От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф. 2, 15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 48 . Исповедавший истину воплощения ап. Петр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чем и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет. 1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лице человека дыхание жизни и стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святаго ( Ин. 20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святаго ( Деян. 2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор. 15:45 ). Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ). Дух Божий живет в новой твари ( Рим. 8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Духом христиане устроятся συνοιχοσομεισυαι в жилище Божие ( Еф. 2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор. 15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор. 3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:22–24 ). Еще устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис. 65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет. 3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Апок. 21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют ея – αυτηζ ( Мф. 16:18 ). Αυτηζ может относиться и к πετρα, и к Εχχλησια. Еще Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 49 . Врата ада, сколько бы ни усиливались ( χατισχυσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Петр Христа называет камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным, ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится ( Ис. 28:16 ). Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Пс. 117:22 ), камень претыкания и соблазна ( 1Пет. 2:4, 6–7 ). В своей речи перед иудейскими властями ап. Петр так же говорил о Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян. 4:11 ). Пророчество псалма 117 о камне относил к Себе и Сам Христос ( Мф. 21:44 ; Мр. 12:10–11 ; Лк. 20:17 ), а пророчество Исайи ко Христу применяет и ап. Павел ( Рим. 9:33 ), который Христа и сам называет камнем ( 1Кор. 10:4 ), краеугольным камнем, на котором стройно слагается все здание Церкви ( Еф. 2:20–21 ), так что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор 3:11 ). Все эти места Св. Писания показывают, насколько свойственно новозаветным писателям представление о Христе как о камне; ими всецело усвоен пророческий образ и усвоен в применении ко Христу. Когда Христос только сказал в ответ на исповедание Петра о камне, употребив образ строения дома, – и у ап. Петра, и у прочих апостолов тот час встал в сознании знакомый пророческий образ. Св. отцы и учители Церкви при истолковании Мф. 16:18 под камнем иногда разумеют ап. Петра, но чаще Самого Христа или исповедание Петра. Таковы толкования св. Иоанна Златоуста 31 , преп. Исидора Пелусиота 32 , блаж. Иеронима 33 , Илария Пиктавийского 34 , св. Амвросия Медиоланского 35 , св. Григория Богослова 36 , св. Епифания Кипрского 37 , св. Кирилла Александрийского 38 , блаж. Феодорита 39 , блаж. Августина 40 , Кассиодора 41 , преп. Иоанна Дамаскина 42 , блаж. Феофилакта 43 и др. «Христос создал Церковь на богословии ( επι τη υεολογια) Петра», – говорит Нил Кавасила , архиеп. Солунский 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Подобно апостолу Павлу, и другие новозаветные писатели вполне сознают, что они пишут нечто весьма важное и необходимое для христианской Церкви. Святой Лука пишет свое Евангелие затем, чтобы из него узнавали твердое основание того учения, в котором наставлены ( Лк. 1, 4 ). Апостол Иоанн пишет, чтобы люди уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20, 31 ). Свидетельство его истинно, как свидетельство ученика и очевидца (см.: Ин. 21, 24 ; 1Ин. 1, 1–3 ). Вполне естественно и понятно, что писания апостольские не были лишь перепиской, имеющей значение временное и мимотекущее. Нет, это были памятники веры и сокровища истины, к которым христиане и относились как к драгоценным сокровищам. Их не только с любовью принимали, со вниманием читали, с благоговением хранили, но их, что для нас особенно важно, и распространяли. Между христианскими Церквами был взаимный обмен апостольскими посланиями. Обмен этот апостол Павел даже и узаконяет. Когда это послание, – пишет он колоссянам, – прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы ( Кол. 4, 16 ). Да многие новозаветные книги и были написаны или к ряду Церквей (соборные послания, Апокалипсис), или ко всем христианам (Евангелия). Нет ничего невероятного в том, что при взаимном обмене посланиями в отдельных Церквах с них делали списки, которые оставляли для себя и хранили их вместе. Так могли постепенно в Церквах составляться собрания новозаветных книг. Весьма замечательны в этом отношении следующие слова апостола Петра: Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по датой ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3, 15–16 ). Это пишет апостол Петр к малоасийским христианам Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (см.: 1Пет. 1, 1 ; 2Пет. 3, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Право касается внешности и проходит мимо существа. Общество, созданное на правовых началах, никогда не может слить людей воедино. Единение разрушается себялюбием, эгоизмом, а право не уничтожает эгоизма; напротив, только утверждает его, охраняя его от покушений со стороны эгоизма других людей. Цель государства, основанного на праве, в том, чтобы создать по возможности такой порядок, при котором эгоизм каждого его члена находил бы себе удовлетворение, не нарушая в то же время интересов другого. Путь к созданию такого порядка может быть один – некоторое ограничение эгоизма отдельных членов. В этом неразрешимое противоречие права: оно утверждает эгоизм, но оно же и ограничивает его. А потому общество, основанное на юридических началах, всегда носит в себе самом семена своего разложения, ибо оно охраняет эгоизм, начало, разъедающее всякое единение. Судьба башни Вавилонской – судьба юридического общества; в этом обществе часто должно происходить «смешение языков», когда люди перестают понимать друг друга, хотя бы и говорили на одном языке. Правовой порядок нередко сменяется ужасным беспорядком. Такому-то правовому, чисто земному обществу и противополагается общество христианское – Церковь . «Егда огненные языки раздаяше, в соединение вся призва». Христос создает Церковь не путем охранения человеческого эгоизма, а путем полного его уничтожения. В основу церковного единения положены не охраняющие личный эгоизм правовые начала, а любовь, – начало, противоположное эгоизму. В своей прощальной беседе Христос говорил ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:34–35 ). Вот это-то новое начало церковного единения и создает не механическое объединение внутренне разделенных личностей, а единение органическое. Сам Христос уподоблял церковное единство органическому единству дерева и его ветвей ( Ин. 15:1–2 ). Но особенно подробно об органическом единстве Церкви говорит ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

При первом послании апостолов на проповедь Господь Иисус Христос ограничил место их проповеди пределами Палестины: они должны были проповедовать только погибшим овцам дома Израилева (см.: Мф.10:6 ). To же Он говорил в другом случае и о Самом Себе 20 . Но это не означает того, будто до страданий Своих Христос действительно ограничивал всё Своё дело национальными границами Израиля. В других местах совершенно ясно говорится об универсализме Евангелия. Ученикам Своим предсказал Христос, что они будут ненавидимы всеми народами (π πντων τν θνν) ( Мф.24:9 ). В эсхатологической речи говорится: проповедано будет cue Евангелие Царствия no всей вселенной, во свидетельство всем народам (ν λ τ οκουμν, ες μαρτρων πσι τος θνεσι) ( Мф.24:14 ). Прежде конца должно быть проповедано Евангелие во всех народах (ες πντα τ θνη) ( Мк.13:10 ). Когда в Вифании, в доме Симона прокажённого, женщина драгоценным миром помазала главу Его, Господь сказал: где ни будет проповедано Евангелие cue в целом мире (ες λον τν κσμον) сказано будет, в память её... о том, что она сделала ( Мк.14:9 ) 21 . Наконец, являясь ученикам Своим уже после воскресения из мёртвых и посылая их на проповедь , Господь Иисус Христос совершенно ясно и определённо говорил им: идите, научите все народы (πντα τ θνη) ( Мф.28:19 ), идите no всему миру (ες τν κσμον παντα)... проповедуйте Евангелие всей твари (πσ τ κτσει) ( Мк.16:15 ).Вы... будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли (ως σχτου τς γς) ( Деян.1:8 ). Таким образом, доходящее до единства особенное единение в любви всего человечества должно осуществиться в Церкви Христовой. Нужно ещё добавить, что единение это, то есть самая Церковь , не представляется чем-то желаемым и лишь ожидаемым. Церковь не есть величина лишь только мыслимая: она есть действительное, исторически осязаемое явление. Христос говорил, что Его последователи в мире, хотя и не от мира. Не молю, – говорил Он Богу Отцу, – чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла ( Ин.17:11, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

протоиерей Владимир Воробьев «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Евангелие по Иоанну ( Ин.15:4-6 ) «Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства». святитель Иларион (Троицкий) «Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых». священник Александр Ельчанинов «Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм». Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». Хомяков Алексей Степанович «Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является. Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви… Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя». игумен Петр (Мещеринов) «Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей “внешних”, что им не нужны “посредники”. Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно? – Христос сказал: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф.18:20 ). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте».

