Житие Илариона Грузина (версия для печати)/Православие.Ru Житие Илариона Грузина Православие.Ru , 30 августа 2001 г. Житие и деяния святого и блаженного отца нашего Илариона Грузина Сей святой отец наш был родом грузин, из земли Кахетской, сын богатого азнаура. А у отца его были и другие чада. Илариона сего родители его обетовали, подобно божественному Самуилу . И когда исполнилось ему шесть лет, отдали на обучение человеку достойному, уроженцу того же местечка, в коем проживал отец оного блаженного. И научал он его денно и нощно Писаниям Духовным. И видя успешное обучение его тем монахом, отец стал выдавать ему обильно всякое содержание. И приступил к строительству монастыря в той местности, и собрались монахи/числом/до шестнадцати. И по делам строительства отец его непрестанно ходил в ту местность. И видя постоянное посещение отца своего, вспомнил он те слова Благовествования, а именно: " Кто не оставит отца своего и матерь свою и не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня " . И решил удалиться в отдаленную местность. И встал и отправился в Гареджийскую пустынь. И нашел он множество подвизавшихся там людей и подле них некий малый грот, вошел в него и поселился в нем. И был он в возрасте, примерно, четырнадцати лет, и подвигами своими, потом и молитвами превзошел/людей/, пребывавших в той местности пустынной, так что все дивились подобным трудам его и терпению. И устроялась вся братия учением его, и припадали пред ним,/моля/его быть с ними. И приблизил он к себе одиннадцать собратьев подвижников, кротких и смиренных, и были они ангелообразны в посте и славе, покуда не прославилась в мире том святость его. И прослышал о преподобии его епископ Руиставский , встал и прибыл к нему приветствовать его. Увидя лик его пожелтелый и слово кроткое/и/одеяние ветхое, приветствовал его святым целованием, и говорил: " С давних пор желал я лицезреть тебя, сын мой, Иларион, и сподобился я, грешный, святой молитвы твоей. Исполни желание мое и прими священство от меня, убогого " . Говорил ему Иларион: " Отче, я пребываю в руках твоих, и что будет в воле твоей да исполнится со мною " . И встал епископ тот и рукоположил его во священники, и приняли взаимные благословения. И удалился оный епископ и всенародно повествовал о благоволении/Илариона/. И многие стекались из дальних земель лицезреть его и получать его благословение. Тогда же выделил он одного собрата и поставил его настоятелем на месте своем.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Иеромонах Серафим (Роуз) . Православное мировоззрение, или Царский путь. Журнал «Русский Паломник», 1, изд. «Валаамское общ. Америки», «Братство Германа Аляскинского». 1991 г. Серафим Роуз . Православие и религия грядущего. Платина, Калифорния, 1979 г. (перевод самиздат). «Православное чтение», 1991 г. Московск. Патриархия. Статья архиепископа Илариона Троицкого «Христианства нет без Церкви». Сергиев Посад, 1915 г. Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений св. отца нашего Ефрема Сирианина, расположенные по порядку псалмов Давидовых. – Изд. Моск. Патриархии, Москва, 1979 г. 63 Какое лукавствие! Очень многие теперь ни на минуту не усомнились бы, что это явление действительно Ангелов Света: поднимать на молитву среди ночи, звать к Божественной службе?! – сколь бы многие теперь, не задумываясь, приняли такое призывание. 67 Но и в наши дни заметно умножившиеся явления духов в виде Ангелов или таинственных существ из космоса, которые иногда являются с крестами, «молятся» или поучают чему-либо как бы добродетельному и христианскому, совершающиеся чудеса или явно демонические фантастические фокусы, против которых оказываются бессильными молитвы и даже совершаемые священником молебны и освящения, – не подобное ли это вышеописанному попущение Божие действовать сатане «как только сам он хочет и может», так что ему уже «не страшно все то, что в других случаях для него грозно и убийственно»? Только это попущено уже не по высоте жизни нашей, а по причине глубочайшего внутреннего отступления от Бога, от Евангелия, от Православия. Та свобода, с которой демоны теперь обманывают, одурманивают людей, напоминает слово из Святого Писания о пришествии антихриста, что оно по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины... И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи... ( 2Фес. 2, 9–11 ). 70 Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

