Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм… Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища… В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в в оню благоухания Вышнему Всецарю. Тогда сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним. Тогда весь народ вместе спешил падать лицом на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме раздавалось сладостное пение, и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердным, доколе совершалось славословие Господа, и так оканчивали они службу Ему ( Сир. 50:1, 12–21 ). Реконструкция второго храма Иродом Великим на рубеже I века до Р. Х. и I века по Р. Х. сопровождалась возрождением богослужебных традиций в том великолепии, которое было характерно для предшествовавших эпох. Говоря о том, как было организовано богослужение в его время (I век по Р. Х.), Иосиф Флавий подробно описывает одеяние первосвященника: Он совершал священную службу в поясе, прикрывавшем тело от чресел до голеней, в льняной нижней одежде, в гиацинтово-голубой, достигавшей до ног, обхватывавшей все тело, верхней одежде, обшитой кистями. К кистям привешены были золотые колокольчики с гранатными яблоками попеременно: первые – как эмблема грома, вторые – молнии. Повязка, прикреплявшая верхнюю одежду к груди, представляла пеструю ткань из пяти полос: золота, пурпура, шарлаха, виссона и гиацинта, – тех самых материй, из которых, как выше сказано, были сотканы занавесы храма. Поверх этого он носил еще надплечное одеяние, вышитое из тех же цветных материй с преобладанием золота. Покрой этого облачения походил на панцирь, две золотые застежки скрепляли его, и в эти застежки были вправлены красивейшие и величайшие сардониксы, на которых вырезаны были имена колен народа. На другой стороне свешивались двенадцать других камней четырьмя рядами, по три в каждом: карнеол, топаз и смарагд, карбункул, яспис и сапфир, агат, аметист и янтарь, оникс, берилл и хризолит. На каждом из этих камней стояло одно из названий колен. Голову покрывала пара, сотканная из виссона и гиацинтово-голубой материи; ее обвивала кругом золотая диадема с надписанными священными буквами. Это были четыре согласные 95 . Это облачение, впрочем, он не носил во всякое время, так как для обычного ношения употреблялся более легкий убор, а только тогда, когда входил в святая святых, и то один раз только в году, когда все иудеи в честь Бога постились 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Глава 13. Молитва о единстве Прощальная беседа с учениками завершается молитвой, которую Иисус произнес в их присутствии. В христианской традиции эта молитва часто именуется первосвященнической, по-видимому, под влиянием богословия Послания к Евреям, где Иисус представлен как Тот, Кто должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр. 2:17 ). Называя Иисуса Первосвященником великим, прошедшим небеса ( Евр. 4:14 ), автор Послания пишет: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение ( Евр. 5:7 ). По словам Кирилла Александрийского , Сын Божий «ходатайствует опять как человек, Примиритель и Посредник Бога и человеков ( 1Тим. 2:5 ), и как истинно великий и всесвятой Первосвященник наш Своими молитвами умилостивляет Своего Родителя, Самого Себя священнодействуя за нас. Ведь Сам Он есть Жертва и Сам – Священник, Сам – Посредник, Сам – всенепорочное приношение, Агнец истинный, берущий грех мира ( Ин.1:29 ) 483 ». Иисус находился в постоянном молитвенном общении со Своим Отцом. Это явствует из упоминаний синоптиков о том, как Он восходил на гору, чтобы помолиться ( Мф.14:23 ; Мк.6:46 ); уходил для молитвы в пустынные места ( Лк.5:16 ); воссылал Богу благодарение ( Мф.26:27 ; Мк.14:23 ; Лк.22:17 ); возводил взор на небо ( Мф.14:19 ; Мк.6:41; 7:34 ; Лк.9:16 ). Иоанн приводит два случая, когда Иисус обращается к Отцу с молитвой: перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:41 ) и во время беседы с иудеями ( Ин.13:28 ). Во втором случае ответом на молитву Иисуса становится голос Бога Отца, который слышат многие присутствующие. Все три синоптика приводят слова молитвы Иисуса в Гефсиманском саду ( Мф.26:39, 42 ; Мк.14:36 ; Лк.22:42 ), а Матфей и Марк – Его молитвенный вопль на кресте ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Наконец, произнесенные Им в последние минуты перед смертью слова, согласно Луке, были обращены к Отцу ( Лк.23:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

