Педагогическая карьера достаточно рекомендовала о. Евсевия, – и 31 августа 1838 г. он перемещен инспектором и баккалавром богословских наук в родную Московскую Академию, где находился под бдительным контролем в своей службе со стороны благоволительного митрополита Филарета, 15 15 октября удостоен сана архимандрита 16 и в том же месяце определен действительными членом академической конференции, в июле 1840 г. обозревал Нижегородскую и Саратовскую Семинарии 17 и 30 мая возведен на степень экстраординарного профессора. 18 После Филарета (Гумилевского) , 7 октября перешедшего на кафедру викария Псковской епархии епископом Рижским, о. Евсевия с 14 сентября 1841 г. исправлял в Московской Академии должность ректора и 17–25 ноября определен в неё Св. Синодом с сохранением профессуры по богословским наукам; – хотя на запрос обер-прокурора графа Н.А. Пратасова от 9 октября 1841 г. митр. Филарет рекомендовал других лиц: Иосифа (Богославского, † 19 февраля 1892 г. архиеп. Воронежским на покое), Никодима Казанцева († 11 июня 1873 г. епископом Енисейским на покое) и Феогноста (Лебедова, † 22 апреля 1869 г. архиеп. Псковским), 19 но потом рассудил иначе. 20 9 апреля 1842 г. о. Евсевий назначен еще и настоятелем Московского второклассного Богоявленского монастыря и уже 10 октября того же года получил от Св. Синода благословение за усердие, способности и нравственный характер, удостоенный митр. Филаретом полного одобрения, по случаю обозрения им Московской Академии. В последней с апреля 1845 г. о. Евсевий был членом строительного комитета по постройке бани и чугунных лестниц, в студенческих помещениях под названием «чертоги» отделил (в 1847 г.) особые спальни и участвовал в возведении академического дома на замонастырском дворе (на Ильинской горе). 21 Вне непосредственной академической сферы, но по ближайшей связи с обязательной академической службой – он многократно ревизовал разные Семинары Московского духовно-учебного округа: – в июле 1843 г. Тульскую, Рязанскую и Калужскую, в июле 1845 г. Костромскую и Вологодскую, 22 в июле 1846 г. Вифанскую). 23 31-го августа 1845 г. о. Евсевий из Богоявленского монастыря переведен настоятелем второклассного же Высокопетровского, с присвоением ему лично степени архимандрита первоклассного. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мф. 9:29 . В печатном издании Дневника после этих слов следует: «Из церкви мы пошли в сопровождении о. Товия для осмотра скита. В настоящее время скит, хотя и не может равняться по своему богатству и роскоши с известными и древними обителями Афона, тем не менее обстроен довольно удовлетворительно. Посредине скита находится соборный храм во имя святого пророка Илии. С правой стороны соборного храма находятся две маленькие церкви или параклиса: Благовещенский и во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца. Вне монастыря к западу, саженях в десяти от колокольни, которая устроена над главными вратами, простроен двухэтажный корпус (как видно из надписи, в 1846 г), в котором находятся два параклиса: во имя архангела Михаила и во имя святителя и чудотворца Николая, а также больница для братии и приходящих. Здесь же устроены еще три других корпуса, в которых, кроме помещений для братии, находятся и разные хозяйственные службы, неподалеку от которых устроена ветряная мельница, единственная на всем Афоне. Показывая нам прекрасно обстроенный скит, о. Товия задумывался о его будущем и высказывал нам опасения. Ведь пантократорцы завели уже судебный процесс, который велся в Константинополе, и, к сожалению, ильинцы проиграли. Еще будет два судебных процесса, неблагоприятный результат которых будет решительным для существования скита в настоящем его виде. Трудно бороться там, где царствуют сила и деньги, а не правда. Надежда на благоприятный исход все более и более удручает ильинцсв, так как, по словам о. Товии, в 1830-х годах, при слабохарактерном и малоопытном игумене Павле, во время происходивших несогласий между