В былинах об Илье Муромце появляются новые важные мотивы, которых нет в произведениях более ранних. Например, Илья получает свою силушку от калик перехожих, странников, а согласно словарю Владимира Даля, калика – это богатырь во смирении, в убожестве, нищенствующий богатырь. В цикле былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче уже заметно выражена христианская идея самоотречения и полного нестяжания, они служат не ради награды или денег, у них часто трудные отношения с князем. Икона святого преподобного Илии Муромца Согласно преданию, перед кончиной Илья постригся в монахи; позже его причислили к лику святых, а мощи прп. Илии Муромца пребывали нетленными в Киево-Печерской лавре, в Ближних (Антониевых) пещерах, о чем сохранились свидетельства XVI и начала XVIII века. Имя его есть в церковном календаре, а празднование совершается Церковью дважды в год: 28 сентября и 19 декабря. Если Святогор или другие богатыри дохристианского цикла былин охраняют родную землю, демонстрируют свою силу, удаль, свое превосходство над противником (кем бы он ни был), то, начиная с Ильи Муромца и его соратников, богатыри в былинах ходят в церковь (Кирша 1977:44,95,132), молятся перед иконами (Кирша 1977:11,79,102,109, 111,118,128,131), умеют особым образом возложить на себя крестное знамение, венчаются в церкви, совершают паломничества по святым местам вплоть до Иерусалима и Царьграда, испрашивают благословение у отца с матерью, благословляют пищу перед едой (Кирша 1977:86,91,128,185). Богатыри надеются на свою силу, воинскую доблесть и удаль, но перед боем они уже призывают на помощь Бога и святых, и их молитвы " доходны " к Богу. Приведем только один пример из былины об Алеше Поповиче: Тут Алеша всю ночь не спал, Молился Богу со слезами: " Создай, Боже, тучу грозную, А и тучи-то с градом дождя! " Алешины молитвы доходны ко Христу. Дает Господь Бог тучу с градом дождя, Замочила Тугарина крылья бумажныя, Падает Тугарин, как собака, на сыру землю… (Кирша 1977:104) Алеша Попович (Картина В.М. Васнецова " Три Богатыря " ) Богатырям покровительствуют святые и являются им наяву или во сне; так например, " гостю " Садко неоднократно является свт. Николай Чудотворец (Кирша 1977:180-181). И ездят богатыри не просто по Руси, а по Святой Руси, и сражаются они уже не просто за родную землю, а " за святорусскую землю " (Былины 1986:57,110,119,368,369,413,414 и др.).

