Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Ярославский Спасо-Афанасиевский монастырь передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного 03.04.2021 В Ярославский Спасо-Афанасиевский мужской монастырь возвращена икона « Спас Нерукотворный » XVI – XVII веков. 2 апреля в торжественной церемонии передачи образа обители приняли участие губернатор Дмитрий Миронов и министр культуры РФ Ольга Любимова, сообщает «Ярославский Регион». – В Спасо-Афанасиевскую обитель возвращается драгоценная святыня – икона Спаса Нерукотворного, – сказал Дмитрий Миронов. – Более четырехсот лет назад она освятила формирование в Ярославле народного ополчения, собиравшегося для освободительного похода на Москву. Образ долгие годы находился в музейных запасниках и требовал серьезной реставрации. Мы нашли возможность восстановить икону, чтобы она смогла стать главной святыней возрождающегося монастыря. В XVII – начале XX века икона «Спас Нерукотворный» являлась чтимой реликвией приходской Спасо-Пробоинской церкви. На месте обретения образа в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени был основан Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. В феврале 1925 его закрыли. В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия. Икона поступила в Ярославский художественный музей. С 2018 до 2020 года она проходила исследование, а затем реставрацию в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в Москве. В процессе работы реставратор Олеся Романова удалила поздние живописные слои с лика Спасителя, и образ предстал в своем первоначальном виде. – Мы рады, что благодаря заботе музейных сотрудников, бережной реставрации ГосНИИРа и усилиям монастыря икона смогла вернуться на историческое место. Это является результатом нашей совместной работы. Конечно, возвращение святыни будет важным и для паломников, которые будут стремиться посетить обитель, – сказала Ольга Любимова. Она подчеркнула, что здесь в монастыре созданы все необходимые условия для обеспечения сохранности чтимой реликвии. Образ помещен в специализированный климатический киот. Для круглосуточной охраны реликвии установлена многоуровневая охранно-пожарная сигнализация и обеспечено видеонаблюдение. Икона остается в составе Государственного музейного фонда. Митрополит Ярославский и Ростовский Вадим поблагодарил губернатора области и Министерство культуры за помощь в реставрации иконы и возвращении ее в монастырь. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.04.2021 10:03:21

http://drevo-info.ru/news/26718.html

Царица Небесная не раз покровительствовала городам русским во время нашествия иноплеменников, помогала их защитникам отстоять отеческие рубежи. Смутными и тяжелыми были первые годы царствования молодого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Медленно улегались волнения и нестроения в пределах государства Российского, поднятые событиями Смутного времени. Этим и решили воспользоваться давнишние недруги земли Русской шведы. Разбойно вторгшись в северные пределы России они захватили Новгород и осадили Тихвинский монастырь, расположенный неподалеку от города. Мужественно сражались защитники монастыря-крепости. Ни обученность войска неприятеля, ни его превосходство в численности не сокрушили защитников. Удачными вылазками оборонявшиеся измотали врага и вынудили его с позором бежать. Образ этот до революции находился в Новгородском Софийском соборе. После революции икона долгое время находилась в потаенном месте, где была спрятана от безбожников. Во время немецкой оккупации она прибыла в Ригу. В настоящее время святой образ находится в США. Праздник иконы: 19 августа ст.ст. (1 сентября н.ст.) Икона Божией Матери «Донская» Эта святая икона исторически связана с одним из важнейших моментов становления Русского государства – собиранием русских земель вокруг единой и наследственной великокняжеской или царской власти. После победы князя Дмитрия Донского над татарами на Куликовом поле началось широкое почитание чудотворной Донской иконы Божией Матери. Войско несло этот образ в виде хоругви во время битвы 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Β 1591 году, когда битва с крымскими татарами происходила на подступах к самой Москве, много было пролито слез и совершено молитв перед Донским образом Божией Матери. Ей приписывалось сохранение русской столицы, в память чего был воздвигнут в Москве, на месте, где стояла икона во время боя, Донской монастырь. После этой победы чудотворный образ всегда находился в Москве, в кремлевском Благовещенском соборе. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Казанскому женскому монастырю Ярославля передана старинная икона Божией Матери 3 ноября, 2014. Новостная служба Уже вскоре у этого образа загорятся свечи и к нему обратятся с молитвами, — отметил Владыка. 