В 1891 году вышла в свет в С.-Петербурге большая книга: Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. Это очень почтенный труд Софии Снессоревой. По указателю означенной книги в ней описано 188 икон. В том же 1891 году вышла в Москве также большая книга: Блогодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы. В книге 655 страниц, но описано только 176 икон, описаны только те иконы, чудеса которых известны. Эта книга есть продолжение книги: Слава Пресвятой Владычицы и проч., изданной в 1853 г. В ней описаны многие чудеса некоторых икон. В книге Блогодеяния Богоматери имеется более 40 чудотворных икон, которых нет в книге Снессоревой. Таким образом в трех изданиях 1) в списке Пономарева, 2) в книге Снессоревой и 3) Блогодеяния Богоматери роду христианскому было описано (некоторые только перечислены) около 370 икон Богоматери. Преосвященный Димитрий, ныне архиепископ Тверский, пошел еще дальше в описании и исчислении икон Богоматери. Мы имеем его «Месяцеслов святых, всею русскою церковию или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве». С 1893 по 1899 г. вышло девять выпусков или месяцев, начиная с сентября и кончая маем. В описании икон Богоматери он пользовался сочинением Снессоревой и другими, прежде ее написанными сочинениями. Некоторые иконы, находящиеся в прежних сочинениях, он не внес, но внес не мало других, не находящихся в разобранных нами книгах о святых иконах. В его месяцеслове за 9 месяцев с сентября по май показано около 80 местно чтимых икон, по другим изданиям неизвестных, а всего с прежними изданиями об иконах Божией Матери оказывается около 460 икон Божией Матери, описанных или только перечисленных. В 1897 году вышло седьмое издание книги Пантелеимоновского Афонского монастыря: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы. В ней есть пространный список икон Богоматери, много восполненный сравнительно со списком в 1889 г. в «Паломнике» перепечатанном. В нем мы насчитали 423 наименованияикон, курсивом напечатанных, то есть, главных, и 237 списков с икон чудотворных или чтимых в тексте, всего 660 икон, но есть повторения одних и тех же икон, под разными названиями до 35, следовательно всех икон в этом списке до 625.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

145 изображений. Эта книжка без изображений икон неоднократно издавалась в Христианском Месяцеслове Московск. Синодальною типографиею и в Памятнике Веры. В 1848 и 1853 году она издана отдельно казначеем Сергиевой лавры иеромонахом Сергием с некоторыми исправлениями, с дополнением изображений икон. Григ. Свешников пользовался более подлинниками, составленными иконописцами, и гравюрами с этих подлинников, на которых, в малом виде изображались иконы в квадратиках по 40, 80, по 132 и т. п. иконы. Но в них годы явления икон нередко, а иногда и дни празднования и самые имена показаны в поврежденном виде. Хотя Свешников избирал казавшееся ему более верным, но не избег ошибок; некоторые из них доселе остаются неисправленными. В 1853 году в Москве же вышла объемистая книга под названием: Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В первой части говорится вообще о почитании Пр. Богородицы в христианской церкви, кончая временем иконоборства. Во второй части говорится о благодеяниях Божией Матери в церкви греческой, о ризе и поясе Богоматери, о живоносном источнике и чудесах от него, об иконе Иверской и некоторых других иконах афонских, об иконах кипрских и о других. В третьей части, разделенной на три отдела, содержится описание 144 чудотворных икон Богоматери в России. Здесь нет многих икон, находящихся в книжке: Изображения икон Пресвят. Богородицы (1853 г.), особенно мало известных, но есть описания не менее 50 икон, которые не находятся в означенной книжке и из них многие суть чудотворные списки с известных икон Владимирской, Смоленской, Казанской и других. Так как в книжке: Изображения икон Пресв. Богородицы 1853 г. нами насчитано около 160 икон, кроме повторенных и кроме всецерковных праздников, а в книге: Слава Пресвят. Владычицы имеется еще не менее 50 икон других, то в 1853 году известно было не менее 210 чудотворных икон, кроме греческих, описанных во второй части книги: Слава Пресвятой Владычицы. В одной из книжек «Русского Паломника» в 1889 г. напечатан список чудотворных икон Богородицы, взятый из