Селихово. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старинное село Селихово находится в 4-х километрах к югу от Конакова. По сведениям начала XIX в., здесь стояла деревянная Ильинская церковь с приделом святителя Николая, построенная в 1775 г. В ответ на прошение прихожан было дозволено неподалеку от нее соорудить новую каменную церковь: храмозданная грамота была дана 9 августа 1815 г. с благословения преосвященного Серафима. 16 июня 1831 г. освящен главный престол во имя Илии Пророка корчевским протоиереем Иоанном Алексеевым Хохловым. Два боковых придела освятил корчевской протоиерей Феодор Яковлев Ершов: с левой стороны трапезной - во имя святителя и Чудотворца Николая - 25 мая 1841 г., а с правой - 1 октября 1844 г. - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В храме был установлен шестиярусный иконостас с вызолоченной резьбой. Колокольня сооружена в 1833 г.; она состоит из трех ярусов, из которых верхний, цилиндрический, прорезан восемью полукруглыми арками и увенчан шпилем. По данным 1846 г., самый большой колокол (всего их было пять) в 196 пудов «лит на церковное иждивение в Москве мастером Тимофеем Кирилловым». Благочинный Конаковского района протоиерей Ильинской церкви Вениамин Голосов был арестован в августе 1937 г. И всё же Ильинской церкви удалось мужественно выстоять, практически не закрываясь, даже в суровые годы войны. По материалам сайта Тверской епархии tver.eparhia.ru Церковь во имя святого пророка Илии в селе Селихово представляет собой классическую постройку первой половины XIX века. Храм пятикупольный, с алтарной апсидой, приделом и колокольней, которая завершается высоким шпилем с крестом. Основная часть храма двухярусная; в основе нижней находится четверик, завершающийся со всех сторон фронтонами. С южной и северной сторон храма основная поверхность стены четверика расчленена пилястрами, соединенными между собой горизонтальным трехступенчатым поясом. На стене между пилястрами расположены четыре сферических оконных проёма, обрамлённых рельефным ступенчатым сферическим поясом. С восточной стороны к четверику примыкает более низкая апсида Ильинского алтаря, завершающаяся полусферической крышей. Над четвериком возвышается восьмерик. В его верхней части расположены прямоугольные оконные ниши, обрамленные рельефным ступенчатым поясом. Отсутствие архитектурных излишеств делают восьмерик цельным и обобщенным. Восьмерик завершается сферической крышей, увенчанной пятью барабанами с луковидными куполами, завершенными ажурными крестами.

http://sobory.ru/article/?object=01322

Иван Побединский, окончивший курс в 1842 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Власиевской, в Москве, церкви (†); Симеон Озеров, окончивший курс в 1842 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Покровской, в Левшине, церкви: Михаил Боголюбский, окончивший курс в 1844 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Зачатиевской церкви и председатель Московского Общества любителей духовного просвещения: Павел Волхонский, окончивший курс в 1844 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Софийской, на Лубянке, церкви (†); Дмитрий Языков, окончивший курс в 1844 г., затем магистр Московской духовной академии, профессор Вифанской семинарии по кафедре словесности и латинского языка, после протоиерей Ильинской, на Воронцовом поле, церкви; Александр Брилиантов, окончивший курс в 1844 г., затем протоиерей единоверческой церкви († 1887 г.); Симеон Румянцев, окончивший курс в 1846 г., в монашестве Савва, сначала смотритель Донского училища, затем казначей Иверской часовни; Василий Богословский, окончивший курс в 1840 г., затем кандидат Московской духовной академии, после протоиерей Московской Космодамиановской, в Певчей, церкви; Николай Белокуров, в монашестве Никодим, окончивший курс в 1848 г., затем, по окончании курса в Московской духовной академии, инспектор Вифанской и Московской семинарий, а потом Ректор этих семинарий, после настоятель Московского Богоявленского монастыря, настоятель Александро-Невской лавры, викарий Новгородский и епископ Дмитровский – викарий Московский (†); Иван Вениаминов, окончивший курс в 1848 г., затем магистр Московской духовной академии, преподаватель Вифанской семинарии и помощник Ректора по профессорской должности, после протоиерей Московской Георгиевской, в Грузинах, церкви; Андрей Соловьев, окончивший курс в 1848 г., затем протоиерей Московской Николаевской, в Гнездниках, церкви, после настоятель Донского монастыря в Москве и потом настоятель Михайловского, в городе Юрьеве-Польском, Владимирской губерни, монастыря; Иван Модестов, окончивший курс в 1850 г., затем протоиерей Московской Покровской, в Голиках, церкви; Василий Бажанов , окончивший курс в 1850 г., затем магистр Московской духовной академии, в монашестве Климент, преподаватель Вологодской семинарии; Димитрий Делицин, окончивший курс в 1850 г., затем магистр Московской духовной академии, преподаватель Вифанской духовной семинарии по кафедре Словесности и Лат