«Патриарх писал, что на Литургии нужно молить Господа повергнуть русских к ногам турок» «Мы готовы, пусть нас утопят» – как старец Иларион Ивериец не позволил монахам идти против совести 29 октября, 2018 «Мы готовы, пусть нас утопят» – как старец Иларион Ивериец не позволил монахам идти против совести Во время Крымской войны, когда Британская и Турецкая империи, республики Франция и Сардиния напали на православную Россию, Константинопольский Патриарх издал указ о том, чтобы православные подданные молились о победе турецкого оружия. Конечно, указ был вынужденным, потому что Патриарх, находившийся под властью турецкого султана, прекрасно понимал, что с ним будет в случае неповиновения. Без сомнения, Патриарх сознавал, что идет против своей совести, он сознавал также, что он не в силах в своей жизни явить идеал, к которому призывает всех христиан апостол Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Отец Савва, ученик Илариона Грузина Но всегда в истории Церкви были и есть святые подвижники, готовые идти на смерть за то, что они почитали святыней своей совести. Об этом повествует рассказ, записанный свидетелем и участником излагаемых событий иеромонахом Саввой. «В 1853 году во время царствования в России благочестивейшего Императора Николая I Павловича — да упокоит Господь душу его в Царствии Небесном со всеми святыми, где сияет свет лика Господа нашего Иисуса Христа, где все пребывают в радости — жил я в п у стыни с моим блаженным старцем иеросхимонахом Иларионом Иверийцем на холме, неподалеку от монастыря Дионисиат и совершал богослужения в святом храме св. апостола Иакова, брата Господня.

http://pravmir.ru/patriarh-pisal-chto-na...

Ист.: Муравьев. ЖСвРЦ. 1860. Т. 3. Нояб. С. 159-186 [метафрастическая ред.]; Сабинин. Жития. 1872. Т. 2. С. 105-125 [метафрастическая ред.]; Vita et mores beatique patris nostri Hilarionis Hiberi/Trad. P. Peeters//AnBoll. 1913. Vol. 32. P. 243-269 [кименная ред.]; Житие и деятельность святого и блаженного отца нашего Илариона Грузина//ПДГАЛ. 1967. Т. 1. С. 9-37 [кименная ред.]; То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 170-177; Феофил, иером. Житие и деятельность отца нашего Илариона Нового//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 9-37 [метафрастическая ред.]; Память святого отца нашего Илариона Грузина (19 нояб.)//ПДГАЛ. 1986. Т. 4. С. 356-357, 358 синаксарные ред.]; Цулая Г. В. Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 19982. С. 23-33 [синаксарная ред.], 56-71 [кименная афонская ред.], 72-103 [кименная пространная ред.], 104-133 [метафрастическая ред.]. Лит.: Peeters P. S. Hilarion d " Iberie//AnBoll. 1913. Vol. 32. P. 236-242; Лопарев Х. Греческие жития VIII и IX вв.//ВВ. 1914. Вып. 17. С. 56-63; Кекелидзе К. Отрывок из истории груз. агиографии// Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 134-158; он же. Новооткрытый агиологический памятник иконоборческой эпохи//Там же. 1961. Т. 7. С. 75; Киланава Б. К атрибуции груз. кименных редакций агиографической лит-ры//Моамбе (Вестник АН Груз. ССР). Тбилиси, 1973. 69(на груз. яз.); Долакидзе М. Песнопения на имя Илариона Грузина//Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1971. Т. 2 (на груз. яз.); она же. Древние редакции «Жития Илариона Грузина». Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); она же. О новой работе, касающейся Жития Илариона Грузина [Рец. на: Мартин-Хизард Б. Путешествие в IX в. груз. монаха Илариона//Беди Картлиса. П., 1981]//Мравалтави (Многоглав): Историко-филологические разыскания. Тбилиси, 1983. Т. 10. С. 250-257 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Иларион Грузин//ПДГАЛ. 1976. Т. 4. С. 134-154; 261-262; Лолашвили И. О соотношении пространной и краткой редакции «Жития Илариона Грузина»//Вопр. древнегруз. лит-ры и руствелологии. Тбилиси, 1976. Т. 7-8. С. 24-38 (на груз. яз.); Martin-Hizard B. La pérégriation du mone géorgien Hilarion an IX siècle//Bedi Kartlisa. P., 1981. Vol. 39. P. 101-138.