3 ноября. ПРАВМИР. Сегодня в Ярославском художественном музее состоялась торжественная церемония передачи старинного образа иконы Божией Матери Казанскому женскому монастырю г. Ярославля. В церемонии передачи рамы приняли участие Губернатор Ярославской области Сергей Николаевич Ястребов и митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. В завершении церемонии перед всеми собравшимся выступил сводный хор воспитанников регентского отделения и Ярославской духовной семинарии под управлением монахини Георгии (Кисловой), сообщает официальный сайт Ярославской митрополии. Казанская икона была написана в 1588 году. Спустя столетие для иконы была изготовлена рама с клеймами, которые повествуют об истории написания иконы, об истории Смутного времени. После революции икона пропала. В собрание Ярославского художественного музея рама поступила в 1935 году, сейчас она представлена в постоянной экспозиции музея. Реставрация ее в 2001 году была проведена в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении в Москве. В 2012 году между Ярославской епархией и художественным музеем было достигнуто соглашение о создании копии рамы для музея Казанского женского монастыря. Написанная рама была передана обители 2 ноября 2013 года. Икона была написана иконописцем Николаем Мухиным. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 февраля, 2021 27 января, 2021 5 декабря, 2022 28 октября, 2022 28 июля, 2022 30 декабря, 2021 27 августа, 2021 23 августа, 2021 21 июля, 2021 26 февраля, 2021 27 января, 2021 5 декабря, 2022 28 октября, 2022 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/kazanskomu-zhenskomu-m...

Феодоровская икона Богоматери Существует и еще одна версия обретения иконы после Батыева разорения Городецкого монастыря. После гибели в 1238 г. владимирского князя Георгия Всеволодовича в битве с татарами икона оказалась у его брата Ярослава Всеволодовича, который через год преподносит образ в качестве дара к свадьбе своему сыну Александру Невскому. О свадебном характере иконы свидетельствует и наличие на ее обороте образа великомученицы Параскевы в богатом княжеском одеянии, считавшейся покровительницей невест и свадеб. Название «Феодоровская» икона приобрела в честь Феодора Стратилата, имя которого получил в крещении Ярослав Всеволодович. Икона, благословение отца, стала моленным образом Александра Невского, а после его смерти в Городце перешла к младшему брату Василию, который установил ее в Костромском соборе. Новое прославление и широкое распространение ее почитания по всей Руси Феодоровская икона получила в конце Смутного времени, когда древним образом, по преданию, благословили на царство Михаила Романова. Долго его матушка, в иночестве Марфа, не соглашалась отпустить на царствие в лихую годину своего 16-летнего сына. Лишь когда склонили перед ней иконы: Феодоровский образ Богоматери и святых московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы, со словами: «…сотворите повеленное вам от Бога, не прогневайте Владыку», тогда, глубоко тронутая, инокиня согласилась. Подведя сына к Феодоровскому образу, она сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь сразу был вознесен на престол, и в этот день 14 марта постановлено было совершать празднество чудотворной иконе. Скоро Михаил Феодорович украсил святой образ драгоценной ризой, а для себя повелел сделать список с иконы. В 1745 г. икону украсят новой золотой ризой, в которую поместят многочисленные драгоценные камни и бриллианты с прежнего оклада. С конца XVIII в. немецкие принцессы, выходя замуж за русских императоров и принимая Православие, получали отчество Федоровна, в честь Феодоровской иконы, покровительницы царской династии. Так стала Марией Федоровной жена Павла I, Александрой Федоровной жена Николая I, Марией Федоровной жена Александра III, Александрой Федоровной жена Николая II.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Богородицы. От принесенного из Казани образа последовали многочисленные чудеса. Первое чудо совершилось еще в Казани 2 авг. 1588 г., когда у Герасима, прикоснувшегося к иконе, правая рука, к-рой он не владел, стала здорова. С 1588 по 1603 г. в Сказании описывается 65 исцелений от разных недугов, более всего от слепоты. К почитаемому образу шло множество людей из окрестностей Романова, а также из дальних мест. К. Я. и. простояла в Романове 21 год, до событий Смутного времени. Ее украсили драгоценным окладом, но ц. в честь Казанской иконы романовцы не выстроили. В 1609 г., в Смутное время, К. Я. и. попала в Ярославль. О событиях в Ярославле рассказывает «Повесть о построении Нового девича монастыря в Ярославле», написанная ок. 1609-1610 гг., вероятно жителем Ярославля из среды духовенства или посадских людей, соединенная со Сказанием Герасима Трофимова (РГБ). Один из списков «Повести...», очевидно в первоначальной, краткой редакции, был сделан в 1720 г. клириком ярославской ц. свт. Николая Чудотворца («Никола Рубленый») свящ. Феодором Петровым ( Бычков Ф. А. Заметка о хронографе ярославского свящ. Феодора Петрова. М., 1890. С. 9-15). Из «Повести...» известно о событиях Смутного времени в Ярославле и о значении К. Я. и. В то время в земские старосты города был выбран один из лучших торговых людей, посадский человек Василий Лыткин, принадлежавший к крупному ярославскому купеческому роду ( Смирнов Я. Е. Библиотека ярославских купцов Лыткиных в 1-й пол. XVII в.: (Проблемы историогр. и источниковедческого изуч.)