Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 5. С. 608–640 (3-я пагин.); Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 6. С. 641–712.  Цит. по:  Кривошеева Наталия.  «Блажени непорочнии в путь ходящии»: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 217.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 1912 г., из Петрограда//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от февраля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   А.  Из академической жизни//Богословский вестник. 1913. 4. С. 881 (2-я пагин.).   Феодор (Поздеевский) , архиепископ. Жизнеописание. Избранные труды/Сост. иеромонах Роман (Лукин). Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. С. 386.   Иларион (Троицкий) , иеродиакон. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , иеродиакон. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 27 апреля 1913 г.//Архив А. В. Никитского.   Иларион (Троицкий),  иеромонах. Письмо Л.П. Архангельской от 5 июля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.  Там же.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 4. С. 549–550 (4-я пагин.).   Голубцов Сергий , протодиакон. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий). С. 158.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 6 апреля 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 29 апреля 1914 г.; Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.)//Архив А.В. Никитского

http://pravoslavie.ru/67049.html

Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий – епископов, называвших его за ум и твердость в вере – «Великим». В июне 1923 года Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа. В период, когда обновленцы ведут борьбу с церковью, архиепископ Иларион становится на ее защиту и отдает этому все свои силы. Он занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий. Для обновленцев он становится грозой и неотделим от Святейшего Патриарха Тихона. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был осужден в Соловки, так вместе со всей церковью начинается его крестный путь. И здесь, в Соловецком лагере, архиепископ Иларион остается верным богословом Церкви Христовой, ее исповедником и мучеником. Те, кто в это время находились в Соловках вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой красоты, подлинного смирения, детской кротости. Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей – нестяжания кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка Иларион от этой шутки был в восторге. В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиепископов на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Владыко Иларион был в числе епископов, выработавших в сентябре 1927 года текст так называемого «Послания соловецких епископов» – послания, имевшего громадное значение в борьбе с возникшими тогда разделениями. Как богослов Церкви, архиепископ Иларион, мыслил и утверждал, что только при соборности Церкви произойдет умиротворение церковное, вызванное обновленчеством и расколами, и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях – советского государства. Крестный путь его завершился в декабре 1929 года. Он был отправлен на вечное поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из тюремной больницы в Ленинграде он писал: «Я тяжко болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге, в субботу 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

На Поместном Соборе 1917-1918 гг. архимандрит Иларион выступал активнейшим сторонником восстановления Патриаршества и был одним из кандидатов во время первого тура голосования по выборам Патриарха. Несмотря на тяжелое время и различные тяготы архимандрит Иларион в 1917-1918 учебном году значительную часть времени тратил на чтение лекций в Академии и исполнение обязанностей инспектора помощника ректора Академии. В 1918 г. впервые встал вопрос о рукоположении архимандрита Илариона во епископа. 1 апреля 1918 г. епископ Орловский и Севский Серафим (Остроумов) в своем рапорте Священному Синоду просил организовать викарную Брянскую кафедру и предлагал архимандрита Илариона сделать епископом-викарием своей епархии, однако эти планы не осуществились. Архимандрит Иларион по-прежнему основное свое внимание уделял МДА, для которой наступали тяжелые времена. Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 12/25 октября 1918 года констатировало отсутствие средств на содержание Академий в 1919 г . 8/21 января 1919 г. вышло постановление Священного Синода и ВЦС, где говорилось: «Занятия в Московской Духовной Академии для студентов решено не открывать ввиду незначительного количества студентов и дороговизны их содержания. Профессоров решено привлечь для чтения публичных лекций на религиозные темы в Москве и составления популярных брошюр в противовес лжеучителям, в частности, антирелигиозным» . Архимандрит Иларион и до этого был известен как проповедник и миссионер за пределами Академии. Именно его 1 декабря 1918 г. Миссионерский Совет при Священном Синоде пригласил на свое заседание при обсуждении темы «организация борьбы с возрастающим неверием» . Миссионерский Совет при Священном Синоде 3 августа 1919 г. назначил его лектором по Новому Завету на организуемых полугодичных курсах . С 1918-1919 учебного года архимандрит Иларион был проректором МДА, однако, с 1919 г. жил в основном в Москве. 1 февраля 1919 г. он писал Н.Н. Глубоковскому: «Живу в Москве…Занимаюсь больше богослужением и проповедую. Академия влачит свою жизнь едва-едва, но все же влачит» . Однако, активная деятельность архимандрита Илариона не осталась без внимания ВЧК. В феврале 1919 года был образован Секретный отдел ВЧК, в обязанности которого входила «борьба с враждебной деятельностью церковников»; среди его специальных подразделений было 7 отделение, курировавшее церковные вопросы . Именно это отделение арестовало 10 марта 1919 г. архимандрита Илариона. С этого дня он находился в Бутырской тюрьме в Москве. Обвинения, как писал архимандрит Иларион, даже следователю показалось смешным , однако следствие затянулось почти на четыре месяца. Члены корпорации МДА обращались к властям с ходатайством о его освобождении . 3 мая 1919 г. проф. С.С. Глаголев писал: «О. Илариона арестовали, он теперь пребывает в бутырской тюрьме. Дел за ним на самом деле никаких нет, но, кажется, скоро выпускать его не собираются» . Архимандрит Иларион был освобожден 7 июня 1919 г.

