Взяв с собой иеродиакона и монаха, он пошел в келлию св. Иакова, где мы тогда жили. Когда они пришли, Старца не было в келлии. Увидев же моего Старца, Игумен со своими спутниками пал на землю, распростершись ниц, со словами: «Благослови, святый Отче». И хотел было поцеловать его руку, но Старец закричал: «Прочь! Уходи прочь, подальше от меня, я не принимаю еретиков». Игумен стал умолять: «Я согрешил, я пришел к тебе за епитимьей». Старец сказал: «Как ты осмелился поставить Магомета выше Христа? Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа сказал Сыну Своему: «… положу враги Твоя подножие ног Твоих…» (Пс. 109,1), а Ты просил Его повергнуть Сына Своего к ногам Его врагов! Поди прочь от меня, я тебя не приму». Игумен со слезами просил Старца принять его на исповедь и назначить епитимью. Но мой Старец сказал: «Я не духовник тебе. Иди, найди духовника и у него проси епитимью». И, оставив их плачущих у кельи, он один вошел внутрь и запер за собою дверь… Что же оставалось делать? Мы все пошли в мою келью и молились там всю ночь, прося Господа, чтобы Старец явил милосердие и дал Игумену епитимью. Утром Старец пришел на Литургию и, ни слова не сказав пришедшим, по окончании быстро удалился в свою келью. Пришедшие вместе с Игуменом забеспокоились, у него стало плохо с сердцем, и попросили меня пойти к Старцу и уговаривать его, может быть, меня он послушает. Я пошел и, припав к ногам отца Иллариона, стал просить: «Смилуйся над ними, дай епитимью, а то Игумен может умереть от сердечного приступа». Прп. Иларион Грузин. Икона. XX в Тогда Старец спросил меня: «Какую же епитимью можно на них наложить? Бог на Небесах разгневался на них. Какую епитимью следует наложить на них, чтобы Господь их помиловал?» Я сказал: «Старче, как ты благословил мне, я каждый день вычитываю Псалтирь Царепророка Давида, и там есть один псалом, подходящий к данному случаю — псалом 82-й: «Боже, кто уподобится Тебе, не премолчи, ниже укроти Боже…» Вели им завтра на Литургии прочитать весь этот псалом на Великом Входе, когда поется Херувимская песнь. Пусть Иеромонах читавший молитву Патриарха, тот пусть будет под великим паникадилом. Когда будут изнесены из алтаря Дискос и Потир, и когда сойдутся все отцы во время Великого Входа, то пусть один монах несет впереди хартию с написанным на ней этим псалмом, и иеромонах, ожидающий под паникадилом, да прочтет весь псалом громко всей братии. Во время чтения, со второго стиха по девятый, все должны повторять: «Господи, помилуй!» Во время чтения остальных стихов пусть друг другу говорят: «Аминь!» Тогда монастырь обретет вновь милость Божию».

