§ 2. Показание о Святых Отцах по обычаю Святой Восточной Церкви молившихся троеперстным сложением еще в древнейшие времена, за многие столетия до Святейшего Никона Московского Патриарха, мы имеем у нетленных мощей Угодников Божиих, почивающих в пещерах Киевопечерской Лавры на вскрытии, а именно: у Преподобных Отцов Илии Муромца 34 и у Иосифа Многоболезненного. Еще у Алимпия Иконописца, скончавшегося во II столетии по P.X. – У сих Отцов на персех лежащие руки, сложение имеют троеперстное, так как и ныне все православные Христиане слагают. Вот ясные и достоверные признаки, что в древния времена все православные Христиане молились троеперстным сложением, а не двуперстным. " Сверх 35 сего указываю тебе на руку мощей Преподобнаго Спиридона Просфорника, преставившегося в 12 столетии, почивающего открыто в ближних пещерах Киевопечерской Лавры. Три первые перста руки его совершенно сложены православным молитвенным перстосложением, а два последние пригнуты. Достоверный самовидец сей святыни, который мне недавно о ней писал, видно знает недоверчивость глаголемых старообрядцев, и опасается, чтобы не сказали, не изменено ли сие перстосложение каким-нибудь образом: потому, в отвращение сего подозрения он прибавляет, что сия рука сложена крепко: и что если бы кто захотел дать иное положение перстам её, тот, вероятно, скорее бы переломил их, нежели исполнил бы желаемое. Такое состояние руки показывает, что ея перстосложение остается доныне точно так, как оно было при кончине Преподобнаго, по обычному употреблению онаго в молитве. Вот тебе доказательство очевидное. Изволь идти, и смотреть.» До зде из Христианского Чтения. Нетленныя мощи Преподобных Отец покоятся: Иосифа Многоболезненного в дальних, Илии Муромца и Алимпия Иконописца – в ближних пещерах. § 3. О Угодниках Божиих, бывших после Никона Патриарха Московскаго, молившихся троеперстным сложением, которых по смерти, по законном церковной властью исследовании, тела оказались, благодатию Божиею, нетленными и различные чудотворения производят над приходящими к ним с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Хотелось бы все же напомнить молодому зрителю, на которого рассчитана трилогия, о ком собственно в ней идет речь. И что, видимо, теперь надолго останется за кадром, т.к. в ближайшие годы обращаться к теме богатырей, видимо, никто уже не станет… Итак. У былинных богатырей есть вполне реальные исторические прототипы. Герой первого по времени выпуска - Алёша Попович считается фольклорным отображением образа суздальского боярина Александра (Олеши) Поповича, служившего верой и правдой князю Всеволоду Большое Гнездо и его сыну Константину. После смерти Константина (1218 г.) в результате междоусобной распри с братом Юрием, Александр отъехал к великому князю киевскому Мстиславу Старому и погиб вместе с ним в битве при Калке (1223 г.), когда русские князья, объединившись с половцами, пытались остановить шествие монгольских орд. Добрыня Никитич, герой второй части трилогии, имеет прототипа в лице родного дяди (брата матери) князя Владимира Святого, сыгравшего столь важную роль в его вокняжении и последующем правлении. Интересна точка зрения русского историка XIX в. Д.И. Прозоровского, считавшего Добрыню и Малушу (последнюю жену Святослава и мать Владимира) детьми древлянского князя Мала, восставшего в 945 г. против Игоря и наказанного затем Ольгой за убийство мужа - пленением, заточением (под именем Малко Любчанина) и рабством детей. Прозоровский увидел в этом объяснение странной для сына рабыни («робичича») судьбы Владимира, получившего в конце концов удел (Великий Новгород) наравне с законными сыновьями Святослава - Ярополком и Олегом. Как известно, дети от многочисленных княжеских наложниц на удельное наследство никогда не претендовали. И никогда бы не признали новгородские бояре власть Добрыни, бывшего регентом при малолетнем Владимире, если бы он был рабского, а не равного им, происхождения. Прототипом же главного русского богатыря, Ильи Муромца, считается муромский силач Чоботок, принявший монашество в Киево-Печерской Лавре с именем Илии (XII в.). В 1643 г. он был прославлен Церковью как Преподобный Илия Муромец. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей Преподобного Илии. При росте 177 см (поистине богатырском для тех времен) у Ильи Муромца были обнаружены признаки заболевания позвоночника (согласно былинам богатырь был недвижим от рождения до 33 лет) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти стал удар острого орудия (копья или меча) в грудь, смерть наступила в возрасте около 40 -55 лет. Предположительно Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 г., когда Киево-Печерская Лавра была разгромлена половецкими союзниками Рюрика. Они перепутали Добрыню с Бэтменом

