вместо обветшавшего деревянного иконостаса. Прототипом послужил иконостас Зачатьевского собора ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря . Иконостасная резьба выполнена тотемскими мастерами братьями Н. и Т. Богдановыми с использованием традиц. для елизаветинского барокко форм (гирлянды, волюты, рокайль и т. п.). Иконостас отличает обилие деревянной скульптуры (ок. 50 фигур ангелов, херувимов, святых). С особой тщательностью выполнены образы Христа и Господа Саваофа. Позолота иконостаса нанесена в сложной технике двойника со сплошными цировками артелью подмосковного мастера П. А. Лабзина. Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами - купцами А. В. Колмогоровым, Е. А. Шергиным и прот. устюжского Успенского собора В. А. Аленевым. Композиции икон, заимствованных с западноевроп. гравюр, отходят от традиц. правосл. канонов. Св. Троица. Храмовая икона Троицкого собора Гледенского мон-ря. 2-я пол. XVIII в. Св. Троица. Храмовая икона Троицкого собора Гледенского мон-ря. 2-я пол. XVIII в. В 1729-1740 гг. в Г. м. была построена каменная теплая ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной. Прототипом послужила Введенская ц. с трапезной Михаило-Архангельского мон-ря. Строительство велось ярославским мастером каменных дел М. Борисовым, заложившим фундамент, и устюжскими каменщиками под рук. Н. Шубинского. Это 2-светный четверик, на подклете, увенчанный главкой на высоком 8-гранном барабане, с большой 5-гранной апсидой, установленной на полукруглом в плане помещении подклета. С запада к церкви примыкает обширная 2-этажная трапезная палата, нижний этаж к-рой служил для хозяйственных нужд. В 50-х гг. XVIII в. Троицкий собор и Тихвинская ц. были соединены каменными крытыми переходами на столбах. В 70-х гг. XVIII в. в церкви были проведены ремонтные работы: вызолочен иконостас, переложены изразцовые печи в храме и в трапезной, заменен пол, покрашены стены, починены кровля и глава на Тихвинской ц. В XIX в. в Тихвинской ц.

