Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю . В сравнении с пчелками Мандевиля здесь все происходит с точностью до наоборот: хотя Павел и замыслил доброе дело, оно обернулось злом. Слова апостола Павла в определенной степени раскрывают смысл истории о первородном грехе в райском саду. Адам и Ева, вкусив запретный плод от древа познания добра и зла, становятся подобны Богу . Они познают разницу между этими понятиями, но пока не способны их точно категоризировать и дать им определение и еще меньше — сами (со)творить добро. У людей появилось понимание, что собой представляют эти нравственные категории (и тем человек приблизился к Богу). Мы осознали, что между добром и злом существует разница, но не можем точно определить, что есть что (как в ранее упомянутой притче о плевелах), и вести себя так, чтобы избежать злых дел. Нас постоянно мучает вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Мы не можем сказать, где та тонкая грань, что пролегает между ними, и часто, как святой Павел, совершаем зло, желая добра. Речь идет о непреднамеренном зле, суть которого хорошо передает крылатое выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Мандевиль рассуждает подругому. У него частные пороки какимто образом трансформируются (бесплатно!) в общее (неумышленное) благо. И уже неважно, был ли первоначальный замысел индивида эгоистичным, — получившееся в результате добро распространяется на всех людей (мысль, которая в современной экономике зачастую ведет к моральному цинизму). Итак, с этой точки зрения абсолютно все равно, как человек поступает, поскольку и его пороки будут способствовать всеобъемлющему процветанию экономики. Проблема решена. Классическая непреднамеренность Стандартные дискуссии о функционировании невидимой руки аналогичны рассуждениям Мандевиля. Внимание экономистов занимает исключительно аспект непредумышленности: как из эгоистических умыслов рождается общее благо, то есть добро. Но ведь это лишь одно возможное подмножество общественных взаимодействий. В стороне остаются неумышленно плохие (злые) результаты хороших (добрых) дел, хорошие (добрые) результаты дел хороших (добрых) и плохие (злые) результаты дел плохих (злых).

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Как бы то ни было, верующие повсюду организовали помощь в пользу проживавших в Иудее бедных. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Иерусалимской Церкви, как о том и читаем в книге Деяний Апостольских: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян.4:32–35 ). Первенствующие христиане не были «экономистами» в современном смысле слова. Разумеется, сколько угодно можно разбирать способ их вспомоществования и, при случае, упрекнуть их за недостаток предусмотрительности в таком предприятии, концом которого могло быть полное оскудение денежных средств. Но, с другой стороны, нельзя закрывать глаз и в виду необыкновенных чудес, производимых новой верой, как в этой, так и в других областях жизни. Высокий религиозный энтузиазм одушевлял тысячи исповедников Распятого Его новою заповедью о самоотверженной любви к ближним, об искании, прежде всего, царства Божия и необходимости жертвовать всеми земными благами для скорейшего осуществления его. На вверенные им богатства люди смотрели, как на благотворительный капитал, который они должны раздавать неимущим. И слово становилось делом! Как близки мы теперь, по-видимому, к самому решительному социализму, в защиту которого выступает, – так кажется иным, – само слово Божие. Не даром некоторые пылкие ораторы настойчиво говорят о «христианском коммунизме». Пусть так, но только не надо забывать прилагательное «христианский». Существенное качество такого коммунизма не в том, что верующие имели все общее ( Деян.2:44 ), а в другом, что в их благотворительности не было ничего принудительного: все проистекало из любви и творилось с полной свободой. Это необыкновенно-сильное развитие частной инициативы, это добровольное бескорыстие, вот что является существенным в древнехристианской благотворительности. Не угодно ли модному социализму сравняться в этом отношении с христианством: тогда еще можно будет подумать о том, насколько силен он исполнить задуманное им дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Коммунисты говорили, что Христос якобы учил людей коммунизму, когда в ранней христианской общине его последователи всем делились друг с другом, а один из новопришедших даже был казнен Господом за попытку утаить доходы. Но это примитивное понимания Евангелия. Тотальная бесплатность – это не христианский идеал, и здесь проявляется христианский реализм: проявляя максимальную милость к человеку («и последние станут первыми»), христианство все-таки не поощряет пассивность и «халяву». В настоящей эффективной экономике, когда сегодня старый человек заходит в автобус и ничего не платит, но он все же прикладывает карточку, - что это значит? Что какая-то другая организация, государственная или иная, за него заплатила. Нет полной бесплатности. Просто какие-то люди договариваются помогать бедным и находят источник, из которого можно облегчить их расходы. Так что полной бесплатности нет ни в современной экономике, ни в евангельском замысле о человеке. Долги – существуют, хотя и могут быть прощены Богом. Другое полезное выражение из Евангелия: Господь уподобляет Царство Небесное сокровищу, то есть материальным ценностям. «Еще подобно Царствие Небесное сокровищу, сокрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то»,- говорится в Евангелии. Обратите внимание: поле верующий все-таки покупает, а не отнимает и не получает задаром. Итак, первый вывод: экономика не должна пугать нас, но она может и должна учить нас ответственности. Для таких обучающихся в Новом Завете есть множество полезных принципов, на которых строится любая здоровая экономика. Например, как относиться к негативным предсказаниям экономистов? А вот посмотрим ветхозаветные пророчества. Очень многие из них являются предсказанием некой катастрофы. Почитаем книгу пророка Ионы: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». То есть что происходит? Библейские пророчества, слова пророков - это не вопли древнегреческой Кассандры, которая кричала, что неизбежно все будет плохо. Пророчество – это предупреждение: если вы себя будете плохо вести, будет плохо. Ведите себя хорошо, действуйте! И тогда опасность отступит.

