Закладка первого собора неразрывно связана с именем Владимира Мономаха , о котором в Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Достраивался собор уже в 1140е гг. его внуком Ростиславом, а в 1150 г. он был освящен. Туда помещается чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по преданию написанная евангелистом Лукой, прославившаяся многими чудотворениями и получившая в дальнейшем название «Смоленской». (Историю иконы см. статью «Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь».) Одно из чудес икона явила в 1327 г., когда татары подступили к Смоленску. Жителям неоткуда было ждать помощи, кроме заступничества Богородицы, пред святым образом которой они пламенно молились. И Она явила свою милость, повелев благородному римлянину Меркурию, находившемуся на княжеской службе, выйти на поединок против татарского голиафа, внушавшего ужас всем ратникам. Сразившись с богатырем, он победил его, а Батый после ратоборства скоро отступил. Отважный Меркурий Смоленский был причислен клику святых и погребен в Успенском соборе, а его шлем до сих пор хранится рядом в Богоявленском храме. Икона Смоленской Богоматери в Успенском соборе г. Смоленска. Фото С. В. Прокудина-Горского. 1912 Поражая современников своим величием, древнерусский Успенский собор простоял до начала XVII в., сохраняя первоначальные архитектурные формы и пережив многие исторические события. Но Смутное время перевернуло судьбу православной святыни. В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осаждает Смоленск, героическая оборона которого продолжалась более 20 месяцев. Во время решающего штурма 3 июня 1611 г. собор был значительно разрушен. По одной из версий, он был взорван самими защитниками. Подругой, во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в глубине Соборной горы под храмом. Взрывом была снесена вся верхняя часть собора. Захватив город, поляки приспособили его под костел, устроив деревянную крышу. Польские документы того времени характеризуют собор как «огромный и красивый», в котором проводятся униатские службы.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В 1384 году  к великому князю Дмитрию из Пруссии приехал служить «державец» Терновский Воейко Войтегович в сопровождении 150 человек, сербов, болгар и прусаков. Воейко был родом из Болгарии, из города Тернова; по смерти отца оставив город Тернов своему брату Фрианду, он переселился сначала в Пруссию, где было также имение его отца, а оттуда прибыл в Россию. По своему вероисповеданию он принадлежал к Аполлинариевой ереси; святитель Киприан убедил его принять православную веру, и великий князь повелел дяде своему, князю Андрею Ивановичу, восприять его от святой купели. Священнодействие Крещения и Миропомазания совершал сам святитель Киприан с находившимся тогда в Москве Преподобным Сергием в церкви Архангела Михаила, в Чудовом монастыре, причем Преподобный игумен Сергий благословил новокрещенного Прокопия Воейкова иконой святителя Николая Чудотворца, а митрополит Киприан – золотым крестом со святыми мощами, украшенным драгоценными каменьями и жемчугом. Предание это записано в родословной книге рода Воейковых, а устное предание дополняет что Преподобный Сергий выразил при этом свою волю, чтобы сия икона передаваема была из рода в род, от отца к сыну, доколе, пока род Воейковых будет продолжаться по прямой линии, в случае прекращения рода икона была бы возвращена в обитель его, «если милостью Божией сия обитель будет существовать до того времени». Переходя из рода в род, благоговейно чтимая икона святителя Николая наконец дошла до последнего в роде Воейковых Сергия Федоровича Воейкова, который будучи бездетным, почел долгом совести исполнить завещание Преподобного Сергия и в 1895 году возвратил благословение угодника Божия в его родную обитель. Смутное, тревожное было то время. Читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь приехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву и тех же татар идти ратью на Москву… Кровь лилась потоками в этих ссорах и раздорах княжеских, и только мудрое, властное слово святого Сергия, удерживало князей, и то не всегда, от этих гибельных усобиц и кровопролитных войн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Анхимово. Храмовый комплекс Вытегорского погоста. Анхимовский погост Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Вологодская область, Вытегорский район, село Анхимово, берег Вытегорского водохранилища (реки Вытегры) Координаты: 60.950839, 36.510959 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Современное местоположение: д. Анхимово, Анхимовское с/п, Вытегорский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вытегорский уезд, Олонецкая губерния. С XVI века известны две деревяные церкви, стоявшие на Покровском погосте - холодная Покровская и теплая во имя Николая Чудотворца (с 1563 года, упоминается в Писцовых книгах 1583 и 1628 годов). В 1708 г. построена ставшая знаменитой деревянная Вытегорская Покровская церковь. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, вмч. Георгия Победоносца, апостола Иоанна Богослова. Вторая церковь - Вытегорская Спасская, 1780 года, каменная. Престолы в честь Спаса Нерукотворного Образа - главный, свт. Николая Мирликийского, иконы Божией Матери " Казанская " Третья церковь - церковь-усыпальница в честь Всех Святых, устроена была А.П. Лопаревой, освящена в 1905 г. Описание Покровской церкви, данное в Известиях Императорской археологической комиссии: " Время сооружения и время переустройства храма указаны на надписи в иконостасе. По смутному народному преданию («Олонецкие Ведом.» 1887 г. церковь сооружена на средства богатого крестьянина Плотникова, сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто бы составлен самим царем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца. В 1793 г. храм был поставлен на каменном фундаменте, и тогда же, по мнению Даля, прибавлены к нему прикрасы в виде ионических пилястр на обшивке и изменена форма главок («Зодчий» 1877 г. Церковь имеет форму креста. Длина ее 15 саж., ширина 14 саж., вышина 9 саж. На ней 21 глава. Обшита тесом в 1873 г., к какому времени нужно отнести и пилястры. Галерея устроена на бревенчатых стобах-срубах. Железная крыша устроена в 1880 г., главы покрыты белым железом. Окон 21; они небольшие, расположенные в два ряда. Дверей для входа в церковь пять. Алтарь отделяется глухой стеной. Приделов два, Иоанно-Богословский и Георгиевский. Половицы в полу широкие. Иконостас старый, в 3 яруса, в тяблах. Клиросы старые, с устройством впереди столов. Церковь не отапливается. Храмовая чтимая икона помещается в особом иконостасе, сооруженном в 1803 г. В память посещения Имп. Петром Великим церкви в 1711 г. написана в 1729 г. икона с двуглавым орлом посредине; имеется еще икона на взятие Азова. Сохраняются оловянные священные сосуды, Евангелие 1688 г., резное изображение св. Нила Столбенского, а в каменной церкви – изображение Спасителя в терновом венце, привезенное, по преданию, из Киевской лавры. "

http://sobory.ru/article/?object=27455

Здесь очень важны обстоятельства явления Феодоровского образа 16/29 августа 1239 года. Эта икона, чье имя в переводе с греческого " Божий Дар " , появилась на Руси почти одновременно с Владимирским образом Богоматери и находилась прежде в Городецком Феодоровском монастыре. После полного разорения Городца отрядами Батыя, святыня, согласно Сказанию была перенесена св. вмч. Феодором Стратилатом в Кострому в праздник Успения Богородицы и обретена на следующий день в пригородном лесу на речке Запрудне. Современные исследователи спорят об имени князя, которому была явлена икона (возможно владимирскому великому князю Ярославу Всеволодовичу, чье имя в крещении было Феодор), но главное то, что она была явлена не крестьянину, не монаху или торговцу, а именно князю рода Рюриковичей. Это сразу же определило статус этой иконы как покровительствующей властям. Важным смысловым моментом стала и сама сцена обретения святыни, когда икона не далась в руки князю, а только пришедшим из Костромы священникам. В ней легко прочитывается образ взаимодействия светских и духовных властей, их симфонии. Эта символика была очевидной для наших предков. (По сию пору икону Покровительницы власти по традиции могут брать в руки только священники). В тяжелые годы Батыева нашествия чудо явления Богородицы в Ее Феодоровском образе было истолковано как залог сохранения русской государственности, своего рода благословение власти Рюриковичей. Возможно, неслучайно, в тропаре Феодоровской иконе, этот образ Богоматери сравнивается с кивотом Завета: « Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту Завета, притекает ко изображению Лица Твоего ». Событие явления иконы, одной из первых явленных святынь на Руси, было столь значительным для наших предков, что алтарь Успенского собора, выстроенного специально для пребывания образа, оказался обращен не на восток, а