Он читал по своим запискам и составил довольно широкий план науки церковного красноречия. В первую половину учебного года он читал теорию церковного красноречия, а во вторую – его историю. После введения он говорит о искусстве церковного оратора, о характере, о цели христианского проповедания и об условиях к достижению сей цели. Далее трактует о различных видах проповеди . Историю церковного красноречия в восточной церкви он начинает с Оригена , определяет потом характер и достоинство поучений Отцев IV века и последующих до XIII века. После Златоуста он занимается характеристикой поучений патриарха Прокла, Кирилла Александрийского . Феодорита, аввы Дорофея , Анастасия Антиохийского , Софрония Иерусалимского , Андрея Критского , Дамаскина, и кончает обзор истории церковного проповедничества характеристикою греческих проповедников позднего времени: Илии Минятия , Спиридона Трикупи и др. Из представителей христианского проповедания на западе исследует о Киприане, Иларии, Амвросии, Августине, Льве Великом и Григории Двоеслове . Затем дает обширное место исследованию о проповедниках русских, начиная с Илариона и Феодосия печерского и заканчивая Августином, архиеписк. московским. В заключении говорит о проповедниках французских и немецких, о первых – довольно обстоятельно, о последних – кратко. И. Н. Аничков обладал отличным знанием древних и новых языков, был весьма начитан, и, наделенный обширною памятью, сообщал интерес своим лекциям разнообразными эпизодическими рассказами, соприкосновенными с предметом его чтений. Церковная история До времен знаменитого церковного историка А. В. Горского не было, можно сказать, серьезного и обстоятельного преподавания церковной истории в Академии: преподаватели этого предмета сменялись через год, через два и только один ( Ф. А. Терновский ) восемь лет занимал эту кафедру. Связанные учебниками Филарета и Иннокентия наставники только делали дополнения и разъяснения к той, или другой главе учебников и вообще не далеко уходили от учебной книги, как заметил это сам Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Моя мысль идет дальше. Кроме святых отцов было бы очень полезно ввести в этот указатель-энциклопедию и учителей Церкви, по крайней мере, наиболее известных, авторитет коих для нас является бесспорным и твердо установленным. Таков, например, великий святитель наш Филарет Московский , имя коего известно не только во всей Православной Церкви, но и в инославных странах. Мысли таких учителей Церкви можно бы ставить во втором отделе под каждым словом. Само собою разумеется, что я намечаю только общую мысль, а обсуждение ее в подробностях – дело Издательского Совета в будущем. Надобно принять во внимание, по крайней мере, в отношении удобств пользования таким указателем, и иностранные издания в таком роде. Лет пятнадцать назад, под моею редакцией, Троицкая Сергиева Лавра издала новый перевод “Луга Духовного» Иоанна Мосха , “Жизнь пустынных отцов» пресвитера Руфина и “Проповеди» Илии Минятия , знаменитого в свое время греческого проповедника, на котором воспитался наш великий вития – Иннокентий, архиепископ Херсонский. Много подобных творений ждет своего издания или нового перевода на русский язык. Укажу на “Историю Боголюбцев» блаженного Феодорита , например; была она когда-то издана, но теперь ее не найдешь даже и у букинистов. А книга для народа – весьма поучительная. Да и тем, кто склонен вести свой род от обезьяны, было бы и полезно, и интересно почитать эти сказания о подвижниках древних времен. Одно только горе: скажут сии господа, что это – благочестивые вымыслы. В последние два года мы пережили ряд знаменательных и в высшей степени поучительных юбилеев. В 1917 году исполняется 50-летие кончины великого святителя Филарета Московского . Стоит произнести только