2 . Диаконы занимали должности десятских при поповских старостах (полагаю это то же, что наши помощники благочинных). Вот об этом свидетельства: при патриархе Иове в 1504 г. определено собором в Москве восьми старостам поповским, у которых под ведением —398— быть у каждого по 40 священников, а у них же по 4 диакона в десятских (А. Э. I 360). Приходить им ежедневно с утра в поповскую избу с десятскими, попов поучать Церк. благочинию, извещать о молебнах (А. Э. II 223) 1757 . Избираются ли и ныне помощники благочинных и из диаконов – я не знаю. 3 . Диаконам наравне со священниками принадлежало право избирать из среды себя поповских старост. В одном памятнике 1674 г. читаем: «попам и дьяконам выбирать меж себя поповского старосту и давать на него выбор за руками всех попов, и этот выбор присылать в Москву в казённый приказ» (А. Э. IV 198). Другой вопрос Ваш о положении вдовствующих диаконов находится в неразрывной связи с вопросом о положении вдовств Священников. – В первый раз запрещение священнодействовать вдовым священникам и диаконам положено было Св. Петром Митрополитом (см. Стогл. гл. 77). После Св. Петра это запрещение повторено Митр. Фотием (Стогл. гл. 78), с предписанием вдовствующим Св. Сл-м вступать в монастырь. Фотиево правило старался поддерживать во всей силе Митр. Феодосий (1461–1465 г. – Собран. Летоп. Т. V. Псковск. 2-я под 1468 годом, а Псковск. 1, под 1194 г.). Но мы должны заметить, что эти первые распоряжения едва ли касались всего русского духовенства, а не только тех местностей, куда были назначаемы, именно Новгорода и Пскова, где стригольники указывали на соблазнительное поведение духовенства, как на одну из причин отделения от Церкви. С начала XVI в. запрещение вдовым Св. Сл-м священнодействовать становится общею мерой, простирающеюся на духовенство всей России. На Соборах Московском 1503 г. и Виленском 1509 г. за- —399— прещено было священнослужение всем православным вдовым Св. Сл-м, с дозволением тем из них, которые живут во вдовстве честно, оставаться при Церквах в качестве чтецов и певцов, и с разрешением приобщаться в алтаре священникам в епитрахили, а диаконам в стихаре с орарём.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Устроение кн. Романом Ростиславичем Смоленским училищ, содержание учителей Греков и латинистов; личные занятия князя: Татищев. Кн. Михаил Юрьевич, внук Мономаха, мог говорить с Греками и Латинами на их языке, как на своем: Татищев. Суд Ростовского еп. Льва и Суздальского еп. Феодора перед имп. Мануилом: Пер.-Сузд. (1164). Пение в Ростове правым клиросом по Славянски, левым по Гречески: Ж. Петра Ордынского. Речь Кузмищи: Ипат. Греческая Надпись на мече в Оружейной Палате. Прибытие из Цареграда на Русь митр. Иоанна, Грека: Густ. Прибытие из Цареграда на Русь митр. Константина: Густ. Позволение имп. Мануила Генуезцам торговать на Руси у Азовского моря. Конюший. Трепет Византии перед Русью: Родословие Русских Государей. Пребывание в Киеве Греков: Сл. О Пол. Игор. Пользование Византиею раздорами и междоусобиями Русских (Σκϑαι): Eust. Thess. Реминисценция о нашествиях Русских (Σκϑαι): Eust. Thess. Бегство Алексея Комнина в Россию, оттуда в Сицилию; трагическая кончина его: Eustath. Thess., Nic. Chon. Новг. I, Coф. I , Псковск. I, Псковск. II. Влияние Руси на имп. Андроника: Nic. Chon., Ephr. Ростовский еп. Николай (Грек): Ипат., Пер.-Сузд. Кончина митр. Константина, Митр. Никифор (Грек?). Бегство имп. Андроника в Россию; арест и казнь его: Nicet. Chon., Ephr. Подтверждение грамоты Генуезцам, с упоминанием Русских. Замужество Евфимии Глебовны за Греческим царевичем (Алексеем Исааковичем?): Лавр., Ипат. Роспись Греками Новгородского храма: Новгор. 1 Принесение из Солуни гробной доски св. Димитрия: Пер.