книги: «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы,» изданной русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем. Список составлен С. И. Пономаревым. В этом списке содержится около 300 икон и списков с икон не только русских, но и греческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Здесь помещены разные списки одной и той же иконы не только чудотворные и чтимые, но и вообще известные в том или другом храме в России. Конечно, таких списков с разных икон в России могут найтись десятки тысяч. Дело взято очень широко и разобраться в нем очень трудно. Но автору неизвестна была капитальная по этому предмету книга: Благодеяния Богоматери роду христианскому, изд. 1891 года. Поэтому в его списке нет довольного числа икон чудотворных, чудеса которых описаны в этой книге. В списки его не внесены еще многие местно чтимые иконы, находящиеся в месяцеслове преосв. Димитрия, например, у преосвященного показано 22 октября 39 списков Казанские чудотворных и местно чтимых, а в Пантелеимоновском издании 1897 года 32 списка икон и между ними довольно таких, которых нет у преосвящ. Димитрия. Таким образом насчитывается до 700 икон и разных списков икон Богоматери в разобранных нами изданиях об иконах со включением Пантелеимоновского 1897 года. В список Пантелеимоновского издания внесено более 50 икон греческой церкви не только Афонских, но и других в разных местах Востока находящихся. В этом списке оказались и западные иконы, неподлежаще в число православных внесенные, хотя и немногие, например: Не рыдай Мене, Барградская, Трижды дивная Матерь. Икон Богородицы, которым празднование показано в богослужебных книгах или в Месяцеслове всех святых, издаваемом по благословению Св. Синода, очень немного, всего только 28 икон. Они перечислены в первом указателе II тома сего Полного Месяцеслова Востока. Прочие же иконы следует считать местно чтимыми. В Русской литературе об иконах Богоматери видятся два направления. В некоторых изданиях, по примеру Григория Свешникова, сообщаются только краткие сведения об иконах Богоматери с изображением самых икон или без изображений, таковы книжки: Изображения икон Пресв. Богородицы 1848 и 1853 г., Списки икон С. И. Пономарева 1889 и 1897 г. Другое направление видится в книге: Слава Пресвятой Владычицы 1853 г. Здесь более или менее полно описываются самые чудеса от икон Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

3 иконы Иоанна Златоустог о. 2 иконы Иоанна Богослова. (л. 62) Алексея митрополита Московского и всея Руси чудотворца 26 икон, тут же 2 иконы Петра митрополита да 2 иконы Петра и Алексея, Ионы Московских. Никиты епископа Новгородского чудотворца 147 икон; оклад серебрян золочен, басемный. Варлаама Хутынского чудотворца 172 иконы. Леонтия и Исаия, Игнатия Ростовских чудотворцев 211 икон. Одного Леонтия Ростовского ж чудотворца 156 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Александра Невского 115 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Пафнутия Боровского чудотворца 3 иконы. Дмитрия, Игнатия Вологодских чудотворцев 120 икон, оклад басемный, серебрян золочен. (л . 63) Благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев 71 икона, оклад серебрян золочен, басемный. Дмитрия Вологодского Прилуцкого чудотворца 33 иконы, оклад серебрян, басемный. Николая чудотворца 16 икон, оклад серебрян золочен, венцы резные, и в том числе 4 иконы поставлены с иконы Чудо архистратига Михаила. 3 иконы Иосифа Волоцкого чудотворца, поставлены с Евфимием же Суздальским. 3 иконы Корнилия Комельского, оклад серебрян басемный, поставлены с Евфимием же Суздальским. 2 иконы Макария Калязинского чудотворца, – поставлены с Евфимием же Суздальским. 7 икон Макария Унженского. 3 иконы Соловецких чудотворцев, – поставлены с Евфимием же Суздальским. (л. 64) Евфимия Суздальского чудотворца 28 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Антония Сийского чудотворца 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Никиты Столпника Переславского чудотворца 6 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Екатерины Христовы мученицы 16 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Святого славного Христова мученика Георгия 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Павла Обнорского 4 иконы, оклад серебрян, басемный. Алексея человека Божия 3 иконы, оклад серебрян, басемный, венцы резные. Ефросинии Суздальской 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный, поставлены с Евфимием Суздальским. (л. 65) 6 икон Авраамия Ростовского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Образ Авраамия Смоленского чудотворца. 