Почитание образа в городе было очень велико. Помимо молебнов в храме и домах прихожан, образ Спаса выносился в общегородских крестных ходах. От него было множество исцелений, о чём свидетельствовали многочисленные подвесы в виде крестиков, образков, изображений рук, ног, глаз, сердец и т. п., отлитых из серебра и привешивавшихся к образу. Подвесов было так много, что часть их была помещена в особой витрине, висевшей на южной стене внутри верхнего храма, а часть сохранялась в соборе в особом помещении. Из излишков этих подвесов во второй половине XIX века были отлиты две серебряные ризы и 10 «сребропозлащенных» венцов на иконы в иконостасе Троицкого собора. Образ Спаса был известен не только в Саратове, но и далеко за его пределами. С него часто делались списки-копии. Один из списков был взят войсками, отправлявшимися в 1877 году на войну с турками, другой был отправлен на станцию Борки в память спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года, третий список послан воинам, находившимся в плавании на пароходе Добровольного флота «Саратов», четвёртый послан в дар вдове президента Франции Феликса Фора. Наконец, в самом начале XXI века копия образа была заказана благочестивыми жителями города Пензы, привезена ими в Саратов, торжественно освящена в Троицком соборе в присутствии «первообраза» и отправлена в Пензу, где благоговейно почитается жителями. Что касается сказания о принесении московскими стрельцами образа Нерукотворенного Спаса в Саратов при основании города, то здесь можно заметить следующее. Есть серьёзные, в том числе и документальные, основания полагать, что первый (да и последующие тоже) стрелецкий гарнизон Саратова не мог состоять из московских стрельцов. В конце XVI века в новые крепости Понизового Поволжья направлялись для службы стрельцы в основном из Казани и других верхневолжских городов. Затем, нет никаких документальных свидетельств о существовании в левобережном Саратове Нерукотворенно-Спасского соборного храма, в котором якобы стрельцы поставили образ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вошедшим в храм через паперть главных ворот сначала надо было пройти широкий коридор к утепленной большой двери. По коридору небольшая дверь справа вела к лестнице на колокольню, слева – в монашеские кельи. Переступив порог большой входной двери, посетитель оказывался в зимней части храма и видел перед собой прежде всего большую арочную дверь – вход в летнюю часть, два иконостаса – слева и справа от арки. Обращал на себя внимание пол, выложенный из квадратных чугунных плит художественного литья, высокие окна с обеих сторон, зарешеченные фигурным металлом, по углам две голландские печи, “одетые” в железную рубашку. Пройдя по дорожке к арке с дверью, можно было попасть в такой же арочный коридор, а миновав его, вступить в летнюю часть храма и попасть в мир многосветия, небесной прохлады от огромной голубой высоты купола. Вступаешь в храм – и попадаешь в мир многосветия, небесной прохлады от огромной голубой высоты купола Перед взором возникал сверкающий позолотой и серебром на бирюзовом фоне великолепный высокий иконостас. Деревянный пол, окрашенный в зеленый цвет, создавал впечатление травы-муравушки. На огромном куполе потолка был изображен Бог Отец, благословляющий пришедшего к нему человека. Особой пышностью отличались Пасхальные заутрени. Кроме множества горящих свечей горели светильники на столбах ограды, опоясывающих весь храм. Во время провозглашения “Христос воскресе!” громыхал пушечный выстрел из маленького орудия, установленного на паперти, и начинался перезвон колоколов – с голоса многопудового баса». «Просим свечи и ладан» Все изменилось после 1917 года. Написать: «в одночасье» – было бы неправильно. Отступление от веры совершается сначала в сердцах человеческих. Внешние же перемены наступают много позже, когда иссякает долготерпение Божие. В Сибирь революционные перемены пришли чуть позже, прежде всего по причине образования в Омске правительства Колчака. Но уже в начале 1920-х годов, как свидетельствуют архивные документы, храмы стали испытывать определенные финансовые и хозяйственные трудности. «Не найдется ли возможность заготовить для нашей церкви свечей, вина, ладана на наш аванс», – пишет в канцелярию архиепископа священник Градо-Сургутского Троицкого собора Петр Бердышев 16 декабря 1921 года. А в начале 1922 года из канцелярии владыки приходит предписание всем отцам благочинным: «Канцелярия просит причты и приходские советы увеличить как свои личные взносы, так равно и церковные сборы в епархиальную казну».

