Когда икона была уже вблизи первопрестольной, государь встретил её вместе с патриархом Иовом, ближними боярами и войском. После совершения в царских палатах торжественного молебного пения перед святыней царь повелел, чтобы вокруг небольшой по размерам иконы был сделан кипарисовый оклад, а на нём царскими изографами были изготовлены образы Господа Саваофа, Святого Духа и девяти ветхозаветных пророков, которые возвещали бы пришествие в мир Христа Спасителя. Икона была также украшена серебряно-позлащённым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Супруга государя благоверная царица Ирина Фёдоровна привесила к иконе собственноручно вышитую золотом и серебром пелену, которая была украшена также жемчугом и драгоценными камнями... Украсив икону, государь отпустил её с подобающими почестями из Москвы в Курский край, где повелел построить своим иждивением монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а первым настоятелем обители стал иерей города Рыльска Георгий, который подобно Боголюбу имел великое усердие к иконе и месту её явления. В монашестве он был наречён Евфимием. Так была основана " пустынька, что на корню " - Курская Коренная Рождество Богородицкая пустынь. Во время Смутного времени икона была вытребована самозванцем в Путивль, а потом перевезена в Москву. А сам монастырь разорили татары в 1611 году. К 1617 году " Пустынь " была вновь отстроена. Повелением царя из рода Романовых Михаила Феодоровича чудотворная икона была перенесена по прошению курских жителей из Москвы в Курск. С тех пор она постоянно пребывала в Курском Знаменском монастыре, посещая летом Коренную пустынь и оставаясь там на некоторое время. Крестные ходы со святыней стали собирать многие тысячи богомольцев. И первый такой крестный ход прошёл уже почти четыреста лет тому назад... В 1640 году обитель вновь была разорена крымскими татарами. При приближении непрошенных гостей насельники разбежались и попрятались кто куда. Обитель в то время была настолько бедна, что грабителям нечем было в ней поживиться.

http://sobory.ru/article/?object=02500

В начале XVIII века икона была отправлена в Казань, где для нее изготовили оклад с клеймами о явлении иконы Божией Матери в Казани. По благословению митрополита был написан точный список Богородско-Уфимской иконы. По возвращении из Казани одна из икон была поставлена в Смоленском соборе Уфы, другая — в Казанском храме села Богородское. Обе были чудотворными, и многие терялись в догадках, где находится явленная икона, а где ее список. Пожар 9 мая 1873 года в Богородском уничтожил деревянную Казанскую церковь. Но храмовый образ — точный список Богородско-Уфимской иконы — сохранился невредимым, сгорел лишь киот. В советское время были конфискованы драгоценные ризы иконы и ее чтимого списка. А после закрытия и разрушения кафедрального собора и храма в Богородском обе иконы были утрачены. Богородская надкладезная часовня была взорвана, но святой колодец сохранился и оставался местом паломничества верующих до 60-х годов. В период очередной антирелигиозной кампании Богородский родник и остатки фундамента часовни были залиты бетоном и засыпаны трехметровым слоем песка. В 1990-х годах Казанская церковь бывшего села Богородского была восстановлена, источник на месте обретения иконы расчищен и освящен. По образцу сохранившихся в Казани списков Богородско-Уфимской иконы Божией Матери уроженец Уфы В. Кощеев написал список, ставший чтимой храмовой иконой Богородской церкви в Уфе (ул. Ферина, 15). К архитектурному комплексу Богородско-Уфимского храма также относится часовня на святом источнике по адресу: бульвар Тухвата Янаби, 53/2, к. 1. Казанская Ярославская икона Божией Матери Прославилась в 1588 году в городе Романове на Волге (нынешний Тутаев Ярославской области). Одному христианину Герасиму явилась Богородица и повелела принести из Казани в Романов список явленной в 1579 г. чудотворной иконы, который он должен взять у юноши в лавке. Герасим сделал всё, как было указано, принес икону в Романов. От образа начали происходить многочисленные чудеса исцелений, особенно от слепоты. Первое чудо совершилось с самим Герасимом еще в Казани: как только он коснулся образа, исцелилась его правая рука. К почитаемой иконе приходило множество людей. Казанская Ярославская икона пребывала в Романове до событий Смутного времени.

