Псков. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Как считали наши предки, Собор во имя Святые Живоначальные Троицы послужил краеугольным камнем для основания сего города. Воздвигнут он был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине 10 века. Родом псковитянка, Ольга одной из первых на Руси приняла крещение. Тогда " прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет… " Второй собор возвел в камне в 12 в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма, который он подарил Богу и псковичам). Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в Псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы. Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия. Псковичи воспринимали свой город земным подобием Града Небесного («яко же Горний Иерусалим») и величали его Домом Святой Троицы. Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), кафедральный, шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в 18 веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца 19 века, собор сохранил первоначальное решение. Высок и затейлив иконостас в 7 (!) ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии. Мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других — хранятся в раке. В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей пскович». Святая Троица — настоящее сердце стольного града Пскова.

http://sobory.ru/article/?object=00256

В Москве есть храм, который особо напоминает нам о том, о чем мы говорим сегодня - о милосердии Божией Матери. Это храм в честь иконы Всех скорбящих Радость. Нашу Чирскую икону тоже можно назвать «Всех скорбящих Радость». В этом московском храме на Ордынке совсем недавно произошла история 1 , известная многим в Москве, засвидетельствованная и прихожанами храма и священниками. Одна женщина пришла в храм в страшном горе. Она рассказала, что её мама, которая по старости уже не выходила из дома, попросила сделать ей профилактическую прививку. Но эта женщина – ее дочь категорически отказала ей, считая прививку делом неприемлемым по каким-то своим убеждениям. Сколько мать ни просила, дочь, думая, что спасает мать, была непреклонна. Вскоре эта женщина где-то заразилась ковидом. Переболела легко. Но она заразила свою мать, которую в тяжёлом состоянии увезли в больницу. Мать звонила и умоляла дочь приехать, но в инфекционную больницу женщину, конечно, не пускали. Мать умерла. Еще эта женщина заразила свою соседку, которая тоже умерла. Женщина пришла в храм и спрашивала у священника, как ей жить дальше. Я сердечно благодарю всех вас, кто заботится друг о друге. Это милосердие, это исполнение послушания Господу и Пречистой Его Матери делом, а не жизнь своими часто суеверными мудрованиями и, как говорят Святые отцы, «мнениями». Любовь – это не сентиментальное чувство; это разумное и великое Божие дело. Матерь Божия даёт нам знамение Своей иконой - слезами, истекшими от Чирской иконы Божией Матери – что Она с нами в наших бедах и скорбях. В XV веке моровое поветрие прошло через какое-то время. Сердца человеческие смягчились, потому что когда Господь видит страшное ожесточение человеческих сердец, Он отходит от жестокого человечества и попускаются беды. Будем же и мы всегда милостивы друг к другу не по своему мудрованию, а так как нас учит Евангелие и Святая Церковь! Рейтинг: 9.4 Голосов: 108 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Павел 1 августа 2021, 10:31

