Но Владыка все же показывает многоразличные пути, которыми икона получает “качество чудотворности”: если ее написал и молился перед нею святой человек (как евангелист Лука), ради молитв и веры избранников Божиих, или для подкрепления веры начальной и слабой, или “по вере только предусматриваемой, чтобы ее возбудить и расположенных к добру на добро подвигнуть, а грешных привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу”. Св. Филарет Московский учит правильному отношению к иконе. Ведь “имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятой Богородицы может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ее потому что пред всякою иконою приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице и, по вере, может низводить к человеку Ее благодатную силу и помощь”. Но молитва перед некоторыми чудотворными иконами особенно благоуспешна “частию по особенному устроению Провидения Божия, частию потому, что где уже открылись по вере чудеса и благодеяния Божии, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется… Посему неудивительно, что некоторые с особенным усердием и верою прибегают к какой-либо известной иконе Пресвятыя Богородицы. Только бы вера их не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой изображенной Пресвятой Богородице” . Наконец, приведем еще одну замечательную мысль Владыки Филарета касательно почитаемых изображений, вполне применимую к стране, городу или храму: “Божия Матерь повсюду едина Божия Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам” . Из истории икон, миро и слезы источавших Книга Е. Поселянина “Сказание о чудотворных иконах Богоматери…” повествует о почти тысяче образов Матери Божией, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская,  Жировицкая, “Милующая”, Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание (“Елеоточивая”), звучал глас (“Скоропослушница”, Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (становилось светлым прежде темное изображение) (Касперовская, Серафимо-Понетаевская). От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро (маслянистая жидкость).

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Заимствование художественных приемов было обоюдным. Так, напр., калужские мастера стали использовать те же приемы орнаментики в сочетании с украшением цветными лаками (в калужских храмах также встречаются иконы местных писем: иконы Божией Матери «Огневидная», «Черниговская» и «Ченстоховская»), которые имели широкое распространение на Ветке. Всех скорбящих Радость. Икона. 1796 г. (ЦМиАР) Всех скорбящих Радость. Икона. 1796 г. (ЦМиАР) Те же особенности отмечаются в нек-рых иконах из калужских храмов, напр. «Воскресение Христово, с праздниками и избранными святыми» (кон. XVIII в., поновления 2-й пол. XIX в.) из ц. вмч. Георгия «за верхом» и «Чудо Георгия о змие, с житием» (1-я четв. XIX в.) из Троицкого собора. Это крупные иконы, предназначенные для размещения в храмовом интерьере, с миниатюрной живописью в клеймах. Они близки к ветковским иконам в написании ликов, украшены цированными «ветковскими» узорами на полях и фонах, мастера применяли цветные лаки и техники «проскребки» в орнаментации одежд. Тем не менее все эти произведения, без сомнения, относятся к калужским письмам, в первую очередь благодаря особому холодному колориту и характерному пейзажу. На калужское происхождение указывает также и размещение на полях изображения чтимой Калужской иконы Божией Матери. Среди подобных произведений можно рассматривать икону «Воскресение Христово, с клеймами» (1-я четв. XIX в., частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке»). Взаимное проникновение художественных культур Калуги и Ветки было настолько сильным, что происхождение икон не всегда возможно определить. Так, напр., в живописи иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1796, ЦМиАР) можно видеть больше художественных приемов, характерных для ветковских иконописцев (монохромное письмо личного, орнаментика фона и одежд, цветные лаки), чем для калужских (изображение облаков и одежд ангелов внизу иконы), но при этом калужское происхождение иконы подтверждается окладом с клеймом калужского пробирного мастера Никифора Красильникова.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Отличие ее от других в некоторых лишь деталях и самом характере исполнения, обусловленных временем и происхождением ее. Она стоит в ближайшей связи со многими иконами, происходящими также из Харьковской епархии и несомненно находившимися под влиянием западных памятников искусства, иконописи. К таким деталям - кроме характера ликов Богородицы и Христа, отличающихся от таких же в северно-русских памятниках, относятся: короны на головах Богородицы, Христа, одежда Христа-Младенца, Евангелие в руках последнего. Из ряда многочисленных памятников, происходящих из Харьковской епархии и имеющих ближайшее сходство с иконой Озерянской Божией Матери и по общему характеру работы и даже по многим деталям - укажем на икону Ченстоховской Божией Матери XVII в. в церкви Вознесения Хорошевского монастыря, на икону того же имени, но без многих деталей, имеющихся в первой, и через то еще более близкую к Озерянскому образу, в церкви Св. Троицы в