Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИЗМАИЛ Иванович Кудрявцев (1876 - 1937), сщмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ИЗЯСЛАВ АНДРЕЕВИЧ († 1165), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), старший сын владимиро-суздальского кн. св. Андрея Юрьевича Боголюбского ИИСУСА НАВИНА КНИГА 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (XI - нач. XII в.), прп., (пам. 21 окт.; 28 авг. - в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 1774 - 1853), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий) ИЛАРИОН Максимович Соловьёв (1868-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН († 1804), прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 20 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_23.html

«Великая радость на земле и на Небе» Святитель Иларион (Троицкий) и его вклад в восстановление патриаршества Архимандрит Иларион Святитель Иларион (Троицкий) принадлежал к богословскому направлению, у истоков которого стоял епископ Таврический Михаил (Грибановский), провозгласивший принцип возвращения к святоотеческому наследию и первоисточникам, возрождение канонической нормы, в том числе применительно к форме управления Церковью. Поступив в 1906 году в Московскую духовную академию, молодой Владимир Троицкий проникается благотворным влиянием ученого монашества, которое насадил в академии в бытность ее ректором ученик и последователь владыки Михаила епископ Антоний (Храповицкий), верный завету своего учителя бороться за восстановление патриаршества в России. Скупой на похвалы, владыка Антоний высоко ценил труды архиепископа Илариона, а после его смерти назвал его гениальным . Путешествуя по православному Востоку вместе с группой профессоров и студентов Московской духовной академии в 1908 году, молодой Владимир Троицкий все более проникается осознанием византийской нормы и той роли, которая в ней отводится патриаршему служению. Он понимает, что, согласно византийской норме, в условиях отсутствия царя именно патриарх исполняет роль этнарха – главы народа. Видя почет и уважение греческого народа к патриарху, он писал о том, что «русскому человеку приходится лишь завидовать» . Отмечает для себя будущий святитель и вывод историков о том, что патриарх стал «в некотором роде преемником византийских императоров» . Ведь, согласно византийской норме, патриарх был «духовным помощником», экзархом или викарием православного императора . К 300-летию дома Романовых архимандрит Иларион подготовил статью с обзором истории Русской Церкви, в которой обосновывал историческую необходимость восстановления патриаршества . Здесь архимандрит Иларион, указывая на обещание государя Николая II созвать Церковный Собор, высказывает надежду, что это поможет делу «восстановления канонического строя в церковном управлении, открывает возможность наступления новой эпохи в жизни Русской Православной Церкви, когда она приобретет прежнюю свободу и независимость в православном русском царстве, но эта эпоха еще не наступила». Как подчеркивал архиепископ Антоний (Храповицкий), «несомненно то, что восстановление патриаршества задерживалось преимущественно опасением ослабить самодержавную власть» .

http://pravoslavie.ru/5852.html

Иларион (Троицкий) Иларион (Троицкий Василий Александрович [правка от руки: Владимир Алексеевич]) архп. Верейский, вик. Московской епархии. Родился в 1866 году в семье священника с. Липицы Серпуховского уезда Московской губернии. День Ангела 28 марта. В 1910 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1913 г. получил степень магистра богословия. 28 марта 1913 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевской Лавре, а через несколько дней рукоположен в иеромонаха и определён исполняющим должность доцента Московской духовной академии. Пострижение доставило иеромонаху Илариону великую духовную радость, о которой он писал впоследствии: «думаю, что не придётся ещё в жизни пережить такой радости». По его словам, эта радость, это ликование продолжалось у него два месяца, так что он порою думал, – не прелесть ли это? И только перемена, происшедшая в его судьбе 30 мая «надолго отогнала эту радость, но не изгнала совсем». В день, на который указывает архимандрит Иларион, 30 мая 1913 года, он был назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Странно думать, чтобы назначение, являвшееся естественным этапом на избранном им жизненном пути, могло «надолго отогнать радость». Скорее, кажется, можно предположить, что в этот же день он узнал о другом назначении, которое могло показаться ему очень неприятным. Летом 1913 года архимандрит Иларион (профессор Троицкий [правка от руки: то был проф. С.В. Троицкий ]), вместе с епископом Никоном Вологодским, был командирован на Афон Для догматического разрешения спора между монахами, часть которых неправильно судили об Иисусовой молитве (Имясловцы). 3 декабря 1913 года архимандрит Иларион утверждён в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета. Был доктором богословия, хотя дата получения степени неизвестна. Был членом Поместного Собора 1917–1918 гг., на котором выступал как сторонник патриаршества. 12 мая 1920 года был хиротонисан во епископа Верейского вик. Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ИЛАРИОН Максимович Соловьёв (1868-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Громов Иван Андреевич; 1864 - 1937), иером. , прмч. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИЛАРИОН (Писарец Иларион Павлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИЛАРИОН (Правдин; † 1918, Казань), послушник, преподобномученик (пам. 28 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) ИЛАРИОН (Ириней?) (Цуриков Родион Федорович; 1856-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Васильевич Бажанов (1877 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 3 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых) ИЛИЯ Ильич Бенеманский (1883 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Яковлевич Березовский (1890 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 21 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛИЯ Александрович Зачатейский (1884 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_14.html

