Эта икона находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Она изображена на северной наружной стене собора, к которой пристроен храм св. великомученика Димитрия. Икона написана, и храм пристроен по следующему случаю. Однажды царевна Плакидия, чтобы повидаться со своим братом, Греческим императором Аркадием, отправилась морем из Рима в Константинополь. Ей пожелалось заехать на Афон, чтобы поклониться иконе Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре, который был устроен её отцом, императором Феодосием, и она приказала пристать своему кораблю к Афонской горе. Когда иноки монастыря узнали о прибытии царевны, вышли на берег, чтобы встретить её с приличными почестями. Когда же они узнали о желании царевны, то увидели, что через исполнение её желания будет нарушен древний устав Афонской горы, которым запрещается туда вход женщинам: но, не смея ослушаться приказания сестры императора, решились ввести её в монастырь. Плакидия по смирению хотела войти в соборный храм не западными, но северными вратами, и едва приблизилась к ним, как вдруг услышала голос: «Стой! Не иди далее, иначе строго будешь наказана». Тогда царевна в страхе пала на землю и со слезами просила прощения у Царицы Небесной. Узнав, что некоторые женщины за вход на Афон были наказываемы смертью , царевна, в благодарность за своё помилование от Пресвятой Богородицы, пристроила к собору храм во имя св. великомученика Димитрия, а на том месте, где она слышала голос, запретивший ей входить в храм, приказала написать икону Богоматери, которая получила название Живоприятной, или Предвозвестительницы. Когда же Плакидия рассказала брату о бывшем с нею чуде в Ватопедском монастыре, то он отправил туда большие дары. Икона, именуемая Живоносный Источник Празднуется сей иконе в пятницу Пасхальной недели. Празднование установлено в память обновления храма в Константинополе, именуемого «Живоносным Источником», и чудес, здесь совершенных. Храм был воздвигнут императором Львом I при источнике, от воды которого силой Пресвятой Богородицы происходили исцеления. Первое чудо, послужившее к созданию храма, было следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

В годы Великой Отечественной войны через Голосеевскую пустынь проходила вторая линия обороны за город Киев. Здесь велись ожесточенные бои. Однако ни один снаряд не попал на монашеское кладбище, на котором был погребен преподобный Алексий Голосеевский. И в годы гонений, и в годы преследований, и в страшное военное время на его могилке всегда горела лампадка и на ее немеркнущий огонек шли люди, взыскующие Небесного Света. В 1993 году обитель открыли как скит Киево-Печерской Лавры. Скитоначальником был назначен Архимандрит Исаакий (Андроник). В этом же году, 4 октября по новому стилю, были обретены мощи преподобного Алексия Голосеевского и открыт домовой храм в честь преподобного Иоанна Многострадального. В 1996 году, согласно решению Священного Синода, Голосеевская пустынь стала самостоятельным монастырем. В ней восстановлены храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и монашеское кладбище; на месте бывшего митрополичьего дома построена новая церковь; выросли монашеский и административный корпуса, дом наместника с домовой церковью в честь святых Царственных Страстотерпцев, гостиница и другие монастырские строения. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Актуальное расписание богослужений Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Икона Пресвятой Богородицы " Живоносный Источник " - 21 апреля (переходящая) Дни памяти вмч. Иоанна Нового, Сочавского (2/15 июня), Прпп. Иоанна Многострадального (18/31 июля) и Алексия Голосеевского (11/24 марта и 21 сентября/4 октября), Собор Трех Святителей - 12 февраля Варлаама и Иоасафа индийских (2 декабря — 19 ноября). Особо чтимые праздники: Местонахождение [ править править код ] Адрес :03041, Украина, Киев, ул. Полковника Затевахина, 14. Телефон: (044) 527-82-19 . Проезд: Где остановиться [ править править код ] Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Оранта " Описания иконы Икона Оранта - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Оранта – один из древнейших образов Пресвятой Богородицы. В символике иконы выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ Иисуса Христа – Божественной и Человеческой. Образ положил основу одному из типов иконографии Божией Матери, который так и назван – «Оранта». «Оранта» по-латински означает «Молящаяся». Широко известна икона Ярославская Оранта из Государственной Третьяковской галерии, которую называют «Великой Панагией». Панагия с греческого переводится как Всесвятая. К иконам типа «Оранта» относятся иконы «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК», «ЗНАМЕНИЕ», «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША». Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Иконографический тип " Богоматерь Влахернитисса " называется по одной из чудотворных икон Влахернского храма в Константинополе или в русской традиции " Богоматерь Знамение " по чуду от новгородской иконы XII века, и представляет Богоматерь Оранту с изображением Младенца Христа в медальоне на груди. Среди всех образов Богоматери с Младенцем он в наиболее ясной и обобщенно символической форме представлял догмат о Воплощении. Богоматерь поднимает руки в литургическом жесте усиленной молитвы. При этом Х[...] Файл 20593.jpg:   Размер: 1572x1876, 2.95 MPix, 591 Kb. Дата: 2013-01-26, участник [ Leon ]. Рейтинг изображения: 3 (198) , (12) . Описание: Оранта Киево-Печерская. Каменный рельеф XV века, высеченный в память обновления Успенского собора – Великой церкви Киево-Печерской Лавры. Изначально украшала фасад Успенского собора, но после одной из многих перестроек храма, была перенесена на Большую лаврскую колокольню и ныне располагается на нижнем ее ярусе с внешней стороны. Таким образом, икона пережила уничтожение самого собора в 1941-м году. Файл 32296.jpg:   Размер: 1101x1600, 1.76 MPix, 388 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (95) , (0) .