имя этого великого учителя Церкви, как в сознании встает его светлый, величавый в своем смирении образ как мужа силы и разума духовного, как красы нашей Русской Церкви. В его воистину бессмертных творениях, как проповеднических, так и бесчисленных мнениях и отзывах, и даже простых деловых резолюциях, письмах, записках – неисчерпаемый источник уроков веры, богословской и философской мысли во всех областях богословских наук, духа заветов церковных и руководящих указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Святейшая Дева есть и называется Материю в двух смыслах: во–первых, как Матерь Бога, и во–вторых, как Матерь всех христиан. Она – Матерь Божия по естественному рождению, и Матерь христиан по усыновлению. Она – Матерь Божия по рождению, воистину Богородица, ибо поистине родила Самого Сына Божия от нетленного Своего чрева, где Божественное Слово соединилось с плотию, и в единой нераздельной Ипостаси обединило Свою Божескую и человеческую природу превыше естества, слова и разумения. Она – Матерь всех христиан по усыновлению: если мы – по благодати сыноположения – названные братья Иисуса Христа ( Евр. 2:11 ), Которого родила Дева, и (если) Сам Иисус Христос, как говорит Павел, пребывает посреди нас, как перворожденный во многих братьях, то, следовательно, мы – названные сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по материнскому достоинству, Она должна иметь у Бога такую благодать, какую прилично иметь матери у сына; с другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она должна оказывать христианам такую же милость, какую мать должна оказывать своим детям. Но благодать, которую имеет Всесвятая Дева от Бога, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а это достоинство беспредельно; стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом, и милость, которую Она оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, а эта любовь беспредельна; следовательно, и милость, оказываемая Ею, беспредельна. И, далее, соразмеряя беспредельную благодать, которую Она, как Матерь Божия, получает от Бога, и беспредельную милость, которую Она как Матерь христиан, оказывает христианам, (должно признать), что Дева есть море благодатных сил. И действительно, Она – море великое по обширности, ибо воспринимает, как Матерь Божия, все неистощимые реки Божественных дарований Духа: – море великое по вместимости, ибо, как Матерь христиан, в изобилии изливает на них те же Божественные дарования; таким образом, по дарованиям, которые Она воспринимает, как Матерь Божия, есть море беспредельное; а по дарованиям, которые раздает, как Матерь христиан, Она – море неисчерпаемое. Слушатели, благоговейно чтущие Деву! Я хочу, чтобы вы на этот раз из всех Ее преимуществ пред прочими созданиями обратили внимание на это, – что Она есть Матерь Божия и Матерь христиан. И как Матерь Божия, Она более всех святых и всех ангелов имеет дерзновение у Бога, Своего Сына; а как Матерь христиан, Она больше, чем все – и святые и ангелы, оказывает нам, Своим детям благодеяний....

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Мы видим на многих примерах из Божественного Писания, где Бог явился действительно, как говорит Давид, Богом отмщений. Согрешил впервые светоносный ангел, – и Господь его, прогневавшись, низверг его с неба, как молнию, отверз бездну огня неугасимого и тьмы кромешной, а туда заключил его на веки вместе с отступившими ангелами. Согрешил Адам, – и Господь его, прогневавшись, изгнал его из рая и осудил его возделывать землю, полную терний и волчцев, потом лица своего орошать хлеб во всю свою жизнь. Согрешили люди во времена Ноевы, – и Господь их, прогневавшись, послал на них потоп водный, сорокодневный дождь и потопил их. Согрешили жители Пятиградия, – и Господь их, прогневавшись, пролил дождем