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН Свмч. ИЛАРИОН ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ К 70-летию со дня кончины архиепископа священномученика Илариона (Троицкого) Удивительным был облик этого человека. Он запечатлен в самом имени Иларион, что в переводе с греческого означает " тихий, ласковый, веселый " ( " утешный " , по выражению одного из современных ученых). " Свете тихий " говорится именно об этом качестве. Владимир Алексеевич Троицкий от природы был веселым и общительным человеком. В семилетнем возрасте он с трехлетним братом отправился из родного села пешком в Москву учиться. Когда же отец на лошади нагнал их уже далеко от дома, будущий владыка Иларион с юмором объяснил свой поступок: " А как же Ломоносов? Он пошел в Москву пешком, и я тоже решил идти учиться " . С самого раннего детства главным источником его радости была Церковь Божия: совсем крошечным он уже стоял на клиросе. Потом пришло и глубокое понимание Церкви как Богочеловеческого организма, где люди объединены любовью. Именно Церкви как единственному источнику подлинной радости посвящены большинство богословских работ профессора Троицкого. Их главная идея - " Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец " - объясняет, что счастье возможно лишь в полноте этого Семейного союза. Архиепископ Иларион так писал секретарю комиссии по устройству мировой конференции христианства Роберту Гардинеру: " С радостью готов беседовать с Вами по столь дорогому для меня вопросу, как вопрос о Церкви... " И эта радость явственно отражалась в его облике. В Московской Духовной Академии, где профессор Владимир Троицкий читал лекции по Новому Завету, его бесконечно любили. Высокий и стройный, с прекрасными голубыми глазами, со звучным голосом, всегда жизнерадостный и вдохновенный, он производил впечатление русского богатыря с недюжинной силой и умом. В его прекрасной наружности просвечивала благородная, чистая душа - и в этом был источник его обаяния. После пострига Владимира Троицкого в 1913 году его духовная радость лишь умножилась. Своим пасхальным обликом архиепископ Иларион напоминал преподобного Серафима Саровского, которого он очень любил. Однажды владыка так и написал: " Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо Ангела " .

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иларион — значит «веселый» 7 мин., 27.12.2014 28 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, викария Московской епархии. Священномученик Иларион родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Алексея Троицкого и в Крещении был наречен Владимиром. По окончании Тульского Духовного училища и Духовной семинарии он поступил в 1906 году в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней сначала профессорским стипендиатом, а через год — исправляющим должность доцента по кафедре Священного Писания Нового Завета. В свободное от преподавания время он писал магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории догмата о Церкви», которую защитил в 1912 году. Профессор С. С. Глаголев так отзывался о ней: «Такие книги, как книга господина Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки». А профессор М. Д. Муретов писал: «Если бы от меня зависело, я без всяких колебаний признал бы диссертацию Троицкого вполне достойной не только магистерской, но и докторской степени». За это сочинение ему была присуждена премия митрополита Московского Макария. В 1913 году он был пострижен в монашество с именем Иларион. Он писал тогда родным: «Что я теперь духовный, это меня почти не удивляет: как будто так и следовало, — даже странным стал казаться прежний светский вид. К новому имени привык, хотя и мирское еще не забыто. А все же своих “мирских” друзей вспоминаю очень часто. Думается мне, что в отношении к ним и в монашестве я не имею повода перемениться. Интересно, конечно, как вы рассуждаете обо мне теперь: “Пропал человек неизвестно из-за чего”, “Что сделал с собой?” Эх, мир, мир! Я мир понял и примирился с ним, и очень жаль, что мир вовсе не хочет примириться с монашеством. А стоит только сознаться: “ведь не одна же форма жизни должна быть для всех”. Я избрал ту, которая мне казалась, а теперь и оказалась наиболее подходящей. Не жалейте, а сорадуйтесь, потому что я теперь радуюсь. А что значит Иларион? Веселый».

http://foma.ru/ilarion-znachit-veselyiy....