http://pravenc.ru/text/389215.html

Переориентация, однако, не могла быть абсолютной. Христианское вероисповедание Грузии было маргинализовано христианством восточного толка, что отразилось и на биографии Илариона и. естественно, на взглядах авторов различных взаимозависимых редакций его жития. Переориентация была «плавной» и обуславливалась преимущественно геополитическим положением Грузии, а также немало зависела от соседства с монофизитской Арменией. Этническая эволюция грузин была во многом детерминирована политическими условиями, как внешними – преимущественно агрессивными – факторами, так и внутренними. Закономерным итогом этого исторического процесса и стало окончательное внедрение Грузии в образовавшийся еще в раннем Средневековье византийский круг народов. Данное обстоятельство, отразившееся далеко не в одном только «Житии Илариона Грузина», предопределило всю дальнейшую историческую судьбу грузинского народа и в этом своем развитии он преодолел и катастрофическое монгольское господство, и последствия еще более разорительных нашествий тамерлановских полчищ и падение самой Византии в середине XV в., для Грузии компенсированное образованием Московского государства. Авторская атрибуция «Жития Илариона Грузина», имеющая не только академическое значение, не поддается точному определению. Если первоначальный несохранившийся текст, написанный на греческом языке, был составлен якобы сановным ромеем, то автор его первой (Афонской) переработки фактически остается неустановленным. И хотя приписывание его Евфимию Святогорцу (X в.) подкрепляется рядом аргументов, но противоречащие им данные могут иметь не меньшее значение для отрицания такой атрибуции. По нашему мнению, также не претендующему на абсолютный характер, житие Илариона могло принадлежать какому-нибудь другому представителю из окружения Евфимия Святогорца. Мы не имеем оснований считать, что грузинская литературная школа на Афоне состояла из одной только интеллектуальной элиты. Ее, несомненно, окружала значительная плеяда творческих деятелей с менее громкими именами. Личность Илариона Грузина на Кавказе одна из тех, которые отразили духовные возможности народов этой части земного шара. Читать далее Источник: Житие и деяния Илариона Грузина/Пер. с древнегруз., введение, примечания Г. В. Цулая. - 2. изд. - М., 1998. - 134, с. - (Библиотека Российского этнографа/Рос. Акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, ISSN 0868-586X). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Экспедиция обнаружила на Афоне пещеру ИларионаГрузина     Экспедиция обнаружила на Афоне пещеру ИларионаГрузина         Примерное расположение пещеры – между скитом Катунакия и скитом Василия Великого. Пещера надежно укрыта от посторонних глаз: выход заслоняет буйная растительность, каменные дубы и ежевика. Увидеть пещеру можно только из одного небольшого участка тропы, поднимающейся ко Кресту. Пещера мелькает в просвет и мгновенно исчезает из поля зрения.         Обратно пути нет     Приходится признать, что буйство красок афонской осени померкло перед красотой тайной пещеры. Описать пещеру трудно подобно тому, как нелегко описать закат на море. Если у кого-то с детства остались воспоминания о сказочных пещерах, в которых разбойники хранят сокровища, то вспомните - и не ошибетесь! Именно такова пещера ИларионаГрузина. Она имеет большие размеры и огромный вход, занимающий всю восточную часть.     Взгляд из глубины пещеры: С чем пришли?        