составитель Терещенко Т. Н. ПРАЗДНИК Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении (прп. Антоний, 20). Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внушено тебе было от врага. В этот день одни только противники плачут, верные же все радуются (прп. Иларион, 20). По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т.п., то к вечеру можно поработать (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Святой апостол Павел пишет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал. 5, 25–26 ). И паки: Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти ( Гал. 5, 16 ). И паки: Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ). Апостольские слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники, т.е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями (прп. Амвросий, 2, ч. 2). По праздникам не следует работать; довольно будних дней (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова. И все еще твержу: празднуй в разуме сей великий праздник… ибо празднование в разуме от празднования видимого, черствого отстоит, как небо от земли. Кто празднует в разуме, тот даже если бы и желал согрешить – не согрешит. А празднующий внешне – хотя и не мало охраняется блеском торжеств от падений, но не причастен оным (прп. Анатолий, 18). Христос воскресе! Со светлым и радостным днем поздравляю тебя… Желаю тебе праздновать свято, мирно, благоговейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувствуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Таковых было немало и в новое время. И в России в XIX веке имелось много таких мыслителей, философов-позитивистов, которые признавали, казалось бы, бытие Божие, но считали невозможным, чтобы человек воскрес из мертвых и чтобы Бог стал человеком, а потому христианство оставалось для них пустым звуком. Или же они создавали свои собственные версии христианства, как это сделал наш великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он не мог поверить ни в то, что Господь Иисус Христос родился от Девы, ни в то, что, когда мы совершаем Евхаристию, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, ни в то, что Господь Иисус Христос воскрес из мёртвых, ни в то, что Он является воплотившимся Богом. Для него Христос был просто учителем нравственности, таким же, как Будда, Конфуций и другие выдающиеся мыслители, философы и исторические деятели. И для того, чтобы облегчить людям понимание такого Христа, Лев Толстой даже создал свое собственное «евангелие», для которого как будто бы за основу взял евангельский текст, но переиначил его таким образом, что этот текст стал восприниматься как свидетельствующий против Церкви: Толстой выкинул из него все чудеса Христа, Воскресение Христово и оставил только нравственное учение. Такие попытки предпринимались и будут предприниматься, но мы с вами, верующие во Христа, знаем, что Иисус Христос − не только Господь, но и Бог наш, что Он воскрес из мертвых в третий день. Мы знаем это не только потому, что прочитали об этом в книгах, не только потому, что нам кто-то об этом рассказал, но потому, что весь опыт Церкви и наш собственный опыт жизни в Церкви удостоверяет нас в том, что Христос воскрес. Мы ощущаем это всем своим естеством, когда приходит праздник Пасхи Христовой. Когда священники в Великую субботу переоблачаются из черных в белые одежды, мы сознаем, чувствуем, видим своим духовным взором, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых и воскрес Он именно потому, что является Воплотившимся Богом, и ни для чего иного, как для того, чтобы каждому из нас открыть путь к воскресению из мертвых.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-ves...

Христос Пантократор. Икона. VI в. В самой Галилее об Иисусе говорили: Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой ( Лк. 7:16 ). При этом, как отмечает евангелист, такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности ( Лк. 7:17 ). Итак, и в Иудее, и в Галилее об Иисусе говорили не только как о пророке или одном из пророков: некоторые называли Его великим пророком, другие прямо указывали, что Он – Тот Пророк, Которому должно прийти в мир, то есть Христос. Между тем Мессию ждали не только в Иудее и Галилее; в Самарии были свои представления о грядущем Помазаннике Божием. Об этом свидетельствует беседа Иисуса с самарянкой. После того, как Он объявляет ей, что у нее нет мужа, так как она была замужем пять раз, женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк ( Ин.4:19 ). И задает Ему вопрос, по которому проходил водораздел между иудеями и самарянами: где должно поклоняться Богу – на горе Гаризим или в Иерусалиме? Иисус отвечает, что поклоняться Отцу надо в духе и истине. Тогда женщина говорит о том, что объединяло иудеев и самарян, – о грядущем Мессии: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё ( Ин. 4:25 ). Иисус говорит ей: Это Я, Который говорю с тобою ( Ин. 4:26 ). Христос Вседержитель. Фреска. Феофан Грек. XVb. Убедил ли Его ответ самарянку? Судя по всему, не вполне, так как она ищет подтверждения у других. Вернувшись в город, она говорит людям: Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос ? ( Ин. 4:29 ). Лишь после того, как Он пробыл у них два дня, они убеждаются в том, что Он истинно Спаситель мира, Христос ( Ин. 4:42 ). Медленно, но верно через весь рассказ о посещении Иисусом Самарии евангелист Иоанн подводит к мысли о том, что Иисус – не просто пророк. То, что Он пророк, самарянка поняла почти сразу. Но в то, что Он Христос, она сразу поверить не смогла. Столь же постепенно осознание того, что Иисус «больше пророка», приходит к Его ученикам. В Кесарии Филипповой ни один из учеников, кроме Петра, не исповедует, что Иисус есть Христос ( Мф. 16:13–16 ; Мк. 8:27–30 ; Лк. 9:18–20 ). Мы можем, конечно, предполагать, что Петр отвечал от лица всех остальных и что прочие апостолы с ним соглашались, но текст синоптических Евангелий ничего об этом не говорит. Вполне вероятно, что среди апостолов на тот момент не было единомыслия относительно того, является ли Иисус пророком или Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Этот же эпизод кратко изложен у Матфея, но происходит он значительно позже выхода Иисуса на проповедь ( Мф. 13:53–58 ). У Луки же именно с него начинается служение Иисуса, и только после него Иисус приходит в Капернаум ( Лк. 4:31 ). Мы можем предположить, что поселение в Капернауме было вызвано необходимостью: в родном городе Иисуса не только не приняли, но и хотели убить. Кроме того, в Назарете жили родственники Иисуса, а отношения с ними, как мы увидим, у Него испортились после того, как Он вышел на проповедь. Рассказывая о том, как Иисус поселился в Капернауме, евангелист Матфей ссылается на пророчество Исаии, согласно которому Галилея должна быть просвещена светом истинной веры: Услышав же Иисус, что Иоанн отдан пол стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет ( Мф. 4:12–16 ). Упоминание о Галилее языческой дало повод некоторым ученым предположить, что язычники составляли в Галилее чуть ли не большинство населения. Однако Матфей лишь цитирует слова из книги пророка Исаии ( Ис. 9:1–2 ), во времена которого действительно в Галилее проживало много язычников. К I веку нашей эры Галилея была заселена по преимуществу евреями; язычники в пропорциональном отношении составляли лишь незначительную часть от общего числа жителей области. Все четыре Евангелия свидетельствуют о том, что основным местом проповеди и служения Иисуса была Галилея. Именно здесь Он произнес Свои главные проповеди и притчи, совершил наибольшее число чудес. В Иерусалим Он лишь приходил по праздникам, а в городах и селениях Галилеи жил и проповедовал. Это связано не только с тем, что Галилея была Его родной землей, где Он воспитывался и вырос. В других землях Его проповедь встречала меньший отклик, чем в Галилее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но все же попросил разбудить в 12 часов. В начале двенадцатого я отправился прежде всего в барак, где помещался владыка Нектарий. Двери были настежь открыты, и мне, быстро вошедшему, преградил дорогу дневальный. «Не велено пускать никого из других рот…» Я остановился в нерешительности. Однако, владыка Нектарий был наготове. «Сейчас, сейчас», – сказал он мне. Я отправился к владыке Илариону. Войдя стремительно в барак, я направился мимо дневального, который оказался несколько знакомым мне и расположенным. «Пожалуйста, поскорее делайте и уходите. Не приказано…» Я кивнул ему головою, подошел к владыке Илариону, который, растянувшись во весь свой великий рост, спал. Толкнул его в сапог, владыка приподнялся. «Пора», – сказал я ему шепотом. Весь барак спал. Я вышел. На линейке ожидал владыка Нектарий. Присоединился владыка Иларион. И мы гуськом тихо направились к задней стороне бараков, где за дорогой стоял остов недоконченной пекарни, с отверстиями для окон и дверей. Мы условились не сразу, а по одиночке