Закрыть itemscope itemtype="" > Илия пророк защищал лучше, чем воинство 01.08.2016 519 Время на чтение 5 минут Илия, пожалуй, самый почитаемый на Руси ветхозаветный пророк. Илия, обрусев, превращался в " Ильюшку " , но трудно себе представить, чтоб ревностный обличитель нечестивых евреев откликался на нечто подобное. В жизни этого праведника не было ничего " уменьшительно-ласкательного " . Была пламенная молитва и совершавшиеся по ней чудеса, стояние за правду Божию, попираемую теми, кто предпочел золотых тельцов Единому Богу. Само имя Илия переводится как «мой Бог - моя крепость» или «Бог есть Господь». Пророк жил при самом нечестивом израильском царе - Ахаве (в 874-852 гг. до н. э.). Тягчайшим грехом царя было то, что в Самарии - столице Израильского царства - он велел поставить жертвенник языческому богу Ваалу. Известно, что в немалой степени насаждению культа Ваала способствовала жена царя, тирская царевна Иезевель. Однажды Илия пришел к царю и прямо объявил, что Ахав прогневил Господа своей грешной жизнью. «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», - сказал Илия. Поверил царь пророку или нет, неизвестно. Однако в Израильском царстве действительно началась сильная засуха, а следом за ней и голод. Чудо воскресения Илия же по слову Божию удалился на Восток и поселился у потока Харафа. Утром и вечером вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду пророк брал из потока. Но, поскольку дождя не было много дней, поток, у которого жил Илия, иссяк. Тогда Господь сказал, чтобы Илия пошел в Сидомский город Сарепту и поселился там у одной вдовы. Вдова приняла гостя и дала ему напиться воды, а когда тот попросил дать ей хлеба, женщина ответила, что у нее есть только немного муки. Она согласилась испечь хлеб для Илии, себя и своего сына, а потом умереть - ведь больше еды в доме не было. Илия же пообещал ей, что, покуда он будет оставаться в ее доме, мука в кувшине не будет заканчиваться, так что они смогут спокойно есть хлеб, ведь так сказал Господь. Вскоре у вдовы заболел и умер сын. Женщина сильно опечалилась и решила, что Илия поселился у нее в доме, чтобы напомнить ей ее грехи и в качестве наказания умертвить сына. Тогда пророк помолился Богу и попросил, чтобы он вернул жизнь ребенку женщины, которая согласилась его приютить. По слову Божию мальчик воскрес. По преданию, именно этот мальчик станет потом пророком Ионой. А позже именно его трехдневное " путешествие " во чреве кита, Церковь станет вспоминает как предзнаменование великого чуда Воскресения Христа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Святой пророк Илия: житие, статьи, иконы, молитвы (+Видео) По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. 1 августа, 2015 По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. 2 августа Церковь празднует память святого пророка Илии — одного из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Житие Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностно бороться за поклонение единому Богу и своими делами являть Его могущество. Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо. Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

http://pravmir.ru/svyatoj-prorok-iliya-z...

