– «Они могут тебя убить», – устрашали его. «Правда это, – спокойно отвечал он, – но потому-то я не боюсь их, я готов умереть». Поселился Иларион сначала близ моря, на расстоянии двадцати стадий 50 от родного селения, а потом углубился в пустыню далее. Пятнадцать лет только ему минуло, когда он вступил в пустыню. Это было в 306 году. И начались подвиги преподобного Илариона, изумившие христианский и языческий мир своею необычайностью; подвиги самого строгого поста и воздержания, непрестанной молитвы и богомыслия, телесных и духовных трудов, терпения и злострадания, – подвиги, которым удивлялся блаженный Иероним , сам великий подвижник. Сначала Иларион стал жить в шалаше, устроенном из древесных ветвей и болотных растений; потом устроил себе хижину из кирпича, хвороста и разбитых черепиц, имевшую четыре фута в ширину, пять футов в длину и столько же в высоту. Хижина вовсе не соответствовала его росту, и он должен был, говорит Созомен , стоя наклонять голову, а лежа подгибать ноги. В такой хижине он жил очень долго. Власяница, кожаное покрывало, подаренное ему Антонием Великим , и грубый плащ, какой носили тогда поселяне, были постоянною его одеждою. Одежды он не переменял, а носил ее до тех пор, пока она совершенно не изнашивалась и необходимость заставляла его взять новую. Пищу принимал Иларион в самом малом количестве, вовсе не заботясь о ее качестве. Сначала он питался фиговыми плодами, но потом, ощущая в этой пище некоторое удовольствие, оставил ее и до 27 лет употреблял только чечевицу, размоченную в холодной воде, три следующие года вкушал хлеб с водою и солью, прибавляя к этому несколько диких трав и жестких кореньев. В следующие пять лет брал в пищу ежедневно шесть унций ячменного хлеба и вареные травы, но, замечая, что лицо его стало иметь болезненный вид, а на теле появились лишаи, начал прибавлять немного масла. Так питался он до 63 лет. В это время, чувствуя слабость в теле и не желая, однако же, ослаблять строгости поста и воздержания, великий подвижник оставил совсем употреблять хлеб, а вместо того стал питаться похлебкой, приготовленной из диких трав с небольшим количеством муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. Грачева: Сейчас православные соблюдают Великий пост, по крайней мере, по церковным канонам должны это делать. Интересная статистика: россияне, которые считают себя православными, никак не связывают свою религиозную принадлежность с тем, соблюдать пост или нет. Из россиян, которые относят себя к православным, соблюдать ограничения поста в этом году готовы лишь 13 процентов, по данным ВЦИОМ. При этом две трети граждан (как воцерковленных, так и далеких от церковных ритуалов), соблюдать ограничения поста не будут — так ответили 63 процента православных и 69 процентов всех опрошенных. Каждый второй узнал о посте из СМИ или из Интернета. По-моему, эти цифры не обнадеживающие. Или Вы по-другому на них смотрите? Митрополит Иларион: Я смотрю на них по-другому, потому что если брать эти цифры не в процентах, а в абсолютном выражении, то речь идет о том, что несколько миллионов россиян соблюдают Великий пост — на мой взгляд, это очень существенный показатель. Хотел бы подчеркнуть: мы никогда не ставим соблюдение поста непременным условием принадлежности к Православной Церкви. Мы говорим о том, что у Православной Церкви существуют установления, направленные прежде всего на духовное и физическое здоровье людей, в том числе и правила, касающиеся поста. Однажды в Швейцарии я беседовал с врачом, который интересовался моим состоянием здоровья и спросил: как Вам удается соблюдать такую форму? Может быть, Вы соблюдаете какую-то особую диету? Я сказал, какую «диету» соблюдаю — это, собственно, та «диета», которая предписывается Православной Церковью. Я сказал, что в течение недели по средам и пятницам мы не едим скоромную пищу и объяснил ему, что такое скоромная пища. Плюс у нас есть четыре длинных поста, и Великий пост особенно строгий. Он сказал: я бы всем своим пациентам рекомендовал соблюдать такую диету. То есть даже с чисто диетической точки зрения полезно поститься, но мы всегда подчеркиваем, что пост в Церкви установлен не из соображений диеты или физического здоровья, а прежде всего как вспомогательное средство на духовном пути человека. В этом смысле мы рассматриваем его как вспомогательное средство.

http://patriarchia.ru/db/text/5795299.ht...

