И велел ночью втайне вскрыть мощи оного святого. И положили их в малую раку, а могилу вновь прикрыли и ушли. XVII. И когда достигли Константинополя, и царь узнал об этом, он выступил им навстречу в радости великой и с почестью ввел его во Дворец. Предоставил покой в собственном приделе и размышлял царь, в каком месте создать им кивот И на третью ночь, как только царь пробудился около полуночи, обдало его благовонием несказанным. И подумал царь, что бы это было, или от каких это воскурений, и не мог распознать Спросил он евнухов, что возлежали вкруг него. а именно: " Что это за благовония? " Они же ответствовали: " Клянемся вашим величеством, мы никогда не испытывали подобного благоухания " . И почуяли все во Дворце, и свидетельствовал приятель приятелю, а именно: " Из каких это благовоний, неведомо " . И как только вздремнул царь, привиделся ему святой Иларион в покрывале и говорил царю: " Благодетельно приветил ты меня, странника. Однако благовоние, которое ты обонял, я обрел не в городе, но в пустыни. Нынче же, ежели изволишь, дабы возыметь благодарность, отправь меня обратно в пустыню же " . Как только царь пробудился, говорил он всему (придворному) люду, а именно: " Святой желает пребывать в пустыни " .И совершил литанию, и взял мощи святого и сел в дромон царский. И привели в церковь Архангелов, затем подвели колесницу царскую, воссел он (в нее) и прибыл в Роману и упокоил в ней, и установил празднование в месяце декабре седьмого (числа), и пожертвовал царь церкви той двенадцать драхканов в месяц, дабы вечно сияли семь лампад негасимо над мощами святых апостолов, и над мощами Илариона - три, и чтобы каждодневно из Дворца приносили две просфоры, и монахам выдавалось в декабре месяце седьмого (числа) две литры золота для расходов на одеяния; и поименовал монастырь (именем) своим, и произнес речь похвальную, (которая есть хвала) святому Илариону Василием Асиакритом во славу Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Примечание: Краткая редакция жития Илариона Грузина переведена по изданию С.И.Кубанейшвили; указанная публикация им осуществлена в основном по рукописи XIII в.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1022 году святой Георгий был отправлен в Константинополь, где в продолжение двенадцати лет тщательно изучал науки и получил разностороннее образование. После возвращения в Грузию в 1034 году он принял иноческий постриг в Хахульском монастыре от блаженного старца Илариона Туалели. Спустя некоторое время инок Георгий, отдав свои одежды нищему и одевшись в его ветхое рубище, отправился на поклонение святым местам Палестины. После непродолжительного пребывания в обителях на Черной горе (близ Антиохии) инок Георгий отправился на Дивную гору, в монастырь святого Симеона Дивногорца († 459). Там он обрел духовного наставника старца Георгия Молчальника († 1068), тоже грузина, жившего в расселине скалы. Три года провел он в монастыре святого Романа (с 1036 по 1039 гг.). В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника. Затем, напутствуемый им, он отправился на Афон, в Иверский монастырь. По дороге святой посетил Иерусалим и поклонился Гробу Господню. Преподобный Георгий прибыл на Афон в 1040 году и продолжил работу над переводом Богослужебных книг и творений святых отцов Церкви, начатую преподобным Евфимием Иверским (память 13 мая). И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды преподобного Евфимия. В Житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого: Большой Синаксарь, Деяния и Послания святых апостолов, двенадцать Богослужебных Миней, Октоих, Триодь (постная и цветная), Требник, Псалтирь, Полный Часослов, «Шестоднев» святого Василия Великого, Послания святого Игнатия Богоносца, Соборные послания святого Кирилла Александрийского , Книга святого Григория Нисского , Книга святого Феодора Студита , Книга деяний VI Bceлehckoro Собора «и много других полезных и святых книг». Из переводов святого Георгия Иверского с латинского на греческий до нас дошло известное сочинение епископа Дорофея «О 70 учениках Господа». Широко известно также оригинальное произведение преподобного Георгия Иверского «Житие Иоанна и Евфимия», дающее обстоятельные сведения об основании и внутренней жизни Афонского Иверского монастыря при первых его ктиторах и настоятелях – преподобных Иоанне и Евфимии (память 12 июля и 13 мая).