Двадцатый день. Поучение 1-ое. Св. пр. Илия. (В чем мы должны подражать св. пр. Илии?) I. Св. пророк Илия жил за восемьсот слишком лет до Р. X. и происходил из города Фесвы, поэтому и называется фесвитянином. Когда еврейский народ предался идолопоклонству, то в наказание за это Илия предсказал, что в еврейской земле не будет дождя, – и не было его три года с половиною. Во время бесплодия, происшедшего от засухи, пророк Илия сначала был питаем воронами, которые приносили ему мясо, а потом жил у вдовы сарептской. Несмотря на то, что у этой вдовы была только горсть муки и немного елея в сосуде, – ни мука, ни елей не оскудели во все время, пока жил у нея Илия. У этой вдовы умер сын, но Илия умолил Господа воскресить отрока. Из ревности своей к вере в Господа Илия избил вааловых жрецов, по принесении Богу жертвы, на которую сошел огонь с неба, и потом возвестил, что скоро пойдет дождь, что и исполнилось. Пророк Илия был так угоден Богу, что удостоился явления ему Господа «в гласе хлада тонка». Нечестивый царь Ахаав с беззаконною царицею Иезавелью, а по смерти их такой же нечестивец, сын их Охозия, постоянно преследовали пророка Илию и искали его смерти; но те, которые покушались убить его, сами были побиваемы огнем небесным. И жизнь Илии была исполнена чудес и преставление его было чудесно. Он не умер, как умирают все прочие люди, он был взят вихрем на небо на огненной колеснице, запряженной огненными конями. Во время преображения Господня, он явился с Моисеем и беседовал с И. Христом, чему были свидетелями свв. ап. Петр, Иаков и Иоанн. II. Ублажаемый ныне праведник принадлежит, братия, к числу тех великих мужей, кои, как звезды, сияли на тверди церкви ветхозаветной, до восшествии Солнца правды – явления во плоти Сына Божия. Мы называем сего праведника «пророком», за особенную решительность предсказаний его; но еще с большею силою приличествует ему название чудотворца. Чего не происходило по гласу Илии? Небо и заключалось, и отверзалось, и не давало дождя, и проливало целыя реки; огнь ниспадал на жертву и потреблял самую воду, коею она была окружена. Чего не произошло и для Илии? – Вороны доставляли ему пищу, Иордан обнажал дно свое и проводил его по-суху; Сам Бог являлся Илии так, как не являлся никому после Моисея. Конец жизни, состоявшей из чудес, еще чудеснее: Илия возносится на небо на колеснице огненной, как не возносился никто прежде, и, вероятно, не вознесется никто после.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Бог сохраняет верующих во имя Его Поиск ответа, как жить После Сарепты Сидонской пророк Илия возвращается в Израильское царство и дерзновенно предстает пред царем и предлагает ему собрать на гору Кармил всех жрецов Ваала и устроить на глазах всего народа состязание. Царь соглашается. Жрецы Вааловы делают жертвенник, ставят идола, кадят, бегают, наносят себе удары, кричат… Цель? Доказать: если их бог есть, он должен послать огонь с неба и принять жертву. Прыгают, «скачут», как говорит Библия, жрецы Вааловы, но толку никакого. Посмеивается пророк Илия. Когда наступает время вечернего жертвоприношения в Иерусалимском храме, пророк Илия велит с избытком полить жертву водой – он соорудил правильный жертвенник из 12 камней, на него положил дрова, на дрова положил жертву; выкопали ров и поливали жертву водой до тех пор, пока ров не наполнился водой – и дрова, и вся земля пропитались влагой. Затем Илия обратился с молитвой к Богу, никаких священнодействий не совершая, и упал огонь с неба и испепелил все так, что даже вода вся испарилась и вся жертва попалена. И настолько воодушевило это знамение силы Божией, исповедание, которое изрек народ едиными устами, что Илия возгорелся совершенной ревностью и повелел убить всех жрецов Вааловых, числом 450. А после этого взошел на гору Кармил и, помолившись, увидел приближающуюся тучу, полился дождь. Он отправил царя Ахава в Израиль, а сам скакал перед ним, ликуя от дождя, как царь Давид скакал пред ковчегом Господнем. Это было ликование о явлении людям милости Божией, их молитвы были услышаны и исполнены. Это была не просто радость о дожде – он видел в этом дожде благодать Божию, которая, как капли, падает в иссохшие сердца человеческие, возрождает в них веру. Илия видел возрождение веры в народе и ликовал, что люди, забывшие Бога, снова возвратились к Нему, он радовался о Боге, ликовал о Нем и прыгал, как прыгал Давид перед Богом, с радостью, что Бог снова посетил Свой народ. Но ликование, в отличие от ликования царя Давида, закончилось тем, что они вошли в Израиль, царь Ахав рассказал, что произошло, своей жене Иезавели, и она дала клятву, что солнце не успеет зайти, как пророк Илия будет убит. Илия тут же убегает далеко в горы, идет на гору Хорив на Синайском полуострове. Идет через пустыню очень долго, испытывает страшные мучения, волнения и смущение. Он радовался, он ликовал, он видел, как Бог его услышал, и вдруг он бежит. Подумайте, что испытывает этот человек!