http://pravenc.ru/text/165111.html

Иконостас главного алтаря Вознесенского собора г. Ельца. Фотография. Кон. XIX в. История иконописания на территории совр. Л. о. до XIX в. практически не исследована. Немногочисленные известные по дореволюционным фотографиям иконостасы, относящиеся к периоду до XIX в. (Древнеуспенская ц. в Липецке, Знаменская ц. в с. Спешневе-Ивановском Данковского р-на), не сохранились. Известно, что центральная часть иконостаса Знаменской ц. в с. Спешневе-Ивановском была исполнена в формах высокого классицизма с элементами ампирного декора, боковые - в формах раннего классицизма (вероятно, они были современны храму, т. е. созданы в 90-х гг. XVIII в.). В 1805 г. был установлен иконостас (не сохр.) Христорождественского собора в Липецке, иконы для к-рого писал воспитанник С.-Петербургской Имп. АХ Т. Ф. Дурнов. С его именем связаны, возможно, и сохранившиеся фрагменты настенных росписей в этом же храме (в т. ч. сцена «Снятие с креста», о к-рой упом. С. П. Жихарев в «Записках современника»). К 1846-1847 гг. относится создание в ампирных стилевых формах иконостаса (не сохр.) Троицкого собора в Липецке. Двухъярусный керамический иконостас «Великокняжеской» ц. в Ельце. 1910 г. Фотография. 2006 г. Двухъярусный керамический иконостас «Великокняжеской» ц. в Ельце. 1910 г. Фотография. 2006 г. Фрагменты позднеклассицистических росписей интерьера в технике гризайль сохранились во Владимирской ц. в Ельце и в Казанской ц. в пос. Колодезском Задонского р-на. Для иконостаса придельного алтаря Знаменского храма (не сохр.) в с. Знаменском Лев-Толстовского р-на по заказу графини Н. А. Толстой иконы написал московский живописец М. И. Скотти. По сути единственным центром иконописания на территории современной Л. о. был Елец, являвшийся уездным городом Орловской губ. В 1787 г. здесь работали 5 иконописцев. В 1865 г. иконы для придела свт. Тихона Задонского Владимирской ц. в Ельце написал А. И. Ляпин. В 1879 г. в елецком Знаменском монастыре была открыта иконописная школа-мастерская. Молодые послушницы проходили здесь обучение у живописца П. А. Соколова, правнучатого племянника свт. Тихона Задонского. Об этой школе упоминал посетивший Елец в 1885 г. В. И. Немирович-Данченко. В 1886 г. 7 инокинь под рук. Соколова расписали верхний летний храм Знаменского собора мон-ря. Широко известен монументальный иконостас Вознесенского собора в Ельце (1-й ярус и сень над царскими вратами деревянные, 2 верхних яруса лепные, из алебастра), спроектированный Каминским в формах эклектики в 1878 г. Иконы для него написали А. И. Корзухин и К. В. Лебедев.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1691 и 1695. Архитектор:П.И. Потёмкин Ссылки:   Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, п. Свирское Координаты: 60.77973, 33.31647 Изменить описание Добавить фотографии Мельхиседек и Авраам. Фреска. По возвращении Авраама из похода после победы его над 4 царями царь Салимский и первосвященник Мельхиседек встречает его и благославляет хлебом и вином. Михаил Владимиров 25 июня 2005 Сыновья Иакова Симеон и Левий, а также их единоутробная сестра Дина. Братья отомстили за насилие над Диной царя города Сихема, уничтожив всех жителей его города и разграбив их имущство. Михаил Владимиров 25 июня 2005 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, — уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была Преподобным Александром, по велению Божию, церковь во имя Святой Троицы. Он построен в 1695 году при архимандрите Гермогене и освящен в 1698 году, 29 августа, Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. Известны также имена мастеров — строителей собора костромичей Петра Ивановича Потемкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприянова. В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. http://svirpalom.ru/?p=89 Центром Троицкого ансамбля является каменный Троицкий собор, возведённый на месте деревянного в 1695 году. В нём сочетается величественность, свойственная новгородским строениям, и лёгкость и декоративность, присущие московскому зодчеству. Четырёхстолпное здание собора с тремя полукружиями апсид на востоке обстроено галереей на высоком подклете. Стены собора были выложены изразцами. Кирпичные наличники окон чрезвычайно разнообразны - ни один не повторяет другой. Сохранился документ о первоначальном завершении Троицкого собора: " ... на том церковном строении зделать... под главы пять шей, над алтарем шестая... А на шеях над главами круг всех шей зделать закамары с каймами... " Датируемая 1694-1695 гг., эта " Роспись каменному делу " позволяет точно датировать строительство собора и даже называет имена мастеров костромичей - Петра Ивановича Потёмкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприанова. Троицкий собор один из немногих памятников Ленинградской области, в интерьере которого сохранились росписи, исполненные в 1715 г. неким Леонтием Марковым, и иконостас с замечательными иконами конца XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=05254

