Псков. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Как считали наши предки, Собор во имя Святые Живоначальные Троицы послужил краеугольным камнем для основания сего города. Воздвигнут он был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине 10 века. Родом псковитянка, Ольга одной из первых на Руси приняла крещение. Тогда " прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет… " Второй собор возвел в камне в 12 в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма, который он подарил Богу и псковичам). Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в Псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы. Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия. Псковичи воспринимали свой город земным подобием Града Небесного («яко же Горний Иерусалим») и величали его Домом Святой Троицы. Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), кафедральный, шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в 18 веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца 19 века, собор сохранил первоначальное решение. Высок и затейлив иконостас в 7 (!) ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии. Мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других — хранятся в раке. В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей пскович». Святая Троица — настоящее сердце стольного града Пскова. |
В Москве есть храм, который особо напоминает нам о том, о чем мы говорим сегодня - о милосердии Божией Матери. Это храм в честь иконы Всех скорбящих Радость. Нашу Чирскую икону тоже можно назвать «Всех скорбящих Радость». В этом московском храме на Ордынке совсем недавно произошла история 1 , известная многим в Москве, засвидетельствованная и прихожанами храма и священниками. Одна женщина пришла в храм в страшном горе. Она рассказала, что её мама, которая по старости уже не выходила из дома, попросила сделать ей профилактическую прививку. Но эта женщина – ее дочь категорически отказала ей, считая прививку делом неприемлемым по каким-то своим убеждениям. Сколько мать ни просила, дочь, думая, что спасает мать, была непреклонна. Вскоре эта женщина где-то заразилась ковидом. Переболела легко. Но она заразила свою мать, которую в тяжёлом состоянии увезли в больницу. Мать звонила и умоляла дочь приехать, но в инфекционную больницу женщину, конечно, не пускали. Мать умерла. Еще эта женщина заразила свою соседку, которая тоже умерла. Женщина пришла в храм и спрашивала у священника, как ей жить дальше. Я сердечно благодарю всех вас, кто заботится друг о друге. Это милосердие, это исполнение послушания Господу и Пречистой Его Матери делом, а не жизнь своими часто суеверными мудрованиями и, как говорят Святые отцы, «мнениями». Любовь – это не сентиментальное чувство; это разумное и великое Божие дело. Матерь Божия даёт нам знамение Своей иконой - слезами, истекшими от Чирской иконы Божией Матери – что Она с нами в наших бедах и скорбях. В XV веке моровое поветрие прошло через какое-то время. Сердца человеческие смягчились, потому что когда Господь видит страшное ожесточение человеческих сердец, Он отходит от жестокого человечества и попускаются беды. Будем же и мы всегда милостивы друг к другу не по своему мудрованию, а так как нас учит Евангелие и Святая Церковь! Рейтинг: 9.4 Голосов: 108 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Павел 1 августа 2021, 10:31 |
Поддубецкая . Подкаменецкая . Подлеская 234 . Подольская (в Успенской церк. г. Житомира). Пожайская 2 июл. 1477. Покров Пресв. Богородицы 235 1 окт. 392–394. Положение ризы Пресвятые Богородицы 2 июл. 243, 1512. Положение пояса Пресвятые Богородицы 31 авг. 385. Полонская Смоленская 236 28 июл. Полыньковая 237 20 апр. Помощь в родах 238 26 дек. Попская 239 12 янв. Портаитисса . – См. Иверская. Похвала Богородицы или Дионисиатская 240 в субботу 5-й седм. Вел. поста. Почаевская 8 снт. 1434, 1435, 1548. Предвозвестительница Акафистная. – См. Зографская Акафистная. Предвозвестительница