братиями, пантократорцы, воспользовавшись этим, отняли у скита некоторые важные документы, например султанский фирман об освобождении братии скита от платежа харача (подушной подати), равно и от прочих денежных взысканий, а с ним вместе и данный в 1766 году из Протата документ, за подписью и печатью всех двадцати монастырей Афона, в том, что они представляют братии Ильинского скита полную во всем свободу и независимость. Также отнято условие, заключенное монастырем Пантократором со старцем Афанасием (1798 г.) о выделении скиту из монастырской земли отдельного участка. Вместе с этими документами отнято и много других, так что пантократорцы юридически всегда будут правы. Признаюсь, слишком неприятное впечатление произвели на меня эти тяжбы о такой борьбе за существование, и где же это? На Святой Горе, где, кажется, должны быть устроены всякие мирские, житейские дела. Не возлагая в данном случае вины исключительно на греков, я позволю себе спросить: не виновны ли в данном случае и сами ильинцы? Не обнаруживается ли в них подчас их вольный, казацкий дух? Тем более что история говорит о возникавших иногда несогласиях между самими же ильницами» (Дневник студента. С. 93–94).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Крест этот, по переделке колокольни в 1846 году, заменен золоченым шестиконечным крестом. Важнейшая переделка храма произведена была в 1845 году. В это время, на колокольне, верхний деревянный ярус заменен каменным, а шпиц заменен восьмигранным куполом с луковицеобразною главою. На церкви, вместо «табурета», на котором стоял крест, выстроен глухой, деревянный, со стеклами, фонарь и над ним – луковицеобразная глава. Внутри церкви, против главного алтаря, сделаны на колоннах хоры, а под ними «женские» места, Придельные храмы, через возвышение арок, соединяющих их с главным храмом, составили с ним одно целое и церковь стала просторнее. Церковь алтарем обращена на юго-восток, или, как говорится «на зимний восток». Одною стороной она прилегает к шлиссельбургскому шоссе, остальными сторонами к кладбищу, обведенному кирпичной оградой на цоколе и возвышающемуся над водою на 2 сажени. Вход в церковь – под колокольней. Нижние два яруса колокольни равномерны, верхний – несколько уже. От первого яруса юго-восточной стены идет каменное же здание, четырехугольное, продолговатое, в 5 саж. 2 арш. длины, с железной крышей; оно называется малою церковию. Это было местом древнего храма, а теперь здесь поставлены приделы. Далее, к юго-востоку идет каменное здание в 6 саж. 2 арш. длины и ширины, с окнами, в 2 этажа. Еще далее к юго-востоку – полукруглая пристройка для алтаря, с левой стороны – небольшая каменная пристройка, для пономарской; через нее вход в алтарь с ограды. Иконостас главного алтаря – в 4 яруса. В нижнем ярусе помещены иконы: Преображения Господня, Богородицы, архидиаконов Филиппа и Лаврентия, Святителя Николая и образ «Неопалимой Купины»; во 2-м ярусе – двунадесятые праздники, в 3-м апостолы и среди них – «Деисус», в 4-м пророки и среди них – коронование Божией Матери. Наверху распятие, с Богородицею и Иоанном Богословом. Иконостас возобновлен в 1856 г. Солея возвышается на 2 ступени, обведена железною решёткой и имеет ширины около 2-х аршин. Иконостасы в приделах несколько меньше. Антиминс главного алтаря освящен митрополитом Григорием 1858 г. июня 1-го; антиминс Никольского придела освящен митрополитом Амвросием 1812 г., марта 2 дня, антиминс Ильинского придела холщовой освящен архиепископом Сильвестром 1775 г., января 29 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В возглавии и в подножии два яхонта лазоревых, по сторонам два изумруда зеленых около коих по осми искор яхонтовых, червчатых, у каждого камня вокруг того креста обнизано жемчугом в одну нить. В нем весу 2 фунта 32½ золотника. Ковчег того креста обложен бархатом зеленым, внутри атлас зеленый, на нем крест и петли и наугольники серебреные, по счету четырнадцать мест. 3 . Крест серебряный со Св. мощами