//Чт. по истории и культуре древней и новой России: Мат-лы конф. (Ярославль, 7-9 окт. 1998 г.). Ярославль, 1998. С. 90-91). Он много делал для защиты ярославцев от «литовских людей и русских воров», позднее жертвовал крупные средства на ополчение. После Смуты, в 1622 г., вместе с братом Георгием (Третьяком) Василий был пожалован чином «гостя». Рама от Казанской Ярославской иконы Божией Матери. 90-е гг. XVII в. Мастер Лаврентий Севастьянов (?) (ЯХМ) Рама от Казанской Ярославской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Епископ Маркелл возглавил Божественную литургию в Феодоровском Государевом соборе ноября 2016 Храм был переполнен верующими, желающими соборно разделить радость праздника. В слове после богослужения владыка отметил, что в День народного единства мы празднуем день победы, которая явилась результатом сплочения нашего народа, его силы духа и крепости веры. До 1917 года этот день отмечался как общегосударственный праздник. Казанская икона Божией Матери была принесена в ополчение князя Дмитрия Пожарского дружиной, прибывшей из Казани. Этот праздник исторически связан с окончанием Смутного времени и изгнанием иноземных захватчиков. " После революции, вопреки завету наших предков, праздник был упразднен как гражданский, но Церковь продолжала чтить память Казанской иконы Божией Матери, Которая многими чудесами оказала ополчению помощь в освобождении земли Русской от польско-литовских захватчиков, - сказал владыка. - Замечательно, что в наше время именно этот день избран в качестве государственного праздника - Дня народного единства " .   Владыка Маркелл подчеркнул, что, вспоминая о событиях Смутного времени, важно понимать, что главной силой любого государства является единодушие его граждан в достижении нравственного и духовного совершенства. Когда к этой цели стремится весь народ - государство крепнет и развивается, когда эта цель подменяется другими, государство постепенно ослабевает, распадается и исчезает. " Дай Бог всем нам, научаясь примером нашей великой истории, хранить веру в своих сердцах, быть способными к общему и солидарному действию, сохранять духовное единство и сообща решать все те задачи, которые стоят перед страной. Будущее России полностью зависит от каждого из нас, от нашего отношения к ближним, от исполнения своего долга перед Отечеством, от того, насколько мы следуем заветам наших предков. Соединяя веру, крепость духа и верность Отечеству, мы будем иметь ту духовную силу, которая способна привести наше государство к процветанию " , - завершил проповедь владыка. ИА " Вода живая " , 04.11.16 Поделиться 17 января 2024 24 декабря 2023 6 декабря 2023 16 октября 2023 3 октября 2023 23 сентября 2023 27 августа 2023 10 августа 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В Нижнем Новгороде формируется второе ополчение, собирают рати со всей Руси. И приходит рать из Казани — приносит с собой список Казанской иконы Божией Матери. Фрагмент лекции доктора исторических наук, профессора философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергея Вячеславовича Перевезенцева. 16 век, великая заступница российская — Казанская икона Божией Матери … 1579 год, на развалинах сгоревшего дома девочка Матрена обнаружила чудом сохранившуюся икону. Все сгорело, а икона нетронутая. Как же это? Это же чудо великое! Местный поп Григорий берет эту икону и с крестным ходом несет ее в свой храм, ставит, начинает ей читать акафисты, молитвы. В Казани тут же вокруг нее создается отдельное почитание — и икону  переносят в городской центральный храм. Образ начинает почитаться как Казанская икона Божией Матери, чудо уже случилось . Поп Григорий пишет сказание о Казанской иконе Божией Матери. Патриарх Московский и всея Руси Ермоген Но проходит достаточно много лет (это был 1579 год, а сейчас мы говорим о 1610-1611 годах). Смутное время на Руси. Кто такой этот поп Григорий? За это время он принял монашество под именем Гермогена . Побыл казанским митрополитом, а сейчас уже Патриарх Российский, главная фигура, как его называли, столп Православия в годы смутного времени. Если бы его не было, неизвестно, как у нас история повернулась бы, потому что именно он своим стоянием, своей мощью остановил во многом тот духовный — польский, католический — удар, который прошелся по России в эти времена. Патриарх благословил первое и второе ополчение. И вот Патриарх умирает к тому времени. Но посмотрите, какое опять получается уникальное пересечение. В Нижнем Новгороде формируется второе ополчение, собирают рати со всей Руси, из северо-восточного региона. И приходит рать из Казани —  приносит с собой список Казанской иконы Божией Матери. И эта икона становится путеводителем второго ополчения. Под иконой второе ополчение идет на Москву и одерживает все свои победы. Поэтому, естественно, что 22 октября 1612 года встает вопрос о том, что надо штурмовать Китай-город.