http://blog.predanie.ru/article/7-izvest...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Страстная Липецкая " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Страстная Липецкая Источник: Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Издательство П. П. Сойкина, том 2, стр. 525, 1912 год. ЛИПЕЦКАЯ СТРАСТНАЯ память 13/26 августа Эта икона довольно сильно отличается по иконографии от других Страстных икон Богородицы, поэтому она выделена в отдельный раздел. Весьма древняя и благодатная икона Страстной Богоматери находится в Христо-рождественском соборе г.Липецка. В честь этой иконы устроен в соборе придел. С незапамятных времен люди получали в молитвах пред этою иконою чудесные исцеления и утешения, но впоследствии почти забыли о том. В 1831 году сильная холера свирепствовала в Липецке и его уезде. Тут все вспомнили о чудотворной иконе Божией Матери и со слезами обратились к Царице Небесной, прося о помощи. Как только Страстную икону подняли из церкви, с крестным ходом пронесли по городу и обнесли по домам, смертность уменьшилась, и вскоре холера прекратилась. Благодарные жители сделали на святую икону серебрянную ризу с драгоценными камнями. С того времени ежегодно 13 (26) августа совершается крестный ход из собора. Описание иконы Страстная Липецкая из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В городе Липецке Тамбовской губернии, в Христорождественском соборе, находится весьма древняя и благодатная икона Богоматери «Страстная». В честь нее в соборе устроен придел, где она и хранится. В давно минувшие годы жители Липецка часто притекали с усердной молитвой к этой святыне и неоднократно получали исцеление от телесных болезней и утешение в недугах душевных. Но впоследствии они почти забыли о своем благочестивом обычае, и благодеяния Владычицы Небесной, оказанные им, сохранились лишь в смутном и темном предании. В 1831 году в Липецком уезде и в самом городе Липецке стала свирепствовать сильная холера. Тут все вспомнили о чудотворной иконе Божией Матери и со слезами обратились к Пресвятой Владычице, прося Ее помощи и заступления. Как только чудотворный образ был поднят из церкви, с крестным ходом пронесен по городу и внесен в дома, смертность тотчас же стала уменьшаться, и скоро холера совсем прекратилась. Городские жители в благодарность за спасение сделали на «Страстную» ик[...]

http://pravicon.com/icon-460

lyudmila toll 28 февраля 2013, 04:35 спаси вас Господь отец Димитрий! заливалась слезами читая . Как люблю святого Луку молитвенника нашего а в нашей церкви( там далеко далеко от меня сейчас в России) есть большая икона его, но я ничего раньше не читала о нем просто подходила и иконе поклониться а сейчас только, как родного его в сердце приняла мудрого и святого мученика Христова! Святый отче Лука помолись ко Господу о рабах Кийсе Вячеславе Сергии Людмиле да твоими теплыми молитвами перед ГОСПОДОМ дарует нам Бог велию милость Свою и щедроты. Татьяна 7 февраля 2013, 22:43 А я всё время думаю: откуда взялись эти... существа..., что казнили народ? На кадрах старой документалистики они маршируют рядами в своих шинелишках, в буденовках, как исчадия Ада. Юрий 7 февраля 2013, 12:33 Читал и плакал... Гуля 25 января 2013, 09:30 У меня просто нет слов! Как трогательно, как прекрасно читать такой рассказ о счастливом конце в те годы!)) Господи я так благодарна тебе , что ты ты дал мне узнать о прекрасном, удивительном прежде всего человеке,дорогом Святителе Луки. Спасибо за красивый рассказ!!! Николай С. 9 января 2013, 11:23 Уповаю, что Святитель Лука там меня не укорит за то, что написал, не подумав. И Вы меня простите, отец Димитрий иерей Дмитрий 7 января 2013, 17:52 Ответ Николаю С. > Станислав прав: не думаю, что крупнейший военный хирург не получал денежного, вещевого и продовольственного довольствия и питался исключительно баландой. Вероятность такого равна нулю. Первый биограф Святителя, (к слову, общавшийся с ним лично) Марк Поповский пишет: " Красноярские старожилы помнят ещё, как госпитальные санитарки тайком пробирались в дворницкую, чтобы оставить на столе тарелку каши: без таких даяний знаменитому хирургу, очевидно, не раз пришлось бы спать голодным " . Пишет Марк Поповский и о том, как " крупнейший хирург " ходил в стоптанных ботинках без шнурков, потому что других достать было негде... Николай С. 4 января 2013, 15:19 Не надо называть себя историком, начитавшись либеральной публицистики. Станислав прав: не думаю, что крупнейший военный хирург не получал денежного, вещевого и продовольственного довольствия и питался исключительно баландой. Вероятность такого равна нулю.Я сам довольно смутно помню, что со мной было в восьмилетнем возрасте, несмотря на весьма хорошую память. Никакие диалоги того времени со взрослыми людьми воспроизвести не могу. Что конкретно в каком году было представляю довольно смутно. Священноисповедника Луку чрезвычайно почитаю - я крымский человек.