http://pravoslavie.ru/128051.html

По заявлению игумена Вениамина, иерод Виссариона и г. Халеби, означенные в сей описи: греческое Евангелие в серебр. переплете, архиерейский посох и мантия, трикирий и дикирий серебр. принадлежат ризнице Троицкого собора на Русских Постройках в Иерусалиме. Иерусалим, 30 марта 1894г. Драгоман Императорского Генерального Консульства Коллежский Секретарь (подп.): Алексей Львович Воеводский. Нештатный драгоман Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме (подп.): Яков Иванович Хури. Старший член Духовной Миссии (подп.): Игумен Вениамин. Член Духовной Миссии в Иерусалиме (подп.): Иеродиак. Виссарион. Драгоман Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (подп.): Яков Халеби. Все означенные в сей описи предметы получены на хранение. Старший Член Духовной Миссии: (подп.): Игумен Вениамин. Означенные в сей описи шестьдесят руб. кред., двенадцать руб. двадцать копеек русским разменным серебром и семьсот двадцать шесть паричек получил на хранение. Старший Член Духовной Миссии (подп.) Игумен Вениамин. С подлинным верно. За секретаря: Ал. Воеводский. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 59–63. 455. Опись движимого имущества, находящегося в Русской церкви на Елеоне и ризнице Иерусалим 8 апреля 1894 г. Копия Деревянный вызолоченный иконостас с семнадцатью иконами и крестом. По стенам двадцать четыре иконы, из коих десять в киотах, три в серебр ризах и одна с четырьмя серебр венцами. Две металлич вызолоч хоругви. Три стекл люстры с лампадами. Четыре лампадных витых и четыре металлич посеребр больших подсвечника. Шесть вставников для свечей. Три серебр вызол лампады, три медные и четыре металлические. Четыре налоя, покрытые пеленами, и два из них – одеждами. Два стола и четыре табуретки. Плащаница на столе, покрытом белой парчой, под дерев футляром со стеклами, покрытым вязаною скатертью. Одиннадцать ковров, из коих один большой. Двенадцать риз, двенадцать епитрахилей, одиннадцать подризников, семь набедренников, семь поясов, две палицы, шесть поясов, семь диаконских стихарей, восемь орарей, шестнадцать пар поручей. Два чехла, два покрова, три платка, тринадцать пелен, три занавески, тридцать четыре полотенца. Ковш с крышкой для освящения воды, прибор для освящения хлебов. Сорок девять церковных книг в переплете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вы пишете, что промываете стенное писание Троицкого собора и чистите иконостас. Следствием топления должно быть то, что сие требуется чаще прежнего; а частое чищение иконописания и иконостаса ведет к тому, что менее прослужит и то и другое. Что вы на сие скажете? Письмо 223 Настоятельница Спасобородинская пишет мне, что ей желательно иметь нового Лужецкаго казначея духовником ее обители. Как я его не знаю, то скажите мне, о. наместник, полагаете ли, что полезно дать ему сие поручение, без опасения, что, оно затруднит или развлечет его? Хорошо было случилось, что служитель Петр исполнил мою для него мысль, но жаль, что исполнение ее неудовлетворительно. Он благовидно представил вам себя, подобно как и мне всегда представлял. Надобно было по тонким оттенкам его слов и приемов примечать истину. Это признание, что он болен был бессонницею, от того уснул на дороге и сим вылечился, придумано было именно для того, чтобы обмануть, вас потонее, нежели как он обманывал других. В Москве, и до отъезда в лавру, и по возвращении, он и не объявляли себя выздоровевшим от бессонницы, и поступал, не как выздоровевший. До отъезда в лавру он говорил, что спешит возвратиться в Петербург, и поехал в лавру своевольно, а по возвращении говорит, что ему нужно в Песношь и пр., и не слушает возражений викария. Скажите, чтобы поминали его на проскомидии. Кто хочет немилости Махринскому послушнику, даже и не в праздник? Если бы он подал прошение, ему дали бы паспорт, с которым бы он приискал место в другом монастыре. Кто не велел сего сделать? Теперь дело началось доносом и по необходимости получило иной ход. Велите доносить Собору, как послушник ведет себя и проходит послушание в кузнице. Может быть, сие можно будет вменить ему в испытание и наказание. Но полезно ли остаться ему в Махре? A чем виноват другой настоятель, которому, может быть, захотел бы навязать его на шею? – Будем искать средства оказать милость, никому не вредную. Дело Махринского строителя, конечно, не ангелов хранением, a бесов лукавством сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Да на Западе храмы постоянно и обращаются если не в