http://pravmir.ru/patriarh-pisal-chto-na...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Иларион Ивериец У южного склона Кавказских гор севернее Армении лежит Иверия (современная Грузия). Именно там мифические аргонавты нашли золотое руно. Это горная страна, живописная и плодородная, богатая даже своими недрами. Там обитают иверийцы – один из прекраснейших народов на земле. Иверийцы – люди с высокими духовными устремлениями. Они рано приняли христианство – в конце третьего века. И до сего дня, несмотря на все трудности и превратности судьбы, не предали Православия Иверийцы всегда любили монашество. Монахиней была их первая миссионер и просветительница святая равноапостольная Нина. Любовь иверийцев к монашеству простерлась до Палестины, Синая и Афона. Третий по значению и величине афонский монастырь был построен иверийцами, откуда и название еГо – Ивер. И сколько же святых возросло в этом монастыре! Великое множество дивных цветов выросло в нем, и аромат этих цветов достиг Небес, «горы ароматов» (Песнь Песней Царя Соломона.8:14). Святая душа отца Илариона Иверийца, одного из тех цветов с иверской почвы, восхищает своим благоуханием. Сейчас, когда прошло уже более ста лет со дня его отшествия, обитатели Святой Горы все еще помнят отца Илариона Грузина. Имя «Грузин» восходит к его национальности, так как Иверия именуется ныне Грузией. Его почитают «почтеннейшим человеком, достойным представителем монашества», чудным и признанным подвижником, достигшим высот добродетели. Немного мы знаем о его жизни в Иверии. Почему он оставил свое отечество? Без сомнения, из-за стремления к духовным высотам, чему посвятил всю жизнь в исихазме, неотмирности и ас- кетичносги Горы Афон. Быть может, также и из-за политического климата в своей стране: в те годы, когда Русский Государь Александр I Павлович в 1907 году присоединил Грузию к России, в Грузии была беспокойная, нестабильная ситуация. Но может быть и то, что он покинул Грузию, чтобы избежать почестей, которые многие стали выказывать ему за его добродетели. Известно, что слава его распространилась по всей Грузии, даже сам Царь приходил к нему на исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Во Владикавказе прошел II Форум христианской молодежи России 29.06.2014 24-26 июня 2014 года во Владикавказе прошел II Форум христианской молодежи России. Организатором мероприятия стало Северо-Осетинское республиканское национально-культурное общество «Прометей» при участии Российского союза молодежи, Владикавказской епархии , Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы и Братства православных следопытов. Более двухсот представителей духовенства, молодежных и общественных организаций обсудили различные вопросы жизни Православной Церкви. В работе форума приняли участие архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима, советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента РФ А.В.Третьяков, руководитель Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания Хаджимурад Гацалов, председатель Православной партии Ближнего Востока (Ливан) Родерик Хури, представитель недавно образованного отделения Императорского православного палестинского общества в Сирии М.А. Башур, профессор Ливанского университета С. Фарах, руководитель неправительственной организации «Ливано-Российский дом», член Совета ИППО О.И.Фомин, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии священник Димитрий Струев, старший преподаватель социально-теологического факультета Белгородского государственного университета священник Юлиан Гоголюк, политические и общественные деятели, ученые, деятели культуры и искусства, курсанты и офицеры Военной академии Ракетных войск стратегического назначения, представители Ассоциации греческих общественных объединений России, Союза грузин России, Союза армян России, а также других национальных диаспор христианских народов России. Приветствия в адрес форума направили председатели Синодальных отделов Русской Православной Церкви — Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

http://drevo-info.ru/news/17349.html

Коллекция груз. рукописей по составу и наличию древних памятников является одной из крупнейших за пределами Грузии. В частности, здесь хранятся переписанная по заказу прп. Иоанна-Торникия Ошкская Библия 978 г. (Ath. Iver. georg. 1) - огромная рукопись в 2 томах (древнейший датированный груз. список Библии); переписанное в 913 г. в Опизе Четвероевангелие (Ath. Iver. georg. 83) и др. Один из манускриптов (Ath. Iver. georg. 9) содержит древнейший список кн. «Луг духовный» Иоанна Мосха. Грузинские рукописи Первый каталог, вернее, перечень груз. рукописей И. м. составил в 1836 г. прп. Иларион Грузин, духовник имеретинского царя Соломона II (1789-1810), подвизавшийся на Афоне после смерти царя в Трапезунде ( Цагарели. 1886. С. XV). В 1849 г. груз. историк П. Иоселиани во время научной поездки на Афон составил описание 39 афонских груз. рукописей (НЦРГ. S 3061), к-рое хранится в Институте рукописей прот. Корнелия Кекелидзе в Тбилиси (ныне Национальный центр рукописей). Оно, так же как и составленный Иоселиани после поездки очерк на рус. языке «Из путешествия на Афон», не издано ( Метревели Е. Введение//Описание груз. рукописей. 1986. С. 5). В 1883 г. проф. С.-Петербургского ун-та А. А. Цагарели посетил Иерусалим и Афон с целью изучения груз. рукописей: им были описаны 86 рукописей и 6 печатных книг. В 1886-1889 гг. он издал 3 вып. «Сведений о памятниках грузинской письменности», включив в них каталог груз. коллекции рукописей И. м. ( Цагарели. 1886. С. 69-96; Илия (Шиолашвили). 1960. С. 130-134). В 1898 г. Имп. АН отправила научную экспедицию на Афон во главе с Н. П. Кондаковым, пригласившим участвовать в ней Н. Я. Марра, к-рый много сделал для изучения груз. рукописей Афона ( Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1899. Т. 322. 3. Отд. 2. С. 1; Он же. Агиографические мат-лы по груз. рукописям Ивера. СПб., 1900-1901. (ЗВОРАО; Ч. 1-2); Иосиф Аримафейский. Сказание о построении первой церкви в городе Лидде: Груз. текст по ркп. X-XI вв./Исслед., изд., пер.: Н. Марр. СПб., 1910). Он опубликовал 8 глав (всего 62) из уникального агиографического сборника Х в. (Ath. Iver. georg. 8) с франц. переводом и исследованием (Le Synaxaire géorgien/Ed. N. Marr//РО. Т. 19. Fasc. 5. P. 653-674). Неск. текстов из этого сборника было издано побывавшим на Афоне в 1892 г. А. Хахановым ( Хаханов А. Мат-лы по груз. агиологии. М., 1910).