Всегда «недостойны», но можем быть «готовы». Когда Господь соизволяет, отразив Свою Волю в Священном Предании, тогда иерей Бога Живого откроет для нашего взора Святой Алтарь, сами же да не дерзнем открыть его. Редкие ныне храмы устраивают многоярусный иконостас, в который входили бы ряды – местный, праздничный, деисис, пророческий, праотеческий. Но в любом случае иконостас состоит из Царских Врат, двух дьяконских дверей, трех икон – Спасителя, Божией Матери и образа праздника или угодника Божия, которым посвящен данный храм. Иконостас особенно украшается – в 19 веке было буквально модно делать резные псевдобарочные иконостасы; в не закрывавшихся храмах Москвы практически все иконостасы представляют композиции растительного орнамента, исполненные из позолоченной липы. Хороший образ – виноградная лоза как образ Лозы, ветвями которой являемся мы, христиане, но в силу своей массовости его исполнения как-то притупился, и прихожанин видит в таком иконостасе только барочную чувственную эстетику. Иконостас следует проектировать и сооружать таким, чтобы он не доминировал над иконами, чтобы молящийся не отвлекался от икон к каркасу, в котором находятся иконы. Сегодня можно видеть простые иконостасы, которые были сделаны специально так, чтобы внимание сосредоточивалось на иконе, а не на столбах и тяблах иконостаса. Иконостас Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры в своей древнейшей части является эталоном иконостаса – было бы нелепо рублевские иконы обрамлять барочной резьбой. И все-таки, мы не уйдем от традиции особенно богатого украшения иконостасов, как не уйдем от богатого и порою очень красивого иерейского и архиерейского облачения. Под стать такому облачению и должен быть иконостас. Особое внимание при устройстве иконостаса следует уделять устройству Царских Врат. Царские Врата – один из самых важных предметов внимания молящихся. Имеется два художественных типа Царских Врат: а) на створках Врат изображаются святители Иоанн Златоуст и Василий Великий , а также образ Благовещения Пресвятой Богородицы;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоначальное убранство Успенского собора отличалось величием и красотой. Внутри стены храма были украшены разноцветной мозаикой, пол выложен узорами из камня разных пород, глава – позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Современники называли эту церковь «боголепной» и «небеси подобной». К сожалению, до нашего времени все это великолепие не сохранилось. Постепенно мозаики заменялись росписями. Посетивший Успенский собор в XVII веке Павел Алеппский описывал находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому, под ним – образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви – образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры. В XVIII веке мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. В 1893 году собор был расписан группой художников под руководством В. Верещагина. Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 году обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 года, а может быть, и до XVI века, когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 году его верхние ярусы были сняты, в подражание первоначальной низкой алтарной преграде. До 1941 года в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованные из серебра с позолотой. При воссоздании иконостаса использовались рисунки академика Солнцева, а как аналог – иконостас Троицкой надвратной церкви, резьба которого подобна той, что украшала прежний иконостас главного алтаря Великой церкви. Нынешний сосноволиповый иконостас длиной 25 метров и высотой 21 метр состоит из пяти ярусов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Наростание же 5 пояса, праотеческого, совпало со временем воцарения Годунова и благоустроением им церквей. В то время высокая форма иконостасов уже вошла в обычай. Стремясь создать пышность, величие и роскошь в украшаемых им храмах, Годунов и современники понимали достоинство благолепия храмов в высоте или величии созидаемых ими иконостасов. В то время устроен был и издаваемый иконостас. Наростание или прибавление этого пояса поверх пояса пророческого продолжалось в последующее время и особенно в царствование царя Михаила Феодоровича, примером чему могут служить иконостасы соборов: Зачатьевского Серпуховского Высоцкого монастыря, Московского Успенского и, вероятно, Троицкого (в Сергиевом посаде). Пояс праотеческий, войдя в состав нашего многоярусного иконостаса, уже составлял с ним в последующее время одно целое, и так как этим поясом заканчивался обыкновенно наш иконостас, то доскам его икон придана была на верху форма остроконечных кокошников. Так как наши древние храмы были иногда очень низки, то, не смотря на сильное стремление в XVII веке создавать иконостасы высокими или многоярусными, устроителям их приходилось или сокращать количество устраиваемых поясов, или изображать фигуры святых не полными, т. е. до пояса или плеч, как это мы указывали выше, или же совмещать на одной и той же иконе изображение пророка и выше, в верхней части (кокошнике), поясное изображение праотца, что встречаем мы на иконах (XVII в.), бывших в иконостасе Покровской церкви Серпуховского Высоцкого монастыря 83 . Пояс праотеческий, иногда и по причине закругления сводов, помещается в иконостасе не прямо, а в наклонном положении, что мы можем видеть, например, в главном иконостасе вышеупомянутого Троицкого собора и в Никитском приделе церкви Грузинской Божией Матери в Москве. В средине праотеческого пояса помещается изображение „Отчества“, т. е. Господа Саваофа, Который из лона Своего рождает Предвечное Слово, и на груди Его Духа Святого, в виде голубя. По сторонам размещаются иконы с изображением праотцев, с хартиями в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Речь идет здесь о приглашении преподобным Никоном Даниила Черного и Андрея Рублева для выполнения работ по росписи белокаменного Троицкого собора 59 , начатого постройкой в 1422–1423 г., после торжественного открытия мощей преподобного Сергия (бывшего 5 июля 1422 г.) 60 . Естественнее всего предположить, что написание иконы Святой Троицы происходило одновременно с росписью вообще Троицкого собора. Д.С. Лихачев относит написание иконы Святой Троицы, как и приглашение преподобным Никоном Андрея Рублева и Даниила Черного для росписи фресками и украшения иконами Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, к 1424–1426 гг. 61  Так думает и Ю. А. Лебедева 62 , не соглашаясь с мнениями И.Э. Грабаря 63  и В.И. Лазарева 64 , относящих написание иконы Святой Троицы к 1411 г. или к еще более раннему времени 65 , когда Андрей Рублев был в послушании у преподобного Никона. Трудно предположить, говорит Ю. А. Лебедева , что икона была написана в 1410–1411 гг. для деревянной маленькой церкви, воздвигнутой после нашествия татарского хана Эдигея, сжегшего все постройки монастыря. Обычно считали, что написанная Андреем Рублевым икона Святой Троицы была помещена в качестве главного местного образа в первом ярусе иконостаса Свято-Троицкого собора на правой стороне от царских врат 66 . Однако В. Антонова убедительно доказывает, что первоначально икона эта находилась в ногах гробницы преподобного Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного; на это указывает, между прочим, и выражение «в похвалу... Сергию чудотворцу» 67 . В XVI в. с рублевской иконы была сделана копия 68 . Эту новую икону покрыли золотой ризой по повелению Ивана Грозного и поместили с правой стороны от царских врат 69 . В 1600 г. Борис Годунов украсил рублевскую икону золотой ризой с драгоценными камнями 70 , вследствие чего она называлась иногда «годуновской». Около 1626 г. ее переместили на место, определенное для главной храмовой иконы 71 , копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