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Даль был одним из тех немногих иностранцев, которые поняли, полюбили и даже стали изучать и описывать … Святую Русь! До сих пор имя Даля мы связываем с этнографическими его находками, с исследованием русских областных наречий, обычаев, народных обрядов. Но главное в том, что Даль полюбил в русском человеке его… Православие. Святая Русь, хотя он и был иноземцем, не стала для него чуждой абстракцией. Он весь проникся ею. Религиозные воззрения и проявления русского народного духа – вот главный стержень его произведений. Именно из Православия выводил Даль многие величественно-богатырские, самые широкие и яркие черты русского национального характера. Илья Муромец у него не просто – легендарный богатырь, обладающий немереной силой и побивающий врагов Руси великой. В той сказке-легенде, которую предлагает своим читателям Даль, Илья Муромец – прежде всего глубоко религиозная личность, делами и словами его руководит Сам Господь Бог. Илья – плоть от плоти и сильный заступник Святой Руси. Даль несомненно связывал образ Ильи Муромца с личностью преподобного Илии, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской лавре. Паломник XVI века, некто Леонтий, в своих записках говорит: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением». Преподобный Илия был канонизирован в 1643 году. Угодник Божий преподобный Илия (Муромец) имел прозвание Чоботок (по другим источникам – фамилию Чоботов). Он жил в XII веке. В детстве страдал тяжелой болезнью и был недвижим. После исцеления пошел на службу к Киевскому князю воеводой. После легендарных воинских подвигов, в расцвете лет (судя по всему, около сорока) он ушел в монастырь и скончался, будучи иноком Киево-Печерской лавры, около 1188 года. Проведенная учеными экспертиза мощей определяет его возраст в 40 – 45 лет и подтверждает паралич преподобного Илии в детстве и тяжелые воинские раны. Почивает преподобный Илия, сложив правую кисть руки в троеперстии. Память его чтится церковью 1 января.

http://pravoslavie.ru/36558.html

В подмосковной Власихе молитвенно почтили память протоиерея Михаила Васильева в годовщину его трагической гибели 08.11.2023 14:17:20 МОСКВА 6 ноября 2023 года исполнился год со дня кончины клирика Московской (городской) епархии, настоятеля храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца в пос. Власиха Московской области — Патриаршего подворья при штабе Ракетных войск стратегического назначения протоиерея Михаила Васильева. В этот день Божественную литургию в храме вмц. Варвары и прп. Илии Муромца совершил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма, ключарь Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации протоиерей Александр Солдатенков, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках г. Москвы — главного храма Воздушно-десантных войск иерей Сергий Якименко, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы протоиерей Александр Березовский, клирики храма и приглашенное духовенство. В храме присутствовали глава городского округа Власиха Герман Потапчук, заместитель командующего РВСН по военно-политической работе генерал-майор Андрей Коробов, заместитель командующего ВДВ по работе с личным составом генерал-майор Виктор Купчишин. По окончании Литургии митрополит Кирилл совершил панихиду на могиле протоиерея Михаила Васильева за алтарной частью храма. После богослужения владыка Кирилл произнес проповедь. Архиерей отметил особое значение подвига веры и любви, проявленного протоиереем Михаилом Васильевым, другими пастырями и воинами при защите России. «Многие люди уходят раньше, они приносят большую жертву — свою жизнь, для того чтобы мы могли жить в мире, спокойно, в нашей дорогой стране, с нашей верой, с нашими традициями, с нашей традиционной семьей, в границах нашего великого Отечества», — сказал, в частности, архиерей. Победа.ru / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/11/08/v-podmosko...