Надпись по рукоятки: «Лета 7150 (1642) году, Марта 24 дня, положила сей крест в церковь Воскресения Христова в вянех 114 , что на Ильинском крестце, Ввяневская жена Юдина, вдова Оксинья Федорова дочь и по своих родителях». А как упоминаемая церковь была в 1658 году отдана и с церковною землею в подворье новопостроенного тогда Воскресенского монастыря, то по сему и крест сей принадлежал церкви, будучи в последствии обращенной в домовую, что на подворье, после 1812 года, как говорится в старых описях: «сперва осталась без пения», а потом вовсе упразднилась; утварь еще пред нашествием взята в монастырскую ризницу, чем и объясняется нахождение в ней сего креста. В кресте следует святыня: а) мощи Св. Димитрия Царевича, б) ливан и смирна, печать гроба Господня; в) кость Св. Великомученика Пантелеимона; г) риза мученика Ивана Белградского; д) риза преп. Ефрема; е) млеко Богородично; ж) мантии и посоха пр. Александра Свирского Чудотворца; з) миро Св. Димитрия Солунского да жезл Моисеев. По настоящей описи 1846 года, крест сей описан так: «Крест серебряный со Св. мощами. На нем четыре яхонта лазоревых, камень червчатой яхонтовой же, да один вареник, два стекла зеленых, над оным в подножии креста над Пр. Сергием камень белый простой в гнезде. Гнезда помяты. Кругом креста обведено в одно зерно жемчугом. Весу в кресте 2 фунта 17 золотников». 4 . Крест серебряный вызолоченный осьмиконечный с надписью: «Крест обители Св. Живоносного Христова Воскресения, казенной, в лето 7195 (1687)». В описи 1698 года он описан так: «Благородная Царевна Великая Княжна Татьяна Михайловна построила крест в монастырском казенном серебре, резной золочен; в нем четыре камня, вверху и в подножии два яхонта лазоревые красные, да по сторонам два изумруда граненых; весу в нем с каменьем 1 фунт 12 золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Из воспитанников этого курса Матфий Иванович Салмин, пермского уезда, Ильинского села, Ильинской церкви священника Иоанна Салмина сын, по окончании курса, определен был учителем в Пермское приходское училище и лектором словесности в семинарию; потом поступил в Московскую духовную академию, где по окончании курса оставлен был бакалавром по кафедре философии; скончался, года два тому назад, в Москве, в сане протоиерея одной из градских церквей. Кроме о. протоиерея Салмина между воспитанниками того же курса более других известны Василий Прибылев и Андрей Коровин. Василий Александрович Прибылев, осинского уезда, Старопосадского села, Троицкой церкви священника Александра Прибылева сын; по окончании в семинарии курса с аттестатом первого разряда определен учителем Пермского духовного уездного училища в высшее отделение. 15 июня 1834 года от должности учителя уволен; 25 февраля 1835 года рукоположен во священника пермского уезда, Юговского казенного завода к Христорождественнскому собору и определен учителем в горнозаводской школе; 1июня 1836 года определен депутатом по Пермскому благочинию; с июля 1837 года находился членом оспенного комитета Пермских заводов; 21 июня 1839 года за успешное увещание подсудимых, находящихся при военном суде Пермских заводов, от епархиального начальства объявлена ему признательность; мая 4-го 1841 года за честное поведение и усердное служение св. церкви награжден набедренником; 2 апреля 1842 года переведен к Пермскому кафедральному собору; 7 того же месяца определен в должность ключаря собора, а 8-го – членом епархиального попечительства о бедных духовного звания; 13 июня того же года прикомандирован в пособие для увещания раскольников, присылаемых в духовную консисторию; 1 августа того же года назначен экзаменатором ставленников; 28 января 1843 года утвержден действительным ключарем; 3 марта того же года определен членом и казначеем строительной комиссии по постройке здания духовной консистории; 6 октября того же года за попечение об устройстве ризницы объявлена ему от епархиального начальства благодарность; 24 августа 1845 года определен по