http://pravoslavie.ru/140844.html

Поддубецкая . Подкаменецкая . Подлеская 234 . Подольская (в Успенской церк. г. Житомира). Пожайская 2 июл. 1477. Покров Пресв. Богородицы 235 1 окт. 392–394. Положение ризы Пресвятые Богородицы 2 июл. 243, 1512. Положение пояса Пресвятые Богородицы 31 авг. 385. Полонская Смоленская 236 28 июл. Полыньковая 237 20 апр. Помощь в родах 238 26 дек. Попская 239 12 янв. Портаитисса . – См. Иверская. Похвала Богородицы или Дионисиатская 240 в субботу 5-й седм. Вел. поста. Почаевская 8 снт. 1434, 1435, 1548. Предвозвестительница Акафистная. – См. Зографская Акафистная. Предвозвестительница Живоприятная. – См. Живоприятная. Предвозвестительница Костамонитская 241 1 авг. Предста Царица . – См. «Царь царем». Прежде рождества и по рождестве Дева 17 окт. 1486. Призри на смирение 242 16 снт. Прилуцкая . Прусиотисса 243 22 авг. Пряжевская 244 29 июня. 1472. Псково-Печерская Умиление 7 окт. 1523. Псково-Покровская 245 1 окт. Псковская Смоленская 246 28 июл. Псковская Чирская или Черская 16 июл. 269. Пугинская . Пустынская или Патриаршая. – См. Патриаршая. Путивльская 2 мая. 1474. Радость ангелов . Радость скорбящих или Всех скорбящих Радость. – См. Всех скорбящих Радость. Раменская Грузинская 22 авг. 1452. Раковская 247 24 июн. Ратьковская или Руденская 12 окт. 1468, 1531. Ревуцкая 248 Решневская 249 24 июн. Ржавская 250 24 мая. Ржевская . – См. Оковецкая. Римская или Лиддская 251 12 мрт. Рожецкая . 1520. Рождество Богородицы 8 снт. 349–351, 1426. Ростовская Владимирская. – См. Владимирская Ростовская. Ругодивская . Руденская . – См. Ратьковская. Рышновская . Репицкая 252 12 июн. Рядитенская 253 6 июл. Рязанская . – См. Муромская. Савинацкая (в православном мон. Савинаце, в Далматии, в заливе Бокторском). Сайданайская или Садданэйская 254 . Свирская 255 . Свенская Печерская 3 мая. 1516. Святогорская Одигитрия. – См. Одигитрия. Святогорская Умиление 19 мрт. 1523. Свято-Ильинская 256 10 мрт. Себежская (в с. Липках, Смолен. еп.). Седмигородная Успение 15 авг. 1432. Седмиезерная Смоленская 13 окт. 1453.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

+ Устюжская – Благовещение, 1290 года, 8 июля Утешительница Скорбящих, 24 октября + Утоли моя печали, 1640 г., 25 января Фалковичская, 15 августа + Феодоровская – 1239 г., 14 марта Феодоровская – в с. Дмитровец, 1812 г., 14 марта + Феодоровская-Городецкая, 14 марта Феодоровская-Костромская, 1613 г., 16 августа + Феодотьевская, 1487 г., 2 июля Филафет – Правдолюбие, 15 августа + Филермская, 1799 г., 12 октября Флорищевская- Владимирская, 26 августа + Хахульская, 15 августа + Холмская, XIII века, 8 сентября Христофоровская, XVI века, 28 июля + Царевококшайская-Мироносицкая, 1647 г., 1 мая + Цареградская, 25 апреля Цареградская, 1071 г., 17 сентября + Цесарская, 792 г., 9 апреля Цесарская-Боровская, 30 мая + Целительница Целительница, IV века, 18 сентября + Цикланская, IV века, 15 августа + Ченстоховская, 6 марта Ченстоховская – в Сыроватке, 6 марта + Черниговская-Гефсиманская, 1860 г., 1 сентября Черниговская-Елецкая, 1060 г., 5 февраля Черниговская-Ильинская, 1658 года, 16 апреля Честнокрестная – в г. Грубешове, 14 сентября + Чирская, или Псковская, 1420 года, 16 июля Численская + Численская, 30 октября Чистительная, IV века, 9 июля Чудесно изобразившаяся – в Молдавии + Чухломская, или Галичская, 1350 г., 20 июля Шестоковская, 6 марта + Шуйская Одигитрия, 28 июля Шуйская-Смоленская, 11 июля + Югская, 28 июля + Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию, 1383 г., 14 августа + Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, XIV века, 24 августа Якобштадтская Яноборская, в неделю Всех святых + Ярмарковая, или Густынская0 + Ярославская, XIII века, 8 июня + Ярославская-Казанская, 1588 г., 8 июля Ярославская-Печерская, 14 мая Яскинская, 682 г., 3 мая Ястребская, IV века, 9 июля + Яхромская, 1482 г., 14 октября3 Читать далее Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