Архив Пн В подмосковной Власихе молитвенно почтили память протоиерея Михаила Васильева в годовщину его трагической гибели 7 ноября 2023 г. 16:49 6 ноября 2023 года исполнился год со дня кончины клирика Московской (городской) епархии , настоятеля храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца в пос. Власиха Московской области — Патриаршего подворья при штабе Ракетных войск стратегического назначения протоиерея Михаила Васильева. В этот день Божественную литургию в храме вмц. Варвары и прп. Илии Муромца совершил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма, ключарь Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации протоиерей Александр Солдатенков, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках г. Москвы — главного храма Воздушно-десантных войск иерей Сергий Якименко, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы протоиерей Александр Березовский, клирики храма и приглашенное духовенство. В храме присутствовали глава городского округа Власиха Герман Потапчук, заместитель командующего РВСН по военно-политической работе генерал-майор Андрей Коробов, заместитель командующего ВДВ по работе с личным составом генерал-майор Виктор Купчишин. По окончании Литургии митрополит Кирилл совершил панихиду на могиле протоиерея Михаила Васильева за алтарной частью храма. После богослужения владыка Кирилл произнес проповедь. Архиерей отметил особое значение подвига веры и любви, проявленного протоиереем Михаилом Васильевым, другими пастырями и воинами при защите России. «Многие люди уходят раньше, они приносят большую жертву — свою жизнь, для того чтобы мы могли жить в мире, спокойно, в нашей дорогой стране, с нашей верой, с нашими традициями, с нашей традиционной семьей, в границах нашего великого Отечества», — сказал, в частности, архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/6075222.ht...

«Что вы сидите в этих храмах? Идите к людям!» Нужно ли священнику стараться понравиться прихожанам Если грести с ними листья и ходить в спортзалы – чего можно добиться 29 июня, 2019 Если грести с ними листья и ходить в спортзалы – чего можно добиться «Нужна ли в Церкви мультистилевая проповедь?» — «Правмир» продолжает серию публикаций лучших выступлений, прозвучавших в мае 2019 года на ежегодной конференции Синодального молодежного отдела Украинской Православной Церкви. Эти форумы проводятся с 2011 года весной и осенью на берегу моря и каждый раз собирают около 100 священнослужителей и мирян, работающих с молодежью в регионах. Предлагаем вам дискуссионный доклад настоятеля храма во имя преподобного Илии Муромца в Киеве, духовника молодежной скаутской организации «Дружина Илии Муромца» протоиерея Владимира Тукало. Что у священника на первом месте Мультистилевая, то есть разноформатная, проповедь — идея не новая. Наши друзья-католики гораздо раньше до этого додумались: пошли навстречу обществу, чтобы снова привлечь людей в свои храмы. Мы сейчас столкнулись примерно с той же проблемой. Из-за огромного количества информационного мусора и нагнетания в средствах массовой информации люди от Церкви отворачиваются, уходят, и мы начинаем искать новые пути к ним. Католики этих путей нашли довольно много. На первый взгляд, все очень просто — священники идут в массы: убирают парки, играют с детьми, приходят в школы, в спортзалы и так далее. Это дало результат и эффект, но — на некоторое время. А дальше мы видим, что множество католических монастырей просто сдаются в аренду как залы для вечеринок, спортивных праздников и тому подобное. Лет десять назад к нам приезжала из Дании группа священников, и они сказали: «Вы хотите монастырь? Пожалуйста, у нас есть. В пригороде такого-то города пустует монастырь, приезжайте, занимайте, молитесь там». Вплоть до такого. Возьмем Францию, в которой сами люди сжигают храмы, потому что денег на их обслуживание требуется гораздо больше, чем община может себе позволить. Западный мир уже дошел до этого.

http://pravmir.ru/chto-vy-sidite-v-etih-...