http://pravmir.ru/velikaya-zastupnica-vi...

Первая твердо известная дата в биографии Гермогена — 1579 год. Тогда будущий патриарх, еще не принявший монашества, служил священником в посадском храме Казани, и Бог даровал ему встречу с большим чудом. Через много лет Гермоген, взявшись за перо, подробно рассказал о событиях того времени. Благовещенский собор казанского Кремля. Фото конца XIX века. В полуденный час 23 июня 1579 года близ церкви святителя Николая, именуемого Тульским, во дворе «воина царского» Даниила Онучина начался пожар. Большая часть посада и Спасо-Преображенская обитель обратились в пепел. Началось медленное, трудное, горестное восстановление домов и храмов. Но вместе с наказанием пришло и ободрение. Богородичная икона чудесным образом явила себя «…юной дочери простого, искусного в военной стрельбе воина, имеющей десять лет от роду, по имени Матрона…» В то же лето и в том же месяце начала она являться Матроне, повелевая пойти в Кремль и рассказать об иконе «…архиепископу и воеводам, чтобы они пошли и вынули из недр земли образ… причем указала и место, где могут обрести честное сокровище…». Девочка от растерянности сообщила про видения одной лишь матери, хотя икона являлась ей не раз. Матрона просила мать поведать властям о чуде. Та привела девочку к воеводам. Но воеводы не обратили на их слова никакого внимания. Так же и архиепископ Иеремия «отослал ее без дела». Это случилось 8 июля 1579 года. Читайте также: Казанская икона. История и современность Мать пошла домой, рассказывая встречным о своем горе. Люди к ней присоединились. Мать взяла заступ, начала копать в названном месте; икона не появлялась; тогда иные казанцы, заинтересовавшиеся ее словами, стали помогать ей, «…вскопали уже все место то, но ничего не нашли». Матрона, отойдя, начала копать там, где стояла раньше печь. Выкопали на два локтя, и там-то и явилась икона; на ней был ветхий рукав одежды из вишневого сукна. Казанцы известили архиепископа и воевод. Иеремия велел звонить в колокола, собрал духовенство и начальных людей, пошел крестным ходом к тому месту, где обрели чудесную икону. Там владыка молился и призывал милости и прощения за свой грех. «Так же и воеводы с плачем просили милостивого [прощения] за то нерадение и неверие, которым согрешили…»

http://foma.ru/patriarh-germogen.html

Тогда другие две старицы сказали, что и они слышали во сне подобное возвещение о приходе Царицы Небесной, и все вместе пошли по Киевской дороге, где они вскоре встретили неизвестных трех странниц, которые приближались уже к городу… Юнейшая из трех инокинь шла впереди других и на руках несла створчатый киот со святой иконою. Подойдя близко к старицам, она спросила: «Далеко ли еще до города Севска? И кто есть в гор[оде] такой боголюбивый, который бы приютил их странных?» Тогда старицы Севские исполнились великой радости и объяснили, что они посланы от самой Царицы Небесной им навстречу и просят инокинь усердно посетить их убогий храм и келии. Так совершилось перенесение чудотворной иконы Молченской Божией Матери в г. Севск, апреля 24 дня». Молченская икона Божией Матери путивльского Молченского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. XX в. Факт переноса иконы в Севск оставался малоизвестным на протяжении XVII-XVIII вв. Знаток Богородичных икон С. Ф. Моховиков в рукописи 1714-1715 гг. «Солнце Пресветлое» датировал явление М. и. 1635 г., обойдя молчанием 1405 и 1612 гг.: «Образ Престыя Бдцы Молченския, чудотворный, явися в лето 6143 апреля в 24 де во пределех града Путивля северныя страны российского црьства, яко з поприщ от града того, на месте зовомо молченское, инже на той превысочайшей горе создан мнтрь Престыя Бдцы, аки звезда издалеча зрится всеми» (МГУ НБ. 10536-22-71. Л. 83 об.