Иннокентий, святитель, епископ Пензенский и Саратовский (Смирнов Иларион Дмитриевич) († 1819, память 10/23 октября) Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника. С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение. Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков. В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис. С 1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии. Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове – вот что характеризовало молодого преподавателя. 13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха. 6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь. 22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. 30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита. В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Андрей Горбачев Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского) Источник В современных публикациях по истории Русской Православной Церкви XX века существует ряд недоуменных вопросов, связанных с реакцией российского духовенства и православного народа на декларацию митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Эта декларация нередко становилась разделяющей чертой между православными иерархами, многие из которых в наши дни Русской Православной Церковью причислены к сонму святых новомучеников и исповедников Российских. Известно об энергичной деятельности священномученика Илариона, направленной на усмирение волнений, возникших в Русской Церкви и особенно в ее епископате в 1927 году по поводу некоторых действий заместителя местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) . Главным же предметом пререкания стала декларация митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Осенью того же года опасность отделения от заместителя местоблюстителя увеличилась действиями митрополита Иосифа (Петровых) , недовольного переводом с Ленинградской епископской кафедры на Одесскую. Смущение, колебания и разделение стали проникать в среду заключенных на Соловках иерархов. Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келлии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!” “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» 1 . Сколь большое значение эта инициатива владыки имела впоследствии, видно из следующего случая. Его современнику, соратнику по борьбе с обновленцами и соузнику, епископу Мануилу (Лемешевскому) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) было сделано предложение примкнуть к расколу с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Часть 2 Еретики, раскольники, сектанты. Фрагмент иконы Страшного суда По вопросу отсутствия духовной жизни и возможности спасения вне Церкви архиепископ Иларион находит согласие почти всех отцов Церкви. Основная же сложность состояла в согласовании и примирении идеи органического единства Церкви и безблагодатности отделившихся от нее сообществ с церковными каноническими правилами, согласно которым приходящие к Церкви из ереси и раскола присоединялись различным образом – через крещение, миропомазание или покаяние. В случае, если этому факту придается догматическое значение, описанные выше взгляды на границы Церкви оказываются ошибочными. Анализируя церковные канонические правила, определяющие способы приема в Церковь приходящих от еретических и раскольнических обществ, архиепископ Иларион делает вывод, что эти правила не имеют под собой догматического основания и не являются признанием благодатности внецерковных сообществ и их таинств. Он приводит в защиту этого мнения следующие аргументы. 1. Нигде в церковных правилах нет определения взаимосвязи степени поврежденности или истинности вероучения со степенью благодатности или безблагодатности отделившегося общества и совершаемых им таинств. «Если бы церковная практика неразрывно связана была с положениями догматическими, если бы принятие еретика или раскольника без крещения означало его принадлежность к Церкви и действительность совершенных вне Церкви таинств, если действительность таинств зависит от веры и догматического учения еретика, то Церковь необходимо должна была совершенно точно определить, какое заблуждение делает еретиком, отрывает от Церкви и делает недействительным таинства. Такого определения нет…» («Единство Церкви и всемирная конференция христианства») . 2. Порядок принятия в Церковь не соответствует степени поврежденности догматического учения отделившихся сообществ, «и из церковной практики нельзя вывести никакой общей руководящей мысли» догматического характера . Так, VI Вселенский Собор 95-м правилом предписывает ариан, македониан, новатиан, тетрадитов и апполинаристов принимать через миропомазание, а несториан – через покаяние. «Возможно ли объяснить это определение Вселенского Собора с точки зрения догматической? – рассуждает архимандрит Иларион. – Невозможно. Новатиане – раскольники; несториане – несомненные еретики, осужденные Вселенским Собором. И вдруг к раскольникам канон VI Вселенского Собора более строг и требователен, нежели к еретикам!» .

http://pravoslavie.ru/33288.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошли торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского 7 октября 2020 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре начались торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Малую вечерню с чтением акафиста в Сергиевском Трапезном храме возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Владыке сослужили председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Бронницкий Евгений, викарий Московской епархии епископ Луховицкий Петр, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители. Праздничное всенощное бдение в Успенском соборе монастыря митрополит Волоколамский Иларион совершил в сослужении руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Павлово-Посадского Фомы, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископа Бронницкого Евгения, братии обители. 8 октября 2020 года, когда Церковь воспоминает преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, митрополит Волоколамский Иларион совершил в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Божественную литургию в Троицком соборе. Архипастырю сослужили наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Фома, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

http://mospat.ru/ru/news/45354/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010