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/34

20 июля/2 августа Церковь чтит пророка Илию. О том, как события ветхозаветной истории соотносятся с нашим временем, почему Илия – новозаветный пророк, о духовных уроках пророка Божия, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие боголюбцы! Сегодня мы поведем разговор о величайшем человеке в истории мира, одной из самых значимых фигур Ветхого и Нового Завета – о пророке Божием Илии . Многие считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка! Начну с того, что в нашей, восточнохристианской традиции Православия, в частности в русском Православии – не очень знаю, как у грузин и сербов, но мне кажется, у них так же, как и у нас, – нет традиции, к сожалению, посвящать храмы Божии святым персонажам Ветхого Завета. Например, я не знаю у нас ни одного прихода в честь Моисея, ни одного прихода в честь Исаии , ни одного прихода в честь Иеремии, что, в общем-то, встречается в западной традиции. У нас тут некая лакуна, пробел почему-то… А был бы, например, праздник пророка Иеремии, ежегодно торжественно празднуемый на приходе пророка Иеремии, мы бы читали его книгу, мы бы проповедовали о нем, мы бы больше о нем знали, мы бы любили его больше. Так же было бы и с Исаией, и с Моисеем, и с другими пророками Ветхого Завета. И это заполняло бы наше незнание Ветхого Завета. А это незнание поражает. Очень многие из нас не только не знают, а считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка! Исключением является пророк Илия. Ильинские храмы на Руси есть – и их много. И один из самых главных храмов – тот, что на нынешнем киевском Подоле: он выполнил историческую миссию, с ним связано принятие Русью христианства, тут крестились русичи. Есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события Илия известен нам и любим нами. При этом он чрезвычайно известен и любим евреями. Достаточно сказать, что евреи до сегодняшнего дня, когда обрезывают своих мальчишек – в восьмой день младенцев мужского пола, – специально ставят пустое кресло для Илии, чтобы посмотреть, не придет ли Илия помазать этого человека и указать на его избранничество. Вспомните, что когда Господь возопил на кресте: «Или, Или, лама савахфани» – «Боже мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?», евреи стали говорить друг другу: «Илию зовет. Посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Как видим, есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события, во всё то, что касается конечных судеб мира. И душа этого человека настолько широка и горяча, что вмещает в себя проблематику самых важных – крайней степени важности – явлений. И он силен влиять на события мировой истории.

http://pravoslavie.ru/95745.html

проф. В. Никонов «Во плоти Ангел, пророков основание, второй предтеча пришествия Христова, Илия славный...» (Тропарь) В сонме ветхозаветных пророков одно из видных мест занимает святой пророк Божий Илия. Это – «земной Ангел и небесный человек», «пророк предивный», «пророк пречудный», «зритель славы Христовой на Фаворе», «во плоти Ангел, пророков основание, второй предтеча пришествия Христова», – так рисует святая Православная Церковь образ св. пророка Илии. В Четьи-Минейном житии св. пророка Илии рассказывается, что он происходил из рода Ааронова. Отец его по имени Саваха в момент рождения сына видел, как некие светозарные мужи разговаривали с младенцем, пеленали его огнем и влагали в уста его огненный пламень. В этом же житии рассказывается, что Илия воспитывался и обучался среди священников и с самых юных лет проводил время в пустыне, в молитвах и подвигах 1 . Однако сообщение это – скорее благочестивое предание, которое нельзя подтвердить точными библейскими данными. На историческое служение св. пророк Илия вступает уже в зрелом возрасте. Известно только то, что он был родом из города Фесвы, расположенного в восточной части Галаадской страны (за Иорданией), умел писать ( 2Пар.21:12 ). Современники так описывают внешний вид Илии Фесвитянина: «он весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» ( 4Цар.1:8 ). Чтобы отчетливее представить характер и значение деятельности этого исключительного ветхозаветного пророка, необходимо сказать несколько слов о той обстановке, в которой жил и действовал св. пророк Илия. Обстановка эта действительно была сложной. Сорокалетнее царствование Давида и такое же