http://pravoslavie.ru/296.html

По мнению В. Ф. Миллера, белорус. Себеж мог появиться в былинах об И. М. в XVI-XVII вв., когда Русское гос-во вело борьбу с Польшей за этот пограничный город. Заканчивается былина об И. М. и Соловье-разбойнике рассказом об испытании богатыря в Киеве. Кн. Владимир щедро наградил И. М. В некоторых былинах себежской версии говорится, что И. М. привез в Киев родителей, женился и благополучно дожил до старости. В др. текстах сказано, что Владимир отпустил И. М. «постихся» (Памятники русского фольклора. С. 41). Достаточно старым (в частности, отразившимся в письме Филона Кмиты 1574 г.) является былинный сюжет о конфликте И. М. с кн. владимиром, не почтившим богатыря. Иногда тексты себежской версии содержат рассказ о победе И. М. над Тухманом-царем (сюжет не известен в устном народном творчестве), в черниговских текстах таким добавлением является рассказ о победе над «Идолищем поганым». В устных былинах конец жизни И. М. либо представлен как окаменение в скале, либо связан с киевскими пещерами. Согласно достаточно поздней онежской былине «О трех поездочках Ильи Муромца», «когда состроил стар церкву индейскую, да начал строить церковь пещерскую, тутова стар и окаменел». Завершают былину слова: «да к тому стиху и славы поют» ( Киреевский. 1868. С. 89). В др. былине рассказывается о том, как, найдя «живот-богачество», И. М. «воздвигнул живот во славный Киев град/И построил он церковь соборную/Тут Илья и окаменел/И поныне его мощи нетленныя» ( Рыбников. 1864. Т. 3. С. 53). Рака с мощами прп. Илии Муромца (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Рака с мощами прп. Илии Муромца (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Во всех былинах И. М. выступает защитником христ. веры и правосл. Церкви. По мнению О. Ф. Миллера, характерной чертой богатыря является способность «не подпадения страсти»: он не соблазняется «на красоту ли, на золото ли, на власть ли, на какую бы то ни было личную сласть» ( Миллер О. Ф. 1870. С. 789). И. М. справедлив и миролюбив: «Илья бьет не охотно, а только в крайних случаях; а где нет этой неприятной для него необходимости, он только показывает безвредно свою богатырскую силу, чтобы заставить уступить себе» ( Аксаков К.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Архив Пн Патриаршее соболезнование в связи с гибелью клирика Московской епархии протоиерея Михаила Васильева 6 ноября 2022 г. 19:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью клирика Московской епархии , настоятеля храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца — Патриаршего подворья при штабе РВСН в п. Власиха Московской области протоиерея Михаила Васильева. Духовенству Патриаршего подворья в военном гарнизоне штаба РВСН — храма св. вмц. Варвары и прп. Илии Муромца в ЗАТО Власиха Московской области Родным, близким и духовным чадам протоиерея Михаила Васильева Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! С глубокой скорбью воспринял весть о трагической гибели протоиерея Михаила Васильева. Мужественный, решительный и самоотверженный пастырь — таким почившего знали не только собратья и сослужители у престола Божия, но и многие солдаты и офицеры, которых отец Михаил долгие годы окормлял духовно и которые нередко с любовью называли его «десантным батюшкой», уважая за крепкую волю, стойкость и готовность разделять с пасомыми все тяготы нелегкого ратного дела. Активными усилиями почившего был возвращен Церкви и восстановлен храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках. Кроме того, его заботам было поручено созидание приходской жизни в храме в честь святой великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца во Власихе при штабе Ракетных войск стратегического назначения. Многое сделал пастырь ради утверждения военнослужащих в православной вере и приобщения их к церковной традиции. Отец Михаил нес священническое служение в самых непростых и порою опасных боевых условиях, всегда стараясь поддержать, укрепить и утешить воинов, показывая личный пример жертвенности, христианской любви и твердого упования на Господа. Почивший до конца исполнил пастырский долг, не оставив своих духовных чад даже ценою собственной жизни. Молюсь Милосердному Богу, у Которого все живы (Лк. 20:38), дабы Он по неизреченной любви Своей простил новопреставленному протоиерею Михаилу все согрешения и вселил его во обители небесные, идеже праведные упокояются . Да утешит Вседержитель всех скорбящих о кончине отца Михаила и дарует силы достойно перенести эту тяжелую утрату.

http://patriarchia.ru/db/text/5974438.ht...

Благочиние Ставропигиальных приходов и патриарших подворий вне города Москвы Материал из Азбука паломники Содержание Патриаршее подворье в военном гарнизоне штаба РВСН храм преподобного Илии Муромца и великомученицы Варвары (Власиха) [ править править код ] Патриаршее подворье в военном гарнизоне штаба РВСН храм преподобного Илии Муромца и великомученицы Варвары (Власиха). Храм великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца построен усердием ракетчиков подрядными организациями военных строителей в 1998 году в главном гарнизоне Ракетных войск стратегического назначения в посёлке Власиха. Храм входит в состав Патриаршего Подворья при штабе Ракетных войск стратегического назначения. Более 25 лет проводится большая работа по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. Священнослужители принимают участие во всех форматах жизнедеятельности войск: от принятия присяги молодым пополнением до заседаний Военных Советов РВСН и участия в подготовке и проведении пусков ракет на полигонах в разных концах нашей страны. Также клирики Подворья выезжают в другие гарнизоны стратегических ракетчиков, находящиеся на территории субъектов Российской Федерации. Адрес: 143010, Россия, Московская область, г. Одинцово-10, пос.Власиха, ул.Маршала Жукова, д.20, стр.1 Телефон : +7 (495) 598-76-59 , +7 (916) 492-84-62 Электронная почта: hramrvsn@yandex.ru Сайт: http://hramvarvara.ru Подробнее... Патриаршее подворье храм Живоначальной Троицы (Троицкое) [ править править код ] Патриаршее подворье храм Живоначальной Троицы (Троицкое). Церковь Троицкая сооружена 1763-65гг. в усадьбе М.А.Ахлестышева. Стояла в липовом парке,от которого остались отдельные деревья. В 1894-1895гг. по проекту А.А.Латкова перестроена расширенная приделами трапезная,к колокольне примкнули ризница и сторожка. На основании предложений М.А.Аладьина к 1901г. капитально перестроена отремонтирована колокольня с заменой верхнего яруса и характера завершения. Кирпичное здание с трехчастной осевой композицией типологически не выходит за пределы традиционной схемы. Общий характер архитектуры, пропорции и проработка деталей выдают деятельность провинциальной артели,еще не освоившей художественных принципов барокко. Бесстолпный трехсветный четверик храма перекрыт глухим лотковым сводом и увенчан миниатюрным барабаном главы. Наружный объем членится карнизами на три яруса, углы крепуются лопатками,нижние из которых рустованы. Обработка фасадов наличниками стиля барокко изменена в 19 в., когда здание было оштукатурено.

http://azbyka.ru/palomnik/Благочиние_Ста...