на них огонь с небес и попалил. Согрешили Евреи и Господь их, прогневавшись, предавал их, побежденных, ограбленных и плененных, в руки врагов, то халдеев, то ассириян; и доселе они – поношение человеков и презрение у людей. Согрешил друг Его, возлюбленный Давид, – и, тем не менее, Господь его, прогневавшись, не простил его без того, чтобы не положить предварительно на него тягчайшего наказания, смерти детей и моровой язвы, разорившей почти все его царство. И много других подобных примеров мы видим в те древние времена. Согрешаем и мы, христиане, и разве не видим, как гневается Господь наш и наказывает нас многоразличными карами? Из них одни мы видим, потому что они поражают тело, – именно: болезни, смерть, разорения, войны, пленения, нищету и другие бесчисленные несчастия; других не видим, так как они постигают душу, – когда Бог удаляется и отнимает Свою Божественную благодать, откуда и происходит потемнение разума, не видящего света истины; то бессилие воли в отношение к добру; то невежество в догматах веры, неблагоговение к священному, упорство во зле, то, наконец, нераскаянность. В немногих словах: поелику грех, говорят учители Церкви, есть высшее зло, то для Бога, Который есть высшая благость, нет ничего ненавистнее греха, и Божие правосудие ничего не карает, как грех, это дерзкое преступление Божественных заповедей. Отсюда вы можете понять, как велик должен быть гнев Божий на человека, пребывающего во грехе. Он так велик, что даже праведный Иов боится его больше, чем вечного мучения: убо о дабы во аде мя сохранил еси, дóндеже престанет гнев твой! ( Иов. 14:13 )! Иоанн Златоуст боится его более, чем тьмы наказаний: «не столь мучительно представить себе даже тысячи геенн, сколь мучительно увидеть Божие лицо отвращающимся и кроткое око (Его) не терпящим воззреть на нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В храме Соломоновом было десять самых священных и досточтимых вещей: во-первых, седмисвещник; во-вторых – трапеза с хлебами предложения, в третьих – золотая кадильница, в четвертых – золотая стамна, вмещавшая манну; в пятых – скрижали завета, на которых было начертано десятословие, в шестых – жезл Ааронов прозябший, в седьмых – ковчег, в восьмых – херувимы, осенявшие очистилище, и в девятых – Святое святых. Все они – прообраз, притча и сень преимуществ Богородицы. Она, воистину, была седмисвещным светильником, семи дарований Святого Духа, которыми сияла с первых же лет жизни. Она – золотая кадильница, ибо невоспламенившись вместила огонь Божества. Она – стамна златая, содержавшая небесную манну. Она – скрижаль, ибо носила воплощенное ипостасное Слово. Она – жезл, чудесно прозябший цвет нетления. Она – ковчег, спасший род человеческий от потопления греховного. Она – божественное очистилище, которое осеняли не херувимы, но сама сила Всевышнего. Это – богоприемное чрево, поистине, есть Святая святых, куда единожды вошел бессеменно и откуда вышел нетленно бессмертный Архиерей, когда Слово стало плотью. И вот, Дева Мария – одушевленный храм Божий, который преобразовательно представлял храм Соломонов. Поэтому та слава, которая по освяшении наполняла храм Соломонов, была только неясным указанием на беспредельную славу, исполнившую Богоматерь, о которой Дх Святой пророчественно провозгласил: и видех. и се полн славы дом Господень. Почему Дева вошла во храм в трехлетнем возрасте? – На третьем году узнается высота человеческого роста: каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет еще вдвое – ни больше, ни меньше. Это замечает и Василий Великий в своем Шестодневе: «каков кто в трехлетнем возрасте, таков дважды будет потом». Дева была трех лет, и имела столько святости, что была признана достойною войти во Святое святых, куда входил только один архиерей, и то однажды в год. Отсюда уже