Сумах, далее на иконы: в церкви Св. Николая в Замостье близ Змиева, в церкви Воскресения г. Лебедина, в церкви Рождества Богородицы в с. Двуречный Кут Харьковского уезда и др. Икона Озерянской Божией Матери - времени не раньше XVII в. Другие древние памятники монастыря, имеющие значение для культурной истории края, состояния церковно-религиозного искусств XVII - XIIVI в., хранятся в его ризнице; они почти все, как и много из икон, в большей части мало интересных, поступивших в ризницу из Духовной Консистории (в виду тех или иных изъятий из обращения) были на выставке XII археологического съезда в Харькове, составляя украшение ее церковного отдела. Опишем первые памятники, из которых некоторые восходят, как видим, по своей древности, к начальной поре существования монастыря. Древнейший памятник - Евангелие, in folio, Московской печати 1698 г. На переплете Евангелия замечательный оклад; серебряная позолоченная доска, на которую наложен прорезной рельефный орнамент в виде ветвей виноградной лозы с кистями на одной (передней) стороне и в виде ветвей с цветками на другой; кроме того на одной стороне длинный серебряный крест, на котором статуарно перекрестное изображение распятого Христа.

http://sobory.ru/article/?object=14144

традиции. Распространению в церковном искусстве западноевроп. стилевых течений (готика, ренессанс) способствовал с кон. XIV в. католицизм. Т. о., иконопись Посожья XVII-XIX вв. представляла собой результат взаимодействия католич. и униатской живописи с правосл. иконописью. К сер. XVII в. униатство приобрело характер «мужицкой веры», и это нашло отражение в местной иконописи: канонические сюжеты икон насыщаются фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни. Художники XVII в. продолжали широко вводить бытовые сцены, пейзаж, натюрморт, архитектурные детали, что обнаруживается на иконах «Успение Богоматери» и «Св. Троица» из Кричева, «Богоматерь Живоносный Источник» (все в НХМ). Барочная орнаментика фонов, полей, одежд проникала в иконопись Гомельщины из белорус. и укр. печатных изданий, к-рые использовались местными мастерами как руководства - кужбушки. В регионе был популярен «Трефологион» (1647), изданный в Кутеинском мон-ре. Гравюра «Успение Богоматери», помещенная в нем, в посл. четв. XVII в. послужила образцом для одноименной иконы мастера из Кричева. Образцами для композиций также становятся гравюры из старопечатных книг, изданных в Киево-Печерской лавре, напр. икона «Сошествие во ад» из Чечерска (1678, НХМ) (восходит к гравюре «Пречестные акафисты всеседмичные», 1677). Икона Божией Матери «Живоностный Источник». Кон. XVII - нач. XVIII в. (НХМ) Икона Божией Матери «Живоностный Источник». Кон. XVII - нач. XVIII в. (НХМ) Иконопись Гомельщины активно перерабатывала традиции светского и церковного искусства барокко, сохраняя условный декоративный подход и иконописное содержание в XIX - нач. XX в. В этот период был создан понятный простолюдинам графическо-живописный стиль скорописи, отмеченный виртуозностью распределения цветовых акцентов. Белорус. иконописные примитивы, распространенные в бассейне р. Сож (Гомель, Нов. Белица, Бабичи, Чечерск, Ст. Громыки, Бартоломеевка), составляют отдельную экспозицию в собрании Ветковского музея народного творчества (напр., иконы Божией Матери «Почаевская», «Ченстоховская», «Смоленская», «Ахтырская», «Троеручица», «Покров», «Знамение», а также иконы «Господь Вседержитель», «Свт.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Истечение крови (“Закланная”, Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, “Нечаянная Радость”), как правило, происходило из нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы (“Плачущая”, Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, ” Умиление” Новгородская, Каплуновская, Мирожская, “Знамение” Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о чадах Своих. Так, епископ Романский Мелхиседек, один из первых очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название “Плачущей” (в Румынском Сокольском монастыре в феврале 1854 г.), говорил, что подобные события происходили и в древности и что это “всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества”. И действительно, Сокольский монастырь, религиозно-национальный центр Румынии, вскоре был упразднен . С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Историк того времени Величко свидетельствует, что “указанным предзнаменованием Божия Матерь явила Свою особенную любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону. Ей угодно было явить также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов…” . Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами. Они описаны и святителем Димитрием Ростовским в его книге “Руно Орошенное”, где он высоким слогом воспел скорбь и милость Небесной Заступницы: “Плачет над нами, любит бо нас, и, видя струпами беззаконий согнивших, и в гробе злаго обычая лежащих, и всеконечне душею умерших, соболезнует нам и состраждет, слези точит, якоже Иисус над Лазарем… Ея бо ради слез милосердствует Господь о народе христианстем, оставляет беззакония людей Своих, покрывает вся грехи их, укрощает весь гнев Свой и дает нас Матери Своей во защищение. О сило слез Марииных!”