С давних времён в храмах Троицкого монастыря хранились многочисленные святыни - часть из них после его упразднения была утрачена, а часть была перенесена в Успенский собор, где до 1922 года составляла немалую часть его богатейшей архиерейской ризницы. Пожалуй, одной из немногих святынь, сохранившихся в Троицком соборе бывшего монастыря, можно считать среброзолочёный крест-мощевик, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Крест этот хранился в особом киоте за стеклом, и на нём была надпись: “Лето 7101 (1593) г., сделан сей крест в Дом Живоначальной Троицы на престол Пресвятой Богородицы в честнаго Ея Введения и Николы Чудотворца при игумене Пимене, а весу в нём Д (4) рубля и Т (10) денег”. В 1886 году в Троицкий храм из Успенского собора был перенесён древний Нерукотворный образ Спасителя, который почитался астраханцами за чудотворный. Нельзя не сказать, что в иконостасе Троицкого собора с давних времён находился образ Преподобного Кирилла - первого игумена Троицкого монастыря и его устроителя, что говорит о его давнем почитании в Астрахани. После революционных событий 1917 года Троицкий собор пережил немало испытаний. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе Консистории сюда, в помещение бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского архива, который и был свален в хаотическом состоянии. Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих. Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. Таким образом, в октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года (В акте говорилось, “что за время с 29-го июня по 5-е июля с/г включительно, в помещении б/Троицкого собора, занимаемого канцелярией и архивохранилищем Октябрьской революции Окрархбюро, тов.

