Имена Божии в книге Откровения Иоанна Скачать epub pdf §1. Особенности учения о Боге в книге Откровения Иоанна В самом начале своей книги Откровения Иоанн говорит о Боге в его троичности: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (1:4б-5а). Эти слова – часть прескрипта (salutatio). Стандартную (двойственную) форму salutatio мы находим в посланиях апостола Павла ( Рим 1:7 ; 1Кор 1:3 ; 2Кор 1:2 ; Гал 1:3 ; Флп 1:2 ; Кол 1:3; 1 Фесс 1:1; Флмн 1:3), а также в более поздних посланиях Нового Завета. Эта форма имела большое богословское значение. Она ставила Иисуса Христа и Бога на один божественный уровень. Древние христиане, еще не имея онтологической концепции отношения Иисуса к Богу, имплицитно говорили об Иисусе как о Боге. Он – божественный посредник спасения, которое приходит к людям от Бога. Но у Иоанна мы встречаемся не с двойственностью, а с уникальной троичностью в salutatio. Тринитарные формулы в Новом Завете изредка встречаются ( Мф 28:19 ; 2Кор 13:13 ; 1Петр 1:2 ), но в Откровении эта формула именно уникальна. Возможно, что она – оригинальная адаптация Иоанном двойственной формулы. Изменения произведены и в замене «Бога Отца» и «Господа Иисуса Христа» их описаниями в характерной для Откровения манере. Иоанн творчески размышлял о христианской концепции Бога. Свой характерный язык богословия он, конечно, не изобрел, но творчески использовал в нем ресурсы иудео-христианской традиции. Разумеется, Иоанну не следует приписывать более позднее патристическое учение о Троице. Но оригинальная форма salutatio показывает, что его понимание Бога сознательно тринитарно: Иисус Христос и Дух включены в иудейскую монистическую веру в Бога. Эту концепцию Иоанн выражает в особых терминах. Правда, скорее следует говорить о тринитарной концепции не Бога, а «божественного». Ибо слово Бог Иоанн, как и все авторы Нового Завета, относит к Единому Богу, Отцу Иисуса Христа. Конечно, и слово «божество» (как природа Бога) чуждо Иоанну, но иначе мы не можем говорить о той божественной реальности, в которую включен как Иисус, так и Святой Дух (здесь символизированный «семью духами»).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Молитвою мы отмаливаем грехи свои. Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня [ Мф. 18, 32 ]. Опыт говорит то же. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6, 56 ]. Это осязательно опыт подтверждает. Преблажен, преисполнен жизнию тот человек, который с верою причащается Святых Таин, с сердечным раскаянием во грехах. Эта истина осязательно [ясна] еще из противного. Когда без искреннего раскаяния во грехах и с усумнением приступаешь к святой Чаше, тогда входит в тебя сатана и пребывает в тебе, убивая твою душу. И это бывает чрезвычайно ощутительно. У Бога, говорит пословица, всё близко. Точно, всё близко: все твари духовные и чувственные – Ангелы, души усопших, все живые люди, все животные, все миры вещественные: Дух Божий сквозе вся проходяй духи разумичныя, чистыя, тончайшия [рус.: проникающий все умные, чистые, тончайшие духи] [ Прем. 7, 23 ] и живет в каждой верующей и благочестивой душе. Красота селная со Мною есть [ Пс.49, 11 ], говорит Он. Как для бесконечного духа, для Бога нет ничего отдаленного, но всё пред Ним как на ладони. Весь Он везде, и всё в Нем, всё Им живет и существует. Бог и сотворенные духи и души усопших людей, как и живых, суть существа мысленные, а мысль быстра и некоторым образом вездесуща: помысли от всего сердца об них – и они присущи тебе: Бог всегда и необходимо, а другие – по дару и власти Божией. Помянух Бога и возвеселихся [ Пс. 76, 4 ]. Почему? Потому что Он с тобою и в тебе. Когда сердце наше покрывается мраком сатанинским, мраком страстей, тогда оно отрицает Бога, хотя бы следовало, как и должно, отрицать только свет самого сердца: оно помрачилось и потому смежило духовные очи свои, не видит Бога, а не то, что Бога нет. Рече безумен в сердцы своем: несть Бог [рус.: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога " ] [ Пс. 13, 1 ]. Воистину безумен. С именем Иисуса Христа или с искреннею мыслию об Иисусе Христе соединена великая