Толстой своим творчеством и особенно своей деятельностью в поздние годы в качестве учителя нравственности по сути дела способствовал революции, ибо он расшатывал то, на чем стояло наше общество — православную веру. А Достоевский наоборот с годами становился все более укорененным в вере при всех тех, по-видимому, внутренних сомнениях и переживаниях, которые у него оставались. Эти полярные начала присутствовали и в его душе. Иначе он не создавал бы эти образы один за другим. Ю. Кублановский: Да. Переживания присутствовали, и в очень высоких регистрах. Недавно была телевизионная экранизация «Бесов». Я не знаю, видели ли Вы? Митрополит Иларион: Видел. Ю. Кублановский: Что-то в этой экранизации удалось, а что-то —  нет. Я терпеть не могу, когда режиссер привносит отсебятину. Но здесь конец оказался просто гениален: в снегах в этом кантоне Ури Дарья гуляет с ребенком, которого она нажила от Ставрогина, и вдруг по снежной целине идет к ней Петенька Верховенский. И она понимает, что и ее дитя, ее мальчик уже в сетях бесов. Как Вы думаете, вот эта бесовщина — это имманентное, постоянное качество бытия или это все-таки было связано с историческим моментом? Митрополит Иларион: Я думаю, что, к сожалению, это начало всегда присутствует и в истории каждого человека, и в истории целых народов. Неслучайно Достоевский говорит о том, что Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердца человеческие. Все это присутствует в сердце каждого человека, и борьба между Богом и дьяволом приобретает разные формы в истории каждого народа. Иногда, как нам кажется, Божественное начало превалирует над бесовским, а иногда вдруг Господь попускает так, что бесовское, дьявольское начало начинает превалировать над божественным и даже над человеческим. Ведь те события, которые были связаны с революцией, с репрессиями, за ней последовавшими, нельзя трактовать иначе как в том ключе, в котором их пророчески трактовал Достоевский. Надо сказать, что вообще теме дьявола в творчестве Достоевского отведена существенная роль. Вспомните «Легенду о великом инквизиторе», который в этой истории является адвокатом дьявола в самом прямом смысле этого слова. Причем Иисус Христос, перед ним стоящий, молчит, ничего не говорит, а все то, что хотел сказать Достоевский, вложено в уста великого инквизитора. Великий инквизитор рассуждает об одном евангельском эпизоде, который, насколько я знаю, в святоотеческой традиции серьезного и глубокого толкования не получил. Мне кажется, что Достоевский был первым, кто очень серьезно и глубоко подошел к этой истории трех искушений Христа. Эти три искушения он рассмотрел в ключе человеческой истории, социальной проблематики, показав, что, по сути, революционеры — те, которые уже в его времена готовили революцию, как раз вели человечество по тому пути, который предлагал дьявол в своих искушениях. Потом это блестяще было проанализировано у Бердяева в его книге «Миросозерцание Достоевского».

http://patriarchia.ru/db/text/3964223.ht...

Митрополит Иларион: Специальной инициативы от религиозных общин не было, хотя я могу ошибаться или чего-то не знать. Но интересен вопрос, почему практически в каждой религиозной традиции существуют правила касательно еды? Философ-материалист Людвиг Андреас Фейербах в свое время сказал: «Человек есть то, что он ест». В этой фразе есть определенная игра слов как в немецком ее оригинале, так и в русском переводе. Фейербах тем самым хотел показать, что человек — существо сугубо материальное. Мы едим мясо, и сами являемся плотью. Но один наш замечательный христианский богослов отец Александр Шмеман на этом построил свою книгу о Причастии. И он сказал: да, действительно, человек есть то, что он ест. И не случайно главное Таинство христианской Церкви — это Таинство Причастия, когда мы под видом хлеба и вина принимаем внутрь себя Самого Бога. И человек становится тем, что он ест. Он принимает внутрь себя Бога, и Бог изнутри начинает в человеке действовать, Он изнутри преображает его естество не только физическое, но и духовное. Если говорить о тех диетических предписаниях, которые существуют у нас в Церкви, и о тех диетических предписаниях, которые существуют в других традициях, то, по крайней мере, посты, которые были установлены в нашей христианской традиции, существуют не для того, чтобы людей изнурять, а чтобы помочь человеку освободиться от груза собственного материального тела, который так часто обременяет жизнь людей. Уже в древней Церкви перед Пасхой был установлен Великий пост. Конечно, он был установлен не из диетический соображений, но в то же время он имеет и диетическое измерение. И я не вижу ничего плохого в том, что сейчас у тех школьников, которые хотят питаться в соответствии с требованиями своей религиозной традиции, появится такая возможность. Е. Грачева: Может быть, школьники и хотят, но есть родители, которые в принципе не против постной пищи как таковой, но не для молодого растущего организма подростка. Митрополит Иларион: Нагрузки у взрослых не меньше, чем у школьников. При этом мы, взрослые, соблюдаем посты и не чувствуем, что это как-то отрицательно сказывается на нашей работоспособности или на наших умственных способностях. Я хорошо помню свои школьные годы, когда я соблюдал посты, а в школе было питание непостное и приходилось иногда почти что голодать, либо искать на стороне какую-то еду, либо есть только гарниры. Это все затрудняет жизнь, но, как я понимаю, никто не собирается принуждать школьников придерживаться той или иной диеты. В конце концов, если это мальчик-мусульманин или девочка-христианка, то они ведь сами могут для себя решить поститься или нет, или родители им подскажут. То есть, в любом случае, заставлять никто никого не будет, но возможность выбрать еду в соответствии со своей религиозной традицией, которая появится у ребенка, можно только приветствовать.