http://pravoslavie.ru/5821.html

В это же самое время архиепископ Иларион мужественно перенес и ряд неприятностей. Когда он находился в Ярославской тюрьме, в лоне Русской Церкви возник григорианский раскол. Тогда-то, как к популярному архиерею, и явился к нему агент ГПУ и стал склонять его присоединиться к новому расколу. " Вас Москва любит,- заявил представитель ГПУ,- вас Москва ждет " . Архиепископ Иларион остался непреклонен. Он уразумел замысел ГПУ и мужественно отверг сладость свободы, предлагаемой за измену Агент удивился его мужеству и сказал: " Приятно с умным человеком поговорить.- И тут же добавил:- А сколько вы имеете срока на Соловках? Три года?! Для Илариона три года?! Так мало? " Неудивительно, что после этого архиепископу Илариону было добавлено еще три года. И добавлено " за разглашение государственных тайн " , то есть разглашение разговора его с агентом в Ярославской тюрьме. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Крестный путь его продолжался. Григорианцы не оставили его в покое. Они не теряли надежды на то, что им удастся склонить на свою сторону такого авторитетного иерарха, каким был архиепископ Иларион, и закрепить его переходом свои позиции. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архиепископ Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний в присутствии светских лиц настойчиво упрашивал архиепископа Илариона " набраться мужества " и возглавить все более терявший значение григорианский " высший церковный совет " . Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело высшего церковного совета несправедливое и пропавшее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий, и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: " Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Как поведал ссыльный священник о. Павел Чехранов, Пасха прошла для трех из заключенных – его, епископа Нектария Трезвинского 452 и владыки Илариона, согласившихся с его планом провести ее иена нарах, а вопреки всяким запретам, вне барака, вне всякого сквернословия, – в недостроенной «пекарне с отверстиями для окон и дверей...». «...Мы прошмыгнули к ней поодиночке... – Начинайте, – проговорил владыка Нектарий. – Утреню? – спросил владыка Иларион. – Нет, все по порядку, с полунощницы, – ответил владыка Нектарий. – Благословен Бог наш... – тихо произнес владыка Иларион. – Волною морскою... – запели мы... И странно, странно отозвались в наших сердцах эти с захватывающим мотивом слова: – Гонителя, мучителя под землею скрыта... И вся трагедия преследующего фараона в этой особенной обстановке чувствовалась сердцами как никогда остро... Пропели полунощницу... – Да воскреснет Бог и расточатся врази его... – не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион. Мы запели «Христос Воскресе...». «Плакать или смеяться от радости?», – думал я. И так хотелось нажать голосом чудные ирмосы! Но осторожность руководила нами. Закончили утреню. —127— «Христос Воскресе!» – сказал владыка Иларион и мы все трое облобызались. Владыка сделал отпуст и ушел в барак. Епископ Нектарий пожелал часы с обедней совершить. И мы совершили вдвоем...». В мае, с открытием навигации, владыку доставили на Соловки, где к этому времени по благословению архиепископа Евгения (Зернова 453 ) было уже составлено послание в адрес митрополита Сергия, к которому присоединился и владыка Иларион 454 . Но они не получили на него ответа, а в 1927 году составили еще письмо по поводу декларации митрополита Сергия, которую признали канонической только отчасти – а именно, в отношении лояльности к советской власти, но не нравственного единства с нею 455 . В 1928 году сам владыка Иларион якобы напишет: «Что реку о всем. А то, что всем отделяющимся, я до крайней степени не сочувствую, считаю их дело совершенно неосновательным, вздорным и крайне вредным 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю " ,- говорил он в свое время епископу Гервасию. Такой позиции в отношении григорианцев он держался до конца своей жизни. В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиереев на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Архиепископ Иларион был в числе епископов, выработавших в 1926 году церковную декларацию, определяющую положение Православной Церкви в новых исторических условиях. Она сыграла огромную роль в борьбе с возникшими тогда разделениями. В ноябре 1927 года некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. " Никакого раскола!- возгласил архиепископ Иларион.- Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию! " 28 июня 1928 года владыка Иларион писал своим близким, что до крайней степени не сочувствует всем отделившимся и считает их дело неосновательным, вздорным и крайне вредным. Такое отделение он считал " церковным преступлением " , по условиям текущего момента весьма тяжким. " Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, что бы превосходило меру снисхождения и терпения " ,- заявляет он. А в письме от 12 августа 1928 года развивает свою мысль: " Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат " . При этом он делает заключение, что митрополиту Иосифу ничего не докажешь, " хоть лбом об стенку бейся " , что он, как допустивший грех отделения по злобе, останется до конца жизни при своих взглядах. Много трудов положил архиепископ Иларион и для того, чтобы переубедить епископа Виктора (Островидова) Глазовского, близкого по направлению к иосифлянам. " Говорить с ним не приведи Бог,- писал владыка в письме от 28 июня 1928 года.- Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