продолжительное правление его сына Соломона было блестящим периодом в истории Израиля. По словам библейского писателя, оно было исполнено такой роскоши и изобилия, что золото и серебро стали равноценными простому камню. Сооруженный Соломоном храм и царский дворец поражали современников роскошью, блеском и художественною отделкой. Строительный материал доставлялся из окрестных стран Ливанских. Кедры и кипарисы с Ливана свозились к морю, а оттуда плотами переправлялись к назначенному месту и затем доставлялись уже сухопутными дорогами в Иерусалим. Все это требовало значительных перевозочных средств и такого же значительного количества рабочей силы. Царские корабли из далеких стран, в частности из Офира, доставляли предметы роскоши, привозили искусных мастеров и, в свою очередь, экспортировали палестинский хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Илия Илия (мой Бог – моя крепость, или Бог есть Господь), фесвитянин, из галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском ( III Цap. XVII, 1 ). В первый раз мы встречаем Илию в III кн. Царств ( III Цap.XVII, 1 ) перед Ахавом с грозным предвестием ему трехлетнего с половиной бездождия и вследствие сего – голода. Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (Ср. Лk. IV, 25 , Uak. V, 17 ). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами ( III Цap.XVII, 5, 6 ). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту – селение на финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь , в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по-гречески: Chereion (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер, и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим ( III Цap. XVII ). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдией, искал где-либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. Ты ли это смущающий Израиля? воскликнул Ахав при виде пророка. Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов ( III Цap.XVIII, 17, 18 ), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» ( 34  голоса:  4.3 из  5) Оглавление Пророк Илья Перед Вторым Пришествием мир будет представлять собой нечто страшное. Он и сейчас уже страшен, если сравнить его с жизнью столетней давности. Но там, в будущей неизбежной перспективе, бесы будут безработны, поскольку люди превзойдут их в лукавстве, злопамятстве, гордости и ненависти к Богу. Редкие верующие души будут томиться так, как томился Лот в Содоме, и ради них времена сократятся. В эту гущу развратившегося человечества, в этот воспаленный гнойник сойдет, как блеснувшая молния, Христос — уже не для того, чтобы спасать, но для того, чтобы топтать точило гнева Божия. Христос придет сокрушать и уничтожать то, что воспротивилось исцелению. Апокалипсис на контрасте с Евангелием Рождества, где Господь слаб и беззащитен, описывает Христа как сильного Воина, духом уст Своих убивающего нечестивого. Но как перед Первым Пришествием Христовым и рождением от Девы родился от старицы Елизаветы Иоанн, и как перед проповедью Христовой заиорданская страна огласилась проповедью «большего из рожденных женами», так и перед Вторым Пришествием Христовым в мир придут Илия и Енох. Придут обличать антихриста и проповедовать покаяние. В одном из псалмов Давид спрашивает: Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти? ( Пс. 81:49 ). Енох и Илия — это те, кто не вкусили смертную горечь и взяты с телом живыми из этого мира. Оба они — сильные борцы с нечестием. Енох — седьмой от Адама пророчествовал допотопному человечеству. А Илия, живший в период закона, обличал детей Израиля и ревновал о славе Истинного Бога. Им и придется вернуться на землю в самые нечестивые времена, придется говорить правду, придется и умереть за нее. Смерть они претерпят уже перед самым концом мира, как и Предтеча был убит незадолго до опустошения преисподней Воскресшим Христом. Пророк Илия и Иоанн Предтеча очень похожи друг на друга. Оба девственники, постники, оба жили вдали от людей. Одевались в похожую одежду. Звали людей на прямые пути. Но главное, были одного духа. Иоанн «предшел пред Господом в духе и силе Илии». Потому и спрашивали его книжники: «Ты пророк? Ты Илия?» И Христа спрашивали Апостолы, дескать, книжники учат, что вначале нужно прийти Илии. Христос отвечал, имея в виду Иоанна, что Илия уже пришел, и сделали с ним, что хотели.

http://azbyka.ru/fiction/vozduh-nebesnog...