http://pravoslavie.ru/58338.html

Трагизм ситуации усугубляется еще и тем, что, ощущая высокие запросы своего духа, человек вместе с тем осознает свою кратковременность и скоротечность, или, по точному выражению одного исследователя, «вывихнутость» 79] из потока истории и самого времени. Каждый человек «словно создан с преднамерением, с предначертанием; каждый более или менее смутно понимает свое значение, чувствует, что он сродни чему-то высшему, вечному — и живет, должен жить в мгновенье и для мгновенья» 229-230]. В герое борются две силы: сердце и рассудок. Сердце рвется к вечному, чувствует бессмертное. Рассудок одергивает его как узда и заставляет обратиться к реальному опыту этой жизни. А потому он и восклицает: «Пора взять голову в обе руки и велеть сердцу молчать. Полно нежиться сладкой негой неопределенных, но пленительных ощущений, полно бежать за каждым новым образом красоты, полно ловить каждое трепетание ее тонких и сильных крыл. Все изведано, — все перечувствовано много раз…» 220]. Это и есть величайшая трагедия человеческого существа. Созданное для вечного счастья, для всего самого высокого и прекрасного, оно вынуждено существовать мгновение. Более того, оно обречено на то, чтобы осознавать и постоянно на собственном опыте переживать это противоречие. При этом оно может даже видеть выход из этого тупика. Однако взять ситуацию под контроль, заставить свои чувства молчать ему не суждено. Тяга к бессмертному, вечному так глубоко укоренена в нем, что даже силе ума не суждено с ней справиться. А потому участь всякого человека, по мысли героя, не завидна: «Сиди в грязи, любезный, и тянись к небу» 230]. Все, что ему остается в этой ситуации, так это «сохранить единственное доступное ему достоинство, достоинство сознания собственного ничтожества» 226]. Вот что отравляет жизнь героя «Довольно», наполняет все его существование тоской, заставляет видеть в том, что происходит вокруг, лишь «толкучий рынок призраков» 230]. И все же в повести можно увидеть едва-едва заметный намек на то, что надежда хоть и практически утрачена, но все еще где-то теплится. Знаменательно, что при этом используются такие образы, как храм, лампада, икона святого. «Помнится, однажды поздней ночью в Москве я подошел к решетчатому окну старенькой церкви и прислонился к неровному стеклу. Было темно под низкими сводами — позабытая лампадка едва теплилась красным огоньком перед древним образом — и смутно виднелись одни только губы святого лика, строгие, скорбные; угрюмый мрак надвигался кругом и, казалось, готовился подавить своею глухою тяжестью слабый луч ненужного света… И в сердце моем — теперь такой же свет и такой же мрак» 221].

