Между тем наступал вечер и приблизилось время вечернего жертвоприношения. Жрецы отошли в сторону, а народ приблизился к Илии. Илия взял двенадцать камней по числу колен сынов Израилевых и соорудил из них жертвенник. Вокруг жертвенника он ископал ров. На жертвенник положил дрова, на дрова положил рассеченного надвое тельца. На все это он приказал вылить в три приема по четыре ведра воды. Ров наполнился водою. Когда все это было сделано, Илия обратился с молитвою к Богу, чтобы Господь совершил чудо и этим обратил к Себе сердца отпавшего от Него народа. Лишь только Илия закончил молитву, как ниспал с неба огонь, испепеливший и жертву и жертвенник. Чудо возымело свое действие. «Господь есть Бог , Господь есть Бог!» – закричал народ. По требованию Илии пророки вааловы были схвачены и все до одного умерщвлены. Вскоре же после этого небо сделалось мрачным от туч и от ветра, и пошел сильный дождь. Смущенный Ахав отправился в Израиль, а перед ним следовал Илия. Когда узнала о происшедшем Иезавель, то пришла в ярость и поклялась на завтрашний же день умертвить самого Илию. Илия бежал сначала в Вирсавию (на территории царства Иудейского), а затем дальше, в пустыню. Утомленный продолжительным путем, он сел под можжевеловым кустом и стал просить у Бога смерти себе: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих...» Зная Илию как строгого ревнителя о славе Господа, нетрудно представить переживаемое им душевное состояние. Он пришел в отчаяние, видя свое бессилие истребить идолослужение. Илия недоумевал, почему Господь, ниспосылая огонь на жертвенник, не истребил огнем идолослужителей. В печальных размышлениях Илия уснул под можжевеловым кустом; Проснулся он от прикосновения руки Ангела, который сказал ему: «Встань, ешь и пей». Илия увидел у своего изголовья печеную лепешку и кувшин воды. Эта чудесная находка помимо подкрепления физических сил Илии давала ему понять, что все происходящее совершается не без воли Божией. Но тогда пред Илией встал другой вопрос: в чем же смысл происходящего, как объяснить действия Божии, не постижимые для него; почему Господь предоставляет возможность оставлять сынам Израилевым завет Божий, разрушать жертвенники, убивать пророков Божиих. Как совместить Божественное правосудие с таким попустительством Иезавели и Ахаву чинить их беззаконные дела. Эти мысли одолевали Илию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Хотя ученики теперь и вполне убеждены были, что Иисус есть Мессия, но было общее верование у иудеев, что пророк Илия должен предварить явление Его и приготовить Ему путь, и потому они спросили Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». (Мф. 17, 10–13) Святой Иоанн Златоуст о вопросе учеников и об ответе Спасителя замечает: «Была молва о пришествии Христа и Илии, но они (книжники) несправедливо толковали ее. Писание повествует о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. Также пророки упоминают о том и о другом; они говорят, что предтечею второго из них будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею не потому, чтобы он был Илия, а потому, что Иоанн совершал служение Илии. Но книжники, сливая и то и другое и развращая народ, упоминали перед народом об этом только втором пришествии и говорили, что ежели сей есть Христос, то Илия должен предварить Его своим пришествием… Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда перед вторым Моим пришествием, но и ныне пришел Илия, называя этим именем Иоанна; этот Илия пришел, а ежели ты спрашиваешь о пророке Илии Фесвитянине, то он придет… чтобы убедить иудеев принять веру в Иисуса Христа и чтобы когда Христос придет, не все они совершенно погибли. Потому Он, приводя им это на память, сказал: “и устроит все”, то есть исправит неверие иудеев тогдашнего времени». 22 марта 2007 г. Рейтинг: 9.3 Голосов: 204 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 При устах двух или трех свидетелей считалось твердым всякое слово (см. Втор. 17, 6), следовательно трех учеников было достаточно для засвидетельствования о событии преображения Иисуса Христа. Гора эта не называется у евангелистов по имени, но древнее предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее, на юге от Назарета.