сила, прогоняющая страсти и успокаивающая сердце. Опыт. Перенеси это и на имена святых Ангелов и святых Божиих человеков, начиная с Божией Матери до святых и праведных и Христа ради юродивых. Только искренно призови их имена, и по благодати Божией помогут и они тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По заповеди Божией, я много раз приходил и беседовал с вами об Истинном Боге и об истинной вере, но вы не веровали в Истинного Бога; теперь Бог как бы Сам пришел к вам в своей иконе. Он Сам здесь невидимо стоит между нами». Затем я рассказал им об Иисусе Христе все, начиная от рождения Его до кончины века. Они, вышедши из юрты, собрались вдали от нас на чистом месте, сели в кружок, курили и около получаса разговаривали между собой. Затем, пришедши к нам, сказали: мы все веруем в Богу, и хотим креститься. Когда вы будете нас крестить? Я сказал: Бог ждет вас каждый час; сейчас записывайте ваших крестных отцов, крестных матерей и ваши имена. И они стали записывать свои имена, своих крестных отцов и матерей. Диакон и псаломщик, сидя каждый отдельно, записывали до самой полуночи. Всех записавшихся было 38 человек. На утро мы учили их молитвам; между прочим, я сказал: в прежние времена уверовали в Бога в один день 40 человек. Один из них отрекся от Бога и тотчас помер, а тридцать девять человек не отреклись от Бога и на главы их сошли с небес светлые венцы. Один язычник, видя это, сказал: из сорока человек, уверовавших в Бога, один отрекся и я видел, что венец, который послан был ему от Бога, опять поднялся на небо. И так, чтобы осталось полное число сорока человек, вместо отрекшегося от Бога, я верую в Него. И он, действительно уверовал в Бога. Теперь у нас до сорока недостает двух. Если бы сегодня крестилось сорок человек, то они уподобились бы тем сорока. Они сказали: кажется, у нас два человека найдется. Сказавши это, они сходили в одну юрту и привели одну девицу; а потом пришел еще один больной. Тогда они сказали: теперь, по милости Божией, стало 40 человек; еще к Соенцам уехали 14 человек и они, когда возвратятся, крестятся. Мы здесь ночевали, а на утро окрестили их во имя Отца и Сына и Св. Духа. Они проводили нас, неся св. иконы до самой переправы через Чулышман, и мы с пением «Христос воскресе из мертвых», возвратились домой. Вскоре после этого я послал им псаломщика поучить их молитвам.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pamjatnoe-za...

Бог близок человеку в Своих именах (Пс., LXXV, 2). Богоприсутствие равносильно присутствию имени Божия. Имя Божие пребывает и по всей земле и особенно в Святой Земле, на Израиле, в Иерусалиме, в храме, на отдельных людях. Евреи любили давать своим детям имена, в которые входило имя Божие (Измаил, Иоанн, Иоаким, Иисус и т. д.). В Ветхом Завете есть около ста имен Божиих. Каждое из них имеет свой смысл. В них можно заключить все ветхо–заветное богословие… Имя Божие «чудно» (Суд., XIII, 17–18), но оно есть «памятование о Боге» (Исх., III, 15), и Бог открывает Свои имена, чтобы люди знали Его (Исх., VI, 3, ХХХШ, 19, Иер., XXIII, 6). Мера познаваемости Бога. Богопознание очевидно возможно с точки зрения Ветхого Завета, но это не значит, что мы в состоянии всецело познать Бога. Богопознание наше необходимо частично. «Многое можем мы сказать и однако же не постигаем Бога, и конец слов: Он есть все!.. Прославляя Господа, сколько можете превозносите Его, но Он превосходнее!.. Кто видел Его и объяснит? И кто прославит Его, как Он есть?» (Сир., XLIII, 29–34). Бог есть Всевышний. Он превосходнее всего сущего. «Все народы перед Ним, как ничто… Кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис., L, 17–18). По сравнению с Богом все несовершенно (Иов, IV, 17–21, XV, 15, XXV). «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис., LV, 9). «Бог есть все», т. е. полнота бытия. Никто не «уразумел Дух Господа», потому что Дух Божий абсолютно независим от нашего (Ис., XL, 13–14). Наше знание возможно только через причастие Божественной Премудрости (Сир., I, 3, 6). Если бы не откровение Божие, мы бы ничего не знали о Боге, кроме того, что мы можем знать