Но удивительнее всего – красивейшие сталактитовые своды пещеры, создающие непередаваемое ощущение сказки. Сталактиты динамично растут, с них постоянно капает дождевая вода, собирающаяся по скальным протокам. К сожалению, именно эти сталактиты и создают влажный климат внутри пещеры. Так что находиться в ней длительное время просто опасно для здоровья.   Теперь перед нами совершенно иначе открылся подвиг старца ИларионаГрузина. Обратимся к материалам  Жития старца Иллариона, собранным на портале Исихазм.ру.       Тем не менее, найти пещеру удалось лишь с помощью местных отшельников-исихастов.         Когда о. Иларион второй раз возвратился на Афон, он поселился в Дионисиатском монастыре, где некоторое время проходил те же послушания, и, кроме того, прислуживал туркам, во множестве тогда поселившимся в монастырях на Св. Горе. Их было так много, что оставшиеся монахи едва находили себе место. В одном Дионисиате их было 50 человек.       Красивейшие сталактиты. Здесь художник - природа.

http://isihazm.ru/1/?id=1415

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня ИСПОВЕДНИЧЕСТВО ИСПОВЕДНИЧЕСТВО   В это время (1821 г.), по случаю греческого восстания, повсюду производились суды и казни. Кровь христианская лилась рекою, ибо турки силой оружия хотели подавить восстание и усмирить мятеж.  А так как и Афон был замешан в этом восстании, то и он подвергся тяжелым последствиям войны. Солунский правитель, Абдул Робут-паша, с многочисленным войском двинулся к Афону с Кассандры и расположился лагерем на Кумице - на перешейке близ границы Афона. Это было в начале 1822 года. Оттуда паша послал грозное повеление, чтобы все настоятели монастырей явились к нему на поклон, в противном случае обещал занять Св. Гору и разорить монастыри. Игумены, зная жестокость турок и их фанатизм, распаленный к тому же восстанием христиан, не решались явиться к паше, сознавая, что им уже не остаться в живых. Каждый из них пытался уклониться от грозящей опасности и пытался заменить себя каким-нибудь добровольцем-поверенным, не боящимся пострадать от неверных. В это время и Дионисиатский игумен Стефан, боясь сам отправиться к паше, просил о. Илариона, чтобы он потрудился вместо него пойти к паше. Отец Иларион охотно принял это предложение, сказав: " Я не боюсь турок " . Но игумен предупредил его, что теперь дело предстоит не легкое, ибо, когда они отправятся к паше для переговоров, то из монастырей вся братия выйдет и заберут с собой все ценности и святыни, для чего уже и каюки готовы. С отъездом посланников к паше все из монастырей выедут, а это не сможет остаться незамеченным для турок, и они, конечно, в отместку за этот обман, убьют всех посланных; следовательно, его ожидает явная смерть. Отец Иларион изъявил полную готовность на все, так как у него с давнего времени было желание пострадать за Христа и сподобиться мученичества. Игумен сказал: " Вот теперь самый благовременный случай, - воспользуйся им для общего блага " . С о. Иларионом отправились еще двое - иеромонах Пантелеимон и один монах. Достигши Кумицы, они явились к паше и вручили ему письмо от Священного Кинота (Иера Кинотис - священное собрание представителей всех монастырей, - орган управления Афоном), в котором были поименованы поверенные от монастырей. Паша начал читать, и когда дошел до имени о. Илариона-грузина, то остановился, взглянул на отцов и спросил, кто из них грузин? Они указали. Тогда паша спросил по-грузински: " Какой ты области? " - " Из Имеретии " , - отвечал о. Иларион. - " А я из Абхазии " . - " А из какого города? " - спросил старец; тот назвал город. - " Это город соседний моему местечку. А фамилия твоя какая? " Паша назвал свою грузинскую фамилию. - " Ну так, я и дом твой хорошо знаю " , обрадовался о. Иларион.