мы можем заключить, что со временем Дева должна была вдвое усугубить Свою святость: то есть, как Она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древнего закона, так Она должна была усугубить Свою святость чтобы еще настолько же превосходить апостолов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и настолько же превосходить всех ангелов, архангелов, серафимов и херувимов небесных. Так что если в три года Она достигла Святого святых храма, то к концу достигнет Святого святых рая, то есть самого престола трисиятельного Божества. И действительно, царь и пророк Давид предузрел Ее возвышение: предста Царица одесную Тебе ( Пс. 44:10 ), – вот это и есть совершенное величие святости, которое прияла Дева, одушевленный храм Божий, полный благодати здесь на земле, полный славы на небе: и видех, и се полн славы дом Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Воставши Мариам иде. Вот – чистейшая голубица, идущая к ковчегу освящения, которая возвещает нам, что окончился потоп прародительского проклятия. Вот – Святейшая Невеста Всесвятого Духа, грядушая в чертог уготовать брак. Вот – Небесная Царица, Которая, рясны златыми одеяна, преиспещрена ( Пс. 14:44 ), шествует во храм Царя. Вот – таинственная стамна, вводимая во Святое святых, чтобы принять манну. Как и подобает, краснейшие девы со светильниками сопровождают Матерь Света: праведно, чтобы с яркими, как звезды, свечами сопутствовала Той, Которая прекрасна, как солнце, – избранна, как луна. Когда Дева шествовала на брак Всесвятого Духа, кто должны быть подругами невесты, как не свещеносные девы? О, как велика была, вероятно, радость родителей – Иоакима и Анны, когда они видели в своей юной Дщери великую святость, и в малом трехлетнем Дитяти – все дарования Святой Троицы! О, сколько благодарственных песней исходило из уст обоих Богу за то, что Он даровал им Дшерь, Которая как они прозревали, должна была стать святым сокровищем славы Божией и чистым престолом Царя славы! С каким ликованием души, вы думаете, Захария принял Богоотроковицу Марию! Он знал пророчество Духа Святого, что Она будет лествицей Иакова ( Быт. 28:12 ), по которой сойдет на землю Сын и Слово и взойдет на небо человек! Разумеется, только в этом и состояло последнее назначение Девы. А дабы лучше понять это, послушайте внимательно. Слово Божие столь сладостно, что влечет к себе всякую черствую душу. Поэтому Давид говорит: словеса Твоя паче меда устом Моим ( Пс. 118:103 ); та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою ( Пс. 42:3 )... Пророки и патриархи усиленными мольбами старались привлечь Сына Божия из храма неба в этот храм земли, чтобы Он избавил нас от рук диавола. Они взывали: седяй на херувимех, явися ( Пс 79:2 ); доколе, Господи, забудети мя до конца ( Пс. 12:2 )? прииди во еже спасти нас ( Пс. 79:3 ). Но по грехам рода человеческого Бог не внимал им: не бе ни гласа, ни послушания (3 Царств. 18:26). Наконец, воставши Мариам иде. Приходит ныне во храм Дева Мария и здесь изрекши: да будет – се раба Господня: буди мне по глаголу Твоему ( Лук. 1:38 ), привлекает с неба на землю Сына Божия: и Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин. 1:14 ). Видя это небывалое чудо, пророки венчают священную главу Ее венцом, составленным из звезд: и знамение велие явися на небеси: Жена облечена в солнце, и луна под ногама Ея, и на главе Ея венец от звезд двоюнадесяте ( Апок. 12:1 ). Посему мы можем с полным правом сказать, что если Сын и Слово Божие снизошел и стал человеком, дабы спасти человека; если мрак наших грехов разогнан; если нам дарована благодать к стяжанию вечного блаженства: то все это – дарования ради Богоотроковицы Марии, Всечистой Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Поэтому воплощение Божественного Слова в Священном Писании называется «началом путей Господних», а Само воплощенное Божественное Слово – «Перворожденным всея твари». Эта Ипостасная Премудрость Божия говорит о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя: прежде век основа Мя ( Притч. 