о Нем, как о Творце — Первоисточнике мира (Прем. Сол., IX,12 — 17, XIII, 1–9)… Созерцать Бога еще не значит быть способным «объяснить Его». Наше знание не может выразить Бога, «как Он есть»… Все аналогии, к которым мы прибегаем в богословии, лишь ограниченно верны, ибо все тварное и мыслимое нами лишь издалека подобно Богу. Не только Бог Сам в Себе, но и творческая деятельность Его и путь Его Провидения не могут быть вполне постигнуты нами. Таково учение всей книги Иова (особенно в первых и последних главах), а также Экклезиаста (III, 10, 14, XI) и Сына Сирахова. «Невозможно исследовать дивных дел Господа… Мы видим только малую часть дел Его…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Не раз мы уже сравнивали христианство с другими религиями. Во всех неавраамических религиях 17 , если есть поклонение каким-то божествам, то эти божества имеют свои имена. Мы же, христиане, верим в Бога, Который не имеет никакого имени. В Священном Писании встречаются имена Бога, но все они лишь указывают на Его свойства. Никакое имя не сможет описать Бога по существу, потому что Господь, как сформулировал святитель Григорий Богослов , пребывает «по ту сторону» любого имени и определения. О Ты, Который по ту сторону всего (o panton epekeina)! Ибо что иное можно пропеть о Тебе? Как слово воспоет Тебя? Ибо Ты невыразим никаким словом! Как ум воззрит на Тебя? Ибо Ты непостижим никаким умом! Ты один неизреченен, ибо Ты родил все изрекаемое. Ты один непознаваем, ибо Ты родил все познаваемое. Тебя провозглашает все говорящее и неговорящее. Тебя чтит все разумное и неразумное. Общие для всех желания, общие болезнования всех Устремлены к Тебе! Тебе все молится. Тебе все, Понимающее Твое повеление, воссылает безмолвный гимн. Тобою единым все пребывает. К Тебе все в совокупности стремится. Ты предел всего, Ты и Един, и Все, и Никто, И ни единое, ни все. О Всеименуемый! Как назову Тебя, Единого неименуемого? Сквозь заоблачные покровы Какой небесный ум проникнет? Будь милостив, О Ты, Который по ту сторону всего! Ибо что иное можно пропеть о Тебе? святитель Григорий Богослов Необходимо отдельно рассмотреть такое имя Бога, как Иегова. Дело в том, что довольно часто приходится слышать от людей жалобы на надоедливых и очень навязчивых адептов секты «Свидетели Иеговы». Взято это имя из Священного Писания из книги Исход из 3й главы. Когда Бог явился Моисею в виде неопалимой купины и повелел идти в Египет, что– бы вывести еврейский народ из рабства, Моисей сказал: «вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх.3:13-14 ). Само еврейское слово «Иегова» не является именем собственным, а скорее именем нарицательным, потому как оно просто указывает на одно из свойств Бога, а именно на самобытность. То есть мы, люди, имеем источник нашего бытия у нашего Создателя, то есть в Боге, а источник бытия Бога в Нем Самом.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом. Прежде всего тайна троичности была приоткрыта во время Крещения Господня ( Мф. 3, 16–17 ), отсюда и само Крещение называется Богоявлением, то есть явлением Бога – Троицы. Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность гласа Отца (так говорится в тропаре Крещения). С тех пор Таинство Святого Крещения является для уверовавших дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения по заповеди Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Это еще одно прямое указание на Триединство Божества. Комментируя данный текст, святой Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» 306 . Свидетельство о Святой Троице содержится в апостольском приветствии: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Апостол Иоанн также пишет: «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5, 7 ) 307 . Последние тексты, говоря о Трех равнобожественных Лицах, подчеркивают личностность Сына и Духа, Которые наравне с Отцом подают дарования и свидетельствуют об Истине. Многочисленные важные в догматическом отношении новозаветные тексты возвещают об одном или двух Лицах Святой Троицы. В. Лосский , например, полагает, что «зерном», из которого произросло все тройческое богословие, является пролог Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... ( Ин. 1, 1 ) Отец здесь именуется Богом, Сын – Словом (Логосом), Который вечно был со Отцом и был Богом. Таким образом, пролог одновременно указывает и единство и различие Отца и Сына 308 . 8. Свидетельства Откровения о равенстве божественных Лиц