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

С приходом советской власти в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Тульчино совершались богослужения вплоть до начала 30-х годов. В 1926 году церковная община насчитывала 150 верующих – что по тем временам означало высокую духовную активность жителей. Адрес: 142293, Россия, Московская область, Серпуховской район, село Тульчино Телефон: +7 (496) 773-09-73 , +7 (926) 530-80-89 (о. Сергий Гирилович) Электронная почта: girilovichsv2002@mail.ru Сайт: http://tulchino.cerkov.ru/ Подробнее... Храм Рождества Богородицы (Турово) [ править править код ] В 1861-1868 годах, на месте старого Ильинского храма, где в селе было «издревле кладбище», была поставлена тёплая каменная церковь во имя Рождества Богородицы. Её строительство велось общими силами прихода, причём наиболее активными храмоздателями были всё тот же Н. А. Арцыбашев и артиллерии штабс-капитан Александр Николаевич Писарев. Ильинский храм 1846 года постройки долго служил приходу своей колокольней, но к 1877 году эта звонница выказала признаки опасной ветхости. Тогда к Богородицерождественской церкви на средства полковника Николая Александровича Писарева и по проекту архитектора Наркиза Альбертовича Зборжевского была пристроена каменная колокольня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы является памятником позднего классицизма времени его упадка, когда отошли в прошлое " старомодные " ротонды и появились всевозможные четверики, которые в недалеком будущем станут украшать " русскими " кокошниками. Адрес: Московская область, Серпуховской район, село Турово Телефон: +7(496)773-01-84 , +7(916)422-90-07 Электронная почта: serp.blagochinie@gmail.com Социальная сеть ВКонтакте: http://vk.com/club133535089 Подробнее... Храм Рождества Христова (Васильевское) [ править править код ] Здание храма (без колокольни) центрическое, бесстолпное, крестообразное в плане, с полукруглой апсидой, увенчано сферическим куполом с люкарнами и восьмериком с луковичной главкой. Над тремя церковными фасадами размещены треугольные фронтоны. Декор стен основного объема здания состоит из горизонтальных тяг, делящих здание на три части, пилястр и филенок. К церкви примыкает трехъярусная (два восьмерика на четверике) мощных пропорций колокольня, трапезная. Своеобразность пропорций, «рукотворность» кирпичной кладки, разностильность фасадов храма, интересное сочетание черт барокко и раннего классицизма в их провинциальном прочтении делают храм интересным образцом отечественной церковной архитектуры XVIII столетия. Аналогий Рождественскому храму среди современных ей и построенных позднее церквей ни в Серпухове, ни в округе нет.

http://azbyka.ru/palomnik/Серпуховской_о...