— Истинное чудо! Спас Господь! — Спас Господь! — сказал и владыка Иларион, вытаскивая из карбаса окончательно обессилевшего Сухова. Пасха в том году была поздняя, в мае, когда нежаркое северное солнце уже подолгу висело на сером, бледном небе. Весна наступила, и я, состоявший тогда по своей каторжной должности в распоряжении военкома Особого Соловецкого полка Сухова, однажды, когда тихо и сладостно распускались почки на худосочных соловецких березках, шел с ним мимо того Распятия, в которое Сухов когда-то выпустил два заряда. Капли весенних дождей и таявшего снега скоплялись в ранах-углублениях от картечи и стекали с них темными струйками. Грудь Распятого словно кровоточила. Вдруг, неожиданно для меня, Сухов сдернул буденновку, остановился и торопливо, размашисто перекрестился. — Ты смотри… чтоб никому ни слова… А то в карцере сгною! День-то какой сегодня, знаешь? Суббота… Страстная… Бухта благополучия, вид со стороны Соловецкого Кремля. Из фотоальбома, подаренного Управлением Соловецких лагерей особого назначения С. М. Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б). Фото: opps.ru На соловецкой «фабрике смерти» и в самом деле порой происходили удивительные вещи. Недаром эпиграфом к книге Бориса Ширяева о Соловках стали слова напутствия, которые художник Борис Нестеров сказал автору перед его отправкой в СЛОН: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко»… Сотни священников, тысячи осужденных за веру, прошедших через СЛОН — все эти люди, на фоне полуразрушенных монастырских стен, формировали особый, неповторимый «дух Соловков». Одним из миссионеров Соловков стал святитель Иларион (Троицкий). Известно, что для многих заключенных и сотрудников СЛОНа, выросших в годы большевицкого безбожия, владыка Иларион стал тем человеком, который впервые рассказал им о Христе и Евангелии. «Бесам какое торжество!» Архиепископ Иларион (Троицкий) в Соловецком лагере среди заключенного духовенства (второй справа). Фото: pravnov.ru Святитель Иларион провел на Соловках в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка. Уже в первые революционные годы этот выдающийся владыка был «бельмом на глазу» у большевиков, так как авторитет его в церковной иерархии возрастал прямо пропорционально гонениям.