http://pravenc.ru/text/293365.html

В 1857 г. в Дионисиате возник конфликт в связи с тем, что в просфорне жил просфорник, содержавший котов. И. Г. обвинил настоятеля мон-ря Евлогия в небрежении к святому и посоветовал выстроить для просфорни более просторное помещение - «хотя бы в половину» новой кельи настоятеля. Разгневанный игумен заставил старца покинуть мон-рь, и И. Г. перебрался в группу калив Малой св. Анны, находившуюся близ пещеры, где он раньше подвизался. Некий купец приобрел для него принадлежавшую скиту кафизму прп. Онуфрия, в к-рой И. Г. прожил 5 лет. Алтарь келлии нуждался в значительном ремонте, но в скиту средств для этого не имелось. Деньги появились чудесным образом: один монах из Великой Лавры, занятый сбором средств для своей обители, встретил в Валахии некую женщину, которая вручила ему 20 червонцев и просила передать И. Г. Как выяснилось позже, старец не знал, кто она, и, решив, что деньги не для него, велел раздать нищим. Однако совет Лавры определил использовать эти средства на перестройку церкви в келлии старца: по пожеланию И. Г. новый храм был освящен в честь Воскресения Христова. В 1859 г. старца посетили приехавшие для разрешения духовных и церковных вопросов управляющий канцелярией Святейшего Синода РПЦ П. И. Саломон и чиновник особых поручений К. К. Зедергольм (впосл. иером. Оптиной пуст. Климент): сохранились письмо Саломона старцу от 1862 г. и ответ И. Г., датированный 4 февр. 1863 г. В том же 1859 г. произошло ставшее известным за пределами Афона событие. Иером. Григорий из скита прав. Анны (Большая св. Анна) и игумен мон-ря Кутлумуш «приняли английское подданство и паспорт». И. Г. наложил на иером. Григория епитимию - отлучил от литургисания на 40 дней. Однако игумен Кутлумуша, заявив, что иером. Григорий «слушает человека, дальше своей дикой пустыни ничего не понимающего», велел служить и поминать на проскомидии имя англ. посланника-протестанта. Узнав об этом, духовник иером. Григория отлучил его от литургисания на 3 года, тогда иером. Григорий пришел к И. Г., который заявил, что иеромонах теперь всю жизнь не должен совершать богослужения. Игумен, узнав об этом, поносил обоих старцев и вынудил иеромонаха отвергнуть епитимии. После литургии у иером. Григория пошла из носа кровь, которую не могли остановить, и он скончался.