http://azbyka.ru/cerkov

Римлян умоляет остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению (παρ τν διδαχν), которому они научены ( Рим.16:17 ) 336 А вот наиболее выразительное место из Послания к Галатам: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ) 337 . Вполне понятно, что критерием иномыслия здесь можно считать не писание апостола, а только Предание в широком смысле слова. Это, очевидно, есть живое самосознание Церкви, обладательницы и хранительницы апостольской истины. Это Предание обязательно. Несогласие с ним – признак лживости. Так принцип Предания положительно установлен уже в раннейших посланиях апостола Павла 338 . Но наиболее ясно и подробно учение о предании раскрыто апостолом Павлом в посланиях последнего периода его жизни, в посланиях пастырских. Знал святой апостол, что наступало время его отшествия; течение своё он скончал, уготовлялся ему венец правды ( 2Тим.4:7 ) 339 . Прошёл он с проповедью Евангелия от края до края земли, основал много Церквей. И когда на закате жизни своей окидывал он взором дело своё, невольно мысль его обращалась в будущее, и тревога закрадывалась в сердце апостола языков. Уже события жизни апостола убеждали его в том, что по смерти его настанут лютые времена: отступят многие от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей ( 1Тим.4:1–2 ) 340 . То, что говорит о послеапостольских временах Егезипп 341 , – всё это предвидел святой апостол. И в Посланиях к Тимофею и Титу видно, как озабочивает апостола будущее. Постоянно повторяет он увещания и убеждения держаться неизменно истины 342 и отвращаться лжеучений 343 . Тимофею апостол напоминает, как отходя в Македонию... просил его остаться в Ефесе... увещевать некоторых, чтобы они не учили иному (μ τεροδιδασκαλεν) и не занимались баснями и родословиями бесконечными ( 1Тим.1:3–4 ), убеждает его держаться вечной жизни и исповедать доброе исповедание (καλν μολογαν) перед многими свидетелями...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Сам же Феофан Затворник в этом толковании (на 1Кор. 15:24 ) более подробно поясняет слова Феодорита: «Вслед за тем последует воскресение мертвых, которое есть упразднение смерти, или окончательная над нею победа. Остается еще грех . И он, в лице грешников, будет упразднен окончательным решением: отъидите от Мене проклятии в огнь вечный " 116 . Итак, все святые отцы (насколько возможно было собрать их высказывания об этой цитате) относят слова всё во всём (всё во всех) в этом месте Писания к добрым и верным рабам Божиим, сподобившимся получить Небесное Царство, а также говорят, что участь нечестивых – нескончаемое мучение. 6 .4.Толкования на Послание к Ефесянам святого апостола Павла ( Еф. 1:22–23 ) Это последнее место из Священного Писания, где встречается выражение все во всем: »все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём« ( Еф. 1:22–23 ). А. П. Лопухин пишет: «Всё же выражение “полнота Наполняющего...” всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях... Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы всё восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть “меры возраста исполнения Христова”» 117 . Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «...как тело есть полнота головы, восполняя ее своими членами, так и Церковь есть полнота Христа, Наполняющего всё во всём. Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих» 118 . Священномученик Иларион (Троицкий) также называл Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем ( Еф. 1:23 ) " 119 . Святитель Феофан Затворник приводит несколько толкований этого места святыми отцами, но все они говорят о Господе и о Церкви. Он пишет: «К кому относить исполнение – к Церкви или к Господу? – Можно относить и к Господу, ибо о Нем идет речь. Можно относить и к Церкви... Бог всё наполняет, но души и сердца отпадших людей не наполняет, ибо они закрылись для Него. Верою в Господа Иисуса Христа они отверзаются, и Божество входит в них и исполняет их...