28 Карамзина Ист. Гос. Росс., т. III, прим. 244 и 369. К числу новг. иконописцев XII–XIII века должно отнести священника Вознесенской церкви, написавшего изображения на пергам. евангелии Предтеченского попина Максима в новг. Соф. библиотеке. 30 Икона сия с надписью в новг. Сковородском монастыре, к которому приписан упразднённый Липенский. 31 Ист. русск. иконописания Д. Равинского, стр. 3. Древн. Росс. Госуд. Отд. III, стр. XXVI, где объясняются слова – на ропашном углу словами: на углу кирки. 32 Новг. лет. под 6950 год, Никон. V, 158. И в псковск. II летописи (стр. 43) упоминается также об иконе на злате, которую в конце XV века владыка Геннадий послал в дар Псковичам. 33 Полн. Собр. Русск. лет., т. VI, стр. 204. Об арх. Макарии сказано: «предивный и пречудный Макарий, митрополит московский и всея России, писаше многия святыя иконы и жития святых отец. Той бе Макарий митрополит написа образ Успения пресвятыя Богородицы, и на соборе правило изложи о писании икон». Исслед. о русск. иконоп., кн. II, прилож. стр. 14. Ко времени арх. Макария относится, между прочим, настенное росписание Соф. собора, и украшение его внутри (Полн. Собр. Р. лет., VI, стр. 285). 42 В архиве Новг. каз. палаты служивая или кабальная запись, 3 сент. 1615 г., от иконника Ивана Степанова Дранишникова Киприану, архимандриту Хутынского монастыря, и явка этой записи 6 января 1628 г., когда Киприан был уже новг. митрополитом. См. Временник, кн. 25, смесь, стр. 2–4. 43 Подл. царская грамота 7149 года 9 сентября на имя митр. Аффония в консист. архиве старых дел. 48 Дска синодичная с надписью в новг. Троицкой церкви. Тому же иконописцу Луке принадлежит и синодик, писанный им в 1673 году, как можно заключать из надписи. 49 Икона с надписью в новг. Воскресенской церкви на Мячине. Тот же Михаил Корнилиев с другими новг. иконописцами Василием Макарьевым, Петром Стефановым и Григорием Михайловым в 1680 году писал образ благовещения пресв. Богородицы, находящийся в Троицкой церкви города Старой Русы. 51 Таковы: Михаил и Наум Девятые, Матвей и Степан Дементьевы, Иван и Семён, Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Алексея Комнена (1081–1118), а потом, по изволению Богоматери, передана на о. Кипр, где император построил обитель иноков с великим храмом на горе Киккос. Икона сия, неизвестно с какого времени, до половины закрыта пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что лика Богоматери и лика Божественного Младенца никто никогда не может и не дерзает видеть. Так как по этому описанию Богомладенец находится с правой стороны, а на изображении 9 июля в книжке: Изображения икон Пресвят. Богородицы на левой, то Киккская Милостивая отлична от изображенной 9 июля и самая история ее в означенной книжке темна и не сходится с историею в книге: Слава Пресвятой Владычицы. Есть в книжке: Изображения икон Богоматери третие изображение Богоматери 26 декабря, под названием Киккская (икона). Богородица держит Богомладенца с правой стороны, Богомладенец держит свернутый свиток. В кратком сказании говорится, что эта икона при импер. Алексие Комнене, по особенному повелению Богородицы, перенесена на остров Кипр, где и устроена в честь Ее обитель, именуемая Киккская. Точное изображение Ея есть де во Флорищевой пустыне (Владимирской епархии). Во Флорищевой пустыне, как мы сами видели, есть изображение Богоматери с греч. надписью: Милующая Киккская ( Ελεοσα Κυκκιοτσσα), но Богомладенец держит развернутую хартию, на которой написано: Дух Господень на мне Его же ради помаза Мя и проч., но эти слова уже на русском языке. Таковая же икона находится в церкви Зосимы и Савватия в той же пустыне, (а не в Знаменском монастыре Гороховецком), обе, как местные иконы, по левую сторону царских врат. Эта икона, по изображению та же, что на Афоне, стала называться после: Достойно есть и на Афонской есть надпись Ελεοσα, Милующая, но без прибавления кикиотисса. Мы выразили мнение, что Милующая, чтимая издревле на Востоке, смешивалась в России с Милующею Киккскою, то есть, Кипрскою. Теперь приходим в тому мнению, что известная в России в XVII в. Кипрская-Киккская есть та же, которая в последнее время сделалась у нас известною под именем: Достойно есть, и что изображение Киккской под 26 декабря в книжке: Изображения икон Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