-Сузд. Кончина митр. Никифора. Русские Иерусалимские паломники в Цареграде: Ант. Новг. Послы кн. Романа Волынского в Константинополе: Антоний. Принесение Антонием на Русь святынь: части ризы св. Феодора Стратилата, части мощей св. Власия Севастийского, части камня, находившегося в изголовьи во гробе св. Иоанна Богослова, части Древа Креста Господня, меры Гроба Господня: Антон Новгор. Перевод “Сказания о создании святой Софии”. Митр. Матфей (Грек). Опустошение Половцами Фракии и поражение, нанесенное им союзником Византии, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Кроме записанных, совершилось много и других чудесных знамений на Афоне от Молдавской иконы Богоматери. Чудеса от нее не перестают совершаться и до настоящего времени. Кроме указанной, есть и еще Молдавская икона Богоматери, сведения о которой помещены под 13 числом месяца марта. Икона «Троеручица». Сведения о ней смотри под 28 числом месяца июня. 13 июля Икона «Достойно есть» Сведения об этой иконе помещены под 11 числом месяца июня. 15 июля Икона «Фанеромени», то есть «Явленная» Икона Божией Матери, называющаяся «Фанеромени», что в переводе с греческого значит «Явленная», находится в Кизической, или иначе в Кизикской епархии, на полуострове Капу-Даг, у Мраморного моря. Икона прославлена многочисленными исцелениями. В 1890 году в честь иконы Богоматери «Фанеромени» построен новый храм. 16 июля Чирская или Псковская икона В XV столетии в области Псковского княжества существовало одно селение, или, как говорили в древности у нас, «весь», называвшаяся Черской, или Чирской. В этой веси, в Христорождественской церкви, находилась икона Божией Матери Одигитрия. В 1420 году, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия I Дмитриевича московского, над Псковской областью разразилось большое бедствие — моровое поветрие. Народ пришел в уныние и искал утешения себе в молитвах о помощи к Богу и Царице Небесной. И вот 16 июля 1420 г., в утешение верующих и ободрение малодушных, в Черской Христорождественской церкви совершилось великое знамение: из очес Богоматери, изображенной на находящейся здесь ее иконе, истекли слезы. Молва об этом чуде быстро распространилась среди окрестных жителей, и они во множестве стали стекаться на поклонение новопрославленной иконе. Скоро извещен был об этом и сам князь псковский Феодор Александрович. Он послал в Черскую священников и многих знатных и благоговейных взять оттуда эту икону и принести ее во Псков. Посланные с благоговейным трепетом и великим тщанием исполнили поручение своего князя. Когда во Пскове узнали о приближении святой иконы к городу, то сам князь со всем духовенством и народом вышел за город встретить приближающуюся святыню.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 1, содержатся следующие сведения о церкви: «Село Погребищи при речке Черной находится въ 11 вер. къ югу отъ и известно въ народе подъ разными «Погребищи», «Никола-Яслищи», «Самара». села «Погребищи». Съ такимъ оно известно съ начала XVII Въ то время была уже здесь церковь во имя Николая Чудотворца; съ этой церкви въ 136 (1628) г. въ казенный приказъ платилось дани 14 алтынъ съ деньгою, наместничьихъ, и заезда 4 деньги, а въ 164 (1656) г. дани 19 алтынъ, заезда гривна. Судьбы этой церкви совершенно не известны. Только подъ 1721 г. въ делахъ приказа сохранилась заметка о томъ, что изъ села Погребищъ теплую церковь во имя Пресв. Богородицы велено перенести въ г. на место погорелой Николаевской церкви. Изъ этой заметки видно, что въ селе Погребищахъ въ то время было две церкви: холодная Николаевская и теплая Въ настоящее время, въ Погребищахъ существуетъ каменная церковь; время ея съ не известно; въ местныхъ клировыхъ ведомостяхъ отнесено къ 1758 г. Церковь эта пятиглавая, кресты на главахъ четвероконечные съ цепями, вверху ихъ короны, а внизу полумесяцъ. Колокольня соединена съ церковью; время ея также не известно. Престоловъ въ церкви три: въ холодной во имя Пресвят. Троицы, въ приделахъ теплыхъ во имя святителя Николая и Пресвят. Богородицы. Надъ престоломъ въ Троицкомъ храме на четырехъ колоннахъ съ клеймами вверху и по бокамъ устроена сень. На этомъ престоле антиминсъ съ следующею надписью: самодержавнейшей великой государыни нашея императрицы Екатерины, Алексеевны всея и св. Синода священнодействованъ преосвящ. Павломъ, епископомъ и Муромскимъ в 1767 г.». Источник:  Владимирские епархиальные ведомости. 1886, Изъ св. иконъ пользуется особеннымъ въ приходе икона Николая Чудотворца, письма древняго, и икона Боголюбивой Матери, написанная въ 1848 г. по случаю отъ холеры. Церковные документы хранятся въ целости: метрическихъ книгъ съ 1801 г., исповедныя росписи съ 1829 г. Земли при церкви: пахатной и сенокосной удобной и неудобной 34 дес., 1229 саж.