http://pravoslavie.ru/3081.html

Большинство из пророков проповедывало только устно. Пророков, оставивших свои писания, было 16. Из них Исаия, Иеремия, Иезекиль и Даниил, по величине написанных ими книг, называются большими, а прочие 12 – Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Михей, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия – малыми. 58. Пророк Илия Св. пророк Илия был родом из города Фесвы, почему и называется фесвитянином. С юных лет он посвятил себя на служение Богу: жил в пустыни, ходил в одежде из верблюжьего волоса, подпоясавшись кожаным ремнем. Илия жил при царе израильском Ахаве. Когда этот нечестивый царь ввел служение Ваалу и Астарте, пророк пришел к нему и от имени Божьего объявил: «за твое нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моему слову». Так и случилось. Началась страшная засуха; даже трава погибла, и настал голод. Илия в это время жил в пустыне, у одного ручья, куда вороны, по повелению Божию, приносили ему хлеб и мясо. Когда ручей высох, Илия пошел в языческий город Сарепту. У городских ворот он встретил бедную вдову, которая собирала дрова, и попросил у нее хлеба и воды. Женщина ответила: «у меня самой только и осталось, что горсть муки и немного масла; вот я пойду и приготовлю для себя и для сына моего, съедим это и умрем». Илия сказал ей: «не бойся! испеки прежде хлебец для меня, а для себя и сына испечешь после, потому что так говорит Господь Бог Израилев: ни мука в кадке, ни масло в кувшине не будут убывать у тебя, пока Господь не пошлет дождя на землю». Женщина поверила и сделала, как велел ей пророк. И действительно, ни мука, ни масло не убывали у нее во все время голода. Вскоре у этой же вдовы умер сын. Пророк Илия помолился Богу, и отрок воскрес. Три года с половиной продолжалась засуха. Народ стал раскаиваться, и Господь снова послал пророка к Ахаву низвести дождь на землю. По требованию Илии Ахав собрал на гору Кармил весь народ и всех жрецов вааловых. Илия сказал народу: «долго ли вам хромать на оба колена? Если Иегова есть Бог, то следуйте Ему, а если Ваал, то ему служите».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Жена Ахава Иезавель продолжила угрожать пророку, и он ушел в пустыню, где его кормил Ангел. Илия пророк с житием и деисусом. Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова. На горе Хорив после сильного ветра, землетрясения и огня Господь явился Илии в веянии тихого ветра и открыл, что Илия не один и еще 7000 израильтян не поклонились Ваалу. По слову Господа Илия призвал на пророческое служение Елисея, который стал ему помощником, а затем преемником. Во время последнего путешествия, когда Илия подошел к Иордану, его воды расступились. С Илией шел и Елисей. Он попросил его, чтобы Святой Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Потом огненная колесница унесла Илию на небо. Согласно книге пророка Малахии, Илия явится перед пришествием Мессии: «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 4: 5-6). Об этом же сказано в Евангелии от Луки (1:17). По словам Самого Христа, это пророчество исполнилось в Иоанне Крестителе, который пришел «в духе и силе Илии» (Мф 11:14, Мк 9:13). Пророк Илия – один из свидетелей преображения Господня (Мф 17:3), который говорил с Ним о Его исходе. В Послании апостола Иакова он приведен как пример человека, по искренней молитве которого пошел дождь ( Ива 5:17), то есть как пример веры в Бога. Поговорка «Петр Павел час убавил, Илия пророк два уволок» не имеет никакой связи со Священным Писанием и не говорит об особенных отношениях апостолов или пророка со временем, а просто констатирует факт, что после праздника апостолов (12 июля) темнеть начинает на час раньше, а после праздника пророка Илии пророка (2 августа) - на два часа раньше. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/kto-takoy-iliya-v-biblii....