Пророк Илия. В центре иконы пророк Илия в пещере, у потока, правою рукою оперся на посох, левую положил на колено, голову обратил назад – вверх к слетающему к нему ворону. По сторонам этого центрального изображения восемь отдельных клейм, в которых представлены разные моменты из жизни святого. В первом клейме, начиная сверху – слева – рождество пророка. Надпись: “Рождество стго пррока В палатах на красивом ложе возлежит родильница, у изголовья, на ложе отец пророка, – положил руку под свою голову; за спиной матери спеленатый младенец, которого принимают два ангела. Все изображенные здесь лица – в нимбах. – Во втором клейме – воскрешение пророком сына Сарептской вдовы. Надпись: ”Прииде Илья в Сарефту Сионскую. К жене вдовице всели ту и сна ея воскреси.” Палаты. – К пророку, представленному со свернутым свитком в руках, обращается с речью вдовица; между ними стоит ее маленький сын; дальше – в тех же палатах на ложе тот же отрок лежит (мертвый), скрестивши руки на груди. – В третьем клейме – предсказание царю Ахаву о трехлетней засухе. Надпись: “Илья пророчествова Ахаву црю яко не быти дождоу три лета”... Палаты. На троне восседает Ахав, в шапочке, ноги его покоятся на подножии, в правой руке свернутый свиток, левая положена на колено. – Сзади трона, за Ахавом, стоит женщина (Иезавель?). Пред царем пророк, правую руку простер в рассуждении, в левой держит хартию со словами: “Ревнуя поревновахъ поревновахъ.” – Во втором ряду изображниий, налево от центрального, – жертвоприношение жрецов Вааловых. Палаты – город. Внизу – на дровах телец. Два жреца, справа, руки свои и взоры обратили кверху с молитвой о ниспослании огня на жертву. Против них пророк Илия с простертой десницей – жезл отрицания, в шуйце держит хартию, в которой написано: “Ревнуя поревновахъ по Где Бозе вседержителе” … – На правой стороне от центрального изображения – жертвоприношение пророка Илии. Пророк устремил свой взор и руки простер к небу. От приготовленной перед пророком жертвы сильный пламень в виде высокого огненного столба поднимается к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Глава седьмая. Образ третий: имеющий прийти Пророк Ветхозаветный пророк, (нави), – это человек, говорящий от имени Ягве Бога; он предупреждает об опасности во дни благополучия, утешает в лютую годину; он обличает сильных мира сего, а сам бывает презираем, он странник здесь. Иногда пророк сам хочет освободиться от своего пророческого бремени, тяжко оно ему. Пророк не подотчетен людям, он не ими поставляется и не ими упраздняется, но он страдает за народ. Пророк возвещает будущее, учит верить и жить, открывает тайны учения Торы. Но при всей значимости служения ветхозаветных пророков, это было только предслужение имевшего прийти Пророка. Сколько ни приходило пророков, народ Божий ожидал еще приход Того, особенного Пророка. Это чаяние основывалось на предвозвещении великого Моисея (Моше): Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой, – Его слушайте ( Втор. 18:15 ). Предвозвещение Моисея само является пророчеством с двойным объектом. Во-первых, Бог предвозвещает через Моисея появление в Израиле целой плеяды нави – Самуила и пророков. Все они, как и Моисей, будут говорить богооткровенным словом. Во-вторых, Бог воздвигнет венчающего эту плеяду пророков Пророка Нового Завета, Который, как некогда Моисей, даст новый закон, новое служение, заключив, как Посредник, с народом Новый Завет. Всегда ли иудейское сознание четко осознавало, что грядущий Царь-Мессия, загадочный Первосвященник по чину Мелхиседека и ожидаемый Пророк, будет одним и тем же лицом? А может, было и много неясного, неосознаваемого во всех этих ожиданиях. Но понималось, что этот исключительный ожидаемый Пророк не просто будет пророчествовать, а совершит именно нечто совсем новое. И когда весть о Царстве Божием, пришедшем в силе, уже звучала на Обетованной Земле из уст Назарянина, народ иудейский ждал Пророка, чувствовал, – а не Этот ли Он и есть! Об этом многократно свидетельствует Евангелие. Священники и левиты спрашивали Иоанна Крестителя: Что же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? ( Ин. 1:21 ). Характерно, что о том, Тот ли он Пророк, иудеи спросили Иоанна уже после того, как он сказал, что он не Христос. Тот Пророк и Христос запутывались в понятиях иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010