Живоприятная. – См. Живоприятная. Предвозвестительница Костамонитская 241 1 авг. Предста Царица . – См. «Царь царем». Прежде рождества и по рождестве Дева 17 окт. 1486. Призри на смирение 242 16 снт. Прилуцкая . Прусиотисса 243 22 авг. Пряжевская 244 29 июня. 1472. Псково-Печерская Умиление 7 окт. 1523. Псково-Покровская 245 1 окт. Псковская Смоленская 246 28 июл. Псковская Чирская или Черская 16 июл. 269. Пугинская . Пустынская или Патриаршая. – См. Патриаршая. Путивльская 2 мая. 1474. Радость ангелов . Радость скорбящих или Всех скорбящих Радость. – См. Всех скорбящих Радость. Раменская Грузинская 22 авг. 1452. Раковская 247 24 июн. Ратьковская или Руденская 12 окт. 1468, 1531. Ревуцкая 248 Решневская 249 24 июн. Ржавская 250 24 мая. Ржевская . – См. Оковецкая. Римская или Лиддская 251 12 мрт. Рожецкая . 1520. Рождество Богородицы 8 снт. 349–351, 1426. Ростовская Владимирская. – См. Владимирская Ростовская. Ругодивская . Руденская . – См. Ратьковская. Рышновская . Репицкая 252 12 июн. Рядитенская 253 6 июл. Рязанская . – См. Муромская. Савинацкая (в православном мон. Савинаце, в Далматии, в заливе Бокторском). Сайданайская или Садданэйская 254 . Свирская 255 . Свенская Печерская 3 мая. 1516. Святогорская Одигитрия. – См. Одигитрия. Святогорская Умиление 19 мрт. 1523. Свято-Ильинская 256 10 мрт. Себежская (в с. Липках, Смолен. еп.). Седмигородная Успение 15 авг. 1432. Седмиезерная Смоленская 13 окт. 1453. |
+ Устюжская – Благовещение, 1290 года, 8 июля Утешительница Скорбящих, 24 октября + Утоли моя печали, 1640 г., 25 января Фалковичская, 15 августа + Феодоровская – 1239 г., 14 марта Феодоровская – в с. Дмитровец, 1812 г., 14 марта + Феодоровская-Городецкая, 14 марта Феодоровская-Костромская, 1613 г., 16 августа + Феодотьевская, 1487 г., 2 июля Филафет – Правдолюбие, 15 августа + Филермская, 1799 г., 12 октября Флорищевская- Владимирская, 26 августа + Хахульская, 15 августа + Холмская, XIII века, 8 сентября Христофоровская, XVI века, 28 июля + Царевококшайская-Мироносицкая, 1647 г., 1 мая + Цареградская, 25 апреля Цареградская, 1071 г., 17 сентября + Цесарская, 792 г., 9 апреля Цесарская-Боровская, 30 мая + Целительница Целительница, IV века, 18 сентября + Цикланская, IV века, 15 августа + Ченстоховская, 6 марта Ченстоховская – в Сыроватке, 6 марта + Черниговская-Гефсиманская, 1860 г., 1 сентября Черниговская-Елецкая, 1060 г., 5 февраля Черниговская-Ильинская, 1658 года, 16 апреля Честнокрестная – в г. Грубешове, 14 сентября + Чирская, или Псковская, 1420 года, 16 июля Численская + Численская, 30 октября Чистительная, IV века, 9 июля Чудесно изобразившаяся – в Молдавии + Чухломская, или Галичская, 1350 г., 20 июля Шестоковская, 6 марта + Шуйская Одигитрия, 28 июля Шуйская-Смоленская, 11 июля + Югская, 28 июля + Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию, 1383 г., 14 августа + Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, XIV века, 24 августа Якобштадтская Яноборская, в неделю Всех святых + Ярмарковая, или Густынская0 + Ярославская, XIII века, 8 июня + Ярославская-Казанская, 1588 г., 8 июля Ярославская-Печерская, 14 мая Яскинская, 682 г., 3 мая Ястребская, IV века, 9 июля + Яхромская, 1482 г., 14 октября3 Читать далее Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372 |
28 Карамзина Ист. Гос. Росс., т. III, прим. 244 и 369. К числу новг. иконописцев XII–XIII века должно отнести священника Вознесенской церкви, написавшего изображения на пергам. евангелии Предтеченского попина Максима в новг. Соф. библиотеке. 30 Икона сия с надписью в новг. Сковородском монастыре, к которому приписан упразднённый Липенский. 31 Ист. русск. иконописания Д. Равинского, стр. 3. Древн. Росс. Госуд. Отд. III, стр. XXVI, где объясняются слова – на ропашном углу словами: на углу кирки. 32 Новг. лет. под 6950 год, Никон. V, 158. И в псковск. II летописи (стр. 43) упоминается также об иконе на злате, которую в конце XV века владыка Геннадий послал в дар Псковичам. 