http://pravicon.com/icon-242

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом». Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

http://sobory.ru/article/?object=02278

1895 г.- Иоанн (Кратиров), в 1895-1903 гг.- Тихон (Морошкин; † 1903), в 1905-1906 гг.- Хрисанф (Щетковский), 1906-1914 гг.- Анатолий (Каменский), затем сщмч. Прокопий (Титов). В 1913 г. из Русского великомученика Пантелеимона мужского монастыря на Афоне в О. У. м. были переведены иеромонахи Дамаскин (Горбанёв; 1880-1959), Иона (Цирута; † 1965) и др. С 1899 г. послушником обители был буд. прмч. Владимир (Товстик; расстрелян 12 нояб. 1937). В 1908 г. мон-рь владел 395 дес. земли и получал из казны 1191 р. 95 к. ежегодно. В обители проживали 17 монахов и 17 послушников. При О. У. м. действовала церковная школа. Весной 1922 г. в ходе изъятия церковных ценностей имущество и святыни мон-ря были конфискованы, в т. ч. Евангелие с серебряным окладом (1829), Евангелие кованое, «оплечья на икону Божией Матери с венчиком», «оклады с эмалью и камнями», икона Спасителя в серебряном окладе с короной и венцом, большая икона Семи священномучеников Херсонесских в дорогом окладе, иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Живоносный Источник», «Похвала Пресв. Богородицы», чтимый список Касперовской иконы Божией Матери. Вероятно, изъятие завершилось 26 мая 1922 г., поскольку в этот день иером. Феодосий подписал акт сдачи архивов обители в ликвидационный подотдел отдела управления Одесского горисполкома (ГА Одесского обл. Ф. Р-599. Оп. 1. Д. 690. Л. 205). В 1936 г. был разрушен Успенский храм. Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1944 гг., территория оккупированной Одесской обл. находилась в составе губернаторства Транснистрия. По инициативе Румынской православной миссии богослужения на территории монастыря возобновились после 1942 г.; восстановленная ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1834) переосвящена в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1943-1944 гг. упоминается настоятель прихода свящ. Петр Чехович, в 1944-1945 гг.- иером. Иоанникий (Любченко), одновременно числившийся в братии одесского во имя великомученика Пантелеимона монастыря . Служивший неск. месяцев в должности наместника архим.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