http://bogoslov.ru/article/5680678

При подъезде к селу Жестылёво со стороны Дмитрова, виден уникальный пейзаж, от красоты которого невольно перехватывает дыхание. Подмосковные просторы, лес, перелески и уходящая вдаль дорога... И вдруг, откуда ни возьмись, перед путником возникает озёрная гладь водохранилища и на холме возвышающийся белоснежный храм с позолоченными куполами. В водной глади огромного водохранилища и небольшого пруда, что возле храма, отражаются маковки с позолоченными главками и крестами храма Покрова Пресвятой Богородицы. Село, что вольготно расположилось на высоком холме, старинное. Известно, что в конце XVI века Жестылёво состояло из 14 крестьянских дворов, а в деревянной Покровской церкви был " поясной деисус из семи икон, икона Рождества Пресвятой Богородицы " с деяниями на золоте " , икона Богоматери Одигитрии, икона Святителя Николая " с деяниями на золоте " . На святом престоле находился благословляющий деревянный крест, обложенный медью, рукописное Евангелие, обложенное медными изображениями евангелистов. При храме были выделенные кельи, в которых жили нищие, питающиеся " от церкви Божией " . Этот храм не дошёл до нашего времени - его сожгли поляки в годы Смутного времени. На протяжении XVIII-XIX вв. на месте сожжёного храма строились часовни, сменяя друг друга из-за ветхости. В 80-х гг. XIX века крестьяне стали писать прошения, чтобы им разрешили перестроить деревянную часовню в церковь. После того, как было получено, наконец-то положительное решение, " всем миром " стали жестылёвцы строить в своём селе храм. В Афонском Иверском монастыре на средства крестьянина Григория Демидова были приобретены две иконы - Иверской иконы Божией Матери и святого великомученика Пантелеймона. В ноябре 1890 года Покровский деревянный храм освятили, а в 1891 году пришло разрешение при храме отвести место для кладбища. Итак, в Жестылёве появилась церковь. " Построена в 1890 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, крепка, крыта железом " , - сообщает " Клировая ведомость " 1899 года.

http://sobory.ru/article/?object=01843

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему главная башня московского Кремля называется Спасской? 1 мин., 28.02.2018 Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Все дело в том, что Спасские ворота Московского Кремля освящает надвратный образ, икона «Спас Смоленский», некогда утерянный, и вновь обретенный в 2010 году. Такой тип икон называется «Спас с припадающими». Господу молятся коленопреклоненные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Это заступники за Русскую землю. В 1521 году столицу осадил жестокий хан Мехмет-Гирей. Василий III ждал помощи от Новгорода, и она пришла. Старице Вознесенского монастыря было видение, как московские святители за грехи горожан покидали Кремль, унося с собой Владимирскую икону. У ворот их встретили Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они горячо молились и упросили святых вернуться. Мехмет-Гирей ушел от стен Москвы. Почему «Смоленский» — и в Москве? В 1514 году, во время русско-литовской войны, войска Василия III взяли Смоленск. В благодарность была написана икона, освящавшая главный въезд в Кремль. Так что в образе «Спаса Смоленского» наши предки художественно сформулировали идею духовного единства северо-западной и северо-восточной Руси. Семантически любая надвратная икона несет в себе градозащитный смысл: вера во Всемилостивого Бога и молитва Ему защищают православный народ от врагов. Истоки этой традиции — в древнем византийском образе «Христос Халкитис», мозаичном изображении Спасителя, что находилось над Медными вратами (Халки) императорского дворца в Константинополе. Это был величественный образ Господа Вседержителя, который благословлял проходящего через врата императора. Эта византийская традиция прижилась и на Руси. «Спас Смоленский с припадающими» был почитаем очень широко. До нашего времени дошли прекрасные образы, перед которыми молились о защите от врагов. У ног Христа писали и других святых, например, Зосиму и Савватия Соловецких, а в период Смутного времени на иконах Русского Севера изображали Варлаама Хутынского и Александра Свирского. «Спас Смоленский» можно назвать иконой государственного значения. На заставке: фото ruscow Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-glavnaya-bashnya-...

Закрыть День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева 27.04.2024 1 Время на чтение 14 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Феодоровской иконы Божией Матери (1613). По преданию Феодоровская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. Свое название она получила от отца Александра Невского великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского. Вскоре в Костроме им была построена церковь Феодора Стратилата и основан Феодоровский монастырь близ Городца. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью Царя Михаила – инокиней Марфой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/27/de...