городу Перми и по 1-му округу Пермского уезда благочинным и сотрудником епархиального попечительства; 1846 года, марта 6-го, определен цензором катехизических бесед и проповедей; 1 июля того же года Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфьей; 1847 года, марта 23, произведен в протоиерея к кафедральному Спасопреображенскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В состав прихода в настоящее время, кроме села, входят деревни: Москвина, Черданская – в 5 в., Полдневская малая (Алёшина тож) – в 7 в., Полдневская дальняя (Якунина тож) – в 10 в. В 1861 году от прихода Ильинского отделились 2 деревни – Гарашки и Андрюшина, образовав самостоятельный приход Гарашинский. Жителей в приходе 2 288 муж. п. и 2 337 жен. п. Все прихожане православные, главное занятие их – хлебопашество, и отчасти отхожие промыслы. Время возникновения прихода и построения в селе первого храма неизвестно документально. Можно предполагать, что приход образовался в начале XVIII стол., так как в 1766 г., бывший здесь деревянный храм во имя пророка Илии настолько уже обветшал, что грамотой митроп. Тобольского Павла разрешено было в Латышском селе заложить новую церковь в честь того же Святого. Время окончания постройки этого второго храма также неизвестно, а известно только (по преданию), что он сильно пострадал от пожара, но был исправлен. В 1829 г. был заложен, и в 1841 г. окончен постройкой настоящий каменный двухэтажный храм, с престолом в нижнем этаже во имя Рождества Христова, а в верхнем во имя св. пророка Илии. Нижний храм освящён был 14 сент. 1841 г. В 1846 г. приготовлялся к освящению и верхний храм, но пожар истребил всё приготовленное к освящению, уничтожил даже утварь и ризницу в нижнем этаже. После пожара верхний храм был исправлен и освящён в 1851 г. В 1887 г. в нижнем храме поставлен новый иконостас и стены украшены живописью. В 1899 г. к колокольне с южной и северной сторон сделаны приклады. В прикладе с сев. стороны устроена каменная лестница в верхний храм, а в южном – церковная кладовая. Постройка храма, исправления и поновления его производились на средства прихожан. В состав причта входят 2 свящ. и 2 псаломщ. В селе существует земская школа, а в дер. Полдневой – школа грамоты с 1895 г. Квашнинское село находится в 28 в. от Камышлова, и в 156 в. от Екатеринбурга. Расположено оно по Ирбитскому тракту, по обоим берегам речки Овинной. Речка так мелководна, что летом пересыхает, а зимой промерзает до дна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 11-го числа началась моя обычная служебная деятельность на новом месте, среди новых лиц и условий. Но, прежде чем описывать эту деятельность, я помещу здесь краткие историко-статистические сведения о новой, мне вверенной, епархии, сообщу краткую характеристику ближайших моих сотрудников по управлению епархией. Тверская епархия одна из древнейших епархий в России. Начало её восходит к XIII столетию. Первым епископом Тверским был Симеон, бывший епископ Полоцкий. Вследствие политических неустройств, он перенёс около 1272 г. свою епископскую кафедру из древнего Полоцка в Тверь, которая тогда в делах церковных зависела от иерархии Полоцкой. До 1879 года, т. е. до моего вступления на Тверскую кафедру, на ней восседало, в течении шести столетий, 57 ие- —5— 1879 г. рархов. Из них Арсений († 2 марта 1409 г.) и Варсонофий († 11 апр. 1576 г.) причислены к лику святых. Монастырей в Тверской епархии: 1) мужских – 16, из них 7 штатных и 9 заштатных; 2) женских – 4, все штатные. Сверх сего, три женские Общины. Подробности о них будут сообщаемы в своём месте. Соборов и церквей – всех 1092. При них протоиереев 8, священников – 1035, диаконов 31, причетников 1788. Духовно-учебных заведений 9, из них кроме семинарии – 7 училищ мужских и 1 женское. Присутствие духовной Консистории, при вступлении моем на кафедру, составляли: 1) Архимандрит Успенского Желтикова монастыря Иосиф 1143 , из воспитанников Тверской семинарии 2-го разряда. Членом