- Тогда Илия проклял их, и на их земле три с половиной года не было дождя. Сам пророк в это время, повинуясь гласу Божию, пошел к потоку Хорафа, что возле Иордана, пил воду из него, а ворон приносил ему пищу утром и вечером (3 Цар. 17:2-6). Когда источник пересох, Бог велел Илии идти в Сарепту Сидонскую. Там в доме одной вдовы он прожил три года. Потом по воле Божией снова явился Ахаву и предложил собрать всех жрецов Ваала, чтобы проверить, по чьей молитве - его или лжепророков - огонь сойдет с неба. А народу сказал: " Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте " (3 Цар. 18:21). Лжепророки стали молиться Ваалу, ничего у них не получилось, огонь не сошел, а когда помолился Илия, сошел и опалил жертвенного тельца. Вскоре начался долгожданный дождь. Народ понял, что Бог Илии - истинный, и всех лжепророков убили. Иезавель за это стала преследовать пророка, чтобы убить его. Илия, будучи немощным как человек, испугался и отправился на гору Синай, где Господь дал Закон народу израильскому. Сорок дней он шел до этой горы, и там в пещере Господь еще раз ему явился и спросил, почему он не хочет дальше исполнять пророческую миссию. Илия ответил: " Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих " (3 Цар. 19:4). Господь велел ему выполнить еще несколько условий, после чего Он посвятит в пророки Елисея, ученика Илии, а сам Илия будет ждать кончины. Пророк все исполнил, а сам как неожиданно появился, так неожиданно и исчез: когда Илия и Елисей шли по дороге и беседовали, " вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо " (4 Цар. 2:11). Мы знаем только двоих пророков, Еноха и Илию, которые не попали в преисподнюю, а сразу оказались на небе, чтобы исполнить еще одну миссию в конце времен " . " Многие иудеи считали, что именно Илия должен указать на Мессию. Но оказалось, что это сделал другой пророк, Иоанн Креститель, который пришел в духе Илии: тоже был пустынником, строгим аскетом.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Пророк Илия жил при царе Ахаве. Ахав был плохим царем и совсем забыл Бога. Ахав и его жрецы придумали себе многих разных богов и главного из них назвали Ваал. Они устраивали своим божкам торжественные службы. Однажды пришел к Ахаву пророк Илия и грозно сказал ему: – Если ты не раскаешься, и не будешь молиться истинному Богу, наступит страшная засуха в твоей стране. Долго не будет дождя, и даже роса не выпадет. Испугался Ахав, но решил, что он обратится к своим богам, тем богам, которых сам выдумал, и прогнал пророка. Но все произошло в точности, как говорил пророк Илия. День за днем не было дождя, солнце палило, дул знойный ветер, трава пожелтела, деревья и кусты высохли, не было воды в ручьях и речках. Снова пришел пророк Илия к царю. –Долго ли ты будешь хромать на оба колена? – сказал он. – Доколе ты будешь молиться своим придуманным богам? Разгневался царь Ахав, но пророк Илия сказал ему: – Сделаем так: созови всех твоих жрецов и весь народ на эту гору. Мы построим там два жертвенника, положим на них дрова, а на дрова – наши дары Богу, но мы не будем зажигать огня. Я помолюсь Богу, а твои жрецы пусть молятся своим богам. Мы увидим, чей костер загорится, и так узнаем, кто верит в истинного Бога. Согласился царь Ахав. Собрались все люди. Жрецы придуманного бога, которого звали Ваал, построили жертвенник, сложили на нем костер и начали петь песни Ваалу, чтобы он послал свой огонь на костер. С утра до полудня кричали и плясали они, но ответа не было. Они продолжали петь и кричать до самого вечера, но ничего не случилось. Тогда пророк Илия позвал людей. Он сложил жертвенник из двенадцати камней, потому что народ состоял из двенадцати племен – колен сынов Израилевых. На жертвенник он положил дрова, а на дрова положил свой дар Богу. Потом он выкопал канаву вокруг жертвенника и повелел людям наполнить ее водой. Начинало вечереть, когда пророк Илия стал молиться Богу: – Господи Боже! – говорил он. – Пусть люди узнают, что Ты – Бог наш, и я служу Тебе... Услышь меня, Боже...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