на север, - в сторону места обретения иконы. Это уникальный случай в церковной жизни той эпохи. Со временем вокруг Успенского собора вырос Костромской кремль. Несмотря на то, что он не был самым защищенным, именно здесь княжеская и боярская знать устраивала для себя осадные дворы. Несколько поколений " власть имущих " во время смут и внешних опасностей приезжали сюда под защиту " своей " иконы. Первая служба чудотворной святыне созданная в XIV-XV вв. свидетельствует о возникшем уже тогда общерусском почитании образа. Об этом же говорят древние списки иконы XIII, XV и XVI вв., находившиеся в разных городах Руси и даже на Афоне Сохранились свидетельства о жалованных царских грамотах, даровавших права и преимущества костромскому Успенскому собору, подписанных государями Василием III Иоанновичем, Иоанном Васильевичем Грозным, Федором Иоанновичем, Борисом Федоровичем Годуновым и Василием Шуйским К концу Смутного времени количество осадных дворов в костромском кремле, принадлежавших самым известным русским фамилиям, приблизилось к двум сотням

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Ты немощных нас исцели! Пусть Небо тебе в том поможет – Моли Его, отче, моли! 2000 Призови Меня в день скорби твоей; И Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня… Пс. 49:15 Боже! Уведи меня от бездны – Мимолетным взглядом уведи, Дуновеньем ветра, Силой Крестной, Криком птиц, летящих сквозь дожди… Мне чудес невиданных не надо: Я прочту Знамение Твое Меж коротких строчек звездопада, Где пергамент облака плывет… Боже! Не отринь моей молитвы, Луч надежды мне оставь, Господь!.. Каплей крови, что Тобой пролита, – Исцели и душу мне, и плоть… Мне чудес невиданных не надо: Я прочту Знамение Твое Меж коротких строчек звездопада, Где пергамент облака плывет… … если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет… Мф. 17:20 Молитвами святых отцов Спаси, Владыка, нас, Не отврати от нас лицо, Помилуй в Судный час. Святыми грешных оживи – Не дай уйти на дно, И веру в нас благослови – С горчичное зерно. Старец Аристоклий Людьми, как икона, намолен Портрет, излучающий свет, Там старец отец Аристоклий, Спасавший болящих в Москве. Двадцатого века начало – Болезни, война и мятеж… И смутного времени жало – Осколки от прежних надежд… А старец молитвой, заботой, Целительной верой своей Лечил, опекал, нет, не сотни – Лечил сотни тысяч людей! И славилась, старцем хранима, Икона – Великий святой Врач мученик Пантелеимон Взирает с нее, как живой… Икона была чудотворной: Кто с верой святого молил, Тому благодатной иконой По вере давалось и сил. И с образом этим в больницы, В приюты – к постелям больных Шел старец целить и молиться О душах измученных их. Так множился счет исцеленьям… И ныне, отнюдь не секрет, Что люди с душевным волненьем Целуют тот старый портрет… Жил старец отец Аристоклий – Молвой по делам вознесен… И тот, кто прочтет эти строки, Не им ли когда-то спасен?.. Неофит Пути Твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя. Пс. 24:4 Не дай мне, Бог, растить крутые плечи, Не дай мне, Бог, хранить огонь для битв, А дай мне, Бог, затеплить в храме свечи,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

     Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы – великая национальная святыня – является одной из древнейших русских икон. Первые исторические известия о Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы относятся к XII в. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городца. Здесь Феодоровская икона становится моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского. В 1239 г. его отец – великий князь Ярослав Всеволодович – благословляет образом своего сына Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х гг. XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в нем многие узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). Икона в драгоценном окладе 1910 г.      На следующий день, 16/29 августа, князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города. В память явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери было установлено ее празднование 16/29 августа, традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ в., была возрождена в 1990 г. Особая страница истории чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы связана со становлением российской государственности. После трагических лет Смутного времени 14/27 марта 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского.