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Сами апостолы, конечно, не имели каких-нибудь юридических правомочий, но они имели моральный авторитет как апостолы Господа. Они были свидетелями земной жизни Господа Иисуса Христа 198 , Который и Сам их наименовал Апостолами ( Лк.6:13 ). Отсюда их авторитет в Церкви. Отвергающий апостолов отвергает Христа, а потому христиане должны были пребывать в учении Апостолов ( Деян.2:42 ). Мы видим, что апостолы иногда действуют вместе 199 , вообще поддерживают единение между собой 200 . Двенадцать апостолов (δδεκα) пользовались особенным авторитетом и были первым органом, объединявшим Церковь 201 . И впоследствии харизматики, о которых мы узнаём из «Учения двенадцати апостолов», тоже были как бы нервом, соединявшим отдельные общины 202 . Деятельность апостола Павла явно показывает, что апостол не только проповедовал устно и письменно идею единой Церкви, но и старался объединять отдельные общины друг с другом. Все Церкви, основанные апостолом Павлом, были объединены уже тем, что были основаны одним человеком. Апостол Павел был, так сказать, как бы связующим центром разных Церквей: от лица одной Церкви в своих посланиях он обыкновенно посылает приветствия другим, присоединяет приветствия и от отдельных лиц 203 . Подобные приветствия находим и в соборных посланиях 204 . Послания апостола Павла дают известие и о том, что между общинами был обмен апостольскими посланиями; этот обмен в некоторых случаях апостол как бы узаконяет 205 , так что каждое его послание было как бы окружным и было известно в разных Церквах 206 . О том же свидетельствует и послание апостола Петра, написанное пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет.1:1 ). В посланиях апостола Павла встречаем такие выражения: так я повелеваю по всем церквам ( 1Кор.7:17 ), так бывает во всех церквах у святых ( 1Кор.14:33 ). Он посылает к коринфянам Тимофея, чтобы он напомнил им о путях во Христе, как он (Павел) учит везде, во всякой церкви ( 1Кор.4:17 ). Фесунян апостол называет подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее ( 1Фес.2:14 ), а о римлянах пишет, что вера их возвещается во всём мире ( Рим.1:8 ). Вся история апостола Павла показывает, как настойчиво стремился он к объединению рассеянных по вселенной отдельных Церквей. Он всегда вдохновлён идеей единой Церкви, которую и желает видеть осуществлённой 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Дорогая Елена! У Вас есть ростки веры, но чтобы они окрепли, надо идти тем путем, каким спасались многие поколения православных людей. Нужно войти в благодатный опыт Церкви, в котором скристаллизовалось все высокое и истинное. Спаситель наш сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:20–21 ). Воля же Отца Небесного состоит в том, чтобы мы были духовно полнокровными чадами той Церкви, которую основал Его Сын – Иисус Христос. Святые отцы, плодами своей духовной жизни доказавшие право быть наставниками, не мыслили себя без регулярного участия в жизни Церкви. Священномученик Иларион (Троицкий) , чьи святые мощи находятся в соборе нашего монастыря, посвятил специальное исследование учению о Церкви. Главная мысль этой работы – без Церкви нет спасения. Примите поданный с любовью совет: начните регулярно посещать праздничные и воскресные службы, участвовать в святых таинствах (исповедь, причастие), соблюдать святые уставы Церкви. Родителям Вы сможете помочь найти путь к спасительной вере, прежде всего, плодами духовной жизни. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Если в человеке, начавшем жить в святой православной традиции, произойдет благодатная перемена, это не может утаиться от близких. Тогда родители начнут понимать, что есть иная реальность, которая в силу их неведения была сокрыта от них. Это будет началом их пробуждения. Вокруг нас так редко обращаются наши близкие к вере потому, что церковность наша часто бывает внешней, формальной, а потому – бесплодной. Мы не должны смущаться, когда речь заходит о нашей вере. Никого не осуждать, не возносится, но достойно нести высокое звание христианина. «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). Если Вас спрашивают «откуда ты знаешь, что Бог есть?», надо спокойно ответить: «Знаю, потому что общаюсь с Богом. Если ты серьезно начнешь к Нему обращаться, то сам в этом убедишься». Самым верным доказательством бытия Бога является личный духовный опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010