http://radonezh.ru/2018/10/23/hristianin...

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35–39) . Христианской вере в Воскресшего Христа противостоит материалистическая философия, которая верит не в Бога, но в человека, наделяя его тем самым властью диктатора. Мир пусть слабо, но еще видит уготованную в этом опасность, но неспособен противостоять ей, ибо возлагает надежды не на вечное, а на преходящие ценности, которые призваны обеспечить политики и экономисты. И когда они оказываются неспособными сделать это, то единственное решение, которое мир может предложить для этой проблемы, – это кадровые перестановки и общественные перевороты. Для того, чтобы противостоять безбожию, нужно иметь Бога, а не богов Мир повернулся спиной к огням, горевшим на посвященных Богу вечных алтарях, и потому он не может зажечь факелы блуждающих в темноте людей. Человек ищет света, но, не зная, к чему стремиться, подобно ночному мотыльку, бросается в пламя и сгорает. Это неравная брань: материализм вооружен философией, перед которой человечество безоружно, потому что мир, который оно создало, разобщен и раздроблен. Стоя перед одним из величайших памятников христианской церковной архитектуры, Гейне сказал: «Люди прошлого имели убеждения; мы имеем лишь мнения. Но для того, чтобы построить собор, требуется больше, чем просто мнение». Для того, чтобы противостоять идеологии, необходима идеология, а не набор мнений; для того, чтобы противостоять безбожию, нужно иметь Бога, а не богов; иное мировоззрение невозможно изменить, не имея собственного, стараясь угодить всем и опираясь только на компромиссы: если на тебя нападает медведь и ты, желая успокоить его, отдашь ему свою правую руку, это не значит, что он не захочет съесть и левую.

http://pravoslavie.ru/111948.html

Легкой жизни я просил у Бога: Посмотри, как мрачно все кругом, Бог ответил: подожди немного, Ты меня попросишь о другом. Вот уже кончается дорога, С каждым годом тоньше жизни нить – Легкой жизни я просил у Бога, Легкой смерти надо бы просить. Готовимся к экзаменам, готовимся к отпуску, готовимся к празднику, готовимся к событиям, которые уже вряд ли наступят, по крайней мере, для нас. Не готовимся только к смерти, а она придет обязательно, и, как подмечено в известном романе, внезапно. Ветшающее и стареющее близко к уничтожению, говорит апостол ; но люди, в том числе и старики, обычно чрезвычайно озабочены завтрашним днем и совершенно не помнят о будущем неизбежном; слабо веруя в жизнь вечную, они мало заботятся о состоянии бессмертной души, зато страстно мечтают о продлении существования на земле, конечно с изъятием болезней, страданий и прочих напастей; какое легкомыслие! Ну да, всем же известно: пока молод – наслаждайся жизнью, а к старости покаешься, соответственно удостоишься небесных благ. «Гуляй, душенька, гуляй, славненькая, гуляй, добренькая, гуляй как сама знаешь. А к вечеру пойдешь к Богу» ( В.В. Розанов). Да и в Библии нетрудно найти подходящее место: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих»; правда, заканчивается цитата менее успокоительно: «только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» . Когда Н.В. Тимофеев-Ресовский сидел вместе с А.И. Солженицыным в камере на Лубянке, кроме физиков, энергетиков, биолога и экономиста лекции читали священники: один по курсу патристики, а другой выбрал самую актуальную в тех условиях тему: о непостыдной смерти. «Вкратце, – вспоминает ученый, – философское содержание сводилось к тому, что всякие люди начинают думать о смысле жизни и выдумывают обыкновенно всякую чепуху. А смысл-то жизни очень прост: непостыдно умереть, умереть порядочным человеком, чтобы, когда будешь умирать, не было совестно, чтобы совесть твоя была чиста».

