апостол Пётр явился в сновидении папе Маркеллу и спросил его:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010