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Итоги празднования тысячелетия русского монашества на Афоне     Итоги празднования тысячелетия русского монашества на Афоне Судьбоносный для русского Афона 2016-й год подошел к концу. В России подводят итоги празднеств. Хочется подвести итоги и афонским монахам. В рамках статьи, ограничимся лишь краткими заметками. Первое, была возможность увековечить в Истории юбилейный для Русского Афона 2016-й год и само празднество канонизировав известнейшего на Святой Горе старца Тихона (Голенкова) . Это единственный на афонской Горе подвижник, прозванный «русским», потому что среди греков он стал самым авторитетным русским старцем за последнее столетие (несравнимо авторитетнее уже канонизированных прп. Силуана Афонского, прп. Илариона Грузина, многих новомучеников). На просьбу монахов Афона был ответ Родины: «Соберите вы сами материалы, инициатива должна исходить с Афона». Материалы собраны, переведены, изданы, представлены. В ответ - грозное молчание. Второе, о чем мы постоянно читаем в СМИ, - это эпохальное восстановление Русского на Афоне монастыря . Подведем итог на примере древнейшего русского скита Ксилургу . Из десятков миллионов евро, выделенных Родиной для реставрации, на восстановление скита пошло менее одного процента. В основном побелены стены, приклеена дешевая гипсовая лепнина, которая уже отвалилась, дошло до курьезов: вместо цветных витражей к стеклам приклеена прозрачная китайская пленка, стоимостью 10 евро метр (несколько метров хватило на все окна), которая тоже уже отклеилась. Трагическая история борьбы настоятеля скита Ксилургу иером. Симона (Харченко) с прорабом, который является доверенным лицом московского чиновника, перечислявшего деньги, потрясает до глубины души. Когда иеромонах стойко, но безуспешно один на один годами противостоял целой отлаженой системе откатов и воровства. Закончилась это противостояние таким напуствием настоятеля прорабу, уже дважды сидевшему: «Брат, православный, сидеть тебе и третий раз.»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=2462

В июне 1844 г. И. возвратился в Грузию, 15 дек. был назначен «чиновником за прокурорский стол» в Грузино-Имеретинскую синодальную контору , где прослужил до июля 1857 г., затем по его просьбе был переведен в гражданское ведомство, в канцелярию наместника Кавказа чиновником особых поручений 5-го класса, где проработал вплоть до кончины. Способности и трудолюбие И. были хорошо известны высшим гражданским властям Грузии, и в нач. 1845 г. главноуправляющий Грузией А. И. Нейдгарт назначил И. редактором газеты «Закавказский вестник» (до нач. 1856) ( Барамидзе, Ватеишвили. 1978. С. 49). Церковная история и археология, описание мон-рей, храмов, святынь ГПЦ, жизнеописание груз. святых стали основной темой исследования И. Он активно публиковал статьи в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата», в журналах «Кавказ», «Закавказский вестник», «Кавказский календарь», «Цискари» (Заря), «Кавказская жизнь». Написал очерки о просветительнице Грузии св. Нине, о мч. Бидзине Чолокашвили, об Иерусалимском патриархе Досифее и отношениях ГПЦ с восточными Поместными Церквами, о мон-рях Шиомгвиме , Гелати , Икорта , Кабенском и др., о документах Руставской епархии, о горе Мтацминда, где подвизался прп. Давид Гареджийский, о святынях Самеба и Алеви и др.; сочинения, посвященные груз. этнографии (о груз. календаре, летосчислении, праздновании грузинами новолетия