30 апреля 2013 г. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил чин обновления отреставрированного после пожара храма обители. По завершении освящения Блаженнейший Владыка поздравил духовенство и верующих с важным событием в жизни монастыря: «Я поздравляю вас с настоящей победой, потому что этот храм на протяжении веков много пострадал и много пережил. Но истина Господня - правда вовеки. И сейчас вы снова собираетесь в этом святом месте, чтобы славить Бога и встречать Его преславное Воскресение». Виртуальный тур по монастырю Святые [ править править код ] Блаженный Христа ради юродивый Иоанн Босой Блаженный Христа ради юродивый Иоанн Босой Святыни [ править править код ] Чудотворная икона была написана в наши дни. Первое чудо, связанное с ней, было явлено в 2006 г. на праздник иконы Божьей Матери, именуемой «Живоносный источник». Тогда перед этой иконой с воздетыми руками стояла Сама Пресвятая Богородица. С тех пор икона стала называться «Десятинная», в честь первого кафедрального собора Киевской Руси. По преданию, эта икона была написана самим святым апостолом и евангелистом Лукой. Икона была подарена князю Владимиру на бракосочетание с византийской принцессой Анной и перенесена в Киев, в Десятинную церковь. После разрушения Десятинки в 1240 году, икону прятали почти 2 столетия. Но во время очередного набега татар в 1482 г. икона исчезла и чудесным образом в 1500 г. явилась в Минске. Отсюда и второе наименование иконы – «Минская». Прп. Иов - основатель Свято-Успенской Почаевской Лавры. Был великим аскетом, чудотворцем и просветителем: переводил труды святых ранней Церкви, издал Острожскую Библию. Прп. Амфилохий был нашим современником. При жизни святой прославился даром исцелений, однажды он воскресил девочку, которая умерла в пути, когда мать везла её к старцу. Св. Георгий совершил множество подвигов. Самым славным считается победа над змеем, державшем в страхе город Бейрут. Свидетели этой победы – 25 тысяч идолопоклонников – приняли христианство. 3а победу над змеем и за мужество в страдании св. Георгия стали называть Победоносцем и считать покровителем воинов.

http://azbyka.ru/palomnik/Десятинный_муж...