http://pravenc.ru/text/389217.html

И. Г. поселился в Дионисиате, где во главе с игум. Евлогием проживали 14 насельников (остальная братия подвизалась на островах Порос, Закинф и Скопелос и вернулась в обитель 6 июня 1830). Но поскольку там, как и в др. афонских мон-рях, стоял тур. гарнизон (в Дионисиате - более 50 чел.), И. Г. вскоре перебрался в пещеру близ обители, где подвизался 2,5 года. Затем в пещерах Катунакий И. Г. в безмолвии провел еще 3,5 года, употребляя в пищу только травы, коренья и каштаны. Духовным отцом И. Г. в это время был афонский старец Неофит (Караманлис). Однажды некий монах собирал близ пещеры И. Г. улиток. Обнаружив в ней изнемогшего от болезней и голода старца, монах отдал ему улиток и рассказал о подвижнике в ближайших скитах; монахи стали приносить ему пищу и обращаться за духовными советами. Стесненный значительным числом посетителей, И. Г., испросив благословение у Павла, настоятеля Нового скита в честь Рождества Пресв. Богородицы, ушел в затвор, укрывшись в башне Нового скита, где провел ок. 3 лет. Насельник скита мон. Герасим раз в 15 дней приносил ему сухари и воду. Мон. Герасим неоднократно был свидетелем того, как И. Г. являлись демоны. Однажды он нашел старца полуживым, избитым «бесчисленными полками бесов, идущими к его пиргу (башне) от самых Святопавловских песков, на протяжении расстояния получасового пути». И. Г. вынесли из башни, позвали иером. Венедикта (Киотишвили), и тот убедил отшельника оставить затвор. Старца перевели в келлию св. Харалампия, «где попечение о нем нес о. Венедикт», затем в дионисиатскую кафизму ап. Иакова, брата Господня. Но поскольку вскоре в Дионисиате среди братии возникли споры, с какой частотой следует принимать Причастие, и каждая сторона пыталась заручиться поддержкой И. Г., старец спустя 2 месяца перешел в Иверский монастырь, где прожил 6 месяцев (1836). Здесь он занялся разборкой груз. книг и составил 1-й каталог груз. б-ки. Иером. Антоний Святогорец указывает также, что И. Г. сделал из книг и рукописей извлечения (в основном жития святых), составившие 12 томов, к-рые под названием «Цветник» и без указания автора издал на груз. языке в России игумен Зографа.

http://pravenc.ru/text/389217.html

В 1862 г. И. Г. и иером. Савва перешли в Русик и поселились в келлии Печерских преподобных, а спустя год - в выстроенной специально для И. Г. его рус. почитателем из Острогожска Е. Г. Хабаровым келлии вмч. Георгия, церковь в к-рой была освящена в окт. этого года. В том же году старца посетил настроенный предвзято по отношению к афонским насельникам обер-прокурор Святейшего Синода РПЦ гр. А. П. Толстой (1856-1862). Однако беседа со старцем, о к-ром граф был наслышан от своей супруги - груз. кнж. А. Г. Грузинской, создала об Афоне благоприятное впечатление. По свидетельству братий Русика и келлии Печерских преподобных, имеющих возможность наблюдать за образом жизни старца и его ученика, И. Г. и иером. Савва держали умную молитву, ночь проводили в бдении, утром служили утреню и литургию, днем работали (И. Г. занимался плотничеством), соблюдали строгий пост - пищу варили только в субботу и воскресенье, остальное время обходились сухоядением. И. Г. спал 2 ч. в сутки: один час - стоя, 2-й - сидя на полу. И. Г. преставился 14 февр. 1864 г. в Русике, куда пришел исповедовать братию. Предвидя свою кончину, И. Г. завещал иером. Савве похоронить его в тайном месте, а когда настанет срок, «выкопать кости... отнести их на кладбище монастыря Дионисиат и смешать с костями других отцов» ( Херувим (Карамбелас). 2000. С. 328). Поскольку братия Русика в стремлении почитать мощи И. Г. была непреклонна, иером. Савва ночью вынес из монастыря тело учителя и исполнил его волю (одно из предполагаемых мест 1-го захоронения И. Г.- келлия ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря). Однако монахи, ввиду того что «распространился слух между греками, что тело старца не истлело и потому ученик не выкапывает его», посоветовали иером. Савве явить мощи И. Г., «иначе грех хулы падет на него». 25 мая 1867 г. благоухающие мощи были раскрыты и упокоены в скиту Малой св. Анны. Перед кончиной И. Г. просил старцев Русика «на о. Савву не записывать келлию…». По завету старца иером. Савва вплоть до кончины († 14 апр. 1908) подвизался в каливе в честь Воскресения в скиту Малой св. Анны.