http://patriarchia.ru/db/text/4874968.ht...

Переночевали они на подворье и рано поутру отправились в дорогу. Утром тучи стали подниматься вверх, снег идти перестал, из-за облака вынырнуло солнце, светлые и тёплые лучи свои спустило на землю. Тут отец Феофил с восторгом воскликнул: – Вот так денёк прекрасный! А вчера был словно ночь тёмная. Отец Иларион заметил ему: – Да, отец, так бывает в нашей жизни. Иногда натянет такое тёмное облако разных искушений, – ну, думаем, наверное, уж и белого дня не увидим. И пойдут тогда стаями разные звери на разыскание пищи себе. А потом смотришь – воссияет солнце, и эти звери собираются в логовища свои, и тогда исходишь на дело своё до вечера. И я думаю, что это испытывают многие. Отец Феофил ответил: – Вот, отче, со мною на днях случилось подобное, и если б не милость Божия, то я, думаю, что звери, напавшие на меня в эту тёмную ночь, сожрали бы меня. Говорю о разных помыслах и искушениях. – А чем ты вооружаешься больше всего, когда нападают на тебя такие помыслы? – спросил старец Иларион. – Я читаю тогда Евангелие и отеческие книги, – ответствовал отец Феофил, – а больше всего помогает, когда я исповедуюсь и причащаюсь Святых Таин. – Да, это способ самый верный против козней бесовских. Ну, а молитву Иисусову тоже творишь? Отец Феофил тут несколько застеснялся и говорит: – Скажу тебе, отче, сущую правду: этой молитвы я никак не могу привить к своему сердцу. Старец Иларион, вздохнув, заговорил: – Чтобы привить к сердцу своему молитву, немалое время потребно и великий труд должен человек поднять. Конечно, труд должен быть более разумный, мысленный, нежели телесный, и тогда научишься молитве. И научившись, не должен ты преставать от молитвы, но должен Господа славить и воспевать умом и сердцем, а не гласом и устами только. Когда стяжает человек Иисусову молитву, станет уже не столь усладительно и потребно чтение, потому что от молитвы душа озаряется божественным светом. А кто оставляет молитву и предпочитает просиживать за чтением книг, хотя бы они были святоотеческие, таковой весьма ошибается и может себя отдалить от спасения. Говорю это более преуспевшим, а новоначальным весьма полезно чтение божественных и святоотеческих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он дал ему короткую, но насыщенную жизнь. Этот великий человек создал свои творения, оставил их нам и перешел в другую жизнь. Д. Коган: А Моцарт? Всего 35 лет жизни. По воспоминаниям современников, в жизни Моцарт был простым человеком, часто он проводил свое время праздно, любил шумные компании, но при этом создал величайшие творения. Как это получилось? Это тоже остается загадкой. Ему помогал Бог — наверное, другого объяснения здесь быть не может. Митрополит Иларион: По учению Церкви, Бог создал человека по Своему образу и подобию. И этот образ Божий в человеке выражается, в том числе, через творчество: когда Господь поселил Адама в раю, Он сказал: «Вот тебе рай, чтобы ты возделывал его» (см. Быт 2:15). Казалось, там уже все было возделано, все было готово, но человек должен быть творцом, он в этот мир приходит не просто, чтобы прожить какой-то отрезок времени и уйти, — он приходит, чтобы что-то привнести в этот мир. Я думаю, в этом заключается абсолютная значимость творческих достижений. И общая задача людей Церкви и людей культуры — пропагандировать наследие великих композиторов, художников, мыслителей, писателей, поэтов, привлекать к этому наследию максимально широкий круг людей. Д. Коган: Как вам кажется, почему так рано уходят гении? Это и Шуберт, о котором вы только что говорили, и Моцарт, и Пушкин, величайший скрипичный мастер Джузеппе Гварнери… Этот список можно продолжать. Почему все эти люди уходили до сорока лет? Может быть, к этому возрасту они выполнили свою миссию, и Бог их забрал, потому что они сделали то, что должны были сделать? Митрополит Иларион: Я глубоко убежден в том, что Бог отмеряет жизнь каждому человеку и дает ему ровно столько, сколько ему нужно, чтобы он реализовал свой потенциал, чтобы он смог сделать все то, для чего Господь призвал его в этот мир. Мне кажется, у Бога есть какое-то особое отношение к гениальным людям. Это можно проследить на примере многих великих людей, в частности, композиторов. Возьмем Чайковского: после того, как он написал шестую симфонию, в которой пережил и оплакал собственную смерть, он, наверное, уже ничего бы не мог написать другого.