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Бог пребывает в духовном мире, существующем параллельно материальному. Соприкосновение с этим духовным миром происходит через богообщение, молитву. Будучи иноприродным материальному миру, Бог в то же время присутствует в нем. Бесконечно далекий от человека по Своей природе, Бог в то же время бесконечно близок к нему: Он видит и слышит его, когда тот, поднимая глаза к небу, обращается к Нему в молитве. 2. «Да святится имя Твое» Смысл первого прошения молитвы Господней невозможно понять вне связи с библейским богословием имени 16 . В Библии присутствует мысль о том, что Бог неименуем, что Его имя человеку недоступно ( Быт. 32:29 ; Суд. 13:1718 ). В то же время в Ветхом Завете Бог постоянно обозначается какими-то именами. Всего их более ста. Среди них такие имена, как Бог ( «lhîm 17 ), Господь мой ( » dnay 18 ), Всевышний ( »l Sadday, буквально «Тот, Кто на горе» 19 ), Саваоф ( sab " ôt, «[Господь] воинств»). Наиболее характерное имя Бога в Библии – Yahw (Яхве, Иегова): это имя Сам Бог открыл людям 20 . Культ этого священного имени занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение этого имени с Моисеем, которого Бог избрал для того, чтобы вывести народ Израильский из Египта. Моисей спрашивает Бога: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий ( Yahw ) послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь ( Yahw ), Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование Мое в род и род ( Исх.3:13–15 ). Хотя значение имени Яхве остается сокрытым и само имя не описывает Бога, именно оно в еврейской традиции стало восприниматься как собственное имя Бога: все другие имена Божии воспринимаются как толкования священного имени Яхве. Являясь Моисею на горе Синай, Бог «провозглашает имя Иеговы»: Адам и Ева прячутся от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кроме того, косвенное указание на Троичность Отцы Церкви видят в следующих местах: Числа 6:24–26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: «Да благословит тебя Господь..., да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим...,да обратит Господь лицо Свое на тебя...» Исаи 6Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: «свят, свят, свят Господь Саваоф.» Псал. 32 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне: Псал. 2 »Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.» Псал. 109 »...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.» О Духе: Псал. 142 " Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.» Исаии 48»...послал Меня Господь и Дух Его» и другие подобные места. 2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета: Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святого составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы. Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, – как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Эти изречения следующие: Матф. 28 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.» – Св. Амвросий замечает: «сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Некоторые Отцы склонны были полагать, что уже в Священном Писании Ветхого Завета этим именем прикровенно указывалось на Троичность Ипостасей в Боге. Так, свт. Василий Великий писал: «И рече Бог: сотворим человека. Скажи мне: неужели и теперь одно Лицо? Не написано: да будет человек, но – сотворим человека.… Слышишь христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, Им же и веки сотвори ( Евр. 1, 2 )»! «Итак, говорит собственному Своему Образу, Образу живому, вещающему: «Аз и Отец едино есма» ( Ин. 10, 30 )… Ему говорит: сотворим человека по образу Нашему» 356 . 