Мая 9-го, испросив от посланника для охранения одного каваса, воина из гвардии великого визиря, каковых при посланнике для почести находится пять или шесть, и проводника, знающего греческий язык, ходил я в сопутствии соотечественников в самый Константинополь посмотреть город и древности оного. Осмотрев извне славную Софийскую церковь (ныне мечеть), не имея возможности войти внутрь, только взорами, в преддверие сквозь отверстые двери и потом некоторые знаменитейшие мечети из церквей христианских, водопровод 1001 столпа 55 , столпы Константинов 56 , Аркадиев, Маркианов 57 , стены со вратами 58 и пространнейший гостиный двор, остатки некоторых древних зданий, сим ограничил мое любопытство. Мая 11-го ходил в сообществе тех же своих соотечественников за город в Балаклию 59 (от Перы верст более десяти отстоящую), на живоносный источник Пресвятой Богородицы, уже 1400 лет источающий чудеса исцелений благодатию Царицы Небесной, Которой и древняя чудотворная икона там чествуется. Пред сим знаменитым образом служили мы молебен первообразно, и потом сподобился я, нечистый, не токмо испить от чистейшей воды живоносного источника, но и омыл оной все свое грешное тело, сподобился еще и великой от богоблагодатной благодати погрузить в прозрачные струи преславного чудесами источника Ее и икону Ее (Живоносного Источника), привезенную мной из Новгорода и написанную там с несомненной верой, что она приведет меня к струям многоцелебным, при коих толико веков прославляется знаменьми и силами великое имя Приснодевы Богородицы. На возвратном пути посетил я Влахернский источник 60 Царицы Небесной, находящийся на месте древней церкви его имени, от которой ныне малые токмо остались развалины, посвятился вкушением воды святой и чудотворной. Слава Тебе, Слава Тебе, Слава Тебе, Владычице мира, в милостях ко всему роду христианскому неистощимая! Того же дня ввечеру, испросив от посланника записку к смотрителю загородного его дворца в деревне Бут-дере о принятии меня и помещении в доме, отправился я туда и уже ночью прибыл благополучно, и принят был, и помещен был по желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф.А. Джунковский Курская чудотворная икона Знамения Божией Матери явилась 8-го сентября 1295 года в лесистой пустыне, при корне дерева, где в то же время и произошел источник воды, до сего времени существующий, и над которым ныне устроена Церковь Живоносного Источника. Пустынь эта именуется Коренная и известна по своей значительной ярмарке. После явления чудотворной иконы, она, по сказанию летописей, в скором времени была принесена в город Рыльск по приказанию тамошнего князя Василия Шемяки, где народом благоговейно встречена, но князя при том не было, за что в то же время он объят был слепотой. Но когда признал свою погрешность и принес молебствие пред иконой, вновь получил зрение, за что в знак благодарности и усердия соорудил в городе Рыльске церковь во имя Рождества Богоматери, куда и поставил явленную икону; но оная, чудесным образом возвратилась на прежнее место. Когда же татары сделали на Коренную пустынь нападение, часовню, где находилась явленная икона, сожгли, и самую икону рассекли на две половины и бросили в разные стороны; иерей Боголюб, спустя несколько времени, обе половины иконы нашел, сложил их, и они чудесным образом соединились вместе. Услышав о таком чуде, Рыльские граждане принесли икону в город, с желанием оставить ее у себя; но явленная икона вновь, по чудесному Божию действию, возвратилась на свое место в пустынь, где по повелению царя Феодора Ивановича устроен был монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1597 году эта чудотворная икона была принесена в Москву, где царь Феодор Иванович повелел сделать для нее особую сребро-позолоченную доску, с изображением на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу Пророков, украсив ее, с пожертвованием царицы Ирины Феодоровны, красной атласной пеленой с жемчугом и другими драгоценными камнями. Царь Борис Годунов пожертвовал также для иконы много денег, риз, свечей, ладану, колоколов и проч. Курские граждане, когда с помощью Божией Матери в 1612 году одержали чудесную победу над поляками, в благодарность построили в городе Курске во имя Знамения Пресвятой Богородицы монастырь, куда в 1618 году и поставили чудотворную икону. Ныне имеется в нем архиерейский дом, где она и пребывает доселе. Но в воспоминание явления Ее, с 1726 года ежегодно, после праздника Святой Пасхи в пятницу девятой седмицы, она препровождаема бывает с крестным ходом из города Курска на место явления ее в пустынь и остается там до 12-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorich...