театры, то в концертные залы. Входишь в храм и видишь - на паперти висят афиши. Что такое? Оказывается, в храмах в известные дни после богослужения даются концерты. Органист такой-то, приехавший оттуда-то. Все объявлено. Один концерт - цена 1 марка или франк, 12 концертов - цена 10 марок или франков. Особенно помнится мне один такой концерт, слышанный мною в красивейшем швейцарском городке Интерлякене при подножии Юнгфрау. Объявлено было, что лондонский органист дает концерт на громадном органе, приводимом в движение электрическим мотором. После вечерней службы, когда народ безбилетный ушел, прислужники прошли между скамейками и обратили их спинками к алтарю. Точь-в-точь как в некоторых московских трамваях, когда нужно ехать в обратную сторону. Оставшиеся слушать концерт сели уже лицом к органу и спиной к престолу. Удивление мое еще больше возросло, когда, купив программу, я увидел номера светского пения. В каждом концерте, например, в программе значилась пьеса " Sturm " ( " Буря " ), не знаю какого композитора. Вещь действительно великолепная, а в могучем исполнении органа прямо восхитительная. Думаю, Тебе, мой Друг, в музыке в тысячу раз более меня понимающему, очень бы понравилась эта пьеса. Хотел бы я ее вместе с Тобой послушать, вместе пережить и перечувствовать это великолепное море звуков - то могучих и грозных, как волны яростно бурного моря, то тихо рокочущих, как шум отдаленного моря, когда уж тучи пропали, выглянуло солнце, а море еще не хочет успокоиться. Да, но слушать это в храме... Нужно наперед забыть, что ты в храме. На Западе это сделать легко. Во всех западных храмах, начиная хоть бы с Кельнского собора, про храм забыть легко, и именно потому, что в них, как сказал я в начале письма, недостает Бога, недостает святости. В наших православных храмах про Бога не забудешь. Попробуй стать лицом к западу у нас в Троицком соборе или в нашем академическом храме - вместо иконостаса увидишь грозную картину Страшного Суда. При виде этой картины не станешь мечтать о музыкальной " Буре " , а скорее подумаешь о том, как бы успокоить в душе своей бурю страстей и разогнать черные тучи греха. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/235/...

В Московских соборах Успенском, Благовещенском и Архангельском, в Новгородском Софийском соборе и в соборах Троицкой Сергиевой лавры Троицком и Успенском в настоящее время над местными иконами – не праздники, а бывший деисус – ряд апостольский, и со всей вероятностью должно думать, что это так в наших соборах не с недавнего, а с очень давнего, старого времени (NB. Перепроверить указания). Знаем одно и письменное свидетельство совершенно определённое; в Вологодском Софийском соборе в 1663г. ряды икон деисуса (иконостаса) стояли в таком порядке: над царскими дверьми в первом тябле (на первой полке) деисус (как ряд икон), над деисусом в другом тябле праздники, над праздниками в третьем тябле пророки и праотцы, см. Известий Археологического Общества т. II col. 58 (Определённое письменное свидетельство в нашем смысле о деисусе Московского Благовещенского собора, относящееся к 1680г., см. ниже). Но что обычай ставить на первом месте от низа деисус, а не праздники, не был у нас совершенно всеобщим и что иногда, согласно с Греками, бывало и наоборот, см. Записки Археологического Общества т. VIII, стр. 160, Записки русского и славянского отделения того же Общества т. I, стр. 140 sqq и т. II, стр. 139, 142 и 144, Записки о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена стр. 15 (NB. Поверить свидетельства). – К сказанному об употреблении названия „деисус” должно прибавить, что оно употребляется не только в смысле иконостаса над алтарём, но и в смысле иконостаса, собрания икон, полки или полок их, где бы то ни было: деисус в паперти церковной, деисус на воротах городской стены и пр. „Большой деисус”, как ряд в алтарном деисусе – иконостасе, есть тот ряд последнего, который собственно назывался этим именем (деисусом), т. е. апостольский, и который получил своё название от того, что он был главный (важнейший) ряд. – (Деисус, деисусы – вообще иконостас, за исключением икон местных („в деисусех”- в остальном иконостасе за исключением икон местных), и также все верхние ряды икон в трапезах церковных за исключением икон местных, – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