8:22–23 ). И блаженный Павел, беседуя об Иисусе Христе, говорит: Иже есть образ Бога невидимаго, перворожден всея твари (Колосс. 1:15). Все это священные учители изъясняют (в том смысле), что оно относится к Иисусу Христу, но не по Божеству, поскольку Он, как Бог, единосущный и соприсносущный Отцу, ни сотворен Богом, ни есть первое из творений (как богохульствовал Арий), а по человечеству, которое именно прежде всякой другой вещи и предузрел Бог, как начало Его вечных Божественных определений, как первое из всех творений. Так объясняют Афанасий Великий (в и IV сл. против ариан), Кирилл Александрийский (во II кн. «Сокровищ» IV, VI и VIII гл.), блаженный Августин (в кн. о Троице, XII гл.). И совершенно понятно, что домостроительство о воплощении было предопределено Богом прежде всех дел, ибо, говорят церковные богословы, домостроительство о воплощении прославляет Бога больше, чем все другие дела Божии. Все вместе люди, все вместе ангелы не в силах воздать Богу такую славу, какую воздает Единый Богочеловек – Слово, Который поэтому, обращаясь к безначальному Отцу Своему, говорит: Аз прославих Тя на земли ( Ин. 17:4 ). Существует мнение некоторых церковных учителей, что эта тайна, хранимая в сокровищнице Божественного Совета, как драгоценнейшая жемчужина на небесах, была явлена в начале веков чрез откровение, дабы ангелы увидели и удивилась чудеснейшему делу Божественной Премудрости. В этом (именно) Денница нашел повод к тому, чтобы позавидовать ипостасному единению Бога с человеком и, возгордившись таким превосходством, сказать в своем сердце так: «и именно я, первый из серафимов, небесный и бесплотный, достоин такой чести, а не человек, телесный и земной, я, я буду подобен Вышнему» ( Ис. 14:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Размышления уверовавшего врача. СПб., 1902 21.03.01 Вера в Церковь [Сергей Говорун] Чтобы знать, когда придет антихрист, необходимо просто прислушиваться к голосу Церкви, который всегда выражался через хранителей церковной истины - епископов и епископские Соборы, но не через кликуш, подобных Полихронию, которые ставили себя выше Церкви и выше апостольских преемников, вводя в заблуждение простых людей, а также, что значительно опаснее, сея недоверие к Церкви и ее соборному голосу. [ далее > > ] 21.03.01 Беседа о грехе аборта [священник Александр Захаров] 19.03.01 Астрология: ее сущность и происхождение по учению Православной церкви. [священник о. Родион] Когда исчезает вера, то ее место занимает суеверие. Человеческая душа в этом отношении не терпит пустоты. Человек, созданный по образу Божию (Быт. 1, 27), изначально направлен к своему Творцу. Когда он теряет Бога в своем сердце, образующийся вакуум требует заполнения, и человек легко усваивает те суррогаты, которые предлагает ему окружающий мир. [ далее > > ] 19.03.01 Что надо знать о православном церковном этикете. [Иеромонах Аристарх (Лоханов)] Правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу… [ далее > > ] 13.03.01 Памятка приходящему ко крещению Подробно объясняется таинство крещения. Обряды предшествующие крещению. Последование чина оглашения. Последование святого крещения. Миропомазание. Обряды восьмого дня. [ далее > > ] 13.03.01 Таинство крещения Небольшая статья о сути таинства крещения и о том, что происходит во время крещения. [ далее > > ] 09.03.01 Слово о зависти святителя Илии Минятия во вторую неделю Поста. [Святитель Илия Минятий] Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая небо и землю, первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечной муки.