- 84). Архим. Палладий (Батенин) также считал, что М. и. вернулась в Софрониеву пуст. в 30-х гг. XVII в., когда на Чудной горе «около 1630 г. вместо деревянной церкви построена… каменная… и перенесена, в числе других святынь, чудотворная икона Богородицы Молченския. С тех пор она неразлучно пребывает в Молчанской Софрониевой пустыни» ( Палладий. 1914. С. 22). Он также оставил замечание, что в Б. Молченском мон-ре в Путивле была своя чудотворная М. и., к-рая явилась, «как сказано об этом в московских описных реестрах, 24 апреля 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодезя, называемого «Кобозева Криница», которая во время бывшего в этом монастыре в 1752 г. пожара сделалась неизвестной, о чем и возбуждалось тогда дело в Путивльском Духовном Правлении» (Там же). К этому же времени относил появление иконы в Софрониевой пуст. ее настоятель архим. Сосфен, о чем сообщил в составленном и изданном им в 1855 г. описании обители. Е. Н. Поселянин в нач. XX в. отмечал, что «чудотворный образ исчез неизвестно куда», и датировал 1635 г. принесение в Софрониеву пуст., при строителе этой обители Серапионе, списка М. и. «от сумского атамана Лукиана Константинова» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 600). Следов., ни церковные историки, ни насельники Софрониевой пуст. и путивльского Б. Молченского монастыря не знали, где точно находилась чудотворная икона начиная со Смутного времени до 1635 г.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

В 1384 году к Великому князю Димитрию из Пруссии приехал служить «державец» терновский, Воейко Войтегович, в сопровождении 150 человек сербов, болгар и пруссаков. Воейко был родом из Болгарии, из города Тернова. По смерти отца оставив город Тернов своему брату Фрианду, он переселился сначала в Пруссию, где было также имение его отца, а оттуда прибыл в Россию. По своему вероисповеданию он принадлежал к Аполлинариевой ереси. Святитель Киприан убедил его принять православную веру, и Великий князь повелел дяде своему, князю Андрею Ивановичу, восприять его от святой купели. Священнодействие крещения и миропомазания совершал сам святитель Киприан с прилунившимся тогда в Москве преподобным Сергием, в церкви Архангела Михаила, в Чудовом монастыре, причем преподобный игумен Сергий благословил новокрещенного Прокопия Воейкова иконой святителя Николая Чудотворца, а митрополит Киприан – золотым крестом со святыми мощами, украшенным драгоценными каменьями и жемчугом. Предание это записано в родословной книге рода Воейковых, а устное предание дополняет, что преподобный Сергий выразил при этом свою волю, чтобы сия икона передаваема была из рода в род, от отца к сыну, дотоле, пока род Воейковых будет продолжаться по прямой линии, а в случае прекращения рода икона была бы возвращена в обитель его, «если милостию Божиею сия обитель будет существовать до того времени». Переходя из рода в род, благоговейно чтимая икона святителя Николая наконец дошла до последнего в роде Воейковых, Сергия Феодоровича Воейкова, который, будучи совершенно одиноким, почел долгом совести исполнить завещание преподобного Сергия и в 1895 году возвратил благословение угодника Божия в его родную обитель. Теперь эта святая икона находится в южном притворе Троицкого собора, где, по преданию, была келлия преподобного Сергия, и пред нею горит неугасимая лампада. Она покрыта золотой ризой и украшена жемчугом и драгоценными камнями. Смутное, тревожное было то время. Читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь поехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву или тех же татар идти ратью на Москву...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010