http://isihazm.ru/1/?id=1423

И на третью ночь приступил сей диакон к поминанию святого Илариона и святости его, молился ко Господу и сказал: «Владыко Иисусе Христе, молитвами раба Твоего Илариона избави от постигшего меня испытания». И так, помолившись, отягчил его гон, и се! – узрел святого оного, он взывал и говорил ему: «Встань спешно и иди ко мне, ибо нет никакого препятствия, противостоящего тебе». После этих слов пробудился диакон и узрел, что узы с рук и ног его спали, а нечестивые те язычники были охвачены сном, и встал он и пошел отселе между теми скифскими всадниками и ни один из них не учуял, как он незамедлительно приступил к своему пути со страхом и радостью. Когда же он вошел в свой дом, то всем поведал о свершившемся с ним чуде и открыто воздавал хвалу Божьему святому. И те, которые слушали его, славили Господа, Который восхищает славящих Его. Такова суть жизни сего Божиего человека и такова суть творений и подвигов его, которые свершал на земле сей блаженный. А после трех лет пребывания в Фессалониках, он, чуя приближенье преставленья своего ко Господу и за сорок дней до скончания своего осознав это, призвал того мтавара и говорил ему: «Господь отпустил тебе, сын мой, цену за твою любовь к чужестранцам, посему не счел ты недостойным привечание меня, грешного и ничтожного, со всяческой уважительной почестью и сердоболием. Да воздается тебе взамен преходящего – вечность, да взамен малого – великое, да взамен истребления и потерь – вечность, доброта, нетленное и неистребимое. Ныне, сын мой, потому как время преставленья моего стало близко, я завещаю тебе молитвы и благословения и заповедываю тебе поступать (и впредь) так со всеми чужими, но паче всего – с монахами. И будут врата твои открыты для всех молящихся и немощных, чтобы и самому тебе обрести оные врата открытыми, принимающими тебя в рай. Ибо услышь Писание, которое говорит, а именно: «Приговор выносите правый, спасайте нищих, отвергнутых, униженных и падших не осуждайте», на тебе же лежит затем и их погребение, соблюдение всего этого. Еще скажу тебе, о, мтавар, отвергни мзду, которая ослепляет око души, отвергни недобрые помыслы сердца, для которых пылает огонь вечный, не похищай чужой доли, довольствуйся собственным достоянием, ибо избыток приводит ко злу. Не стесняй себя призревать тех и выдавать содержанье тем, кто охвачены горем и заточены в темницы. И отторгни сполна страсть к прибыли, ибо то – дело нечестивое и губитель души. Паче щедро раздавай нищим безгрешно и праведно накопленное состояние, дабы снизошло Божие благословенье на дом твой здесь, и после страшного явления Христа был ты достойным стать одесную Его и слышать глас благословенья, и благополучие Божие, что превосходит всякий разум, защитит тебя, сын мой». Сказал это и отпустил мтавара в печали и с тягостной душою.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

И так по научению оного отца просвещались сии братья и были скоры в подражании сему благому, и подобно добрым всадникам, усердно следующим за военачальником, сражались с невидимым, ибо отважно облачились в монашество, которое и есть покорность, правосудие, послушание, мысли о смерти, обилие слез, молитвы безмолвные, любовь ко Господу и ближнему и ряд других подобных благоволений, которые окрыляют душу. Потому как имя сего святого прославилось по всей этой земле, некий епископ близрасположенного мтаварства человек святой и наделенный благом предвидения, пришел к нему, ибо ото всюду был наслышан о благости сего человека и преисполнился Божиего удостоверения, ибо истина суть превыше изречения, и, узрев его, приветствовал его с вожделением и милосердием и Божественной любовию, и преисполнился он от него обильно полезного добра и беседы духовной и говорил ему: «Благодарствую Бога, сын Иларион ибо внял Он гласу мольбы моей