5) Впервые: в кн.: П ам яти В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909. М олитва составлена Гоголем в конце 1840-х годов, во время прокатившейся по Европе волны революций. 6–7) Эта и следующая молитва – «Боже, дай полюбить еще больше людей» – содержатся в записной книжке Гоголя 1846–1851 годов. 8) Впервые: в кн.: Отчет И мператорской Публичной библиотеки за 1892 г. СПб., 1895. На автографе помета: «Писал Гоголь перед смертью в 1852 году». 9) Предание приписывает Гоголю также стихотворную молитву; впервые напечатано в 1894 году (без имени Гоголя) в типографии Киево-Печерской лавры на отдельном листе большого формата (цензурное разрешение 8 октября 1894 года) под названием «Песнь молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице». Без имени Гоголя эта молитва печаталась так же в «Собрании листков для душеполезного чтения» (Благословение Свято-Афонского Ильинского скита. Одесса, 1896, 66). В 1897 году историк А.А. Третьяков напечатал ее в журнале «Русский Архив» 8) с примечанием, что молитва была сообщена ему иеромонахом Гефсиманского ски та Свято-Троицкой Сергиевой лавры Исидором (Грузинским-Козиным), который знал ее от своего брата, камердинера в доме графа А. И Толстого, где жил последние годы и скончался Гоголь. Эту молитву отец Исидор очень любил и усиленно распространял, даже посылал ее Государю Александру III, Гладстону и Бисмарку. Возможно, от него она попала и на Афон, где он одно время подвизался. Более подробные сведения об отце Исидоре см. в кн.: «Соль земли, то есть Сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским» (книга вышла в начале XX века и переиздана репринтно в 1984году иждивением монастыря Св. Германа Аляскинского (Платина, Калифорния); см. так же Флоренский П. А., священник. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994). В юбилейном 1909 году молитва Гоголя была перепечатана (с некоторыми исправлениями) в газетах «Московские Ведомости» (20 марта) и «Русское Знамя» (30 апреля); за тем она была помещена в качестве приложения в кн.: Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии с 17-ю рисунками академика Ф.Г. Солнцева, наглядно изображающими всю Божественную Литургию. СПб., 1910.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Здесь и родился Николай Глубоковский утром 6 декабря (в пятницу) 1867 г., крещен 8 декабря в Кичменгской Преображенской церкви местным священником Аристархом Кулаковым с дьячком Ив. Поддъяковым и пономарем Петром Поповым. Восприемниками были диакон Григорий Силуанов и старшая сестра крещаемого Анна 71 . В одном из писем Η. Н. Глубоковский замечал: «От природы я получил богатые запасы: по бабке во мне настоящая крестьянская закваска новгородцев, а отец был огромного роста и колоссальной силы, так что сносил на своих плечах целый дом (т. е. бревна для него) зимой по вологодским сугробам» 72 . Николай был девятым ребенком в семье (две девочки, Анна и Александра, умерли во младенчестве), имел двух сестер: Анну (6 окт. 1843–14/27 февр. 1922, чистый понедельник) 73 и Марию (17 июня 1848–1922) 74 , и четырех братьев: Петра (29 июня 1846–1894) 75 , Василия (1 янв. 1854–19 янв. 1915) 76 , Матвея (27 окт. 1857–11 дек. 1903) и Александра (5 янв. 1861–в ночь 25/26 июня 1919) 77 . В два года лишился отца, который «скончался внезапно» 78 . В автобиографических записках Николай Никанорович писал: «...ни гроша денег, а мать беспомощная и безграмотная; экстренно была выдана замуж старшая сестра за семинариста Вас. Мих. Попова, который поступил священником на бедный приход... К ним мы и сели на шею всею своей нищетой...» 79 . Детство Глубоковского прошло в селе Кобыльско-Ильинское (в 22 верстах от Кичменского городка на правом берегу реки Юг) 80 . «Бедный сирота, – я всецело был воспитан милостью других, особенно трогательной и снисходительной в период беспомощной младости моего Кичменгского пребывания» 81 , – часто повторял он. По признанию Глубоковского, в том времени было много «горького и скорбного», и детство на всю жизнь оставило тяжелые следы в его характере и здоровье 82 . «Обычный мой костюм – грубая рубаха (лет до 8 даже без штанов) с веревочкой, халат, в роде длинного подрясника, из «крашенины», грубого холста, окрашенного домашним способом какой-то синькой, с кушаком, шапка, сшитая сестрой из «белолапика», из шкуры кота с таким названием, валеные сапоги, «катаники», а лето – даже в Духовное училище – босиком, редко берестовые лапти. Домой из училища, около 90 верст, всегда ходил пешком (...). Впервые завел сапоги по окончании училища в июле 1878 г., т. е. 14 лет...» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С увеличением причта содержание его должно бы было уменьшиться. Но при протоиерее Ильинском, благодаря усердию членов причта, доход, вместо уменьшения, увеличился. Священник получал от 2,500 до 3,000 р. в год, диакон – от 1,500 до 1,800 р., причетники – от 750 до 900 р. Но при Полянском доходы стали падать, так что к 1862 г. священник едва получал до 1,800 р. При протоиерее Никитине доходы опять возвысились до размера последних лет настоятельствования Ильинского. В 1867 году причт в виду продолжительной болезни священника Эвенхова, стал просить митрополита о закрытии 6-й священнической и дьяческой вакансии. В 1873 году один из 6-ти дьячков Николай Ставровский был рукоположен в диакона на дьяческой вакансии. Со времени Воцкого, при Волковском православном кладбище служили следующие протоиереи и священники. 