http://pravmir.ru/svyatitel-ilarion-troi...

В ГПУ понимали, что организация обновленческих оппозици- —345— онных групп крайне затрудняется деятельностью активных архиереев и священников из окружения Патриарха Тихона, поэтому против них начались репрессии. 22 марта 1922 г. епископ Иларион был арестован на квартире, где проживал (ул. Сретенка, д. 9, кв. 1), и до отправки в ссылку в Архангельский край содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. 9 апреля 1922 г. начальник 6 отделения Секретного отдела ГПУ А. Рутковский оформил постановление об избрании меры пресечения. В заключении по «делу гр-на ТРОИЦКОГО Илариона Алексеевича говорилось: «...Членом так называемого Синода и Высшего Церковного Совета не состоит, но исполняет отдельные поручения Патриарха и митрополита. Присутствует в патриаршем подворье, где принимает всевозможных ходаков и приезжающих по делам церкви посетителей, ведя с ними деловые переговоры. Кроме того, ТРОИЦКИЙ устраивает в рабочих районах диспуты и, обладая большой эрудицией по богословским вопросам, дискредитирует выступающих против него оппонентов-рабочих. ТРОИЦКИЙ числится епископом Верейским, где по существу должен находиться. Пребывание его в Москве объяснялось громадной пользой, которую он приносит церкви и правителю её – Патриарху. После издания Тихоном воззвания о недопущении изъятия церковных ценностей Троицкий получил командировку в уезды Московской губернии. Цель поездки Троицким объясняется, как пострижение в монашество некоторых лиц, но, по агентурным сведениям, командировка носила характер инструктирования и разъяснения способов сопротивления изъятию. В среде высшего духовенства ТРОИЦКИЙ намечался на пост Московского митрополита. Основываясь на изложенном нахожу: ТРОИЦКОГО И. А. причастным к преступной монархической группировке, проводимой патриархом и митрополитом и посему полагаю: Выслать ТРОИЦКОГО, Илариона Алексеевича в Архангельскую губ. сроком на 1 год» 1077 . 22 июня 1922 г. —346— на судебном заседании Коллегии ГПУ было постановлено: «Выслать в Архангельскую губ. сроком на 1 г. по 7 июня 1923 г.» 1078 . 28 июня 1922 г. Политический Красный Крест обратился в ГПУ: «Г-н Иларион Алексеевич Троицкий (епископ Иларион) Постановлением Президиума ГПУ от 22/VI с. г. приговорён к высылке на жительство в Архангельск сроком на 1 год. Сестра ТРОИЦКОГО обратилась в Московский Политический Красный Крест с просьбой исходатайствовать в ГПУ разрешение на освобождение Илариона ТРОИЦКОГО на 5 дней для личных дел и подготовления к отъезду. Московский Политический Красный Крест просит удовлетворить ходатайство сестры ТРОИЦКОГО и освободить его до отъезда в Архангельск на 5 дней» 1079 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