У северной стены храма находилось Распятие Господа Иисуса Христа с изображениями предстоящих Божией Матери и святого Иоанна Богослова, «украшенными стеклянными камнями и позлащенными резными звездами, устроенное во весь рост, осеняемое рипидами, которые поддерживают по сторонам изображенные Ангелы. Над венцом Спасителя находится разное малое изображение сидения Христа одесную Отца, по сторонам, в сиянии, два резные венца, один терновый, другой царский; пространство между крестом и предстоящими занято резными изображениями зданий града Иерусалима, гор каменистых, разноцветных путей, растений и плодов Палестины. По углам находятся резные изображения четырех Евангелистов…» . Перед правым клиросом, на особом аналое располагалась серебряная рака с частицами мощей преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила Тверского. На одной из сторон раки содержалась следующая надпись: «Сия рака устроена тщанием Московской купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой, в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 года» . В приделе святого Иоанна Предтечи иконостас деревянный, в один ярус, местами с резьбой, местами вызолоченный. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя с предстоящими преподобными Сергием и Варлаамом, икона Рождества святого Иоанна Крестителя. По левую сторону – Боголюбская икона Божией Матери, на северных вратах икона архистратига Михаила . В церкви святителя Николая Чудотворца иконостас деревянный, в три яруса с резьбой. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле, на южной двери икона превосвященника Аарона, за ней – икона святого Николая. На южной стене – икона Сретения Господня. По левую сторону от царских врат – Владимирская икона Божией Матери, на северной двери – икона святого царя и священника Мельхиседека, затем икона святого Димитрия Солунского. На северной стене – икона Всех Святых. На южной стороне в киоте за стеклом – икона святого Иоанна Воина, на южной же стене за правым клиросом – икона святого князя Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской.

http://pravoslavie.ru/67954.html

С 1943 по 2005 годы иконостас был двухъярусный. На белом фоне, украшенном гипсовой лепкой с позолотой, в нижнем ряду, справа от алтарных Царских Врат, находилась икона Спасителя в полный рост, за ней — храмовая икона Воскресения Христова. На южной боковой алтарной двери располагался образ Архистратига Михаила с огненным мечом в правой руке. Далее висела большая икона святителя Николая, прямо над левым клиросом. На задней стене левого клироса находилась чудотворная икона Иверской Бо­жией Матери, писанная на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре. Слева от Царских Врат на ико­ностасе располагались Валаамская икона Божией Матери и икона По­крова Пресвятой Богородицы. Много трудов на реконструк­цию храма и обретение им нового благолепия положил протоиерей Виталий Веселый. Он переобору­довал иконостас, заменив старый двухъярусный на трехъярусный. В центральной части храма в 2008-2009 годах была произведе­на роспись потолка и задней стены храма братьями Олегом Телицыным и Виталием Душиным. В простен­ках окон были размещены иконы, принадлежащие старому иконоста­су нижнего яруса. Так, в простенке последнего окна слева находится икона Покрова пресвятой Богородицы. Перечислим особо почитаемые большие иконы на левой стене центральной части храма. Среди них есть две, которые по харак­теру письма являются католи­ческими. Это икона «Распятие Господне» и икона Пресвятой Богородицы, на коленях которой сидит Младенец-Спаситель со скрещенными ножками. Напротив заняла место икона особо почитаемых воинов-мучеников: великомученика Георгия Победоносца, мученика Иоанна Воина и великомученика Димит­рия Солунского. Далее, по направлению ко входу, находится очень большая по размерам икона пророка Илии. Таких больших образов в храме во­семь — по четыре на каждой стене. За иконой пророка Илии следует икона великомученицы Варвары, а за ней — святителя Димитрия Ростовского, наконец, ближе всех к задней стене, слева — икона ар­хангела Гавриила в полный рост, как и все остальные изображения. На противоположной сте­не, справа, напротив колонны находится икона Воскресения Христова, которую написал в 1997 году для алтаря храма Ни­колай Александрович Капинос.