Святейший Патриарх Алексий поздравил ракетчиков с профессиональным праздником 17 декабря 2005 г. 18:47 17 декабря, в день праздника святой великомученицы Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен в храме в честь преподобного Илии Муромца и святой великомученицы Варвары при гарнизоне Штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковном поселке Власиха. Его Святейшеству сослужил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий . На богослужении присутствовали командующий РВСН генерал-полковник Николай Евгеньевич Соловцов, командование РВСН, курсанты Военной академии имени Петра Великого, личный состав гарнизона, члены семей военнослужащих. По окончании молебна Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил участников богослужения с днем памяти великомученицы Варвары и профессиональным праздником воинов-ракетчиков. Святейший Патриарх Алексий передал командующему РВСН генерал-полковнику Н.Е.Соловцову именной комплект медалей, выпущенных Русской Православной Церковью в память о праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. За вклад в укрепление духовных основ воинского служения Отечеству Предстоятель Русской Православной Церкви наградил орденом святого благоверного князя Димитрия Донского (III степени) начальника Управления боевой подготовки РВСН генерал-майора В.М. Щербовича и заместителя начальника Штаба РВСН, начальника гарнизона во Власихе генерал-майора К.В. Свидерского. Святейший Патриарх вручил церковные награды ряду тружеников храма в честь преподобного Илии Муромца и святой великомученицы Варвары. В связи с завершением росписи интерьера храма Его Святейшество передал икону святой великомученицы Варвары с памятной надписью благотворителю А.Р. Меламуду. Затем Святейший Патриарх Алексий и командующий РВСН генерал-полковник Н.Е. Соловцов вышли на площадь перед храмом, где обратились с приветствиями к воинам ракетных войск. Ракетные войска стратегического назначения были созданы 46 лет назад. Это событие совпало с праздником св. вмч. Варвары, которая считается небесной покровительницей ракетных войск. Иконы св. Варвары есть во всех частях РВСН. НТВ/Седмица.ru/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/70495.html

Во Владивостоке освятили памятник преподобному Илии Муромцу Владивосток, 30 мая 2012 г. Святой прп. Илия Печерский (Муромец) почитается как небесный покровитель российского воинства и пограничников. «На дальних рубежах Отчизны мы поставили памятник богатырю духа и тела. Россия жива такими богатырями, каким был преподобный Илия Печерский (Муромец). Его мощи хранятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Частицы этих мощей были доставлены в Саратовскую митрополию, а теперь привезены и к нам. Таким образом, святой Илия присутствует с нами духовно. Здесь частица его мощей. И его памятник. По молитвам святого Илии к Богу, да пребудут Дальневосточные границы нашего Отечества в мире», сказал в своем архипастырском слове митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, в сослужении клира Владивостокской епархии, руководителей Владивостокского благочиния и отделов Епархиального управления, настоятелей храмов, совершивший 29 мая 2012 года освящение памятника преподобному Илии Печерскому (Муромцу). В церемонии освящения и открытия памятника приняли участие: глава Владивостока Игорь Сергеевич Пушкарев и руководитель Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю генерал-майор Николай Николаевич Гусев. Памятник святому был на днях установлен в Адмиральском сквере Владивостока, рядом с храмом св. апостолу Андрею Первозванному и Триумфальной Николаевской Аркой. На церемонии присутствовал руководитель строительной компании " Стимэкс " , соорудившей памятник, Владимир Александрович Вопилов " ; и скульптор Константин Зинич . Специально к освящению памятника во Владивосток доставлена частица мощей св. прп. Илии Печерского (Муромца). Во время совершения чина освящения, ковчег с частицей мощей святого защитника земли Русской находился у памятника, а затем был перенесен в храм св. апостола Андрея Первозванного на Корабельной набережной. За богослужением молились сотни горожан, десятки ветеранов и юных участников патриотических клубов; присутствовал личный состав подразделения Погрануправления, накануне отметивший День пограничника; были выставлены почетные часовые, сообщает пресс-служба Владивостокской епархии. 30 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53891.html