Углич. Церковь Воскресения Христова. Церковь Флора и Лавра, Воскресенско-Флоровская Карта и ближайшие объекты Храм во имя Воскресения Христова (церковь Воскресенско-Флоровская). Построен в 1762 г. на средства прихожан вместо обветшавшей одноименной деревянной церкви, в которую в XVII в. была перенесена из соседнего храма икона Флора и Лавра. В честь этой иконы Воскресенский храм стал именоваться Воскресенско-Флоровским. Пятиглавое навершие и отдельно стоявшая колокольня утрачены. Церковь Флора и Лавра находится на берегу Волги возле теплоходного причала. В конце XVI века в тех местах стояла церковь Собора Богородицы и Флора и Лавра. Но она, несомненно, существовала и раньше, так как числилась при княжеских конюшнях, в удельное время вынесенных из кремля из-за недостатка места. Святые Флор и Лавр - покровители лошадей, из этого понятно, почему данная церковь была при конюшнях. Улица, проходившая здесь, называлась Конюшенной. Именно по ней коней приводили к княжескому дворцу. Улица вела к восточным воротам кремля, которые назывались Флоровскими. Храм уцелел после бед и потрясений Смутного времени, и в Писцовых книгах 1663 года значится все та же церковь при конюшнях. Она была деревянная с трапезною, шатровая, об одной главе. В 1762 году ее заменили каменным храмом, построенным на средства прихожан, в котором были престолы Воскресения Христова и Собора Богородицы. Приделу Флора и Лавра места не нашлось, но память о нем всегда была жива, хранилась храмовая икона. До революции она упоминалась под названием либо Воскресенской, либо Воскресенско-Флоровской, и лишь в XX веке сменила имя и стала называться церковью Флора и Лавра. Построена церковь в лучших традициях устоявшейся угличской храмовой архитектуры: высокая, в три «света» (то есть с тремя горизонтальными рядами окон), с небольшими куполами на тонких барабанах. Окна обрамлены вытянутыми кверху наличниками в стиле барокко. В храме было два этажа. Воскресенско- Флоровская каменная двухэтажная, приходская, в верхнем этаже – летняя церковь, в нижнем - теплая, прочна. Престолов два: в холодном - в честь Воскресения Христова, в нижнем теплом - в честь Собора Пресвятой Богородицы. Построена в 1762 г. тщанием прихожан. Особо чтимая икона храмовая – Собор Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=02888

В числе опубликованных к тому времени ответов «на вопрос г. Дорощенко» И.М. Покровский упомянул помещённое 12 июля 1904 г. в той же газете «Новости» письмо священника П. Саара, а также напечатанную 22 июля 1904 г. в газете «Казанский Телеграф» статью Н.Ф. Юшкова, в которой тот, по словам И.М. Покровского, «слишком кратко и невнимательно» повторил положения статьи 1858 г. «Казанская чудотворная икона Божией Матери», неверно приписав её авторство профессору ИКУ А.П. Щапову (1831 - 1876).(27) В дальнейшем упоминания о А.П. Щапове появились и в других статьях, посвящённых Казанской иконе Божией Матери.(28) Достаточно нелицеприятно оценил И.М. Покровский позицию известного своими работами по церковной истории и истории г. Москвы священника Н.А. Романского (1851 - после 1917), который по состоянию на 1904 г. служил в Крестовоздвиженском соборе Московского Ново-Алексеевского монастыря. «Между тем, - писал И.М. Покровский со ссылкой на 29 за 1904 г. " Московских Церковных Ведомостей " , - священник одной из московских церквей, о. Н. Романский в своём слове, 8-го июля, в день праздника явления Казанской иконы Богоматери, ни словом не обмолвившись о великом казанском и всероссийском горе - святотатственном похищении явленной иконы, продолжает вводить в заблуждение слушателей и читателей его слова, говоря, что икона Божией Матери, явившаяся в Казани, населённой магометанами и язычниками, в начале XVII в. была перенесена в Москву, а отсюда по повелению Петра I в Петербург, где пребывает и ныне».(29) В то же время, в 27 за 1904 г. «Прибавлений к Церковным Ведомостям» была опубликована статья известного богослова и историка, протоиерея В.И. Жмакина (1853 - 1907) «Церкви в С.-Петербурге, основанные в царствование Анны Иоанновны», где он, помимо прочего, обращал внимание на отсутствие документальных свидетельств того, «что икона находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе, есть подлинная явленная, чудотворно явившаяся в Казани в 1579 г., в смутное время (1612 - 1613 г.) перенесённая в Москву, и отсюда в 1710 г. по повелению Петра I перенесённая в Петербург».(30)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010