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Люди, устремившись ко греху, испытывают колебания в экономике за свое поколение. Хотя Господь предупредил людей, что может наказать детей за вину отцов до третьего и четвертого колена, но каждый страдает «за свое собственное беззаконие» ( Иер. 31:30 ). Сказано, что дети не отвечают за грехи родителей, но они как бы удобопреклонны ко греху ( Рим. 7:18–20 ). Бог не понуждает человека принимать благодать, в увлечение грехом всегда присутствует свобода человека. Каждый раз, попуская скорби людям, Господь стучится в их сердца ( Откр. 3:20 ), не откроют ли, не образумятся ли. Таким образом, по мнению автора, наблюдаемые колебания в экономике имеют не столько материалистическое, сколько духовное происхождение, являясь внешним, видимым проявлением отношения человека к Богу. Автор убежден, что объяснение развития экономики регулярными волнообразными циклами является попыткой экономистов измерить волю Божью циркулем. Теории, если они верны, должны обладать свойством предсказания, однако этого не наблюдается при гипотезе о волновых циклах в экономике, ибо Бог «не в рукотворенных храмах живет… Сам давая жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). О поступательном росте экономики в последнее столетие Очевидно, что за последние столетия экономика мира значительно изменилась. Из года в год товарооборот между народами растет, в орбиту научно-технического прогресса вовлекаются народы, обитающие в самых дальних уголках планеты. Бог попускает человечеству строительство новой технократической башни «высотою до небес» ( Быт. 11:4 ). Господь предсказал, что в последние времена мира вера в людях будет умаляться ( Лк. 18:8 ), они будут «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы» ( 2Тим. 3:2–4 ). И это наблюдается в наши дни, усиливается служение маммоне, оттого и торговля растет. Следует отметить, что при этом реализуется и другое предсказание Господа о наступлении времени технического рабства, когда «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» ( Откр. 13:17 ). Новые изобретения появляются не случайно. Мобильные приборы, спутники связи, цифровая документация, совершенствуясь и распространяясь как бы во благо технического прогресса и социального спокойствия, поступательно становятся видимым инструментом контроля за человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/6/biblejskaja-...

Но народ остался непреклонен. А Бог , предвидя это, еще раньше сказал Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе ( 1Цар.8:7 ). Почему послушай? Не потому, что и должно было послушаться народа, не потому, что он желал блага, а потому, что таков народ, поневоле нужно согласиться с ним. Не тебя они отвергли, сказал Бог Самуилу, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта и до сего дня оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою. И так послушай голоса их ( 1Цар.8:7–9 ). Эти слова ясно показывают, что глас парода, согласный с природой, характером, духом и наклонностями народа, не всегда, однако, бывает согласен с волей и голосом Божиим. Когда историки и социологи, юристы и финансисты, философы и экономисты в деле устроения государства признают волю народа верховной, совсем умалчивая о первоверховной промыслительной воле Божией, то удивляться этому нечего. Мы не говорим уже о том, что иные из них и в Бога то не веруют, а если и веруют, то мало знают Библию и мало придают значения религии в судьбах человечества. Помимо всего этого они поставляют задачей исследовать, открыть и объяснить только естественные законы, причины и условия жизни и развития народов и их государственного устройства. Все это они исследуют рассудочно на основании исторических и других материалов. Но рассудочный анализ не настолько тонок и слишком односторонен, чтобы ученые люди в естественных законах общежития почуяли и усмотрели соприсутствие высшей неземной силы. Совсем иное нужно сказать о Петрове. Как богослов, как священник, опирающийся притом в своей статье на евангелие, он должен знать приведённые выше события из библейской истории еврейского народа и, что еще важнее, верить в истинность повествования о них, а веруя, проповедовать веру, учить согласно с Словом Божиим. Плохой тот богослов и неистинный тот пастырь, кто указывает только те речения Священного Писания , которые по видимости подтверждают заимствованные им отинуду взгляды, и замалчивает те места, которыми последние ниспровергаются. Назвавши, вопреки Писанию, правительство ставленником народа, священник Петров дальше заявляет: «Правительство – слуга народа». Но Писание говорить опять таки совсем иное. По учению апостола Павла, начальствующий есть Божий слуга ( Рим.13:4–5 ). Усиленно, троекратно повторяет апостол, что начальник есть Божий слуга. Свящ. Петров ещё изрекает: «Правительство – только исполнитель народной воли». Это опять не правда. Апостол Павел прямо и решительно заповедует: Всякая душа да будет покорна высшим властям ( Рим.13:1 ). Конечно, целый народ не тоже, что каждый человек этого народа в отдельности. Однако если всякая душа народа должна быть покорна высшей власти, то и все души народа должны подчиняться ей, ибо народ составляется из отдельных душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Богословие отшельников и религиозная идеология Богословие отшельников и религиозная идеология О том, как анализ событий Византийской эпохи помогает разобраться в трудных вопросах современных церковной жизни. И наоборот! (Лекция иером. Серафима (Захарова)) Комментарии Всего комментариев: 5 2021/01/01, 14:40:11 Братья с Праздником Ильи Муромца Желаю духовных Побед во Славу Отечества. Благодарю за молитвы н п Архимандрит Амвросий Диденко достиг Царствия Небесного сказал Иеромонах Спиридон нам всем на 40день после проповеди. Поцелуйте пожалуйста стопы Матери Божьей Экономису за меня с родами идущими. Воин Тамара 2020/12/21, 11:04:23 Почему же Церковь превращается в " религиозно-нравственную " систему? В Систему - несомненно, но что же может быть в обмирщении религиозного и нравственного? Нравственность, а за тем и религия, религиозный институт, может основываться только на живом опыте святых. " Стяжании Святого Духа " словами преп. Серафима. Вне Духа не может быть нравственности, и тем более не может быть религии. Василий О. 2020/12/20, 16:04:09 Дорогие Отцы, Ваши богословские труды необходимые для спасения душ верующих православных христиан :«Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин.14 ). Помощи Вам Пресвятой Богородицы, всех святых Небесных сил. С наступающим Рождеством Христовым! Здоровья, благополучия Вам, крепости духовных и телесных сил, душевного спасения! Милости и щедрой всемерной помощи в спасительных трудах Господа Иисуса Христа, на многая и благая лета! С не достоинством, низким сердечным поклоном, благодарностью, прошением молитвы Нина. 2020/12/19, 12:55:55 Очень поучительно и познавательно. Спаси Господь! Константин4791 2020/12/19, 07:05:53 Благодарю за ваши публикации! Спаси Господи!!! Надежда Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=384&iid=3171