http://sobory.ru/article/?object=02862

29 июня 1992 г., во время празднования 500-летия со дня преставления преподобного Тихона Калужского Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на площади возле Троицкого собора совершил Божественную литургию в сослужении иерархов Русской Православной Церкви и клира Калужской епархии. С июля того же года в западной части собора был устроен временный придел, и стали совершаться богослужения. В марте 1993 г. игумен Донат (Петенков) был переведен в храм Святых Жен Мироносиц , а 10 июля того же года штатным клириком Свято-Троицкого собора был назначен иерей Александр Кадин , который в настоящее время является ключарем Троицкого собора. В 1994 г. во время своего визита в Калугу, в день празднования Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III , после Божественной литургии в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги , совершил в Свято-Троицком соборе освящение новых крестов. К 1997 г. в соборе были проведены следующие восстановительные работы: позолочены кресты, покрыты медью центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и отштукатурены внутренние стены, люнеты украшены цветными витражами, в барабанных нишах написаны иконы. К лету собор был оштукатурен и покрашен снаружи, внутри расписан центральный купол, в котором изображен лик Спасителя, в глухих люнетах барабана между окнами написаны изображения восьми Ветхозаветных святых, также установлено основание иконостаса и изготовлены резные Царские врата высотой 5 м 40 см. В октябре 1998 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал для него чудотворный список Калужской иконы Божией Матери , который находился в Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. В Казанском Девичьем монастыре в Калуге под руководством опытной вышивальщицы Л. Бабадей была изготовлена шитая золотом с драгоценными камнями риза для этой иконы. В праздник Святой Троицы 1999 г. в главном приделе была совершена первая после восстановления собора Божественная Литургия . Богослужение возглавили архиепископ Климент (Капалин) и епископ Людиновский Георгий (Грязнов) в сослужении архимандрита Доната (Петенкова), игумена Никиты (Ананьева), протоиерея Александра Кадина, иеромонаха Саввы (Борисенкова), иерея Вадима Кудрявцева и протодиаконов В. Карельского, В. Борака и В. Садакова. 27 июня того же года, в дни празднования 200-летнего юбилея Калужской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора и Божественную Литургию. Ему сослужили: архиепископы Варнава Чебоксарский и Чувашский, Климент Калужский и Боровский, Евгений Тамбовский и Мичуринский, Арсений Истринский, Димитрий Тобольский и Тюменский, епископы Георгий Людиновский, Павел Зарайский, Кирилл Богородский, и сонм духовенства. 24 августа 1999 г. Указом Святейшего Патриарха Московского восстановленному Свято-Троицкому собору был усвоен статус кафедрального собора.

http://drevo-info.ru/articles/3927.html

Художественная монолитность основных работ Д. и прп. Андрея при нек-рой неопределенности датировок создает впечатление о них как о мастерах, постоянно и одинаково совершенных. Следует отметить, что если письмо икон «Звенигородского чина» по сложности технического исполнения сопоставимо с иконами Деисуса Благовещенского собора Московского Кремля кон. XIV в., то начиная с владимирских росписей оно упрощается (также в «Св. Троице» и в Троицком иконостасе), но почти не влияет на результат. С течением времени увеличивается работа плавями, мазок становится менее заметен или незаметен вовсе (напр., в Троицком иконостасе, особенно в его правой части). Стилистическое сравнение ранних и поздних произведений Д. и прп. Андрея показывает, что для росписи Успенского собора в Звенигороде, особенно в куполе, характерны экспрессивность, подвижность, ракурсы фигур, типичные для искусства XIV в. и сочетающиеся здесь с качествами уже XV в. (ромбовидное построение фигур, изящный рисунок маленьких конечностей, «мягкость» тканей, нежность, прозрачность и переливчатость красок); в той же манере выполнены миниатюры Евангелия Хитрово. В Троицком иконостасе, где изображения отодвигаются в глубь сцены, размеры фигур относительно их окружения становятся меньше, появляется своеобразная повышенная т. зр. Композиции с их круговым ритмом становятся более детализированными и изощренными, для них характерно стремление указать на совершающееся действие, воспринимаемое тем не менее единым целым. Более развитые, чем в искусстве предыдущего периода, архитектурно-пейзажные фоны, оставаясь пространственным фактором, не столько напоминают о месте действия, сколько раскрывают символику сцен, тонко и разнообразно сопровождая душевные движения персонажей. Фигуры утрачивают классическую полноту объема, характерную для искусства нач. XV в. Их пропорции становятся более вытянутыми, а силуэты - акцентированными, подвижными, иногда стилизованными. Контуры схематизируются и геометризуются, порой бывая вычурными, бесконечно длинными и сложными. Одновременно наблюдается особая «певучесть» волнистых линий. Уменьшаются лики, напоминая иконы дорублевской эпохи, вытягиваются и без того стройные шеи, а конечности становятся подчеркнуто маленькими и хрупкими, иногда манерно изящными. Особую выразительность приобретают позы и жесты. Т. о., главным в композиции оказывается линейно-ритмическое начало. Все отмеченное - следствие изменения образного строя произведений Д. и прп. Андрея, который становится не столь масштабен, как ранее. В образах появляются особая одухотворенность и острая выразительность, экспрессивность и обнаженность чувств.

http://pravenc.ru/text/171187.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010