и др.), археологии (о находках в Кахети, о Дербентских «железных вратах» в Имерети и др.) и истории (о кн. Георгии Саакадзе, о правлении груз. царей-мусульман и др.); путевые заметки из поездок по Гурии, по Пшави, по Жинвали, по груз. городам, составил описание увиденного от Тифлиса до Ахталы и от Тифлиса до Мцхеты. Большинство этих сочинений И. были изданы отдельными оттисками, как и путевые записки по Кахети и Дагестану, описания городов Тифлиса и Душета, сочинение о творчестве Шота Руставели. И. одним из первых поставил перед собой цель изучить груз. книги и рукописи, хранящиеся в принадлежавших ранее грузинам мон-рях в Иерусалиме и на Афоне, о чем он писал еще в 1838 г. в письме Броссе. 30 дек. 1848 г. И. подал рапорт на имя наместника на Кавказе гр. М. С. Воронцова о разрешении выехать на Афон. И. сообщал, что в 1842 г. ему удалось от одного из груз. монахов, подвизавшихся в Иверском мон-ре (Ивироне) (Н. Махатадзе полагает, что речь идет об «Афонском каталоге» прп. Илариона Грузина (Канчавели)), получить опись «одной только малой части (грузинских.- Авт.) книг» и что он готов «исполнить вековое желание занимавшихся историей Грузии обозреть эту сокровищницу грузинской литературы» ( Махатадзе. 1964. С. 193-194). 12 февр. 1849 г. Воронцов получил распоряжение имп. Николая I разрешить И. поездку на Афон (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 12751. Л. 2).

http://pravenc.ru/text/578390.html

Результатом путешествия И. на Афон (март-авг. 1849) стали 5 путевых заметок: «Письмо из Трапезунта» (Закавказский вестник. 1849. 22), «С дороги на Афонскую гору» (Там же. 24), «Письмо из Салоник» (Там же. 35, 36), «Письмо из Константинополя» (Там же. 31), «Письмо из Одессы» (Там же. 38). Более подробный и полный путевой дневник И. «Из путешествия на Афон» остался неопубликованным (НЦРГ. Фонд П. Иоселиани. Д. 23). И. был принят Синодом Кареи и на заседании произнес речь, посвященную грузинам - основателям Иверского мон-ря. Он разобрал в Ивироне 4 тыс. греч. книг, «кучами валявшихся на полу и на полках», и нашел среди них грузинские, содержащие «исторические сведения о Грузии, неизвестные доныне Грузии», в частности: пергаменное Житие основателей Ивирона преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев с приложением Жития прп. Илариона Грузина и груз. диптихов, в к-рых И. обнаружил «множество новых исторических имен Грузинского царства в XI-XII веках» (т. н. Агапы Иверского мон-ря: Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.)); Житие прп. Георгия Святогорца; Житие ап. Варфоломея, проповедовавшего на Кавказе,- «книгу новую о лице, не известном в истории Грузии»; Житие прп. Антония, «жившего в V веке и находившегося при лице св. Симеона Столпника», и др. И. добился беспрецедентного разрешения временно вывезти в Тифлис для копирования и изучения эти рукописи, а также одну из древнейших редакций Библии - Ошкскую Библию (2 тома, 978 г.), в чем в 1818 г. было отказано Российскому библейскому об-ву. И. посетил и описал все 20 афонских мон-рей, встречался с известными подвижниками того времени, в частности с прп. Иларионом Грузином (Канчавели). В 1850 г. было опубликовано одно из наиболее значительных сочинений И., впосл. выдержавшее многочисленные переиздания,- «Жизнеописания святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленные на основании древних и современных сведений с историческими, географическими, хронологическими и филологическими замечаниями».