5 икон Савы Сторожевского чудотворца, поставлены с Евфимием Суздальским. 6 икон Бориса и Глеба, оклад серебрян золочен, басемный, и в том числе у одной иконы венцы чеканные, поставлены с образы Чудо архистратига Михаила. Образ Василия епископа, оклад басемный, венец резной. Образ Феодора, иже в Перги, оклад басемный. 28 образов Пречистой Богородицы и Московских чудотворцев Петра и Алексея, оклад серебрян золочен, басемный, венцы резные, поставлены Чудо архистратига Михаила. (л. 66) Да во 178-м году марта в 20 день снес из церкви преподобномученицы Евдокии крестовой дьяк Павел Михайлов подносных икон, что из монастыря. Богоявления Господня 26 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Успения Пресвятой Богородицы 13 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Саввы Сторожевского чудотворца 12 икон, оклад басемный, серебрян золочен. Павла Обнорского 12 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Иоакима и Анны 13 икон, оклад золочен, басемный. Рождества Пресвятой Богородицы 13 икон, оклад золочен, басемный. Преображения Господня 13 икон, оклад золочен, басемный. Иоанна Златоустог о 4 иконы, оклад золочен, басемный. Алексея человека Божия 7 икон, оклад басемный, золочен. (л. 67) Введение Пресвятой Богородицы 4 иконы, оклад басемный, золочен. Иоанна Предтечи 2 иконы, оклад золочен, басемный. Сергиева видения 4 иконы, оклад золочен, басемный. 179-го января в день снес от великого государя из хором крестовый дьяк Павел Михайлов. Образ Спаса Вседержителя, поясной, оклад серебрян золочен, чеканный, около венца и цаты и ризы обнизано жемчугом кафимским мелким, в окладе на полях 6 яхонтов лазоревых да лал, в венце и в цате 3 яхонта лазоревы да 4 лала в гнездах. Киот деревянный, оклеен бархатом червчатым, затвор слюдяной. Великого государя благословила сестра его великая государыня царевна и великая княжна Ирина Михайловна, как он великий государь благословлялся сочетаться законным браком на благоверной государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Семь чудотворных икон Божией Матери привезут в Киев на Владимирскую горку 15 июля, 2015. Новостная служба Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами. 15 июля. ПРАВМИР. На Владимирскую горку, 27 июля, в Киев привезут семь чудотворных икон Божией Матери с разных уголков Украины Жители Киева смогут помолиться перед иконами — «Зимненская», «Почаевская», «Ахтырская», «Касперовская», «Песчанская», «Святогорская» и «Призри на смирение», — сообщает центр информации УПЦ ссылаясь на главу административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрита Виктора (Коцабу). Семь чудотворных икон Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами. Как сообщил Центр информации УПЦ, семь чудотворных икон Божией Матери 27 июля в 14.00 будут принесены на Владимирскую горку, где состоится молебен в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира, после которого крестным ходом святыни перенесут в Лавру. В 17.00 начнется всенощное бдение. 28 июля в 09.00 в Киево-Печерской Лавре начнется праздничная Божественная литургия. Поклониться чудотворным иконам можно будет 27 и 28 июля. Зимненская икона Божией Матери Зимненская икона Божией Матери Зимненская икона Божией Матери, по преданию, была подарена Константинопольским патриархом — византийской царевне Анне, в благословение на брак с великим князем Владимиром. Сама царевна сыграла решающую роль в крещении князя. Из «Повести временных лет» известно, что во время завоевания Корсуни (Херсонеса) Владимир ослеп. И именно царевна Анна убедила его поскорее принять христианство, чтобы отказаться от слепоты душевной и телесной. Когда князь находился в крещальной купели, увидел сияние, исходившее от иконы Богородицы, и сразу же прозрел», — рассказывает архимандрит Виктор. Почаевская икона Божьей Матери Почаевская икона Божьей Матери Почаевская икона Божьей Матери, по словам священника, была преподнесена в дар дворянке Анне Гойской будущим Константинопольским патриархом Неофитом.

http://pravmir.ru/sem-chudotvornyih-ikon...