17, 1–24. Когда идолопоклонство, насаждаемое Иезавелью, широко распространилось среди израильтян, пред Ахавом внезапно предстал пророк Илия Фесвитянин (из галаадского города Фесв) и возвестил ему о засухе в его царстве: «жив Господь Бог Израилев... в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову поему» (17, l). После этого Илия, по повелению Божию, удалился сначала к потоку Хораф за Иорданом (17, 2–7), затем в Сарепту, приморский городок между Тиром и Сидоном в Финикии. Здесь Илия был в большей безопасности от преследований Ахава, который искал пророка по всей территории северного царства и в сопредельных государствах, а также от ярости Иезавели, в годы засухи истреблявшей ревностных проповедников ягвизма – пророков Господних (18, 4–8). В Сарепте Илия вознаграждает гостеприимство бедной вдовы умножением хлеба и масла (муки и елея) и воскрешением ее неожиданно умершего сына (17, 8–24). 18, 1–19. Возвращение Илии. Через три с половиной года ( Лк. 4, 25 ), когда наказание принесло свои плоды, Илия, по повелению Божию, возвращается в Израиль и предстает пред Ахавом. Царь встретил его грозными словами, как виновника бедствий израильтян: «Ты ли это смущающий Израиля?» «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, – отвечал Илия, – тем что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам». Бесстрашно обличив царя в отступлении от Ягве и насаждении ваализма, Илия перешел к осуществлению своей главной цели, состоявшей в том, чтобы помочь неверному Израилю вновь обрести Бога Завета. В жизни израильтян наступил великий религиозный кризис. Израиль колебался между служением живому Богу и служением Ваалу, «хромал на оба колена», по образному выражению Илии; но он еще не совсем предался идолопоклонству, насажденному Иезавелью при попустительстве Ахава. Годы засухи подействовали на израильтян отрезвляюще. Они свидетельствовали о богооставленности Израиля, и одновременно – о бессилии Ваала, который считался богом плодородия. Израильтяне теперь более, чем когда-либо, были подготовлены к тому опыту, который имел ввиду пророк. Илия предлагает Ахаву собрать на гору Кармил «весь Израиль», разумеется в лице его представителей, а также пророков Ваала и Астарты,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

82 . И приказал пророк Илия царю Ахаву собрать весь народ на гору Кармил и 450 лживых пророков Вааловых и 400 пророков Иезавелиных ( 3Цар.18:1819 ). 83 . И сказал Илия народу: Я один остался пророк Господень ( 3Цар.18:22 ). 84 . Пусть Вааловы пророки приготовят жертвы и я, призывающий имя Бога Вседержителя. И тот Бог, Который даст ответ огнем, есть Бог истинный ( 3Цар.18:2324 ). 85 . И служители Ваала приготовили тельца и призывали от утра до полудня: Ваале, услыши нас! И кололи себя ножами, и кровь лилась, и не было ответа ( 3Цар.18:2526 ). 86 . А Илия смеялся над ними и говорил: Кричите громче, ибо Ваал ваш задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется ( 3Цар.18:2629 ). 87 . И подозвал Илия народ к себе, и поставил жертвенник Господень, и взял 12 камней, и выкопал ров, и положил дрова, и на них тельца, и вылили 12 ведер воды, и ров наполнился водою ( 3Цар.18:3035 ). 88 . И воззвал Илия на небо: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня в огне! Да познают, что Ты един Бог ( 3Цар.18:36 ). 89 . И ниспал огонь Господень и пожег всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! ( 3Цар.18:3839 ). 90 . И сказал народу Илия: схватите лживых пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там ( 3Цар.18:40 ). 91 . А Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и молился о дожде и о народе ( 3Цар.18:42 ). 92 . И была на Илии рука Господня, и по молитве его небо стало мрачно от туч и ветра, и большой пошел дождь, и все заплакали, и наполнились реки, и зазеленели поля, и напиталась земля и дала плоды свои ( 3Цар.18:4546 ). 