в) Больший и важнейший Собор, на котором были три православные Патриарха, имевшие полномочие от двух остальных Восточных Патриархов, в 1667 году признал означенное определение Стоглавного Собора о перстосложении для крестного знамения и благословения писанным неразсудно, простотою и невежеством, и положенное на нем проклятие на крестящихся треперстно как положенное также без разсуждения и неправедно, отменил 955 . г) За всем сим Стоглавный Собор для крестного знамения и благословения сперва требует сложения не двух перстов, как требовали ваши предки и как требуете вы, но пяти перстов. Он говорит: «ко крестному воображению большой палец да два нижних во едино совокупи, а верхний перст с средним совокули, простер, мало нагнув». Но сказав такие слова, Стогл. Собор тотчас, сам себе противореча, говорит: «тако благословити Святителем и Иереом, и на себя крестное знамение рукою возлагати двема персты». Такое доказательство только стыдит само себя, и истинно ничтожно. ж) Свидетельство от св. Мощей преп. Илии Муромца и Иосифа многоболезненного, почивающих в пещерах Киевских. Писатель Поморских ответов говорит именно так: «В пещере преподобного Феодосия почивает нетленен Илия Муромец, на персех согбене руце в десней руце сложены имея персты, якоже знаменуются, двема перстома. В той же пещере почивает преподобный Иосиф многоболезненный, руце имея на персех согбене, в деснице сложение перст имеет три персты, палец с двема совокуплены, а указательный и средний сложена якоже знаменаемся» 956 . Это свидетельство также не доказывает того, что хотят им доказать ваши наставники. Ибо у обеих означенных рук большой перст не сложен, по вашему, с четвертым и пятым, а напротив того он у обоих преподобных лежит среди перстов среднего и указательного, именно так: Таким образом ясно, что у обоих преподобных, Ильи Муромца и Иосифа Многоболезненного, во время их жизни, персты слагались для молитвенного креста точно так, как они слагаются в Православной Церкви ныне. Теперь у их рук надлежащего перстосложения нет, явно, только потому, что смерть, обыкновенно выпрямляющая у своих жертв все члены, выпрямила указательный и средний перст и у сих преподобных посему и отделила их от перста большого, который впрочем лежит наклонно к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Практически аналогичной является и церковная версия, согласно которой, исцеление Ильи – это чудо, которое даровал ему Бог. Избранность Илии Муромца, согласно данной версии – от Бога. Сила дается ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и приказывают принести им воды. Он не прекословит, не говорит о болезни, а пытается исполнить их волю и… неожиданно для себя встает. Сидевший до этого на печи тридцать лет Илия встает и приносит им целое ведро воды. Выпей сам, – говорят старцы. Он послушно выпивает. Что ты в себе слышишь? Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли. Принеси еще ведро. Илия приносит. Выпей и это ведро, – говорят ему старцы. Что в себе слышишь теперь? Если бы кольцо ввернуть в землю, – отвечает Илья, – я бы повернул землю. Это много, – говорят ему. Принеси третье ведро. Выпив из третьего ведра, силы у Ильи стало меньше. Будет с тебя и этого, – говорят старцы Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам. В русском эпосе первые подвиги Ильи Муромца были связаны с работой землепашца: он расчищал землю от огромных корней и камней, помогая людям возделывать её и получать урожай. В благодарность за чудесное исцеление Илья выкорчевал дубы и заложил на высоком берегу Оки деревянную церковь. После он собирается отправиться в путь, чтобы совершать другие подвиги. Но прежде просит благословения родителей. Этот сюжет очень распространён в русских былинах – многие сказы об Илье Муромце начинаются именно с эпизода благословения родителей, а иногда ему посвящены и отдельные былины. Важно при этом понимать, что само по себе благословление предполагало не прощание, а напутствие и наставление на свершение определенных действий и поступков. Илья получил от своих родителей благословление не на то, чтобы просто уехать и поступить на службу к киевскому князю, а поступить на охрану и вооруженную защиту Земли Русской. Киевский же князь в данном случае являлся главой Древнерусского государства, и непосредственно был ответственен за обеспечение его безопасности и организацию защиты рубежей.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/ilya_m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010