185/216, конец на странице примечания ) и явились нынешними местными иконами, составившими и составляющими одно общее со старым деисусом 558 . Но, повторяем, в рассматриваемое нами время они ещё стояли пред алтарём в некотором, большем или меньшем, отдалении от его стены, и придвижение случилось только уже гораздо позднее 559 . У Греков их надалтарный деисус устроялся таким образом, что один ряд его икон, именно – двунадесято-праздничных писался на отдельных для каждой иконы досках и что другие ряды икон наибольшей частью писались на одном большом, сколоченном из досок, щите, который назывался τμπλον’ ом, откуда наше тябло (I т. 2 половина, стр. 176 sqq/205 , 179/209 ). При таком устроении у Греков их деисуса ряд икон двунадесято-праздничных мог быть поставлен у них только или под темплоном или над темплоном, и не мог обменяться местом с каким-нибудь рядом икон самого темплона; а так как над темплоном ему было не место, да по причине формы верха последнего (ibid. стр. 177 начало/206 начало ) он не мог быть над ним поставлен, то всегда помещался под ним. У нас иконы всех родов нашего деисуса писались на отдельных досках, – каждая икона каждого ряда на своей доске (cfr ibid. стр. 181/211 ), так что у нас возможен был обмен между рядами или их перестановка. И действительно у нас в позднейшее время стало преобладающим обычаем, чтобы на первом месте от низа ставить не ряд икон двунадесято-праздничных, а ряд икон апостольских с иконой триобразной – Спасителя, Божией Матери и Предтечи или тот ряд, который, как ряд, назывался деисусом (об употреблении слова деисус в смысле отдельной иконы, ряда икон и всей совокупности рядов икон или всего их целого, см. I т. 2 половину, стр. 182/212 и 186 примечание/217 примечание , а ещё – на конце нижеследующего примечания) 560 . Иконостас возник и постепенно развивался таким образом, что в алтарной арке, на архитраве, находившемся на колоннах алтарной преграды, была поставлена одна икона, – что к этой одной иконе были прибавляемы другие иконыиконе Спасителя с Божией Матерью и Предтечей иконы апостолов), – что под этим рядом икон явился другой ряд (двунадесятые праздники) и что над этим рядом явились ещё два ряда (пророки и праотцы). Пять рядов икон (праздничный, апостольский, – или, как у нас в позднейшее время большей частью: апостольский, праздничный, – пророческий и праотеческий) составили полный иконостас, далее чего он не пошёл 561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда Божия Матерь еще жила на земле, то один из учеников Иисуса Христа, евангелист Лука, написал с Нее три иконы. Когда эти иконы показали Божией Матери, то Она, взглянув на них, сказала: " Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да будет " . И действительно, дети, с тех пор с иконами Божией Матери стали происходить чудеса. Случится, например, какая-то неотвратимая беда с христианами, и никто не в силах помочь им; убитые горем, они начинают молиться о помощи перед образом Божией Матери, и беда, грозившая сделать их несчастными, вдруг минует. Многие из христиан стали получать исцеления от неизлечимых болезней. Когда на нашу землю нападали враги, гораздо сильнее русских, и все видели, что нам не избавиться от неприятеля, тогда наши предки начинали молиться перед образом Божией Матери, брали его с собой на войну и побеждали, казалось бы, непобедимого противника. Случалось, что в каком-нибудь месте: в лесу, на озере, в пустом здании, даже на воздухе, - явится вдруг образ Божией Матери, сияющий необыкновенным светом. Словом, от икон Божией Матери бывало бесчисленное множество чудес. В память о них иконы Божией Матери и стали называться разными именами. Произошло чудо в городе Владимире от иконы Божией Матери, и стали ее называть Владимирской иконой Божией Матери, в Смоленске, - Смоленской, в Казани - Казанской, в Тихвине - Тихвинской; люди в разных болезнях, скорбях и напастях многократно получали облегчение после молитвы перед иконой Божией Матери, вот и назвали ее " Всех скорбящих Радостью " . Все названия икон Божией Матери относятся к Пресвятой Деве Марии, поэтому во все праздники в честь этих икон христиане одинаково молятся перед ними, поют и говорят: Пресвятая Богородице, спаси нас - Спаси от бед рабы Твоя, Богородице! Мы с вами, дети, так же, как и все православные христиане, должны глубоко почитать чудотворные иконы Божией Матери. Какие вы знаете иконы Божией Матери? Откуда и как появились различные названия икон Божией Матери? Кем были написаны первые иконы Божией Матери? Какие происходили чудеса от Ее икон? Какую краткую молитву Божией Матери мы слышим в церкви? Как православные христиане должны почитать чудотворные иконы Божией Матери? 23.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2034...