ФРАНЦИСКАНЕ . Доношение об их умыслах распространить католицизм в России и назначение производства по этому доношению следствия. 176 . ФУРАЖ . Сбор его с бывших патриарших, архиерейских и монастырских вотчин духовного ведомства Ярославской провинции для драгунских лощадей уравнительно с помещичьими вотчинами. 158 . Отправление собранного фуража в назначенные места для расположенных на зимние квартиры драгунских и пехотных полков. 231 , 268 . Доставление его вотчинами духовного ведомства для лошадей, расположенных на зимние квартиры Преображенского, Семёновского и других полков. 293 . Ц ЦАРЕДВОРЦЫ . Высылка находящихся в духовном ведомстве к смотру в Петербург или в Москву. 182 . Подтверждение о высылке их на смотр. 301 . ЦЕНЗУРА . Цензура богословских сочинений принадлежит Св. Синоду (п. 3 стр. 29). 1 . ЦЕРКВИ : Евангелические . Запрос в Коллегию Иностранных Дел о числе находящихся в России церквей лютеранского и кальвинского исповеданий. 107 . Римско-католические . Запрос в Коллегию Иностранных Дел о числе находящихся в России церквей римско-католического исповедания. 107 . Православные . Обязанность епископов наблюдать, чтобы не было строено лишних церквей (п. 8 стр. 10). 1 . Крещение производить в церквах, не принуждая священников приходить для сего на дом (п. 9 стр. 27–28). 1 . Постройка и содержание при церквах богаделен на суммы свечного сбора. 17 . В малоприходные церкви назначать одного, а не двух священников. 96 . Порядок устройства в них иконостаса и отвод к ним определённого количества земли. 132 . В Белгороде . Отпуск на исправление их материалов из заповедного леса. 306 . В Москве . Не увольнение и не перемещение священнослужителей в московских соборах без указа Св. Синода. 53 . Сбор с церквей московских сороков подможных денег. 69 . В С.-Петербурге . Отдача священнику и протодиакону Троицкого собора во владение каждому по половине двора, находящегося в Дворянской слободе на С.-Петербургском острове. 185 . Отвод земли под строение каменной на берегу реки Фонтанки церкви. 187 . Отвод к каждой церкви дворового места для построения священно и церковнослужителям домов. 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийско–русская иконографическая традиция представляет И. И. (обычно в сцене Тайной Вечери) чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (как на иконе XV в. «Тайная Вечеря» в иконостасе Троицкого собора в Троице–Сергиевой лавре); обычно он повернут в профиль (как и изображения бесов), чтобы зритель не встретился с ним глазами. В его лице не ощущается ни злобы, ни жадности (как в западноевропейском типе И. И. со времен Ренессанса), а только уныние. У истоков западной традиции стоит фреска Джотто «Поцелуй Иуды», где лицо И. И. монументально и физиогномически–пластично противостоит лицу Христа, как вульгарность — благородству, низость — царственности, злоба — великодушию. На фресках Беато Анджелико И. И. в знак своего апостольского сана несет нимб, но только обратившийся во тьму — как бы черное солнце. Из литературных использований сюжета об И. И. в XX в. следует отметить повесть Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (мотив предательства — мучительная любовь к Христу и желание спровоцировать учеников и народ на решительные действия) и драму греческого писателя С. Меласа «Иуда» (И. И. — иудейский националист, отшатнувшийся от Христа ввиду Его универсалистской проповеди). ИУДАИЗМ религия, исповедуемая евреями (и прозелитами из других народов, см. ниже). Сам термин образован от этнонима «иудеи» (ср. альтернативное к термину «И.» обозначение «израильское вероисповедание», принятое в XIX — первой пол. XX в. в странах Европы). Известны (сравнительно немногочисленные) случаи, когда другие народы принимали И.: в VIII в. это сделала правящая элита хазаров, после падения своего государства растворившаяся в крымско–украинском еврействе; абиссинское племя фаллаша существует до сих пор (массовое переселение в Израиль). Однако в целом религиозное самосознание в пределах И. неотличимо от этнич. самосознания (ср. ниже). Это дает И. особое место в феноменологии религий между этнич. религиями типа индуизма и универсалистскими религиямиучениями (буддизм, христианство, ислам): в И. есть весьма важная доктринальная основа, И., в отличие от индуистских каст, оставляет Некоторые возможности войти в него извне через принятие учения и инициационный обряд (обрезание), однако известное изречение Тертуллиана, согласно которому «христианами не рождаются, а становятся», было бы совершенно бессмысленным в приложении к приверженцам И. Именно поэтому у И., в отличие от христианства и ислама, нет самоназвания, отличного от этнонима (и на иврите отсутствует какое–либо различие между конфеес. обозначением «иудаист» и этнонимом «еврей».