1) Прот. Николай Яковлевич Воцкий из Воцкого погоста (Новгор. епархии), служил сперва диаконом на родине, а потом в городе Софии, священником на родине, потом – в Красном селе, в Рыбацком, а в 1808 г. переведен на Волково кладбище. Здесь в 1809 г. произведен в протоиереи и скончался 3 марта 1840 г. на 79 г. от рождения. 2) Свящ. Илья Петров, из реторики, служил сперва причетником в Петропавл. соборе, священником в Новой Деревне, потом – на Алексадровской фабрике, в Копорском Преображенском соборе и 16 августа 1808 года переведен на Волково кладбище, в 1817 г. за старостью уволен за штат, и до самой смерти пользовался квартирою с дровами и содержанием в 400 р., а потом – в 600 р. 3) Свящ. Василий Ив. Рябинин из студентов семинарии, переведен сюда от Троицкой церкви в Галерной гавани и скончался в 1834 году, на 60 году жизни. 4) Свящ. Петр Артемьев Быков, из Тверской епархии, учил пению в Кадетском корпусе и в полках; потом был диаконом на Сенной; к Волковскому кладбищу переведен в 1817 г.; умер в 1838 году; был членом попечительства о бедных дух. звания; имел золотые часы в подарок от Государя Императора. 4) Свящ. Николай Ив. Эвенхов – зять Акалицкого, сперва был диаконом и законоучителем при военно-сиротском доме (впоследствии Павловское военное училище), потом – иподиаконом при митрополите; 1831 г. 9 февр. сделан на Волково кладбище диаконом, а 5 июля того же года священником; скончался 27 июля 1845 г. на 44 году, оставив по себе жену и малолетних детей; для обеспечения семейства его был назначен сюда священником из Боровицкого уезда Федор Федотов Светлицкий, с тем, чтобы он получал половину дохода, а другую отдавал вдове Эвенхова. Здесь он служил до октября 1846 г., когда поступил в священники зять Эвенхова Константин Добронравин. Светлицкий потом служил за больного Иоанна Долоцкого; в 1851 г. хотел остаться здесь в качестве помощника прот. Ильинскому, но, по рапорту благочинного прот. Малеина, признан был не нужным и возвращен в свою епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1807 г. священник церкви Дмитрий Ольховский начал убеждать прихожан " к учреждению нового храма " . Суммы тогда были уездным городом Харьковской губернии, поэтому такие вопросы решались долго. Благословение о закладке новой церкви архиепископ харьковский преосвященный Христофор Сулима дал в 1808 г. Строительство продолжалось около 13 лет (из одних источников), а в книге Александра Сотника «Православная Сумщина» приведена дата окончания строительства - 1815 г. Строился храм, как указывают источники, «стараниями причта и прихожан». Следовательно, есть все основания предполагать, что храм достраивали достаточно долго. Известно, что особые старания для завершения строительства приложили купцы Ишунины - Федор и его сын Александр. Федор Ишунин был церковным старостой храма в течение 12 лет. За три года он собрал больше четырех тысяч рублей (для примера: за 40 копеек можно было купить 16 кг соли). На протяжении 12 лет был церковным старостой и «неутомимыми трудами и стараниями к церкви Божьей» он более, чем другие, оставил по себе добрую память в народе. Затем его сменил Алексей Ишунин, который исполнял обязанности старосты 22 года и в 1846 г. получил серебряную медаль «за труды по церкви» на Аннинской ленте. Купец Алексей Ишунин, церковный староста, сын бывшего строителя и благодетеля этой церкви, в полной мере унаследовал добрые качества отца. Он тоже всю свою жизнь посвятил служению Богу и церкви и излишки своих трудов отдавал в пользу храма. В бытность его старостой церковь была украшена и обеспечена разной утварью и богатой плащаницей. Богатство было видно во всем: в сосудах, в ризнице, в иконах. Не было ни одной вещи в церкви, которую бы не приобрели или сделали благодаря его усилиям! Алексей Ишунин служил храму свыше 22-х лет и за это время приобрел для церкви разной утвари «на собственный капитал в сумме 2168 руб. 32 копейки серебром». В наше время, когда строительство могут начать ударными темпами и покинуть из-за изменившихся обстоятельств, стоит задуматься, сколько целеустремленности и спокойного упорства требовалось для строительства такого храма и дальнейшее его содержание. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы не была самым старым из сумских храмов. Но, по воспоминаниям современников, она была самой красивой церковью города на то время. Хотя нужно отметить, что изначально храм был построен «на посадке», то есть за пределами городских стен. Несмотря на перестройки, храм связан с историей города. В 1702 г. для освящения Воскресенской церкви оттуда была взята часть церковной утвари. Эту церковь посещали тысячи сумчан. В начале ХХ в. храм насчитывал 1772 прихожан мужского пола и 1795 женского, уступая по величине только приходу Пророко-Ильинской церкви на Засумке. Кондратьевы, Ишунины, ещё много неизвестных сделали своё дело и ушли. В годы революции храм почти не функционировал. В прессе тех лет есть сообщения о том, что прихожанин не мог найти священника, чтобы окрестить ребенка.