http://sobory.ru/article/?object=03387

и чудотворная икона Спасителя, сидящего на престоле Св. и чудотвор. икона Господа Вседержителя , сжатою рукою, что в куполе Софийского собора Св. и чудотворная икона св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, что в приделе сих исповедников, в Софийском соборе Св. и чудотворная икона с изображением в лицах псаломского стиха «Предста царица одесную Тебе или царь царем. Св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунскою Св. и чудотворная икона Спасителя, что на сенях церкви во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского Св. и чудотв. Тихвинская икона Божией Матери в той же церкви Св. и чудотв. икона Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кремлевской Покровской церкви Св. и чудотв. икона (настенная) Спасителя, что в Спасской Кремлевской часовне Св. и чудотв. икона святителя и чудотворца Николая, (также настенная) что в Николаевской Кремлевской церкви Чудный крест, находящийся в часовне подле самого почти Кремля Св. и чудотв. икона Знамения Божьей Матери, что в Новгородском Знамен. собор Св. явленная чудотворн. икона святителя и чудотворца Николая, что в Николаевском Дворищенском соборе Св. и чудотв. икона великомученицы Параскевы. именуемой Пятницы, что в Пят-ницкой церкви, приписной к Николаевскому собору Св. чудотворн. образ Спасателя, писанный на алебастре, что в Ильинской градской церкви Св. чудотв. икона Божией Матери весьма похожая на Владимирскую, что в часовне близ Филипповской церкви Св. явленная чудотворн. Смоленская икона Божией Матери, что в Спасской церкви, состоящей подле Знаменского собора Св. и чудотвор, икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Богородице-Рождественской церкви, на Молоткове Св. и чудотв. Тихвинская икона Божьей Матери, что в кладбищенской церкви на Красном поле Св. чудотв. икона Умиления Божией Матери, известная более под имененем Казанской, что в Троицкой градской церкви. Св. чудотворн. храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в Николо-Кочановской или Пантелеймоновсвой церкви. Св. явленная и чудотв. икона св. Семиона- Богоприимца, что в Зверином Девичьем монастыре Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

—195— Свирьской чюдотворець, икона святая Пятница, медью обложена, пядница ж; икона на лазори. пядница ж, чюдо великого Христова мученика Георгиа, да старая икона на лазори ж Козма и Дамиан, да шестодневец старой, на одной иконе весь, на золоте. Да в олтаре две иконы Пречистые, на (об. 22) золоте, пядници ж. Двери царьскые, и столбци и сень старая рез. Благовещение и еваггелисты и на столбцех святители и диакони писано на гладком золоте. Ссосуды священные: потирь и дискосные блюдца и дароносные серебреные. В трапезе деисус над налоем шесть икон Денисьева письма, а седмая икона Спасов образ не его письма. Да по стенам три иконы на золоте: Спас Недреманное око, да две Пречистые, да икона на лазори Спас Нерукотворенной. (об. 23) В церкви под колоколы икон: деисус пять икон болших, на золоте, того ж деисуса, что четыре иконы в старом приделе, письма Денисьева ж. Икона местная болшая Пречистая Одигитриа, на золоте, письмо Денисьево ж. Икона местная ж Пречистые успение, на гладком золоте, письмо Денисьевых детеи и учеников его. Икона болшая ж, на золоте, а на ней писаны преподобные. На тябле икон на золоте пядниц: икона образ Спасов да Пречистая Одигитриа Денисьева письма, икона Спас седячей, икона Алеξей чюдотворец, икона Покров святыя Богородици, икона страстотерпци Христовы Дмитрий да Егорий, икона (л. 24) Артемей Великий да Мина – те три иконы Денисьева ж письма; икона стара Алеξей чюдотворец, икона Василий Парийский, да у него венец сканной, да в венце два камышка червеци да жемчюг, да у него ж гривна серебрена, да у той же иконы