http://pravoslavie.ru/106030.html

Господь же всегда простирает нам Свою всещедрую руку, подкрепляя нашу немощную веру. Одним из явных примеров этой обильной помощи Божией являются чудеса и знамения, источаемые от святых икон. И ныне мы все вместе молились пред древним Смоленским образом Божией Матери, именуемой Одигитрия, более десятилетия назад похищенным из города Устюжна Вологодской области и после многолетних скитаний вернувшимся, наконец, в пределы нашего Отечества. Эта икона, написанная в XVI веке, уже в XVII столетии прославилась своими чудотворениями и получила известность далеко за пределами Вологодской земли. В эпоху Смутного времени этот замечательный образ стал символом противостояния жителей города иноземной интервенции и сплотил усилия защитников Устюжны перед лицом врага. В эпоху государственного атеизма Церковь Рождества Богородицы в Устюжне, где хранилась икона, была закрыта, и там был создан Краеведческий музей. В 1994 году образ был похищен из музея, распилен на три части и вывезен за границу. В июне прошлого года работниками Росохранкультуры он был обнаружен в галерее «Темпл» в Лондоне. В результате усилий предпринятых Росохранкультурой совместно с российским отделением Интерпола, удалось решить вопрос о его передаче российскому государству. Изволением государственной власти нашего Отечества сегодня святыня возвращена Русской Православной Церкви. Название этого образа: «Одигитрия» переводится с греческого языка как «Путеводительница», и мы видим ныне, что промыслительным образом эта замечательная икона через иноземные города и страны управила путь свой к месту своего пребывания преодолев много различные искушения на этом пути. Это должно напоминать нам о том, что Пресвятая Богородица, являясь молитвенницей и предстательницей за род человеческий и за каждого из нас пред престолом Вседержителя помогает нам обрести путь ко спасению, путь к соединению со Христом, Который по слову Евангелия Сам есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Пусть же по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Господь сохранит нас от искушений в море житейских треволнений, а сама Пречистая Матерь Спасителя станет для каждого из нас «Одигитрией», то есть указательницей пути к Отчему Дому к нашему Небесному Отечеству.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202677...

Храмов два: во имя Св. Духа и во имя Св. Троицы. Главную святыню монастыря составляет старинная икона Сошествия Св. Духа на апостолов. Здесь же находится другая древняя икона Николая Чудотворца, посох св. Моисея, архиепископа новгородского, частицы свв. мощей Моисея и Евфимии. Обитель многолюдна; управляется игуменьей. Сырков монастырь в Новгородском уезде. Сырков монастырь находится в 6 верстах от Новгорода к северу, на левом берегу реки Стипенки. Время основания его скрывается в глубокой древности. Известным монастырь становится лишь в царствование Иоанна Грозного. В это время новгородский боярин Феодор Сырков много трудился для воссоздания обители, украсивши ее новыми храмами. Отсюда монастырь стал называться Сырковым. Первоначально он был мужским, а с 1712 г. был преобразован в женский. Храмов два: в честь Сретения и в честь Вознесения Господня. В Сретенском храме по левую сторону царских врат находится древняя явленная икона Владимирской Богоматери. В алтаре на горнем месте находится другая местночтимая, также Владимирская, икона; на ней – древний серебряный крест с частицею Ризы Господней; в этом храме в серебряном ковчеге хранится много частиц свв. мощей различных святых. Устав монастыря отличается большою строгостью. В Новгороде имеется подворье Сыркова монастыря с храмом во имя Жен Мироносиц. Тихвинский Введенский монастырь близ Тихвина. Введенский монастырь, расположенный в полуверсте от города Тихвина, за рекой Тихвинкой, основан по желанию Иоанна Грозного в 1560 году. В конце XVI века здесь проживала четвертая супруга Грозного царица Дария, сделавшаяся потом настоятельницей этой обители. В эпоху Смутного времени обители пришлось много пострадать от нападения шведов и литовцев, но, по милости Божией, она вышла из всех этих испытаний, сохранив свое существование до настоящего времени. Теперь обитель находится в цветущем состоянии и отличается своим многолюдством и благоустроенностью внешней и внутренней. Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Чудотворная Казанская икона - путеводительница Нижегородского ополчения, помощница в делах ратных и спасительница нашего Отечества - с 1612 года становится общерусской святыней. Сразу после освобождения столицы русские воины " уставища праздник торжественный празновати о таковой дивной победе " . Ратная икона на волне народного почитания становится предметом особых забот князя-воеводы Дмитрия Пожарского. Первоначально он помещает Казанскую икону в своей приходской церкви Введения Богородицы на Лубянке, украсив ее драгоценными камнями и дорогим окладом, а позже святой образ переносится в Казанский собор на Красной площади, построенный в 1636 году и сразу ставший храмом русской воинской славы. С этого времени Казанская икона - общегосударственная святыня, защитница столицы и покровительница России и царской династии Романовых. В дореволюционной Москве насчитывалось до 30 храмов, посвященных чудотворному Казанскому образу. В память освобождения столицы и спасения России от братоубийственной гражданской войны и бедствий Смутного времени вновь избранный царь Михаил Романов установил ежегодное празднование Казанской иконы - 8 июля, в день ее обретения и 22 октября, в день освобождения Москвы - и совершение крестных ходов во главе с царем и патриархом к чудотворной святыне из Кремля. При царе Алексее Михайловиче в 1649 году день 22 октября (4 ноября) был объявлен всероссийским праздником. Чудотворным Казанским образом благословил на царство юного Петра I в 1682 году святитель Митрофаний Воронежский, предсказав ему великие победы над врагом и основание славного града Святого Петра. Весной 1695 года, направляясь в Азовский поход, в Нижний Новгород прибыл 23-летний царь Петр. Он поинтересовался, где похоронен Кузьма Минин?.. С большим трудом удалось разыскать заросшую бурьяном могилу народного героя, похороненного в мае 1616 года в ограде Архангельской церкви. Государь приказал немедленно перенести прах великого сына России в Нижегородский Кремль и похоронить в усыпальнице Спасо-Преображенского собора. Опустившись перед гробницей на колени, Петр тихо сказал: " Здесь лежит спаситель Отечества! " Увековеченные в камне, слова эти стали первым памятником народного подвига. Главный престол этого храма был посвящен Казанской иконе Богоматери, а два придела освящены во имя Дмитрия Солунского и Косьмы и Дамиана - ангелов-хранителей и небесных покровителей Пожарского и Минина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

По сторонам головы свт. Николая расположена надпись «Николай Великорецкий». Икона дополнена рядом изображений, в которых, вероятно, отражаются принципы компонования икон с домонгольского времени: на верхнем поле - Этимасия и ангелы, в среднике по сторонам головы святителя - Никейское чудо, на боковых и нижнем полях - избранные святые, причем на боковых - святитель в шапке (возможно, Кирилл Александрийский или Иона Московский) и преподобные, на нижнем - св. жены, в центре - прп. Мария Египетская. Темный тон личного письма, облачные сегменты, сочетание греческих и славянских слов в надписи, классические пропорции ликов и фигур, несмотря на простоту живописного решения, близки к принципам новгородско-псковского искусства сер.- 2-й пол. XVI в. Неустойчивость иконографического извода, вариативность в надписях показывают, что почитание псковской иконы-статуи находилось в процессе формирования. Возможно, оно не смогло получить более широкого распространения из-за Смутного времени, прервавшего мн. процессы как в общественно-экономической, так и в духовной и культурной сферах. Ист.: Псковская I летопись//ПсковЛет. 1941. Вып. 1; Псковская III летопись//Там же. 1955. Вып. 2. Лит.: Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913; Андреев Н. Е. Митр. Макарий как деятель религ. искусства//SK. 1935. Т. 7. С. 227-244; Макарий (Веретенников), архим. Всерос. митр. Макарий - почитатель свт. Николая Мирликийского// Он же. Московский митр. Макарий и его время. М., 1996. С. 165-174. С. 167; Пивоварова Н. В. Св. Николай Великорецкий//Св. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX ст. из собр. Рус. музея. СПб., 2006. Кат. 76. С. 190-191; Маханько М. А. Чтимые иконы свт. Николая Чудотворца на р. Великой: От Пскова до Вятки//Обретение святых: Сб. ст. по мат-лам науч.-практ. конф. Киров, 2014. С. 89-96. Великорецкая Вятская (Никола Великорецкий) икона Чудотворный житийный образ, особенностью к-рого является равновеликий масштаб средника и клейм. По преданию, икона явилась Семену Агалакову на р.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010