http://pravenc.ru/text/389217.html

Вообще старец Герасим каждый день почти делает дела удивления достойные: он знает кого как наказывать, и кому простить немощи. Игумен Герасим преставился в 1875-м году 105 лет от роду. Духовник о. Макарий – грек († 1859) О. Макарий, в мире Манассия, родился в Румели в местечке Заркост от родителей Фоехарис и Стамули. Отец его занимался хлебопашеством и размежевкою земли, и хотя он не имел научной подготовки, но практически достиг надлежащей опытности в этом деле. Мать же ткала полотно. Манассия помогал по хозяйству, но, достигши 20 лет, отправился в Константинополь и поступил там к одному купцу. Как-то Манассию увидел Лаодикийский митрополит, который предложил ему отправиться с ним в епархию, обещаясь заняться его образованием. Манассия согласился на это, и три года прожил он с митрополитом и усвоил от него не только изучаемые науки, но приобрел познания и в духовной жизни. Слушая рассказы о Св. Афонской Горе, он почувствовал влечение лично посетить Св. Гору, и по благословению своего владыки, Манассия прибыл на Афон в 1804-м году. Побывав всюду, он остановился в скиту св. Анны и решил остаться здесь. В то время подвизался там известный духовник Мефодий, и к нему обратился Манассия, попросив совета, и тот, поговорив с ним, послал его в келью Трех Святителей к отцам Венедикту и Неофиту. Достозамечательность этой кельи заключается в том, что она от построения ее никому не продавалась; существует сотни лет, и всегда переходила преемственно от старца к ученику. Блаженной памяти старец Иларион грузин говорил: – На этой кельи три Иерарха сии чудодействуют. Там всегда жили великие подвижники, и все достигали глубокой старости. Между ними замечателен старец Анастасий, родом из древней, благородной семьи, который по прибытии на Св. Гору поступил на эту келью к старцу, славившемуся духовной опытностью. У старца было 7 учеников, для которых келья была тесна. Анастасий предложил старцу распространить келью и церковь за свой счет. Старец отвечал: – Если ты истратишь свои деньги, а после не понесешь нашей жизни и захочешь уйти, то у меня нечем возвратить тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Анастасий успокоил старца и, взяв благословение, нанял мастеров и построил келью и церковь . Пожив свыше 100 лет, старец скончался и оставшиеся ученики разошлись. Остался один Анастасий, подвизаясь о Господе как он был научен от старца. К нему поступил ученик, в постриге Каллиник; потом другой – Венедикт. После 60-летнего пребывания на Афоне старец Анастасий переселился ко Господу, имея свыше ста лет от роду. О. Иларион грузин слышал от древних старцев, современников о. Анастасия, что тот имел великие подвиги и был осенен благодатию. Ученик Каллиник умер еще при старце, и остался о. Венедикт, который был подражателем подвигов его. Он был родом болгарин. К нему пришел Неофит, потом и Макарий, которые жили с ним до конца. Старцы Венедикт и Неофит были простые, неученые, но добродетельные монахи, проводившие внимательную аскетическую жизнь, и Манассия оказывал им послушание до полного самоотречения. Через год по поступлении Манассии, старцы, видя его благонравие, страх Божий и послушание, сказали ему: – Хочешь ли пребыть с нами до кончины? Тот ответил, что ради того он и пришел к ним. – Мирен ли ты духом? – Мирен и радуюсь, что Господь привел меня к вам, – отвечал тот. Тогда они постригли его и нарекли Макарием. С принятием монашества о. Макарий еще с большею ревностью стал проходить послушание, не щадя себя. Одежду носил самую ветхую, пищу ел, самую худшую, и если получал уже испорченную, то употреблял ее без всякого ропота. Живя на Афоне, он никогда не имел у себя денег. На пятом году своего монашества, в 1809 г., о. Макарий был рукоположен во иеромонаха, и стал совершать ежедневно литургию. Вскоре старцы приняли к себе другого послушника, которого при постриге назвали Нектарием. В скиту св. Анны жил и скончался вселенский патриарх Дионисий, который положил порядок скитской жизни, между прочим то, чтобы хоронили всех не по кельям, а на общем кладбище при кириаконе; также, чтобы не имели мулов, ни ослов, а носили все на своих плечах. Это последнее последовало вследствие явления Ангела одному послушнику, который, утомясь под тяжестью ноши, подумал: – Будет ли за такой труд какое воздаяние? – тем более, что для себя трудился, для своих нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иларион Грузин включен в месяцеслов Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 г. 20:29 16 апреля 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви преподобного Илариона Грузина (Канчавели, 1776-1864). Преподобный Иларион Грузин окончил свой жизненный путь и монашеский подвиг в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре. 17 октября 2002 года он был прославлен Грузинской Православной Церквью. Священный Синод постановил включить имя Илариона Грузина, Святогорца, с установлением дня памяти 14/27 февраля ( журнал 12 ). Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4434525.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010