Когда будем в Киеве, придем и мы в Антониеву пещеру Киево-Печерской Лавры, к мощам преподобного Илии Муромца, поклонимся этому реальному человеку, выросшему в народной благодарной памяти до былинных богатырских размеров. Былина «Илья Муромец и Идолище», которая предлагается в литературном приложении к данной книге, показывает его не просто как воина, но и как защитника православных святынь. Он освобождает от идолища святой град Константинополь, расчищает дорогу в Иерусалим и на Иордан-реку. Примечательно, что, хотя Илья Муромец и говорит об обиде на князя Владимира, он все же не соглашается остаться в Константинополе, несмотря на уговоры царя Константина, и возвращается на Святую Русь. Во мнении народном Илья Муромец всегда был воином и молитвенником. Он воплощает собой само служение Отчизне. Большевики всячески старались упростить образ Ильи Муромца, сделать его более сказочным, нереальным. Записи и публикации былин в большевистское время стали содержать сведения о том, что не Иисус Христос с апостолами приходили к немощному Илье Муромцу (как это пелось сказителями в дореволюционное время), но безымянные калики перехожие. Стали ученые проверять: был ли в действительности такой легендарный витязь? Освидетельствовали мощи преподобного. И что же дали эти исследования? Рост богатыря превышал средний на голову. Кисть левой руки была действительно пронзена копьем. В области грудной клетки также была рана. Видимо, богатырь, защищаясь от удара, прижал левую руку к сердцу. Специалисты в области народного творчества (фольклористы и этнографы) уже давно обращали внимание, что в раннехристианских германских памятниках письменности высится во весь рост легендарная личность богатыря и монаха Илии Русского. Несомненно, речь идет об Илье Муромце. Официально святой Илия Муромец был канонизирован в 1643 году в числе еще 69 угодников Божиих Киево-Печерской Лавры. Основные события жизни Множество путешественников XVI–XVIII веков утверждали, что видели мощи Илии Муромца. Некоторые из них уже тогда описывали его как былинного богатыря и полагали, что жил он не при князе Владимире, крестившем Русь, а намного позже. Они твердо считают, что умер он в 1188 году. Нестор Летописец

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Получив в одном из боёв с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илия принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это даёт основание предположить, что его постриг пришёлся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164—1182). Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. К лику святых богатырь был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской Лавры. Журнал Московской патриархии: «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными». Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения и всё русское воинство считают преподобного Илию Муромца своим Небесным покровителем. В начале 2000-х на официальном уровне было принято решение устанавливать в лагерях Воздушно-десантных войск передвижные полевые храмы преподобного Илии Муромца. …В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года — с июля 1999-го по июнь 2003-го - был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного. Много веков назад завершил земную жизнь легендарный богатырь Илия Муромец. А образ его не тускнеет в памяти народной. Сегодня, как и тысячу лет назад, наше Отечество нуждается в наличии могучих защитников от врагов внешних и внутренних.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/05/svyato...

Закрыть Святой преподобный Илия Муромец, моли Бога о нас Образ святого передан для поклонения защитникам Отечества 16:00 10.03.2023 331 4 марта, в 1-ю субботу Великого Поста, в Державный храм вблизи воинского клуба в н.п. Софрино-1 Международным Фондом Славянской письменности и культуры был привезен образ святого преподобного Илии Муромца для передачи в дар вышеназванной церкви с целью духовного укрепления защитников Отечества, сообщает наш корреспондент. Мероприятие началось с Божественной Литургии, которую по благословению настоятеля игумена Феофана (Замесова) провел иерей Георгий Парамонов. На богослужении присутствовали представители Фонда, прихожане и военнослужащие. Святые радонежские новомученики молите Бога о нас! После Литургии на прихрамовой территории в присутствии более 70 военнослужащих 9-ой дивизии ПРО прошла торжественная передача иконы святого преподобного Илии Муромца. От лица командования выступил заместитель командира 9 Дивизии ПРО по военно-политической работе, полковник Морзавицкий С.В. Он поблагодарил представителей Фонда и вручил им благодарственную грамоту. Затем перед военнослужащими выступил священник Георгий Парамонов, он кратко рассказал о житие святого, вспомнив тот факт, что хотя русский народ и сложил былины о славном богатыре, однако Илья Муромец был реальной исторической фигурой, человеком, который родился на Владимирской земле и всю свою жизнь после 33 лет посвятил великому служению Богу и Отечеству, исполнив христианскую заповедь «нет больше той любви, как если кто положит жизнь за други своя». Далее перед иконой был отслужен молебен и все присутствующие, в т.ч. военнослужащие, смогли приложиться ко святому образу. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/10/sv...