Консистории состоит с 1865 года. 2) Протоиерей Василий Владиславлев , настоятель Владимирской церкви; магистр XV курса (1846 г.) Московской д. академии; в звании члена Консистории состоит с 1854 г. 3) Протоиерей Александр Флёров 1144 , настоятель Ильинской церкви, из студентов Тверской д. семинарии; в звании члена Консистории с 1870 г. 4) Протоиерей Пётр Грязнов 1145 , настоятель Мироносицкой церкви, из студентов семинарии; членом Консистории состоит с 1870 г. Секретарь Консистории, Надв. Сов. Сергей Петр. Славолюбов из воспитанников Московской д. академии XXV к. (1864 г.); в должности Секретаря с 8 янв. 1879 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Муравьёв Андрей Николаевич (1806–1874), православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт, почётный член Императорской академии наук (1836), камергер; его хлопотами келлия Ватопедского монастыря близ Кареи в 1849 была преобразована в самоуправляющийся Андреевский скит с русскими насельниками, где в 1867 году там был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящён в 1900 году). Нил (1809–1889), епископ Александрийской православной церкви, митрополит Пентапольский, Патриарх Александрийский в 1869–1870 годах. Паисий (Величковский Пётр, 1722–1794), русский богослов, переводчик, духовный писатель, архимандрит Нямецкий, святой в Соборе Молдавских святых (память 15 ноября); переводил святоотеческие труды и почитается восстановителем монашеских традиций исихазма и «умной молитвы», автор славянского фонда «Добротолюбия», на Афоне подвизался в 1846–1863 годах, основатель русского Ильинского скита. Страхов Николай Николаевич (1828–1896), российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889); в книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания называл религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; первый биограф Ф. М. Достоевского, автор книги «Воспоминание о поездке на Афон» (1881). 52 15 дней русские ехали из Архангельска в Брест + С. Раджишь + Марсель + Солунь. Вся попутка, а в ней Константинополь, 75 дней. 53 Вопли обиженных людей достигли до Царства Небесного, и Она убрала солдат. Особенно бесчинничал начальник русского отряда поручик Дитте (латыш). Он бил по лицу мирских и иноков, пользуясь полной безнаказанностию, так как потерпевшие от него и не знали, кому жаловаться. 54 Сгорело 3000 домов, осталось без крова около 70 тысяч жителей, убытка от пожара приблизительно около 220 миллионов драхм; жители получают казённый паёк хлеба. 56 Не обошлось без курьёзов: когда адмиралу представили о. Козьму и он подал руку, то о. Козьме нечего было ему протянуть, так как у него нет обеих рук. А во время тоста грек Геронтий встал, и гостинник отодвинул его стул, чтобы пройти, в то время Геронтий хотел сесть на стул, но попал в [нрзб].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На церкви сперва был железный, 4-х конечный, не золоченый крест; в 1830 году он расшатался и был снова утвержден тем известным Телушкиным, который поправлял шпиц Петропавловского собора. Крест этот, по переделке колокольни в 1846 году, заменен золоченым шестиконечным крестом. Важнейшая переделка храма произведена была в 1845 году. В это время, на колокольне верхний деревянный ярус заменен каменным, а шпиц заменен семигранным куполом с луковицеобразною главою. На церкви, вместо " табурета " , на котором стоял крест, выстроен глухой, деревянный, со стеклами, фонарь и над ним - луковицеобразная глава. Внутри церкви, против главного алтаря, сделаны на колоннах хоры, а под ними " женские " места. Придельные храмы, через возвышение арок, соединяющих их с главным храмом, составили с ним одно целое и церковь стала просторнее. Церковь алтарем обращена на юго-восток, или, как говорится, „на зимний восток " . Одною стороной она прилегает к Шлиссельбургскому шоссе, остальными сторонами - к кладбищу, обведенному кирпичной оградой на цоколе и возвышающемуся над водою на 2 сажени. Вход в церковь под колокольней. Нижние два