прошмыгнуть. И когда оказались внутри здания, то выбрали стену, более укрывавшую нас от взоров проходящих по дорожке. Мы плотнее прижались к ней, – слева владыка Нектарий, посередине – владыка Иларион, а я – справа. «Начинайте», – проговорил владыка Нектарий. «Утреню?» – спросил владыка Иларион. «Нет, все по порядку, с полунощи», – отвечал владыка Нектарий. «Благословен Бог наш…», – тихо произнес владыка Иларион. Мы стали петь полунощницу. «Волною морскою…», – запели мы. И странно, странно отзывались в наших сердцах эти с захватывающим мотивом слова. «Гонителя мучителя, под землею скрыша…» И вся трагедия преследующего фараона особенно в этой обстановке чувствовалась нашими сердцами как никогда остро. Белое море с белым ледяным покровом, балки для пола, на которых мы стояли, как на клиросе, страх быть замеченными надзором. И все же сердце дышало радостью, что пасхальная служба все же совершается нами вопреки строгому приказу коменданта. Пропели полунощную. Архиепископ Иларион благословил заутреню. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его…», – не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион. Мы запели: «Христос воскресе!..» Плакать или смеяться от радости, думал я. И так хотелось нажать голосом чудные ирмосы! Но осторожность руководила нами. Закончили утреню. «Христос воскресе», – сказал владыка Иларион, и мы все трое облобызались. Владыка Иларион сделал отпуст и ушел в барак. Епископ Нектарий пожелал и часы с обедницей совершить. И мы совершили вдвоем. Только я был за предстоятеля. Владыка Нектарий за псаломщика, так он сам пожелал, ибо знал все песнопения, равно и чтения – апостоловец, наизусть.

http://foma.ru/vot-tak-vstrechali-pashu-...

Артемий. Древние на восток молились Св. мученик Артемий пред усечением главы на восток молился. Язычник за отечество предал себя на смерть Персианин один Иулиана и все его воинство завел в непроходимую пустыню, где он со всем воинством погиб позорно. 21. Преп. Иларион великий Пост, труд и молитва умерщвляют плотские похоти Преп. Иларион, ощутив распаление похоти плотской и смущение ума скверными помыслами, усугубил пост и труды, не вкушая по три и четыре дня, то копая землю, то плетя корзины; воздыхая и молясь со слезами, он говорил к телу: «я тебя, осел, чтобы ты не свирепствовал не ячменем, но голодом и жаждою уморю, тяжким бременем отягощу, чтобы ты не о пище, а о чистоте помышлял». Блудник имеет в себе беса «Почему же ты в отрока не вошел?» – спросил беса преп. Иларион: «в нем другой есть любострастный приятель мой», – отвечал бес. Виноград щедрого оплодотворяется Три тысячи иноков зашли с преп. Иларионом к одному пустыннику, который имел виноградник; он им позволил всем собирать и вкушать виноград. Преп. Илариан благословил сад, который чрез то на другой год весьма оплодотворился. Скупого виноградник опустошается Другой пустынник отказал им в винограде и сад оттого опустел. Пища скупого смердит Один скупец прислал братиям виноград; преп. Иларион не захотел вкушать, говоря, что он в винограде обоняет смрад скупости, и велел отдать виноград волам; но и волы не ели его. Радость духовная бывает от произвольной нищеты Давши за перевоз себя в Сицилию Евангелие, преп. Иларион радовался духом, видя себя совершенно нищим. Угодника Божия и бесы прославляют Один бесноватый человек возопил: «недавно пришел в Сицилию преп. Иларион, Христов раб, и никто его не знает, и думает, что может утаиться; пойду к нему», – пошел и получил исцеления. Крест утишил большие волны морские Море высоко подняло свои волны, и все было готово поглотить – и города, и веси, и корабли. Преп. Иларион начертал на песке три креста, воздвиг руки горе, помолился Богу, – и море улеглось, и ветры утихли. Как душа святого от тела разлучается Приближаясь к смерти, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Митрополит Волоколамський освятив Великий зал 10 червня 2011 р. 17:20 10 июня 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил чин освящения Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В церемонии приняли участие ректор консерватории А.