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Алимпий с помощниками Моисеем Якубовичем и Иваном Козельским занимались также росписью стен в соборе). В 1760-1765 гг. живописные работы в мон-ре продолжили местные иконописцы (упомянут Яков-маляр), для которых закупались краски и приобретена кн. «Иконописный подлинник». В 1766-1768 гг. по заказу обители было изготовлено 27 икон на досках. По описи 1768 г. в храме уже был больших размеров список Ченстоховской иконы Божией Матери в драгоценном окладе и несколько образов свт. Димитрия Ростовского в рост (дар неизвестных жертвователей в 1766). В 1774-1777 гг. в обители работали живописцы Максим Якубовский, Трофим-маляр и Василий. Во 2-й пол. XVIII в., по-видимому, был создан новый иконостас для Покровского придела на хорах. После закрытия К. м. этот иконостас в 1796 г. был передан в церковь с. Бортничи. В 1785 г. 3 иконы для мон-ря в самой обители написал Кирилл Ляшкевич (Лятушинский), а живописец Трофим разрисовал оконницы. Иконостас Кирилловского собора. 80-е гг. XIX в. Иконостас Кирилловского собора. 80-е гг. XIX в. «Предста Царица…». Икона из иконостаса Кирилловского собора. XVIII в. Фотография. А. Советова. Нач. XX в. «Предста Царица…». Икона из иконостаса Кирилловского собора. XVIII в. Фотография. А. Советова. Нач. XX в. Пятиярусный резной иконостас собора представлял большую художественную ценность. Дата создания иконостаса неизвестна: одни исследователи относили его ко времени игум. Василия (Красовского), другие - игум. Софрония (Жеребило-Лабунского), третьи - игум. Иннокентия (Монастырского). Сохранились фотографии фрагментов иконостаса ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 245-247), выполненные Советовым в нач. ХХ в. в ц. Александра Невского с. Низшая Дубечня Остёрского у. Черниговской губ., куда в 1889 г. были проданы его части (в сельском храме он полностью не поместился и был обрезан). Часть иконостаса осталась на Кирилловском подворье, где иконы в нач. ХХ в. видел Советов: царские врата приделов; икона 9 чинов ангельских; икона свт. Кирилла Александрийского в архиерейском облачении с образом Богородицы в руках; икона Спасителя на престоле в окружении ангелов и с предстоящими святителями Кириллом и Афанасием Александрийскими; икона «Иисус Христос Великий Архиерей»; иконы праздников (все написаны на пролевкашенном грубом холсте).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Во 2-й трети XVIII в. в центральных и западных уездах региона получили распространение списки икон, выполненных в южнорус. традиции 2-й пол. XVII в. и почитаемых на Киевщине и Черниговщине (напр., иконы Божией Матери: Ахтырская, Чолнская, Ченстоховская, «Успение» Печерская). В иконописи края этого периода закрепились элементы укр. барокко, что было обусловлено особым отношением к киевской традиции, к-рая культивировалась в монастырях, связанных с Киево-Печерской лаврой. Эта манера впосл. укрепилась в традиции второго барокко с характерными признаками барочной укр. живописи XVIII в., приверженцами к-рой являлись мастера Киево-Печерской лавры (напр., икона «Святители Афанасий и Кирилл Александрийские», 1777, ц. свт. Николая Чудотворца (Николы на Песках), Орёл). После объединения региона с центром в Орле местная художественная традиция по-прежнему не являлась однородной, т. к. впитала мн. манеры, бытовавшие в регионе. В 70-80-х гг. XVIII в. барокко потеряло вычурность, приблизившись к новому классицистическому идеалу в посл. трети XVIII в. (напр., икона «Св. Троица», 70-е гг. XVIII в., ц. апостолов Петра и Павла, Мценск). В губернском и уездных центрах барочные многорядные иконостасы сер.