http://zavet.ru/bhr0103.htm

Как же должны мы готовиться, если желаем причаститься этого страшного и великого таинства? Да искушает же человек себе, говорит блаженный Павел, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор. 11:28 ). Пусть каждый сначала хорошо испытает самого себя, пусть исследует свою совесть: если есть какое-либо препятствие, пусть устранит его, если есть какие-нибудь узы, пусть разрешит их. Моисей пас стада своего тестя, мадиамского священника Иофора, у подножия горы Хорив. Вдруг он видит чудесное зрелище, это был куст, который горел, но не сгорал: видит, яко купина горит огнем, купина же не сгараше ( Исх. 3:2 ). Моисей был поражен этим зрелищем. Побуждаемый любопытством, он сказал: мимошед увижду видение великое сие, яко не сгорает купина (– 3:3). Пошел, приблизился, но слышит, что какой-то голос зовет его: он остановился. Огонь, в котором Моисей видел купину, был Бог, а голос, который он слышал. был голос Бога, Который сказал ему: Моисее, Моисее, не приближайся семо: иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоити земля свята есть ( Исх. 3:5 ). Христианин, ты хочешь причаститься? Видишь ли этот святой хлеб и чашу на св. трапезе? – это Тело и Кровь Христа, это – Сам Бог во плоти; там – огонь Божества, просвещающий и очищающий достойных, опаляющий недостойных! Не прикасайся им, не приближайся: иззуй прежде сапоги с ног твоих, разреши истинной исповедью узы грехов твоих, опутывающие твою душу. Ты поссорился с кем-нибудь? – разреши сперва узы вражды и примирись с твоим ближним. Ты обидел кого-нибудь? украл, ограбил, удержал чужую вещь? – разреши узы обиды и по справедливости возврати (отнятое). Ты отдался блуднице или прелюбодеице, столько времени прожил во грехе на соблазн всем? – разреши узы плоти, освободи порабощенную твою душу от рук диавола: иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоити, земля свята есть. Ибо святилище, в которое ты входишь, – св. трапеза, к которой приближаешься, то место, на котором ты (стоишь) и причащаешься, – есть Святая Святых, земля свята есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Проси Мати Моя: проси исцеления тому больному, что полуживой лежит на одре; проси освобождения плененному, давно в цепях заключенному; (проси) за того бедного, который впал в столько несчастий, проси о спасение путешественника, который подвергается опасностям на море. Пусть только имя Твое призовет недужный – и исцелит; плененный – и освободится; нищий – и найдет пропитание; мореходец – и будет спасен: проси, Мати Моя. Та бездетная женщина умоляет Тебя даровать ей детище, девица – сохранить Ее честь; воин – дать ему победу; моряк – привести его к пристани; земледелец – ниспослать ему урожай; купец – доставить ему прибыль, пусть их желание будет исполнено, только по предстательству Матери: проси, Мати Моя. Ты хочешь, чтобы от голода, моря, войны, всяких видимых и невидимых врагов был сохранен тот город, страна, область, где благоговейно чтится имя Твое? Да будет так. Но Ты хочешь еще, чтобы грешник, возбудивший Мой гнев, нераскаянный грешник, достойный смерти и вечной муки, получил просвещение Божественной благодати и обратился к покаянию? Чтобы (он) был спасен? – Пусть исполнится желание Матери: проси, Мати Моя, яко не отвращуся от Тебе. Я – Бог, Я – Сын. Я все могу сделать, как Ты хочешь, из любви к Матери. Пусть Мать Моя прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославление Моей Матери. Так, христиане, повторяю: если Бог внимает мольбам прочих святых, это – Его милость, потому что Он – Владыка святых; а если внимает молениям Марии Девы, это – Его долг, ибо Он – Сын Девы. Богом дан закон, чтобы сын чтил мать; и с тех пор, как Бог восприял плоть от Матери, Он подчинился Своему собственному закону. Так говорит это Георгий Никомидийский в словах, обращенных к Самой Деве: «Ибо Творец, считая, как Сын, Твою славу Своей собственною, как бы уплачивая долг, исполняет Твои прошения». Где ты, (самый) грешный, своими грехами превзошедший мытарей, блудников и разбойников? Выйди сюда, и я сообщу тебе счастливейшую весть. Бог прогневался на тебя, как на бессердечного и неблагодарного раба в Евангельской притче, и отогнал тебя от Своей благодати? Святые презрели тебя и вместо того, чтобы ходатайствовать, порицают тебя? Долг твоих грехов очень велик и ты не знаешь, чем заплатить Божественному правосудию? Поэтому ты страшишься и отчаиваешься? О, несчастная душа, дерзай! Есть, кто поможет тебе в таком несчастии, – это Пресвятая Дева.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010