http://sobory.ru/article/?object=49261

Академик Фёдор Шестаков составил свой проект и к нему смету 12111 рублей 70 копеек. Новый проект предполагал полную перестройку собора в трактовке XIX века, в кирпиче, с сохранением белокаменных деталей. 22 июня 1837 года из Москвы пришёл указ об разборе нижнего Никольского собора по ветхости, а годный материал " ...употребить на сооружение в сим месте приличной часовни " . Горожане были возмущены таким решением. В это время продолжилась административная волокита, храм ещё больше стал разрушаться, и в конце концов настолько обветшал, что когда приступили к исполнению работ, 3 июня в полночь 1844 года собор обвалился. В 1846 году решено было разобрать остатки храма и построить на его фундаменте новый по проекту Шестакова. Из-за экономических соображений подряд отдали не архитектору, а обычному крестьянину-каменщику Прокопию Михайловичу Щеглову из села Борисовское Владимирской губернии. По условиям договора, Щеглов должен был разобрать остатки сводов и столбов рухнувшего собора, а затем возвести копию прежнего здания по проекту Шестакова в кирпиче, используя фрагменты старого собора. За работу Щеглов запросил серебром 1714 рублей и 21 с половиной копейки. Помогали ему 25 каменщиков. К 1849 году строительные работы были завершены. В июле 1851 года купцы Владимир Александров, Александр и Ефим Астафьевы собрали 2000 рублей серебром и оплатили заказ на устройство в храме нового иконостаса, престола с жертвенником, запрестольного креста, икон и двух клиросов. В 1852 году собор был окончательно восстановлен, храмовую икону вернули обратно в Ильинскую церковь, а сам собор переосвятили из Ильинского в Петропавловский. С тех пор здание не перестраивалось. В 1930 году собор был закрыт и разграблен. В помещении было установлено междуэтажное перекрытие. Здание использовалось под склад. Во время Великой Отечественной войны здание собора не было разрушено. К 1960-м годам его " слегка " отреставрировали, после чего в нём решено было разместить Можайский городской музей. Музей действовал в нём и в 1990-е годы. В 2003 году собор передали Церкви, после чего в храме начались реставрационные работы, в результате которых был укреплён фундамент здания, очищены стены, узорчатый фриз из белого камня, перспективные порталы, а также в 2012 году вместо барочной главы была водружена на барабан медная луковичная главка.