пелена отласна. Икона в киоте Пречистая Одигитриа, обложена медью, в венце у Пречистые шесть каменей, а у Младенца в венце два камени, да у Пречистые ж пять гривен, а у Младенца пять же гривен, письмо Денисьево, а крыльца на гладком золоте, писаны на них ликы святых, а одно крылцо горело. А около Пречистые на том же киоте резаны образы святых на кости: деисус и пророци и праздники. Икона на левой стороне Спас седячей, пядница, на золоте ж, с пеленою, да у него ж гривна серебрена, да на (об. 24) налое икона Пречистые Богородици Владимерская, обложена медью. Двери царьскые и сень и столбци на гладком золоте, письмо (зачеркнуто: Денисьевых детей и учеников его и другою рукой приписано): Паисеино. За престолом икона Пречистые Богородици, на золоте, пядница. На северскых дверех благоразумный разбойник писан на красках. Священные сосуды: потирь и дискосные блюдца и дароносные серебрены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При нашествии шведов на новгородские пределы Коневская икона, по благословению Исидора, архиепископа Новгородского, в 1610 году перенесена была в Новгородский Деревяницкий монастырь, в котором ежегодно совершалось 10 июля празднование ее явлению. По изгнании шведов из Карелии Коневский монастырь обновлен был в 1718 году повелением Петра I. Впрочем, икона все еще оставалась в Деревяницком монастыре, под ведением которого до 1760 года состояла Коневская обитель. В царствование уже Павла Петровича, в 1799 году митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил благословил препроводить икону из Деревяницкого монастыря в Коневский. Но прежде возвращения в свою обитель икона в 3-й день июля 1799 г. отправлена была в Санкт-Петербург для возложения на нее сребро-позолоченной ризы. Здесь от иконы были иовые благодатные знамения. Обогащенная усердными приношениями жителей столицы, чудотворная Коневская икона возвратилась 3 сентября того же года в Коневскую обитель, по прошествии 189 лет своего отсутствия из монастыря. С крестным ходом и великим торжеством и радостью Коневская обитель встретила и прпняла к себе свою чудотворную икону Владычицы 630 . День Чирской, или Псковской иконы Богоматери 16 (29) июля Чирская, или Псковская икона Богоматери первоначально находилась в церкви Чирска – веси Псковской губернии, а потому называется Чирской. В 1420 году 16 сентября при державе благоверного великого князя Василия I Димитриевича, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, при Псковском князе Феодоре Александровиче, во время морового поветрия, бывшего во Пскове, от Чирской иконы Богоматери из обоих глаз истекли слезы. Об этом возвестили властям Пскова. Отсюда посланы были священнослужители принестн чудотворную икону во Псков. В сретение ей из города совершен был крестный ход, при стечении многочисленного народа и участии самого князя. Все с благоговением молились. Граждане Пскова на раменах своих внесли икону в город и поставили в соборную церковь Св. Троицы, в соблюдение и утверждение града, и установили ежегодный праздник 16 июля в воспоминание знамения, бывшего от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Да в новом приделе икон пядниц, на гладком золоте, в нижнем ряду: Пречистые Одигитриа, с крылци, Дионисьева письма, а крыльца иного мастера; икона Пречистые Владимерская, обложена серебром; в венце у Пречистые и у Младенца 4 камени, а стоит над гробом княж Петровым Одолбина. Икона новогородцкого письма видение Евлогиево, пядница болшая; прислал игумен Фу(л. 11)тыньской Феодосей, а словет та икона Всенощное. Икона новгородского ж письма: В гробе плотскыи, пядница ж болшая: поставил Касьян архимандрит. Икона Пречистые на престоле с Младенцем и с двема архааггелы, с крылци, пядница болшая; на верхнем поле Троица святая, а на нижнем поле Пахнутей