33 Полн. Собр. Русск. лет., т. VI, стр. 204. Об арх. Макарии сказано: «предивный и пречудный Макарий, митрополит московский и всея России, писаше многия святыя иконы и жития святых отец. Той бе Макарий митрополит написа образ Успения пресвятыя Богородицы, и на соборе правило изложи о писании икон». Исслед. о русск. иконоп., кн. II, прилож. стр. 14. Ко времени арх. Макария относится, между прочим, настенное росписание Соф. собора, и украшение его внутри (Полн. Собр. Р. лет., VI, стр. 285). 42 В архиве Новг. каз. палаты служивая или кабальная запись, 3 сент. 1615 г., от иконника Ивана Степанова Дранишникова Киприану, архимандриту Хутынского монастыря, и явка этой записи 6 января 1628 г., когда Киприан был уже новг. митрополитом. См. Временник, кн. 25, смесь, стр. 2–4. 43 Подл. царская грамота 7149 года 9 сентября на имя митр. Аффония в консист. архиве старых дел. 48 Дска синодичная с надписью в новг. Троицкой церкви. Тому же иконописцу Луке принадлежит и синодик, писанный им в 1673 году, как можно заключать из надписи. 49 Икона с надписью в новг. Воскресенской церкви на Мячине. Тот же Михаил Корнилиев с другими новг. иконописцами Василием Макарьевым, Петром Стефановым и Григорием Михайловым в 1680 году писал образ благовещения пресв. Богородицы, находящийся в Троицкой церкви города Старой Русы. 51 Таковы: Михаил и Наум Девятые, Матвей и Степан Дементьевы, Иван и Семён, Ист. |
Алексея Комнена (1081–1118), а потом, по изволению Богоматери, передана на о. Кипр, где император построил обитель иноков с великим храмом на горе Киккос. Икона сия, неизвестно с какого времени, до половины закрыта пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что лика Богоматери и лика Божественного Младенца никто никогда не может и не дерзает видеть. Так как по этому описанию Богомладенец находится с правой стороны, а на изображении 9 июля в книжке: Изображения икон Пресвят. Богородицы на левой, то Киккская Милостивая отлична от изображенной 9 июля и самая история ее в означенной книжке темна и не сходится с историею в книге: Слава Пресвятой Владычицы. Есть в книжке: Изображения икон Богоматери третие изображение Богоматери 26 декабря, под названием Киккская (икона). Богородица держит Богомладенца с правой стороны, Богомладенец держит свернутый свиток. В кратком сказании говорится, что эта икона при импер. Алексие Комнене, по особенному повелению Богородицы, перенесена на остров Кипр, где и устроена в честь Ее обитель, именуемая Киккская. Точное изображение Ея есть де во Флорищевой пустыне (Владимирской епархии). Во Флорищевой пустыне, как мы сами видели, есть изображение Богоматери с греч. надписью: Милующая Киккская ( Ελεοσα Κυκκιοτσσα), но Богомладенец держит развернутую хартию, на которой написано: Дух Господень на мне Его же ради помаза Мя и проч., но эти слова уже на русском языке. Таковая же икона находится в церкви Зосимы и Савватия в той же пустыне, (а не в Знаменском монастыре Гороховецком), обе, как местные иконы, по левую сторону царских врат. Эта икона, по изображению та же, что на Афоне, стала называться после: Достойно есть и на Афонской есть надпись Ελεοσα, Милующая, но без прибавления кикиотисса. Мы выразили мнение, что Милующая, чтимая издревле на Востоке, смешивалась в России с Милующею Киккскою, то есть, Кипрскою. Теперь приходим в тому мнению, что известная в России в XVII в. Кипрская-Киккская есть та же, которая в последнее время сделалась у нас известною под именем: Достойно есть, и что изображение Киккской под 26 декабря в книжке: Изображения икон Пресв. |