Крещение Руси и эпоха св. равноап. кн. Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины, защищающие Святую Русь от посягательств иноверцев. Центральной фигурой этого цикла, да и всего русского эпоса, стал Илья Муромец. Его мощи вплоть до революции почивали нетленно в ближней Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к к. XVI в. Известно, что сперва его мощи находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в лаврские пещеры. Перенесение, вероятно, произошло в том же XVI в., поэтому житие древнего подвижника не попало в знаменитый Киево-Печерский патерик, составление которого относится к XIII в. В 1594 австрийский посол Эрих Лассота, проезжая через Киев, видел остатки разрушенной гробницы богатыря и его мощи в пещерах. Когда в 1661 в Киеве готовилось первое печатное издание патерика (оно было иллюстрированным), печерским черноризцем Илией была вырезана иконная гравюра – образ его небесного покровителя, прп. Илии Муромца. У другого печерского монаха – Афанасия Кальнофойского, соратника киевского митр. Петра Могилы , в книге «Тератургим» – ее он написал в 1638, указано, что прп. Илия Муромец жил за 450 лет до того. Сохранились свидетельства путешественников, еще в XVI в. видевших эти нетленные мощи. Настоятель собора Василия Блаженного о.      Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701, так описывает мощи преподобного: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение». Сознание религиозного содержания его бранных подвигов – особого пути православного служения – пронизывает все былины. В одной из них, в частности, говорится: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его со добра коня, и заносила во пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя». В другой былине перенесение прп. Илии в Киево-Печерский монастырь происходит после того, как во время паломничества в Константинополь он находит на дороге дивный крест, под которым спрятано великое сокровище – серебро и злато. Сокровища преподобный жертвует кн. Владимиру на строительство храма, а сам чудесным образом переносится в лавру, где по его успении остаются нетленные мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи преподобного Илии свидетельствуют о его доблестном воинском прошлом. Глубокая рана на левой руке, значительное повреждение левой области груди говорят, что это был удар копья, которое, пронзив прикрывающую руку, проникло в грудь воина. По всей видимости, именно вследствие тяжелого ранения оставил службу Илия и принял решение провести остаток жизни в иноческом чине. Его постригли в монахи в Феодосиевом монастыре, то есть в нынешней Киево-Печерской Лавре. В те времена это был вполне обычный путь для православного воина — сменить меч железный на меч духовный. Духовное сражение монаха за вечное небесное Отечество часто сравнивается именно с воинской битвой. Преподобный Илия — не первый и не последний воин, ставший в последние годы своей жизни иноком. Постриг Илии Муромца и его духовное возрастание приходились на время игуменства великого подвижника преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182). Преподобный Поликарп пользовался большим уважением у великого князя Ростислава Мстиславовича. Киевский князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Историки и агиографы отмечают, что одним из участников этих бесед вполне мог быть и бывший славный ратник преподобный Илия. В XIX веке ставилось под сомнение тождество святого Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика. Был определен возраст — 40–55 лет, также были выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. Преподобный Илия Муромец, Печерский, был канонизирован в 1643 году в числе шестидесяти девяти преподобных Киево-Печерской Лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В жизни этого подвижника как бы сочетались три пути к спасению. Первый — болезненность. Парализованный, он сиднем сидел тридцать лет, изначально имея наклонность к монашеству. Второй — ратный подвиг в битвах за народ православный, за что и воспели его в былинах. Третий путь — несение креста Христа ради: поступление Илии в Киево-Печерский монастырь уже ради подвигов иноческих. О том, что подвиги эти угодны были Богу, говорит то, что тело преподобного остается нетленным до дней нынешних. Почивает преподобный в Ближних пещерах, с ранением в левой руке и перстами правой руки, сложенными, как и положено православному: три первых перста вместе, а два последних пригнуты к ладони.

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, о котором складывались многочисленные былины 1 января. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует память преподобного Илии Муромца, Печерского. Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок родился, предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях. С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Реконструкция облика преподобного Илии по черепу (метод Михаила Герасимова, выполнена С.А. Никитиным) Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Мощи преподобного Илии Печерского Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

http://pravmir.ru/pamyat-prepodobnogo-il...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010