http://pravenc.ru/text/578390.html

 Афонские корни Иеросхимонах Феодосий (в миру Феодор Григорьевич Эристави, в схиме Феодосий) происходил из древнего грузинского рода рачинских князей. Окончив гимназию в Кутаиси, он в 1858 году поступил в Гелатский Рождества Богородицы мужской монастырь, где в 1860 году принял монашеский постриг, а в 1866 году был рукоположен святителем Гавриилом (Кикодзе) в иеромонаха. После того, как на Афоне была основана грузинская Иоанно-Богословская обитель, он несколько раз туда ездил, в  1881 же году отправился с твердым намерением навсегда остаться на Святой горе. Десять лет спустя автор воспоминаний «Записки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям» схимонах Денасий (Юшков) упоминает о нем уже как о духовнике грузинской обители святого Иоанна Богослова. Отца Феодосия знали и почитали на Афоне за высоко-духовную и благочестивую жизнь. В архивах Свято-Пантелеимонова русского монастыря сохранилось письмо от 1909 года известного калиагрского отшельника-схимонаха Вениамина Отвечая иеросхимонаху Агафодору вопрошавшему его о высоте духовной жизни схимонаха Илариона отец Вениамин писал: «Вспоминая богатое и всестороннее рассуждение покойного отца Феодосия-грузина, отдаю пальму первенства не отцу Илариону, а покойному отцу Феодосию». Грузинская обитель св.Иоанна Богослова на Афоне Чтобы вы могли себе представить, какой молитвенный настрой царил во вверенном отцу Феодосию братстве, приведу рассказ монаха Денасия (Юшкова): «Седмичным [у них] был иеросхимонах Иона (Хоштария), духовное чадо отца Феодосия, родом из дворян. Он служил вечерню. Я не мог заметить, чтобы он во все время совершения службы хотя бы однажды взглянул куда-нибудь далее своего подножия. Так был он сосредоточен в себе и внимателен к своему служению». Лучшими монахами на Афоне в то время называл грузинских монахов и иеросхимонах Свято-Пантелеимонова монастыря Владимир (Колесников) . Знаменательна позиция отца Феодосия в т.н. «Грузинском деле». В 1869 году на Афон приехал уроженец Кутаисской губернии иеромонах Венедикт (Баркалая), который взял у Иверского монастыря заброшенную келлию святого апостола Иоанна Богослова и с помощью финансовой поддержки грузинской и российской общественности и российских государственных учреждений начал ее восстановление.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Особая тема, занимавшая византийских агиографов, – страдания христиан в арабском халифате, на землях, некогда бывших христианскими. В «Житии преподобного Илариона Грузина» († 880) рассказывается, как преподобный во время паломничества в Палестину подвергся нападению арабов. Они обнажили мечи, но руки их окаменели; тогда мусульмане пали в ноги святому, умоляя простить их. Помолившись, преподобный Иларион исцелил их; в благодарность за это арабы предложили ему пищу и дали проводника до горы Фавор 20 . «Житие святого мученика Вакха Нового» особенно интересно тем, что касается трагедии постепенной исламизации христиан, живущих в арабском халифате. Отец мученика, живший в Палестине, был христианином, но обратился в ислам и воспитал в мусульманстве семерых своих сыновей, третьим из которых был Дахак. Мать же его оставалась верной христианству и втайне посещала церкви. После смерти отца Дахак принимает решение обратиться в Православие, его укрепляет в этом мать. Посетив лавру святого Саввы, юноша сообщает о своем намерении игумену. Игумен напоминает об опасности крещения, так как мусульмане убивают тех, кто уходит из ислама. Дахак подтверждает свою готовность и сподобляется крещения с именем Вакха, а затем и