http://patriarchia.ru/db/text/2615638.ht...

Названия четырех периодов времени заимствованы из игры в кости (за исключением термина «saty»). 435 Подробное описание периодов и их соотношения содержатся, в частности, в тексте Законов Ману (I, 67–86): Законы Ману//пер. С. Д. Эльмановича, провер. и исправл. Г. И. Ильиным . М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 27–31. 438 О термине майя подробнее см. выше, в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 439 Перевод формулы см. выше, в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 441 Последователи адвайта-веданты уподобляют осознание индивидуумом своего тождества с Абсолютом состоянию человека, потерявшего любимое ожерелье, долго и безуспешно искавшего это украшение и внезапно понявшего, что оно находится у него на шее. 447 Бхагавадгита/пер. с санскрита, исслед. и прим. В. С. Семенцова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 1999. С. 93. 448 С 1997 по 2002 год Президентом Индии был Кочерил Раман Нараянан – выходец из среды неприкасаемых. Это свидетельство того, что архаические социальные нормы, освященные традициями индуизма, сегодня постепенно размываются. Однако это отнюдь не означает их окончательного вытеснения из жизни современного индийского общества. 450 О ритуале посвящения (упанаяна) подробнее см. выше, в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 451 О санскарах подробнее см. в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 452 Одним из объектов поклонения и манифестацией божества в индуизме является гуру (санскр. guru – букв. «великий», «важный») – духовный наставник, религиозный учитель. По отношению к нему поступают образом, сходным с почитанием мурти. В частности, совершают ритуал гуру-абхишека, при котором омываются стопы этого живого божества. Читать далее Источник: История религий/Митр. Иларион (Алфеев), прот. Олег Корытко, прот. Валентин Васечко. — Москва : Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Предстоятель Русской Зарубежной Церкви обратился с посланием к клиру и пастве в связи с событиями на Украине 28.02.2022 17:20:02 НЬЮ-ЙОРК Глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Иларион обратился с посланием к клиру и пастве в связи с Великим постом и военной операцией на Украине, в котором призвал закрыть сердца для страстей. " В преддверии Великого поста, этого спасительного времени глубокой молитвы и работы над собой, и в связи с событиями в стране Украинской, обращаюсь ко всем с сердечной просьбой – воздерживаясь от чрезмерного просмотра телевидения, газет и интернета, закрывая двери своих сердец для страстей, разжигаемых средствами массовой информации, усугубим горячие молитвы о мире во всем мире, о преодолении вражды и разногласий, о помощи страждущим, о упокоении отошедших в вечность и утешении оставшихся родных и близких, о том, чтобы мы все, прежде всего, оставались людьми и православными христианами в эти сложные времена " , - говорится в опубликованном послании главы РПЦЗ, сообщает " Интерфакс-Религия " . Митрополит Иларион напомнил, что Великий пост, который начнется у православных 7 марта, это " путешествие к Пасхе Христовой " . " Стремясь к Богу, насаждая мир в своем сердце и участвуя в таинственной жизни Христовой Церкви, где совершается наша личная встреча с Богом, мы сокращаем зло в этом мире, воодушевляем других на труды и подвиги евангельские, способствуем миру и братским взаимоотношениям и не поддаемся соблазнам всякого рода разногласий и разделений " , - считает митрополит Иларион. В свою очередь архиереи Русской Зарубежной Церкви, которые служат в Европе, выступили с заявлением по поводу ситуации на востоке Украины, упрекнув западных политиков в необъективном взгляде на происходящее. " Согласиться с крайне односторонней картиной событий, как ее рисуют западные источники информации, невозможно. События гораздо сложнее. Не беря на себя роль судей, а исполняя свое призвание смиренных служителей Церкви, мы усердно молимся об умиротворении душ человеческих " в земли Украинстей " – " об умягчении сердец " , вместе с тем, и об умудрении всех несущих ныне прямую ответственность за судьбы людей в Европе, объемлющей как Украину, так и Россию с Белоруссией " , - сказано в заявлении. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/02/28/predstoyat...