У северной стены храма находилось Распятие Господа Иисуса Христа с изображениями предстоящих Божией Матери и святого Иоанна Богослова, «украшенными стеклянными камнями и позлащенными резными звездами, устроенное во весь рост, осеняемое рипидами, которые поддерживают по сторонам изображенные Ангелы. Над венцом Спасителя находится разное малое изображение сидения Христа одесную Отца, по сторонам, в сиянии, два резные венца, один терновый, другой царский; пространство между крестом и предстоящими занято резными изображениями зданий града Иерусалима, гор каменистых, разноцветных путей, растений и плодов Палестины. По углам находятся резные изображения четырех Евангелистов…» . Перед правым клиросом, на особом аналое располагалась серебряная рака с частицами мощей преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила Тверского. На одной из сторон раки содержалась следующая надпись: «Сия рака устроена тщанием Московской купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой, в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 года» . В приделе святого Иоанна Предтечи иконостас деревянный, в один ярус, местами с резьбой, местами вызолоченный. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя с предстоящими преподобными Сергием и Варлаамом, икона Рождества святого Иоанна Крестителя. По левую сторону – Боголюбская икона Божией Матери, на северных вратах икона архистратига Михаила . В церкви святителя Николая Чудотворца иконостас деревянный, в три яруса с резьбой. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле, на южной двери икона превосвященника Аарона, за ней – икона святого Николая. На южной стене – икона Сретения Господня. По левую сторону от царских врат – Владимирская икона Божией Матери, на северной двери – икона святого царя и священника Мельхиседека, затем икона святого Димитрия Солунского. На северной стене – икона Всех Святых. На южной стороне в киоте за стеклом – икона святого Иоанна Воина, на южной же стене за правым клиросом – икона святого князя Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской. |
С 1943 по 2005 годы иконостас был двухъярусный. На белом фоне, украшенном гипсовой лепкой с позолотой, в нижнем ряду, справа от алтарных Царских Врат, находилась икона Спасителя в полный рост, за ней — храмовая икона Воскресения Христова. На южной боковой алтарной двери располагался образ Архистратига Михаила с огненным мечом в правой руке. Далее висела большая икона святителя Николая, прямо над левым клиросом. На задней стене левого клироса находилась чудотворная икона Иверской Божией Матери, писанная на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре. Слева от Царских Врат на иконостасе располагались Валаамская икона Божией Матери и икона Покрова Пресвятой Богородицы. Много трудов на реконструкцию храма и обретение им нового благолепия положил протоиерей Виталий Веселый. Он переоборудовал иконостас, заменив старый двухъярусный на трехъярусный. В центральной части храма в 2008-2009 годах была произведена роспись потолка и задней стены храма братьями Олегом Телицыным и Виталием Душиным. В простенках окон были размещены иконы, принадлежащие старому иконостасу нижнего яруса. Так, в простенке последнего окна слева находится икона Покрова пресвятой Богородицы. Перечислим особо почитаемые большие иконы на левой стене центральной части храма. Среди них есть две, которые по характеру письма являются католическими. Это икона «Распятие Господне» и икона Пресвятой Богородицы, на коленях которой сидит Младенец-Спаситель со скрещенными ножками. Напротив заняла место икона особо почитаемых воинов-мучеников: великомученика Георгия Победоносца, мученика Иоанна Воина и великомученика Димитрия Солунского. Далее, по направлению ко входу, находится очень большая по размерам икона пророка Илии. Таких больших образов в храме восемь — по четыре на каждой стене. За иконой пророка Илии следует икона великомученицы Варвары, а за ней — святителя Димитрия Ростовского, наконец, ближе всех к задней стене, слева — икона архангела Гавриила в полный рост, как и все остальные изображения. На противоположной стене, справа, напротив колонны находится икона Воскресения Христова, которую написал в 1997 году для алтаря храма Николай Александрович Капинос. |