пострига. Под влиянием Вакха переходят в христианство и его братья вместе со своими семьями. Однако жена одного из них предала их, мусульмане схватили Вакха и привели на допрос к Иерусалимскому эмиру. Тот его помещает в тюрьму, а затем отправляет на суд халифа в Багдад, предварив письмом, в котором описывает Вакха как юношу, который «отказавшись от нашей веры, перешел в заблуждение так называемых христиан и увлек за собой многих». В Багдаде мученик, отказавшийся возвратиться в ислам, был казнен через отсечение головы в 788 году 21 . «Житие святого мученика Илии Гелиопольского» касается той же проблемы, показывая, каким опасностям для веры были подвержены христиане, живущие в мусульманском государстве. Живя в Дамаске, Илия работал в доме одного сирийца, перешедшего из христианства в ислам. Однажды во время пира хозяин дома и его гости-мусульмане дружно уговаривали Илию принять ислам, но не преуспели в том. Тогда на следующий день сириец стал убеждать всех, что Илия будто бы уже принял ислам. Илия вместе со всей семьей покинул город, но когда восемь лет спустя вернулся в Дамаск, сириец узнал его и донес властям как якобы о том, кто из ислама вернулся в христианство . Отказавшись перед правителем принять ислам, Илия после многих пыток был казнен в 779 году. После этого он прославился многими чудесами, свидетелями которых были и мусульмане 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Архимандрит Клеопа (Илие) «Рассказ об одном ложном видении» Архимандрит Херувим (Карамбелас) Афонский подвижник архимандрит Херувим (Карамбелас) рассказывал об удивительных случаях изощренного демонского коварства. Так, например, некоему афониту, имевшему сан диакона, демон явился в виде Ангела Хранителя и прельстил молодого, неопытного пустынника. Падший дух постоянно общался с прельщенным в течение двух лет — громадный срок! Мнимый «ангел» вел с диаконом духовные беседы, вместе с ним молился, пел акафисты, бил поклоны. Более того!.. Даже осенял себя крестным знамением и читал молитву «Богородице Дево, радуйся…» По милости Божией, опытнейший старец, иеросхимонах Савва, ученик духоносного аввы Илариона Грузина, сумел освободить несчастного из плена гибельной бесовской прелести. архим. Херувим (Карамбелас) «Современные старцы Горы Афон» Преподобный Силуан Афонский Афонский монах Неофит нес послушание в уединенной церкви Успения — поддерживал огонь лампад. И вот однажды, поздней ночью, послышался тихий стук в дверь его кельи, и приятный голос сказал: «Восстань, чадо мое. Спустись в церковь. Моя неугасимая лампада потухла». Монах немедленно вскочил и, встревоженный, побежал в храм, где неугасимая лампада Богородицы действительно погасла. Он зажег ее, горячо помолился и вернулся в келью. «Я достиг,— подумал он. — Я высоко взошел. Царица Небесная посетила меня, я слышал Ее нежный, ангельский голос. Я зажег потухшую лампаду. Какое счастье!» И кто знает, чем бы закончилась эта печальная история, если бы не духовная мудрость великого старца, иеросхимонаха Игнатия, который вовремя развеял демонические чары и помог своему ученику распознать вражеский обман! преподобный Софроний (Сахаров) «Старец Силуан Афонский» Преподобных отцов Варсануфия и Иоанна ответы на вопросы учеников Вопрос 411. Когда бывают явления грешнику, ужели он не должен совершенно веровать, что они от Бога? Ответ. Когда сие случается с грешником, то, очевидно, по наваждению лукавых демонов, чтобы обольстить окаянную душу и увлечь ее в погибель. Итак, не следует никогда верить им, но познавать свои согрешения и свою немощь и пребывать всегда в страхе и трепете.