Поиски подземелий, предпринятые уже в наше время при сооружении дренажей вокруг Древне-Успенской церкви, результатов не принесли. У стен древнего храма находился старейший в городе некрополь, сохранявший захоронения XVII–haчaлa XIX в. Одно из последних датированных захоронений – могила надворного советника Михаила Филипповича Прибыткова, скончавшегося 30 октября 1804 г. Несколько погребений находилось в самом храме. В церковной летописи есть сведения о том, что в приделе св. Николая Чудотворца было погребено тело иеромонаха Александра, а в юго-восточном углу того же придела, по словам старожилов, находилось ещё одно захоронение. Здесь же в приделе, или в примыкавшем к нему с северо-востока склепе, находилась могила Елены Афанасьевны Чулковой, скончавшейся в 1742 г. До реставрации церкви в приделе находилась чугунная плита с её могилы, выброшенная на улицу работниками реставрационного участка областного управления культуры, откуда часть плиты с половиной надписи и датой совершения захоронения была, как выяснилось позднее, унесена пионерами в металлолом. Вторую часть удалось найти в мусоре и передать в краеведческий музей. Так выглядел иконостас согласно описи: " …нижний ярус иконостаса: образ Спасителев с серебряным вызолоченным венцом; икона Успения Божией Матери с тремя серебряными позолоченными венцами, украшенными камнями; икона Владимирской Божией Матери с венцами, шитыми по материи серебром, жемчугом, с камнями, древней живописи; икона Божией Матери с Спасителем с двумя серебряными вызолоченными венцами; икона Божией Матери с Младенцем с венцом, шитым по фольге серебром, бисером, каменьями; икона Божией Матери " Живоносный Источник " с серебряной 84 пробы вызолоченной ризой чеканной работы 1835 г., с такой же каймой по краям чеканной работы 1882 г., одежда на Богоматери сделана из жемчуга, а венец с расходящимися лучами из серебра, жемчуга и камней, в том венце вделана золотая 56 пробы брошь круглая, осыпанная драгоценными камнями, одежда на Богомладенце нанизана из жемчуга, а венец серебряный вызолочен, буквы на нём сделаны из оправленных в серебро камней; икона Божией Матери " Не рыдай мене, Мати " в ризе, шитой по фольге серебром, бисером и камнями; крест четырёхконечный, серебряный, вызлащенный чеканной работы 1793 г., весом 19 золотников; икона Божией Матери в серебряной 84 пробы ризе чеканной работы 1837 г.

http://sobory.ru/article/?object=00984

Беспорядки нашел Антропов и в том, что при сооружении новых храмов не представлялись чертежи с указаниями, где святым образам быть пристойно. Вместе с этим донесением Антропов представил реестр усмотренных им на святых иконах неисправностей: 1) Образ Пресвятой Троицы в разновымышленных видах. 2) На иконе Благовещения изображаются два или три архангела со скипетрами в руках и с лентами в ушах; на иных иконах Благовещения изображается на чреве Богоматери Младенец Спаситель в обнаженном виде. 3) Образ Рождества Христова представляется в таком виде: Богоматерь болящая: два Младенца: одного баба омывает, другому волсви поклоняются. 4) На иконе Сошествия Святаго Духа пишется человек в короне и царской одежде и при нем надпись: «грех мира»; на др. иконе иначе подписано. 5) На иконе Рождества Богородицы два Младенца. 6) Икона Премудрости Божией пишется разным и странным образом. 7) Спаситель на кресте, изогнутый в безобразном виде. 8) Вместо Евангелистов пишутся символические животные с надписанием имен самих евангелистов. 9) Мчч. Флор и Лавр с лошадьми и конюхами. 10) На иконе Преображения Спаситель и апостолы представлены трижды, пророки дважды. 11) Иоаким и Анна, обнявшись, лобызаются. 12) Иоанн Креститель пишется в короне с крыльями; в одной руке он держит Христа Спасителя, в другой – свою голову в сосуде. 13) Образ Живоносного источника неправильно. 14) Неопалимая купина многоразличным видом. 15) Мч. Христофор с песьей головой. 16) Бог Отец по шестидневном Творении на постели почивает. 17) Познание Адамом Евы. 18) На Царских вратах допускается изображение овцы с хоругвью и надписью: «и абие изыде кровь и вода». 19) Архангела Михаила пишут странным образом. 20) Икона Пресвятой Богородицы вновь разновымышленными изображениями и изваяниями. 21) Монашеское терпение – непристойным видом. 22) Образ Пресвятой Богородицы с тремя руками, и «прочая непристойность многая в святых иконах находится». Как ни краток и голословен этот отзыв, однако в нем находятся любопытные указания: отсюда видно, что в то время начали входить в обращение в Москве изображения, прямо заимствованные с Запада, – таково изображение Агнца со Знаменем Победы, запрещенное Шестым Вселенским Собором; сюда же можно отнести и изображение Распятого Иисуса Христа в изогнутом положении, составляющем прямое следствие стремления западных художников к натурализму в искусстве; но еще более любопытно отношение самого Антропова к осмотренным им иконам.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010