Ну, а трудности, так страшившие нас, через несколько лет будут вспоминаться с улыбкой. «Кризис - это когда человек живет не по Евангелию» Протоиерей Владимир Гамарис Протоиерей Владимир Гамарис , настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское (Московская епархия): - Ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Церкви термин «кризис» не встречается в его современном понимании. В США печатают ничем не обеспеченные деньги, то есть частная корпорация - Федеральная резервная система - грешит тем, что выпускает фальшивые деньги, а на эти деньги по всему миру скупаются реальные богатства, товары, души и тела человеческие. Фактически это воровство; это общество, основанное на воровстве и обмане. Кризис - это когда «...и купцы земные восплачут и возрыдают... потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и всё тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его» (Откр. 18: 11-14). Банки приглашают всех брать у них кредиты. Если кредиты «дорогие» - под большие проценты, производство может остановиться. На чем основана работа банков? На ростовщичестве, запрещенном Богом еще в Ветхом Завете, на корыстолюбии, на получении не заработанной прибыли. Вспомним евангельское чтение о мытаре Закхее. У меня и моих прихожан нет никакого кризиса. У нас сейчас Великий пост, время покаяния, время духовного делания У меня и моих прихожан нет никакого кризиса. У нас сейчас Великий пост, время покаяния, время духовного делания. Мы не банкиры, не финансисты, не экономисты. Видимо, о «кризисе» лучше расскажут выпускники Высшей партийной школы, которая теперь стала называться Высшей школой экономики.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Отвергнув Творца, экономическая наука дает собственное толкование законам бытия. Рассмотрим ниже некоторые известные экономические теории в сопоставлении с христианским вероучением, раскрывающим законы домостроительства Божия. Научная теория. Английский экономист Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882) изложил теорию предельной полезности. Ученый утверждал, что целью экономической науки (вводится термин economics) является максимизация удовольствия человека-потребителя. Все, что доставляет нам удовольствие или избавляет от страданий, обладает полезностью. Отмечается в то же время, что с увеличением количества потребления рост полезности замедляется. То есть чем больше материальных благ получает человек, тем, с определенного момента, меньше пользы приносят ему потребляемые блага. Происходит насыщение, и при продолжении потребления блага человек испытывает негативные последствия потребления. Для моделирования ситуаций теории полезности применяется математический аппарат. Общая и предельная полезность где U – функция полезности; Q – количество потребляемого блага. Христианское вероучение предупреждает: человек получает от диавола все больше материальных благ. И свершается то, о чем говорил Господь Моисею: Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих… ( Исх.23:8 ). По мере подчинения страстям человек становится рабом и быстрее приближается к смерти. Евангелие наставляет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа» ( 1Кор.6:12: 13 ). Господь даровал человеку свободу воли и дал заповеди к исполнению для защиты от соблазнов. Бог не может насильственно ограничить человека от излишеств, так как это было бы ограничением дарованной человеку свободы. Человек, ешь пищу, но не переедай; продолжай род свой, но не прелюбодействуй, потому как сам же от этого страдать будешь. Человек, нарушая заповеди, усиливает греховность своей души, вредя своей плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010