Что это были за иконы? Первые пять икон, скорее всего, составляли «Деисус», вторые тринадцать – праздничный цикл. Так как аббат Дезидерии был тесно связан с Константинополем, то, вероятно, такое использование икон не расходилось с тем, что в это же время практиковалось в столице Византийской империи. И действительно, в уставе константинопольского монастыря, построенного супругою Алексея Комнина (1081–1118) Ириною, упоминаются те же праздничные иконы, украшавшие темплон. Они названы здесь поклонными, потому что икона очередного праздника снималась со своего места и ставилась на аналое. Е. Е. Голубинский причисляет к числу поклонных икон также лицевые святцы, возводя их истоки ко времени Василия II Болгаробойцы (976–1025), по приказанию которого был составлен знаменитый Менологий. В отношении размещения поклонных икон Е. Е. Голубинский допускал два варианта: либо они ставились над архитравом, либо их располагали на приделанной к архитраву специальной полочке. Об украшавших темплон иконах идет речь и в интереснейшей описи  имущества русского монастыря ВС. Пантелеимона на Афоне. В этой описи, произведенной 14 декабря 1142 года, упоминается свыше 90 икон, в том числе «Деисус», двенадцать праздников и «святцы». В частности, о праздниках прямо говорится как о связанных с темплоном. Обращаясь к фонду дошедших до нас византийских икон XI – XII веков, нетрудно убедиться в том, что часть из них входила в свое время в состав темплонов. Это прежде всего опубликованные Г. и М. Сотириу иконы сильно вытянутой формы с изображением праздников и сцен из жизни ВС. Евстратия, фланкирующих «Деисус». Здесь праздники и «Деисус» даются в пределах одного регистра, что позволяло отказаться от двух рядов икон. Но они могли образовывать и два раздельных ряда. Когда праздничный цикл состоял из поклонных икон, тогда это было неизбежно, потому что каждый праздник должен был быть написан на отдельной доске, иначе икону нельзя было снимать с места и ставить на аналое. К числу таких поклонных икон, выполненных в мозаической технике, я склонен относить «Преображение» в Лувре (поздний XI – ранний XII века), размер которого (0,52 X 0,36 м) хорошо подходит для икон этого рода. Что же касается особенно характерных для темплона изображений «Деисуса», образовывавших самостоятельный регистр, то две такие иконы до нас дошли на русской почве. Они были написаны на рубеже XII – XIII веков и связаны с владимиро-суздальской школой. Нет никаких сомнений, что обе иконы, имеющие подчеркнуто вытянутую форму, увенчивали архитрав алтарной преграды, которая на данном этапе развития мало чем отличалась в Древней Руси от византийских темплонов. К деисусной композиции, распавшейся уже на отдельные звенья, по-видимому, принадлежали и хранящиеся в Пинакотеке Синайского монастыря полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила, датируемые XII веком. На это указывают слегка склоненные головы архангелов, чьи изображения, по-видимому, фланкировали полуфигуры Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/tri-frag...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Собор Богородичных Икон СОБОР БОГОРОДИЧНЫХ ИКОН Для иконы этого типа типично изображение миниатюр многих икон Богородицы с подписями (названиями), иногда с одним более крупным изображением иконы в центре. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: БОГОМАТЕРЬ НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ СО 120 ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ БОГОМАТЕРИ. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 x 94. Поступила в 1941 году. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Реставрирована в 1994 году в ГТГ И.В. Авериной. ГТГ инв. 28821. Клеймы: Нечаянная радость, Арапетская, Новоникитская, Призри на смирение, Цареградская, Святоильинская, Словенская, Иерусалимская, Писидская, Виленская, Лоретская, Корсунская, Ерм[...] Файл 11757.jpg:   Размер: 1191x1503, 1.79 MPix, 1528 Kb. Дата: 2010-11-22, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (770) , 1 (33) . Описание: Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв. Дерево, темпера, масло. 164x134. Богоявленский Кафедральный собор. Москва. Средник: Распятие, вписанное в поклонный Крест, стороны которого повествуют о Святых спасительных Страстях Господа нашего Иисуса Христа (Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос пред Понтием Пилатом, Бичевание Христа). Кресту предстоят Пресвятая Дева Мария и святой апостол и е[...] Файл 12262.jpg:   Размер: 680x839, 0.57 MPix, 510 Kb. Дата: 2011-04-16, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (608) , (24) . Описание: Продавалась на большой пластиковой доске 33 х 40 см в окружении икон двунадесятых праздников. Размер Богородичной части (на фото) 19.5 х 24.5 см. Качество печати миниатюр, к сожалению, невысокое, но подписи пропечатаны четко. На обратной стороне доски логотип " Софрино " .

http://pravicon.com/icon-454

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010