С. Соколов, профессора и члены Попечительского совета консерватории. Перед освящением Большого зала митрополит Иларион совершил молебен и освящение воссозданного витража с изображением святой мученицы Цецилии — покровительницы музыкантов, установленного в фойе партера консерватории. После церемонии освящения владыка Иларион обратился к присутствующим с речью. В частности, он рассказал об образе святой Цецилии, запечатленном на витраже. Святая мученица изображена сидящей перед музыкальным инструментом, в окружении ангелов, сопровождающих ее игру. «Это очень значимый образ, соответствующий месту, которое мы сегодня освящаем, — отметил архипастырь. — Концертный зал, в котором исполняется классическая музыка, например, произведения Баха, посвященные Богу, — это не просто место для развлечений, но своего рода храм, где совершается священнодействие: человеческие голоса и голоса музыкальных инструментов воспевают хвалу Богу». Митрополит Иларион подчеркнул, что музыкальные произведения, звучащие в Большом зале Консерватории, возвышают человеческую душу, изменяя к лучшему слушающих ее. Митрополит Иларион выразил уверенность, что в Большом зале Консерватории, открывающемся после реставрации, состоится множество прекрасных концертов, что здесь будут выступать лучшие музыканты мира, выдающиеся хоровые и оркестровые коллективы, что не оскудеет поток людей, приходящих сюда послушать классическую музыку. «Сегодня, к сожалению, интерес к классической музыке у широкого слушателя не очень высок. Это связано с засильем массовой культуры и популярной музыки, которая легче для восприятия: она не требует от человека интеллектуальных или духовных усилий, но и не оказывает на него облагораживающего и очищающего воздействия. При исполнении такой музыки ангелы отсутствуют, а может быть, даже затыкают уши», — сказал митрополит Иларион. Архипастырь уверен, что классическая музыка никогда не потеряет свою актуальность, поскольку обладает глубоким воспитательным значением и смыслом. По словам владыки Илариона, очень важно, чтобы молодежь посещала концерты классической музыки, приобщаясь к духовному богатству, которое накоплено человечеством в музыкальном искусстве.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1538673...

Вопрос: Я очень сильно болею, но никому не показываю. Как мне исповедаться и, Бог даст, причаститься Животворящих Таинств? Митрополит Иларион: Зовите священника на дом. Договоритесь со священником, чтобы он пришел Вас исповедать и причастить на дому. Вопрос: Владыка, будут ли богослужения на Пасху? Митрополит Иларион: Богослужения обязательно будут. Вопрос: Владыка, скажите, пожалуйста, как отпраздновать Пасху дома? Митрополит Иларион: Посмотреть обязательно Патриаршее ночное богослужение, а потом вместе с Вашими близкими разговеться, похристосоваться. Может быть, сейчас целоваться нельзя будет, но сказать «Христос воскресе!» и ответить «Воистину воскресе!» никакие санитарные службы нам не запретят. И возрадоваться о Воскресении Христовом тоже никто нам не запретит. Вопрос: Сейчас идет Великий пост. Если моровое поветрие дано по грехам нашим, значит, надо усилить пост и молитву? Митрополит Иларион: Совершенно верно. Надо усилить пост и молитву. Вопрос: В УоиТиве-канале портала «Иисус» есть, в частности, два фильма: первый — «10 правил ко Причастию» (цикл «Коротко о главном»), выпущенный в феврале 2019 года, а второй — «Причастие во время эпидемии», опубликованный в марте 2020 года. В первом фильме Вы говорите, что через Причастие никакая зараза не передается, а во втором предупреждаете об угрозе передачи коронавируса через лжицу. Это смена позиции, или я что-то неправильно понял? Митрополит Иларион: Это не смена позиции, а уточнение того, что я говорил в 2019 или в 2018 году, отвечая на очень часто задаваемый нам вопрос: «Почему вы причащаете людей из ложки?» Есть люди, которые брезгуют причащением из ложки, я сам знаю тех, кто не причащается, потому что брезгует. Таким людям я всегда отвечал: «Святые Дары — Тело и Кровь Христовы — это святыня, через которую ничем заразиться невозможно». Сейчас, когда мы оказались в ситуации эпидемии коронавируса, я вынужден сделать уточнение, которое раньше не делал: Святые Дары являются святыней, через них заразиться ничем невозможно. Но Святые Дары находятся в Чаше, а причащаемся мы ложкой. Вот в стакане с водой есть вода, а есть сам стакан, к которому мы прикасаемся так же, как люди прикладываются к Чаше после Причащения. Где гарантия, что вирус не останется на Чаше или на лжице? Вот почему лжица сейчас при причащении протирается проспиртованным платом или обмакивается в спиртовой раствор, а затем в воду. Здесь нет противоречия, здесь есть уточнение.

http://patriarchia.ru/db/text/5616900.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010