яруса колокольни равномерны, верхний - несколько уже. От первого яруса юго-восточной стены идет каменное здание, четырехугольное, продолговатое, в 5 саж. 2 арш. длины, с железной крышей; оно называется малою церковью. Это было местом древнего храма, а теперь здесь поставлены приделы. Далее, к юго-востоку идет каменное здание в 6 саж. 2 арш. длины и ширины, с окнами в 2 этажа. Еще далее к юго-востоку - полукруглая пристройка для алтаря, с левой стороны - небольшая каменная пристройка для пономарской; через нее вход в алтарь с ограды. Иконостас главного алтаря - в 4 яруса. В нижнем ярусе помещены иконы: Преображения Господня, Богородицы, архидиаконов Филиппа и Лаврентия, Святителя Николая и образ „Неопалимой Купины " ; во 2-м ярусе - дванадесятые праздники, в 3-м апостолы и среди них Деисус, в 4-м - пророки и среди них " Коронование Божией Матери " . На верху распятие, с Богородицею и Иоанном Богословом. Иконостас возобновлен в 1856 г. Солея возвышается на 2 ступени, обведена железною решеткою и имеет ширины около 2 аршин. Иконостасы в приделах несколько меньше. Антиминс главного алтаря освящен митрополитом Григорием 1858 г. июня 1 дня; антиминс Никольского придела освящен митрополитом Амвросием 1812 г. марта 2 дня, антиминс Ильинского придела холщевой, освящен архиепископом Сильвестром 1775 г. января 29 дня.

http://sobory.ru/article/?object=34534

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 Каменная Ильинская церковь построена на средства трубчевского купца И.С. Курындина в 1846-1848 гг. В 1890-1893 расширена пристройкой двух приделов; в это же время сооружена новая колокольня и устроено отопление храма. Придельные алтари освящены в 1893 году, соответственно 4 мая и 31 октября: левый придел - во имя Св. Пантелеймона, правый - во имя Св. Илии. 16 июня 1896 г. главный престол освящен во имя иконы Божией Матери Козельщанской. Источник: Церковная летопись 1900 г. Краснокирпичный эклектичный Свято-Ильинский храм, что возвышается посреди городского кладбища в окружении деревьев и старинных захоронений, построен в то время, когда в Российской глубинке строили в формах так называемого стилизаторства, в псевдо-русском стиле. Стоит сказать, что эта церковь в конце XIX столетия выстроена не на пустом месте. Здесь, в Жучиной слободе, на северной окраине города, в 1675-1767 годах располагался женский Ильинский монастырь. В конце 60-х годов XVIII века он был упразднён. Название монастыря сохранилось в посвящении выстроенной в конце XIX столетия ныне существующей Ильинской церкви. Участок, на котором стоял монастырь, в настоящее время занят частными домовладениями. Возведение первого храма во имя Илии Пророка датируется 1652 годом, а именно: 20 августа было утверждено строительство " по челобитью " города Трубчевска попа Космы, на один престол во имя святого пророка Илии. Этот Кузьма Васильев был известен тем, что ещё до этого прошения начал строить Георгиевскую церковь в той же Жучиной слободе. Батюшка вознамерился выстроить неподалёку и другой деревянный храм. Вполне вероятно, что в одном из набегов крымскотатарских войск был уничтожен этот только что отстроенный храм. На Руси существовала христианская традиция по возможности выбирать место для церкви там, где раньше уже были религиозные сооружения. На этом святом месте и был отстроен по инициативе уже другого священника Иоанна (Иванова) последующий деревянный храм в 1675 году, возле которого вскоре появился монастырь с монашескими кельями. Обитель была обнесена оградой, в которой устроены Святые врата. Храм просуществовал около 40 лет и к 1715 году монастырская церковь обветшала настолько, что игуменья монастыря подала прошение о разборке храма и постройке новой церкви. 4 октября того же года её просьба была удовлетворена митрополитом Стефаном, после чего по благословению, за три года церковь отстроена заново, и в 1718 году освящена.

http://sobory.ru/article/?object=00676

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010