http://sobory.ru/article/?object=02334

292 Впрочем, смотря по обстоятельствам, предоставляю себе право передать Святительские писания и в другое место, или известному лицу [о. Иерофей в Киев. ред.]. По справкам оказалось, что в Рязанской Семинарии нет следов Смарагдовых писем к о. Иерофею, оказавшихся у Флоринских. 293 Николай Иванович Шубин кончил Орловскую семинарию (вместе с архиеп. Ионафаном Рудневым) в 1839 году 15-м студентом, долгое время служил учителем, а потом инспектором Ливенского Дух. Училища, был протоиреем Кромского Успенского собора, а в 60-х годах состоял протоиереем Елецкого Вознесенского собора: см. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1866 г., 21, стр. 1193. 1195. 294 Захарий (Захария) Георгиевич (Егорович) Георгиевский – диаконский сын, кончил курс богословских наук в Орловской Дух. Семинарии в 1837 г. с аттестатом первого разряда. В клировой ведомости Орловского Кафедрального Петропавловского собора за 1882 г, о протоиерее оного З. Г Георгиевском пишется, что «с 1839 года 15-го сентября по 1842 год 12 марта по определению Орловского Семинарского Правления с утверждения Преосвященнейшего Никодима проходил должность учителя во 2-м Орловском Духовном Училище, от каковой уволен был по прошению; 1842 года 22 марта Преосвященнейшим Евлампием произведён во священника к Орловской Градской Ильинской церкви; 1845 года 13 декабря награждён набедренником; в 1846 году определён был увещателем по Орловской Градской Полиции 1-ой части съезжего дома; с 1847 года по 1854 год проходил должность члена Строительного Комитета при построении девичьего монастыря при Орловской Христорождественской церкви, от каковой был уволен по закрытии Комитета; 1848 года 24 января был утверждён депутатом по г. Орлу с духовной стороны, от каковой был уволен по прошению; в 1850 году сентября 6-го дня был определён членом и казначеем Орловского Попечительства о бедных духовного звания; 1851 года 13 августа за примерное поведение и усердную службу получил благословение Св. Синода; 20-го мая 1853 года вторично получил благословение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Глубоковский Петр Никанорович (29.06.1846—02.07.1894), окончил Вологодскую духовную семинарию (1868), с 24.09.1868 младший священник Вохомской Спасо-Преображенской церкви; С 20.08.1871 – старший священник той же церкви. Жена Александра Николаевна Созонова дочь дьякона Брусенской Христорождественской церкви. См. Глубоковский Петр Никанорович//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=3073 Катков Михаил Никифорович (1818–1887) – издатель, литературный критик и публицист. Редактор газеты «Московские ведомости». В конце жизни был близок с К. П. Победоносцевым. Архимандрит Экзакустодиан или Екзакустодиан (Евгений Федорович Каменский; 06.01.1840–14.07.1909) – сын дьячка Каменской Крестовоздвиженской церкви Кадниковского уезда Вологодской губернии. Учился в Вологодской духовной семинарии. В 1859 г. поступил послушником в Успенскую Семигородную пустынь. «Послушником он много походил по России, собирая пожертвования на свою обитель и узнавая жизнь простых русских людей». В 1867 г. принимает постриг и рукоположен и иеромонахи, проходил послушания ризничего и казначея Семигородной пустыни. С 1871 г. строитель, а с 1874 г. игумен Спасо-Преображенской Белавинской пустыни на Кубенском озере. С 1876 г. настоятель Григориева Пельшемского Лопотова монастыря. С 1885 г. настоятель в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре. Архимандрит, благочинный монастырей 1-го округа Казанской епархии. См. Ведомость о монашествующих и послушниках. О настоятеле Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря архимандрите Екзакустодиане//ГАРТ. Ф. 4. Оп. 129. Д. 10. Л. 75-80; М.С. Черкасова. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н.И. Суворову (1885–1896 гг.)//Вестник церковной истории. 2015. 1–2. С. 130–164; В. Минцкер. Архимандрит Екзакустодиан//проза.ру http://proza.ru/2018/05/07/1458 ; Архимандрит Екзакустодиан (некролог)//ВЕВ. 1909. 21. С. 526-528. Попов Илья Яковлевич (ум. 31.07.1899) – священник Вохомской Черновской Николаевской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. С 30.05.1871 священник Вохомской Вознесенской церкви. С 1893 г. протоиерей. 26.12.1899 уволен за штат. Попов Илия//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=3022

http://bogoslov.ru/article/6175170

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010