93 . Пророки открывают величие славы Божией и добра, и правды Божией. Бог ревнитель Своей славы, ибо Он сотворил вселенную, человека, дал ему дух бессмертный, душу, различающую добро и зло, имеющую свободу и самовластие, познающую истину и ложь. Бог дал человеку для жизни духовные и материальные блага, и свет солнца, и тепло, и воздух, и воду, и плоды земли, и богатства лесов, морей и рек, и человек должен быть благодарным своему Творцу и жить в святости, благочестии, мире, трудолюбии, доброделании. И тогда открывается жизнь с Богом, и благословляется человек и в земной жизни, и в вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Илия Илия (мой Бог – моя крепость, или Бог есть Господь), фесвитянин, из галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском ( III Цap. XVII, 1 ). В первый раз мы встречаем Илию в III кн. Царств ( III Цap.XVII, 1 ) перед Ахавом с грозным предвестием ему трехлетнего с половиной бездождия и вследствие сего – голода. Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (Ср. Лk. IV, 25 , Uak. V, 17 ). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами ( III Цap.XVII, 5, 6 ). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту – селение на финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь , в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по-гречески: Chereion (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер, и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим ( III Цap. XVII ). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдией, искал где-либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. Ты ли это смущающий Израиля? воскликнул Ахав при виде пророка. Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов ( III Цap.XVIII, 17, 18 ), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Сказано: «схватили их»; в этих словах ясно видно, что Илия повелевал народом. Поэтому и следующие слова: «заколол их» (Илия) нет надобности толковать, что он собственноручно убил их. Очевидно в этот момент царь и повелитель народа Илия делает только распоряжения, которые беспрекословно исполняются. Жрецы в числе 850 человек схвачены Израильтянами, которые сводят их вниз с горы к потоку в долине и здесь убивают их. Так говорит и Флавий Иосиф (Древности VIII, 7), – что пророки Ваала были убиты народом по повелению пророка Господня Илии. Между тем наверху Кармила по обычаю после жертвоприношения устроена была трапеза 793 . «И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя» (41 ст.). «И пошел Ахав есть и пить» (ст. 42). Ахав беспрекословно повинуется пророку и с непостижимым равнодушием к участи «пророков Вааловых и дубравных», покровительствуемых его женою, идет принять участие в приготовленном пиршестве. Сам же пророк Илия «взошел наверх Кармила и наклонился к земле и положил лице свое между коленами своими. И сказал отроку своему: пойди и посмотри к морю». Тот пошел и посмотрел и сказал: ничего нет. Он сказал: «продолжай это до семи раз» (ст. 42–43). Илия восходит на самый верх горы. По всей вероятности трапеза устроена была около лесного источника, о котором мы выше говорили, по словам путешественников; Илия же подымается к той высшей точке, где стоял древний жертвенник Господень и около которого сложен был из двенадцати камней жертвенник самим пророком. Мы упоминали также выше, говоря об этой местности, что с нее видна с одной стороны Ездрелонская долина, а к западу можно рассмотреть море. Здесь пророк погружается в духовное созерцание и горячую умственную молитву, ожидая повелевая Божия по слову Его о даровании дождя (3 Ц. XVIII, 1). Вознося к Господу Богу моления свои, он приказывает между тем служителю своему смотреть на далекий запад, на море. Шесть раз отрок смотрит на запад и, не видя ничего, докладывает о том пророку, который, как все святые и верные слуги Господа, испытывается в вере своей, и продолжает молиться, зная, что «не изнеможет у Бога всяк глагол» 794 . Наконец в седьмой раз служитель Илии докладывает пророку, что «вот небольшое облако поднимается от моря величиною в ладонь человеческую» (ст. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010