чюдотворец, письмо Дионисьево, а крыльца иного мастера. Икона пядница болшая, с крыльци ж, Спас на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Предтечя да два архааггела, в верхнем поле Троица святая, а по сторонам два апостола, Петр да Павел, а на нижнем поле Сергий чудотворец, Дионисьева письма, а крылци иного мастера, а обе те иконы поставил архимандрит Чудовской Венедикт. Икона пядница болшая, половина (об. 11) шестодневца, а другая половина того же шестодневца, Белоризци, стоит за левым крылосом, в болшем киоте. Да две иконы, шестодневец весь, пядници середние, письмо старое. Икона пядница рожество Пречистые. Икона пядница Соловецкые чудогворци Зосима и Саватей. Да на той же стене, в другом ряду, иконы на гладком золоте: икона образ Пречистые, пядница, кажуть Рублева письма. Икона Предста царица, пядница, образцем своим. Икона Недреманое око, пядница; икона въскресение Христово, пядница ж; икона распятие Христово, пядница; икона въскресение Христово, пядница, да две иконы пядници меншие, шестодневец весь, поставление Варсунофиа Болтина. Икона въскресение Христово да другая Белоризци, старое письмо, (л. 12) пядници. Икона распятие Христово, пядница середняя. Икона на лазори, княз Феодор Смоленьскыи и Ярославьскый з двема сыны. Икона на гладком золоте, пядница, преображение Христово, письмо Денисьево. Да в том же приделе, над Ондреевым гробом Кутузова, образ Пречистые Одигитриа, пядница, обложена серебром, да у ней гривна стара порвана, да пелена тафтяна, кайма шита золотом, да крест на пелене, дробниц 20 серебрены и золочены, а около дробниц обсажено жемчюжком мелкым и подпись жемчюгом же сажена. Деи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

иконы. По перенесении во Псков Чирская икона стала называться и Псковской 631 . Дни Святогорских икон Богородицы 17 (30) июля Святогорских икон Богородицы две. Они пребывают в Святогорском мужском монастыре Опочского уезда Псковской губернии, основанном на хребте горы, которая прежде называлась Синичьей, a no явлении св. икон Божией Матери некоему Тимофею юродивому названа Святой. Первая Святогорская икона, которая называется «Умиление», явилась Тимофею в 1563 году. Однажды вечером он видел на воздухе, а потом на Синичьей горе ту самую икону, которая находилась в приходской церкви пригорода Вороночи. При сем появлении Тимофей слышал голос, что через шесть лет на той же горе воссияет благодать Божия. Через 6 лет – в 1569 году явилась вторая икона Богоматери – «Одигитрия». От явленных Святогорских икон совершились многие чудеса и исцеления, о коих, по тщательном исследовании их подлинности, Псковский царский наместник, князь Георгий Токмаков, донес государю. Государь посылал новых следователей и, совершенно удостоверившись в истине, повелел поставить на месте явления икон часовню и совершить в нее крестный ход из Вороночи. Некогда часовня, в которую принесены были чудотворные иконы, вся сгорела, но иконы остались невредимы. По обследовании этого события устроили на Св. горе храм во имя Успения Богородицы, а потом и монастырь для пребывания св. чудотворных икон «Умиление» и «Одигитрия». Сии иконы ежегодно в первую пятницу поста св. апостолов приносятся во Псков и в следующий воскресный день обходят с ними около внутренней второй стены Пскова. С 29 августа до 8 сентября бывает хождение с ними в Новоржев и Опочку 632 . День Галичской иконы Богоматери 20 июля (2 августа) Галичская, или Чухломская икона явилась Авраамию Галичскому, или Чухломскому чудотворцу, в XIV веке, около 1350 года. Постриженный в инока Сергием Радонежским, по его благословению Авраамий ради строжайших подвигов смирения удалился в Галичскую пустыню Костромской губернии, к озеру Галичскому напротив города Галича.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010