- 2-й пол. XVIII в. с резными колоннами, увенчанные живописной композицией «Распятие» с отдельными резными фигурами Богоматери и ап. Иоанна Богослова, коленопреклоненными ангелами (напр., сохр. скульптуры из Введенской ц., Болхов), были в XIX в. заменены однорядными иконостасами классической традиции. В XIX в. в местной иконописи, претерпев ряд закономерных изменений, сосуществовало большое количество направлений и манер, бытовавших в предыдущую эпоху, что создавало ощущение стилевого запаздывания. В 1-й пол. столетия в офиц. местной иконописи сильны тенденции классицизма (напр., частично сохранившееся иконное убранство Иоанно-Богословской ц. в с. Платонове Орловского р-на). Позднеакадемическая основа была характерна для произведений, связанных с монастырскими заказами, а также для духовного портрета вплоть до кон. XIX в., когда она утрачивает все характеристики стиля, приближаясь к живописному примитиву (напр., портрет архим. Макария (Глухарёва), Орловский краеведческий музей).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Цикланская – 15 авг. Целительница – 18 сент. Ченстоховская, 6 мар. Черниговская Гефсиманская – 1 сент. Черниговская-Ильинская – 16 апр. Черниговская-Елецкая – 5 февраля. Черская – 16 июля, Численская – 30 окт. Чистительная – 9 июля. Чухломская – 20 июля. Шуйская-Смолен. – 11 июля. Шуйская-Одигитрия – 28 июля. Экономисса-Домостроительница – 4 июля. Югская – 28 июля. Ярославская-Печерская – 14 мая. Ярославская (Казан.) – 8 июля. Яскинкая – 3 мая. Ястребская – 9 июля. Яхромская – 14 окт. Феодоровская – 14 мар. Феодотиевская – 2 июля. Дни памяти св. отец седми Вселенских Соборов 1-го собора 29 мая. 2-го « 22 мая. 3-го « 9 сентября. 4-го « 16 июля. 5-го « 25 июля. 6-го « 23 января. 7-го « 11 октября. Алфавит имен святых. (с переводом на русский язык) Объясиение сокращений; прор. – пророк, апост. – апостол, еписк. – епископ, архиеп. – архиепископ, святит. – святитель, муч. – мученик, преп. пр. – преподобный, свящ. муч. – священномученик, преподоб. муч. – преподобномученик, великомуч. – великомученик, испов. – исповедник, правед. – праведный, бессреб. – бессребреник, равноап. – равноапостольный. – Напечатание имен, а также и дней празднования некоторых святых особенным шрифтом, так называемым курсивом, означает то, что о таких святых и о таких днях празднования не упоминается в месяцеслове Св. Синода, а значатся они в других месяцесловах. – Должно заметить, что некоторые имена святых не могут быть переведены. Имена мужские Аввакум (объятие, т. е. любовь Божия), муч. июля 6; прор, дек. 2. Авда (слуга), муч., мар. 31. Авделай, муч., апр. 17. Авдикий, муч., апр. 10. Авдифакс, муч., июля 6. Авдиес (слуга Иисуса), муч., апр. 9. Авдий (слуга Господень), муч., сен. 5; прор., нояб. 19. Авдон (слуга), муч., июля 30. Авенир, царь, ноябр. 19. Аверкий (удерживающий), муч., мая 26; равноап., окт. 22. Авив (колос), муч., янв.29, авг. 2; диакон, сент. 6 и 15 ноября. Авид или Авдий (работник), муч., сент. 5. Авим, муч., авг. 1. Авип, муч., мар. 26. Авксентий (возрастающий), преп., фев. 14; еписк., апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Совсем другое дело – союз, который мы наблюдаем ныне. Протестант Вильгельм называл папу Льву ХШ своим другом и сверху образа Ченстоховской Божией Матери приказал поместить изображение папы и свое. Здесь можно растеряться. Почитание икон с точки зрения протестантской есть суеверие. Признание непогрешимости папы с их точки зрения есть кощунство. В какую же компанию попал протестантский император? В компанию, поощряющую суеверия и кощунство. Но это еще только цветочки. По благодетельному приказу христианского императора мусульмане должны объявить священную войну (газават) христианам. Что же это за христианский император, объявляющий себя главою протестантизма? Мошенник, готовый эксплуатировать ислам и католичество в своих корыстных целях, или сумасшедший, в представлении которого смешиваются и отождествляются папа и Магомет, изображение полумесяца и образ Божией Матери. Имеем ли мы здесь дело с потемнением ума или потемнением совести, мы одинаково не желаем и не можем желать успеха этому преступному начинанию и уверены, что этого успеха не будет. Когда у Рима не стало легионов, папы стали посылать в мир новые догматы . Вместо мечей они стали посылать идеи. Наоборот, в Германии, когда не стало философии – а она сейчас влачит там жалкое существование, – Германия послала миру пушки, бомбы, подводные лодки и цеппелины. Рим начал с кулака, а кончил идеями. Германия начала с идей, а кончила кулаком. На попытке Германии, поднявшей меч на весь мир, оправдаются слова Христа „все взявшие меч, мечом погибнут“ ( Мф.26:52 ; Откр.13:10 ). Но в той же Германии, как и во всех странах мира, есть люди, мечтающие о создании всеобщего мира и благополучия как будто и без войны. Говорю: как будто, потому что образ их действий, которым они хотят реализовать свои идеалы, никак нельзя назвать мирным. Я разумею социалистов. Они хотят дать всем людям обла- —475— дание истиной и свободой и установить между всеми братство и равенство. Прекрасная цель! Она как будто является осуществлением завета Христа: „Познаете истину, и истина сделает вас свободными“ ( Ин.8:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хвастливые гербы, урны на стенах, по мнению многих, очень безвкусные, лепные украшения в стиле Возрождения, – все это носит на себе печать постигшего политического упадка и кажется каким-то неуместным. Над воротами иконы; одна из них – копия Ченстоховской, находящейся внутри костела. Последний обращает внимание своим богатым внешним видом и внутренней отделкой; но, как и всегда это наблюдается в католических храмах, – поражает запущенностью и неопрятностью, допускаемой в столь чтимом месте. Быстро миновав вереницу исповедников, стоявшую у исповедальни, где тяжело дышал от августовской жары полный ксендз, накрыв платком свое лицо и прислонившись ухом к окошечку исповедальни, где что-то шептала ему бедная крестьянка, я вышел в средний неф. Передо мной открывался алтарь, который бывает у католиков, как известно, без иконостаса. Над алтарем наклонился ксендз, совершая так называемую «немую» мессу. Рядом с ним стоял, опустившись на колени, пожилой лысый причетник в каком-то фантастическом белом одеянии, которое ему спускалось ниже пояса. Он поглядывал апатично по сторонам и изредка вскидывал дребезжащим колокольчиком, когда это полагалось по ходу молчаливого чина. Дамы, крестьяне, крестьянки, все стояли на коленях. Некоторые женщины, пав на лицо, шептали про себя. Другие быстро скользили взором по молитвеннику. Я не стал на колени, а, сделав земной поклон Пречистой Владычице, начал изучать икону; и здесь воочию я мог убедиться в совершенно православном письме иконы. Типические признаки православной живописи сразу давали себя знать; несмотря на позднейшие попытки изменить подробности в рисунке металлической ризы, св. Лик глядел на зрителя, являя все правила византийского канона в письме. Темный Лик с строгими чертами; плат на голове, какой у собственно католических икон редко можно видеть; складки условного типа и в большом изобилии: вот некоторые наблюдения, которые сразу намечаются. На голове у Пречистой корона. Правая рука положена на грудь – знак смирения, отличительная черта Божией Матери, по свидетельству св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010