и не лишил меня грешного сей чести лицезреть тебя, я же молю тебя: Богом данной мне властью уведомляю тебя, дабы исполнил ты одну просьбу мою – из рук моих покорных прими рукоположение во священники . И он, который непрестанно избегал недуга непослушания, то и тут покорился воле оного первосвященника, (хотя) и страшился ига священничества и совестился. Затем первосвященник воздвиг алтарь в том гроте и освятил его и благословил божественного Илариона в диаконы, а на следующий день сполна посвятил его во священники, и узрел епископ в час рукоположения его благодать Духа Святого, снизошедшего на него и возложенного на главу святого. И узрел это не только епископ, но и братья, которые также были сподоблены того видения, явно зрели оком душ своих, и узрев чудо очами душ, славили Бога. Возвернулся первосвященник оный к пастве своей и поведал всему народу об успехах оного человека Божиего. А желанный Иларион, приняв чин священничества, сделал его основой проявления великих подвигов и все более преуспевал в благодати, а те, кому приходилось видеть его, славили Бога со словами Благовествования, которое глаголит, а именно: «Так воссияют лучи ваши перед людьми, дабы зрели дела ваши добрые и славили Отца вашего Небесного».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Скачать epub pdf Метафрасная редакция Благослови, Отче! Настало время, принесшее нам добрую замену прежним святым, и ныне перед нами явлен Иларион, коего мы намереваемся восхвалить. Он воссиял, подобно первым оным отцам, благочестием, деянием и любовию. Воспылала душа его любовию ко Христу, всё презрел, дабы Одного Его обрести, благоволения Коего и Духом от Него стал преисполнен, как велит глас Царственный и глаголит: «Кто возлюбит Меня и сохранит слова Мои, и Отец Мой да возлюбит его, и придем и обитель возведем подле Него». Ныне же тот, кто станет достоин сподобиться его завета и голову свою приготовляет для подвигов в той святости и твердости, таковой воистину по праву достоин всякой чести и обильного воспевания и превыше он славы человеков и паче силы нашего слова. Однако поскольку посильное усердие похвально и благопочитаемо, то начну я ныне повествовать вам из многого лишь толику, чтобы (хотя бы то) отчасти исполниться желанию его и подражанием ему восхитить благолюбивые души. Сей воистину Божий человек был родом грузин, из страны христианской и верообильной, которая пришла к истинной вере в пору великого Константина, царствование коего было от Бога и который познал Истинного Бога Небес. (Страна эта) с того времени и поднесь, совершенно не смешалась с плевелами распрей и не приняла семени лукавства, но по учительству святых апостолов и богоносных отцев придерживается прямой веры, исповедуя Святую Троицу единосущую в трех ипостасях, поклоняется Отцу и Сыну и Святому Духу и потому как в пущем блеске и красе проповедует неслиянность оных трех Ипостасей и неразделимость в одном естестве, славит Троицу в единосущности и единосущность в троичности, единосущность в три-сиянии и троичность в единой воле, единой сущности, одной власти, одном Царстве. Также в Божественном блеске верует в неизреченность Таинства единородного Сына Бога, за нас и нашу жизнь не от семени вочеловеченного Святой и Приснодевой Богородицей Мариам и как родитель нетленно Его сберегшей. Единой плотью признает Христа в полноте двух естеств и верует в оба естества Христа, в две воли и в два деяния, во взаимном воплощении, но в естестве раздельные, и признает Его пострадавшим плотью, потому взалкал и жаждал и натрудился и по своему волеизъявлению возложил на Себя распятие и смерть, но от Бога невредимо и бессмертно. И потому как тление плоти перевел в нетление и вознес в Небо и посадил одесную Отца с Которым явится вновь, чтобы судить живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010