В приделе во имя Преображения Господня иконостас четырех ярусный, посредине царские врата резные с ажурным сверху украшением и с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. По правую сторону царских врат икона Спасителя в серебряно – позолоченной ризе, вышиною 2 аршина, а шириною 1 аршин, на южных дверях – Архистратиг Гавриил, затем, икона Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. По левую сторону царских врат – Тихвинская икона Божией Матери живописной работы, в серебряно-позолоченной ризе; на северных дверях – Архистратиг Михаил, затем икона св. великомученика Пантелеймона, на кипарисной доске, с изображением чудес его. Во втором ярусе иконы двунадесятых праздников, а посредине, над царскими вратами, изображенье Тайной Вечери. В третьем ярусе, посреди иконостаса, над царскими вратами, икона Спасителя с предстоящими: Божьей Матерью и Иоанном Предтечею, по правую сторону, апостолов: Павла, Матвея, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа и Фомы; по левую сторону, апостолов: Петра, Иоанна Богослова, Симона Зилота, Иакова Алфеева и Иуды не искариотского. В четвертом ярусе, посредине, над царскими вратами, изображение Святой Троицы, по правую сторону пророк, царь Давид, и еще один из пророков, по левую сторону пророк Моисей и еще один из пророков, над этими иконами иконы пророков в круглых рамках. Придел в честь Божией Матери (Владимирской Ее иконы). Иконостас трехъярусный. Царские врата резные, с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. Но правую сторону царских врат икона Спасителя в рост, с благословляющей рукою и Евангелием, затем икона митрополита Алексея; по левую сторону царских врат икона Божией Матери с предвечным младенцем, на северной двери икона митрополита Петра. Во втором ярусе, над царскими вратами, изображение Тайной Вечери, по правую сторону Смоленская Икона Божией Матери и Преподобный Сергий, а по левую сторону икона Божией Матери (Утоли моя печали) святого князя Владимира и Александра Невского. В третьем ярусе, посредине, над царскими вратами, икона Божией Матери с окружающими Ее ангелами, по правую сторону – Василий Великий и святитель Тихона Задонского в круглой рамке, а по левую сторону Иоанн Златоуст и икона святителя Митрофана Воронежского . Сбоку правого клироса храмовая икона Божьей Матери (с изображением ее жизнеописания). |
«Летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, по молитвам перед чудотворным образом Почаевская обитель была спасена от нашествия татарского хана Нурредин. Во время пения акафиста над храмом внезапно явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором в руках. Татары стали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал», — рассказал отец Виктор. Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери с момента своего явления в 1739 году помогала страдающим лихорадкой. «Вода, которой омывали икону, получала чудодейственную силу, а пьющие ее получали исцеление. Иконографической особенностью данного способа является то, что в разных списках Богородица изображается в мафории, в короне или с непокрытой головой», — говорит спикер Киевской Митрополии УПЦ. Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери стала защитницей Одессы во время Крымской войны. «При осаде города британским флотом одесситы, с благословения святителя Иннокентия Херсонского, крестным ходом перенесли икону из села Касперова и пронесли по улицам города. Заступничеством Пресвятой Богородицы Одесса осталась невредимой, а через полгода осада была снята», — рассказал отец Виктор. Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери была явлена во сне святителю Иоасафу Белгородскому и найдена им вблизи города Изюм. «По молитвам перед чудотворным образом была остановлена эпидемия холеры в Харьковской губернии в 1830 году. Во время Первой мировой войны икона находилась в ставке верховного командования несколько месяцев до конца 1915 года. В этот период поражений на фронте не было, а наоборот, одерживали победы», — отметил архимандрит. Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери относится к XIX веку. «Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы в 1844 году по открытии монастыря, очень понравилась Святогорская обитель. |
| |