http://azbyka.ru/dyavol-pod-vidom-hrista

Завести в Константинополе училище на русский счет неудобно. Потребуются большие издержки. Кто будут начальник и наставники? Греки? – Будут сбиваться на свое греческое направление. Русские? – Трудно найти желающих и трудно будет приспособиться к болгарам. XIX. Опасность для болгар от иноверной пропаганды о. Петр описывает ясно и несправедливо. И мысль послать два или три тайных миссионера из болгар к болгарам, для охранительных внушений, достойна внимания. Жаль, что он не назвал, кого имеет в виду. XX. Экзарх 191 и Цанков с своими типографиями не на пользу, а ко вреду. Если бы можно было одну из них перевести в добрые руки, то это значило бы враждебную силу обратить в вспомогательную. Основывать болгарскую типографию при посольстве удобно ли? И не воспрепятствуют ли сему отчасти политические соображения? XXI. Турецкие подати ужасны. Но странно, что ими хотят объяснить жалобы болгар на архиереев. XXII. О письмах афонских сказано в другом месте. 192 Здесь замечу только, что неизвестно, кто и по чьим мыслям писал их. Мнения же «великого подвижника Илариона-грузина» в них нет. XXIII. По рассмотрении всего, писанного в письме о. Петра с приложениями, можно видеть, что он доброжелательно печется о благе и греков и болгар: нет причины предполагать в нем пристрастное расположение к первым. Но приметно, что он особенно сближен с геронтами, которые, по сведениям о них, конечно, искуснее других могут представить свои виды и поставить на свою точку зрения рассуждающего с ними. Напротив того, против посольства приметно в нем предубеждение, соединенное с недостойною уважения наклонностию к оппозиции. Кажется, возможно, и, конечно, было бы полезно, если бы и здесь с большим вниманием и осторожностию действовал в том миротворном духе, которым он старается привесть во взаимное согласие патриарха и членов синода. 10 Сентября, 1859 г. 193 В августе. Отзыв митрополита Филарета о неприятном случае между вселенским патриархом и болгарскою церковию в Константинополе Князь С. Н. Урусов, при письме от 14 августа, 1859 г., препроводил к митрополиту Филарету, для прочтения, копию с депеши князя А. Б. Лобанова-Ростовского следующего содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2411 Жития вообще оказывают царскому достоинству высокое уважение и всякое предприятие, в котором предполагается участие верховной власти, изображают делом исключительно только царя, хотя в отдельных случаях ясно, что Михаил самостоятельно его устроить не мог. Так прения с патриархом Иоанном Грамматиком Константин ведет по поручению царя, хотя Михаил был в это время еще мальчиком; к сарацынам его отправляет тот же Михаил, хотя во всех случаях предполагаются предварительные совещания царя с сановниками или собором. 2412 Житие Константина (гл. XIV) указывает, что в обсуждении просьбы Ростислава принимал непосредственное участие Варда. 2413 Исследователи католического направления (о старых см. Лавровского 84:5–345; из новейших можно назвать Snopeka, Konstantinus-Cyrillus und Methodius. Kremsier, 1911. S. 56; 267) хотят думать, что Кирилл и Мефодий потому с радостью согласились идти в Моравии, что их положение в К-поле, ввиду разногласия с Фотием из-за Игнатия, становилось невыносимым; равным образом и Фотий будто бы охотно выпроваживал их, чтобы освободить себя от их присутствия, как сторонников Игнатия. На это нужно заметить следующее: во 1-х, с такой же радостью Кирилл и Мефодий шли и в другие миссии, одушевляемые желанием послужить христианству вообще и греческой церкви в частности; во 2-х, как говорилось и выше, ни откуда не видно, чтобы Константин и Мефодий выступили партийно, как сторонники Игнатия, и изменили свои прежние отношения к Фотию; и в 3-х, можно решительно сомневаться, чтобы Варда согласился возложить важное церковное и политическое поручение на людей, открыто расходящихся с его образом мыслей и не одобряющих его политику. 2415 В житии Илариона Грузина (у 880 г.), написанном на греческом языке, по поручению Василия Македонянина, во второе правление Фотия, есть любопытный рассказ о том, как Иларион с своими учениками, в правление Михаила III, пришли на Олимп Вифинский и здесь, в удаленном от лавры храме, служили литургию на грузинском языке. Настоятель лавры, рассердившись на то, что странники, не знающие греческого языка, осмелились служить литургию, приказал удалить их: но в следующую ночь в видении получил внушение от Пресв. Богородицы, которая сказала ему: ты думаешь, что один только греческий язык приятен Богу? Или не знаешь, что любезны Господу все, любящие и славящие его? Устрашенный настоятель просил у Илариона прощения. – Хр. Лопарев. Визанийские жития святых VIII–IX вков. Византийский Временник 1910 (XVII) 59. – О триязычной ереси см. Н.Л. Туницкого. Св. Климент, епископ словенский. Сергиев посад 1913. Стр. 240.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010