2 . Ягве, Адонаи и другие встречающиеся в Библии имена Бога означают не разные божества, но различные имена единого Бога, указывающие на те или иные свойства Бога. Так, «Адонаи (евр.) – сильный, могущественный повелитель – Господь». «Саваоф (евр., род., множ.) – воинств, сил; употреблялось обыкновенно со словом Господь, Бог». Ягве или «Иегова (евр.) Сущий – великое и святое имя Бога, означающее самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия ( Исх. 3, 14 )» 357 . 3 . Антропоморфизмы сами по себе не могут служить сколько-нибудь достаточным аргументом, подтверждающим политеистический характер ветхозаветной религии, поскольку они присущи не только всем религиям, но и человеческому языку вообще, поскольку он – человеческий. Но если возражения против монотеизма ветхозаветной религии оказываются простым недоразумением, то бесспорно обратное. Заповедь о почитании единого Бога стоит первой в десятословии Моисея и повторяется настойчиво и многократно на протяжении всей Библии. Не заметить этого нельзя. Ветхозаветная религия имеет многие черты, общие для большинства религий. К ним относятся, например, учение о личном Божестве, об Откровении, о добре и зле, о воздаянии, об ангелах и демонах, о необходимости кровавых жертвоприношений, молитв и многое другое. В то же время Откровение до пророков (религия «Закона») неопределенно говорит о бессмертии души человеческой, не говорит ни о посмертном воздаянии, ни о воскресении мертвых и вечной жизни, ни о Царствии Божием. С одной стороны: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл. 12, 7 ), с другой – душа сходит в преисподнюю, шеол, страну забвения, место бессознательного пребывания, вечного непробудного сна (напр.: «для дерева есть надежда, что оно, если не будет срублено, снова оживет... а человек умирает и распадается; отошел, и где он? …человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» ( Иов. 14, 7, 10, 12 ). Поэтому Бог «Закона» является безусловным мздовоздаятелем лишь здесь, в земной жизни, что, естественно, не возвышает человека над идеалом чисто земного благополучия (шалома).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

протоиерей Михаил Браверман Купина Неопалимая и имя Живого Бога Моисей вопрошал Бога на Синае: «Как мне призвать Тебя? Как имя Тебе?» Ведь само слово – «Бог», по выражению мученика Иустина Философа , – это «не имя, но мысль о чем – то неизъяснимом, всажденная в человеческую природу 30 . Для человеческого разума совершенно очевидно положение о непостижимости Бога. А значит, «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и без имени», – утверждает преподобный Иоанн Дамаскин 31 . Но Бог, каким открывает Он Себя еще в Ветхом Завете, – это не просто некая Сила. Бог Завета имеет личное начало, это Тог, Кто требует имени – для того, чтобы к Нему можно было обращаться, чтобы Его можно было призывать. И. согласно книге Бытия, человек не только нарекает имена Божиим творениям, но и дает имена Самому Творцу. Библия свидетельствует. что Бог есть Вседержитель, Творец, Начало, Свет, Жизнь, Истина... В Писании множество различных Божиих имен, которые говорят о действиях Бога в мире. Но есть в Ветхом Завете и то имя, которым именует Себя Сам Бог. За пятнадцать веков до Воплощения (Рождества Христова) Бог посылает Моисея вывести избранный народ из рабства в Египте. Моисей воспитывался в доме фараона, но вынужден был бежать, когда, заступившись за своих угнетаемых братьев, убил египтянина. На Синае Моисей обрел жену (дочь мадиамского князя и жреца) и здесь же он пас овец своего тестя. И однажды увидел странное явление – горящий, но не сгорающий куст. Удивленный Моисей подошел ближе. И тогда «воззвал к нему Бог из среды кусга, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я» [ Исх. 3:4 ]. И повелел Бог Моисею вывести из Египта Свой народ. Но Моисей не понимает, как ему поверят: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» [ Исх. 3:13 ]. И в ответ Бог произнес: «Я есмь Сущий» [ Исх. 3:14 ]. «Вот имя Мое на веки» [ Исх. 315 ]. «Я есть тот, кто есть» – вот что означает это имя. На еврейском оно записано четырьмя согласными, которые образуют священную тетраграмму:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010