http://sobory.ru/article/?object=20051

В приделе во имя Преображения Господня иконостас четырех ярусный, посредине царские врата резные с ажурным сверху украшением и с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. По правую сторону царских врат икона Спасителя в серебряно – позолоченной ризе, вышиною 2 аршина, а шириною 1 аршин, на южных дверях – Архистратиг Гавриил, затем, икона Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. По левую сторону царских врат – Тихвинская икона Божией Матери живописной работы, в серебряно-позолоченной ризе; на северных дверях – Архистратиг Михаил, затем икона св. великомученика Пантелеймона, на кипарисной доске, с изображением чудес его. Во втором ярусе иконы двунадесятых праздников, а посредине, над царскими вратами, изображенье Тайной Вечери. В третьем ярусе, посреди иконостаса, над царскими вратами, икона Спасителя с предстоящими: Божьей Матерью и Иоанном Предтечею, по правую сторону, апостолов: Павла, Матвея, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа и Фомы; по левую сторону, апостолов: Петра, Иоанна Богослова, Симона Зилота, Иакова Алфеева и Иуды не искариотского. В четвертом ярусе, посредине, над царскими вратами, изображение Святой Троицы, по правую сторону пророк, царь Давид, и еще один из пророков, по левую сторону пророк Моисей и еще один из пророков, над этими иконами иконы пророков в круглых рамках. Придел в честь Божией Матери (Владимирской Ее иконы). Иконостас трехъярусный. Царские врата резные, с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. Но правую сторону царских врат икона Спасителя в рост, с благословляющей рукою и Евангелием, затем икона митрополита Алексея; по левую сторону царских врат икона Божией Матери с предвечным младенцем, на северной двери икона митрополита Петра. Во втором ярусе, над царскими вратами, изображение Тайной Вечери, по правую сторону Смоленская Икона Божией Матери и Преподобный Сергий, а по левую сторону икона Божией Матери (Утоли моя печали) святого князя Владимира и Александра Невского. В третьем ярусе, посредине, над царскими вратами, икона Божией Матери с окружающими Ее ангелами, по правую сторону – Василий Великий и святитель Тихона Задонского в круглой рамке, а по левую сторону Иоанн Златоуст и икона святителя Митрофана Воронежского . Сбоку правого клироса храмовая икона Божьей Матери (с изображением ее жизнеописания).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, по молитвам перед чудотворным образом Почаевская обитель была спасена от нашествия татарского хана Нурредин. Во время пения акафиста над храмом внезапно явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором в руках. Татары стали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал», — рассказал отец Виктор. Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери с момента своего явления в 1739 году помогала страдающим лихорадкой. «Вода, которой омывали икону, получала чудодейственную силу, а пьющие ее получали исцеление. Иконографической особенностью данного способа является то, что в разных списках Богородица изображается в мафории, в короне или с непокрытой головой», — говорит спикер Киевской Митрополии УПЦ. Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери стала защитницей Одессы во время Крымской войны. «При осаде города британским флотом одесситы, с благословения святителя Иннокентия Херсонского, крестным ходом перенесли икону из села Касперова и пронесли по улицам города. Заступничеством Пресвятой Богородицы Одесса осталась невредимой, а через полгода осада была снята», — рассказал отец Виктор. Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери была явлена во сне святителю Иоасафу Белгородскому и найдена им вблизи города Изюм. «По молитвам перед чудотворным образом была остановлена эпидемия холеры в Харьковской губернии в 1830 году. Во время Первой мировой войны икона находилась в ставке верховного командования несколько месяцев до конца 1915 года. В этот период поражений на фронте не было, а наоборот, одерживали победы», — отметил архимандрит. Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери относится к XIX веку. «Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы в 1844 году по открытии монастыря, очень понравилась Святогорская обитель.

http://pravmir.ru/sem-chudotvornyih-ikon...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010