писания. 2) В один или два дня недели должно назначить известные часы, в которые бы студенты богословия в присутствии своего наставника читали св. писание. Ибо часто случается, что студент богословия пройдет курс богословского учения, а всей Библии не прочитает. От того бывает, что такой богослов и в области священных предметов есть как бы чужой и не способен к сочинению церковных проповедей. 3) Если г. Ректор учредит, чтобы студенты богословия произносили проповеди (habeant conciones) в богословской аудитории, это будет для меня весьма приятно. 4) Г. Ректор постарается, чтобы диспуты бывали чаще и чтоб они способствовали к большему изощрению ума учеников 191 . До нас дошли в рукописи богословские уроки Илариона, состоящие в трех томах ιn folιo 192 . Они носят тоже самое заглавие, как и лекции Афанасия Волховского: Summa theologiae, salutarem fidei orthodox doctrinam sincere et perspicue proponens, ac ab improbe in earn congestis turn infidelium blasphemiis turn haereti- corum calumniis et cavillationibus vindicata, pro varietate materiae in varios tractatus disperlita et pio studios juventutis usui dicata, anno incarnati Dei Verbi 1768 septembris VIII die 193 . Лекции Илариона открываются предисловиеме к студентам богословия, и первые же слова предисловия: sacram, ad quam adspiras, doctrinam – показывают., что самостоятельной работы Иларион не предпринимал: все предисловие от слова до слова выписал он вместе с заглавием у Афанасия Волховского. Следуем далее. С первой же главы о богословии вообще начинается почти буквальный снимок с латинской богословия Платона. Но этого готового материала не могло достать на весь курс, потому что Платон окончил свое богословие трактатом о грехе: оставались трактаты о законе и евангелии, о таинствах и о последней судьбе Мира. Трактат о законе и евангелии Иларион берет нз системы Квенштедта: но так как следующий трактат о таинствах оказалось невозможным заимствовать у лютеранского богослова, который толкует только о двух таинствах (крещении и причащении), и то по своему, то Иларион, заимствовав из Квенштедта только трактат о таинствах ветхозавтных: обрезании и агнце пасхальном, обращается к рукописным лекциям Сильвестра Кулябки (рук. М. Д. Акад. N269) н выписывает из них весь трактат о семи таинствах нового завета. Что касается до usus.mo, не находя его в учении о таинствах у Кулябки, Иларион заимствует его из лекции Московской славяно-греко-латинской академии 1755 года (рук. М. Д. Акад. N244), таково напр. Colophonis loco, monitum de sacramento Evcharistiae, поставленное после; трактата об евхаристии в том и другом курсе лекций, и сходное там и здесь до слова. Кроме богословия догматического Иларион преподавал 6огословие нравственное. Оно состоит из трех частей: в первой говорится о началах обязанностей христнских, во второй о самых обязанностях, в третьей о духовных силах людей возрожденных. Иларион руководствовался лекциями московского ректора Гавриила Петрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

154 «Мы подошли к его руке, он благословил нас и тут же, как бы стирая всякую грань между архиепископом и мирянами, прихватил эа плечи и повлек к столу. Приветливый хозяин, принимающий приставших с дороги гостей. И был так непринужден, так славно шутил, что забывалось о его учености и исключительности, выдвинувших его на одно из первых мест среди тогдашних православных иерархов». Волков О.В. Погружение во тьму. M.: Мол. гвардия, 1989. С. 76. 155 «Он никогда не стеснялся в выражении своих мнений и чувств, ничего не боясь». Польский M., прот. Соловецкий лагерь. 156 «На Филимоновой рыболовной тоне, в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря, мы с архиепископом Иларионом, еще двумя епископами и несколькими священниками, все заключенные, были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ Иларион любил говорить переложением слов стихиры на Троицын день: “Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рыбари показа”. Так смирялся его дух с новым положением». Польский M., прот. Новые мученики Российские. 157 «Мои благодетели: архиепископы Иларион и Петр (оба умершие)». Феодосий (Алмазов), архим. Укаэ. соч. С.77. 158 «Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте, получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность». Ширяев Б.Н. Указ. соч. С. 367. 159 «Устраивая других – и духовенство, и мирян – на более легкие работы, владыка Иларион не только не искал должности для себя, но не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком». Там же. С. 368. 160 «Иларион выступил против Луначарского и до такой степени разбил все его доводы, что аудитория освистала наркомпроса». Клингер А. Указ. соч. С. 106.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010