- А мы разве говорим, что советская власть не от Бога? - сказал архиепископ. - Да, конечно, от Бога! В наказание нам за грехи... 15 ноября 1923 архиепископ Иларион был вновь арестован. 20 ноября патриарх Тихон направил письмо в 5-й отдел Народного комиссариата юстиции, в котором выражалась просьба о расследовании причин ареста архиепископа Илариона и об ускорении его освобождения, так как патриарху “по его возрасту и состоянию здоровья…... его помощь, как епископа энергичного и высокообразованного, крайне необходима и незаменима”. Далее патриарх выражал опасения, что этот акт, если он не вызывается серьезной государственной необходимостью, “может создавать безо всякой нужды нежелательное тревожное настроение среди верующего населения”. Тучков на это письмо ответил отказом: “Троицкий арестован за контрреволюционную деятельность, выразившуюся в антисоветской агитации на устраиваемых им диспутах, лекциях и распространении контрреволюционных слухов, так что просьбу бывшего патриарха Тихона удовлетворить не нахожу возможным”. 7 декабря 1923 комиссия НКВД по административным высылкам приговорила владыку к трем годам заключения на Соловках . В январе 1924 года архиепископ прибыл на пересыльный пункт на Поповом острове. Здесь его застало известие о смерти Ленина . В то время, когда в Москве помещали во временный мавзолей гроб с телом Ленина, заключенные по распоряжению лагерного начальства должны были молча стоять пять минут. Владыка Иларион лежал на нарах, когда посреди барака стоял строй заключенных, среди которых были и священнослужители. “Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят”, - убеждали его заключенные. Все кончилось, однако, благополучно, а владыка, обращаясь к духовенству, сказал: “Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество!” Прибыв на Попов остров, владыка узнал, что обновленцы распространяют о нем через советскую прессу “сведения” о его якобы примирительном отношении к ним. Во избежание умножения соблазна архиепископ 17 июня 1924 года обратился к православным людям с письмом, в котором в резкой форме опровергал клевету.

http://drevo-info.ru/articles/8302.html

Но патриархи, прибыв в Москву, признали себя действительными, настоящими патриархами, и, как таковые, произвели здесь суд над Никоном и составили свои определения по разным церковным вопросам и делам. И вот во время самого соборного заседания, Никон, обращаясь непосредственно к двум сидевшим пред ним, в качестве его правомочных судей, восточным патриархам, стал говорить: «архиепископ-де резанский Иларион говорит, что-де он, Никон, говорил про вселенских патриархов, что-де неистинные патриархи, и он-де, Никон, то говорил слышачи от греков, что на их престолах иные патриархи есть, чтоб про то великий государь указал свидетельствовать, и чтоб вселенские патриархи велели положить святое евангелие». – «И вселенские патриархи говорили, что они истинные патриархи и неизверженные и не отрекались престолов своих. Разве-де турки что без них учинили. А буде-де кто и дерзнул на их престолы чрез правила, или принуждением турскаго, и то-де не патриархи, прелюбодеи. А святому-де Евангелию быть не для чего, – а что на него Никона, свидетелей много, как престол оставил с клятвою, – архиерею-де не подобает в Евангелии клятися». – «И Никон патриарх говорил: от сего-де часа, свидетельствуюсь Богом, не буду де пред ними, патриархи, говорить, дóндеже константинопольский и еросалимский патриархи будут». – «И архиепископ Иларион говорил Никону патриарху ; как он не убоится суда Божия и вселенских патриархов безчестит» 229 . Понятно, как сильно должно было смутиться наше правительство, услышав от Никона, что в Москву для суда над ним и устройства русских церковных дел прибыли не настоящие, а отставные патриархи. И действительно было от чего смутиться! После многих неудачных попыток привести дело Никона к концу домашними средствами, решились наконец пригласить в Москву самих восточных патриархов, что сопряжено было со множеством хлопот, неприятностей и издержек. Наконец всякие трудности были препобеждены, и если не все, то два восточные патриарха лично прибыли в Москву. Все прежние сомнения, неудачи, тревоги были забыты, царь несказанно радовался, радовались с ним все архиереи и друг пред другом старались всячески ублажать и прославлять приехавших патриархов за их великий подвиг путешествия в отдаленную Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010