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Ежегодные монастырские отчеты позволяют проследить темпы строительства собора: 1897 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 2 арш. от уровня земли с облицовкой цоколя из белого камня». 1898 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 18 арш. вышины от уровня земли, на 30 арш. пилонов». 1899 год – «работы по постройке храма состояли в кладке стен его, возведенных на высоту 29 арш». 1900 год – «работы по постройке храма состояли в конечной выкладке стен и сводов куполов высотою в 45 арш., а по углам до сводов – 38 арш». 1901 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке четырех куполов, кроме среднего большого, постановке глав на них, крытых железом, в кладке главного западного входа (паперти), стены которого возведены на высоту 4-х саж». 1902 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке главного купола, постановке на него главы, крытой железом, и увенчании (всех пяти глав) вызолоченным чрез огонь крестами, выкладке свода и купола паперти с постановкою на нем главы и штукатурке всего храма снаружи и частью внутри». 1903 год – «работы по постройке и внутренней отделке состояли в кладке подпольных сводов, в устройстве хор и железной лестницы на них, постановке части каркаса для иконостаса, выкладке боковых папертей, постановке глав на них и вызолоченных чрез огонь крестов и в окончательной штукатурке внутренности храма». Небезынтересно заметить, что проверкой губернского инженера А.Р. Станкевича было установлено, что работы по устройству хор оказались выполнены некачественно: «... Десятник сообщил мне, что в массу бетонных сводов не закладывались железные каркасы из прутьев. Свод без каркаса разрушается моментально, а с каркасом разрушение свода не влечет за собой катастрофу, так как груз повиснет на железных прутьях, если только каркас продолжен и за пяты свода по опоре. Итак, отсутствие каркаса в бетонной массе свода дает новый повод к опасению за нее. Очевидно каменщики работали совершенно самостоятельно, без надзора со стороны лица с высшим техническим образованием». Какие последствия имело заключение А.Р. Станкевича по архивным документам не устанавливается. Вместе с тем, его выводы сопровождены чертежами, которые дают представление об устройстве хор в Троицком соборе.

http://sobory.ru/article/?object=14898

изделий с жемчугом – 2 пуда 29 золотников, бриллиантов и других драгоценных камней – 1 пуд 34 фунта 18 золотников. Говоря на эту тему, мы не должны забывать о международных проявлениях солидарности с голодающим русским народом. Только американская благотворительная организация (АРА) раздала в России продуктов питания и товаров на сумму в 66 миллионов долларов. На все изъятые у Церкви ценности большевики купили за границей только “3 миллиона пудов (т. е. всего 48 тысяч тонн) хлеба и некоторое количество других продуктов питания”. Церковные ценности, по максимальному подсчету, использовались на нужды голодающих не более чем 0.6 процента! Куда же они подевались? Где Евангелие, пожертвованное Натальей Нарышкиной Большому Успенскому собору, которое Екатерина II оценила в 2 миллиона рублей? Где оклад из чеканного золота и серебра пятиярусного иконостаса из Троицкого собора Сергиевой Лавры? Теперь уже мало кто знает, что такой вообще существовал. Где две митры из Киево-Печерской Лавры, каждая из которых оценивалась в 50.000.000 рублей? Ответа на эти и многие другие вопросы нет, как не было его (тем более) и в время. Наиболее вероятное предположение, что все эти ценности пошли на личные нужды ленинской камарильи, содержание огромной армии, подготовку мировой революции, вознаграждение зарубежным друзьям Ленина и большевиков и спекулятивную продажу на Запад, где до сих пор устраиваются фантастические аукционы наших церковных сокровищ. Репрессии в связи с изъятием На основании сопротивления изъятию церковных ценностей, советская власть начала широкую волну судебных процессов над священнослужителями. Сопротивление изъятию оказалось весьма удобным поводом для привлечения к суду любого нежелательного представителя Церкви. Патриарх Тихон не мог быть оставлен в стороне. 11 апреля 1922 года он, вместе с управляющим Московской епархией архиепископом Никандром (Феноменовым), заведующим патриаршей канцелярией Гурьевым и Новгородским митрополитом Арсением (Стадницким) были привлечены к уголовной ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010